Научная статья на тему 'Спецкурс как условие формирования профессионально-творческих способностей будущих инженеров в вузах Крыма'

Спецкурс как условие формирования профессионально-творческих способностей будущих инженеров в вузах Крыма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / PROFESSIONAL AND CREATIVE ABILITIES / СПЕЦКУРС / SPECIAL COURSE / САМОСОЗНАНИЕ / SELF-CONSCIOUSNESS / АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ ЗАДАЧ / AN ALGORITHM FOR THE SOLUTION OF ENGINEERING PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Алла Григорьевна

Исследуется одна из актуальнейших проблем современного образования формирование личности будущего инженера с профессионально-творческими способностями в контексте адаптационного периода. Рассматривается один из способов реализации педагогических условий формирования ПТС будущих инженеров. Доказано, что применение спецкурса необходимо для получения умений и навыков, позволяющих применять ПТС в профессиональной деятельности для решения сложных инженерных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Алла Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL COURSE AS A CONDITION OF FORMING OF PROFESSIONAL AND CREATIVE ABILITIES OF FUTURE ENGINEERS

One of the most urgent problems of modern education the formation of personality of the future engineer with the professional and creative abilities in the context of adaptation period is investigated. The way of realization of pedagogical conditions of future engineers’ professional and creative skills formation is considered. It is proved that the application of a special course is needed to obtain skills and abilities, allowing to apply professional and creative skills in professional activity to solve complex engineering problems.

Текст научной работы на тему «Спецкурс как условие формирования профессионально-творческих способностей будущих инженеров в вузах Крыма»

УДК 378.147

Михайлова Алла Григорьевна

старший преподаватель, аспирант Севастопольский государственный университет

г. Севастополь

СПЕЦКУРС КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ

ИНЖЕНЕРОВ В ВУЗАХ КРЫМА

Исследуется одна из актуальнейших проблем современного образования — формирование личности будущего инженера с профессионально-творческими способностями в контексте адаптационного периода. Рассматривается один из способов реализации педагогических условий формирования ПТС будущих инженеров. Доказано, что применение спецкурса необходимо для получения умений и навыков, позволяющих применять ПТС в профессиональной деятельности для решения сложных инженерных задач.

Ключевые слова: профессионально-творческие способности, спецкурс, самосознание, алгоритм решения инженерных задач.

Alla Mikhaylova

Senior lecturer, postgraduate Sevastopol State University, Sevastopol

SPECIAL COURSE AS A CONDITION OF FORMING OF PROFESSIONAL AND CREATIVE ABILITIES OF FUTURE ENGINEERS

One of the most urgent problems of modern education — the formation of personality of the future engineer with the professional and creative abilities in the context of adaptation period is investigated. The way of realization of pedagogical conditions of future engineers' professional and creative skills formation is considered. It is proved that the application of a special course is needed to obtain

skills and abilities, allowing to apply professional and creative skills in professional activity to solve complex engineering problems.

Keywords: professional and creative abilities, a special course, self-consciousness, an algorithm for the solution of engineering problems.

В условиях модернизации системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, современным инженерам недостаточно быть компетентным лишь в своей узкой профессиональной области, они должны свободно ориентироваться в меняющемся потоке информации, уметь вырабатывать собственную стратегию и тактику профессиональной деятельности, быть готовым к реализации различных инженерных идей. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с повышением качества профессиональной подготовки специалистов.

Государственная политика в области высшего профессионального образования основывается на принципах, определенных Законом РФ «Об образовании», а также на следующих принципах: непрерывность и преемственность процесса образования; интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования; конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий. Научные работники образовательной организации обязаны: формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки; развивать творческие способности [9].

В концепции модернизации российского образования на период до 2020 года отмечено, что «основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного,

ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования [4] Таким образом, главным заданием высшего образования сегодня является формирование основы для развития профессиональной компетентности специалиста.

Как отмечает Министр образования, науки и молодежи Республики Крым Н.Г. Гончарова «сегодня одной из главных политик министерства образования и науки РФ является укрепление регионального образования» [6]. «Крым начал плавный переход на российскую образовательную систему. Изменится очень многое: программы, методическая и материальная база средних и высших учебных заведений» [6]. Система образования, а профессиональное образование в особенности, неразрывно связаны с той социально-экономической формацией, в рамках которой она сформировалась и существует» [3, с. 48].

Необходимость решения проблемы непрерывности образования и преемственности процесса образования вызвана переходным периодом в Крыму. Ускорение социально-экономического прогресса оказывает решающее воздействие на материальную и на духовную стороны жизни государства в целом и каждой отдельной личности, что потребовало разработки инновационных подходов к учебному процессу в вузе.

Поэтому в вузах «применяются соответствующие педагогические методы и приемы для развития отдельных составляющих профессиональной компетентности студента, как будущего специалиста в конкретной области социального производства. Но в таком случае у студента практически отсутствует целостная система знаний про структуру, сущность и содержание собственной профессиональной компетентности, так как в процессе обучения у него формируются отдельные профессиональные навыки. Для решения

данной проблемы необходимо применение такой методико-дидактической формы организации учебного процесса, как спецкурс» [5, с. 951].

Таким образом, целью статьи является раскрытие сущности, содержания, методического обеспечения спецкурса «Формирование профессионально-творческих способностей будущих инженеров на основе акмеологического подхода» как условия обеспечения преемственности процесса образования в современной социально — экономической ситуации Крыма.

Успешное решение задач, предусмотренное системой инженерного образования возможно благодаря совершенствованию учебного процесса, приоритетным направлением которого является применение компетентностного подхода. О компетентностном подходе к профессиональному обучению писали М. А. Аксиньева, Э. Д. Алисултанова, К. М. Левитан, Е. А. Юлматова, О. Ф. Пиралова и др.

Анализ научной литературы и документов, регламентирующих учебный процесс, качество подготовки будущих инженеров и собственный опыт работы со студентами, а также требования к современным инженерам доказали необходимость формирования профессионально-творческих способностей (ПТС) в процессе обучения в вузе.

Вопрос формирования ПТС рассматривали Г. С. Альтшуллер, Л. А. Большакова, М. С. Бургин, Л. К. Галицкая, Э. Н. Давыденко,

A. П. Дубинин, П. Ф. Кравчук, К. К. Платонов, В. Д. Шадриков и др., которые указывали на необходимость раскрытия творческого потенциала личности. Условия, необходимые для эффективного формирования ПТС, исследовали Г. В. Безулева, Д. Б. Богоявленская, И. В. Калюжная, О. П. Попова и

B. Е. Шмелёв.

Идея разработки и внедрения спецкурса «Формирование профессионально-творческих способностей будущих инженеров на основе акмеологического подхода» в учебный процесс как одного из путей реализации педагогических условий (содержательное обеспечение;

профессиональная и рефлексивная самоидентификация будущего инженера со спецификой инженерной деятельности) основана на начальной диагностике уровня сформированности ПТС будущих инженеров.

Анализ учебных планов и программ технических вузов указал на то, что студенты, в основном, получают теоретическую подготовку вместо методической, под которой понимается умение применять ПТС в решении инженерных изобретательских задач. По результатам анкетирования большинство опрошенных не умели решать творческие инженерные задачи, не имели навыки применения ПТС (60%), и только 20 % имели высокий уровень сформированности ПТС. Такие результаты исследования убедительно свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности ПТС будущих инженеров с одной стороны, и необходимость наличия ПТС с другой стороны, подтверждают наше предположение о необходимости внедрения спецкурса с целью улучшения профессиональной подготовки будущих инженером в высшем учебном заведении.

С целью определения состояния сформированности ПТС будущих инженеров также наблюдали за работой студентов технических специальностей СевГУ, посещали открытые уроки, внеурочные занятия, научно-практические конференции. Доказано, что комплекс упражнений, нестандартные методы работы, срезы представляют собой основу для формирования ПТС будущих инженеров, так как интегрируют возможности для развития показателей компонентов модели инженера с ПТС. Для формирования ПТС будущих инженеров необходимо применять акмеологический подход.

Рассмотрение в единстве процессов профессионального и личностного развития и определение пути достижения профессионального мастерства в процессе реализации творческого потенциала личности составляет суть выделенного в психологии в конце XX в. акмеологического направления. Появление и развитие акмеологии обусловлено обращением современных исследователей не к проблеме «объективной» природы деятельности, а

особенностям пребывания в ней человека. В этом ключе Л.М. Митина отмечает [7], что существуют различия между профессионалом и специалистом: первый, в отличие от второго, является субъектом профессиональной деятельности, а не просто носителем совокупности знаний и умений.

Профессионализм с позиции акмеологии — это свойство саморазвивающейся личности, осуществляющей движение к «акме», или вершине мастерства в профессии. Акмеология как наука изучает основные подходы к развитию профессионала, а также те факторы, условия, механизмы, которые определяют успешность совершенствования и самосовершенствования личности, полноту ее самореализации в профессии и жизни в целом [1].

Изучение спецкурса «Формирование профессионально-творческих способностей будущих инженеров на основе акмеологического подхода» целесообразно начинать с 1-го курса, что обусловлено формированием сознания на начальном этапе обучения в вузе. Поскольку сознание как компонент психики включает в себя такие функции, как представление, мышление, воля, память, воображение, оно влияет на развитие ПТС будущего инженера на определённом этапе зрелости. Основная задача акмеологии — сформировать и закрепить в самосознании человека востребованную необходимость в саморазвитии и самореализации, позволяющих самоактуализировать личностное и профессиональное «Я».

Целью данного спецкурса является формирование ПТС будущих инженеров на факультативних занятиях, а также получение ими умений и навыков, позволяющих применять ПТС в профессиональной деятельности для решения сложных инженерных задач. Для достижения цели определены следующие задачи: ознакомить студентов с требования к профессиональным и личностным компетенциям выпускников инженерных программ первого и второго циклов (знания, инженерный анализ, инженерное проектирование, исследования, инженерная практика, личностные компетенции); знакомить с

практическими навыками применения ПТС. Программа спецкурса состоит из двух содержательных модулей — теоретические основы формирования ПТС и применение ПТС для решения инженерных задач.

Преподавание данного спецкурса основано на общих и частных принципах, основанные на акмеологических принципах. В применении этих принципов мы видим возможность формирования у студентов качеств, которые помогут им осуществлять в будущем поэтапное движение к высоким показателям в профессиональной деятельности. Принципы составляют систему важных ориентиров, которые определяют содержание, методы, организацию процесса формирования ПТС. К общим принципам относим следующие:

- принцип гуманизации (приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности);

- принцип научности (опора на науку, организация процесса на основе современных инженерных достижений);

- принцип опережающего обучения (знания должны опережать динамику развития НТП, это условие обеспечения качества инженерного образования);

- принцип вариативности (создание широкого многообразия видов деятельности, выбор индивидуальных творческих траекторий формирования ПТС, включая различные варианты их проявления);

- принцип верифицируемости (соотнесение каждого последующего действия с реальным достигнутым результатом).

Из частных принципов выделены следующие принципы:

- личностного целеполагания (целеполагание осуществляется в интересах образовательного процесса (качество образования), в интересах формирования ПТС, по периодам их развития);

- индивидуализации (учет индивидуальных особенностей студентов). Этот принцип позволяет создать оптимальные условия для реальных потенциальных возможностей студентов, развития у них ПТС.

Тематическое содержание спецкурса опирается на следующие научные подходы к изучению профессионально-творческого развития личности: акмеологический (Б. Г. Ананьев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. А. Бодалев, А. К. Маркова, М. В. Колотилова, Е. А. Шмелёва, И. Н. Семенов, А. П. Сытников и др.); компетентностный (М. А. Аксиньева, Э. Д. Алисултанова, К. М. Левитан, Е. А. Юлматова, О. Ф. Пиралова и др.).

В учебный процесс студентов экспериментальной группы, обучающихся по направлениям подготовки: 11.03.01 — Радиотехника (бакалавры), 11.04.01 — Радиотехника (магистры),

11.05.01 — Радиоэлектронные системы и комплексы (специалисты) был внедрен спецкурс «Формирование профессионально-творческих способностей будущих инженеров на основе акмеологического подхода».

Основные формы обучения — лекции, лекции-дискуссии, практические занятия, семинары, тренинговые занятия, самостоятельная работа студентов. В ходе реализации программы спецкурса были использованы методы обучения: для формирования устойчивой мотивации к успеху (работа в малых группах во время тренингов, индивидуальные беседы, психодиагностические упражнения), для оценки уровня мотивации изучения профессиональной дисциплины (опросы по опроснику К.Л. Левитана), для формирования креативного компонента (работа в малых группах), для развития творческого мышления и креативности (работа с тренингами в малых группах) для развития видов внимания (индивидуальные беседы, психодиагностические упражнения), для формирования творческого и латерального мышления, интеллектуальной лабильности, быстроте мышления, умению выделять абстрактные связи, латерального и практического мышления, способности генерации идей, концентрации и переключаемости внимания (работа в малых группах с методиками «мозговой штурм», ТРИЗ, Алгоритм решения изобретательских задач), для развития коммуникативных способностей

(выполнение индивидуальных и групповых заданий; составление ассоциаций к исследуемым понятиям; деловые игры; интерактивный метод).

С целью оптимизации процесса подготовки будущих инженеров в рамках второго модуля проводился социально-психологический тренинг программно-целевой направленности А.П. Сытникова.

Для оценки рейтинга успешности студента проведены следующие формы контроля — текущий, промежуточный, итоговый.

Общий объем часов составляет 1,5 кредита и составляет 54 часа, из которых 6 ч. — лекции, 36 ч. — практические занятия, 4 ч. — семинары и 8 ч. — самостоятельная работа студентов. Тематический план спецкурса приведен в таблице 1.

Для проведения эффективности внедрения спецкурса и рациональности разработанной программы был проведен формирующий эксперимент в академических группах студентов дневной формы обучения по направлениям подготовки 11.03.01 — Радиотехника (бакалавры), 11.04.01 — Радиотехника (магистры), 11.05.01 — Радиоэлектронные системы и комплексы (специалисты). Апробируя содержание программы спецкурса, был осуществлен анализ изменения уровней сформированности ПТС.

В ходе контрольного эксперимента для количественной и качественной проверки целесообразности реализации спецкурса были приняты за основы сравнения эмпирических распределений уровней сформированности ПТС будущих инженеров согласно коэффициенту ^Стьюдента.

По результатам диагностирования будущие инженеры экспериментальной группы продемонстрировали сформированность ПТС и умение их применять в профессиональной деятельности. Анализ динамики формирования ПТС показал, что на младших курсах значимых отличий в уровне сформированности не наблюдается. Существенные отличия значимые на 10% уровне по критерию ^Стьюдента фиксируются после формирующего эксперимента.

Таблица 1 — Тематический план спецкурса «Формирование профессионально-творческих способностей будущих инженеров на основе акмеологического подхода»

Модуль I.

«Теоретические основы формирования ПТС будущих инженеров»

Лекция 1. Вступление. Цель изучения и задачи спецкурса «Формирование профессионально-творческих способностей будущих инженеров на основе акмеологического подхода». Роль спецкурса в подготовке специалистов.

Практическое занятие 1. Профессионально-творческие способности личности инженера. Тренинговое занятие «Профессиональные качества компетентного инженера»

Лекция 2. Сущность понятия «профессионально-творческие способности будущего инженера»._

Практическое занятие 2. Мой путь профессионального становления, как будущего инженера.

Лекция 3. Профессионально-творческие способности согласно профессиограмме «человек-техника»

Практическое занятие 3. Профессиограмма инженера.

Лекция 4. Модель личности инженера с профессионально-творческими способностями

Практическое занятие 4. Профессионально-творческие способности инженера, прописанные ФГОС по направлениям подготовки 11.03.01 — Радиотехника (бакалавры), 11.04.01 — Радиотехника (магистры), 11.05.01 — Радиоэлектронные системы и комплексы (специалисты)._

Лекция 5. Предмет и задачи акмеологии.

Практическое занятие 5. Основные задачи акмеологии. Ориентации в акмеологии.

Лекция 6. Специфика применения акмеологического подхода к развитию профессионально-творческих способностей будущего инженера_

Практическое занятие 6. Сущность понятия «акмеологический подход»

Практическое занятие 7. Этапы процесса формирования ПТС будущего инженера

Практическое занятие 8 Самодиагностика и самоанализ.

Лекция 7. Модель формирования

профессионально-творческих способностей будущего инженера с помощью акмеологического подхода

Практическое занятие 9. Оценка уровней сформированости ПТС (диагностические тесты, опросники).

Практическое занятие 10. Семинар на тему «Теоретические основы формирования ПТС будущих инженеров»

Модуль II. «Алгоритм решения творческих задач для инженеров»

Лекция-дискуссия 1. Творческое мышление и креативность инженера Практическое занятие 1. Тренинг «Развитие творческого мышления и креативности»

Лекция-дискуссия 2. Логическое и латеральное мышление Практическое занятие 2. Развитие логического и латерального мышления. Рефлексивно-перцептивный тренинг

Лекция-дискуссия 3. Основные характеристики внимания. Практическое занятие 3. Развитие избирательности внимания, произвольного внимания, концентрации и устойчивости внимания

Лекция-дискуссия 4. Нравственно-духовный компонент модели личности инженера с ПТС Практическое занятие 4. Социально-психологический тренинг межличностного общения

Лекция-дискуссия 5. Алгоритм решения творческих задач для инженеров Практическое занятие 5. Тренинг «Формирование эмпатических способностей»

Практическое занятие 6. Верёвочный тренинг

Практическое занятие 7. Тестирование на решение типовых (стандартных) задач.

Практическое занятие 8. Этапы алгоритма решения творческих задач для инженеров. Тестирование на решение типовых (стандартных) задач. Составление маршрутной карты студента

Практическое занятие 8. Методики ТРИЗ, Мозговой штурм. Формирование первоначального состава проектных групп

Практическое занятие 9. Учебно-тренировочные задачи с применением элементов ТРИЗ

Практическое занятие 10. Учебно-тренировочные задачи с применением элементов ТРИЗ

Практическое занятие 11. Проведение тренинга мотивации достижения

Практическое занятие 12. Проведение прямого сеанса Мозгового штурма (Атаки). Проведение метода обратной мозговой атаки.

Практическое занятие 13. Проведение прямого сеанса Мозгового штурма (Атаки). Проведение метода обратной мозговой атаки.

Практическое занятие 14. Проведение прямого сеанса Мозгового штурма (Атаки). Проведение метода обратной мозговой атаки.

Практическое занятие 15. Проведение прямого сеанса Мозгового штурма (Атаки). Проведение метода обратной мозговой атаки. Оценка изменения уровней сформированности ПТС

Во время лекции-дискуссии преподаватель организовывает обмен мнениями в процессе изложения логических разделов лекции. Важным моментом таких занятий является обратная связь для проверки усвоения материала студентами. С этой целью студентам предлагается: изложить информацию своими словами; привести свои примеры; проанализировать содержание исследуемого понятия; выделить общее и отрицательное в содержании отдельных понятий; определить существование взаимовлияния между понятиями, и охарактеризовать его сущность; воспроизвести логическую структуру понятия и схематически ее изобразить; предусмотреть определенные последствия. Такой вид работы способствует: повышению концентрации внимания студентов; развитию умственных операций анализа, сравнения, обобщения; формированию позитивной Я-концепции; а также предоставлял возможность преподавателю контролировать понимание студентами учебного материала. В результате такой организации образовательного процесса усвоение материала проходит намного эффективнее, чем при монологическом изложении [2].

После каждого раздела лекции, который сопровождался мультимедийной презентацией, преподаватель организовывает дискуссию по запланированным вопросам. В этом случае учебный материал четко осознается будущими инженерами за счет активизации зрительной и слуховой памяти, применения логических операций анализа, обобщения, сравнения.

Выполнение индивидуального задания «Мой путь профессионального становления, как будущего инженера» нацелено на планирование собственного профессионального развития, на основе теоретического анализа содержания нормативно правовых документов.

Выполнение групповых заданий на практических занятиях содержательного блока «Алгоритм решения творческих задач для инженеров» — основа для развития коммуникативных и организаторских способностей. В процессе групповой работы студенты анализируют содержание этапов процесса формирования ПТС.

Организация практических занятий опирается на гармоничное сочетание интерактивных методов обучения (технология «МАСТАК». «Мозговой штурм», ТРИЗ, Алгоритм решения изобретательских задач, групповая работа) и метода визуализации (мультимедийные презентации). На практическом занятии «Профессионально-творческие способности личности инженера» со студентами рекомендуется провести методики исследования концентрации внимания, диагностики коммуникативных способностей, исследования уровней творческого мышления, которые предоставляют возможность охарактеризовать ПТС будущего инженера. «Самостоятельный анализ результатов отмеченных методик позволяет студенту: начать путь непрерывного самоанализа на протяжении жизни; осознать собственные сильные и слабые стороны, как специалиста определенной отрасли; разработать план по самоусовершенствованию с целью качественного развития ПТС» [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание спецкурса представлено в трех взаимосвязанных блоках — репродуктивно-нормативный, нормативно-творческий и собственно творческий.

- репродуктивно-нормативный блок нацелен на раскрытие теоретико-методологических основ акмеологии, акмеологического подхода. Раскрывается сущность акмеологии как науки, сущность понятия «профессионально-творческие способности», излагаются основные положения акмеологического подхода к формированию ПТС будущих инженеров.

- нормативно-творческий блок направлен на познание методов диагностики и технологий профессионально-личностного развития. Нормативно-творческий блок содержания курса предполагает формирование исходного творческого потенциала каждого студента, познавательных мотивом деятельности, развитие умений ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения. Также предполагается изучение и овладение методиками диагностики, анализа, рефлексии, обобщение опыта на

лекционных и практических занятиях, осуществляемых в форме тренинга, дискуссий и т.д.

- собственно творческий блок нацелен на развитие потребности в творческом саморазвитии, объективной самооценки, формирование ПТС будущего инженера и овладение алгоритмом решения инженерных задач.

Задания для самостоятельной работы с использованием информационных технологий рассматриваются не как цель обучения, а как его средство саморазвития: электронные лекции, журналы, справочники и энциклопедии, различные информационные базы данных, электронные библиотеки, а также тестирующие психологические сайты — все это позволяет расшить «поле» профессионально-личностного саморазвития в рамках курса [2]. Одной из индивидуализирующих процесс обучения технологий является формирование, оценивание и учет результатов обучения в форме портфеля достижений портфолио (portfolio). Портфолио как образовательный продукт и технология контроля результатов подготовки студентов способствует развитию умения анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Также следует помнить, что значительная роль эффективности реализации любого спецкурса отводится личности преподавателя. «Всякая программа преподавания, всякая методика преподавания, какой бы она не была хорошей, не поддерживается преподавателем, остаётся мертвой буквой, которая не имеет никакой силы... Влияние личности преподавателя на молодежь — это та воспитательная сила, которую не могут заменить ни учебники, ни моральные сентенции.» [8, с. 17].

В статье раскрыта сущность, содержание, методическое обеспечение спецкурса «Формирование профессионально-творческих способностей будущих инженеров на основе акмеологического подхода» как условие обеспечения преемственности процесса образования в современной социально — экономической ситуации Крыма. Методологическую основу для разработки содержания спецкурса «Формирование профессионально-

творческих способностей будущих инженеров на основе акмеологического подхода» составили общие и частные принципы. Перспективу дальнейших исследований мы видим в изучении путей формирования межличностной составляющей профессиональной деятельности.

Литература

1. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2004.

2. Гладченкова Н.Н. Развитие акмеологической компетентности будущих педагогов как условие реализации задач магистерского образования. [Интернет ресурс]. URL: http: //dmee.ru/docs/100/index-30341 .html

3. Заварзин В.И., Гоев А.И. Интеграция образования, науки и производства // Российское предпринимательство. — 2001. — № 4 (16). — С. 48-56. — http: //www.creativeconomy.ru/articles/9307/

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. [Интернет ресурс]. URL: http: //sinncom.ru/content/reforma/index 1. htm

5. Мартыненко С.А. Спецкурс «Профессиональная компетентность будущего техника-механика авиационного колледжа»: сущность, содержание, методическое обеспечение / С.А. Мартыненко // Молодой ученый. -2014. — №3. — С. 951-955

6. Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://monm.rk.gov.ru/rus/rukov.htm

7. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.М. Митина, Г.В. Митин, О.А. Анисимова; Под общ. ред. Л.М. Митиной. — М.: Академия, 2005.

8. Сухомлинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Редкол. В.Н. Столетов и др. / К.Д. Сухомлинский. — К.: Рад. школа, 1983. — 488 с.

9. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/1996/08/29/vysshee-obrazovanie-dok.html

References

1. Akmeologicheskij slovar' / Pod obshh. red. A.A. Derkacha. — M.: Izd-vo RAGS, 2004.

2. Gladchenkova N.N. Razvitie akmeologicheskoj kompetentnosti budushhih pedagogov kak uslovie realizacii zadach magisterskogo obrazovanija. [Internet resurs]. URL: http://dmee.ru/docs/100/index-30341.html

3. Zavarzin V.I., Goev A.I. Integracija obrazovanija, nauki i proizvodstva // Rossijskoe predprinimatel'stvo. — 2001. — № 4 (16). — S. 48-56. — http://www.creativeconomy.ru/articles/9307/

4. Koncepcija modernizacii rossijskogo obrazovanija na period do 2020 goda. [Internet resurs]. URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index1.htm

5. Martynenko S.A. Speckurs «Professional'naja kompetentnost' budushhego tehnika-mehanika aviacionnogo kolledzha»: sushhnost', soderzhanie, metodicheskoe obespechenie / S.A. Martynenko // Molodoj uchenyj. -2014. — №23. — P. 951-955

6. Ministerstvo obrazovanija, nauki i molodezhi Respubliki Krym [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://monm.rk.gov.ru/rus/rukov.htm

7. Mitina L.M. Professional'naja dejatel'nost' i zdorov'e pedagoga: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / L.M. Mitina, G.V. Mitin, O.A. Anisimova; Pod obshh. red. L.M. Mitinoj. — M.: Akademija, 2005.

8. Suhomlinskij K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija: V 2-h t. /

Redkol. V.N. Stoletov i dr. / K.D. Suhomlinskij. — K.: Rad. shkola, 1983. — 488 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.