Научная статья на тему 'Тенденции и научные подходы к процессу непрерывного этнокультурно-технологического образования'

Тенденции и научные подходы к процессу непрерывного этнокультурно-технологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОСТЬ / СИСТЕМНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ / ЭТНОС / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Талых Алексей Александрович, Лобашёв Валерий Данилович

В статье рассматриваются современное состояние и тенденции развития непрерывного технологического образования, а также затрагиваются вопросы, связанные с этнокультурным воспитанием на разных ступенях образования. Даётся описательная характеристика основных научных подходов при построении модели технологии непрерывного этнокультурно-технологического образования. Это системный, культурологический, личностно ориентированный, исследовательский, компетентностный, творческо-технологический и профориентационный подход, при ведущей роли системного, творческо-технологического и профориентационного подходов, которые позволили разработать комплексную технологию в единстве и взаимосвязи учебных дисциплин теоретического и практического обучения, направленных на реализацию цели непрерывного этнокультурно-технологического образования обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Талых Алексей Александрович, Лобашёв Валерий Данилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends and scientific approaches to the process of continuous ethno-cultural and technological education

The article discusses the current state and trends in the development of continuous technological education, as well as issues related to ethno-cultural upbringing at different levels of education. A descriptive characteristic of the main scientific approaches in the construction of the technology model of continuous ethno-cultural and technological education is given. This is a systematic, culturological, personality-oriented, investigative, competency, creative, technological and vocational guidance approach, with the leading role of the system, creative, technological and vocational guidance approaches, which allowed to develop a comprehensive technology in the unity and interrelation of academic disciplines of theoretical and practical training, aimed atachieving the goal of continuous ethno-cultural and technological education of students.

Текст научной работы на тему «Тенденции и научные подходы к процессу непрерывного этнокультурно-технологического образования»

УДК 378

Талых Алексей Александрович

кандидат педагогических наук, доцент

Лобашев Валерий Данилович

кандидат педагогических наук, доцент Петрозаводский государственный университет ata_77@mail.ru, ronaf@mail.ru

ТЕНДЕНЦИИ И НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ НЕПРЕРЫВНОГО ЭТНОКУЛЬТУРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются современное состояние и тенденции развития непрерывного технологического образования, а также затрагиваются вопросы, связанные с этнокультурным воспитанием на разных ступенях образования. Даётся описательная характеристика основных научных подходов при построении модели технологии непрерывного этнокультурно-технологического образования. Это системный, культурологический, личностно-ориентированный, исследовательский, компетентностный, творческо-технологический и профориентационный подход, при ведущей роли системного, творческо-технологического и профориентационного подходов, которые позволили разработать комплексную технологию в единстве и взаимосвязи учебных дисциплин теоретического и практического обучения, направленных на реализацию цели непрерывного этнокультурно-технологического образования обучающихся.

Ключевые слова: непрерывность, системность, этнокультурно-технологическое образование, технология, научные подходы, этнос, компетентность, творческое конструирование, профориентация.

Серьёзное внимание в современной педагогике привлекает, выделяющаяся в самостоятельное научно-практическое направление проблема становления и развития этнокультурного образования.

Специфика выделяемой области образования состоит, в частности, в её обширности и некоторой разомкнутости, нечёткости границ в силу вовлечённости в процесс этнокультурного образования фактически всех слоёв нашего общества. Возникающие вопросы, а часто и проблемы, межкультурного взаимодействия требуют тщательной проработки различных аспектов моноэтнической глубины и полиэтнической широты в жизни и процессах деятельности различных групп социума. Необходимо отметить, что этнокультура, также как и традиционная культура, обладая целостной структурой, в своей основе системна. Она способна формировать «цельную» личность.

Активное проявление многообразия этнокультурных ориентаций, обусловленных деятель-ностным существованием различных этнических групп определяет характеристики социально-культурной ситуации каждого отдельного региона, в которых открыто признаётся многообразие этнокультурных ориентаций. Присутствие и проявление выделенных отличий по демографическим, социальным, экономическим и собственно культурным параметрам выдвигают перед регионом проблемы не только обеспечения надежной системы межкультурной коммуникации, но и создания равных возможностей для их культурного выбора и самоопределения.

В настоящем на практике присутствуют два взаимосвязанных и несколько конкурирующих направлений развития этнокультурного образовательного пространства региона: этнической идентификации и общекультурной национальной интеграции.

Этнокультурная идентичность народа складывается в результате знания событий своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям и традициям, развития языка, образования, сохранения культурной самобытности.

Именно знание и сохранение событий своей истории, обережение культуры, верность и уважение духовных ценностей и традиций, поддержание культурной самобытности обеспечивают и укрепляют этнокультурную идентичность народа. Это утончённое свойство психики человека формируется в процессе свободного и добровольного жизнетворчества нации.

Своеобразная качественная аутентификация индивида с референтной группой и в целом с некоторой общностью осуществляется через социокультурную сферу, созданную народом и представленной школьными учебными заведениями, семьёй, научно-культурными центрами, различными СМИ, административными учреждениями и центрами.

Современные проблемы этнокультурного образования и этнокультурной идентичности преодолеваются порой противоречивыми путями. В обществе наблюдаются различные тенденции, парирующие возникающие затруднения. К числу наиболее эффективных направлений можно отнести:

- этнофилологическое - ориентированное на развитие этноязыка и в целом стимулирующее повышение качества языковой компетенции;

- этнохудожественное - стимулирующее углублённое внимание к народной художественной культуре, раскрытие основ которой происходит в процессе обучения;

- этнопедагогическое - характеризуется обращением содержания учебного процесса к народным нравам, мотивам, традициям;

- регионоведческое - направлено на углублённое раскрытие отличий и особенностей краеведе-

44

Вестник КГУ 2018

© Талых А.А., Лобашев В.Д., 2018

ния, представляющего этнокультурную проблематику в образовательных процессах;

- культурологическое - рассматривающее познание ознакомление, признание и усвоение этно-культуры как части цивилизационной культуры на данном этапе развития социума;

- этнокультурологическое - отмечающее и утверждающее системную целостность этнокульту-ры.

Система непрерывного этнокультурно-техно-логического образования, формируемая положениями общепризнанной современной педагогической парадигмы на основе ряда научных подходов, качественно совершенствуется. Педагогика профессионального образования на настоящий момент рассматривает более 150 видов подходов к организации учебного процесса.

Наиболее полно с задачами непрерывного эт-нокультурно-технологического образования гармонируют следующие научные подходы.

Системный подход рассматривается как методологический базис, основание исследований на междисциплинарном уровне. Деятельностная основа этого подхода предполагает использование аппарата системного анализа, положений «сопутствующих» подходов, законов диалектики.

Используя в идеологическом единстве обширный гуманитарный потенциал различных иных подходов, он позволяет решать учебные задачи в соотнесении с элементами личностно-деятель-ностного, культурологического, аксиологического, антропологического подходов.

Участники процесса обучения ориентируются на успешность разрешения методических противоречий в системе одновременно и подчинённо друг другу присутствующих элементов учебного процесса, представленных в формах предмета, объекта, орудия и результата (учебного труда).

Занимающий главенствующее положение объект изучения фактически предопределяет функциональную иерархию элементов-исполнителей во всём технолого-педагогическом (в этом варианте исполнения) процессе обучения. Особенностью данного подхода является то обстоятельство, что описываемые элементы непрерывно трансформируются в своих ролевых функциях, обеспечивая многогранность освещения всех взглядов и точек зрения каждого участника учебного процесса. Подход способствует построению логически совершенного, процессуально объединённого в части оптимизации используемых элементов системы (маршрута) обучения.

Применяемый в профессиональном обучении системный подход базируется на принципах общенаучного анализа богатства явлений окружающего мира. Отражая общефилософские взгляды на существование и развитие реальности, он позволяет трансформировать достаточно «прямолинейные»

оценки действительности в специальных науках, привнося системность в преодолении некоторой неизбежной схоластики в точных алгоритмах технически совершенных моделях обучения. Подход рассматривает совокупность категорий ценность, смысл и мотивацию как цементирующий базис в оценке потребительской стоимости учебной информации, сообщаемой обучающемуся.

В приложении к задачам разрешения проблем этнокультурно-технологического образования системный подход требует (при проектировании соответствующей программы обучения) выполнения следующих требований:

- формировать систему образования, задавая относительно мягкие граничные условия;

- использовать поэлементный и групповой анализ составляющих блоков всей системы;

- выстраивать «дерево целей», рёбра-связи которого получат способность коррекции и при необходимости более существенного изменения-совершенствования системы в целом;

- определять тенденции и предвосхищать развитие системы на различных уровнях и маршрутах;

- разрабатывать перспективный, многовариантный план развития со способностью адекватно реагировать на потребности текущего момента.

Привлекая средства, приёмы, алгоритмы технологии непрерывного этнокультурно-техноло-гического образования, системный подход в этой ситуации предоставляет возможность создания целостного представления об изучаемом объекте.

Культурологический подход, применительно к системе непрерывного этнокультурно-техноло-гического образования, направлен на активное использование черт обучающегося как носителя культурных ценностей.

Становление современной национальной школы предполагает обязательное присутствие в программе подготовки будущего педагога формирование продвинутых профессиональных качеств, способностей, готовностей. Выделяют следующие отправные положения:

- «опора на четыре мультисистемы культурных ценностей (самого этноса, межкультурного пространства и контекста его эволюции, этнического разнообразия страны, мультикультурных процессов в мире);

- признание, помимо поликультурности содержания и форм образования, принципа его мульти-культурности как механизма взаимовлияния и взаимодействия;

- обеспечение толерантности и равноправия культурных интересов этносов;

- полилингвизм;

- признание диалога культур и равноправного сотрудничества как основных способов активного взаимодействия этносов;

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

45

- создание адекватной образовательной среды для позитивной поликультурной и этнической идентификации ребенка» [6, с. 128].

Приведенные ограничения, рекомендации, условия рассматриваются всего лишь в качестве основных ориентиров этнокультурно-техноло-гической подготовки, сущность которой состоит в достижении программно объединённого полноформатного обогащенного этнического, поликультурного и мультикультурного образования, в достижении гармонии триады профессионально значимых качеств личности обучающегося [3].

В профессиональном образовании прослеживается тесная взаимосвязь культурологического и лично-деятельностного подходов. В качественном единстве они дополняют этнопедагогический подход, в полной мере способствуя достижению интернационального, национального и индивидуального начал личности. Этот эффект ярко проявляется в современной обстановке качественной модернизации общества, погружающегося в новую информационную среду, интенсивно осваивающего рыночные отношения, формирующиеся в цифровой экономике.

Определяющим условием успешного применения этнокультурно-технологического образования становится культуротворчество. В педагогике первоосновой этого положения становится учёт и совершенствование креативных и когнитивных характеристик обучающегося. Современное общество открыло эпоху мировой культурной конвергенции, являющуюся некоторым этапом «усвоения» специфического элемента общей культуры. Образование особенно явно выделяет культуру политехнизма, разрабатывая и внедряя обобщённые и совместные (в том числе, и педагогические) технологии.

При проектировании «процедуры конструирования модели культуротворчества ... необходимо учесть и то, что ... культуротворческая модель -не локальный тип учебного заведения, а система принципов целесообразного построения образовательного процесса» [2].

В основе другого, личностно-ориентирован-ного подхода заложено признание индивидуальности, самобытности, самооценки каждого человека. Человек как выделяется из сообщества, его развитие рассматривается не как растворённого «коллективного субъекта», а, прежде всего, как индивида, приобретающего свой неповторимый субъектный опыт.

Несущая идея этого подхода состоит в признании приматом ценность личности. Самоутверждение и смысл деятельности в оценке личностной значимости превалируют в выстраиваемых процедурах познания истины. Этот подход требует достаточно устойчивой мотивации и методологически слабо коррелирует с задачами интенсивно-

го достижения всеобщего образования на низших ступенях. Подход прогнозирует интенсивный дискурс и на начальных ступенях обучения слишком затратен [4]. При этом предъявляются высокие требования к подготовке педагога, способного на занятиях применять приёмы и методы, использующие элементы рефлексии [5]. Основные положения подхода:

1) определение параметров образовательного пространства развития личности через организацию её деятельности;

2) задание условий и ограничений для обеспечения сродства личностной и предметной сторон деятельности;

3) построение анализ и исполнение корреляционной матрицы модели обучающегося;

4) формирование образа (с использованием численных и качественных характеристик) учебно-познавательной деятельности как личностно значимой модели поведения обучающегося.

Управляя динамикой возрастания заинтересованности в получении знаний, либо парируя угасание этого аспекта поведения личности в течение учебного процесса, личностно-ориентированный подход, применяемый в этнокультурно-технологи-ческом образовании, формирует антропоцентрическую по содержанию цель обучения. Используя технологии проблемно-задачного обучения, методики учебного диалога, технологии имитационных игр, объединяя их на базе личностно-ориентиро-ванного подхода, преподаватель создаёт соответствующие педагогические ситуации [1].

Внедрение в учебный процесс подхода, ставящего главной целью формирование совершенной личности как таковой, требует концентрации усилий на выполнении следующих условий-рекомендаций:

- обеспечение индивидуальности маршрута обучения, учитывающей уникальность черт и характеристик обучающихся;

- учёт рефлексивной реакции обучающего на воздействие со стороны педагогической системы и её адептов, создание благоприятной атмосферы для полной самореализации личности;

- выполнение условий самовыражения личности, снятие порогов (в первую очередь эмоциональных) противления предъявления личностных качеств.

Исследовательский подход в условиях и задачах этнокультурно-технологического образования реализуется в следующих формах обучения: проведение практических исследований в процессе этномоделирования, работа в музейных архивах, написание рефератов, курсовых работ, выпускных квалификационных работ, научных статей, изготовление объектов этнокультурного наследия (народных лодок, народных музыкальных инструментов, народных костюмов и др.), участие обучающихся

46

Вестник КГУ 2018

в профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, экспедициях, регатах и т.п.

Многообразие мыслительной деятельности обучающихся предопределяет широту вариантов создаваемых ими исследовательских навыков. В немалой степени этому способствует обширная гамма, вариативность содержания и сложности учебных задач, предлагаемых обучающимся. В частности могут быть предложены задания:

- выполнение контент-анализа научной статьи по выбранной проблеме исследования в области этнокультурно-технологического образования;

- проанализировать научное эссе по выбранному направлению исследования, выделить непонятные положения, составить матрицу вопросов для последующего обсуждения;

- проанализировать доклады, представленные на семинаре по тематике изучаемого раздела, темы.

Использование компетентностного научного подхода в этнокультурно-технологическом образовании предполагает:

- сотрудничество участников учебного процесса в построении исполняемого маршрута обучения и в разработке перспективной тактики полного цикла обучения;

- создание специфической креативной среды с использованием и учётом следующих элементов:

1) ориентация на самостоятельную поисковую деятельность обучающихся, на применение ими ранее приобретённого социального опыта, на приобретение ими опыта самостоятельного поиска решений и способности принятия решений с элементами риска достижения конечного результата;

2) использование в проектировании обучающего процесса адаптированного социального опыта преодоления проблем в трудовых, познавательных, коммуникативных, нравственных, эстетических сферах;

3) применение систем оценивания, учитывающих степень освоения и предъявления обучающимися общих и специальных компетенций;

4) применение систем оценивания коллективной деятельности.

Учебные занятия во всех дисциплинах этно-культурно-технологического образования направлены на повышение у обучающихся интереса к учебе. Предстоит научить их творческому учебному, созидающему труду, а в конечном итоге -научить учиться. Как и в ранее описанных подходах непреложным остаётся требование к высокой профессиональной подготовке и внутренней культуре педагогов.

Системно-квалификационная направленность компетентностного подхода подчинена идеологии трактования его содержательного наполнения в форме совокупности элементов, характеризующих результата обучения, его практическую ценность. По сути, задаются параметры кортежа обученности выпускника. При этом процесс опи-

сывается не в терминах ЗУН (знания - умения - навыки), но в категориях «возможности - способности - готовность», последняя последовательность ориентирует обучающегося на овладевание профессиональной деятельностью в её полной синтетической сложности.

Творческо-конструкторский подход делает основной акцент в процессах этнокультурно-тех-нологического образования на разрешение в ходе обучения различных творческо-конструкторских заданий, вопросов, ситуаций и т.д. Идеологической и, в то же время, количественной единицей такого обучения выступает интеллектуальное умение (или даже навык), позволяющее разрешать творче-ско-конструкторские задания.

Условия таких задач, как правило, направлены на поиск и обработку информации, разработку тактики и стратегии деятельности, освоение способов применения знаний для решения практических проблем и т.п.

Профориентационный подход в образовании направлен на обеспечение непрерывности ступеней образования при подготовке воспитателей, учителей технологии, педагогов дополнительного образования, школьников, аспирантов, взрослого незанятого населения и др. Он ориентирован на интенсификацию профессиональной мотивации, изучение условий её формирования, разработку способов поддержания и развития. В реальном учебном процессе этот подход наиболее эффективен при проведении диагностирования профессиональных предпочтений и определении степени профессиональной пригодности.

Как показывает практика, процесс непрерывного этнокультурно-технологического образования, основанный на органичном сочетании системного, культурологического, личностно-ориентированно-го, исследовательского, компетентностного, твор-ческо-конструкторского и профориентационного научных подходов, «усиленных» творческой составляющей обучения, способствует решению задач повышения качества подготовки обучающихся.

Библиографический список

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. - Казань: Изд-во Казанского унта, 1988. - 240 с.

2. Брушлинский А.В. Деятельностный подход и психологическая наука // Вопросы философии. -2001. - № 2. - C. 89-95.

3. Ефлова З.Б., Смирнова С.И. Современные аспекты подготовки учителей карельского языка в университете [Электронный ресурс] // Непрерывное образование XXI век: Электронный научный журнал. - 2017. - № 3 (19). - Режим доступа: http:// lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3564 (дата обращения: 14.09.2018).

Педагогика. Психология. Социокинетика № 4

47

4. Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение // Вопросы философии. -2001. - № 2. - С. 56-65.

5. Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации. - Воронеж: Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2001. - 157 с.

6. Этнонациональная школа и мультикультур-ные процессы // Новые ценности образования. -2005. - № 3 (22). - 148 с.

References

1. Andreev V.I. Dialektika vospitaniya i samovospitaniya tvorcheskoj lichnosti. Osnovy pedagogiki tvorchestva. - Kazan': Izd-vo Kazanskogo un-ta, 1988. - 240 s.

2. Brushlinskij A.V. Deyatel'nostnyj podhod i psihologicheskaya nauka // Voprosy filosofii. - 2001. -№ 2. - C. 89-95.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Eflova Z.B., Smirnova S.I. Sovremennye aspekty podgotovki uchitelej karel'skogo yazyka v universitete [EHlektronnyj resurs] // Nepreryvnoe obrazovanie XXI vek: EHlektronnyj nauchnyj zhurnal. - 2017. -№ 3 (19). - Rezhim dostupa: http://lll21.petrsu.ru/ journal/article.php?id=3564 (data obrashcheniya: 14.09.2018).

4. Lektorskij VA. Deyatel'nostnyj podhod: smert' ili vozrozhdenie // Voprosy filosofii. - 2001. - № 2. -S. 56-65.

5. Leshchinskij V.I. Pedagogicheskaya tekhnologiya lichnostnoj orientacii. - Voronezh: Izd-vo im. E.A. Bolhovitinova, 2001. - 157 s.

6. EHtnonacional'naya shkola i mul'tikul'turnye processy // Novye cennosti obrazovaniya. - 2005. -№ 3 (22). - 148 s.

Вестник КГУ 2018

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.