Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НАВЫКАМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЕМОВ РУКОПАШНОГО БОЯ В АДРЕС ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НАВЫКАМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЕМОВ РУКОПАШНОГО БОЯ В АДРЕС ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОПАШНЫЙ БОЙ / БОЕВОЙ ПРИЕМ / БЛИЖНИЙ БОЙ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / СОПРОТИВЛЕНИЕ / ПРОГРАММА ТРЕНИРОВОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хажироков Валерий Ахиедович

Применение приемов рукопашного боя в адрес правонарушителя обусловливается оказанием силового сопротивления задержанию. При этом могут использоваться личное огнестрельное и холодное оружие, а также подручные средства. В условиях боевых действий применение любых приемов в адрес правонарушителя оправдывается действующим законодательством РФ. В то время как применение приемов при осуществлении самозащиты в ходе несения службы, правомерно лишь в случаях крайней необходимости и необходимой обороны. При обучении сотрудников полиции приемам рукопашного боя вначале у них формируются теоретические знания правовых основ их применения. Это делается с целью качественного и быстрого выполнения приемов рукопашного боя в различных условиях сложившейся обстановки, для которой характерны экстремальность и чрезвычайность. Основу успешного обучения применению приемов рукопашного боя у сотрудников полиции на учебно-тренировочных занятиях составляют навыки самозащиты, обезвреживания и задержания лиц, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан. На практических занятиях обучение приемам рукопашного боя осуществляется в разрезе подготовительных действий, нападения и обороны, которые являются элементами тактики. В процессе тренировки предпочтение уделяется инновационным педагогическим методам. Протекание на фоне высокой напряженности боевых действий обусловливает сходство рукопашного боя с современными видами контактных единоборств. А как известно, они требуют максимальных мышечных усилий. При этом, принимая во внимание, что для рукопашного боя наиболее характерна постоянная и внезапная смена ситуации, требуется комплексное проявление различных форм быстроты и скоростных движений. Так, при подготовке сотрудников полиции к ведению рукопашной схватки с правонарушителем наиболее значимыми физическими качествами, которые необходимо развивать выступают сила, быстрота и выносливость. Достижение высокого уровня указанных качеств являются главными предпосылками для успешного проведения технических и тактических приемов и победы над правонарушителем, оказывающим силовое сопротивление сотруднику правопорядка. Сказанное обусловливает, что ценность владения навыками ведения рукопашного боя сотрудниками полиции связана с тем, что с их помощью решаются задачи физической и профессиональной подготовленности к успешному задержанию правонарушителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хажироков Валерий Ахиедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF TRAINING POLICE STAFF IN THE SKILLS OF APPLYING HAND-TO-TO-HAND FIGHTING TECHNIQUES TO THE OFFENDER

The use of hand-to-hand combat techniques against the offender is conditioned by the provision of forceful resistance to detention. In this case, personal firearms and edged weapons, as well as improvised means, can be used. In the conditions of hostilities, the use of any methods against the offender is justified by the current legislation of the Russian Federation. While the use of techniques in the implementation of self-defense in the course of service is lawful only in cases of extreme necessity and necessary defense. When training police officers in hand-to-hand combat techniques, they first form theoretical knowledge of the legal foundations for their application. This is done with the aim of high-quality and fast execution of hand-to-hand combat techniques in various conditions of the current situation, which is characterized by extremeness and extremeness. The basis for successful training in the use of hand-to-hand combat techniques by police officers at training sessions is the skills of self-defense, neutralization and detention of persons who threaten public order or the personal safety of citizens. In practical classes, training in hand-to-hand combat techniques is carried out in the context of preparatory actions, attack and defense, which are elements of tactics. In the process of training, preference is given to innovative pedagogical methods. The course against the background of high intensity of hostilities determines the similarity of hand-to-hand combat with modern types of contact martial arts. And as you know, they require maximum muscle effort. At the same time, taking into account that hand-to-hand combat is most characterized by a constant and sudden change of situation, a complex manifestation of various forms of speed and high-speed movements is required. So, when preparing police officers for hand-to-hand combat with an offender, the most significant physical qualities that need to be developed are strength, speed and endurance. Achieving a high level of these qualities are the main prerequisites for the successful implementation of technical and tactical methods and victory over the offender, who provides forceful resistance to a law enforcement officer. The foregoing determines that the value of hand-to-hand combat skills by police officers is due to the fact that with their help the tasks of physical and professional preparedness for the successful detention of offenders are solved.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НАВЫКАМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЕМОВ РУКОПАШНОГО БОЯ В АДРЕС ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ»

Литература:

1. Дрожжина, Н.В. Вокальное исполнительство в системе музыкального искусства эстрады: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.03 / Дрожжина Н.В. - Харьков, 2008. - 16 с.

2. Калицкий, В.В. Музыкальный ансамбль: транскрипции понятия и специфика дефиниций / В.В. Калицкий, О.Г. Гринько // Художественное образование и наука. - 2019. - № 3. - С. 56-62.

3. Коломинский, Я.Л. Человек: психология: кн. для учащихся старших классов / Я.Л. Коломинский. - 2-е изд., доп. -М.: Просвещение, 1986. - 223 с.

4. Кулагина, С.А. Вокальный эстрадный ансамбль как средство преодоления конфликтности подростков / С.А. Кулагина // Культура и искусство в современном социуме (к 100-летию Тамбовского колледжа искусств): Материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. проф. В.М. Тютюнника, проф. Ю.А. Толмачева. - Тамбов: МИНЦ «Нобелистика», 2018. - С. 224-226.

5. Петелин, А.С. Педагогические условия развития вокально-исполнительского потенциала китайских студентов / А.С. Петелин, Е.А. Петелина, Х. Лу // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 2 (75). - С. 77-79.

6. Польская, И.И. Камерный ансамбль: история, теория, эстетика: монография / И.И. Польская. - Х.: ХГАК, 2001. - 396 с.

7. Попова, А.Б. Влияние технологии Live looping на искусство эстрадного пения / А.Б. Попова // Young Scientist. - 2017. - №11 (51). - С. 629-631.

8. Фурсенко, Т.Ф. Музыкальный ансамбль как эффективная форма организации музыкального досуга молодежи / Т.Ф. Фурсенко // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 54-1. - С. 272-279.

9. Черникова, С.В. Генезис эстрадного вокально-ансамблевого исполнительства и пути его профессионализации: автореф. дис... канд. искусствоведения: 17.00.03 / Черникова С.В. - Х.: ХГУИ, 2008. - 21 с.

10. Porter, C. Vocal method / Cheryl Porter. 2020. Retrieved from: https://sliwbl.biz/threads/vokal-cheryl-porter-vocal-method-cheryl-porter.70611/

Педагогика

УДК 378

кандидат юридических наук, начальник кафедры

физической подготовки, майор полиции Хажироков Валерий Ахиедович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации филиал Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НАВЫКАМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЕМОВ РУКОПАШНОГО БОЯ В АДРЕС ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ

Аннотация. Применение приемов рукопашного боя в адрес правонарушителя обусловливается оказанием силового сопротивления задержанию. При этом могут использоваться личное огнестрельное и холодное оружие, а также подручные средства. В условиях боевых действий применение любых приемов в адрес правонарушителя оправдывается действующим законодательством РФ. В то время как применение приемов при осуществлении самозащиты в ходе несения службы, правомерно лишь в случаях крайней необходимости и необходимой обороны. При обучении сотрудников полиции приемам рукопашного боя вначале у них формируются теоретические знания правовых основ их применения. Это делается с целью качественного и быстрого выполнения приемов рукопашного боя в различных условиях сложившейся обстановки, для которой характерны экстремальность и чрезвычайность. Основу успешного обучения применению приемов рукопашного боя у сотрудников полиции на учебно-тренировочных занятиях составляют навыки самозащиты, обезвреживания и задержания лиц, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан. На практических занятиях обучение приемам рукопашного боя осуществляется в разрезе подготовительных действий, нападения и обороны, которые являются элементами тактики. В процессе тренировки предпочтение уделяется инновационным педагогическим методам. Протекание на фоне высокой напряженности боевых действий обусловливает сходство рукопашного боя с современными видами контактных единоборств. А как известно, они требуют максимальных мышечных усилий. При этом, принимая во внимание, что для рукопашного боя наиболее характерна постоянная и внезапная смена ситуации, требуется комплексное проявление различных форм быстроты и скоростных движений. Так, при подготовке сотрудников полиции к ведению рукопашной схватки с правонарушителем наиболее значимыми физическими качествами, которые необходимо развивать выступают сила, быстрота и выносливость. Достижение высокого уровня указанных качеств являются главными предпосылками для успешного проведения технических и тактических приемов и победы над правонарушителем, оказывающим силовое сопротивление сотруднику правопорядка. Сказанное обусловливает, что ценность владения навыками ведения рукопашного боя сотрудниками полиции связана с тем, что с их помощью решаются задачи физической и профессиональной подготовленности к успешному задержанию правонарушителей.

Ключевые слова: рукопашный бой, боевой прием, ближний бой, сотрудник полиции, правонарушитель, сопротивление, программа тренировок.

Annotation. The use of hand-to-hand combat techniques against the offender is conditioned by the provision of forceful resistance to detention. In this case, personal firearms and edged weapons, as well as improvised means, can be used. In the conditions of hostilities, the use of any methods against the offender is justified by the current legislation of the Russian Federation. While the use of techniques in the implementation of self-defense in the course of service is lawful only in cases of extreme necessity and necessary defense. When training police officers in hand-to-hand combat techniques, they first form theoretical knowledge of the legal foundations for their application. This is done with the aim of high-quality and fast execution of hand-to-hand combat techniques in various conditions of the current situation, which is characterized by extremeness and extremeness. The basis for successful training in the use of hand-to-hand combat techniques by police officers at training sessions is the skills of self-defense, neutralization and detention of persons who threaten public order or the personal safety of citizens. In practical classes, training in hand-to-hand combat techniques is carried out in the context of preparatory actions, attack and defense, which are elements of tactics. In the process of training, preference is given to innovative pedagogical methods. The course against the background of high intensity of hostilities determines the similarity of hand-to-hand combat with modern types of contact martial arts. And as you know, they require maximum muscle effort. At the same time, taking into account that hand-to-hand combat is most characterized by a constant and sudden change of situation, a complex manifestation of various forms of speed and high-speed movements is required. So, when preparing police officers for hand-to-hand combat with an offender, the most significant physical qualities that need to be developed are strength, speed and endurance. Achieving a high level of these qualities are the main prerequisites for the successful

implementation of technical and tactical methods and victory over the offender, who provides forceful resistance to a law enforcement officer. The foregoing determines that the value of hand-to-hand combat skills by police officers is due to the fact that with their help the tasks of physical and professional preparedness for the successful detention of offenders are solved.

Key words: hand-to-hand combat, combat technique, close combat, police officer, offender, resistance, training program.

Введение. Закон «О полиции» регламентирует вопросы «правомерности использования приемов рукопашного боя» [1] в тех случаях, когда со стороны правонарушителя применяется личное огнестрельное и холодное оружие, а также подручные средства.

Формирование навыков самозащиты, обезвреживания и задержания лиц, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан составляют основу успешного обучения применению приемов рукопашного боя у сотрудников полиции на учебно-тренировочных занятиях. В процессе тренировок также воспитываются такие личностные качества, как смелость, решительность, инициатива и находчивость.

В целях качественного и быстрого выполнения приемов рукопашного боя в различных условиях сложившейся обстановки сотрудникам полиции необходимо, прежде всего, овладеть знаниями правовых основ их применения. В условиях боевых действий применение любых приемов в адрес правонарушителя оправдывается действующим законодательством РФ. В то время как применение приемов при осуществлении самозащиты в ходе несения службы, правомерно лишь в случаях крайней необходимости и необходимой обороны [5]. Отсюда, можно заключить, что приемы рукопашного боя в адрес правонарушителей могут применяться в тех случаях, когда меры убеждения и сделанное предупреждение не произвели должного эффекта, соответственно не привели к прекращению антиобщественного деяния.

Изложение основного материала статьи. Из существующих контактных единоборств рукопашный бой как вид спорта достаточно молодой и наиболее универсальный. В его основе лежит синтез наиболее известных боевых искусств (самбо, бокс, каратэ, кикбоксинг, вольная борьба, дзюдо и др.), в которых сконцентрированы ударные техники руками и ногами, техника борьбы, болевые и удушающие приёмы [10].

Сходство рукопашного боя с современными видами контактных единоборств, которые требуют максимальных мышечных усилий, обусловлено его протеканием на фоне высокой напряженности боевых действий. При этом, принимая во внимание, что для рукопашного боя наиболее характерна постоянная и внезапная смена ситуации, требуется комплексное проявление различных форм быстроты и скоростных движений: одиночных и серийных ударов, принятия защиты, передвижений, а также быстроты перехода от защиты к атаке, и наоборот [3].

Всё сказанное позволяет отнести данный вид единоборств к скоростно-силовым ациклическим видам спорта. Соответственно, при подготовке сотрудников полиции к ведению рукопашной схватки с правонарушителем наиболее значимыми физическими качествами, которые необходимо развивать выступают сила, быстрота и выносливость. Достижение высокого уровня указанных физических качеств являются главными предпосылками для успешного проведения технических и тактических приемов и победы над правонарушителем, оказывающим силовое сопротивление сотруднику правопорядка [8, 9].

Современные требования к физической подготовленности сотрудников полиции с каждым годом требует всё большей интенсификации процессов обучения и тренировки. С помощью тренировочных средств, традиционно применяемых в процессе профессионально-прикладной физической подготовки, уже не представляется возможным решить эту задачу по ряду объективных причин. В их числе: «исчерпывание адаптационных ресурсов организма, в значительной мере обусловленных генетически; высокая степень приспособления к факторам педагогического воздействия, реализованным на предыдущих этапах; противоречие между возрастающим мастерством в выполнении специальных упражнений и уменьшающимся эффектом от этих упражнений» [9, 10].

Для решения перечисленных проблем в учебно-тренировочном процессе сотрудников полиции все шире применяются специальные технические средства и тренажеры, которые призваны оказывать тренирующее воздействие на различные органы и системы организма [9].

Учебно-тренировочные занятия организовываются также с включением в их содержание соответствующих разделов физической подготовки с рациональным распределением учебного и тренировочного времени для отработки приемов рукопашного боя путем подбора специализированных упражнений для формирования необходимого двигательного навыка.

Рукопашный бой достаточно сложный и травмоопасный вид приема борьбы и его практически невозможно представить без причинения хотя бы минимального физического ущерба сопернику. Так, «используя комплекс специализированных тренажеров и метод круговой тренировки, вполне реально обучить любого атакующим и защитным действиям - быстро, эффективно и без травм» [2, 6].

Структуру приемов рукопашного боя составляют рукопашные схватки и единоборства с противником. Методику обучения тактическим основам составляют подготовительные действия, нападение и оборона [10].

Для совершенствования навыков применения приемов рукопашного боя сотрудниками полиции необходима четко спланированная и структурированная тренировочная программа, которая составляется с учетом физического развития, состояния здоровья, функционального состояния организма тренирующихся. В процессе тренировки предпочтение уделяется следующим методам:

- сопряженного воздействия. Сущность метода сопряженного воздействия заключается в создании таких условия тренировочного процесса, при которых происходит одновременное и взаимозависимое развитие физических способностей и техники двигательного действия;

- вариативного воздействия. Сущность метода вариативного воздействия характеризуется направленным изменением воздействующих условий в процессе выполнения упражнения или варьирования интервалов отдыха;

- кратковременных усилий. Метод кратковременных максимальных усилий направлен на увеличение максимальной силы без увеличения мышечной массы и, соответственно, веса тела тренирующегося;

- повторных усилий. Сущность метода повторных усилий характеризуется многократным выполнением упражнения через определенные интервалы отдыха, в течение которых должно происходить восстановление работоспособности [7, 8, 10].

План тренировки сотрудников полиции по рукопашному бою разработан на основе учебной программы с учетом всех методических требований и содержит следующие разделы:

- стойки и передвижения;

- совершенствование техники борьбы;

- совершенствование ударной техники;

- одиночные прямые удары руками и ногами;

- совершенствование техники и тактики;

- совершенствование защитных действий;

- общую и специальную физическую подготовку [6, 7].

Данные разделы дополняются различными упражнениями, характерными для приемов рукопашного боя, и выполняемыми на ассистенте. В их числе:

- шаги, повороты (вперёд, назад, в стороны);

- стойки (фронтальная, передняя, задняя, боевая и передвижение);

- броски «подхват изнутри», броски с захватом ног;

- броски с переворотами;

- выведение из равновесия рывком с захватом руки и шеи, подсечки;

- зацепы; подбивы;

- болевые и удушающие приемы и защита от них;

- прямой удар передней рукой, правый прямой на шаге вперед; влево; назад защита подставкой правой ладони, контратака прямым левой (то же с другой ноги);

- условный бой с учебными задачами;

- учебные бои с технико-тактической направленностью;

- учебные бои с технической направленностью;

- уклон под правую (левую) руку;

- нырок под правую (левую) руку;

- боковой удар правой (левой) ногой в голову;

- защитные действия от ударов ногами по различным уровням;

- беговые упражнения и др. [5, 8].

Для успешного проведения нападения и обороны при обучении подготовительным действиям у сотрудников полиции формируются умения создавать благоприятные условия. Обучение нападению способствует обеспечению победы над противником. Умения отражения нападения со стороны антиобщественных элементов в сочетании с ответными нападениями на них формируются в процессе обучения навыкам обороны.

Выводы. В заключении отметим, что ценность владения навыками ведения рукопашного боя сотрудниками полиции обусловливается тем, что с их помощью решаются задачи физической и профессиональной подготовленности к успешному задержанию правонарушителей. При подготовке сотрудников полиции к ведению рукопашной схватки с правонарушителем наиболее значимыми физическими качествами, которые необходимо развивать выступают сила, быстрота и выносливость. Достижение высокого уровня указанных физических качеств являются главными предпосылками для успешного проведения технических и тактических приемов и победы над правонарушителем, оказывающим силовое сопротивление сотруднику правопорядка. Поскольку современные требования к физической подготовленности сотрудников полиции с каждым годом требует всё большей интенсификации процессов обучения и тренировки то в процессе обучения им необходимо достичь качественного и быстрого выполнения приема, а для этого вначале необходимо овладеть знаниями правовых основ их применения.

Литература:

1. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 г. № З-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения 22.01.2022).

2. Амелин, С.Г. Влияние рукопашного боя на подготовку сотрудника полиции / С.Г. Амелин, М.П. Меньщиков, Ю.Г. Коноваленко // Вопросы педагогики. - 2019. - № 5-2. - С. 30-32.

3. Исаев, Р.А. Эффективность методики обучения рукопашному бою курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // В сборнике: Лучшая научно-исследовательская работа 2017. Сборник статей XI Международного научно-практического конкурса. - 2017. - С. 294-298.

4. Куликов, М.Л. Рукопашный бой как составная часть профессиональной и физической подготовки сотрудников силовых ведомств России // В книге: Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств. Сборник материалов XIX международной научно-практической конференции. В 2-х томах. - 2017. - С. 143-146.

5. Лопатин, Д.А. Техника рукопашного боя как основа боевых приемов борьбы в обучении сотрудников системы МВД России // Modern Science. - 2019. - № 6-3. - С. 162-165.

6. Плешивцев, А.Ю. Методические аспекты обучения технике боевых приемов борьбы и рукопашного боя сотрудников правоохранительных органов России / А.Ю. Плешивцев, В.В. Крючков // Успехи современной науки и образования. - 2017. - № 10. - С. 87-90.

7. Плешивцев, А.Ю. Рукопашный бой в системе физической подготовки сотрудников ОВД России // В сборнике: Научные достижения и открытия 2018. Сборник статей VI Международного научно-исследовательского конкурса. - 2018. -С. 88-90.

8. Тхагалегов, А.А. Значение рукопашного боя в профессиональной деятельности сотрудников полиции // Журнал прикладных исследований. - 2021. - Т. 1. - № 6. - С. 85-88.

9. Хажироков, В.А. Применение сотрудниками полиции приемов рукопашного боя: правовые основы и роль в профессиональной деятельности / В.А.Хажироков, И.Х. Мешев // Журнал прикладных исследований. - 2021. - Т. 3. - № 6. -С. 263-266.

10. Черкесов, Р.М. Методика скоростно-силовой подготовки рукопашников в условиях применения тренажёрных устройств // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 5. - С. 43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.