Научная статья на тему 'Подготовка студентов вуза к реализации творческого подхода в будущей профессиональной деятельности'

Подготовка студентов вуза к реализации творческого подхода в будущей профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДХОД К УЧЕНИЮ / CREATIVE APPROACH / PREPARATION OF STUDENTS / PROFESSIONAL ACTIVITY / CREATIVE PERSONALITY / CREATIVE ACTIVITY / APPROACH TO STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Наталья Эмильевна, Лесникова Светлана Леонидовна, Руднева Елена Леонидовна, Тимошенкова Олеся Сергеевна

В статье рассматривается проблема подготовки студентов вуза к реализации творческого подхода к будущей профессиональной деятельности, она обусловлена тем, что именно в процессе обучения в вузе осуществляется самоопределение молодого человека в жизни и в профессии, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касаткина Наталья Эмильевна, Лесникова Светлана Леонидовна, Руднева Елена Леонидовна, Тимошенкова Олеся Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF UNIVERSITY STUDENTS TO REALIZATION OF CREATIVE APPROACH IN FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY

The problem of university students’ preparation realization of creative approach in future professional activity is conditioned by the fact that it is in the course of getting higher educating that the self-determination of young people takes place, regarning life and profession, their vital position and worldview are formed, individual methods and techniques of activity, behavior and communication customs are learnt.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов вуза к реализации творческого подхода в будущей профессиональной деятельности»

I ПЕДАГОГИКА УДК 378

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ВУЗА К РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н. Э. Касаткина, С. Л. Лесникова, Е. Л. Руднева, О. С. Тимошенкова

PREPARATION OF UNIVERSITY STUDENTS TO REALIZATION OF CREATIVE APPROACH IN

FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY

N. E. Kasatkina, S. L. Lesnikova, E. L. Rudnevа, O. S. Timoshenkova

В статье рассматривается проблема подготовки студентов вуза к реализации творческого подхода к будущей профессиональной деятельности, она обусловлена тем, что именно в процессе обучения в вузе осуществляется самоопределение молодого человека в жизни и в профессии, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения.

The problem of university students' preparation realization of creative approach in future professional activity is conditioned by the fact that it is in the course of getting higher educating that the self-determination of young people takes place, regarning life and profession, their vital position and worldview are formed, individual methods and techniques of activity, behavior and communication customs are learnt.

Ключевые слова: творческий подход, подготовка студентов, профессиональная деятельность, творческая личность, творческая деятельность, подход к учению.

Keywords: creative approach, preparation of students, professional activity, creative personality, creative activity, approach to studies.

На современном этапе социально-экономического развития России достаточно актуальной остаётся проблема формирования личности, способной творчески подходить к решению задач в будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, недостаточно осуществлять профессиональную подготовку, формируя при этом комплексы компетенций и не обращая внимания на подготовку студентов вуза к реализации творческого подхода в будущей профессиональной деятельности. Следует отметить, что реализация студентом творческого подхода в будущей профессиональной деятельности выполняет функцию основы выбора средств, способов, приёмов, которые и образуют целостную профессиональную деятельность [4].

Проблема подготовки студентов вуза к реализации творческого подхода в будущей профессиональной деятельности является ключевой в теории и практике современного высшего образования. Это объясняется тем, что именно на этапе обучения в вузе осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение молодого человека, формируются его профессионально важные качества, происходит освоение индивидуализированных способов и приёмов поведения, деятельности, общения.

Рассмотрение литературы по проблематике творчества позволил нам взять в качестве рабочего понятие, принятое у П. И. Дышлевого и Л. В. Яценко, в соответствии с которым творчество - это социально обусловленная целенаправленная созидательная деятельность, ориентированная на получение принципиально новых социально значимых и целесообразно оформленных, эстетически совершенных результатов [1].

Психолого-педагогическая литература, посвященная проблеме творческой личности, позволила нам под творческой личностью понимать человека, стремящегося передавать накопленные знания, впечатления не только в виде репродукции, но и с элементами собственной интерпретации. Как известно, деятельность есть процесс, в результате которого человек

создает конкретный продукт. К творческой деятельности мы относим только те виды деятельности, которые не копируют уже имеющийся образец, а в процессе выполнения которых человек создает новое для себя или для других людей.

Подход человека к деятельности представляет целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания.

Подход к учению - это установившаяся позиция обучающегося, определяющая направленность и интенсивность его восприятия, мышления и действий в сфере обучения. Под творческим подходом к учению мы понимаем систему, совокупность отдельных компонентов, процесса обучения, взаимодействие которых позволяет обнаружить новые качества этого процесса [2].

В подготовке студентов вуза к будущей профессиональной деятельности ведущее место мы отводим реализации творческого подхода, которое характеризуется: во-первых, совокупностью знаний, умений и навыков, которыми должны обладать обучающиеся; во-вторых, творческим подходом личности к самому процессу овладения будущей профессиональной деятельности, ее результатом и условиями осуществления; в-третьих, складывающимися в процессе учебной деятельности связями с другими субъектами процесса обучения.

Творческий подход осуществляется целенаправленно и предметно, дифференцированно, то есть обучающимся необходимо создать условия для развития социальных и профессиональных качеств студентов.

Исходя из этого, подготовку студентов вуза к реализации творческого подхода в будущей профессиональной деятельности мы рассматриваем как процесс осуществления профессионально-ориентированного

содержания образования студентов с помощью педагогических технологий, направленных на формирование у них профессиональных компетенций, позволяющих им с высокой продуктивностью реализовывать учебную деятельность в изменяющихся условиях воспитательно-образовательного процесса вуза и находить оптимальные, разнообразные, нестандартные пути решения задач в будущей профессиональной деятельности [4].

Подготовка студентов вуза к реализации творческого подхода к будущей профессиональной деятельности зависит от множества предпосылок, среди которых на первое место мы поставили врожденное творческое начало. Если человеку от природы дана «творческая жилка», ее подкрепить, развить легче, чем в случаях, когда люди обделены творческими способностями. Кроме этого, обучению в университете предшествовало семейное воспитание, учеба в школе. Поэтому в вуз студент приходит с определенным запасом, базой творчества, которые необходимо учитывать [3].

В процессе изучения мы определили, что основными особенностями подготовки студентов вуза к реализации творческого подхода в будущей профессиональной деятельности являются: способность видеть проблему; выдвигать идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов; переключаться с одной идеи на другую до тех пор, пока не будет найдено оптимальное решение; находить новый способ решения проблемы.

В процессе обучения в вузе формируется и развивается творческое мышление студента. В психологии и педагогике доказано, что личность обладает творческим мышлением, если она способна выполнять следующие группы логических операций: комбинировать системы и их элементы, определять причинно-следственные связи, выполнять исследовательские операции. А потому в нашем исследовании мы остановились на трёх особенностях творческого мышления: беглости, гибкости и оригинальности. Хотя концептуально они не являются равнозначными, тем не менее эмпирически связаны между собой достаточно тесно.

Изучение особенностей, влияющих на подготовку студентов вуза к реализации творческого подхода в будущей профессиональной деятельности, поставило нас перед необходимостью исследования позитивного отношения к обучению, так как подготовка студентов вуза к реализации творческого подхода студентов в будущей профессиональной деятельности во многом зависит и от их способности учиться, воспринимать и усваивать новую информацию. Способности к учебе, образованию рассматривались нами как отдельные особенности реализации творческого подхода.

Можно быть талантливой, творческой личностью, обладать способностями к учебе, но относиться к ней халатно, недисциплинированно, пассивно, несерьезно. Поэтому наличие позитивного отношения к обучению мы также рассматривали как особенность подготовки студентов вуза к реализации творческого подхода в будущей профессиональной деятельности. Прежде всего, мы изучали и анализировали потребность в достижении успеха, потребность в одобрении, проявление силы воли.

Потребность в достижении успеха в ходе эксперимента обусловлена тем, что данная потребность отражает стремление студентов к улучшению результатов собственной деятельности, а также способствует укреплению положительного отношения к выбранной будущей профессиональной деятельности. Нами доказано, что люди, обладающие высоким уровнем сформированности положительного отношения к будущей профессиональной деятельности, уверены в успешном исходе, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствием.

Потребность в достижении успеха значима в проявлении влияния на успех подготовки студентов вуза к реализации творческого подхода к будущей профессиональной деятельности. Говоря о ней на начальном этапе педагогического эксперимента, мы установили средний уровень у 8 % студентов факультета истории и международных отношений, а низкий уровень у 56 % студентов химического факультета.

Следующая особенность подготовки студентов вуза к реализации творческого подхода в будущей профессиональной деятельности, которая подвергалась изучению, - использование творческого подхода преподавателем в учебном процессе. Естественно, от преподавателей, их умений, способностей, квалификации, усердия во многом зависит результативность подготовки студентов вуза к реализации творческого подхода в учебном процессе.

Работа преподавателей высшей школы должна быть направлена на формирование творческой личности. Это предполагает формирование у студентов творческого отношения к обучению, а в дальнейшем и к работе. В связи с этим образовательно-воспитательный процесс в вузе, как показало наше исследование, становится все более сложным и многосторонним и требует глубокого понимания связей и отношений между субъектами, принимающими в нем участие. Студенты ждут от вузовских преподавателей сотрудничества, создания условия для совместной работы.

Система обучения и воспитания в том виде, в котором она существует, должна быть такой, при которой преподаватель учит студентов способам эффективного использования знаний в будущей практической профессиональной деятельности, учит находить нестандартные, оригинальные решения тех проблем, задач, которые встают на профессиональном пути будущего специалиста. Это предполагает использование студентами всех резервных возможностей личности, а также создание в вузе благоприятных социально-экономических и психолого-педагогических условий для полноценной учебной деятельности студентов и обретения будущими специалистами твердой уверенности в том, что их знания, научный и творческий подход будут востребованы обществом.

Преподаватель сам развивает в себе творчество как основу любой профессии, исходя из того, что он свободен в творчестве. Под свободой мы подразумеваем не только право на собственные мысли и способ их выражения, но и осознание преподавателем необходимости активного саморазвития, владения зна-

ниями в области теории, истории и практики творческого подхода в профессиональной деятельности. Подготовка студентов вуза к реализации творческого подхода в будущей профессиональной деятельности осуществляется в процессе активной образовательной деятельности студентов и педагогов.

В программе исследования, кроме изучения подготовки студентов вуза к реализации творческого подхода в будущей профессиональной деятельности в воспитательно-образовательном процессе университета, мы исследовали и мотивы учебной деятельности студентов.

Результаты исследования показали, что многие студенты на начальном этапе эксперимента осознанно относились к тому, чтобы стать высококвалифицированными специалистами (студенты исторического факультета - 54 %, биологического - 41 %, химического -66 %). Мотиву «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» отдавали предпочтение лишь 27 % студентов исторического факультета, 34 % студентов биологического и 26 % - химического факультета.

В пятерке значимых оказались и такие мотивы учебной деятельности, как «приобрести глубокие и прочные знания» (исторический факультет - 29 %, биологический - 27 %, химический - 16 %). Также отметили, что в числе приоритетных выступают мотивы: «успешно продолжать обучение на последующих курсах» (исторический факультет - 23 %, биологический -

15 %, химический - 18 %), «успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» (исторический факультет - 32 %, биологический - 11 %, химический -

16 %) и «достичь уважения преподавателей» (исторический факультет - 18 %, биологический - 24 %, химический - 14 %); но, к сожалению, 42 % студентов исторического, 17 % биологического и 24 % химического факультетов руководствовались только желанием получить диплом о высшем образовании.

Реже студентами выбирались такие мотивы, как «быть постоянно готовым к очередным занятиям», «не отставать от сокурсников», «выполнять педагогические требования». Также редко выбирались мотивы «избежать наказания за плохую учебу», «быть примером для сокурсников» [2].

Анализируя результаты, мы пришли к выводу, что значительная часть студентов на начальном этапе обучения связывают уровень образования с будущей квалификацией специалиста, подчеркивают важность глубоких и прочных знаний.

Изучение особенностей, влияющих на подготовку студентов вуза к реализации творческого подхода к будущей профессиональной деятельности мы изучали в процессе лекционных, практических и лабораторных занятий, инструктивно-методического практикума (для студентов всех курсов), выполнении студентами НИР в период педагогической практики и т. д.

Для подготовки студентов вуза к реализации творческого подхода к будущей профессиональной деятельности была необходима такая организация деятельности студентов и преподавателей, которая способствовала бы ликвидации противоречий между требованиями будущей профессии, требованиями работодателя и сформированностью профессионально важ-

ных качеств будущих специалистов. С этой целью мы разработали содержательное наполнение педагогической модели подготовки студентов вуза к реализации творческого подхода в будущей профессиональной деятельности.

При разработке содержательного наполнения педагогической модели подготовки студентов вуза к реализации творческого подхода к будущей профессиональной деятельности нами учитывались особенности студенческого возраста, специфика изучаемых в вузе дисциплин, особенности подготовки студентов вуза в будущей профессиональной деятельности.

Педагогическая модель по подготовке студентов вуза к реализации творческого подхода к будущей профессиональной деятельности включает в себя следующие компоненты: цели (психологические, дидактические, воспитательные); формы организации учебного процесса, организацию научно-исследовательской деятельности, организацию внеаудиторной деятельности; функции (образовательную, воспитательную, развивающую); методы (диагностики, формирования качеств личности, организации деятельности, контроля и самоконтроля).

Мы выделили критерии подготовки студентов вуза к реализации творческого подхода к будущей профессиональной деятельности. К ним мы отнесли:

- мотивационно-потребностный критерий (наличие важных мотивов учебной деятельности; высокий уровень потребности в достижении высоких учебных результатов; высокий уровень потребности студентов в одобрении, в общении, мотивации к успеху);

- эмоционально-волевой критерий (наличие самооценки силы воли; наличие личностной и ситуативной тревожности, стремление студентов к творческой деятельности);

- личностно-деятельностный критерий (высокий уровень креативности мышления, высокий уровень общения, наличие творческой направленности личности, наличие интереса к теоретическим научным знаниям, проявление творческой самостоятельности и готовность к участию в научных проектах).

Мы стремились к тому, чтобы педагогические технологии соответствовали уровню подготовленности студентов к использованию вариативных технологий и способов их внедрения в учебный процесс вуза. Именно поэтому возникала необходимость введения специальных механизмов управления учебной деятельностью и применения соответствующих технологических процедур, оказывающих своевременное и эффективное влияние на создание учебных ситуаций; необходимость целевого программирования уровня трудности предъявляемых студентам учебных задач; устранение барьеров и формирование познавательных потребностей и произвольных учебных действий субъектов образовательного процесса.

На основе проведенного нами анализа используемых в вузе педагогических технологий мы выделили следующие основные положения, вокруг которых эти технологии были объединены: планирование результатов обучения, дифференциация обучения, психологизация образовательного процесса, компьютеризация. Использование педагогических технологий в вузе показало, что ни одна технология в процессе ее проекти-

рования и внедрения в практику не может претендовать на универсальную. Особенностью используемых нами в период эксперимента педагогических технологий является то, что единственно возможным путем их реализации выступили творческое переосмысление и адаптация к дисциплинам вуза.

В процессе эксперимента мы стремились так организовать учебный процесс, чтобы вся аудиторная и самостоятельная работа способствовала решению главных задач, стоящих перед системой обучения в вузе - подготовке студентов вуза к реализации творческого подхода к будущей профессиональной деятельности, обучению и воспитанию профессионала, адаптированного к условиям современной жизни и профессиональной деятельности.

Исследование поставило нас перед необходимостью выделить индивидуальные особенности будущего профессионала: личностную и ситуативную тревожность; проявление силы воли; потребность в достижении успеха; потребность в общении; потребность в одобрении; мотивы учебной деятельности; креативность общения; мотивация к успеху и креативность мышления. Эти индивидуальные особенности будущего профессионала обеспечивают результативность выполнения профессиональной деятельности, продуктивность, творческий подход в будущей профессиональной деятельности и позволяют адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям труда.

При осуществлении эксперимента мы разделили студентов на группы с разным уровнем подготовки к реализации творческого подхода к будущей профессиональной деятельности, и на основании полученных результатов нами были уточнены характеристики трех групп студентов с высоким, средним и низким уровнями подготовки.

Студенты с высоким уровнем подготовки к реализации творческого подхода к будущей профессиональной деятельности выполняют задания творческого характера, используя элементы исследовательской деятельности; владеют совершенными методами процесса познания; находят оригинальные способы применения усвоенных знаний при выполнении профессиональных функций. Они обладают устойчивой мотивацией, умением выделять главное в задании, видеть проблему, стремлением собственными силами завершить познавательную деятельность, основываясь на имеющихся собственных знаниях и опыте, способность выполнять задания творческого типа.

Студенты со средним уровнем подготовки к реализации творческого подхода к будущей профессиональной деятельности осуществляют сложный перенос усвоенных образцов познавательных форм в новые условия, выбирают и практически воспроизводят нужные способы, приемы и умения при решении профессиональных задач, логически размышляют; анализируют и обобщают полученные данные. Их характеризует наличие устойчивой направленности учебных мотивов, умение различать главное и второстепенное в задании, устойчивое стремление к завершению учебно-познавательной деятельности (изредка использование помощи извне), способность выполнять задание частично-поискового типа.

Студенты с низким уровнем подготовки к реализации творческого подхода к будущей профессиональной деятельности осмысливают и усваивают образцы основных форм познавательной деятельности, но не умеют самостоятельно переносить их в измененные условия, комментировать данные, полученные в результате выполненных ими действий, слабо владеют методами профессиональной деятельности. Эти студенты имеют слабую направленность учебных мотивов, их характеризует неумение выделять главное в содержании задачи, недостаточное стремление к самостоятельному завершению учебно-познавательной деятельности (опора на помощь преподавателя), способность выполнять задания только воспроизводящего и реконструктивно-вариантного типа.

Таким образом, в подготовке студентов вуза к реализации творческого подхода к будущей профессиональной деятельности нами были выявлены существенные изменения соотношения групп студентов по степени подготовки к реализации творческого подхода к будущей профессиональной деятельности [4].

На рисунке представлена динамика подготовленности студентов вуза к реализации творческого подхода к будущей профессиональной деятельности. Данные диаграммы показывают, что в ходе эксперимента увеличилось число студентов, творческий подход которых был сформирован в значительной степени (с 5 % до 25 %). Увеличилось число студентов, творческий подход которых в основном сформирован (с 52 % до 63 %). Снизилось число студентов, творческий подход которых только начинал формироваться (с 43 % до 12 %).

Таким образом, процесс подготовки студентов вуза к реализации творческого подхода к будущей профессиональной деятельности происходит наиболее результативнее, если учитываются индивидуальные особенности личности, применяются активные методы обучения, обеспечиваются разные формы воспитательно-образовательной деятельности и т. д.

Данные, полученные нами в результате проведения формирующего эксперимента, наглядно свидетельствовали о действенности разработанной программы подготовки студентов вуза к реализации творческого подхода в процессе воспитательно-образовательной деятельности вуза, подтвердили наше предположение о том, что организованная деятельность студентов отличается высокой степенью самостоятельности, проявлением научной активности, стремлением к формулированию и разрешению возникающих проблем, получением результатов деятельности, отличающихся новизной и приводящих к самоизменению, саморазвитию личности студента. Регулярно осуществляя учебную и исследовательскую деятельность, студенты реализовы-вали и развивали свои творческие возможности, совершенствовали их, что обеспечивало им высокую степень самореализации в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, результаты работы показали, что обучение в вузе обладает большими возможностями по подготовке студентов вуза к реализации творческого подхода к будущей профессиональной деятельности.

100% -90% -80% -70% -60% -50% -40% -30% -20% -10% ✓ / / / / ✓ ✓

63 %

52 %

_S 43 %

s У

25 %

12%

5%

-

Г У / /

0%

□ до эксперимента вы^ок™ ср52%™ нЖи

□ после эксперимента 25% 63% 12%

Рис. Уровни подготовки студентов вуза к реализации творческого подхода к будущей профессиональной деятельности (в %)

Литература

1. Дышлевый П. С., Яценко Л. В. Творческая деятельность как предмет философского исследования // Диалектика творческой деятельности. Воронеж, 1989. С. 12 - 16.

2. Касаткина Н. Э., Лесникова С. Л., Руднева Е. Л., Тимошенкова О. С. Особенности формирования творческого подхода студентов к будущей профессиональной деятельности в высшем учебном заведении // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011. Вып. 16. С. 171 - 179.

3. Лесникова С. Л. Формирование творческого подхода к профессиональной деятельности у будущих специалистов как условие профессионального самоопределения // Вестник КемГУ. 2005. № 1. С. 63 - 66.

4. Тимошенкова О. С. Подготовка студентов вуза к реализации творческого подхода в будущей профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2013. 24 с.

Информация об авторах:

Касаткина Наталья Эмильевна - доктор педагогических наук, профессор межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики, Заслуженный работник высшей школы РФ, 8 (3842) 58-29-55. kasatkina@kemsu.ru.

Natalia E. Kasatkina - Doctor of Pedagogy, Professor at the Inter-University Department of General and University Pedagogy, Kemerovo State University; Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation.

Лесникова Светлана Леонидовна - кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики КемГУ, 8 (3842) 58-29-55, lesnikova cl@mail.ru.

Svetlana L. Lesnikova - Candidate of Pedagogy, Assistant Professor at the Inter-University Department of General and University Pedagogy, Kemerovo State University.

Руднева Елена Леонидовна - доктор педагогических наук, профессор, директор ГОУ «КРИПКиПРО», зав. межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики КемГУ, 8 (3842) 58-29-55, elena rudneva@rambler.ru.

Elena L. Rudnev - Doctor of Pedagogy, Head of the Inter-University Department of General and University Pedagogy, Kemerovo State University.

Тимошенкова Олеся Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики КемГУ, 8 (3842) 58-29-55, timoshenkova ole@mail.ru.

Olesya S. Timoshenkova - Candidate of Pedagogy, Inter-University Department of General and University Pedagogy, Kemerovo State University.

Статья поступила в редколлегию 29.01.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.