Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЭСТРАДНОМ ВОКАЛЬНОМ АНСАМБЛЕ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЭСТРАДНОМ ВОКАЛЬНОМ АНСАМБЛЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
163
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фурсенко Татьяна Фёдоровна, Трачук Валерия Олеговна

В данной статье автором исследуются современные проблемы воспитания подростков средствами вокального эстрадного искусства, раскрываются особенности формирования ценностных ориентаций подростков в области музыкальной культуры в эстрадном вокальном ансамбле в учреждениях дополнительного образования. На основе трудов отечественных и зарубежных ученых обозначены пути приобщения подростков к высоким образцам музыкального искусства. Представлены современные образовательные технологии, которые позволят подросткам через вокально-исполнительскую деятельность приобщиться к лучшим образцам классической, народной и современной музыки в эстрадной обработке и расширить их ценностные ориентиры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF ADOLESCENTS IN THE FIELD OF MUSICAL CULTURE IN A POP VOCAL ENSEMBLE

In this article, the author examines the modern problems of educating adolescents by means of vocal pop art, reveals the features of the formation of value orientations of adolescents in the field of musical culture in a pop vocal ensemble in institutions of additional education. On the basis of the works of domestic and foreign scientists, the ways of introducing adolescents to high examples of musical art are outlined. Presented are modern educational technologies that will allow adolescents, through vocal and performing activities, to join the best examples of classical, folk and modern music in pop processing and expand their value orientations.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЭСТРАДНОМ ВОКАЛЬНОМ АНСАМБЛЕ»

Педагогика

УДК 374

кандидат педагогических наук, доцент Фурсенко Татьяна Фёдоровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

магистрант Трачук Валерия Олеговна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЭСТРАДНОМ ВОКАЛЬНОМ АНСАМБЛЕ

Аннотация. В данной статье автором исследуются современные проблемы воспитания подростков средствами вокального эстрадного искусства, раскрываются особенности формирования ценностных ориентаций подростков в области музыкальной культуры в эстрадном вокальном ансамбле в учреждениях дополнительного образования. На основе трудов отечественных и зарубежных ученых обозначены пути приобщения подростков к высоким образцам музыкального искусства. Представлены современные образовательные технологии, которые позволят подросткам через вокально-исполнительскую деятельность приобщиться к лучшим образцам классической, народной и современной музыки в эстрадной обработке и расширить их ценностные ориентиры.

Ключевые слова: ценностные ориентации в области музыкальной культуры, ценностное отношение, исполнительство, эстрадный вокальный ансамбль, подростки.

Annotation. In this article, the author examines the modern problems of educating adolescents by means of vocal pop art, reveals the features of the formation of value orientations of adolescents in the field of musical culture in a pop vocal ensemble in institutions of additional education. On the basis of the works of domestic and foreign scientists, the ways of introducing adolescents to high examples of musical art are outlined. Presented are modern educational technologies that will allow adolescents, through vocal and performing activities, to join the best examples of classical, folk and modern music in pop processing and expand their value orientations.

Key words: value orientations in the field of musical culture, value attitude, performance, pop vocal ensemble, adolescents.

Введение. Главной задачей учреждений дополнительного образования является развитие личности обучающегося, формирование системы его личностных ценностей. Большую роль в этом процессе играет художественное самодеятельное творчество, в частности эстрадный вокальный ансамбль.

Анализ работ по музыкальной педагогике свидетельствует о наличии научной основы для решения проблемы формирования ценностных ориентаций подростков в области музыкальной культуры в эстрадном вокальном ансамбле.

В научных работах отечественных ученых О. Гринько, В. Калицкого [2], И. Польской [6], С. Черниковой [10] раскрывается сущность понятия «музыкальный ансамбль», генезис ансамблевого исполнительства; в трудах С. Кулагиной [4], Поповой [7], С. Портер [11] обозначены пути обучения пению подрастающей личности в вокальном эстрадном ансамбле.

Однако недостаточная теоретическая и методическая разработка этой проблемы в учреждениях дополнительного образования не позволяет повлиять на качественное воспитание у молодого поколения ценностного отношения к произведениям музыкального искусства.

Цель статьи - определить особенности формирования ценностных ориентаций подростков в области музыкальной культуры в эстрадном вокальном ансамбле.

Изложение основного материала статьи. Становление у школьников ценностных ориентаций, определяющих пути и содержание деятельности и активности личности, критериев оценки явлений действительности и самооценки, начинается именно в подростковом возрасте. Центральное личностное новообразование подросткового периода выражается «в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость» [3, С. 12].

Доминирующими сферами жизни для подростка становятся друзья, свободное времяпрепровождение, а также увлечение «модной» музыкой, как инструментом для выражения своего внутреннего состояния. С одной стороны, подростковый возраст - это время социализации, вхождения в мир человеческой культуры и социальных ценностей, а с другой - время индивидуализации, открытие и утверждение собственного уникального и неповторимого «я». Через субкультурные объединения подросток учится самовыражаться, общаться, особенно с представителями противоположного пола, «примерять» на себя роли взрослых людей и взрослого поведения, получает поддержку и одобрение. Другое дело, что часто такие субкультурные группировки являются радикальными, склоняют к агрессивному поведению в отношении себя или в отношении других людей. Изучение представлений в сфере музыки молодежной и подростковой субкультуры является важным показателем их ценностных ориентаций.

Наибольший интерес у подростков для проведения досуга вызывают вокальные ансамбли. «Занятия в ансамбле способствуют преодолению отчужденности подростков, создают ощущение участия в важном практическом деле, укрепляют уверенность в собственном выборе художественно-творческой деятельности, вызывают переживание успеха, формируют художественно-эстетические качества, ценностные ориентации воспитанников в области музыкальной культуры» [8, С. 273].

Внешняя структура вокального ансамбля обусловлена органическим единством исторического социокультурного контекста, функционированием в конкретных социально детерминированных художественно-специфических формах, характерных для данной страны и определенной эпохи, а также особенностями жанрового хронотипа и жанрово-коммуникативной ситуации. К вопросам внешней структуры вокального ансамбля относятся фактор назначения, социокультурная принадлежность, специфика адресной направленности. Внутренняя структура системы вокального ансамбля определяется особенностями способа исполнения и составом участников, соответственно детерминируется такими факторами, как стабильность качественных (тембровых, акустических) и количественных характеристик, способствующих формированию семантических черт тех или иных ансамблевых жанров.

Научное исследование феномена эстрадного вокального ансамбля как формы музицирования предполагает, прежде всего, определение сущности эстрадного музыкального искусства. Мы понимаем эстрадное музыкальное искусство как специфический жанр музыкальной культуры, который в процессе исторического развития выработал собственные характерные черты, проявившиеся в композиторском творчестве, нашел реализацию в принципах сольного и ансамблевого пения, различных формах инструментально-ансамблевого или оркестрового исполнения, творческой деятельности аранжировщиков и дирижеров.

Сконцентрируем свое внимание на ансамблевых формах пения, охарактеризуем черты вокального ансамбля и обнаружим его разновидности. Понятие ансамбль в музыке понимается как музыкальное произведение, написанное для нескольких исполнителей, как группа музыкантов, как совместное исполнение, как коллектив [2]. Понятие эстрадного ансамбля необходимо рассматривать во взаимосвязях со смежными видами искусства - драматическим и музыкальным театром, хореографией.

Представляя эстрадный ансамбль как целостную систему, можно обнаружить его структурные компоненты и различные функции. Составляющими эстрадного ансамбля являются:

- исполнители (количество которых ограничено - от двух до десяти);

- музыкальное произведение (исполняемое ансамблем);

- необходимый для исполнения инструментарий.

Эстрадный ансамбль внес в музыкальную культуру ряд специфических качеств, по которым определяется его принадлежность к эстрадному искусству, а именно:

- обогатил структурно-жанровый аспект музыкального ансамбля, поскольку появился в ряде новых направлений и стилей современной эстрадной музыки, как: диско, прогрессив, фанк, соул и др.;

- кардинально расширил темброво-акустический аспект звучания музыкального ансамбля, что произошло благодаря появлению электро- и электронных музыкальных инструментов, компьютерных музыкальных технологий, и способствовал формированию специфических эстрадных приемов пения;

- стал революционным этапом в развитии эстрадного музыкального исполнительства: подразумевается деятельность вокально-инструментальных ансамблей, которые привнесли в эстрадное искусство новые формы его функционирования;

- изменил исполнительско-интерпретационный аспект музыкального ансамбля.

В связи с этим появились вокальные ансамбли различного состава (женские, мужские, смешанные) и инструментальные ансамбли, смешанные коллективы (вокально-инструментальные ансамбли), рок- и поп-группы.

Как мы видим, с появлением эстрадного искусства значительно расширился объем понятия «ансамбль». В большинстве дефиниций, предлагаемых исследователями, обычно делаются акценты на таких аспектах этого понятия, как: «количественный (число участников исполнительской группы), качественный (уровень совместного исполнения), жанровый (отличие ансамбля от оркестра), исторический (специфика ансамблей разных эпох)» [2, С. 58].

Музыковед И. Польская, исследуя специфику камерного ансамбля, дала определение понятию ансамблевого исполнения. Ансамблевое исполнительство, по ее мнению, является достаточно широкой сферой музыкальной деятельности и самостоятельно развитой подсистемой в системе ансамблевой музыки в общем, частицей сложной и разветвленной системы различных ансамблевых жанров и жанровых типов [6, С. 53].

С. Черникова дает такое определение: «эстрадный вокальный ансамбль уникальный художественный организм, который представляет собой особую сферу функционирования музыкального искусства эстрады, отличающийся качеством совместности, согласованности, гармонии целого и частного, объединения частей этого целого и возникновения на его уровне нового качества, которое характеризуется использованием голосов певцов, электроинструментов и звукоусиливающей аппаратуры» [9, С. 14].

С. Кулагина полагает, что «подростковый вокальный эстрадный ансамбль - это форма совместной музыкальной деятельности детей 11-15 лет, включающей репетиционные занятия, подготовку и концертное исполнение современной вокальной эстрадной музыки» [4, С. 225]. Результатом деятельности вокального ансамбля является «исполнение концертного эстрадного номера, который объединяет в себе «ансамблевое пение, танец, пантомимику, костюмы, декорацию, освещение» [4, С. 225].

Итак, эстрадный вокальный ансамбль является довольно сложным образованием, поскольку он состоит из индивидуально неповторимых участников - разных по воспитанию, характеру, темпераменту, музыкальным дарованиям. Коллектив участников формируется постепенно, проходя несколько стадий, а результативность процесса будет зависеть от целей, которые ставят перед собой его участники, а также от ценностных ориентаций каждого из них.

С. Кулагина уделяет внимание проблеме конфликтности подростков в вокальном ансамбле, утверждая, что наиболее тяжелыми являются предконцертные состояния участников ансамбля:

- подростки склонны отвергать критику руководителя в оценке качества пения, игнорируя и недооценивая его реплики; и наоборот - могут критически относится к своему исполнению, считая его недостаточно профессиональным, таким образом происходит конфликт с близким окружением;

- возможны нарушения качества приобретенных ранее навыков пения;

- характерно снижение работоспособности;

- повышается тревожность подростков в связи с излишним сосредоточением на предстоящем событии.

Всё это требует от педагога определенного внимания, в связи с тем, что при его отсутствии, такие состояния могут повторяться, и более того, могут закрепиться в сознании подростков. Автор предлагает следующие способы преодоления таких состояний: избегать запретов и повышения голоса на детей, гнева и негативных высказываний; показывать личный пример для подростков - спокойствие, рациональность; использовать приемы саморегуляции [4, С. 225-226].

Особенностью эстрадного вокального ансамбля можно считать тот факт, что все исполнители должны участвовать в создании общего плана произведения, деталей интерпретации, которые они решают коллективно, совместными усилиями, размышляя и проявляя творческую фантазию. Участники эстрадного вокального ансамбля должны понимать образное содержание произведения, поскольку необходимо стремиться к достижению профессионального мастерства.

А. Петелин и его соавторы акцентирует внимание на том, что «каждый субъект ансамбля несет ответственность за качество интерпретации музыкального сочинения. Слушательский контакт исполнителей с публикой - неотъемлемая черта концертного выступления. Только в этом случае, когда содержание исполняемого произведения и форма его выражения достигают гармонии, только тогда исполнение произведения выходит на высокий творческий уровень, уровень искусства» [5, С. 79].

Приемы звукообразования качественно отличают исполнение в эстрадном вокальном ансамбле от академического хорового, многое из того, что приемлемо в сольном пении, неосуществимо в ансамблевом исполнении. Поэтому и педагогические задачи будут иметь свою специфику, которая определяется, прежде всего, коллективным характером вокального исполнения.

Средства музыкальной выразительности вокального ансамбля зависят от стиля, в котором написано эстрадное произведение. Это могут быть разнообразные направления - фольк, рок, джаз, соул, диско и др. В этих условиях очень важна коллективная основа, коллективный принцип ансамблевого пения, который охватывает все стороны творческого процесса. Взаимоотношения певца и коллектива представляют собой сущность ансамблевого исполнения. Руководителю эстрадного ансамбля важно научить петь каждого индивидуально и одновременно в коллективе. Стоит заметить, что исполнительская индивидуальность каждого отдельного участника подчиняется коллективной художественной цели. Певца следует научить четко осознавать и чувствовать свою роль в коллективном исполнительстве, раскрывая при этом свою творческую индивидуальность.

Одной из особенностей работы с эстрадным вокальным ансамблем является феномен сценического волнения. Нами определены основные направления работы с обучающимися эстрадного вокального ансамбля по преодолению сценического волнения:

- равномерное развитие профессиональных навыков, с учетом физиологических и психических свойств личности подростка, его прошлого опыта и фактического уровня подготовки;

- формирование положительного психического состояния перед концертным выступлением, поскольку важную роль для каждого исполнителя играет режим перед концертом и в день концерта, кроме того, создание позитивного эмоционального настроя на выход на сцену как на радостное событие в жизни, составляющее смысл работы музыканта;

- работа над развитием сценических личностных качеств в процессе обучения (артистизм, эмоциональность);

- помощь в осознании того, что при умелом самоконтроле сценическое волнение может оказывать не только отрицательное, но и положительное влияние на качество исполнения; оно способствует яркости воплощения образа, приливу творческого вдохновения;

- укрепление уверенности у подростков в своём творческом потенциале, в собственных силах.

Эффективность процесса формирования ценностных ориентаций подростков зависит от продуманного содержания программы по вокальному ансамблю. В разработанной нами учебной программе дидактический материал систематизирован в три раздела: теоретические сведения о вокальной технике, музыкальной терминологии; практические умения и навыки и ориентировочный художественный репертуар. Использование в репертуаре эстрадного вокального ансамбля переложений лучших образцов композиторов-классиков, народных и современных песен в эстрадной обработке расширит ценностные ориентации подростков в области музыкальной культуры.

Занятия с обучающимися проводились как индивидуально, в малых группах, так и полным составом по трем направлениям: постановочная работа; освоение основных приемов эстрадного пения; работа над манерой пения и конкретным сценическим образом.

В контексте нашей проблемы пристальное внимание привлекают технологии, направленные на овладение певцами разными вокальными техниками с использованием современных технических средств, спецэффектов с изменениями тембровых характеристик, реверберации, усиления высоких и низких частот звучания, в том числе, и на основе применения звукоусилительной аппаратуры.

Для вокального обучения подростков эстрадной манере исполнения особый интерес представляет технология Н. Дрожжиной [1], которая включает в себя следующие этапы: 1) выявление психологической структуры личности исполнителя (генотип, индивидуальные свойства характера, влияние социума, становление творческой индивидуальности); 2) изучение системы художественных принципов и приемов исполнения (поэтика стиля, организация сценического пространства; ценностные и коммуникативные аспекты взаимодействия с публикой; 3) выявление семантики образа исполнения (сущность исполнительской уникальности, пластика, сценическое движение, поэтический текст, особенности сценического поведения; 4) исследование специфики вокально-профессиональной техники. Указанные действия подлежат алгоритмизации в целях дальнейшего использования в процессе обучения пению.

Сегодня широко используются технологии дистанционного обучения в организации художественно-образовательного процесса, в том числе, при обучении пению в эстрадном вокальном ансамбле. Дистанционно-информационное обучение позволяет удобно, с учетом возможностей преподавателя и обучающихся и их индивидуальных темпов, пройти необходимый учебный материал.

Пристальное внимание привлекает технология вокального онлайн-обучения детей и взрослых по разным манерам пения Шерил Портер, американского педагога. Ее технология демонстрируется в онлайн курсе, включающем 10 видео-коучингов и 60 упражнений для подготовки голоса к пению. Особенности технологии Ш. Портер заключаются в сочетании психологически положительной настройки на пение, использования танцевальных движений, освобождающих тело от напряжения, с классическими приемами обучения пению. Универсальные упражнения, которые предлагает вокальный тренер, можно выполнять как академическим певцам, так и эстрадным и джазовым исполнителям. Алгоритм действий, по технологии Ш. Портер, предусматривает: разогрев голоса упражнениями для поднятия настроения на пение под эмоциональный и темпераментный аккомпанемент, использование упражнений для настройки и освобождения артикиляционного аппарата; применение упражнений для настройки и развития дыхания; упражнений для развития резонанса и улучшения звучания голоса; упражнений для ощущения опоры звука и работы над верхними нотами диапазона; упражнений для артикуляции и четкости дикции; упражнений на разные элементы вокальной техники и чистоту интонации; упражнений для проверки выносливости голоса [10].

А. Попова разработала технологию Live looping обучения эстрадно-джазовому пению. Live looping можно рассматривать, считает ученый, как процесс исполнения вокального произведения, опирающегося на запись с последовательным воспроизведением закольцованных аудио сэмплов (отрезков аудиоинформации) в реальном времени, что может осуществляться как с помощью звукозаписывающих устройств, так и специального программного обеспечения. На основе созданного аккомпанемента произведения с использованием ударных инструментов открываются творческие возможности в певческом репертуаре (исполнение хип-хопа и джазовых стандартов). Данная технологии способствует повышению уровня профессионального мастерства эстрадного и джазового певца [7, С. 631].

Овладение знаниями, вокальными умениями и навыками эстрадного пения позволит подросткам приобщиться к высоким образцам музыкального искусства.

Выводы. Таким образом, эстрадный вокальный ансамбль - это эффективная форма формирования ценностных ориентаций подростков в области музыкальной культуры. В процессе освоения лучших музыкальных образцов разных направлений и жанров в эстрадной аранжировке подростки знакомятся с музыкальной культурой, осознают ее роль в жизни человека, у них воспитывается личностное ценностное отношение к музыкальному искусству. Формирование ценностных ориентаций подростков в области музыкальной культуры в эстрадном вокальном ансамбле мы рассматриваем как целенаправленный процесс, который осуществляется поэтапно через познание ценностей музыкальной культуры на основе музыкальных интересов и потребностей личности, накопления знаний, вокальных умении и навыков, а также в ходе исполнительской деятельности в процессе освоения ансамблевого репертуара.

Литература:

1. Дрожжина, Н.В. Вокальное исполнительство в системе музыкального искусства эстрады: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.03 / Дрожжина Н.В. - Харьков, 2008. - 16 с.

2. Калицкий, В.В. Музыкальный ансамбль: транскрипции понятия и специфика дефиниций / В.В. Калицкий, О.Г. Гринько // Художественное образование и наука. - 2019. - № 3. - С. 56-62.

3. Коломинский, Я.Л. Человек: психология: кн. для учащихся старших классов / Я.Л. Коломинский. - 2-е изд., доп. -М.: Просвещение, 1986. - 223 с.

4. Кулагина, С.А. Вокальный эстрадный ансамбль как средство преодоления конфликтности подростков / С.А. Кулагина // Культура и искусство в современном социуме (к 100-летию Тамбовского колледжа искусств): Материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. проф. В.М. Тютюнника, проф. Ю.А. Толмачева. - Тамбов: МИНЦ «Нобелистика», 2018. - С. 224-226.

5. Петелин, А.С. Педагогические условия развития вокально-исполнительского потенциала китайских студентов / А.С. Петелин, Е.А. Петелина, Х. Лу // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 2 (75). - С. 77-79.

6. Польская, И.И. Камерный ансамбль: история, теория, эстетика: монография / И.И. Польская. - Х.: ХГАК, 2001. - 396 с.

7. Попова, А.Б. Влияние технологии Live looping на искусство эстрадного пения / А.Б. Попова // Young Scientist. - 2017. - №11 (51). - С. 629-631.

8. Фурсенко, Т.Ф. Музыкальный ансамбль как эффективная форма организации музыкального досуга молодежи / Т.Ф. Фурсенко // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 54-1. - С. 272-279.

9. Черникова, С.В. Генезис эстрадного вокально-ансамблевого исполнительства и пути его профессионализации: автореф. дис... канд. искусствоведения: 17.00.03 / Черникова С.В. - Х.: ХГУИ, 2008. - 21 с.

10. Porter, C. Vocal method / Cheryl Porter. 2020. Retrieved from: https://sliwbl.biz/threads/vokal-cheryl-porter-vocal-method-cheryl-porter.70611/

Педагогика

УДК 378

кандидат юридических наук, начальник кафедры

физической подготовки, майор полиции Хажироков Валерий Ахиедович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации филиал Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НАВЫКАМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЕМОВ РУКОПАШНОГО БОЯ В АДРЕС ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ

Аннотация. Применение приемов рукопашного боя в адрес правонарушителя обусловливается оказанием силового сопротивления задержанию. При этом могут использоваться личное огнестрельное и холодное оружие, а также подручные средства. В условиях боевых действий применение любых приемов в адрес правонарушителя оправдывается действующим законодательством РФ. В то время как применение приемов при осуществлении самозащиты в ходе несения службы, правомерно лишь в случаях крайней необходимости и необходимой обороны. При обучении сотрудников полиции приемам рукопашного боя вначале у них формируются теоретические знания правовых основ их применения. Это делается с целью качественного и быстрого выполнения приемов рукопашного боя в различных условиях сложившейся обстановки, для которой характерны экстремальность и чрезвычайность. Основу успешного обучения применению приемов рукопашного боя у сотрудников полиции на учебно-тренировочных занятиях составляют навыки самозащиты, обезвреживания и задержания лиц, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан. На практических занятиях обучение приемам рукопашного боя осуществляется в разрезе подготовительных действий, нападения и обороны, которые являются элементами тактики. В процессе тренировки предпочтение уделяется инновационным педагогическим методам. Протекание на фоне высокой напряженности боевых действий обусловливает сходство рукопашного боя с современными видами контактных единоборств. А как известно, они требуют максимальных мышечных усилий. При этом, принимая во внимание, что для рукопашного боя наиболее характерна постоянная и внезапная смена ситуации, требуется комплексное проявление различных форм быстроты и скоростных движений. Так, при подготовке сотрудников полиции к ведению рукопашной схватки с правонарушителем наиболее значимыми физическими качествами, которые необходимо развивать выступают сила, быстрота и выносливость. Достижение высокого уровня указанных качеств являются главными предпосылками для успешного проведения технических и тактических приемов и победы над правонарушителем, оказывающим силовое сопротивление сотруднику правопорядка. Сказанное обусловливает, что ценность владения навыками ведения рукопашного боя сотрудниками полиции связана с тем, что с их помощью решаются задачи физической и профессиональной подготовленности к успешному задержанию правонарушителей.

Ключевые слова: рукопашный бой, боевой прием, ближний бой, сотрудник полиции, правонарушитель, сопротивление, программа тренировок.

Annotation. The use of hand-to-hand combat techniques against the offender is conditioned by the provision of forceful resistance to detention. In this case, personal firearms and edged weapons, as well as improvised means, can be used. In the conditions of hostilities, the use of any methods against the offender is justified by the current legislation of the Russian Federation. While the use of techniques in the implementation of self-defense in the course of service is lawful only in cases of extreme necessity and necessary defense. When training police officers in hand-to-hand combat techniques, they first form theoretical knowledge of the legal foundations for their application. This is done with the aim of high-quality and fast execution of hand-to-hand combat techniques in various conditions of the current situation, which is characterized by extremeness and extremeness. The basis for successful training in the use of hand-to-hand combat techniques by police officers at training sessions is the skills of self-defense, neutralization and detention of persons who threaten public order or the personal safety of citizens. In practical classes, training in hand-to-hand combat techniques is carried out in the context of preparatory actions, attack and defense, which are elements of tactics. In the process of training, preference is given to innovative pedagogical methods. The course against the background of high intensity of hostilities determines the similarity of hand-to-hand combat with modern types of contact martial arts. And as you know, they require maximum muscle effort. At the same time, taking into account that hand-to-hand combat is most characterized by a constant and sudden change of situation, a complex manifestation of various forms of speed and high-speed movements is required. So, when preparing police officers for hand-to-hand combat with an offender, the most significant physical qualities that need to be developed are strength, speed and endurance. Achieving a high level of these qualities are the main prerequisites for the successful

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.