Научная статья на тему 'Информационные ресурсы и стратегии управления многообразием в сфере образования'

Информационные ресурсы и стратегии управления многообразием в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ МНОГООБРАЗИЕ / СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ МНОГООБРАЗИЕМ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGY / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL PARADIGM / EDUCATIONAL DIVERSITY / MANAGEMENT STRATEGIES / DIVERSITY MANAGEMENT / E-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Монахова Лира Юльевна, Рябоконь Елена Александровна

В статье выделяются стратегии развития процессов управления образовательным многооб-разием, характерным для современного информационного общества. В качестве инструмента управления предлагается использовать информационно-образовательные среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Монахова Лира Юльевна, Рябоконь Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION RESOURCES OF DIVERSITY MANAGEMENT STRATEGY IN THE FIELD OF EDUCATION

The article highlights the strategies for the development of management processes of educational diversity, which is the characteristic feature of the modern information society. It is proposed to use information and educational environments as an administrative tool

Текст научной работы на тему «Информационные ресурсы и стратегии управления многообразием в сфере образования»

Л.Ю. Монахова, Е.А. Рябоконь

(Санкт-Петербург)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ МНОГООБРАЗИЕМ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

INFORMATION RESOURCES OF DIVERSITY MANAGEMENT STRATEGY IN THE FIELD OF EDUCATION

В статье выделяются стратегии развития процессов управления образовательным многообразием, характерным для современного информационного общества. В качестве инструмента управления предлагается использовать информационно-образовательные среды. Ключевые слова: дистанционная образовательная технология, информационно-образовательная среда, образовательная парадигма, образовательное многообразие, стратегии управления, управление многообразием, электронное обучение.

The article highlights the strategies for the development of management processes of educational diversity, which is the characteristic feature of the modern information society. It is proposed to use information and educational environments as an administrative tool.

Key words: distance educational technology, information and educational environment, educational paradigm, educational diversity, management strategies, diversity management, e-learning.

Субъекты современной образовательной среды представлены кросс-культурным многообразием. Но содержание образования, как правило, стандартизировано. В этих условиях встает проблема управления образовательным многообразием с целью достижения предопределенной цели: овладения стандартизированным содержанием обучения.

Управление многообразием ориентировано на организацию и поддержку освоения содержания образования в условиях поликультурной социальной ситуации в современной системе образования, которая характерна для всего мирового сообщества. В этих условиях наблюдаются различия, существующие вне индивида (социальные нормы, роли, ценности), и различия, определяемые индивидуальностью восприятия, мотивации, сформированными паттернами социального поведения и субъективной культурой [6]. Проблемы, связанные с управлением многообразием в сфере образования, чаще всего возникают в условиях,

когда пересекаются границы разных культур в рамках одной образовательной организации или мегаполисе. В этих условиях создается так называемая «зона взаимного охвата». В этой зоне взаимное проявление различий может привести к двум полярным исходам: неприятию различий и противостоянию соответствующих социальных групп, а, при условии научно организованного управления может привести к пониманию и толерантному отношению, к принятию индивидуальных и социокультурных особенностей каждого члена создавшегося образовательного коллектива. Именно второй сценарий единственно приемлем в сфере образования.

Система образования является одной из наиболее инерционных компонент государственной структуры. Одновременно можно констатировать тот факт, что в крупных образовательных центрах реализуются все самые современные инновационные технологии и продуктивные социальные практики. В результате актуализируется необходи-

мость в проведении прогностических исследований касающихся выявления стратегий управления образовательным многообразием [6].

Характерной чертой образовательного многообразия является признание главенствующей роли информации, знания и практического опыта, которые определяют социально-политический и экономический функционал государств. Касается это и каждого гражданина, поскольку его конкурентоспособность определяется уровнем сформированных в условиях образовательного многообразия профессиональных и личностных качеств. [3].

Общепризнанно, что в современных условиях знание и информация становятся стратегическим ресурсом государства, определяющим уровень его суверенитета и национальной безопасности. Кроме того, настоящее время развития России связывается с всеобщей коммерциализацией, поэтому информация и знания рассматриваются как источники прибыли и вступают в отношения «купли - продажи».

Исходя из этого, в качестве первой из стратегий развития процессов управления многообразием в системе образования, характерной для информационного общества, становится отношение к знанию как к одному из источников стоимости.

Практически каждому работнику в течение дееспособного периода жизни несколько раз приходится повышать свою квалификацию или вообще менять профессию. Приобретать такие образовательные услуги индивиду приходится чаще всего за собственный счет. Таким образом, образовательная сфера деятельности включается в экономическое пространство общественно, полезной приносящей прибыль деятельности.

Второй стратегией развития управления образовательным многообразием в информационном обществе назовем становление института просвещения и социализации мигрантов.

Для современного уклада общественного развития характерной чертой становится миграционный процесс. При этом наблюдаются полярный информационный

и индустриальный разрывы, которые приводят к «двойному технологическому разрыву» между образующимися социальными группами. В этих условиях на первый план выдвигается задача повышения интеллектуального и культурного потенциала разнородного человеческого капитала средствами просвещения и социализации. В настоящее время уже на европейском уровне пришло понимание того, что недооценка проблем просвещения и социализации мигрантов приводит к негативным последствиям и нестабильности в обществе. Таким образом, выделенную стратегию можно считать определяющей в дальнейших перспективах социально-экономического развития России [5].

Диверсификация понятия «образование» связывается нами с третьей стратегией управления образовательным многообразием. В мировой практике образование все в меньшей и меньшей степени отождествляется с его формальными формами: школой и даже вузом.

Практически любая деятельность человека, если в ее процессе изменяются личностные социально значимые установки, модели поведения и профессиональная квалификация путем приобретения новых знаний, совершенствования и развития умений и практических навыков, может называться образовательной.

Достаточно часто неформальное образование ориентировано на компенсацию недостатков формального и более полно удовлетворяет возникающие образовательные потребности населения.

Образовательные функции начинают выполнять самые разные социальные институты - от крупных и мелких предприятий до частных предпринимателей, обладающих востребованными профессиональными компетентностями и готовыми поделиться ими.

Намечающийся переход от функциональной (стандартизированной) подготовки к концепции развития каждой отдельной личности выделим в качестве четвертой стратегической линии в организации управления образовательным многообра-

зием. Смещаются приоритеты: от государственного заказа на стандартизированную подготовку специалистов к удовлетворению образовательных потребностей личности обучающегося. Это в конечном итоге должно привести к индивидуализации образования, опирающегося на возможности и способности каждого конкретного индивида чтобы способствовать его развитию и самореализации в социальной и профессиональной сферах. Осуществить эту концептуальную стратегию возможно посредством разработки и реализации персонифицированных образовательных программ, учитывающих возможности как обучающихся, так и их преподавателей.

Важной в этой стратегии выступает ориентация на формирование умений учиться, осуществлять самостоятельную учебную деятельность, использовать современные информационные технологии в процессе овладения новым теоретическим знанием и практикоориентированным опытом.

В условиях трансформации и расширения семантического поля понятия образование в сторону реализации принципа многообразия как запросов, так и предложений оно все в большей степени перестает отождествляться с формальным школьным и вузовским обучением. В условиях современного общественного развития любая деятельность может рассматриваться как образовательная, если она приводит к изменениям установок и моделей поведения при усвоении каких-либо знаний и развитии новых умений и навыков.

В настоящее время значительную роль приобретает так называемое неформальное образование, возникшее как реакция на требования объективной реальности, касающейся необходимости удовлетворения насущных многообразных запросов потребителей образовательных услуг.

Таким образом, современное образование не ограничивается стенами учебных учреждений, оно становится «безграничным», переходит на сетевые просторы и реализуется дистанционно [4].

В российской научной и периодической печати часто используются словосочетания

дистанционное образование и дистанционное обучение. Концептуально дистанционное образование понимается как процесс и как результат учебного взаимодействия, в то время как дистанционное обучение - непосредственно как процесс. Таким образом, семантика дистанционного обучения включена в семантику дистанционного образования.

Дистанционное образование [39] - термин, который используют применительно к широкому спектру образовательных программ и курсов, начиная от курсов повышения квалификации, не имеющих аккредитации, заканчивая аккредитованными программами различных ступеней образования, которые реализуют возможность тесного общения обучающихся со своими преподавателями и сокурсниками.

В дистанционном обучении используется целая система инструментов, включая интерактивные компьютерные технологии, Интернет, электронную почту, телефон, факс и обычную почту.

Дистанционное обучение - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Дистанционное образование становится чрезвычайно популярной формой обучения в России в силу своего удобства и гибкости (экономия времени, индивидуальное расписание, тьюторы, консультации преподавателя в нужном количестве без дополнительных оплат и ожиданий преподавателя, в любое время доступная образовательная электронная среда, использование вместо учебников электронных книг с мультимедийным контентом; адаптация традиционных способов обучения к новым реалиям и т.п.).

Важно заметить, что в Законе об образовании в РФ достаточно большое внимание уделено дистанционным образовательным технологиям.

В отдельной статье Закона -»Реализа-ция образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» (Статья 16) - предлагается под дистанционными образовательными технологиями понимать образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Ни о дистанционном обучении, ни о дистанционном образовании речи в Законе не идет. Однако в этой же статье есть пункт, регламентирующий реализацию образовательных программ с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом констатируется, что в организации, которая осуществляет такую образовательную деятельность, должны быть созданы все условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды. Такая среда, по мнению разработчиков Закона, должна включать электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствую -щих технологических средств. Таким образом, электронная информационно-образовательная среда и осуществляемые в ней электронное обучение и дистанционные образовательные технологии ориентированы на обеспечение освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их нахождения [2]. Однако по отдельному списку профессий, специальностей и направлений подготовки, Законом запрещается реализация образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Исследование показало, что информационно-образовательная среда [1] является лучшим инструментом, с помощью которого можно организовать управление многообразием предпочтений потребителей образовательных услуг. Многообразие

реализуется в двух контекстах: во-первых, большой выбор предлагаемых разработчиками платформ, используя которые, каждый может выразить свою индивидуальность в конкретном продукте и получить оценку своей работы от заинтересованных пользователей сети; во-вторых, отсутствие ограничений по идеологическим, гендер-ным или возрастным признакам для участников того или иного проекта.

На русскоязычном сегменте Интернета - Рунете - представлены практически неограниченные возможности для реализации своей индивидуальности как детьми, так и их учителями и родителями. Не переоценить и образовательные возможности Рунета, где ученик может узнать то, что остается за страницами учебников; учитель найдет возможность повысить свою квалификацию и вербализовать информацию, предназначенную для усвоения учащимися; родители - узнать интересы своих детей и методы организации воспитательных воздействий [7].

На просторах Рунета потребление образовательных услуг и реализация личностного творческого потенциала осуществляются дистанционно. Необходимость ориентации на дистанционные формы обуславливается следующим рядом обстоятельств:

- социально-экономическими изменения в обществе, когда современные информационные технологии становятся доступ -ными практически каждому гражданину России;

- становлением рынка образовательных услуг и возникшей конкуренцией в сфере образования;

- развитием науки и техники, которое приводит к необходимости изменения содержания, технологий и организации учебного процесса, разработки новых предметов, поиска моделей инновационного управления процессом обучения;

- в условиях обновления образовательной политики усиливается значимость профессии педагога, стандартизируется требование постоянного повышения его мастерства и квалификации;

- динамичные изменения технических средств обучения приводят к необходимо-

сти разработки соответствующего методического сопровождения, адекватного парадигме многообразия.

Дистанционные формы как инновационные процессы в образовании аккумулируют в себе новейшие разработки в технической и электронной сфере, педагогической и пси-

хологической науках, методическом сопровождении и дидактическом обеспечении обучения и развития всех потребителей образовательных услуг Рунета.

Публикация подготовлена в рамках госзадания (Проект №27.9426.2017/БЧ).

Литература

1. Информационно-образовательная среда как часть образовательного пространства образовательного учреждения. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pandia.ru/ text/78/280/23997.php

2. Концепция развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minobr.gov-murman.ru/files/ eios_conception.pdf С.1.

3. Монахова Л. Ю., Федотова В. С. Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога //Образование и наука. -2017.- Т. 19. № 4.- С. 9-38.

4. Монахова Л.Ю. Дистанционное обучение как инструмент расширения национально-региональных образовательных пространств взрослых // Наука сегодня: вызовы и решения материалы международной научно-практической конференции. - Научный центр «Диспут», Вологда: Изд-во ООО «Маркер», - 2017.- С. 124-125.

5. Монахова Л.Ю. Управленческие модели образовательной организации как рефлексия педагогических парадигм // Управление образованием: теория и практика. -2017.- № 3. - С.12-19.

6. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Донина И.А. и др. Менеджмент многообразия: учеб. пособие. - Великий Новгород, 2017.- 451 с.

7. Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF 5lZYfTvOAG.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.