Научная статья на тему 'Потенциал социальных сетей в реализации Интернет-маркетинга образовательной организации'

Потенциал социальных сетей в реализации Интернет-маркетинга образовательной организации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
598
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ / INTERNET MARKETING / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / SOCIAL NETWORK / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / EDUCATIONAL SERVICES / СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ / PROMOTION STRATEGIES / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Шайдорова Наталья Александровна

Современное информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием потребителями образовательных услуг. Образовательные организации вынуждены искать эффективную стратегию своего продвижения на рынке труда и рынке образовательных услуг, в рамках которой Интернет-маркетинг становится одной из наиболее значимых технологий. В статье рассматриваются различные точки зрения на сущность Интернет-маркетинга, анализируются исследования российских ученых по проблемам маркетингового потенциала сети Интернет. Молодежь как целевая аудитория Интернет-маркетинга демонстрирует максимальный уровень вовлеченности в социальные сети. Авторы отмечают, что до настоящего времени отсутствуют научные исследования потенциала социальных сетей как маркетинговой среды и специфики образовательного маркетинга в социальных сетях. В статье приводятся данные исследования, проведенного среди студентов НовГУ имени Ярослава Мудрого, с целью выявления предпочтений студенческой аудитории и поведения студентов в социальных сетях, а также возможности использования социальных сетей для позиционирования и продвижения университета. На основании анализа результатов анкетирования и статистических данных авторы приходят к выводу о необходимости более активного использования потенциала социальных сетей в реализации Интернет-маркетинга вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF SOCIAL NETWORKS IN THE IMPLEMENTATION OF INTERNET MARKETING OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

The modern information society is characterized by a high level of development of information and telecommunication technologies and their intensive use by educational services consumers. Educational organizations are forced to look for an effective strategy for their advancement in the labor market and the market of educational services, within which Internet marketing becomes one of the most significant technologies. The article examines various points of view on the essence of Internet marketing, analyzes the research of Russian scientists on the marketing potential of the Internet. Youth as the target audience of Internet marketing demonstrates the maximum level of involvement in social networks. The authors note that up to now there are no scientific studies of the potential of social networks as a marketing environment and the specifics of educational marketing in social networks. The article presents data of a study conducted among students of Yaroslav the Wise Novgorod State University in order to identify students' preferences and behavior of students in social networks, as well as the possibility of using social networks for positioning and promoting the university. Based on the analysis of the results of questionnaires and statistical data, the authors come to the conclusion that it is necessary to use the potential of social networks more actively in the implementation of Internet marketing of the university.

Текст научной работы на тему «Потенциал социальных сетей в реализации Интернет-маркетинга образовательной организации»

Педагогика

УДК 37.07

доктор педагогических наук Донина Ирина Александровна

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (г. Великий Новгород); кандидат филологических наук Шайдорова Наталья Александровна

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (г. Великий Новгород)

ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Современное информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием потребителями образовательных услуг. Образовательные организации вынуждены искать эффективную стратегию своего продвижения на рынке труда и рынке образовательных услуг, в рамках которой Интернет-маркетинг становится одной из наиболее значимых технологий. В статье рассматриваются различные точки зрения на сущность Интернет-маркетинга, анализируются исследования российских ученых по проблемам маркетингового потенциала сети Интернет. Молодежь как целевая аудитория Интернет-маркетинга демонстрирует максимальный уровень вовлеченности в социальные сети. Авторы отмечают, что до настоящего времени отсутствуют научные исследования потенциала социальных сетей как маркетинговой среды и специфики образовательного маркетинга в социальных сетях. В статье приводятся данные исследования, проведенного среди студентов НовГУ имени Ярослава Мудрого, с целью выявления предпочтений студенческой аудитории и поведения студентов в социальных сетях, а также возможности использования социальных сетей для позиционирования и продвижения университета. На основании анализа результатов анкетирования и статистических данных авторы приходят к выводу о необходимости более активного использования потенциала социальных сетей в реализации Интернет-маркетинга вуза.

Ключевые слова: Интернет-маркетинг, социальная сеть, образовательные услуги, стратегии продвижения, высшие учебные заведения.

Annotation. The modern information society is characterized by a high level of development of information and telecommunication technologies and their intensive use by educational services consumers. Educational organizations are forced to look for an effective strategy for their advancement in the labor market and the market of educational services, within which Internet marketing becomes one of the most significant technologies. The article examines various points of view on the essence of Internet marketing, analyzes the research of Russian scientists on the marketing potential of the Internet. Youth as the target audience of Internet marketing demonstrates the maximum level of involvement in social networks. The authors note that up to now there are no scientific studies of the potential of social networks as a marketing environment and the specifics of educational marketing in social networks. The article presents data of a study conducted among students of Yaroslav the Wise Novgorod State University in order to identify students' preferences and behavior of students in social networks, as well as the possibility of using social networks for positioning and promoting the university. Based on the analysis of the results of questionnaires and statistical data, the authors come to the conclusion that it is necessary to use the potential of social networks more actively in the implementation of Internet marketing of the university.

Keywords: Internet marketing, social network, educational services, promotion strategies, higher education institutions.

Введение. Изменения факторов внешней среды обусловили появление в управлении образовательными организациями элементов менеджмента, направленного на организацию жизнедеятельности в условиях усиления их самостоятельности, применение основ стратегического и тактического планирования, направленность на инновационное развитие образовательного.

Изложение основного материала статьи. Образование начинает рассматриваться как особый тип общественного производства, возникает понятие «образовательная услуга» как специфическая форма общественного блага, что обусловлено не только потребностями государства, но запроса-заказа самих участников образовательного процесса. В исследованиях С.А.Белякова, Р.Джапаровой, А.П.Егоршина, И.В.Захаровой, А.П.Панкрухина, В.В.Чекмарёва, В.П.Щетинина обосновывается точка зрения, согласно которой деятельность в сфере образования рассматривается как деятельность по оказанию услуг. На рынке образовательных услуг обостряется конкурентная борьба за потребителей. Современные вузы вынуждены искать эффективную стратегию своего развития на двух рынках: рынке труда и рынке образовательных услуг.

Влияние социально-демографического фактора выражается в том, что кардинально меняется поведение потребителей образовательных услуг: существенно повышается уровень ожиданий как современных абитуриентов и студентов, так и работодателей в отношении качества обучения; ориентированности на современный рынок труда; технологичной, благоприятной и эргономичной образовательной среды, психологического и эмоционального комфорта. Меняется характер их взаимодействия с образовательной организацией. Более значимым становится участие в формировании содержания образовательных программ, участии в формировании образовательного контента.

Нельзя также не отметить, стремительное многовекторное изменение технологического фактора, который связан с тем, что в последние десятилетия мир переживает переход от «индустриального общества» к «обществу информационному». Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.

Важной составляющей информационного пространства становится всемирная сеть Интернет. С каждым годом открываются всё более широкие возможности для использования его в образовании.

Структурные особенности интернет-среды претерпели значительные изменения за последние 15-20 лет. Мнения ученых, высказанных в начале XXI века, о том, что наша цивилизация находится на пороге практической лавинной глобализации сети Интернет, начало которой прогнозировалось на 2005 г., получили практическое подтверждение. Если по состоянию на сентябрь 2002 г. общее число пользователей сети Интернет составляло около 9,6% от общей численности населения Земли, то в январе 2018 года, согласно

отчету «Global Digital 2018» от We Are Social и Hootsuite, количество пользователей интернета в мире достигло 4,021 миллиарда человек, т.е. около 53 % население планеты (7,6 млрд) [14].

По итогам 2017 года, как свидетельствует отчет Российского филиала исследовательского концерна GfK (Gesellschaft fur Konsumforschung) Group «Проникновение Интернета в России: итоги 2017 года» российская аудитория интернет-пользователей в возрасте от 16 лет и старше составила 87 миллионов человек, что на 3 миллиона больше, чем год назад, и составляет 71% от жителей страны [9].

Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в настоящее время 45% опрошенных россиян старше 18 лет пользуются хотя бы одной из социальных сетей почти каждый день, 62% - хотя бы раз в неделю. Полностью исключены из социальных медиа около трети (20% из-за того, что не имеют доступа в Интернет и еще 10% - не имеют ни одного аккаунта). Максимальный уровень вовлеченности в социальные сети ожидаемо демонстрирует молодежь России: в возрастной группе 18-24 года почти ежедневно пользуются социальными сетями 91%, среди опрошенных 25-34 лет таких 69%, в группе старше 60 лет - только 15% [2].

Обозначенные факторы диктуют необходимость высшим учебным заведениям прилагать все больше усилий в поиске стратегий, способствующих привлечению различных сегментов потребителей образовательных услуг в новых условиях. Как следствие, практически все современные образовательные организации имеют представительство в Интернете в виде одного или нескольких ресурсов: сайта, блога, группы в социальных сетях и т.д. Однако создание сетевого ресурса и заполнение его информационным контентом не обеспечивает автоматический рост имиджа образовательной организации, организацию взаимодействия с потребителями образовательных услуг и роста информированности общественности и положительной динамики популярности предлагаемых образовательных программ. В качестве одной из наиболее значимых технологий в поиске путей продвижения образовательной организации начинает выступать Интернет-маркетинг.

При всем разнообразии различных точек зрения на сущность Интернет-маркетинга, нам близка точка зрения А. Валлона, Р. Заззо, А. Леона рассматривающая Интернет-маркетинг (Internet marketing) как «совокупность приемов в Интернете, направленных на привлечение внимания к продукту организации, популяризацию этого продукта в сети и его эффективного продвижения с целью продажи». При этом, под «продуктом» мы понимаем рыночное предложение организации (в реальной или виртуальной форме), а также совокупность образов и идей, которые составляют ее бренд и отражают ее миссию.

Применение Интернет-маркетинга как технологии взаимодействия с потребителем не является новым для российской теории и практики. Анализ диссертационных исследований, выполненных в России за период 2000-2017 гг., показал, что в начале указанного периода маркетинговый потенциал сети Интернет находился в фокусе внимания исследователей (О.В.Обухов, Т.А.Калюжнова, Т.Р. Хузяшев, А.О.Губанов, О.А.Кобелев) в основном с точки зрения его использования в деятельности промышленных предприятий и социально-экономических объектов, для развития электронной коммерции.

В исследовании Д.О.Козлова взаимодействие предприятий с глобальной сетью Интернет рассматривалось как один из способов адаптации предприятий к изменяющимся условиям ведения бизнеса с учетом наличия виртуального пространства, отмечалась необходимость создавать информативные, ориентированные на клиента, удобные в использовании сайты.

Исследование, предпринятое М.Е. Махаловым, ставило своей целью систематизацию и типологизацию инструментов Интернет-маркетинга, поскольку уже в начале 2000-х годов была очевидна необходимость поиска адекватных инструментов Интернет-маркетинга, способных усовершенствовать проблемные области бизнеса в начале XXI века. М.Е.Махаловым были предложены модели типологий инструментов Интернет-маркетинга, на основе предложенных типологий была проведена систематизация инструментов Интернет-маркетинга по типам рынков и видам бизнеса.

Постепенно стали появляться диссертационные исследования вопросов использования Интернет-маркетинга на рынке образовательных услуг. Исследователь М.А. Ходимчук еще в 2002 году разработала алгоритм формирования и реализации маркетинговой Интернет-стратегии вуза при выходе на электронный рынок, включающий исследование электронного рынка, анализ корпоративных сайтов вузов-конкурентов с позиции маркетинг-микс, выделение ключевых факторов успеха Интернет-стратегии, выработку концепции стратегии вуза на электронном рынке, определение основных этапов реализации стратегии вуза на электронном рынке.

По мнению А.Е. Данилова, эффективность маркетинговых инструментов продвижения образовательных услуг ниже в сфере образования, нежели в промышленности. Это связано со спецификой функционирования рынка образовательных услуг и самой образовательной услуги как товара.

В своих исследованиях ученые отмечают следующие достоинства и преимущества современного Интернет-маркетинга: информативность; высокая результативность в сравнении с традиционной рекламой; большой охват целевой аудитории; относительная дешевизна; отсутствие территориальных ограничений.

Особую значимость для нас имеет исследование Н.А.Стефановой, в котором отмечается не только экономический и управленческий характер Интернет-маркетинга, но и раскрывается не менее значимый социальный аспект. Понятие Интернет-маркетинга вуза было уточнено исследователем, которая отметила, что Интернет-маркетинг образовательной организации - это социально-управленческий процесс, поскольку в ходе его проведения решаются такие задачи, как удовлетворение потребностей общества в образовательных услугах (социальный аспект) и управление производством, продажей этих услуг (управленческий аспект), и включающий в себя разработку, создание, управление, продвижение и реализацию эффективных маркетинговых действий посредством сети Интернет.

К сожалению, до настоящего времени отсутствуют научные исследования потенциала социальных сетей как маркетинговой среды и специфики образовательного маркетинга в социальных сетях.

На сегодняшний день существуют десятки тысяч самых разных социальных сетей и сервисов: коммуникационных, новостных, профессиональных, графических, блоговых, видео и многих других. Тем не менее ежедневно в этой нише появляются новые проекты. Суммарная аудитория социальных площадок превышает миллиард пользователей и по некоторым оценкам в ближайшее время обгонит аудиторию поисковых систем.

Учитывая, что маркетинговые действия проводятся там, где размещается целевая аудитория, необходимо отметить, что такая большая и активная среда не могла не привлечь внимания маркетологов. Поэтому вскоре

после появления первых социальных сетей и сервисов в них стали проводиться рекламные и PR-кампании, направленные на поэтапную работу над определением потребностей аудитории, созданием и продвижением контента, вовлечением посетителей в активные процессы взаимодействия. Большим потенциалом для Интернет-маркетинга обладают созданные в социальных сетях виртуальные сообщества.

В научной литературе исследование виртуальных сетевых сообществ ориентировано на решение следующих задач: выявление признаков, структурных свойств виртуальных сообществ и их отличий от других форм коммуникации в Интернете (Г. Рейнгольд, К. Портер, А. Блэнкард, П. Доуриш, А. Смит, Б. Уэллман, С. Кришнамерти, А. Митра, Р. Шварц, С. Уилсон, Л. Питерсон, Р. Багоцци, Л. Пиэйро и др.); разработка классификации виртуальных сообществ (Б. Батлер, Дж. Прис, А. Армстронг, Дж. Хэйгел и др.); выявление мотивов вступления Интернет-пользователей в виртуальные сообщества (К. Ридингз, Дж. Хаус, Г. Рейнгольд, С. Утц, Дж. Хорриган и др.).

Статистика групп и страниц в социальных сетях позволяет узнать многое, как о востребованности страницы и её контента, так и об инструментах вовлечения и привлечения аудитории, необходимых для достижения заявленных целей сообщества. Статистические данные сайта https://allsocial.ru показывают, что в социальной сети «ВКонтакте» действуют 1993 сообщества категории «Наука и образование», из которых 897 - паблики (публичные страницы) и 2482 сообщества категории «Общество», из которых 1002 паблика. При поиске с ключевым словом «Университет» а социальная сеть «ВКонтакте» показывает наличие 7611 сообществ, среди которых представлены различные образовательные организации, неформальные группы, виртуальные образовательные проекты, спортивные организации, творческие объединения, сообщества, продвигающие обучение за рубежом и т.д. Подавляющее большинство сообществ - открытые группы.

Учитывая вышеизложенное, авторами статьи было проведено исследование, направленное на изучение потенциала социальных сетей в реализации Интернет-маркетинга вуза. Целевая аудитория - молодые люди

17-25 лет, реальные и потенциальные студенты Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.

В анкетировании на тему «Интернет-ресурсы НовГУ» приняло участие 110 респондентов в возрасте

18-25 лет. Анкета состояла из 30 вопросов, которые касались степени присутствия и активности респондентов в социальных сетях, отношения к социальным сетям и предлагаемым там ресурсам, а также их оценки дизайна и удобства пользования официальным сайтом Новгородского государственного университета. Анкета позволила выявить предпочтения студенческой аудитории и их поведение в социальных сетях, а также возможности использования социальных сетей для позиционирования и продвижения университета, предлагаемых им образовательных услуг и информации.

В результате анализа ответов было выявлено, что наибольшей популярностью среди респондентов пользуется социальная сеть «Вконтакте» (99,1%), что соответствует результатам других исследований и отражает возрастной состав аудитории, участвовавшей в анкетировании. «ВКонтакте» - одна из первых появившихся в России социальных сетей, которая стремительно развивалась: через год после запуска в ней были зарегистрированы миллионы профилей. По данным Brand Analytics (май 2017 г.), основу активной аудитории «ВКонтакте» составляет возрастная группа - 37% - авторы в возрасте 25-34 лет. Вторая по численности группа - 18-24 лет (25,7%) [13].

Второе место по степени присутствия среди респондентов занял «Инстаграм» (69,4 %), социальная сеть, ориентированная исключительно на мобильный трафик. По данным статистики, более 80% пользователей «Инстаграмма» моложе 35 лет, из 7,1 млн Instagram-авторов 76,9% женского пола [13].

Согласно критерию «частота посещений социальных сетей участниками исследования» данные распределились следующим образом: 32,1% респондентов посещают социальные сети 2-3 раза в день; 55,71% опрошенных «стараются находиться там постоянно». Исходя из данных результатов, можно сделать вывод о высокой степени востребованности социальных сетей среди респондентов. Подавляющее большинство «приходят» в социальную сеть с основной целью - общаться (89,7%) и узнавать новости (86,9%), при этом 44,9 % используют социальные сети для того, чтобы обучаться. При ответе на вопрос «Рассматриваете ли Вы Интернет как площадку для получения образования (on-line курсы, дистанционное обучение и др.)?» подавляющее большинство (79,6%) ответили положительно.

91,6 % опрошенных на предложение определить типичные для них действия в социальной сети ответили «просто читаю», однако такое относительно пассивное поведение дополнено другими, более активными, действиями, поскольку ответ на вопрос предполагал возможность выбора нескольких вариантов. Такими образом, можно сказать, что помимо чтения материалов, респонденты нашей анкеты достаточно активны в сети: 27,4% создают материалы, 20,8% пишут комментарии, признаком активности можно считать репостирование (26,4%). На вопрос «Делитесь ли Вы ссылками на интересные Вам ресурсы со своими друзьями?» 85% опрошенных нами ответили положительно.

Социальные сети помогают маркетологам прислушиваться к своей целевой аудитории, чтобы понять какой контент привлекает ее больше всего, распространять маркетинговый материал как напрямую от бренда, так и через репосты. Как отмечает Д. Халилов, «с точки зрения маркетинга у «ВКонтакте» есть свои достоинства (многочисленная и активная аудитория, популярность групповой модели общения и возможность глубокого таргетинга) и недостатки (молодая аудитория и фактор форс-мажора из-за новых правил, которые периодически внедряет администрация сети). Тем не менее «ВКонтакте» - флагман российского SMM-продвижения, и именно здесь реализуется большая часть успешных кейсов» [9].

Поскольку групповая модель общения является наиболее характерным поведением для пользователей социальных сетей, в анкете предлагалось оценить содержание групп, личных страниц отдельных людей, подписчиком которых являются респонденты, а также указать количество групп, в которых они состоят и которыми активно пользуются. По данным опроса, 68,5 % состоят более чем в 25 группах, однако 58,3 % постоянно посещают только 3-5 групп, что свидетельствует в пользу необходимости и возможности глубокого таргетинга при условии определения, какие именно группы являются наиболее релевантными для студенческой аудитории.

«Таргетированный» подход к коммуникации является весьма важным преимуществом Интернета в целом. «Возможности Интернета как канала глобальной коммуникации позволяют российским университетам на различных площадках Сети высвечивать те или иные характеристики своего «уникального торгового предложения» в зависимости от аудитории этой площадки» [6].

При анкетировании отношения респондентов к официальному сайту Новгородского государственного университета нами было определено, что 72% рассматривают именно этот ресурс (www.novsu.ru) в качестве основного источника информации об университете, при этом через социальные сети хотели бы получать новостную информацию 47,7% и учебную информацию 46,7 % опрошенных. В целом 73,9% студентов высоко ценят архитектуру сайтов, 87,9% считают, что дизайн сайта вуза играет важную роль в восприятии университета, 92,6% опрошенных полагают, что дизайн может помочь в создании понятного и удобного сайта вуза.

Отвечая на вопросы о юзабилити и архитектуре сайта НовГУ, только 22,2% опрошенных оценили его как «соответствующий представлениям о современном сайте»; большая половина респондентов (55,6%) отметили, что сайт нуждается в доработке, 22,2% однозначно оценили его как несовременный сайт.

Опрошенные не считают неофициальный паблик «Подслушано в НовГУ» из социальной сети «ВКонтакте» надежным источником информации, поэтому 60,2% на него не подписаны, называя в качестве причин следующие: «отсутствие конструктивной информации», «общество там деградирует», «не люблю сплетни» и т.п. 40,7% опрошенных подписаны на данную группу, но многие отмечают, что посещают группу редко.

Несмотря на бытующие стереотипы о том, что пользователи социальных сетей интересуются чужой жизнью, 71,3% опрошенных студентов не посещают личные страницы своих преподавателей в социальных сетях, объясняя это тем, что им «хватает общения в институте», «неинтересно», что им достаточно информации на личной странице преподавателя на официальном сайте НовГУ.

Однако 27,8% участников анкетирования отмечали, что они интересуются страницами своих преподавателей в социальных сетях, поскольку «интересно узнать их с другой стороны», «нужно объяснить причину пропуска» или «узнать задание». Следует согласиться с точкой зрения, что «подробности личной жизни, биография, круг интересов, а также сведения о социальной среде участников процесса общения могут повлиять как на репутацию преподавателя - один из основных инструментов его действия в группе, так и на социальное положение учащегося в группе, а также на личные взаимоотношения. Страница в социальной сети - «лицо» человека в Интернете, средство самовыражения и способ самопрезентации в разных группах пользователей - от друзей и родственников до коллег и случайных знакомых» [7].

Выводы. Проведенное исследование показало, что социальные сети и в честности виртуальные сообщества имеют большой потенциал для реализации Интернет-маркетинга вуза с точки зрения активности целевой аудитории, ее однородности, общности интересов, потребности в образовании и саморазвитии, открытости к коммуникации с ровесниками и преподавателями. Полученные результаты могут быть транслированы и на продвижение других региональных опорных вузов в социальных сетях.

Литература:

1. Везетиу Е.В. Роль методов дистанционного обучения в системе последипломного педагогического образования/ Е.В. Везетиу // Современные тенденции в образовании: новые педагогические технологии и электронные средства обучения Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2017. С. 6-12.

2. Всероссийский центр изучения общественного мнения // Каждому возрасту - свои сети. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116691 (дата обращения: 16.02.2018).

3. Донина И.А. Использование дистанционных технологий в профессиональной подготовке современных руководителей / И.А. Донина // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 6. С. 34-35.

4. Донина И.А. Информационно-аналитический компонент маркетинговой компетентности руководителей образовательных организаций / И.А. Донина / /Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 48-50.

5. Интернет в России и в мире // Количество пользователей интернета в России. URL: https://wearesocial.com/blog/2018/01/global-digital-report-2018 (дата обращения: 20.01.2017).

6. Окушова Г.А., Бычкова М.Н., Гужова И.В. Позиционирование и продвижение томских университетов в коммуникативном пространстве Интернета. - Томск: Издательский Дом ТГУ, 2014. - стр. 26-27.

7. Сулейманова С.С., Чумичева И.В. Проблема поведения педагогов и преподавателей вузов в социальных сетях: психологический аспект // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(9).pdf (дата обращения: 13.02.2018)

8. Тайкова Л.В. Виртуальные профессиональные сообщества как фактор становления конкурентоспособности педагога / Донина И.А., Тайкова Л.В. // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 865.

9. Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях. URL:https://biz360.ru/materials/380/ (дата обращения: 16.02.2018).

10. Шайдорова Н.А. Подготовка лидеров местных сообществ в области социально-этического маркетинга: постановка проблемы / Певзнер М.Н., Донина И.А., Шайдорова Н.А. // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2017. № 1 (99). С. 40-44.

11. Шерайзина, Р.М. Социально-этический маркетинг как концептуальная основа обучения лидеров местных сообществ управлению многообразием / Певзнер М.Н., Шерайзина Р.М., Донина И.А., Шайдорова Н.А., Петряков П.А.// Новые технологии социальной работы в России и за рубежом. Ульяновск, 2017. С. 37-45.

12. Ширина Т.Г. Система IT-сопровождения участников образовательных программ / Донина И.А., Ширина Т.Г., Ширин Д.А. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 22-24.

13. Brand Analytics //Социальные сети в России, лето 2017: цифры и тренды URL: http://blog.br-analytics.ru/sotsialnye-seti-v-rossii-leto-2017-tsifry-i-trendy (дата обращения: 16.02.2018).

14. Digital in 2018: World's internet users pass the 4 billion mark [Электронный ресурс] //Digital в 2018 году: интернет-пользователи мира проходят отметку в 4 миллиарда. URL: https://wearesocial.com/blog/2018/01/global-digital-report-2018 (дата обращения: 16.02.2018).

Педагогика

УДК: 376.37

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); магистрант Соловьева Наталья Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Аннотация. В статье представлены теоретические предпосылки использования средств логопедической ритмики как наиболее эффективного средства коррекции недостатков просодического компонента речи у детей со стертой дизартрией. Представлены результаты исследования, целью которого являлась необходимость осуществления дифференцированного подбора содержания логопедической работы по коррекции нарушений просодических компонентов у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии с учетом выявленной недостаточности развития неречевых и речевых процессов. А также обозначены наиболее продуктивные практические наработки из коррекционной программы логопедической ритмики, оценка эффективности которой показала, что применение логоритмических упражнений в качестве коррекционного приема оказывает положительное влияние на состояние всех компонентов просодической сферы у дошкольников, страдающих дизартрией.

Ключевые слова: стертая дизартрия, просодические компоненты речи, логопедическая ритмика, поражения центральной нервной системы.

Annotation. The article presents theoretical premises for using logopedic rhythmics as the most effective means of correcting the deficiencies of the prosodic speech component in children with an erased dysarthria. The results of the study are presented, the purpose of which was the need to implement a differentiated selection of the content of logopedic work to correct violations of prosodic components in children of older preschool age with a mild degree of dysarthria, taking into account the revealed lack of development of non-verbal and speech processes. And also the most effective practical results from the corrective program of speech therapy rhythm are indicated, the effectiveness evaluation of which showed that the use of logarithmic exercises as a corrective method has a positive effect on the state of all components of the prosodic sphere in preschool children suffering from dysarthria.

Keywords: the erased dizartriya, prosodic components of the speech, logopedic rhythmics, damages of the central nervous system.

Введение. За последние годы состояние здоровья детей дошкольного возраста стремительно ухудшается. По данным специальных исследований, сегодня свыше 86% новорождённых имеют перинатальную патологию центральной нервной системы, которая в дальнейшем приводит к серьёзным речевым нарушениям. Из общего количества детей с перинатальным поражением центральной нервной системы 50 - 70% имеют речевую патологию, именуемую как лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии, представляющую собой, по мнению Л. В. Мелеховой и О. А. Токаревой, сложную структуру дефекта, в которой ведущими являются расстройства просодической стороны речи [9].

Лёгкая степень дизартрии - это сложное речевое расстройство, характеризующееся:

1) вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности (артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи);

2) наличием симптомов микроорганического поражения центральной нервной системы, проявляющихся в недостаточной иннервации органов речи (голосового, артикуляционного, дыхательного отделов);

3) нарушением мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры [2].

При лёгкой степени дизартрии состояние неречевых функций имеет ряд отличительных черт и включает в себя нарушение общей и артикуляционной моторики, недостаточность дифференцированных движений кистей и пальцев рук, а также нарушение памяти, внимания, восприятия, мышления [1].

Приведённые статические данные указывают на увеличение количества детей дошкольного возраста с дизартрическими расстройствами, которые вызывают трудности в овладении программными требованиями детского сада и усвоении школьных навыков, влекут за собой задержку формирования речевой системы в целом, что отражается на становлении всей языковой личности, затрудняя её речевую коммуникацию и социальную адаптацию в обществе [5, 8].

Своевременное выявление недостаточного уровня функционирования просодической стороны речи в дошкольном возрасте у детей с дизартрией, возможности их коррекции тесно связаны с проведением качественного и количественного анализа особенностей развития речевых процессов у названной категории дошкольников.

Изложение основного материала статьи. Целью нашего исследования является необходимость осуществления дифференцированного подбора содержания логопедической работы по коррекции нарушений речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии с учетом выявленной недостаточности развития неречевых и речевых процессов.

Методологической основой исследования явились положения о системном строении языка, о единстве и взаимодействии всех сторон языка: фонетической, фонематической и лексико-грамматической; о единстве человека и общества, об определяющей коррекционно-развивающей роли обучения (Л.С. Выготский [6], Р.Е. Левина [13], А.Р. Лурия [16], С.Л. Рубинштейн [18]), а также психолингвистическая теория о механизмах речевой деятельности, порождении и восприятии речевого сообщения, взаимодействии речевых процессов (Т.В.Ахутина [3], А.А. Леонтьев [14], Н.И. Жинкин [7], В.И. Бельтюков [4]. При этом под просодикой нами понимается система высотных, силовых, временных фонетических средств, реализующихся в процессе речи на всех уровнях речевых сегментов: слога, слова, словосочетания, фразы, текста, играющих смыслоразличительную роль, обеспечивающихся работой переферического речевого аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.