Научная статья на тему 'Особенности формирования творческого подхода студентов к будущей профессиональной деятельности в высшем учебном заведении'

Особенности формирования творческого подхода студентов к будущей профессиональной деятельности в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование / творчество / творческий подход / студент / будущая профессиональная деятельность / Formation / Creativity / the creative approach / the student / the future professional work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Наталья Эмильевна, Лесникова Светлана Леонидовна, Руднева Елена Леонидовна, Тимошенкова Олеся Сергеевна

В статье рассматриваются особенности формирования творческого подхода студентов вуза к будущей профессиональной деятельности. Формирование творческого подхода выполняет функцию основы выбора средств, способов, приемов, которые и образуют целостную профессиональную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касаткина Наталья Эмильевна, Лесникова Светлана Леонидовна, Руднева Елена Леонидовна, Тимошенкова Олеся Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article features of formation tvorcheskogo the approach of students of high school to the future professional work are considered. Formation of the creative approach carries out function of a basis youpine forests of means, ways, receptions which form complete professionalnuju activity.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования творческого подхода студентов к будущей профессиональной деятельности в высшем учебном заведении»

9. Ирхин Ю. В. Гражданское общество и власть: проблемы взаимодействия и контроля в современной России // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 5. - С. 3-25.

10. Гаязов А. С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе: дис. ... д-ра пед. наук. - Бирск, 1996. - 299 с.

11. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

12. Титова Е. Н. Формирование гражданственности студентов в учебном процессе технического вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Тула, 2000. - 200 с.

13. Анохин С. В. Формирование гражданственности будущих военных летчиков: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Саратов, 2002. - 23 с.

14. Савотина Н. А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. -2002. - № 4. - С. 39-44.

15. Руглова Л. В. Формирование гражданственности студенческой молодежи на современном этапе: дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2005. - 210 с.

УДК 378.1

Н. Э. Касаткина, С. Л. Лесникова, Е. Л. Руднева, О. С. Тимошенкова

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА СТУДЕНТОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ20

В статье рассматриваются особенности формирования творческого подхода студентов вуза к будущей профессиональной деятельности. Формирование творческого подхода выполняет функцию основы выбора средств, способов, приемов, которые и образуют целостную профессиональную деятельность.

Ключевые слова: формирование, творчество, творческий подход, студент, будущая профессиональная деятельность.

N. E. Kasatkina, S. L. Lesnikova, E. L. Rudnevа, O. S. Timoshenkova

FEATURES OF FORMATION OF THE CREATIVE APPROACH OF STUDENTS TO THE FUTURE PROFESSIONAL WORK IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

In article features of formation tvorche-skogo the approach of students of high school to the future professional work are considered. Formation of the creative approach carries out function of a basis you-pine forests of means, ways, receptions which form complete professio-nalnuju activity.

Keywords: formation, creativity, the creative approach, the student, the future professional work.

20 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Профессиональное самоопределение учащейся молодежи в условиях формирования, сохранения и укрепления ее здоровья», проект № 11-16-42005а/Т.

Формирование творческого подхода студентов вуза к будущей профессиональной деятельности стало особенно актуальной задачей в условиях современного общества, так как творческий подход студентов к будущей профессиональной деятельности мы рассматриваем как один из путей успешного профессионального самоопределения и сохранения и укрепления их здоровья.

Под «творческим подходом студентов вуза к будущей профессиональной деятельности» мы понимаем совокупность способов и приемов, способствующих формированию разнообразных необходимых и эффективных умений и навыков, позволяющих осуществлять деятельность с высокой продуктивностью и находить оптимальные, нестандартные решения в изменяющихся условиях воспитательно-образовательного процесса, отражающих высокую профессиональную квалификацию и компетентность, что позволит осуществлять будущую профессиональную деятельность с высокой продуктивностью.

Результаты формирования творческого подхода студентов вуза к будущей профессиональной деятельности, зависят от множества особенностей. Нами выделены особенности формирования творческого подхода (способность видеть проблему, производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов, способность переключаться с одной идеи на другую до тех пор, пока не будет найдено оптимальное решение или способность находить новый способ решения проблемы; отношение к обучению; использование творческого подхода преподавателем; творческий характер учебной деятельности; учёт и использование индивидуальных особенностей; диалогическое взаимодействие субъектов учебного процесса; роль содержания программ, по которым обучаются студенты в

вузе; влияние мотивационной сферы в структуре личности студента).

Основным показателем сформирован-ности творческого подхода студентов вуза являются: способность видеть проблему, производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов, способность переключаться с одной идеи на другую до тех пор, пока не будет найдено оптимальное решение и способность находить новый способ решения проблемы.

Для измерения уровня развития указанных свойств мышления у студентов были использованы проектные тесты «Применение», «Видение проблем», «Неполные фигуры», «Кружки» (Дж. Гилфорда и Е. П. Торренса, адаптированные Р. Е. Тафель) [3].

Анализ полученных результатов позволил выявить среднеарифметические показатели свойств мышления студентов с первого по пятый курс факультета истории и международных отношений, биологического и химического факультетов КемГУ (табл. 1).

Таблица 1

Среднеарифметические показатели творческого мышления студентов

Свойства мышления 1-й курс 3-й курс 5-й курс

Факультет истории и международных отношений

Беглость 8,91±2,82 28,95±6,19 35,73±8,34

Гибкость 6,37±2,44 18,04±6,23 24,97±7,27

Оригинальность 3,88±1,92 10,48±3,52 14,74±5,77

Общий показатель творческого мышления 19,19±6,27 57±14,05 75,45±16,63

Окончание табл. 1

Из результатов наиболее выражен показатель беглости мышления, наименее - оригинальность мышления. Общий показатель креативности выше у студентов биологического факультета: он составляет 86,23 баллов, на втором месте студенты факультета истории и международных отношений (75,45 баллов) и на третьем месте студенты химического факультета (74,15 баллов).

Дальнейший анализ показателей относительно уровня креативности дает возможность выделить студентов с высокими (140-256 баллов), средними (80-139 баллов) и низкими (20-79 баллов) показателями, что дает основание для условного деления студентов на три группы в зависимости от набранных баллов (табл. 2).

Таблица 2

Соотношение групп студентов по уровням креативности мышления

Уровни креативности мышления Количество студентов, в %

Факультет истории и международных отношений Химический факультет Биологический факультет

1-й курс 5-й курс 1-й курс 5-й курс 1-й курс 5-й курс

Высокий уровень (140-256 баллов) 34 30 17 19 15 15

Средний уровень (80-139 баллов) 31 49 37 49 43 57

Низкий уровень (20-79 баллов) 35 21 46 32 42 28

Изучение особенностей, влияющих на формирование творческого подхода студентов, поставило нас перед необходимостью исследования отношения к обучению. Формирование творческого подхода студентов во многом зависит и от их способности учиться, воспринимать и усваивать новую информацию. Можно быть талантливой, творческой личностью, обладать способностями к учебе, но относиться к ней халатно, недисциплинированно, пассивно, несерьезно. Поэтому отношение к обучению мы также рассматривали как особенность формирования творческого подхода студентов. Мы изучили и проанализировали показатели: потребность в достижении, потребность в одобрении, проявление силы воли.

Анализ оценки потребности в достижении (по методике Ю. М. Орлова) в ходе экс-

Свойства мышления 1-й курс 3-й курс 5-й курс

Биологический факультет

Беглость 15,22±4,20 30,14±6,57 41,47±11,89

Гибкость 10,14±2,90 19,85±4,34 27,23±9,95

Оригинальность 5,76±2,58 11,14±3,19 17,52±6,41

Общий показатель творческого мышления 31,13±7,07 61,14±9,12 86,23±23,27

Химический факультет

Беглость 15,21±4,23 28,01±6,56 35,33±8,27

Гибкость 10,28±2,84 18,31±4,37 24,92±6,34

Оригинальность 5,61±2,74 10,81±3,29 13,91±4,35

Общий показатель творческого мышления 31,11±6,99 57,11±9,66 74,15±13,66

перимента был обусловлен тем, что потребность в достижении отражает стремление человека к улучшению результатов собственной деятельности, а также способствует укреплению положительного отношения к выбранной деятельности. Доказано, что люди, обладающие высоким уровнем потребности достижения, «уверены в успешном исходе, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствием» [4].

Исследование потребности в достижении осуществлялось по методике Ю. М. Орлова и представляет собой тест-опросник, содержащий 23 положения (утверждения), с которыми испытуемый соглашается или не соглашается. Тест направлен на выявление степени выраженности потребности в достижении успеха в любой деятельности, заряженности человека на успех (табл. 3).

Таблица 3

Результаты изучения потребности студентов в достижении

Уровни потребности в достижении 1-й курс 3-й курс 5-й курс

Аб-сол. число Относ. число Аб-сол. число Относ. число Аб-сол. число Относ. число

Факультет истории и международных отношений

Выше среднего (23-14) 7 6 % 55 63 % 106 95 %

Средний уровень (13-11) 74 64 % 21 24 % 5 5 %

Ниже среднего (10-1) 32 28 % 11 13 % 0 0

М ± 11,62± 14,573,73 17,59±

Окончание табл. 3

Уровни потребности в достижении 1-й курс 3-й курс 5-й курс

Аб-сол. число Относ. число Аб-сол. число Относ. число Аб-сол. число Относ. число

Биологический факультет

Выше среднего (23-14) 0 0 0 0 46 100 %

Средний уровень (13-11) 48 72 % 21 42 % 0 0

Ниже среднего (10-1) 19 28 % 30 58 % 0 0

М ± 11,28± 9,092,91 19,17±

Химический факультет

Выше среднего (23-14) 0 0 25 51 % 39 76 %

Средний уровень (13-11) 20 44 % 14 29 % 12 24 %

Ниже среднего (10-1) 26 56 % 10 20 % 0 0

М ± 9,19± 12,21± 13,41±

На констатирующем этапе эксперимента мы выявили, что у большинства первокурсников факультетов биологического и истории и международных отношений средний уровень потребности в достижении соответствует 64 % и 72 %, первокурсников химического факультета больше с уровнем потребности в достижении ниже среднего (56 %).

Выше среднего уровня потребность в достижении у студентов 5-го курса выявлено: у 95,5 % студентов факультета исто-

рии и международных отношений, у 100 % -биологического факультета и 76 % - химического факультета.

Методика оценки потребности в одобрении предложена американскими психологами Д. Крауном и Д. Марлоу. Данная методика позволяет определить степень потребности человека в одобрении со стороны других людей. Как считают представители педагогических и психологических наук, чем выше потребность в одобрении, тем в большей степени поведение испытуемого (по крайней мере, на вербальном уровне) соответствует одобряемому образцу. Такие люди не возражают против неинтересной работы, сдерживают свои агрессивные реакции, в целом более конформны, податливы социальным воздействиям (табл. 4).

Таблица 4

Результаты изучения потребности студентов в одобрении

Окончание табл. 4

Уровни потребности в одобрении 1-й курс 3-й курс 5-й курс

Аб-сол. число Относ. число Аб-сол. число Относ. число Абсол. число Относ. число

Средний уровень (12-10) 29 43 % 7 13 % 11 24 %

Низкий уровень (9-1) 26 39 % 0 0 8 17 %

М ± 10,32± 15,01± 12,47±

Химический факультет

Высокий уровень (20-13) 12 18 % 45 87 % 17 33 %

Средний уровень (12-10) 29 43 % 7 13 % 16 32 %

Низкий уровень (9-1) 26 39 % 0 0 18 35 %

М ± 9,34± 10,32± 10,06±

Наблюдается недостаточная сформиро-ванность потребности в одобрении - средний и низкий уровень на первом курсе всех факультетов. К пятому курсу преобладают студенты со среднем уровнем сформирован-ности потребности в одобрении (факультет истории и международных отношений, биологический и химический факультет).

Анализ показателя проявления силы воли также является важным, поскольку волевая сфера человека проявляется в качествах личности, отражающих волевую регуляцию. В литературе как волевые отмечаются следующие качества: целеустремленность, решительность, стойкость, смелость, упорство, терпеливость и многие другие.

Уровни потребности в одобрении 1-й курс 3-й курс 5-й курс

Абсол. число Относ. число Абсол. число Относ. число Абсол. число Относ. число

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Факультет истории и международных отношений

Высокий уровень (20-13) 12 10 % 33 38 % 44 40 %

Средний уровень (12-10) 46 40 % 37 43 % 67 60 %

Низкий уровень (9-1) 56 49 % 17 19 % 0 0

М ± 9,57± 11,873,11 12,57±

Биологический факультет

Высокий уровень (20-13) 12 18 % 45 87 % 27 59 %

Методика самооценки силы воли разработана Е. П. Ильиным и Е. К. Фещенко, тест описан Н. Н. Обозовым (1997) и предназначен для обобщенной характеристики проявления силы воли (табл. 5).

Таблица 5

Результаты изучения самооценки силы воли студентов

Уровни силы воли 1-й курс 3-й курс 5-й курс

Аб-сол. число Относ. число Аб-сол. число Относ. число Аб-сол. число Относ. число

Факультет истории и международных отношений

Большая сила воли (30-22) 73 63 % 54 62 % 89 80 %

Средняя сила воли (21-13) 38 33 % 28 32 % 23 20 %

Низкая сила воли (12-10) 21 18 % 4 6 % 0 0

М ± 22,15± 21,83± 23,68±

Биологический факультет

Большая сила воли (30-22) 28 42 % 0 0 7 15 %

Средняя сила воли (21-13) 38 57 % 44 85 % 39 85 %

Низкая сила воли (12-10) 1 1 % 8 15 % 0 0

М ± 19,69± 15,67± 18,19±

Химический факультет

Большая сила воли (30-22) 21 46 % 12 24 % 16 31 %

Окончание табл. 5

1-й курс 3-й курс 5-й курс

Уровни силы воли Аб-сол. число Относ. число Аб-сол. число Относ. число Аб-сол. число Относ. число

Средняя сила воли 24 52 % 32 65 % 29 57 %

(21-13)

Низкая

сила воли 1 2 % 5 11 % 6 12 %

(12-10)

М ± 20,02± 16,11± 21,04±

Исследуя результаты самооценки силы воли, мы наблюдали, в основном, преобладание средней силы воли по самооценке данного качества личности. Так, среди студентов биологического факультета 85 % оценили свой уровень силы воли как средний; также оценили его 57 % студентов химического факультета. Отмечается отсутствие изменений самооценки силы воли студентов на третьем и пятом курсах.

Следующая особенность формирования творческого подхода студентов, которая подвергалась изучению, - использование творческого подхода преподавателем. Естественно, от преподавателей, их умения, способностей, квалификации, усердия во многом зависит результативность формирования творческого подхода. Работа преподавателей высшей школы должна быть направлена на задачу формирования высокопрофессиональной и творческой личности. Это предполагает воспитание умения студентов творчески относиться к обучению и в дальнейшем к работе. В связи с этим, педагогический процесс в вузе становится все более сложным и многосторонним и требует глубокого понимания связей и отношений между субъектами, принимающими в нем участие.

Следующая особенность формирования творческого подхода студентов - это творческий характер учебной деятельности. Это обеспечивается нацеленностью участников процесса обучения на творчество. Тогда обязательные репродуктивные действия являются частью собственного творческого процесса. Преподаватель высшей школы является сегодня единоличным творцом педагогического процесса, технологом высшей квалификации, реализующим свои индивидуально разрабатываемые операции в воспитательно-образовательного процессе. Несмотря на то что творческий подход к профессиональной деятельности является высшим проявлением профессионализма человека, он менее всего изучен. Дело в том, что принципиальная спонтанность творческого образовательного процесса в вузе изначально делает его неуловимым для естественно-научного метода. Таким образом, вооружение специалиста необходимым объемом знаний и умений оказывается недостаточным. Возникает необходимость формирования у него таких качеств, как владение методами познания, исследования, стремления к постоянному расширению знаний (непрерывному образованию) и творческому их применению в профессиональной деятельности [1].

Следующая особенность формирования творческого подхода студентов - это учёт и использование индивидуальных особенностей: индивидуальные свойства мышления (показатели рассмотрены выше), креативность общения.

Анализ результатов креативности общения показывает уровень «выше среднего» студентов первого курса на биологическом факультете и факультете истории и международных отношений и «средний» уровень на химическом факультете. Отмечается отсутствие изменений показателя креативности общения студентов на третьем и пятом курсах биологического факультета и факультета

истории и международных отношений (уровень «выше среднего») и «средний» уровень креативности студентов в общении на химическом факультете.

Таблица 6

Результаты исследования креативности общения

Уровни креативности общения 1-й курс 3-й курс 5-й курс

Аб-сол. число Относ. число Аб-сол. число Относ. число Аб-сол. число Относ. число

Факультет истории и международных отношений

Высокий уровень (71-63) 2 2 % 10 12 % 43 39 %

Средний уровень (62-53) 67 52 % 29 33 % 66 59 %

Низкий уровень (52-42) 45 39 % 48 55 % 2 2 %

М ± 50,45+9,05 52,74+7,63 59,72+4,35

Биологический факультет

Высокий уровень (71-63) 0 0 0 0 18 39 %

Средний уровень (62-53) 19 28 % 33 63 % 28 61 %

Низкий уровень (52-42) 48 72 % 19 37 % 0 0

М ± 46,62+8,30 52,63+3,31 60,63+4,78

Химический факультет

Высокий уровень (71-63) 0 0 10 20 % 13 25 %

Окончание табл. 6

Уровни креативности общения 1-й курс 3-й курс 5-й курс

Аб-сол. число Относ. число Аб-сол. число Относ. число Аб-сол. число Относ. число

Средний уровень (62-53) 7 17 % 23 47 % 28 55 %

Низкий уровень (52-42) 38 83 % 16 33 % 10 20 %

М ± 47,39+5,30 56,08+3,51 51,52+4,41

Последняя (из выделенных) особенность, влияющая на формирование творческого подхода студентов, отражает доминирование мотивационной сферы в структуре личности студента. Это условие выполняется, если усилия педагога и обучающего направлены на развитие внутренних мотивов, которые активизируют способности, мыслительные процессы и, воздействуя на них, стимулируют и выход за рамки заданного. От мотивации зависит то, как человек использует свой ресурс. Специалист в сфере образования может отличаться обширными знаниями и умениями находить новые подходы к старым проблемам, но, если у него отсутствует мотивация для выполнения конкретной работы, он просто не станет ее делать.

При этом многочисленные исследования (В. И. Загвязинский, С. В. Евтушенко, М. Г. Казакина, В. А. Кан-Калик, Б. Г. Мер-кин, А. В. Мудрик, С. А. Шмаков и др.) убедительно демонстрируют, что не все виды мотивации одинаково влияют на уровень креативности. Они показывают, что существует два вида мотивации: внешняя и внутрен-

няя, и последняя гораздо важнее для формирования творческого подхода. Внешняя мотивация - это стимулирование человека, классическая комбинация кнута и пряника: заставляет профессионала делать свое дело ради того, чтобы получить желаемое или избежать чего-то неприятного. В основе внутренней мотивации лежит увлечение, интерес, идущее изнутри желание что-то делать. При наличии внутренней мотивации люди занимаются своим делом ради него самого и связанного с ним удовольствия. Мотивирующий фактор в этом случае - сама работа.

Таблица 7

Результаты изучения мотивации студентов к успеху

Уровни мотивации к успеху 1-й курс 3-й курс 5-й курс

Аб-сол. число Относ. число Аб-сол. число Относ. число Аб-сол. число Относ. число

Факультет истории и международных отношений

Выше среднего (38-22) 9 8 % 74 85 % 106 95 %

Средний уровень (21-17) 66 57 % 13 15 % 5 5 %

Ниже среднего (16-1) 38 33 % 0 0 0 0

М ± 17,90± 24,24± 29,63±

Биологический факультет

Выше среднего (38-22) 0 0 2 3 % 46 100 %

Окончание табл. 7

Уровни мотивации к успеху 1-й курс 3-й курс 5-й курс

Аб-сол. число Относ. число Аб-сол. число Относ. число Аб-сол. число Относ. число

Средний уровень (21-17) 19 31 % 19 37 % 0 0

Ниже среднего (16-1) 46 69 % 31 60 % 0 0

М ± 13,85± 16,57± 30,04±

Химический факультет

Выше среднего (38-22) 0 0 12 24 % 26 51 %

Средний уровень (21-17) 14 30 % 19 39 % 18 35 %

Ниже среднего (16-1) 32 70 % 18 37 % 7 14 %

М ± 14± 21,152,82 14,64±

Анализ результатов уровня мотивации студентов к успеху показывает низкий уровень сформированности на первом курсе всех факультетов и увеличение показателей уровня мотивации к успеху на пятом курсе «выше среднего», также всех факультетов.

Знание степени влияния особенностей на процесс формирования творческого подхода студентов позволяет результативнее управлять соответствующим процессом, правильнее распределять усилия, разрабатывать необходимые мероприятия.

Считаем, что учет сформированности творческого подхода студентов вуза при разработке содержательного наполнения педагогической модели формирования творческого подхода студентов вуза к будущей профессиональной деятельности, позволит формировать творческий подход студентов вуза к будущей профессиональной деятельности более результативно. Данный подход к воспитательно-образовательному процессу может обеспечить формирование в процессе обучения необходимых качеств будущих специалистов, прикладных знаний, умений и навыков, которые помогут им успешно подготовиться к предстоящей профессиональной деятельности, лучше адаптироваться к условиям производства.

Литература

1. Адакин Е. Е. Формирование творческого потенциала студентов вуза в условиях системы заочного обучения: монография. - Кемерово, 1995. - 32 с.

2. Гальперин П. Я., Данилова В. Л. К вопросу о формировании творческого мышления // Школьный психолог. - 1999. - № 8. - С. 9-17.

3. Лесникова С. Л. Формирование творческого подхода к профессиональной деятельности у будущих специалистов как условие профессионального самоопределения // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2005. - № 1 (21). - С. 63-66.

4. Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2004. - 560 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.