Научная статья на тему 'Методологические основания проектирования моделей управления многообразием в образовательных системах'

Методологические основания проектирования моделей управления многообразием в образовательных системах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННОЕ МНОГООБРАЗИЕ / СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ МНОГООБРАЗИЕМ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ МНОГООБРАЗИЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ / INFORMATION MARKETING APPROACH / INFORMATION DIVERSITY / DIVERSITY MANAGEMENT STRATEGIES / DIVERSITY MANAGEMENT MODEL IN EDUCATIONAL SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Певзнер Михаил Наумович, Петряков Петр Анатольевич, Донина Ирина Александровна, Ушанова Ирина Анатольевна

В статье представлена концепция реализации идеи информационно-маркетингового подхода в управлении культурным многообразием. Авторы предлагают базовую модель управления многообразием в образовательных системах, включающую концептуально-целевой, диагностический, формирующий, аналитический и результативный блоки. На основе представленной модели в будущем могут быть спроектированы частные модели, учитывающие специфику конкретных регионов, образовательных организаций и изменяющийся социокультурный контекст их развития. Примерами таких моделей являются информационно-диверсификационная модель и информационно-консультативная модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Певзнер Михаил Наумович, Петряков Петр Анатольевич, Донина Ирина Александровна, Ушанова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASIS FOR THE DESIGN OF MODELS OF DIVERSITY MANAGEMENT IN EDUCATIONAL SYSTEMS

The article presents the concept of implementing the idea of an information-marketing approach in managing cultural diversity, describes the results of an experiment to identify leading strategies for managing information diversity. The authors propose a basic model for managing diversity in educational systems, including conceptually targeted, diagnostic, formative, analytical, and effective units. On the basis of the presented model, in the future, private models can be designed, taking into account the specifics of specific regions, educational organizations and the changing socio-cultural context of their development. Examples of such models are the information and diversification model and the information and advisory model.

Текст научной работы на тему «Методологические основания проектирования моделей управления многообразием в образовательных системах»

экспериментальному замыслу в учебный этапный продукт аудиовизуального творчества с последующей трансформацией свойств оригинала в объект аудиовизуальной культуры.

Седьмой этап - систематизация сенсорного восприятия окружающей среды обучавшимися, для создания когнитивных действий по организации функционально-управляемого интеллектуального процесса специально созданных педагогических условий, регулирующих творческие действия студента при формировании его профессионально-значимых качеств личности.

Выводы. На эмпирическом уровне пятилетнего исследования проведены и обоснованы следующие выводы. Во множестве оценок профессиональной экранной культуры современности перспектива лидерского предвидения определяет качество коллективного и единоличного автора как его идентификацию параметрам соответствия высшей школе мастерства, в отличие от любительства, дилетантизма и полупрофессионализма.

Педагогическое исследование в экспериментальном ключе ставит задачу, получившую идейное обоснование заботы о преемнике-профессионале. Экспериментальная проверка эффективности междисциплинарного проектирования аудиовизуального объекта в условиях высшей школы определяет психолого-педагогические условия, позволяющие создать методологию организации профессионального формирования культуротворческой личности будущего режиссёра экранного искусства в духовных ориентирах добродетели.

Литература:

1. Ковешникова Е.Н., Пахомова С.В. Применение педагогической методологии при формировании профессиональной культуры будущих режиссёров экранного творчества в образовательном процессе вуза. / С.В. Пахомова // Учёные записки ОГУ. Научный журнал. Орёл: Изд-во ОГУ. - 2018. - №1(78). - С. 253-259.

2. Ковешникова Е.Н., Пахомова С.В. Феноменология экранной педагогики через призму философских аспектов культуры. / С.В. Пахомова // Учёные записки ОГУ. Научный журнал. Орёл: Изд-во ОГУ. - 2018. -№2 (79). - С. 269-273.

3. Пахомова С.В. Формирование профессиональной культуры будущих режиссёров средствами аудиовизуальной композиции в образовательном процессе вуза / С.В. Пахомова // Материалы международной научно-практической конференции «Культура, наука и искусство -современные векторы развития вуза культуры» - Орёл: Орловский государственный институт культуры, 2018. - С. 28-32.

4. Пахомова С.В. Применение средств аудиовизуальной композиции в педагогических технологиях вуза // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 115-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского «Художественное образование в современных условиях: теория и практика, проблемы и перспективы» - Орёл: Издательство «Картуш», 2019. - С. 98-101.

Педагогика

УДК:37.014

доктор педагогических наук, профессор Певзнер Михаил Наумович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); доктор педагогических наук, профессор Петряков Петр Анатольевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); кандидат философских наук, доцент Ушанова Ирина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ МНОГООБРАЗИЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

Аннотация. В статье представлена концепция реализации идеи информационно-маркетингового подхода в управлении культурным многообразием. Авторы предлагают базовую модель управления многообразием в образовательных системах, включающую концептуально-целевой, диагностический, формирующий, аналитический и результативный блоки. На основе представленной модели в будущем могут быть спроектированы частные модели, учитывающие специфику конкретных регионов, образовательных организаций и изменяющийся социокультурный контекст их развития. Примерами таких моделей являются информационно-диверсификационная модель и информационно-консультативная модель.

Ключевые слова: информационно-маркетинговый подход, информационное многообразие, стратегии управления многообразием, модель управления многообразием в образовательных системах.

Annotation. The article presents the concept of implementing the idea of an information-marketing approach in managing cultural diversity, describes the results of an experiment to identify leading strategies for managing information diversity. The authors propose a basic model for managing diversity in educational systems, including conceptually targeted, diagnostic, formative, analytical, and effective units. On the basis of the presented model, in the future, private models can be designed, taking into account the specifics of specific regions, educational organizations and the changing socio-cultural context of their development. Examples of such models are the information and diversification model and the information and advisory model.

Keywords: information marketing approach, information diversity, diversity management strategies, diversity management model in educational systems.

Введение. В настоящее время в педагогической науке все больше внимания уделяется процессам проектирования различных педагогических моделей. Разработанные различными авторами модели изучаемых педагогических явлений и процессов позволяют исследовать их компоненты, их характеристики и логические связи. Для успешного проектирования модели необходим обоснованный выбор методологических оснований.

Анализ современной научно-педагогической литературы показывает, что методологические основания проектирования педагогических моделей до сих пор являются открытым дискуссионным вопросом. В качестве методологических подходов исследователи довольно часто на общенаучном уровне выбирают системный или системно-структурный подход, на конкретно-научном уровне - личностно-ориентированные или деятельностные подходы.

Традиционно проектирование моделей управления культурным многообразием в обществе рассматривается учеными в контексте социокультурной парадигмы. Учитывая многоаспектность процесса управления различными видами многообразия (этнического, национального, религиозного, информационного и др.) в образовательных системах, научный коллектив считает целесообразным расширить социокультурную парадигму проектирования модели до трансдисциплинарной методологической парадигмы.

Изложение основного материала статьи. В процессе реализации проекта в 2018 г. в ходе компаративистского исследования нами были проанализированы различные зарубежные концепции и теории, расширяющие границы изучения управления культурным многообразием в образовательных системах в русле социокультурного подхода. Наиболее весомые методологические основания для проектирования новых моделей заложены в теориях межкультурной педагогики и педагогики многообразия (А. Пренгель, Г. Бивер и др.) [11; 17]. В межкультурной педагогике первостепенное значение приобретают личность, культура, язык, этничность и происхождение (М. Крюгер-Потратц, А.-М. Нол, М. Гомолла, Ф.-О. Радтке, В. Нике, Ф. Хамбургер, П. Мечерилл и др.) [15]. Межкультурная педагогика связана с развитием межкультурной восприимчивости индивида, формированием его межкультурной компетенции для избегания или преодоления конфликтов, так как данная концепция предполагает, что каждый межкультурный контакт потенциально конфликтогенен.

Анализ работ зарубежных ученых показал, что в Германии многообразие понимается как «равноправное культурное различие» [21]. Межкультурной педагогике предшествовала так называемая «педагогика для иностранцев» (Ausländerpädagogik), которая возникла в конце 60-начале 70 годов XX века после первой волны трудовых мигрантов. Но если в педагогике для иностранцев речь шла в первую очередь об адаптации мигрантов в русле ассимиляции, то в межкультурной педагогике ставится задача признания и раскрытия потенциала межкультурного взаимодействия.

Критическая оценка межкультурной педагогики заключается в том, что, во-первых, в данной концепции довольно сильно противопоставляется «своё» и «чужое», «Мы» и «Не-Мы». Во-вторых, как и в педагогике для иностранцев, межкультурная педагогика предполагает, что межкультурный контакт априори конфликтогенен. Однако для нашего исследования идеи межкультурной педагогики могут быть полезны в тех случаях, когда речь идет о моделях управления культурным, этническим и языковым многообразием. Педагогика многообразия отличается динамичным пониманием культуры. В европейских исследованиях (А. Зандер, А. Хинц, А. Пренгель, Г. Бивер и др.) на первый план выходит «семейная культура», равноправие, признание, демократия и права человека. В этом русле развивается и Vielfalts- und kultursensible Pädagogik («педагогика, сенситивная к многообразию и культуре»). Отдельную нишу занимают исследования проблем инклюзии в образовательных организациях и работы с гетерогенными группами, что включает в себя и вопросы управления многообразием [12; 14; 18]. Многочисленные исследования российских и зарубежных ученых позволяют говорить о наличии сформированных теоретических и методологических оснований для дальнейшего изучения проблем многообразия в образовательной среде. Менее разработанными остаются методологические основания управленческой деятельности в гетерогенной образовательной среде, хотя социокультурные, политические и экономические изменения неизбежно влекут за собой необходимость изменений и в сфере управления образованием. К работам последних лет относится диссертационное исследование Н.В. Чирковой «Социокультурные аспекты управления образованием в условиях информационного общества» [10].

Современным трендом развития социальных процессов и образовательных систем становится расширение информационного многообразия. Под термином «информационное многообразие» в исследовании понимается совокупность информационных источников и каналов, позволяющих человеку получить разнообразные, значительные по объему, разноплановые и порой альтернативные сведения и суждения об окружающем мире, которые могут быть использованы в различных сферах жизнедеятельности человека и общества, включая сферу образования. На наш взгляд, понятие информационного многообразия включает как сами информационные массивы, содержащие сведения, используемые человеком, источники и каналы получения этих сведений, так и множественность способов переработки информации с целью её использования индивидами и социальными группами в различных областях жизнедеятельности, включая образование [3; 4; 13; 16].

В ходе реализации проекта в 2018 г. наряду с отечественными научными источниками были проанализированы европейские исследования по медиатизации и информационному менеджменту, которые затрагивают различные сферы - общество, бизнес, культуру, образование (A. Брайтер, Г. Кубицек, С. Хофманн, А. Хепп, Б. Айкельманн, Ф. Кротц, К. Пентцольд, Я. Теохарис, К.Д. Вольф, А. Боде, Р.Б оргеест, К.-У. Хуггер, В. Маротцки и др.). Научный интерес для нашего проекта представляет глобальный европейский проект «Медиатизированные миры», поддерживаемый Немецким исследовательским обществом (DFG) с 2010 по 2016 гг., в рамках которого образовательные учреждения рассматриваются как медиатизированные сообщества [22]. В Германии школу как центральный институт медиатизированного общества рассматривают А. Брайтер, А. Шульц, Ст. Веллинг, М. Брюггеманн и др. [19; 20]. Основной акцент в этих исследования сделан на адаптацию и использование информационных и коммуникационных систем администрацией и педагогами школ для медиа-опосредованного виртуального взаимодействия в образовательной организации. Еще одним важным аспектом, на который мы обратили внимание в нашем исследовании, является преодоление «цифрового разрыва» посредством образования, формирования медийной компетентности и поддержки «цифровой инклюзии» (Digitale Inklusion). Медийная компетентность и цифровая инклюзия являются, на наш взгляд, ключевыми понятиями и для управления многообразием в образовательных системах.

Исходя из анализа отечественной и зарубежной литературы, а также образовательной практики в России и за рубежом, в качестве научно-методологического подхода к проектированию новых моделей управления многообразием мы определили информационно-маркетинговый подход.

Информационно-маркетинговый подход интегрирует на общих методологических основаниях информационный (акцентирует внимание на применении информационных технологий и получении значимой для управленческих решений информации с помощью многоуровневых информационных систем) и маркетинговый (определяет выбор управленческого решения и использование методов управления в соответствии со складывающейся ситуацией на рынке образовательных услуг и рынке труда) подходы [5; 7; 91.

Информационно-маркетинговый подход предполагает применение информационно-коммуникационных технологий в организации успешного реального и онлайн взаимодействия образовательных организаций, реальных и потенциальных потребителей образовательных услуг [1]. Данный подход позволяет описать процесс управления многообразием средствами информационно-образовательной среды в понятиях информационного общества (источник, приёмник, канал информации, обратная связь и т.п.), он обеспечивает возможность применения методов и технологий преобразования информации, получаемой из разных источников, как инструмента управления многообразием.

Маркетинг в сфере образования - это философия, позволяющая занять сильную конкурентную позицию за счет удовлетворения образовательных потребностей, что особенно актуально в контексте планов российского Правительства по экспорту образовательных услуг и привлечению большего числа иностранных студентов к обучению в российских вузах [2].

Информационно-маркетинговый подход позволяет исследовать многообразие образовательных услуг и продуктов, педагогических и общественных идей, ценностей и технологий, которые находят отражение в различных информационных источниках. Особую значимость информационно-маркетинговый подход приобретает при изучении такого средства коммуникации субъектов образовательного процесса, как социальные сети. Основными задачами информационно-маркетингового подхода являются: теоретическое обоснование Интернет-маркетинга, с помощью которого осуществляется анализ аудитории социальных сетей, запросов их пользователей, принадлежащих к различным социальным группам, изучение ситуации на рынке образовательных услуг, формирование цен на образовательные информационные продукты и услуги, осуществление рекламно-пропагандистской деятельности, контроль за выполнением программ маркетинга. Интернет-маркетинг способствует оперативному принятию управленческих решений с учетом быстро изменяющейся рыночной ситуации. Информационно-маркетинговый подход может служить методологическим основанием для проектирования новых моделей управления многообразием в образовательных системах [16].

Помимо указанных теоретических научных подходов, методологические основания для проектирования новых моделей заложены в ведущих идеях и ценностно-смысловых установках педагогической метатеории управления многообразием, которые были разработаны авторским коллективом в 2017 г. и отражены в коллективной монографии и публикациях членов научного коллектива [2; 3; 4; 6; 8; 9; 13].

Определив научно-методологические подходы к проектированию новых моделей, мы разработали авторскую базовую модель управления многообразием в образовательных системах. На основе этой модели в будущем могут быть спроектированы частные модели, учитывающие специфику конкретных регионов, образовательных организаций и изменяющийся социокультурный контекст их развития.

Процесс разработки модели проходил в пять этапов, каждый из которых соответствовал одноименному блоку модели: концептуально-целевому, диагностическому, формирующему, аналитическому, результативному.

В концептуально-целевом блоке модели определены цель и методологические основания управления многообразием в образовательных системах.

Аудит многообразия I - представляет собой первый диагностический блок. Для разработки оптимальных управленческих мер необходимо предварительно провести диагностику, то есть организовать сбор и анализ информации о состоянии социально-культурной среды в организации (насколько среда гетерогенна, какой компонент многообразия преобладает, включены ли представители гетерогенных групп в совместную внеучебную деятельность; является ли оптимальным их психолого-педагогическое сопровождение). Данный блок включает также анализ учебных планов и программ на предмет наличия в них поликультурных компонентов и антидискриминационного содержания. Проводится также аудит кадровой политики для подтверждения равных возможностей и условий для реализации профессионально-личностного потенциала сотрудников.

Формирующий блок модели направлен на создание необходимых условий, регулирующих сам процесс управления многообразием и способствующих результативности модели и предполагает формирование стратегий и организационно-педагогических мер по созданию и поддержанию благоприятной и продуктивной гетерогенной среды, а также формированию компетентности в области многообразия у педагогов и учащихся. В рамках формирующего блока предусмотрены три уровня реализации стратегий: организационно-управленческий, психолого-педагогический и информационно-коммуникативный.

Аудит II в области многообразия представляет собой второй диагностический блок. На данном этапе предполагается проведение вторичной диагностики после внедрения стратегий и организационно-педагогических мер управления многообразием с целью их корректировки и совершенствования. Первый и второй диагностические блоки постоянно чередуются, чтобы определить динамику развития изучаемых объектов в процессе управления многообразием.

Результативный блок включает в себя критерии и показатели сформированности компетентности в области многообразия и результативности социально-педагогических стратегий управления многообразием в образовательной организации.

Разработанная в ходе исследования базовая концептуальная модель может служить содержательно-целевым ориентиром для проектирования ряда моделей управления многообразием на основе информационно-маркетингового подхода. Примерами таких моделей являются информационно-диверсификационная модель и информационно-консультативная модель.

Информационно-диверсификационная модель направлена на формирование информационной культуры обучающихся, позволяющей им ориентироваться в многообразном потоке информации, извлекать, сортировать и систематизировать ту информацию, которая является полезной для их образовательной деятельности, профессионального самоопределения, решения жизненно важных задач, а также развитие способности образовательных систем гибко реагировать на информацию, отражающую многообразные

запросы различных групп населения, включая лиц с особыми образовательными потребностями, с целью диверсификации и персонификации педагогических систем и процессов.

Информационно-консультативная модель, которая предполагает интеграцию двух взаимосвязанных процессов: процесса оценки и анализа информационного многообразия и осуществление консультирования различных групп потребителей в виртуальном информационно-образовательном пространстве.

Выводы. Подводя итог отметим, что информационно-маркетинговый подход в наибольшей степени отвечает потребности общества в диверсификации системы образования в зависимости от потребностей и запросов потребителей образовательных услуг в условиях информационного многообразия на основе изучения информационных ресурсов и коммуникативных каналов. Представленная базовая модель, на основе данного подхода, позволяет охватить управление многообразием в образовательных системах на нескольких уровнях — организационном, академическом, педагогическом, исследовательском, а также выделить и наглядно представить актуальные и перспективные управленческие проблемы в образовании, сформировать системный подход к их прогнозированию и решению.

Литература:

1. Бердышев С.Н. Информационный маркетинг: практическое пособие / С.Н. Бардышев. - М: Дашков и К, 2013. - 216 с.

2. Донина И.А. Маркетинговая стратегия в управлении современной общеобразовательной организацией / И.А. Донина, Н.В. Протасова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2014. - № 4 (9). - С. 64-66.

3. Донина И.А. Виртуальные профессиональные сообщества как фактор становления конкурентоспособности педагога / И.А. Донина, Л.В.Т айкова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 865.

4. Донина И.А., Шайдорова Н.А. Потенциал социальных сетей в реализации интернет-маркетинга образовательной организации / И.А. Донина, Н.А. Шайдорова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-2. - С. 75-79.

5. Калюжнова Т.А. Региональный интернет-маркетинг как инструмент управления социально-экономическим развитием субъектов РФ: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» / Т.А. Калюжнова. - Москва, 2002. - 156 с.

6. Мамедова Н.А. Воспитание толерантности обучающихся в условиях полиэтнического региона / Мамедова Н.А. // Педагогический вестник. - Научный журнал: - Новосибирск-Ялта: Изд. АНС «СибАК», 2018. - Вып. 2. - с. 49-51

7. Махалов М.Е. Типология инструментов интернет-маркетинга (Мировой опыт и российская практика): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» / М.Е. Махалов. - Москва, 2004. - 177 с.

8. Певзнер М.Н. Подготовка лидеров местных сообществ в области социально-этического маркетинга: постановка проблемы / М.Н. Певзнер, И.А. Донина, Н.А. Шайдорова // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2017. - № 1 (99). - С. 40-44.

9. Певзнер М.Н. Маркетинг как инновационный вид деятельность современной образовательной организации в условиях многообразия. (гл. в кол. монографии) / М.Н. Певзнер, Р.М. Шерайзина, И.А. Донина, Н.Ю. Омарова, Н.В. Александрова, П.А. Петряков // Инновационные технологии российского и зарубежного образования: Коллективная монография. / Нагорнова А.Ю., Файн Т.А. и др. Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2018. - С. 104-117

10. Чиркова Н.В. Социокультурные аспекты управления образованием в условиях информационного общества: от управления статикой к управлению развитием: дис. ... канд. философских наук: 24.00.01 «Теория и история культуры». / Н.В. Чиркова. - Томск, 2017. - 135 с.

11. Biewer G. Grundlagen der Heilpädagogik und Inklusiven Pädagogik. Bad Heilbrunn: Klinkhardt, 2009.

12. Biewer G. Vom Integrationsmodell für Behinderte zur Schule für alle Kinder. Weinheim: Beltz, 2009.

13. Donina I., Pevzner M., Petryakov P., Shaydorova N. Pedagogical Approach to Information Diversity Management Online Publication: 28th December, 2018. ICLEL Publication: ICLEL Conferences Sakarya University Faculty of Education 54300 Sakarya, TURKEY, P. 787-794.

14. Hinz A.: Von der Integration zur Inklusion - terminologisches Spiel oder konzeptionelle Weiterentwicklung? In: Zeitschrift für Heilpädagogik 53 (2002) 354-3

15. Mecheril P. Politik der Unreinheit. Über die Anerkennung von Hybridität. Wien: Passagen (2. Auflage), 2009; Mecherill P. Pädagogik der Anerkennung. Eine programmatische Kritik // Migration und Bildung. Über das Verhältnis von Anerkennung und Zumutung in der Einwanderungsgesellschaft / Hamburger F., Badawia T. & Hummrich M. (Hrsg.). - Wiesbaden: Vs Verlag, 2005, S. 311-328.

16. Pevzner M.N., Petryakov P.A., Donina I.A., Shaydorova N.A. Internet Marketing as a Diversity Management Tool in Education. European Research Studies Journal. - Volume XXI. - Issue 3. - 2018. -pp. 496-505.

17. Prengel A. Pädagogik der Vielfalt. Verschiedenheit und Gleichberechtigung in Interkultureller, Feministischer und Integrativer Pädagogik. Wiesbaden: VS Verl. für Sozialwiss., 1993

18. Sander A.: Über Integration zur Inklusion (Saarbrücker Beiträge zur Integrationspädagogik, Bd. 12). St. Ingbert 2003

19. Schulz W. Medialisierung - was war noch gleich die Frage? Realismus als Beruf: Beitraege zum Verhaeltnis von Medien und Wirklichkeit. Wiesbaden: Springer Fachmedien, 2013, S. 49-66.

20. Schulz W. Politische Kommunikation. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2011, 245 S.

21. Schür St. Umgang mit Vielfalt. - Bad Heilbrunn: Verlag Julius Klinkhardt, 2013. - 201 S.

22. Ushanova I. Mediatization of Communication: from Concept to Theory. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 11 (2015 8) 2703-2712

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Петрова Нина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); доктор педагогических наук, профессор Петров Алексей Юрьевич

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород); доктор педагогических наук, профессор Петров Юрий Николаевич

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород)

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МНОГОУРОВНЕВОЙ И РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА

Аннотация. В данной статье рассматриваются психолого-педагогические условия, раскрывающие сущность профориентационной деятельности, представлена собственная точка зрения на дефиниции базовых понятий, исследована проблема формирования профориентационной деятельности в рамках деятельностного, рефлексивного, субъектного подходов в процессе обучения, а также с позиции педагогики индивидуальности и представлена модель формирования многоуровневой и ранней профориентационной деятельности в условиях профессиональной образовательной организации.

Ключевые слова: профориентационная деятельность, обучающийся, рефлексия, осознанная профориентация, учебная деятельность.

An^tatton. This article discusses the psychological and pedagogical conditions that reveal the essence of career guidance, presents its own point of view on the definition of the basic concepts, the problem of the formation of career guidance activities in the framework of activity, reflexive, subjective approaches in the learning process, as well as from the perspective of pedagogy of individuality and presents a model of formation of multi-level and early career guidance activities in a professional educational organization.

Keywords: vocational guidance activities, student, reflection, conscious career guidance, learning activities.

Введение. Для эффективного управления процессом формирования познания профориентационной деятельностью обучающихся при подготовке требуется глубокое знание их возрастных и индивидуальных особенностей. В соответствии с задачами данного исследования необходимо рассмотреть существующие этапы развития сферы профориентационной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Проблема обучения является фундаментальной в педагогической науке и до сих пор остается в центре внимания исследователей. Обучение представляет собой деятельность обучающихся и, с точки зрения И. Я. Лернера, зависит от уровня сознания субъекта. И.Я. Лернер выделяет элементы обучения: деятельность преподавания, деятельность учения, содержание образования [8]. Преподавание определяется как деятельность по организации усвоения содержания образования и руководству этим процессом. Данную деятельность организует и обеспечивает педагог. Учение рассматривается как деятельность обучающегося по организации условий, обеспечивающих усвоение им содержание образования. В процессе обучения происходит изменение качеств обучающегося, его личностных свойств, что является главной характеристикой данного процесса [16].

Среди особенностей развития сферы профориентационной деятельности обучающихся Р.С. Немов отмечает возникновение нового отношения к миру, предметам, явлениям [10]. Рефлексия как основа профориентации проявляется в особом познавательном отношении к самому себе, выступающем в виде желания и умения анализировать, оценивать собственные и чужие поступки, умение вставать на точку зрения другого обучающегося. Сфера профориентации характеризуется свободой выбора целей, а также средств их достижения и осознанностью этого выбора, что необходимо учитывать при формировании навыков профориентации у обучающихся в процессе профессиональной подготовки.

А.В. Петровский подчеркивает, что важнейшим фактором развития личности становится ее социальная активность, которая рассматривается как состояние готовности к деятельности и направлена на усвоение определенных образцов и ценностей [15]. Вслед за А.В. Петровским А.К. Осницкий доказывает, что помимо природных законов, регулирующих отношения между ними, в деятельность взаимоотношений вступает система оценок действий и поступков друг друга, а также личных усилий [11].

А.К. Осницкий отмечает, что обучающийся занимает субъектную позицию посредством собственной активности, находясь в поиске того, что представляет смысл для его жизнедеятельности [11]. О.А. Конопкин такую ситуацию определяет как произвольную осознанную активность, которая обеспечивает достижение принимаемых целей, и относительно которых он выступает как собственный творец [7]. Следовательно, понимание значимости собственной активности способно пробуждать у обучающихся деятельностную инициативу, так как активность проявляется в стремлении и готовности к деятельности.

Образовательный процесс должен не только обеспечить обучающихся системой знаний в различных научных областях, но и научить их самостоятельно и осознанно приобретать новые научные знания, то есть научить учиться. В образовательном процессе П.Ф. Каптерев выделяет его внутреннюю и внешнюю стороны. Внешняя сторона процесса обеспечивает передачу культурных приобретений и обучение младшего поколения старшими, внутренняя - саморазвитие обучающегося [6].

Многочисленными исследованиями подтверждено, что навыки профориентации формируются только в процессе деятельности, поэтому рассмотрим этот процесс в контексте учебной деятельности обучающихся. Структура учебной деятельности включает в себя следующие компоненты: овладение системами знаний, овладение навыками, личностный (мотивационный компонент), овладение системами приемов учебной работы, овладение системами обобщенных приемов управления своей учебной деятельностью [14, с. 73]. Мы добавляем рефлексию, которая обеспечивает осознанную реализацию функций профориентации на каждом этапе учебной деятельности. Как мы видим, главной задачей для достижения целей в процессе обучения является осознание у обучающихся своих возможностей и недостатков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.