Научная статья на тему 'Готовность обучающихся к творческой деятельности: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение'

Готовность обучающихся к творческой деятельности: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ / МОДЕЛЬ И ПАРАМЕТРЫ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INTEGRAL INDICATOR OF THE EFFECTIVENESS OF PROJECT-BASED LEARNING / THE MODEL AND PARAMETERS OF READINESS OF STUDENTS TO CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кагакина Е. А., Каган Е. С., Сахарчук Н. Ю., Тимошенкова О. С.

Введение. В данной статье представлены результаты исследования теоретических и прикладных аспектов формирования готовности школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения. Цель статьи теоретически обосновать готовность школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения как критерий достижения метапредметных и личностных результатов образования в условиях реализации ФГОС ООО, выявить структуру готовности и определить методы ее экспериментального изучения. Методология. В статье приводятся результаты теоретического исследования проблемы готовности школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения как критерия достижения метапредметных и личностных результатов образования, осуществленного с помощью методов систематизации, обобщения и структурирования. Результаты заключаются в обосновании готовности школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения как критерия достижения метапредметных и личностных результатов образования школьников в условиях ФГОС ООО, в выявлении ее структуры и в определении методов ее экспериментального изучения. Заключение. Обоснование готовности школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения как критерия достижения метапредметных и личностных результатов образования, выявление структуры готовности и соответствующих методик ее изучения вносят вклад в решение проблемы измерения и оценки качества общего образования и достижения его результатов, определенных ФГОС ООО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кагакина Е. А., Каган Е. С., Сахарчук Н. Ю., Тимошенкова О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL STUDENTS READINESS TO CREATIVE ACTIVITY: THEORETICAL SUBSTANTIATION AND EXPERIMENTAL STUDY

Introduction. This article presents the results of theoretical and applied aspects of studying the formation of students‘ readiness for creative activity under conditions of project training. The purpose of the article is to substantiate theoretically the readiness of students for creative activity under conditions of project training as a criterion of metasubject and personal results of education under conditions of implementation of FSES BGE, to identify the structure of the readiness and to determine the methods of its experimental study. Materials and methods. The article presents the results of a theoretical study of students’ readiness for creative activity problem under conditions of project training as a criterion for achieving metasubject and personal results of education, carried out using the methods of systematization, generalization and structuring. The results consist in substantiating the readiness of students for creative activity under conditions of project training as a criterion for achieving metasubject and personal students’ educational results, determined in FSE BGE, to justify its structure and to determine the methods of its experimental study. Conclusion. Justification of student’s readiness for creative activity under conditions of project-based learning as a criterion for the achievement of metasubject and personal results of education, identifying the structure of readiness and of appropriate methods of its study contributes to the solution of the problem of measuring and assessing the quality of General education and the achievement of outputs defined in the FSES BGE.

Текст научной работы на тему «Готовность обучающихся к творческой деятельности: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение»

УДК/UDC 373.5

Е. А. Кагакина, Е. С. Каган, Н. Ю. Сахарчук, О. С. Тимошенкова

E. Kagakina, E. Kagan, N. Sakharchuk, O. Timoshenkova

ГОТОВНОСТЬ обучающихся К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ1

SCHOOL STUDENTS READINESS TO CREATIVE ACTIVITY: THEORETICAL SUBSTANTIATION AND EXPERIMENTAL STUDY

Введение. В данной статье представлены результаты исследования теоретических и прикладных аспектов формирования готовности школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения. Цель статьи — теоретически обосновать готовность школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения как критерий достижения метапредметных и личностных результатов образования в условиях реализации ФГОС ООО, выявить структуру готовности и определить методы ее экспериментального изучения.

Методология. В статье приводятся результаты теоретического исследования проблемы готовности школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения как критерия достижения метапредметных и личностных результатов образования, осуществленного с помощью методов систематизации, обобщения и структурирования.

Результаты заключаются в обосновании готовности школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения как критерия достижения метапредметных и личностных результатов образования школьников в условиях ФГОС ООО, в выявлении ее структуры и в определении методов ее экспериментального изучения.

Заключение. Обоснование готовности школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения как критерия достижения метапредметных и личностных результатов образования, выявление структуры готовности и соответствующих методик ее изучения вносят вклад в решение проблемы измерения и оценки качества общего образования и достижения его результатов, определенных ФГОС ООО.

Introduction. This article presents the results of theoretical and applied aspects of studying the formation of students' readiness for creative activity under conditions of project training.

The purpose of the article is to substantiate theoretically the readiness of students for creative activity under conditions of project training as a criterion of metasubject and personal results of education under conditions of implementation of FSES BGE, to identify the structure of the readiness and to determine the methods of its experimental study.

Materials and methods. The article presents the results of a theoretical study of students' readiness for creative activity problem under conditions of project training as a criterion for achieving metasubject and personal results of education, carried out using the methods of systematization, generalization and structuring.

The results consist in substantiating the readiness of students for creative activity under conditions of project training as a criterion for achieving metasubject and personal students' educational results, determined in FSE BGE, to justify its structure and to determine the methods of its experimental study.

Conclusion. Justification of student's readiness for creative activity under conditions of project-based learning as a criterion for the achievement of metasubject and personal results of education, identifying the structure of readiness and of appropriate methods of its study contributes to the solution of the problem of measuring and assessing the quality of General education and the achievement of outputs defined in the FSES BGE.

1 Статья выполнена в рамках гранта РФФИ 18-413-420005 «Формирование готовности школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения».

Ключевые слова: интегральный показатель результативности проектного обучения, модель и параметры готовности школьников к творческой деятельности.

Keywords: integral indicator of the effectiveness of project-based learning, the model and parameters of readiness of students to creative activity.

Введение

Проблема формирования готовности обучающихся к творческой деятельности в условиях проектного обучения является актуальной для теории обучения и образования школьников и практики реализации ФГОС ООО. Актуальность ее разработки связана с противоречиями, которые сложились в процессе реализации ФГОС ООО на различных этапах общего образования. В статье О. Н. Ципляевой выявлены и описаны следующие проблемы реализации стандарта: трудности понимания педагогами и методистами текста документа; затруднения учителей в обосновании и отборе методов достижения обозначенных в стандарте образовательных результатов; выявление преподавателями своих профессиональных дефицитов и организация их профессионального саморазвития; организация образовательного процесса в школе на основе системно-деятельностного подхода и др. [4]. Мы согласны, что указанные проблемы реально представлены в практиках образования, а их нерешенность влияет на соответствие достигаемых результатов образования и тех результатов, которые были запланированы в ФГОС ООО. Нельзя не согласиться с автором цитируемой работы и в том, что в процессе профессионального становления школьные учителя в течение длительного времени преимущественно совершенствовали свое мастерство в проведении уроков. В условиях реализации ФГОС ООО необходимо организовывать деятельность обучающихся с использованием других технологий, форм и средств. Кроме того, находящаяся в настоящее время в стадии становления национальная система учительского роста направлена на освоение преподавателями различных технологий обучения и образования. Но для того чтобы освоенные и внедряемые в практику технологии обучения и образования гарантировали достижение запланированных ФГОС ООО результатов, необходима разработка критериев достижения и обоснование их истинности.

Методология

Согласно ФГОС ООО, в учебном плане школы должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Из текста документа не следует, что обучение должно стать в полном объеме проектным. В стандарте не содержится и каких-либо ограничений в плане объема проекта(ов), их длительности, тематики и др. С нашей точки зрения, обязательность индивидуального(ых) проекта(ов) не означает запрета на реализацию групповых проектов. То есть проектная деятельность школьников может быть представлена в различном объеме, на разном уровне сложности и в разных количествах. Направленность этой деятельности, ее объем и частота зависят от условий реализации образовательной программы в конкретной школе.

Проектная деятельность школьников не является новым феноменом для отечественной системы образования. Вместе с этим в образовательном дискурсе присутствует смешение различных понятий, объединяемых семантикой слова «проект». Анализ нормативных источников и психолого-педагогической литературы, образовательных практик, включая публикации учителей, показывает, что понятия «проектное обучение», «организация проектной деятельности обучающихся» и «метод проектов» достаточно часто используются как синонимы. Однако решение задачи индивидуализации обучения, а также организационно-методического обеспечения достижения образовательных результатов обусловливает необходимость разграничить указанные понятия. Проектное обучение представлено в научной и методической литературе в двух основных смыслах: как дидактическая система и как образовательная технология. Если рассматривать проектное обучение как технологию, то она должна прежде всего обеспечивать гарантированное достижение запланированных образовательных результатов. Если же проектное обучение понимать как дидактическую систему, то на теоретическом уровне оно выступает как предмет изучения дидактики и представляет собой совокупность целей, содержания, принципов, методов и средств обучения, отражающих определенную концепцию обучения. Корректным, на наш взгляд, является понимание проектного обучения как самостоятельной дидактической системы в том случае, если в ней доминирующим является метод проектов и если она направлена не на получение предметных знаний, а на решение проблем и задач. Для осуществляемого нами исследования важным выводом из приведенного выше анализа понятий является то, что проектное обучение как технология и как дидактическая система в качестве компонента имеют

метод проектов и осуществляются в логике деятельности субъекта. В этом смысле проектная деятельность школьников способствует реализации на практике системно-деятельностного подхода.

Согласно ФГОС ООО, результаты проектной деятельности обучающихся должны отражать в том числе их способность к творческой деятельности, которая реализуется в различных условиях, в том числе при выполнении проектов. Проектное обучение реализует на практике идеи Дж. Брунера не только об обучении, адаптированном к жизни, но и об образовании, обеспечивающем подготовку людей, способных ощущать непрерывность изменений, управлять ими и контролировать их, что предполагает включение школьников в творческую деятельность. Творческая деятельность школьников в образовательном процессе понимается достаточно широко. Прежде всего, это форма индивидуальной или совместной деятельности субъектов учения. Во-вторых, она направлена на создание качественно новых духовных и материальных продуктов. Мы согласны с авторами, которые считают разделение на духовные и материальные продукты творческой деятельности весьма условным, поэтому, на наш взгляд, правомерно говорить о материальной и идеальной сторонах творческой деятельности. Материальная сторона творческой деятельности школьников выражается в том, что она связана с объектами внешнего мира, идеальная сторона заключается в том, что эта деятельность включает в себя целеполагание, планирование, выбор методов и средств реализации, оценку полученного в результате деятельности продукта. В свою очередь, проектная деятельность включает в себя постановку цели, выбор методов, средств и инструментов ее достижения, планирование деятельности и др. Таким образом, и творческая, и проектная деятельность направлены на формирование компетенций, важных для разных предметных областей. Эта группа компетенций называется в проекте TUNING инструментальными и включает в себя следующие способности и умения:

— «когнитивные способности (способность понимать и использовать идеи и соображения);

— методологические способности (способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем);

— технологические умения (умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления);

— лингвистические умения (коммуникативные компетенции)» [3].

В отечественном ФГОС ООО выделены следующие результаты образования: предметные, метапредметные и личностные. Эти результаты не могут формироваться разрозненно. Тем не менее в своем исследовании мы акцентируем внимание на метапредметных и личностных результатах, так как творческая деятельность школьников в условиях проектного обучения способствует их формированию. В концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определено, что метапредметные результаты образования школьников включают в себя освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях [2]. Если проанализировать соответствующие этой группе результатов умения (самостоятельно определять цели, формулировать задачи обучения, самостоятельно планировать пути их достижения, соотносить свои действия с запланированным результатом и др.) и соотнести полученные в процессе анализа результаты с характеристиками проектного обучения и творческой деятельности, то можно сделать вывод о том, что их реализация обеспечивает достижение метапредметных результатов обучения. Решение проблемы достижения метапредметных результатов является актуальным для теории и практики общего образования. Если для оценки достижения предметных результатов есть разработанные инструменты и методы, то вопросы метапредметных результатов требуют дальнейшей разработки, в том числе в плане оценки качества образования. Также требуют поиска и обоснования критерии достижения школьниками личностных результатов образования. При этом следует иметь в виду, что между всеми группами результатов нет четкой границы. Поэтому измерение и оценка степени достижения одних результатов позволяет с разной вероятностью выносить суждение о достижении результатов образования другой группы. Таким образом, на теоретическом этапе нашего исследования был сделан вывод о том, что проектное обучение является условием творческой деятельности школьников и способствует достижению метапредметных и личностных результатов образования.

Из этого вывода следует необходимость определения критерия достижения этих результатов. Так как понимание этой научной категории в педагогике не является однозначным, определимся с трактовкой, которой мы будем придерживаться в процессе выявления критерия достижения школьниками результатов образования и для последующей разработки показателей его

измерения и оценки. При этом мы будем исходить из сути понятия «критерий». В переводе с греческого языка критерий (kгiteгion) означает «признак для суждения». Следовательно, в качестве критерия достижения метапредметных и/или личностных результатов образования должен выступать такой признак (характеристика, свойство), наличие или отсутствие которого позволяет судить о результативном завершении школьниками определенного этапа обучения. Применительно к нашему исследованию это означает выбор такого признака, который является основанием для суждения о том, что выпускники основной общеобразовательной школы способны к творческой деятельности и обязательному выполнению проекта(ов) в старших классах. В качестве критерия, отвечающего приведенным выше характеристикам, в нашем исследовании была выбрана готовность школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения.

В работах Д. И. Фельдштейна готовность рассматривается как сложное устойчивое личностное проявление, направленное на осуществление определенных действий для достижения поставленных целей. В психологической литературе представлены два основных подхода к пониманию готовности к деятельности. В первом она рассматривается как состояние личности (Н. Д. Левитов), во втором — как ее устойчивая характеристика (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович). Для психолого-педагогического исследования формирования готовности школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения данные подходы выступают в качестве оснований при выявлении ее структуры. Как критерий метапредметных или личностных результатов образования школьников готовность целесообразно рассматривать, исходя из того, что она представляет собой состояние. Такое понимание позволяет определять и изучать, какие именно процессы и в каком соотношении будут проявляться в творческой деятельности школьников в условиях проектного обучения (например, когнитивные процессы, действия). Но готовность школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения правомерно рассматривать так же, и как характеристику качеств личности. В этом случае критерий готовности школьников включает в себя мотивацию, волевые качества, практические и другие умения, которые проявляются непосредственно в деятельности. Готовность к деятельности в совокупности обоих представленных вариантов понимания является показателем наличия у школьника совокупности личностных состояний и характеристик, сформированных до непосредственного включения его в творческую деятельность в условиях проектного обучения, но позволяющих проектировать эту деятельность и прогнозировать ее результативность на основе измерения и оценки этих качеств.

В психолого-педагогической литературе представлены различные модели готовности школьников к деятельности. Все они описывают структуру готовности, включающую в разных сочетаниях следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, операционный, волевой, ориентационный, рефлексивный. В работе В. Ф. Жуковой проанализирована частота использования различными авторами различных компонентов в разрабатываемых ими структурах готовности [1]. В результате автором были выявлены наиболее часто встречающиеся в психолого-педагогических исследованиях и публикациях компоненты структуры готовности, которые были обозначены как основные, так как именно они встречаются в абсолютном большинстве научных подходов к определению структуре готовности. Это мотивационный и эмоционально-волевой компоненты. Анализ научной литературы по проблеме готовности к деятельности сущности и характеристик творческой деятельности школьников в условиях проектного обучения позволяет выделить в структуре готовности когнитивный и операциональный компоненты. Таким образом, на данном этапе исследования нами были выявлены мотивационный, волевой, когнитивный и операциональный компоненты готовности школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения.

Мы обозначили требования к отбору методик для составления комплекта изучения готовности школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения. К ним относятся: соответствие методик содержанию выявленных нами компонентов структуры готовности, посильность для заполнения детьми в условиях школы, соответствие возрастным особенностям школьников (8-й класс), возможность получения на основе этих методик данных, позволяющих измерять и оценивать готовность школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения как метапредметный и личностный результаты образования.

В качестве исследуемых были выбраны школьники 8-х классов, так как обучающиеся этой группы в 2018/19 уч. г. — это, с одной стороны, дети, которые к моменту начала исследования в разном объеме, но осваивают практически все дисциплины образовательной программы. Это означает, что соблюдается такое требование ФГОС ООО к метапредметным результатам образования школьников, как формирование соответствующих умений и качеств в процессе освоения несколь-

ких или всех предметов. С другой стороны, школьники 8-х классов впервые полностью обучаются по требованиям ФГОС ООО, и, следовательно, для них на этапе обучения в старших классах выполнение одного или нескольких индивидуальных учебных проектов будет являться обязательным. Из сказанного следует, что учителя школ должны не только совершенствовать свои умения в области организации проектного обучения школьников, применять технологии развития творческой деятельности детей в ее условиях, но и иметь представление о готовности детей к этой деятельности, особенностях и вариантах ее формирования.

В связи с этим в процессе выполнения программы гранта мы обнаружили необходимость изучения с помощью предлагаемого комплекта школьников 9-х классов. Это нужно будет на втором этапе нашего исследования, когда мы повторно исследуем школьников, в настоящее время обучающихся в 8-м классе, после перехода их в 9-й класс и сравним показатели обучавшихся в условиях ФГОС ООО и показатели школьников 9-х классов, обучавшихся по предшествующим ФГОС ООО программам.

В целях организации и проведения экспериментального исследования готовности школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения нами был создан комплект, включающий следующие методики: методику мотивации к успеху (Т. Элерса), многомерно-функциональную диагностику «ответственности» (ОТВ-70) (В. П. Прядеина), тест «Самооценка силы воли» (Е. П. Ильина), методику «Круги» (Вартега) и самостоятельно составленную нами анкету.

Методика мотивации к успеху (Т. Элерса) позволит нам определить особенности мотиваци-онного компонента психологической готовности к творческой деятельности учеников. Благодаря этому мы получим данные о том, какая мотивация к успеху является оптимальной для занятия творческой деятельностью: сильная или слабая.

С помощью методики «Многомерно-функциональная диагностика «ответственности» мы планируем исследовать эмоциональный компонент психологической готовности к творческой деятельности и получить данные о том, какие эмоции способствуют творческой деятельности: стени-ческие или астенические.

Тест «Самооценка силы воли», предназначенный для обобщенной характеристики проявления силы воли, позволит определить особенности волевого компонента психологической готовности к творческой деятельности. Какой должен быть уровень силы воли: слабый, средний или большой.

Благодаря методике Вартега «Круги», мы сможем определить степень развития беглости, гибкости и оригинальности мышления, а значит, особенности сформированности когнитивного компонента в структуре психологической готовности к творческой деятельности. Используя авторскую, специально составленную нами анкету, мы установим степень сформированности операционального компонента готовности школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения.

Полученные эмпирические результаты будут обработаны с помощью как традиционных средств (методы многомерного статистического анализа: корреляционный, дисперсионный, регрессионный, кластерный), работающих со статистической информацией, так и оригинальных методов, позволяющих комплексно исследовать рассматриваемый объект в условиях неполной и нечеткой информации. Предполагается разработать и апробировать методы количественной комплексной оценки готовности школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения. Для анализа раннего развития параметров готовности к творческой деятельности предлагается оценить не только изменения интегрального показателя, но и его основных составляющих.

Заключение

Измерение и оценка достижения определенных в ФГОС ООО предметных, метапредметных и личностных результатов требует поиска и обоснования критериев их достижения. Проектная деятельность школьников, предусмотренная как обязательная в старших классах, то есть на этапе среднего общего образования, будет результативной, если их готовность к творческой деятельности в ее условиях будет сформирована на этапе основного общего образования.

К завершению исследования мы предполагаем рассмотреть готовность школьников к творческой деятельности в качестве интегральной характеристики результативности проектного обучения в организации общего образования. Это сделает возможным обоснование следующей цели проектного обучения — создание условий для формирования готовности обучающихся к творческой деятельности. В этой связи следует отметить, что к настоящему времени существует только проект ФГОС СОО, и поэтому нет нормативно заданных результатов образования. Однако решение задачи обеспечения

качества образования обусловливает необходимость поиска интегральных показателей и параметров, свидетельствующих о достижении определенных ФГОС ООО результатов. По окончании исследования будут разработаны теоретические положения концепции готовности школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения. Эта концепция будет включена в качестве компонента в концепцию формирования готовности школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения. В данной статье представлен результат начального этапа разработки первой из указанных концепций — готовность школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения обоснована как критерий достижения ими личностных и метапредметных результатов обучения.

Литература

1. Жукова В. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» [Электронный ресурс] // Известия ТПУ. 2012. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskiy-analiz-kategorii-psihologicheskaya-gotovnost (дата обращения: 02.09.2018).

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. URL: http://www. ds470.ru/wp-content/uploads/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1.pdf (дата обращения: 19.09.2018).

3. Смирнов Е. И., Халилова С. И. Характеристика и значимость инструментальных компетенций в освоении математики будущим учителем [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/harakteristika-i-znachimost-instrumentalnyh-kompetentsiy-v-osvoenii-matematiki-buduschim-uchitelem (дата обращения: 01.10.2018).

4. Ципляева О. Н. Проблемы, которые необходимо решить при введении ФГОС ООО [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. № 10.1. С. 1-2. URL: https://moluch.ru/archive/90/18647/ (дата обращения: 10.10.2018).

References

1. Zhukova V. F. Psihologo-pedagogicheskij analiz kategorii «psihologicheskaya gotovnost'» [Psychological and pedagogical analysis of the category "psychological readiness"]. Bulletin of the Tomsk Polytechnic University, 2012, no. 6. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskiy-analiz-kategorii-psihologicheskaya-gotovnost (accessed 02.09.2018). (In Russian).

2. Koncepciya federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov [The concept of Federal state educational standards]. Available at: http://www.ds470.ru/wp-content/uploads/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1 %86%D0%B8%D1%8F-%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1.pdf (accessed 19.09.2018). (In Russian).

3. Smirnov E. I., Khalilova S. I. Harakteristika i znachimost' instrumental'nyh kompetencij v osvoenii matematiki budushchim uchitelem [Characteristics and importance of instrumental competences in the development of becoming teachers of mathematics]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2013, no. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-i-znachimost-instrumentalnyh-kompetentsiy-v-osvoenii-matematiki-buduschim-uchitelem (accessed 01.10.2018). (In Russian).

4. Tsiplyaeva O. N. Problemy, kotorye neobhodimo reshit' pri vvedenii FGOS OOO [Problems that need to be addressed with the introduction of FSES BGE]. Young Scientist, 2015, no. 10.1, pp. 1-2. Available at: https://moluch.ru/archive/90/18647/ (accessed 10.10.2018). (In Russian).

УДК/UDC 373.5 Е. А. Кагакина, С. Л. Лесникова,

Н. А. Русакова, О. С. Тимошенкова

E. Kagakina, S. Lesnikova, N. Rusakova, O. Timoshenkova

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ1

PROJECT-BASED LEARNING AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF SCHOOL STUDENTS

В статье предложено теоретическое обоснование проектного обучения как фактора развития творческой деятельности школьников. Актуальность исследования состоит в возможности разработки на его основе интегрированных критериев достижения результативности обучения школь-

1 Статья выполнена в рамках гранта РФФИ 18-413-420005 «Формирование готовности школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.