Научная статья на тему 'Стратегия управления многообразием: информационно-маркетинговый подход'

Стратегия управления многообразием: информационно-маркетинговый подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННОЕ МНОГООБРАЗИЕ / СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ МНОГООБРАЗИЕМ / INFORMATION AND MARKETING APPROACH / INFORMATION DIVERSITY / DIVERSITY MANAGEMENT STRATEGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Певзнер Михаил Наумович, Петряков Петр Анатольевич, Донина Ирина Александровна

В статье представлена концепция реализации идеи информационно-маркетинговый подход в управлении культурным многообразием, описаны результаты эксперимента по выявлению ведущих стратегий управления информационным многообразием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Певзнер Михаил Наумович, Петряков Петр Анатольевич, Донина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIPLE MANAGEMENT STRATEGIES: INFORMATION AND MARKETING APPROACH

The article presents the concept of implementing the idea of an information-marketing approach in managing cultural diversity, describes the results of an experiment to identify leading strategies for managing information diversity.

Текст научной работы на тему «Стратегия управления многообразием: информационно-маркетинговый подход»

Schritt 2: Telefonat

Sie sind im Büro und erhalten einen Anruf. Die Praktikantin, die zu Frau Silke kommen soll, hat ein Problem.

• Erklären Sie noch einmal, wo die Rechtsabteilung ist.

• Sagen Sie, dass Sie dieses Protokoll so schnell wie möglich brauchen._

Schritt 3: Informelles Gespräch

Sie haben Mittagspause und zeigen der Praktikantin, wo die Kantine ist. Sie setzen sich an einem Tisch und sprechen miteinander.

• Unterhalten Sie sich über das Essen in der Kantine.

• Fragen Sie die Praktikantin, wo und was sie studiert.

• Erzählen Sie von sich.

Schritt 4: Bewertung

Der erste Arbeitstag der Praktikantin ist vorbei. Bewerten Sie ihre Arbeit.

• Füllen Sie die Beurteilung für sie aus.

• Notieren Sie, was die Praktikantin heute gemacht hat.

Для выполнения письменных заданий, преподаватель выдает подготовленные им формуляры «Praktikumsbericht» и «Praktikumsbeurteilung».

Из приведенного примера мы видим, что преподаватель не дает готовых заданий, а лишь направляет учащихся к самостоятельному решению поставленных задач. Он выполняет функцию помощника в работе.

Процесс обучения осуществляется на основе творческого планирования, поэтому преподавателю, который использует в учебном процессе метод сценария, на занятии не требуются текстовые учебники.

Выводы. Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что метод сценария, являясь одним из методов интерактивного обучения, который позволяет повысить активность обучающихся на занятии и усилить мотивацию к изучению предмета. Метод сценария, выполняя коммуникативные задачи обучения, позволяет перейти от пассивного усвоения знаний студентами к их активному применению в модельных или реальных ситуациях из профессиональной деятельности, что, безусловно, повышает качество подготовки будущих специалистов и отвечает требованию по воспитанию конкурентоспособного специалиста, умеющего достигать поставленные цели.

Литература:

1. Гулакова М. В., Харченко Г. И. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 11 (ноябрь). - С. 31-35.

2. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.

3. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 176 с.

4. Смирнов, Э.А. Управленческие решения. — М.: ИНФРА-М, 2001 - 264 с.

5. Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С. Б. Ступина. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. — 52 с.

6. ФГОС ВО http://fgosvo.ru

7. Piepho, Hans-Eberhard. Lernaktivierung im Fremdsprachenunterricht: Szenarien: in Theorie und Praxis. -Hannover:Schroedel, 2007. - S. 111

8. Müller-Trapet, J. Szenario-Technik im berufsorientierten Fremdsprachenunterricht. - Fachbeitrag, KWW-Infobrief. - Ausgabe 3. - Düsseldorf, 2010

9. Saas, Anne Szenarien im berufsbezogenen Unterricht. Deutsch als Zweitsprache. - Hamburg: Passage gGmbH, 2015. - S. 115

10. Szenario-Methode. http://methodenpool.unikoeln.de/szenario.pdf

11. Wilms, Falko E. P. (Hrgs) Szenariotechnik. Vom Umgang mit der Zukunft. - Bern:Haupt, 2006.

Педагогика

УДК:37.014

доктор педагогических наук, профессор Певзнер Михаил Наумович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); доктор педагогических наук, профессор Петряков Петр Анатольевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)

СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ МНОГООБРАЗИЕМ: ИНФОРМАЦИОННО-МАРКЕТИНГОВЫЙ

ПОДХОД

Аннотация. В статье представлена концепция реализации идеи информационно-маркетинговый подход в управлении культурным многообразием, описаны результаты эксперимента по выявлению ведущих стратегий управления информационным многообразием.

Ключевые слова: информационно-маркетинговый подход, информационное многообразие, стратегии управления многообразием.

ЛппоШюп. The article presents the concept of implementing the idea of an information-marketing approach in managing cultural diversity, describes the results of an experiment to identify leading strategies for managing information diversity.

Keywords: information and marketing approach, information diversity, diversity management strategies.

Введение. Современные учреждения высшего и среднего образования являются гетерогенными организациями, поскольку они сталкиваются с различными видами многообразия. Сегодня в образовательных организациях России работают и учатся различные группы обучающихся и сотрудников, отличающиеся по различным признакам: этническая и религиозная принадлежность, состояние здоровья, физическое и интеллектуальное развитие, степень одаренности. Многообразие, с которым сталкиваются образовательные организации, является многоаспектным и весьма противоречивым феноменом.

Изложение основного материала статьи. Современным трендом развития социальных процессов и образовательных систем становится расширение информационного многообразия. Под термином «информационное многообразие» в исследовании понимается совокупность информационных источников и каналов, позволяющих человеку получить разнообразные, значительные по объему, разноплановые и порой альтернативные сведения и суждения об окружающем мире, которые могут быть использованы в различных сферах жизнедеятельности человека и общества, включая сферу образования. На наш взгляд, понятие информационного многообразия включает как сами информационные массивы, содержащие сведения, используемые человеком, источники и каналы получения этих сведений, так и множественность способов переработки информации с целью её использования индивидами и социальными группами в различных областях жизнедеятельности, включая образование [2; 3; 4; 6].

Управление многообразием в гетерогенных информационно-образовательных средах предполагает, во-первых, изучение наиболее популярных среди молодежи источников и каналов информации, позволяющих выявить их образовательные потребности, запросы и ожидания; во-вторых, определение наиболее значимых субъектов влияния на информационный и образовательный выбор учащихся; в-третьих, обучение учащихся рациональным способам отбора, обработки и анализа информации, необходимой для получения новых знаний и компетенций; в-четвертых, привитие обучающимся ценностного отношения к информации, позволяющего избежать её деструктивного влияния на сознание молодых людей и, в-пятых, развитие самой гетерогенной среды, позволяющей удовлетворить разнообразные запросы потребителей образовательных услуг, выявленные посредством анализа различных информационных источников.

Исходя из анализа отечественной и зарубежной литературы, а также образовательной практики в России и за рубежом, в качестве научно-методологического подхода к проектированию новых моделей управления многообразием мы определили информационно-маркетинговый подход.

Информационно-маркетинговый подход интегрирует на общих методологических основаниях информационный (акцентирует внимание на применении информационных технологий и получении значимой для управленческих решений информации с помощью многоуровневых информационных систем) и маркетинговый (определяет выбор управленческого решения и использование методов управления в соответствии со складывающейся ситуацией на рынке образовательных услуг и рынке труда) подходы. Информационно-маркетинговый подход в наибольшей степени отвечает потребности общества в диверсификации системы образования в зависимости от потребностей и запросов потребителей образовательных услуг в условиях информационного многообразия на основе изучения информационных ресурсов и коммуникативных каналов.

Управление многообразием в гетерогенных информационно-образовательных средах направлено на управление потоками информации, управление информационными процессами и управление информационными системами. Процесс интеграции всех этих трех управленческих составляющих является мета-процессом и отражает сущность мета-управления информационным многообразием. В зависимости от актуальности, целей и технологических возможностей управления информационным многообразием и с опорой на методологию проектирования концептуальных моделей могут быть определены стратегии управления многообразием в гетерогенных информационно-образовательных средах.

Для уточнения этих стратегий было проведено исследование, целью которого было выявить, какими источниками информации пользуются представители учащейся молодежи, в чём заключаются их информационные предпочтения, в каких сферах деятельности используется полученная информация, как она трактуется, сортируется и обогащается, каким образом она может стать ресурсом получения качественного образования, способного решать задачи цифровой экономики.

В рамках выполнения исследовательских работ по проекту в 2018 г. был проведен он-лайн опрос среди молодежи разных возрастных групп от 17 до 25 лет, которые учатся в различных учебных заведениях СевероЗападного региона России. Параллельно с этим проводился опрос представителей белорусской молодежи в Витебской и Могилевской областях. Согласно полученным данным по белорусским регионам, практически все респонденты (97 %) пользуется услугами сети Интернет, активно используя различные вида доступа: проводную сеть, Wi-Fi и сети сотовой связи. В первом случае выход в сеть Интернет в подавляющем большинстве случаев молодые люди осуществляют из дома. По месту учебы услугами сети Интернет пользуется наименьшее количество молодых людей - 13,4 %. Для современной белорусской молодежи сеть Интернет обладает рядом привлекательных преимуществ. В качестве которых респонденты отмечают: возможность предоставления значительного количества информации (86%), легкий доступ к информации (82%) и незначительные финансовые затраты (76%). В качестве целей использования сети Интернет респонденты отметили: поиск полезных сведений, новостей (98%), общение в социальных сетях (94,9 % респондентов), просмотр и скачивание фильмов, музыки, программного обеспечения и др. (37%), значительно реже сеть Интернет используется белорусской молодежью в образовательных целях (72%), а также для решения бытовых, повседневных нужд (62%). Важнейшим достоинством Интернета для белорусской молодежи является возможность почувствовать себя «частью глобального медийного пространства, а не только жителем исключительно своей страны», тем самым расширив свои возможности развития и самореализации.

В анкете для российского региона содержались вопросы об отношении молодежи к источникам информации, о доверии к ним и их популярности, частоте использования, влиянии информации на выбор молодыми людьми их образовательного маршрута. Респонденты были разделены на 2 группы по уровню

образования: выпускники школ и студенты университетов. В ходе проведения исследования осуществлялся поиск ответов на следующие вопросы. Какие каналы и источники информации об образовательных услугах и возможностях являются популярными среди молодежи? Могут ли педагоги повлиять на информационную и коммуникативную культуру молодежи? Может ли объективная оценка информационных каналов помочь определить требования и потребности нынешних и будущих пользователей образовательных услуг? Способна ли система образования гибко реагировать на эти потребности?

Чтобы ответить на часть этих вопросов, были разработаны 4 блока онлайн анкеты: личные данные и область интересов; цель получения информации; типы и формы информации, каналы и источники её получения; информация об образовательных организациях и услугах. В онлайн анкетировании приняло участие 275 респондентов, среди которых женского пола 149 человек, мужского пола 126 человек; из них от 17 до 18 лет - 183 человека, что составило 66,5% всех опрошенных, от 19 до 25 лет - 92 человека, что составило 33,5% всех опрошенных.

Как показало анкетирование, респонденты обнаружили разносторонние интересы. Так, больше всего вызывает интерес онлайн коммуникация - на неё указали 219 респондентов (79,6 %) и спорт - 124 респондента (45%). Заинтересованность отдыхом и развлечениями высказали 98 человек (35,6%). Кулинарией, искусством и туризмом заинтересовано 80 респондентов (29%); чуть менее - 79 респондентов (28,7%) высказали интерес к различным наукам. Менее всего респонденты интересуются философией - 62 человека (22,5%) и религией - 54 человека (19,6%).

Для определения возможностей управления информационным многообразием важным представлялось определить цель получения информации респондентами и выявить круг лиц, которые получают информацию с образовательной целью. Как показали результаты опроса, большинство респондентов, а именно 239 человек (86,9%) ищут информацию для того, чтобы быть в курсе событий. 102 человека (37%) в качестве цели указали расширение круга знаний и компетенций. 118 человек (42,9%) получают информацию с целью ознакомления с образовательными ресурсами и услугами. Таким образом, с образовательной целью получают информацию более половины опрошенных молодых людей.

Для формирования информационной культуры обучающихся важным является выявление наиболее значимых для них свойств информации, особенно таких, как достоверность и полнота. Респондентам было предложено оценить по шкале от 1 до 7 значимость свойств информации. Далее был подсчитан средний балл по каждому из свойств получаемой информации. В результате опроса, согласно среднему баллу, их значимость распределилась в порядке убывания следующим образом: достоверность (5,18), свободный доступ (5,0), адекватность (4,98), доступность (4,96), актуальность (4,92), полнота (4,77), репрезентативность (4,46).

Для осуществления педагогического влияния на нынешних и потенциальных потребителей образовательных услуг исследователям было важно определить источники информации, наиболее популярные среди учащейся молодежи. В ходе исследования было выявлено, что наиболее часто информацию респонденты получают из компьютерных сетей, данный источник указали 255 респондентов, что составило 92,7% опрошенных. Среди часто упоминаемых источников информации следует отметить СМИ (98 респондентов или 35,6 %), и сообщества по интересам (92 респондента или 33,4%). В качестве крайне редко используемых источников информации респонденты указали печатные издания, брошюры и листовки, а также информационные стенды.

Информационная культура современного человека предполагает его активное отношение к получаемой информации, которое проявляется не только в её прагматическом использовании или комментировании, но и в стремлении изменить информационное содержание. Как показал он-лайн опрос 175 респондентов (63,6 %) в основном смотрят и читают информацию, комментируют её 57 опрошенных (20,7%) и только 14 участников опроса (5%) пытаются изменить информационное содержание.

Для проведения профориентационной работы и выявления потенциальных потребителей образовательных услуг в учреждениях высшего профессионального образования нам представлялось важным определить источники информации, в наибольшей степени влияющие на выбор школьниками образовательной организации. Респондентам было предложено оценить значимость наиболее достоверных источников информации по шкале от 1 до 7. Далее был подсчитан средний балл по каждому из источников информации. Согласно полученным данным, наиболее значимыми достоверными источниками информации являются сайт организации (4,74), родители, педагоги и знакомые (4,19). Среди менее достоверных источников была отмечена информация рекламной продукции (3,37). В качестве наименее достоверной респонденты отметили информацию, полученную из средств массовой информации и печатных источников (2,8).

В образовательной организации наибольший интерес у респондентов вызывают такие её характеристики, как организация образовательной деятельности - 123 человека (44,7%), состав и уровень квалификации преподавателей - 112 человек (40,7%), культура и досуг - 118 человек (42,9%), материально-техническая и учебная база - 94 человека (34,2%). Наименьший интерес у респондентов вызывает информация о научно-исследовательской деятельности - 58 человек (21%), официальный рейтинг образовательной организации -47 человек (17,1%).

Для управления информационным многообразием определённый интерес представляют каналы передачи информации об ожиданиях и пожеланиях, касающихся образовательных услуг. Наиболее востребованными каналами оказались обсуждения в блогах, их выбирают 210 респондентов (76,4%), а также обращения к администрации организации и органам студенческого самоуправления - 99 респондентов (36%).

Как показало исследование, информационное многообразие отражает широкую палитру информационных ресурсов, источников и каналов получения информации, способов её обработки и доведения до реципиентов, а также способов восприятия информации различными группами населения и использования её в образовательной деятельности, а также в различных жизненных ситуациях.

Опираясь на методологию проектирования концептуальных моделей и результаты проведенного исследования, научный коллектив выделил следующие стратегии управления многообразием в гетерогенных информационно-образовательных средах: аналитическую, ориентационную, преобразующую. Охарактеризуем подробно данные стратегии.

Цель аналитической стратегии - выявить и проанализировать релевантные источники получения информации об образовательных услугах; определить степень полноты и достоверности предоставляемой

этими источниками информации; соотнести объективные (сайты учреждений, официальная информация и др.) и субъективные (отзывы родителей, обучающихся и т.д.) оценки качества образования; определить степень удовлетворенности потребителей образовательных услуг имеющейся информацией и её соответствие индивидуальным образовательным запросам, а также формирование информационных потоков, актуальных для потребителей образовательных услуг и востребованных ими.

Таким образом, реализация аналитической стратегии опирается на концепцию информационного маркетинга, который может быть рассмотрен в двух контекстах: вслед за С. Бердышевым и др. «информационный маркетинг» может быть охарактеризован как маркетинг средствами информационный технологий, что близко к сущности понятия «интернет-маркетинг» (маркетинг в сети Интернет) (Т.А.Калюжнова, М.Е.Махалов, и др.). С учетом того, что прилагательное «информационный» указывает не только на характер средств и методов маркетинга «информационный маркетинг» трактуется в исследовании как процесс, обеспечивающий оптимальное продвижение информации конечным пользователям (в частности обучающимся) и формирование у них запросов на получение необходимой информации в различных сферах, а не только в образовании [1; 5].

Как показывает анализ маркетинговых программ, реализуемых в сети Интернет, в условиях становления шестого технологического уклада основу информационного маркетинга составляют: автоматизированные информационные системы, направленные на управление информационными процессами и информационными массивами, а также техническими, программными и языковыми средствами, предназначенными для сбора, хранения, поиска, обработки и выдачи данных по запросам пользователей и маркетинговые информационные системы (системы получения, хранения и обработки маркетинговой информации).

Особую роль в определении целей и технологий реализации аналитической стратегии, а также в интерпретации ее результатов играет концепция BIG DATA. В широком смысле о «больших данных» говорят как о социально-экономическом феномене, связанном с появлением технологических возможностей анализировать огромные массивы данных, в некоторых проблемных областях - весь мировой объём данных, и вытекающих из этого трансформационных последствий. В качестве определяющих характеристик для больших данных традиционно выделяют «три V»: объём (англ. volume, в смысле величины физического объёма), скорость (velocity в смыслах как скорости прироста, так и необходимости высокоскоростной обработки и получения результатов), многообразие (variety, в смысле возможности одновременной обработки различных типов структурированных и полуструктурированных данных).

Роль автоматизированных информационных систем при этом состоит в комплексной автоматизации всех видов деятельности образовательной организации. Автоматизированные информационные системы для образовательных организаций реализуются в разных продуктовых решениях. В частности, в качестве примера можно назвать «1С Университет 2.0» - продукт, который представляет собой эффективное решение для того, чтобы автоматизировать управленческую деятельность в ВУЗах. В качестве примера для общеобразовательной организации может выступать цифровая образовательная платформа «Дневник.ру» -разработчик решений и единой электронной образовательной среды для учителей, учеников и их родителей, администраций образовательных организаций, а также представителей органов исполнительной власти.

Значимым для нас аспектом в применении автоматизированных информационных систем для реализации аналитической стратегии является возможность обеспечения помимо средств генерации данных также и средств их анализа (извлечение нужной информации в соответствии с задаваемыми многомерными запросами), что позволяет проводить анализ тенденций, моделирование и прогнозирование результатов различных стратегических решений.

Ориентационная стратегия управления информационным многообразием связана с обеспечением результативности и точности (по критерию соответствия цели) потребительского выбора. Цель ориентационной стратегии - создание информационно-образовательных навигаторов для ориентации потребителей в потоках информации, с целью проектирования их индивидуального маршрута в реализации значимых для них образовательных процессов. Сущность стратегии выражается в систематизации информационных процессов и создании навигаторов в соответствии с информационными запросами, личностными, образовательными и профессиональными перспективами обучающихся. К данным процессам можно отнести: выбор будущей профессии, выбор образовательной организации, выбор дополнительных образовательных услуг, направленных на развитие ребенка, выбор учителя, выбор сопутствующих технических и других средств для обеспечения образовательного процесса.

Оптимальными информационными средствами для реализации ориентационной стратегии являются «Базы данных», одним из форм которых являются информационные справочные системы (ИСС).

Преобразующая стратегия предполагает диверсификацию имеющихся образовательных систем, в частности профилизацию образовательных организаций на институциональном, содержательном и технологическом уровнях, диверсификацию информационно-образовательного пространства. Суть преобразующей стратегии состоит в поиске оптимального сочетания содержания и технологий преобразования образовательного пространства в наиболее востребованную обучающимися форму. При этом следует принять во внимание тенденции, обозначенные в современных статистических отчетах (например, «Образование в цифрах:2018: статистический сборник») и демонстрируемые на сайтах с официальной статистикой («Электронная образовательная среда»). Они отражают распространение цифровых технологий и средств в образовательных организациях, таких как электронный дневник - 100%, интерактивные доски -96%; мультимедийные кабинеты - 80%, дистанционное обучение - 64%, веб-конференции - 44%, виртуальные лаборатории - 8%. Основу для диверсификации образовательной среды составляет приобретение новых знаний в области цифровизации образования, которые могут быть получены в системе формального, неформального и информального обучения. Данные типы обучения могут быть реализованы как за счет обучающих систем на базе компьютера или на базе компьютерных сетей, так и с помощью систем дистанционного обучения в режиме реального времени или Офф-лайн.

Чрезвычайную значимость преобразующая стратегия управления информационным многообразием приобретает, в частности в аспекте формирования потребности обучающихся и учителей обращаться к информационным ресурсам, развивать новые виды образовательных потребностей, совершенствовать каналы информационного взаимодействия между обучающимися и педагогами. Наибольший спрос школы демонстрируют в настоящий момент на электронные учебники (88%), а также на планшеты (72%). В

российских образовательных организациях растет интерес российских образовательных организаций к сетевым образовательным кластерам в сети Интернет (в частности в социальных сетях).

Выводы. Описанные стратегии представляют собой взаимосвязанную и взаимообусловленную триаду, обеспечивающую развитие информационно образовательной среды, а процесс интеграции этих стратегий становится мета-процессом, отражающим сущность управления информационным многообразием в образовательных системах.

Литература:

1. Бердышев С. Информационный маркетинг: практическое пособие.- Издательство: Дашков и К, 2013. - 216 с.

2. Донина И.А., Шайдорова Н.А. Потенциал социальных сетей в реализации интернет-маркетинга образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 75-79.

3. Донина И.А., Тайкова Л.В. Виртуальные профессиональные сообщества как фактор становления конкурентоспособности педагога // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 865.

4. Донина И.А., Протасова Н.В. Маркетинговая стратегия в управлении современной общеобразовательной организацией // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4 (9). С. 64-66.

5. Калюжнова, Т.А. Региональный интернет-маркетинг как инструмент управления социально-экономическим развитием субъектов РФ: дис. ... канд. экон. наук: - Москва, 2002. - 156 с.

6. Лях Ю.А., Донина И.А. Подходы к разработке концепции уровневой оценки компетенций учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 214-218.

7. Махалов, М. Е. Типология инструментов интернет-маркетинга (Мировой опыт и российская практика): дис.. канд. экон. наук: - Москва, 2004 - 177 c.

8. Певзнер М.Н., Донина И.А., Шайдорова Н.А. Подготовка лидеров местных сообществ в области социально-этического маркетинга: постановка проблемы // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2017. № 1 (99). С. 40-44.

9. Donina I.. Pevzner M., Petryakov P., Shaydorova N. Pedagogical Approach to Information Diversity Management Online Publication: 28th December, 2018. ICLEL Publication: ICLEL Conferences Sakarya University Faculty of Education 54300 Sakarya, TURKEY, P. 787-794

Педагогика

УДК: 37.01

кандидат педагогических наук Пономарев Роман Евгеньевич

Московский государственный университет имени М. В.Ломоносова (г. Москва)

ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДВИГА ФОН МИЗЕСА В ПЕДАГОГИКЕ

Аннотация. В статье представлена теория деятельности Людвига фон Мизеса. Охарактеризовано понятие деятельности как целенаправленного поведения. Дано описание элементов деятельности, связей и отношений между элементами. В заключении автор делает вывод о важности данных представлений для педагогической теории и практики.

Ключевые слова: теория, практика, поведение, теория деятельности, педагогическая наука.

Annotation. The article presents the theory of Ludwig von Mises activity. The concept of activity is characterized as purposeful behavior. A description of the elements of activities, relationships and relationships between elements. In conclusion, the author concludes about the importance of these ideas for educational theory and practice.

Keywords: theory, practice, behavior, theory of activity, pedagogical science.

Введение. Деятельностный подход широко используется как в педагогических исследованиях, так и в практике организации образовательного процесса. Психологическая традиция нас относит к теории деятельности А.Н.Леонтьева, методологическая линия рассуждений - к теории деятельности Г.П.Щедровицкого и работам их последователей. От внимания педагогов-исследователей и педагогов-практиков нередко ускользает работа Л.фон Мизеса «Человеческая деятельность: трактат по экономической теории», вся первая и во многом вторая части которой посвящены деятельности как таковой [1]. И только представив общую теорию деятельности, автор приложил ее к экономическим процессам, существующим в обществе.

Возможно, упоминание в названии экономики оставили данную работу за рамками сферы педагогического внимания, а может быть просто потому, что русскоязычный вариант текста стал общедоступен для педагогического сообщества не так давно. Тем не менее, значимость деятельностного подхода для отечественного образования, а также и то обстоятельство, что работа Л. фон Мюзеса увидела свет раньше, чем упомянутые методологическая и психологическая теории, на наш взгляд, достаточно, чтобы данная теория попала в сферу научно-педагогического внимания.

Формулировка цели статьи. Цель статьи состоит в том, чтобы охарактеризовать теорию деятельности Л.фон Мизеса, как одного из возможных оснований научно-педагогических исследований и практики организации образовательного процесса.

Изложение основного материала статьи. Общую характеристику деятельности Людвиг фон Мизес начинает в контексте философского рассмотрения оснований для изменений происходящих в мире. Он утверждает, что для объяснения этих изменений есть только два способа. Первый рассматривает изменения в качестве результата действия механической причины, второй способ рассматривает изменения как результат целенаправленного поведения человека, его деятельности: «Изменение можно объяснить только как результат либо действия механической причинности, либо целеустремленного поведения; третьего пути для человеческого разума не существует» [1, с. 28]. В данном контексте он справедливо утверждает, что «Человеческая деятельность - одно из средств осуществления изменений» [1, с. 21].

Если по отношению к миру деятельность может рассматриваться в качестве одного из средств, обеспечивающих происходящие изменения, то по отношению к самому человеку, с его точки зрения,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.