УДК 378
АНАЛИЗ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
Представлены результаты комплексной диагностики вербальной креативности студентов-медиков в процессе изучения иностранного языка. Показана важность наличия креативности в социальном аспекте профессиональной деятельности медицинского работника. Исследование показало, что большинство студентов обладает нестандартным, инновационным мышлением, высокий индекс уникальности коррелирует с высокой степенью работоспособности. Полученные индивидуальные и групповые результаты анкетирования позволяют преподавателю формировать стратегию педагогического сопровождения учебного процесса группы с учётом ранга каждого студента в данной выборке. Результаты показывают необходимость формирования стратегии рефлексивно-креативного педагогического сопровождения процесса преподавания профессионально ориентированного курса иностранного языка.
Ключевые слова: вербальная креативность, творческий потенциал студента, инновативность мышления, индексы уникальности и оригинальности, креативные деловые игры.
Формирование компетентного специалиста - творческой личности является целью современной государственной образовательной политики. Система здравоохранения нуждается в креативных специалистах не менее, чем другие отрасли социальной и экономической сферы. Следствием этого является переход на новые образовательные стандарты в системе медицинского образования, основанные на компетент-ностном подходе и предполагающие разработку рефлексивно-креативных технологий обучения.
Креативность (от англ. create - создавать, англ. creative - созидательный, творческий) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды [1, c. 51 - 52].
Креативность определяется как совокупность разнообразных способностей, каждая из которых может быть представлена в той или иной степени у того или иного индивида, и обладает следующими признаками: открытость опыту - чувствительность к новым проблемам; широта категоризации - отдалённость ассоциаций, широта ассоциативного ряда; беглость мышления - способность переходить достаточно быстро от одной категории к другой, от одного способа решения к другому; оригинальность мышления - самостоятельность, необычность, остроумность мышления.
Будущего специалиста-медика необходимо мотивировать к продуцированию уникальных, инновационных подходов к объекту своей деятельности, к творческому преобразованию стандартных схем поведения (как коммуникативного, так и профессионального), действия в непредсказуемых условиях.
Процесс формирования уникальности мышления предполагает освоение таких важных для будущего специалиста качеств, как: проявление интеллектуальной инициативы; совершенствование профессиональных знаний; умение анализировать ин-новативность результатов практического познания; умение анализировать выделенные значимые признаки, несмотря на провоцирующее влияние случайных; умение продуктивно перерабатывать теоретическую и профессионально значимую информацию; способность устанавливать причинно-следственные связи, отличать первостепенные детали от несущественных.
О. В. Раздорская
Курский
Государственный
Медицинский
Университет
e-mail:
razdorski@yandex.ru
Социальный аспект профессиональной деятельности медицинского работника предполагает уникальность коммуникативного контакта с каждым пациентом, у него должны быть такие навыки «моментального реагирования» на любые непредсказуемые ситуации, как: умение действовать в неопределённой среде при получении неполной и неоднозначной информации; наличие творческого профессионального мышления, способность отходить от привычных ходов мысли; умение адаптировать свои поступки и поведение к непредсказуемой ситуации.
Иностранный язык является универсальной дисциплиной, необходимой для каждого специалиста здравоохранения, обучающегося по дисциплинам Лечебное дело, Фармация, Стоматология, Педиатрия, Клиническая психология, т.к. навыки, получаемые в процессе изучения иностранного языка, связаны с социальным аспектом их работы (навыки коммуникации с коллегами, пациентами и их родственниками, рефлексивные навыки). Студент, обладающий креативными качествами, восприимчив к изучению любого предмета, что особенно характерно для иностранного языка, где при изучении профессионально-ориентированной лексики требуется ассоциативное мышление, обслуживаемое творческими навыками.
У многих студентов существует скрытый, блокируемый креативный потенциал, для раскрытия которого требуется рациональное педагогическое сопровождение. Необходима разработка методик не только формирования креативных качеств, но и оценки их наличия и степени развития у студентов.
Целью нашего исследования явилась комплексная диагностика вербальной креативности студентов-медиков (рисунок). Диагностика вербальной креативности представляет собой комплексную оценку уникальности и оригинальности мышления, определение степени инновативности, продуктивности и работоспособности объектов исследования.
Уникальность мышления
Оригинальность мышления
Вербальная креативность
Степень инновативности
Степень продуктивности
Степень работоспособности
Рис. Составные компоненты вербальной креативности
Исследования проводились на кафедре иностранных языков и профильных кафедрах Курского государственного медицинского университета. Объектом пилотного исследования явились студенты 3 курса фармацевтического факультета (55 человек), исследование проводилось в апреле - мае 2011 года. Студентам предлагался тест С. Медника «Отдалённые ассоциации» (адаптация А. Н. Воронина, взрослый вариант) [2, с. 127 - 137]. Тест позволяет диагностировать вербальную креативность, которая определяется как процесс перекомбинирования элементов предлагаемой триады (тройки слов). Элементы триады принадлежат к взаимно отдаленным областям. Испытуемым необходимо установить между ними ассоциативную связь путем нахождения четвёртого слова, которое объединяет элементы таким образом, чтобы с каждым
из них оно образовывало некоторое словосочетание. В качестве стимульного материала в тесте использовались 20 словесных триад.
Например, для тройки слов «громкая, правда, медленно» словом-ответом служит слово «говорить» («громко говорить», «говорить правду», «медленно говорить»). Респонденты могут изменять слова грамматически и использовать предлоги, например, для слов «часы, скрипка, единство» ответом может быть слово «мастер» («мастер по часам», «скрипичный мастер», «единственный мастер»).
Тестовые задания максимально освобождены от ориентации на мотивацию достижения, поскольку мотивация достижения является стимуляцией деятельности.
Методика построена не по принципу теста или индивидуальной задачи, а как неограниченное поле деятельности в виде однотипных задач. Тест был представлен учащимся как методика на оригинальность мышления, возможность выразить себя в непривычной деятельности, ситуации. Время тестирования не было ограничено, но ориентировочно испытуемые тратили на каждую тройку слов по 1 - 2 минуте.
Для оценки креативности как таковой большее значение имеет индекс уникальности, показывающий, насколько действительно новое может создать человек. Уникальность определяется как неповторимость, исключительность, редкость. Уникальность личности выявляется на всех уровнях ее существования - биологическом, физиологическом, психологическом, нравственном, духовном. Каждый человек имеет только присущий ему неповторимый опыт, единичные формы восприятия, мышления, эмоций, воли и т. д. Культура, богатство знаний, традиции воспринимаются и осваиваются человеком через собственные внутренние условия (мотивы, установки, взгляды, ожидания, потребности, характер и др.) и таким образом образуют уникальность его индивидуального духовно-психологического мира. Индекс уникальности, по Меднику, равен сумме уникальных ответов респондента.
Дифференцирующая сила предлагаемого индекса недостаточно велика, так как он измеряется в абсолютных показателях (количество уникальных ответов). Индекс уникальности является показателем инновативности мышления респондента, в отличие от стандартизированного индекса оригинальности.
Оригинальность (лат. ог^та^ - первичный) проявляется в глубине и нестандартности восприятия мира, в оценке и интерпретации явлений окружающей действительности. Проявление оригинальности является отклонением от стандартных, традиционных схем мышления и базой для креативных действий индивида. Оригинальность мышления проявляется в разной степени у каждого индивида, её достаточный уровень может формироваться усилиями и самой личности, и преподавателя.
Индекс оригинальности подсчитывался нами как среднее оригинальностей всех ответов, то есть сумма оригинальностей по всем ответам делилась на количество ответов. Индекс оригинальности, определяемый по стандартным ответам, представленным в методике, является относительным показателем, имеющим более высокую точность.
Приложением к тесту является список ответов, содержащий неоригинальные ответы (оцениваемые в 0 баллов) и ответы с определённой степенью оригинальности (от о до о, 99). Нестандартные (уникальные), отсутствующие в списке ответы, оценивались в 1 балл. Степень работоспособности определялась как общее количество ответов.
Используя процентильную шкалу, построенную для индекса оригинальности, индекса уникальности и для показателя работоспособности (количество ответов) и продуктивности, было определено место каждого конкретного испытуемого относительно предлагаемой выборки и соответственно сделаны выводы о степени развития у него вербальной креативности.
Количество ответов респондента может не совпадать с количеством «троек слов». На некоторые тройки слов испытуемые давали два, три и более ответа, на некоторые - ответы отсутствовали.
Примером стандартного ответа (о баллов) для тройки слов «дверь - доверие -быстро» является слово «открыть». Ответы респондентов с определённой степенью оригинальности, например, «закрытая», «уходить», «друг» оценивались как 0,94, 0,89 и 0,97 баллов в соответствии с прилагаемым к тесту стандартом. Такой нестандартный ответ, как «психолог», показывающий уникальность мышления респондента, оценивался в 1 балл.
Для тройки слов «ласковая - морщины - сказка» стандартным ответом (о баллов) является слово «бабушка». Ответы с определённой степенью оригинальности, например, «мама», «женщина», «лицо» оценивались как 0,62, 0,96 и 0,97 соответственно, а нестандартные ответы - «старость», «мудрость», «Арина Родионовна» - 1 балл.
Так, если у испытуемого сумма оригинальностей ответов составила 42, а всего в его протоколе 55 ответов, то его индекс оригинальности равен 0,8. Количество уникальных ответов - 31. Результаты статистической обработки показывают, что данный человек находится между 60 % и 80 % процентилем, то есть от 60 % до 80 % людей в данной выборке обладают вербальной креативностью (по индексу оригинальности) выше, чем у него. Однако индекс уникальности у него высокий, респондент занимает первое место в выборке. Высокий индекс уникальности (31 ответ) коррелирует с высокой степенью работоспособности (55 ответов).
Если у испытуемого сумма оригинальностей ответов равна 11,93, и всего в его протоколе 16 ответов, то его индекс оригинальности равен 0, 6. Количество уникальных ответов - 6. Результаты такого протокола показывают, что у 90 % респондентов индекс оригинальности выше. Индекс уникальности у него невысокий (6), у 80 % в выборке индекс уникальности выше, чем у него. Уровень работоспособности у него невелик - им дано 16 ответов, что меньше количества триад, предлагаемых в тесте. И в этом примере подтверждается корреляционная зависимость креативности от работоспособности.
Анализ всей выборки с целью выявления степени выраженности креативных качеств испытуемой группы в количественных показателях проведен статистическим методом исследования результатов анкетирования. Показатели индексов оригинальности и уникальности представлены в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Результаты оценки индекса уникальности ответов студентов анализируемой выборки
Значение индекса уникальности 7 - 19 6 5 4 .3 2 1 0
Количество ответивших 77,2% 9,2% 9,2% 4,4 %
Как видно из табл. 1, большинство студентов 3 курса обладают нестандартным, инновационным мышлением, поскольку показатели индексов уникальности у них максимальны (от 7 до 19 баллов).
Таблица 2
Результаты оценки индекса оригинальности ответов студентов анализируемой выборки
Значение индекса оригинальности 1,00 0, 94 0, 91 0, 86 0, 81 0, 61
Количество ответивших 9,2% 46, 4 % 44, 4 %
Как видно из табл. 2, только 9,2 % респондентов достигли максимального в данной выборке индекса оригинальности (0,86), остальные (90,8 %) имеют более низкий уровень измеряемого индекса. Результаты продемонстрировали определённую степень стандартности мышления, связанного с превалирующим количеством ответов, определенных стандартом, представленным в приложении к анкете.
Проведённые исследования позволили проанализировать уровень работоспособности респондентов, выраженный в общем количестве ответов (табл. 3).
Таблица 3
Общее количество уникальных, оригинальных и стандартных ответов
Градация количества ответов 60 50 40 30 20 10
Количество ответивших 9,2% 4,4°% 36,4% 45,6°% 4,4°%
Количество ответов на предложенный тест показывает, прежде всего, степень продуктивности и работоспособности обучаемого контингента студентов. Этот индекс в значительной мере коррелирует с мотивацией достижения, то есть чем больше количество ответов, тем выше мотивация достижения. Однако в данной выборке показатель оригинальности мышления (таблица 2) не коррелирует с высокими индексами работоспособности (таблица 3), что указывает на недостаточное использование студентами своего творческого потенциала и отсутствие педагогических условий для его развития. Результаты эксперимента подтверждают, что студенты учатся по принципу «может, но не хочет» (а может быть, не умеет или его не научили). Тем более что показатель индекса уникальности у респондентов достаточно высокий - 77, 2 % студентов показали максимальное значение (индекс от 7 до19) (таблица 1).
Полученные индивидуальные и групповые результаты анкетирования позволяют преподавателю формировать стратегию педагогического сопровождения учебного процесса группы с учётом ранга каждого студента в данной выборке. Необходимо проводить дифференциацию студентов группы в зависимости от их уровня вербальной креативности. Высокие показатели индекса уникальности (77,2 %) подтверждают восприимчивость обучаемого контингента к инновационным педагогическим технологиям: креативным играм, проблемным ситуациям, дидактическим спектаклям. Необходимо активно вовлекать студентов с низкими показателями индекса уникальности в участие в инновационной учебной деятельности, т.к. несмотря на низкий уровень уникальности у 22,8 % студентов, степень работоспособности у них высокая, что подтвердилось результатами исследования. С этой целью нами разработаны креативные деловые игры («Приём посетителей», «Проблемный пациент», «Интервью с министром здравоохранения»), в которых принимают участие все студенты. Задача педагога состоит в правильном распределении ролей с учётом творческих возможностей и способностей каждого студента. В процессе подготовки к игре преподаватель особое внимание уделяет студентам с низким уровнем вербальной креативности путём дополнительных консультаций, формирования психологической устойчивости к возможным ошибкам.
Полученные результаты подтверждают возможность использования данного теста С. Медника для разработки методики определения креативного потенциала у студентов-медиков. Тест может быть одним из компонентов комплексной оценки ин-новативности и креативности студентов в процессе изучения иностранного языка в нелингвистическом вузе.
Список литературы
1. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Альпина нон-фикшн, 2011. -
496 с.
2. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е. Е. Миронова - Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. - С. 127 - 137.
ANALYSIS OF THE MEDICAL STUDENTS' CREATIVE POTENTIAL
O. V. Razdorskaya
Kursk State Medical University
e-mail:
razdorski@yandex.ru
The results of complex diagnostics of the medical students' verbal creativity in the process of studying English is presented in the paper. The importance of the creative skills for the social aspect of the future doctor's professional activity. The research have shown that the majority of the students have non-standard innovative type of thinking, their high index of uniqueness correlates with the high extent of productivity. The obtained individual and group results allow the teacher to form the strategy of pedagogical support of the process of teaching a students' group taking into account the range of each diagnosed student. The results show the necessity of formation of strategy of pedagogical support of the process of teaching English for special purposes.
Key words: verbal creativity, students' creative potential, innovativity of thinking, index of originality and uniqueness, creative business games.