Вопросы общего образования
УДК 37.047 + 371.04 DOI: 10.14529^170202
ББК Ч420.053.6
РЕФЛЕКСИВНЫЕ СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Т.Ф. Ушева
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
В поисках современных форм повышения эффективности профориентационной деятельности школьников в статье рассматривается пример социального партнёрства. Статья посвящена описанию роли рефлексивных субъектов, участников социального партнёрства, которые создают взаимодействие на основе кооперации и взаимоответственных отношений в организации образовательной среды.
В статье показаны новые возможности, раскрывающиеся перед школой в вопросах профориентации. Актуализирована ведущая роль научного сопровождения коллективной профориентационной работы.
Рефлексивный субъект социального взаимодействия как единица коммуникации по вопросам профориентационной деятельности школьников описан в статье через образ профессионала, который даёт возможность действовать («совершать профессиональные пробы») и создаёт условия для самоанализа.
Результаты экспериментального исследования показывают эффективность новых форм профориетационной деятельности школьников. Рефлексивные отношения в процессе социального партнёрства позволяют сохранить устойчивое сотрудничество с различными категориями партнёров (работодателями, органами управления и другими властными структурами, общественными объединениями и организациями).
Ключевые слова: образование, образовательная среда, профориентация, социальное партнёрство, взаимодействие, сотрудничество, кооперация, рефлексивный субъект, социальный педагог.
Введение
На современном этапе развития образования профориентационная деятельность приобретает новые формы. Профессиональная ориентация школьников вновь стала рассматриваться как важный вопрос государственной кадровой политики. На помощь в вопросах профориентации к школьникам и их родителям приходят разные профессионалы: педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги.
Стало очевидно, что и само профессиональное сообщество заинтересованно в мотивированном и перспективном молодом пополнении. Независимо от того, государственные это или частные предприятия, они все ждут достойное профессиональное пополнение. Для эффективной профессионально-просветительской и развивающей работы необходимо научно-методическое руководство, чтобы она была целенаправленной и продуктивной.
Деятельностную реализацию такого взаимодействия мы исследовали на примере знакомства школьников с профессией «социальный педагог». Основу взаимодействия по вопросам профориентации школьников составили социальные партнеры: вуз - колледж -общеобразовательные школы - образовательные учреждения дополнительного образования - общественные организации и другие. Содержание профориентационной деятельности школьников раскрывается на основе требований профессиональных стандартов: общая характеристика профессии - обучающимся дают представление, какую конкретно деятельность осуществляют работники, раскрывают функции профессиональной деятельности; знания, умения и конкретные виды действий, а самое главное некоторые трудовые обобщенные функции представлены в качестве «профессиональной проб».
Изучение состояния проблемы в научной литературе
Сегодня образование задает вектор жизненного пути молодых людей, а часто является и жизненным успехом. В основном нормативном документе - федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» образование определяется как единый целенаправленный процесс обучения и воспитания. Обучение - это процесс организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, а процесс воспитания - это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [9].
Анализ проблематики профориентацион-ной деятельности школьников был основан на работах М.Ю. Дроздовой, Е.А. Климова, А.Г. Миронова, Н.Ф. Родичева, Т.А. Султановой, С.Н. Чистяковой, который раскрыл их трудности в профессиональном самоопределении [2, 10, 18, 19].
Мы изучили современные варианты организации профориентационной работы: региональные интеграционные платформы (В. А. Вит-тих), виртуальный ресурс «Виртуальная служба поддержки профессионального самоопределения» (А.Г. Миронов), социальное партнёрство (Л.Г. Гусляков, Е.Н. Деревцова, А.В. Кибальник, И.В. Федосова, С.Н. Чистякова) [2, 3, 5, 8, 15, 16, 19]. Определение понятий Ведущим понятием в нашем исследовании стало определение «рефлексивные субъекты» социального партнёрства. Само явление социального партнёрства и его определение прочно вошли в образовательную практику. Мы вслед за Н.Ф. Родичевым и С.Н. Чистяковой понимаем партнёрство «как добровольное взаимодействие ради достижения общих (или близких) целей и совместного решения проблем на основе взаимоуважения и признания равных прав субъектов (участников) взаимодействия и коммуникации» [10, 18].
Особенность социального партнёрства, которую отмечает В.А. Виттих, заключается в том, что оно «возникает не под воздействием команд какого-то управляющего органа, а яв-
ляется результатом самоорганизации в процессах коммуникаций потенциальных партнёров» [2]. Партнёры организуют взаимодействие на основе кооперации в том смысле, в котором рассматривал её Г.П. Щедровицкий [21]: «кооперативная связь двух актов деятельности, особая структура кооперации, объединяющая кооператов или кооперантов».
На этой основе мы выделили особенность социального партнёрства - взаимоответственность, которая присуща индивидуальному и коллективному субъекту при возможности самоанализа через отношения других. Такой характеристикой обладают рефлексивные субъекты, способные в кооперации самоопределяться в рабочей ситуации, удерживать коллективную задачу, принимать ответственность за происходящее в ситуации, осуществлять пошаговую организацию деятельности, соотносить результаты с целью деятельности [6, 8]. В социальном партнёрстве такими субъектами являются как индивидуальные, так и коллективные субъекты.
Рефлексивность - это действительно необходимое свойство практического мышления, задача которого - в применении знаний общего к конкретным ситуациям действительности в нашем случае вопросов профориентации [14].
Рефлексия выступает в качестве основного психологического механизма организации социальным партнёром взаимодействия, который можно описать как процесс рефлексивного управления деятельностью обучающихся. Такое рефлексивное управление может реализовываться при определенных условиях: если, с одной стороны, взаимодействие будет отражать картину внутреннего мира ученика, понимать его ожидания, потребности, интересы, разделять его заботы, проблемы, радости и успехи, а также, если, с другой стороны, будут созданы условия для реализации деятельности обучающегося.
Понятие «рефлексивное партнёрство» уже введено Г.М. Шигабетдиновой и в нашем случае рассматривается как вид социального партнёрства: «рефлексивное партнёрство -это тип конструктивного взаимодействия, основанный на рефлексивном управлении своим поведением участниками (саморегуляцией), на соуправлении ситуацией взаимодействия и выработкой норм, правил, ценностей взаимодействия, характеризующийся согласованностью действий и распределением ответствен-
ности за результативность совместной деятельности, направленной на достижение целей участников взаимодействия [20].
Согласованность действий и распределение ответственностей за результаты совместной деятельности оформляются документально в единый проект деятельности. В ходе реализации проекта каждый участник имеет право внести корректировки или организовать всех для промежуточного анализа результата. Сотрудничество субъектов в процессе обучения даёт возможность каждому проявить себя в образовательной среде [7, 22], и главное, по мнению Т.А. Султановой, осознаваемость среды предполагает осознанную включенность всех субъектов образовательного процесса [12].
Экспериментальное исследование
и результаты
В исследовании эффективности профори-ентационной деятельности школьников на основе социального взаимодействия рефлексивных субъектов приняли участие: кафедра социальной педагогики и психологии Иркутского государственного университета (под руководством И.В. Федосовой), средние общеобразовательные, специальные и специализированные образовательные и попечительские учреждения, подведомственные Министерству образования Иркутской области и Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области [1, 4, 11].
Идеи технологического подхода были основанием реализации экспериментального исследования. В рамках технологического подхода социальное партнерство представляется как одна из основ его технологизации, «как систематизированное осуществление социальными партнерами полезных и наиболее рациональных практических действий (Э. Бондаренко, М. Лушникова, С. Щеглова и др.), цель которых - достижение согласия и взаимный отказ от противоборства и конфронтации (Л.Г. Гуслякова)» [11, 15, 17].
Взаимодействия в процессе экспериментального времени строились на системе взаимовыгодных, конструктивных, долговременных отношений социальных партнеров в лице потенциальных работодателей, вузов, органов власти и иных организаций и приобрели устойчивый характер.
Цель социального взаимодействия показать необходимость защиты социальных прав выпускника из системы общего образования и
организовать быструю адаптацию к новым социально-экономическим условиям жизнедеятельности с учетом требований работодателей по содержанию подготовки специалистов.
Партнёрские отношения сложились со школами города Иркутска и Иркутской области: МБОУ СОШ № 9, 22, 29, 36, 76, 77, 80 (г. Иркутск); Центр образования № 47 (г. Иркутск); ОГКОУ «Школа-интернат с углублённым изучением музыки» (г. Иркутск); ОГАОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» (г. Иркутск); ОГОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с углублённым изучением музыки» (г. Иркутск); ОГСОКУ «Кор-рекционная школа-интернат № 20 для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» (г. Иркутск); ОГОУ «Кадетская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (г. Иркутск); ОГБУ СО «Иркутский детский дом-интернат № 1 для умственно отсталых детей» (г. Иркутск); ОГОКУ «Детский дом № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (г. Иркутск); ГОУ СО «Иркутский детский дом-интернат № 2 для глубоко умственно отсталых детей»; Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей (г. Иркутск); МБОУ СОШ № 2, 10, 12, 16 (г. Усолье-Сибирское); МБОУ СОШ № 17 (г. Ангарск); ОГОКУ «Детский дом № 4» (г. Шелехов); ГОКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Областной детский дом (г. Ангарск); Центр профилактики, реабилитации и коррекции Министерства образования Иркутской области; Центр развития творчества детей и юношества (г. Шелехов); ГОУ СО «Детский дом» (г. Усолье-Сибирское).
Взаимоответственные партнёры - органы государственного и муниципального управления: Министерство образования Иркутской области, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, Департамент образования г. Иркутска, Управление по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью, Общественная палата Иркутской области и Общественная палата г. Иркутска, Областной Центр профилактики наркомании, Молодежный кадровый центр
(г. Иркутск), Комиссия по делам молодежи, спорту и патриотическому воспитанию и др.
Социальные партнеры в экспериментальной работе наделены полномочиями и каждый из них имеет свои специфические функции. Социальные партнёры в системе образования взяли на себя функционал: организация эффективной реабилитации детей и подростков с нарушениями в развитии; социально-педагогическая помощь детям, семьям, находящихся в трудной жизненной ситуации; совершенствование научно-методической и профориентационной работы в школе; развитие инновационной деятельности в сфере социально-педагогического образования и др.
Каждый из партнёров в процессе коммуникации проявил осознанную позицию в понимании важности создания условий для профориентационной работы школьников по пути «социального педагога».
Рефлексивное взаимодействие преподавателей вуза со специалистами в школах способствует, с одной стороны, учёту образовательных запросов учреждений-партнеров, с другой, качественному выполнению поставленных задач по разработке практических заданий, их оценке, комплексному сопровождению обучающихся в трудных ситуациях профессионального выбора. Рефлексивное взаимодействие, как экспериментальный фактор, задало соответствующие формы партнерства: проведение занятий с участием работодателей в рамках учебных дисциплин; совместная разработка и издание учебных пособий, методических рекомендаций; проведение курсов повышения квалификации; консультации для педагогов; рецензирование учебных программ, программ сопровождения; участие работодателей в воспитательных мероприятиях; участие педагогов в конференциях, организуемых кафедрой и вузом, публикация материалов; организация и проведение занятий в профильных социально-педагогических классах на базе школ Иркутской области.
Целью программы «Будущее Сибири» является становление личностного самоопределения школьников в поликультурной среде.
Задачи программы:
1. Создание условий для коммуникативной практики школьников.
2. Формирование рефлексивных умений.
3. Освоение проектировочной деятельности.
В основе построения программы лежат следующие теоретические и методологические разработки отечественных авторов: субъ-ектно-деятельностный подход к процессу становления субъекта в деятельности (А.В. Бруш-линский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков); теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); теории по проблемам перспективного жизненного самоопределения (Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик) [13].
Содержание программы «Будущее Сибири» реализует идею личностно-центриро-ванного подхода (Л. С. Братченко, А. Маслоу, К. Роджерс) - развитие личностного потенциала, придание образованию личностного смысла; активность ребенка в обучении. Главный способ познания в процессе освоения программы - собственный опыт ребенка. Программа ориентирована на формирование у школьников универсальных умений, представляющих собой результат освоения теоретических знаний, а также результат проживания соответствующих социокультурных ситуаций. Упомянутые компоненты являются важнейшими составляющими психологической зрелости и опыта человека, выступающего в качестве обязательного условия включения личности в современную поликультурную реальность. Содержание программы и способы ее реализации нацелены на включение школьника в процесс самопознания, тем самым создаются условия для сознательного выявления и утверждения собственной позиции, реализуется поставленная цель - личностное самоопределение школьника. Программа построена на основе модульного принципа. Модуль является относительно завершенной единицей содержания образования. Внутри него находятся компоненты, которые можно осваивать в разных последовательностях. Программа реализуется в четырех модулях.
Результаты анкетирования обучающихся, участвовавших в экспериментальной программе (всего 684 человека), показали следующее: 98 % выразили готовность вступать в коммуникацию с представителями социокультурного и профессионально-производственного окружения; 94,7 % - готовность прогнозировать и планировать свои профори-ентационно значимые действия; 18 % - решимость сделать свой профессиональный выбор связанный с профессией в социальной
сфере; 57,7 % - региональную ориентированность в реализации профессиональной мобильности.
Школьники отметили положительные стороны экспериментальной программы социального партнёрства: многообразие форм взаимодействия, непосредственная коммуникация, проблематизация, самоанализ, а самое главное (на первом и втором местах в рейтинге) - «профессиональные пробы» и взаимодействие с личностью профессионала.
В целом социальное партнёрство решает задачи не только заинтересованного профессионального сообщества, но и задачи образования, которые решить в одиночку школа уже не в силах. Во избежание создания формальных структур на основе идей социального партнёрства в процесс коммуникации необходимо включать только тех, кто осознанно подходит к актуальной проблеме и видит рациональность своего участия в партнёрских отношениях.
Заключение
Рефлексивные субъекты в процессе социального партнёрства организуют коммуникацию, основанную на субъект-субъектных отношениях, которая провоцирует каждого, кто вступает в коммуникацию или подвергается её влиянию (в нашем случае) школьники с вопросами профориентации, занимать субъектную позицию.
Рефлексивные отношения в процессе социального партнёрства позволяют сохранить устойчивое сотрудничество с различными категориями партнеров (работодателями, органами управления и другими властными структурами, общественными объединениями и организациями).
Рефлексивные формы социального взаимодействия (организационно-деятельные игры, сетевые формы общения, обратная связь и др.) дают возможность организовать понимание целевых установок и качества взаимодействия.
Рефлексивный субъект социального взаимодействия как единица коммуникации в нашем случае по вопросам профориентацион-ной деятельности школьников, представляет образ профессионала, даёт возможность действовать («совершать профессиональные пробы») и создаёт условия для самоанализа.
С целью повышения качества профориен-тационной деятельности обучающихся социальное партнёрство рефлексивных субъектов
является целесообразной формой, которую можно тиражировать на любые группы занятий в профессиональной деятельности.
Литература
1. Беринская, И. В. Теоретико-методологические подходы к определению менеджмента как части социального управления в образовательной среде / И.В. Беринская // Вестн. Вост.-Сибир. гос. акад. образования. -2013. - № 19. - С. 17-20.
2. Виттих, В.А. Социальное партнерство как основа организации процессов управления в информационном обществе / В.А. Виттих // Проблемы управления и моделирования в сложных системах: тр. XIII междунар. конф. -Самара: Самар. науч. центр РАН, 2011. -С. 365-368.
3. Гуслякова, Л.Г. Социальное партнерство: проблемы, реалии, перспективы: моногр. / Л.Г. Гуслякова. - Барнаул, 2003. - 107 с.
4. Деревцова, Е.Н. Оценка эффективности социального партнёрства кафедры вуза / Е.Н. Деревцова, И.В. Федосова // Вестн. Иркутского гос. техн. ун-та. - 2013. - №7 (78). -С. 250-255.
5. Дроздова, М.Ю. Мотивы выбора старшеклассниками профессиональной и образовательной траекторий /М.Ю. Дроздова, А.Г. Миронов // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сб. ст. по материалам науч.-практ. конф. - Красноярск, 2013. - С. 48-52.
6. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М. : Академия, 2004. - 304 с.
7. Коротаева, Е.В. Сотрудничество субъектов в процессе обучения: мифы и реалии / Е.В. Коротаева // Школа педагогических взаимодействий: вчера, сегодня, завтра: сб. материалов Всерос. конф. с элементами науч. школы для молодых учителей / под ред. Э.Ф. Зеера; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. -310 с.
8. Миронов, А.Г. Проблемы организации профориентационной деятельности обучающихся в современных условиях / А.Г. Миронов // КПЖ. - 2015. - № 6-1. - http://cyberleninka.ru/ article/n/problemy-organizatsii-proforientatsionnoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 15.02.2017).
9. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: по состоянию на
13 июня 2015 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53. - С. 75-98.
10. Родичев, Н.Ф. Формирование профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования / Н. Ф. Родичев, С.Н. Чистякова //Педагогика. - 2012. -№ 9.- С. 16-24.
11. Социальное партнерство как образовательный ресурс вуза /И.В. Беринская, О.В. Гордина, А.И. Гордин и др. // Social Sciences. -2016. - Vol. 11. - Iss. 25. - P. 6104-6111.
12. Султанова, Т.А. Профессиональная образовательная среда: сущность, структура, критерии качества / Т.А. Султанова // Наука и современность. - 2011. - № 8-1. -http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-obrazovatelnaya-sreda-suschnost-struktura-kriterii-kachestva (дата обращения: 02.02.2017).
13. Ушева, Т.Ф. Основные идеи рефлексивного подхода в педагогическом образовании / Т.Ф. Ушева // The Unity of Science: International Scientific Periodical Journal. -2015. - Т. 2, № 1-2. - С. 27-29.
14. Ушева, Т.Ф. Реализация рефлексивного подхода в педагогическом образовании / Т.Ф. Ушева // Сибир. пед. журнал. - 2014. -№ 4. - С. 66-71.
15. Федосова, И.В. Овладение студенческой молодёжью конструктивными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций через включение в волонтёрскую деятельность / И.В. Федосова, А.В. Кибальник // Европ. журн. соц. наук. - 2013. - № 6 (34). - С. 60-70.
16. Федосова, И.В. Социальное партнерство вуза как фактор повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов / И.В. Федосова, Е.Н. Деревцова //
Современные исследования социальных проблем. - 2015. - № 8 (52). - С. 306-321.
17. Федотова, Е.Л. Продуктивность социально-педагогического взаимодействия в условиях реализации Концепции развития образовательной организации /Е.Л. Федотова // Социально-педагогическое сопровождение личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Иркутск, 18-19 ноября 2016 г.). -Иркутск: Изд-во «Иркут», 2016. - С. 11-17.
18. Чистякова, С.Н. Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования / С.Н. Чистякова // Школа и производство. - 2013. - № 1. - С. 9-12.
19. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения / С.Н. Чистякова // Проф. образование в России и за рубежом. - 2015. -№ 2 (18). - http://cyberleninka.ru/article/n/ professionalnoe-samoopredelenie-obuchayuschihsya-problemy-i-puti-resheniya (дата обращения: 15.02.2017).
20. Шигабетдинова, Г.М. Партнёрство как конструктивное взаимодействие: теоретическая экспозиция проблемы / Г.М. Шигабетдинова // Фундамент. исследования. -2014. - № 3-1. - С. 193-196.
21. Щедровицкий, Г.П. Рефлексия в деятельности / Г.П. Щедровицкий // Вопросы методологии: Архив номеров (1991-1995). -С. 157-188. - http://www.circle.ru/archive/vm/ nom (дата обращения: 12.02.2017).
22. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Яс-вин. - М. : Смысл, 2001. - С. 115.
Ушева Татьяна Фёдоровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Иркутский государственный университет, г. Иркутск, [email protected].
Поступила в редакцию 1 декабря 2016 г.
DOI: 10.14529/ped170202
REFLEXIVE MEMBERS OF THE SOCIAL PARTNESHIP IN THE CARRER GUIDANCE ACVITIES' ORGANIZATION FOR SCHOOLCHILDREN
T.F. Usheva, [email protected]
Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation
The article provides an example of social partnership in pursuit of the modern ways of increasing the effectiveness. The paper describes the role of reflexive members, participants of social partnership that are the constituents of the interaction based on cooperation and confidential relations in creating learning environment.
The article demonstrates new career guidance opportunities for schools. The focus is on the significant role of scientific guidance of collective career activities.
The results of the experimental research prove the effectiveness of the new forms of career guidance of schoolchildren. The reflexive relations in social partnership provide the long-term cooperation with different categories of partners (employers, government agencies and nongovernmental organisations)
Keywords: education, learning environment, career guidance, social partnership, interaction, collaboration, cooperation, reflexive member, social counsellor.
References
1. Berinskaya I.V. [Theoretical and Methodological Approaches to the Definition of Management as a Part of Social Management in the Educational Environment]. Bulletin of the Eastern-Siberian State Academy of Education, 2013, no. 19, pp. 17-20. (in Russ.)
2. Vittikh V.A. [Social Partnership as the Basis of Management in the Media Scene]. Problemy upravleniya i modelirovaniya v slozhnykh sistemakh: trudy XIII mezhdunarodnoy konferentsii [The Problems of Management and Modelling in Complex Systems: Collection of Articles of XIII International Conference]. Samara, 2011, pp. 365-368. (in Russ.)
3. Guslyakova L.G. Sotsial'noe partnerstvo: problemy, realii, perspektivy [Social Partnership: Problems, Realias, and Prospects]. Barnaul, 2003. 107 p.
4. Derevtsova E.N., Fedosova I.V. [Evaluation of the Social Partnership Effectiveness of a University Department]. Bulletin of the Irkutsk State Technical University, 2013, no. 7 (78), pp. 250-255. (in Russ.)
5. Drozdova M.Yu., Mironov A.G. [Motives of Career and Education Determination by Senior Students]. Professional'noe samoopredelenie molodezhi innovatsionnogo regiona: problemy i perspektivy: sbornik statey po materialam nauchno-prakticheskoy konferentsii [Youth Career Determination in an Innovative Region: Problems and Prospects: Collection of Articles of Scientific-Practical International Conference]. Krasnoyarsk, 2013, pp. 48-52. (in Russ.)
6. Klimov E.A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of Career Determination]. Moscow, Akademiya Publ., 2004. 304 p.
7. Korotaeva E.V. [Cooperation of Subjects in the Learning Process: Myths and Realities]. Shkola pedagogicheskikh vzaimodeystviy: vchera, segodnya, zavtra: sbornik materialov Vserossiyskoy konferentsii s elementami nauchnoy shkoly dlya molodykh uchiteley [School of Pedagogical Interactions: Yesterday, Today, Tomorrow: Sourcebook of Russian Conference with the Scientific School Elements for Young Teachers]. Ekaterinburg, 2010, pp. 23-31. (in Russ.)
8. Mironov A.G. Problemy organizatsii proforientatsionnoy deyatel'nosti obuchayushchikhsya v sovremennykh usloviyakh [Problems in Organisation of Career Guidance Activities in Modern Conditions]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n7problemy-organizatsii-proforientatsionnoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya-v-sovremennyh-usloviyah (accessed 15.02.2017).
9. Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law "About Education in the Russian Federation"]. Legislation Bulletin of the Russian Federation, 2012, no. 53, pp. 75-98. (in Russ.)
10. Rodichev N.F., Chistiakova S.N. [Formation of Career Self-Determination of Schoolchildren in the Conditions of Lifelong Education]. Pedagogy, 2012, no. 9, pp. 16-24. (in Russ.)
11. Berinskaya I.V., Gordin O.V., Gordin A.I., Derevtsova E.N., Fedosova I.V. [Social Partnership as Educational Resource of a Higher Institution.]. The Social Sciences, 2016, vol. 11, no. 25, pp. 6104-6111. (in Russ.)
12. Sultanova T.A. [Career Educational Environment: Essence, Structure, Criteria of Quality]. Science and Modernity, 2011, no. 8-1. (in Russ.)
13. Usheva T.F. [The Main Ideas of Reflexive Approach in Pedagogic Education]. The Unity of Science: International Scientific Periodical Journal, 2015, vol. 2, no. 1-2, pp. 27-29. (in Russ.)
14. Usheva T.F. [Realisation of Reflexive Approach in Pedagogic Education]. Siberian Pedagogic Journal, 2014, no. 4, pp. 66-71. (in Russ.)
15. Fedosova I.V., Kibal'nik A.V. [Taking Part in Voluntary Work as a Constructive Strategy of Solving Difficult Life Situations for Youth]. European Journal of Social Sciences, 2013, no. 6 (34), pp. 60-70. (in Russ.)
16. Fedosova I.V., Derevtsova E.N. [Social Partnership as a Factor of the Effectiveness Increase of the Professional Education of Future Specialists]. Contemporary Researches in Social Problems: Scientific E-Journal, 2015, no. 8 (52), pp. 306-321. (in Russ.) DOI: 10.12731/2218-7405-2015-8-25
17. Fedotova E.L. [Productiveness of Social-Pedagogical Interaction in Conditions of Realisation of the Conception of the Development of an Educational Institution]. Sotsial'no-pedagogicheskoe sopro-vozhdenie lichnosti, okazavsheysya v trudnoy zhiznennoy situatsii: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (g. Irkutsk, 18-19 noyabrya 2016 g.) [Social-Pedagogical Guidance of an Individual in Difficult Life Situations: Collection of Articles of International Scientific-Practical Conference (Irkutsk, November 18-19, 2016)]. Irkutsk, 2016, pp. 11-17. (in Russ.)
18. Chistiakova S.N. [New Approaches to the Formation of Career Determination of Schoolchildren in Lifelong Education]. School and Production, 2013, no. 1, pp. 9-12. (in Russ.)
19. Chistiakova S.N. [Formation of Career Self-Determination of Schoolchildren: Problems and Resolutions]. Career Education in Russia and Abroad, 2015, no. 2 (18). (in Russ.)
20. Shigabetdinova G.M. [Partnership as a Constructive Interaction: Theoretical Approach]. Fundamental Investigations, 2014, no. 3-1, pp. 193-196. (in Russ.)
21. Shedrovitckiy G.P. [Reflexion in Details (1991-1995)]. The Problems of Methodology: Archive, pp. 157-188. (in Russ.)
22. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya kproektirovaniyu [Educational Environment: from Modelling to Designing]. Moscow, Smysl Publ., 2001. 115 p.
Received 1 December 2016
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Ушева, Т.Ф. Рефлексивные субъекты социального партнёрства в организации профориентационной деятельности школьников / Т.Ф. Ушева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2017. -Т. 9, № 2. - С. 27-34. БО!: 10.14529/реа170202
FOR CITATION
Usheva T.F. Eflexive Members of the Social Part-neship in the Carrer Guidance Acvities' Organization for Schoolchildren. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2017, vol. 9, no. 2, pp. 27-34. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped170202