ЛИТЕРАТУРА
1. Антонян, Ю.М. Личность преступника / Ю.М. Антонян, В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. - СПб. : Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004. - 366 с.
2. Возгрин, И. А. Курс криминалистики / И. А. Возгрин. - СПб. : Изд-во СПб акад. МВД России, 1998. - 255 с.
3. Криминология : учебное пособие / под ред. Н.М. Кузнецовой. - М. : Зерцало, 1998. - 160 с.
4. Миненок, М.Г. Типология корыстных преступников / М.Г. Миненок // Правоведение. - 1991. - № 1. - С. 91-92.
5. Шереметов, В.В. Противодействие взяточничеству: уголовно-правовой и криминологический аспекты : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Шереметов В.В. - СПб., 2005. - 21 с.
6. Шиханцов, Г.Г. Юридическая психология : учебник для вузов / Г.Г. Шихан-цов. - М. : Зерцало-М, 2002. - 352 с.
REFERENCES
1. Antonian, Y.M., Kudryavtsev, V.N. and Eminov, V.E. (2004), Personality of a criminal, publishing house “Legal Press center”, St.-Petersburg, Russian Federation.
2. Vozgrin, I.A. (1998), Course criminology, publishing house St.-Petersburg Academy of the Russian Interior Ministry, St. Petersburg, Russian Federation.
3. Ed. N.M. Kuznetsova (1998), Criminology. The manual, publishing house Mirror, Moscow, Russian Federation.
4. Minenok, M.G. (1991), “Typology selfish criminals”, Jurisprudence, No. 1, pp. 9192.
5. Sheremetov, V.V. (2005), Countering Bribery: The criminal law and criminological aspects, dissertation, St. Petersburg, Russian Federation.
6. Shihantsov G.G. (2002), Legal psychology. Textbook for high schools, publishing house Mirror-M, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.03.2013.
УДК 796.07
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФСИН РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РУКОПАШНОГО
БОЯ
Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор,
Антон Евгеньевич Эрастов, соискатель,
Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по разработке технологии процесса профессиональной подготовки для личного состава специальных подразделений ФСИН России, с использованием рукопашного боя. Данная технология включает пять взаимосвязанных комплексов. Первый комплекс направлен на обучение и отработку индивидуальных приемов рукопашного боя, в условиях ограниченного пространства; второй - на обучение и отработку приемов самозащиты от вооруженного и невооруженного противника, в условиях ограниченного пространства; третий - на отработку групповых действий по силовому задержанию преступников, в условиях ограниченного пространства; четвертый - на обучение, сочетающее индивидуальные и групповые действия по силовому задержанию преступников на фоне утомления (после преодоления полосы препятствий в сочетании с марш-броском на 3-5 км); пятый - на обучение в условиях специальных
полигонов по силовому задержанию преступников с элементами рукопашного боя и моделирования различных вариантов боевой обстановки (пресечение преступлений и правонарушений на объектах ФСИН России, поиск и захват особо опасных преступников, обеспечение безопасности на специальных мероприятиях, освобождение захваченных осужденными заложников и др.).
Ключевые слова: педагогическая технология; мотивация; профессиональная подготовка; специальные подразделения ФСИН России; учебные центры; рукопашный бой.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p15-21
TECHNOLOGY OF VOCATIONAL TRAINING OF SPECIAL DIVISIONS OF FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH USAGE OF THE HAND-TO-HAND FIGHT
Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Anton Evgenevich Erastov, the competitor,
St.-Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation
The article presents the results of authors' researches on development of technology for the process of vocational training of the staff of special divisions of the Federal Penitentiary Service of Russia with application of the hand-to-hand fight. This technology includes five interconnected complexes. The first complex is directed at training and practicing of individual skills of hand-to-hand fight in the conditions of the limited space; the second - at training and practicing of the individual skills of self-defense from the armed and disarmed opponents in the conditions of the limited space; the third - at practicing of group actions aimed at power detention of the criminals in the conditions of the limited space; the fourth -at the training combining individual and group actions aimed at power detention of the criminals against exhaustion (after obstacles course overcoming in combination with a battle march on 3-5 km); the fifth -at training in conditions of the special ranges aimed at power detention of the criminals with elements of the hand-to-hand fight and modeling of various fighting situations (control and prevention of crimes and offenses at objects of the Federal Penitentiary Service of Russia, search and capture of the especially dangerous criminals, safety on the special events, release of the hostages taken by the condemned, etc.).
Keywords: pedagogical technology, motivation, vocational training, special divisions of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation, training centers, hand-to-hand fight.
В современных условиях наведение правопорядка в исправительно-трудовых учреждениях России является важнейшей задачей, стоящей перед подразделениями специального назначения ФСИН России. На эти подразделения возлагается предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений на объектах ФСИН России, поиск и захват особо опасных преступников, обеспечение безопасности на специальных мероприятиях, освобождение захваченных осужденными заложников, а также охрана высших должностных лиц ведомства.
В своей повседневной деятельности сотрудники специальных подразделений ФСИН России вынуждены вступать в физический контакт с лицами, отбывающими наказания за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Не редко вина таких лиц является доказанной и они, зная об этом, готовы идти на новые, еще более тяжкие преступления с применением холодного или огнестрельного оружия, с целью побега из исправительно-трудовых учреждений. В таких условиях профессиональная деятельность личного состава подразделений специального назначения ФСИН России должна отличаться высокой степенью организованности и собранности [1, 3-4, 8-10, 13, 14, 16, 17].
От уровня профессиональной подготовленности к таким действиям личного состава специальных подразделений ФСИН России, зависит здоровье и жизнь не только самих сотрудников, но и заложников, которые могут удерживаться осужденным преступником, а также лиц, случайно оказавшихся в зоне проведения операции.
В этих условиях важными компонентами успешности выполнения задачи является не только уровень профессиональной подготовленности личного состава подразделений
специального назначения ФСИН России, но и их психологическая устойчивость, а также тактическая выучка.
Недавние события на Северном Кавказе, современная общественно-политическая обстановка в России характеризуются высоким уровнем преступности. В приказе Министра юстиции РФ № 82 от 17 марта 2011 года отмечается необходимость совершенствования методических приемов при отработке вопросов силового задержания преступников в разных условиях, в том числе и в условиях ограниченного пространства исправительнотрудовых учреждений. Кроме того, необходимо уделять повышенное внимание слаженным действиям личного состава подразделений специального назначения ФСИН России, проводящего операции по обезвреживанию осужденных.
Профессиональная деятельность личного состава специальных подразделений ФСИН России характеризуется повышенными требованиями к их профессиональной и морально-психологической подготовленности. Большое значение в профессиональной деятельности личного состава подразделений специального назначения ФСИН России, имеет готовность к ведению рукопашных схваток при задержании правонарушителей.
Специфика профессиональной деятельности личного состава подразделений специального назначения ФСИН России характеризуется умением ориентироваться в быстро меняющейся оперативной обстановке, которая требует высокого уровня психологической подготовленности и самообладания. Одним из действенных средств, необходимых для профессиональной подготовки, формирующим у личного состава подразделений специального назначения ФСИН России уверенность в собственных силах, является рукопашный бой [2, 5, 6, 7, 11, 12, 15]. Опыт профессиональной деятельности личного состава подразделений специального назначения ФСИН России, а также служебно-боевые действия с их участием в Чечне, свидетельствуют о том, что эти возможности используются в недостаточной степени. Недостаточный уровень развития навыков рукопашного боя, профессиональной и психологической подготовленности зачастую приводит к неоправданным потерям личного состава подразделений специального назначения ФСИН России.
Это вызвано отсутствием научно обоснованной технология профессиональной подготовки специальных подразделений ФСИН России с использованием рукопашного боя. Данное обстоятельство требует пересмотра методики проведения занятий по рукопашному бою и другим разделам профессиональной подготовки.
Проведенные предварительные исследования показали, что эффективность процесса профессиональной подготовки личного состава специальных подразделений ФСИН России, главным образом, определяется повышением уровня их подготовленности по рукопашному бою для действий в условиях ограниченного пространства. На развитие этих навыков была ориентирована разработанная нами технология профессиональной подготовки специальных подразделений ФСИН России с использованием рукопашного боя (рис.).
Проверка эффективности, разработанной технологии профессиональной подготовки специальных подразделений ФСИН России с использованием рукопашного боя, осуществлялась в ходе эксперимента. Для его проведения были привлечены два специальных подразделения ФСИН России по 15 человек каждое. Сравнение основных показателей проводилось в течение 2010-2011 учебного года.
Организация педагогического эксперимента включала изучение исходного и конечного уровней профессиональной подготовленности испытуемых; проведение профессиональной подготовки в годичном цикле обучения в учебном центре, а также результаты эффективности профессиональных действий по задержанию преступников.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности, разработанной технологии профессиональной подготовки специальных подразделений ФСИН России, с использованием рукопашного боя.
Средний балл в конце эксперимента по профессиональной подготовке в экспериментальной группе (ЭГ) составил 4,57±0,12, а в контрольной группе (КГ) - 3,71±0,17.
Ком-
плекс
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
Содержание комплекса и направленность тренировки
Решаемые задачи
Обучение в отработке индивидуальных приемов рукопашного боя, в условиях ограниченного пространства Спортивные игры, эстафеты, силовые упражнения, бег до 5 км.
Обучение в отработке приемов самозащиты от вооруженного и невооруженного противника, в условиях ограниченного пространства. Спортивные игры, упражнения на тренажерах, бег до 5 км.
Отработка групповых действий по силовому задержанию преступников, в условиях ограниченного пространства.
Преодоление препятствий, групповые упражнения по отработке профессиональных действий, спортивные игры, упражнения на тренажерах, пробегание отрезков (до 100 м) на высокой скорости.
Обучение, сочетающее индивидуальные и групповые действия по силовому задержанию преступников на фоне утомления (после преодоления полосы препятствий в сочетании с марш-броском на 3-5 км). Спортивные игры, упражнения на тренажерах.
Формирование индивидуальных и групповых навыков по силовому задержанию преступников на фоне утомления. Развитие выносливости, силы и ловкости.
Обучение в условиях специальных полигонов по силовому задержанию преступников с элементами рукопашного боя и моделирования различных вариантов боевой обстановки (пресечение преступлений и правонарушений на объектах ФСИН России, поиск и захват особо опасных преступников, обеспечение безопасности на специальных мероприятиях, освобождение захваченных осужденными заложников).
Продолжи-
тельность
тренировки
Формирование индивидуальных навыков рукопашного боя. Развитие общей и скоростной выносливости, силы.
Формирование навыков самозащиты. Развитие силы, ловкости, общей выносливости
Формирование навыков группового взаимодействия по силовому задержанию преступников. Развитие силы, быстроты, ловкости.
Формирование навыков силового задержания преступников с применением огнестрельного оружия и рукопашного боя. Развитие всех физических качеств, а также психологической устойчивости.
2 месяца
2 месяца
2 месяца
2 месяца
2 месяца
Рис. Технология профессиональной подготовки с элементами рукопашного боя для эффективных действий специальных подразделений ФСИН России
Наиболее существенные отличия у испытуемых ЭГ по сравнению с КГ наблюдались при отработке коллективных действий, с использованием приемов рукопашного боя в условиях ограниченного пространства, а также при освобождении заложников.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости внедрения в практику профессиональной подготовки личного состава специальных подразделений ФСИН России, разработанной технологии профессиональной подготовки, с использованием рукопашного боя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алдошина, Е.А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки членов добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных объектов / Е.А. Алдошина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 3-6.
2. Бакулев, С.Е. Современное тхэквондо как комплексное единоборство / С.Е. Бакулев, А.В. Павленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 6 (28). - С. 15-20.
3. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодёжи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р. А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.
4. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 38-42.
5. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). -С. 30-35.
6. Малазония, И.Г. Поэтапные режимы становления технико-тактического мастерства в комплексных единоборствах на восходящем этапе физкультурно-спортивной деятельности / И.Г. Малазония, В. А. Макаров, В.А. Котко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 8 (78). - С. 124-128.
7. Пардаев, Д.У. Анализ соревновательной деятельности спортсменов - представителей рукопашного боя / Д.У. Пардаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4 (50). - С. 75-78.
8. Сивак, А.Н. Показатели готовности командиров курсантских подразделений, вузов внутренних войск МВД России к самообразованию в сфере физической подготовки и спорта / А.Н. Сивак, О.В. Сыромятников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 143-147.
9. Сивак, А.Н. Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности профессионального развития курсантов вузов внутренних войск МВД России / А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 135-138.
10. Сивак, А.Н. Технология применения средств физической подготовки и спорта для развития позитивных межличностных отношений у курсантов вузов внутренних войск МВД России / А.Н. Сивак, Ю.Ю. Андреев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 133-136.
11. Социально-педагогические аспекты учебно-тренировочного процесса российских тхэквондистов / С.Е. Бакулев, А.В. Павленко, В.А. Чистяков, М.С. Бакулев, Ким Джон Кил // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 18-22.
12. Стародубцев, М. П. Педагогические условия, необходимые для эффективного формирования профессиональной готовности у сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей / М.П. Стародубцев, А.П. Плаксин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 153-156.
13. Титушина, Н.В. Педагогическая технология поэтапного профессионального развития личности студента вуза нефтегазовой отрасли / Н.В. Титушина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 51 (35). - С. 89-93.
14. Чистяков, В.А. Факторная структура психофизической подготовленности выпускника - горноспасателя / В. А. Чистяков, Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 159-163.
15. Щеголев, В.А. Спортивные единоборства и прикладные физические упражнения как средства военно-профессионального воспитания / В.А. Щеголев, Б.Г. Тихонов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 22. - С. 100-105.
16. Эрастов, А.Е. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности подготовки специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков / А.Н. Сивак, А.Е. Эрастов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 2 (84). - С. 124-127.
17. Chistyakov, V.A. Information interaction of the person with an environment / V.A. Chistyakov // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 19. - С. 90-99.
REFERENCES
1. Aldoshina, E.A. (2010), “Pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of members of voluntary fire teams agricultural objects”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 60, No. 2, pp. 3-6.
2. Bakulev, S.E., Pavlenko, A.V. and Chistyakov, V.A. (2007), “Modern taekwondo as an integrated combat”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 28, No.6, pp. 1520.
3. Bolotin, A.E. and Zaitcev (2012), “Pedagogical model of ensuring the physical readiness of graduates of higher education institutions of air defense (Air and space defense) to fighting activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9 pp. 38-42.
4. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2012), “Requirements shown to graduates of higher education institutions of Internal Troops of the Ministry Of Internal affairs of Russia for effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
5. Bolotin, A.E. and Layshev, R.A. (2012), “Model of process of preparation of draft youth to military service”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-31.
6. Malazonija I.G., Makarov, V.A. and, Kotko, V.A. (2011), “Stage-by-stage modes of formation of technique-tactical skills in complex single combats at the ascending stage of sports activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 78, No.8, pp. 124-128.
7. Pardaev D.Y. (2009), “Analysis competitive activity of hand-to-hand fighting sportsmen”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 50, No.4, pp. 75-78.
8. Sivak, A.N. and Syromyatnikov, O.V. (2012), “Indicators of readiness of the cadet’s division’s commanders of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to self-education in the sphere of physical preparation and sports”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 143-147.
9. Sivak, A.N. (2012), “Psychology-pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of professional development of cadets of Internal Troops higher schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83, No. 1, pp. 135-138.
10. Sivak, A.N. and Andreev Y.Y. (2012), “Technology of application of means of physical preparation and sports for development of the positive interpersonal relations among the cadets of higher education institutions of internal troop of the Ministry of Internal Affairs of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No.4, pp. 133-136.
11. Bakulev, S.E., Pavlenko, A.V., Chistyakov, V.A., Bakulev, M.S. and Kim John Kil (2011), “Socially-pedagogical aspects of the educational training process for Russian taekwondo fighters”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 75, No.5, pp. 1822.
12. Starodubtsev, M.P. and Plaksin, A.A. (2012), “Pedagogical conditions necessary for effective formation of professional readiness at employees of law-enforcement bodies to performance of official duties”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4,
pp. 153-15б.
13. Titushina N.V. (2008), “Pedagogical technology of stage-by-stage professional development of the identity of the student of higher education institution oil and gas branch”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 89-93.
14. Chistyakov V.A., Rudenko G.V. (2012), “Factorial structure of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 159-1б3.
15. Shchegolev, V.A. and Tikhonov, B.G. (200б), “Combat sports and applied exercises as a means of military professional training”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 20, pp. 100-105.
16. Erastov A.E. and Sivak, A.N. (2012), “Pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of preparation of special divisions on fight against drug trafficking”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 84, No. 2, pp. 124-127.
17. Chistyakov, V.A. (200б), “Information interaction of the person with an environment”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 19, pp. 90-99.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.01.2013.
УДК 796.922
ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЗИМНИХ ПОЛИТЛОНИСТОВ 9-10 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРВОГО И ВТОРОГО
ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Марина Николаевна Васильева, заместитель директора по учебно-спортивной работе ГБОУ ДОД ДЮСШ «Красная Заря» Выборгского района Санкт-Петербурга, Валерий Вадимович Фарбей, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, (РГПУ им.
А.И. Герцена), Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлен учебный план по зимнему полиатлону для групп начальной подготовки, для спортсменов в возрасте 9-10 лет. На основании исследований авторы обосновали оптимальное соотношение чередования видов многоборья в зимнем полиатлоне и оптимальное соотношение средств физической и технико-тактической подготовки в макроцикле на начальном этапе подготовки. В педагогическом эксперименте участвовали две равнозначные группы мальчиков по 13 человек и две равнозначные группы девочек по 10 человек. Экспериментальная методика, в отличие от стандартной программы, вводит в учебный план занятия по стрелковой подготовке с первого года обучения.
Ключевые слова: учебный план, макроцикл, федеральный стандарт, начальная подготовка. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p21-25
FORMING-UP OF THE TRAINING PROCESS FOR THE WINTER POLITLONISTS AGED 9-10 YEARS AT THE STAGE OF THE INITIAL PREPARATION OF THE FIRST AND SECOND YEAR OF TRAINING
Marina Nikolaevna Vasilyeva, the deputy director for educational and sports work of Child Junior Sports School "RedDawn" of Vyborgsky district of St. Petersburg,
Farbey Valery Vadimovich, the candidate of pedagogical sciences, professor,
The Herzen State Pedagogical University of Russia, St.-Petersburg
Annotation
The curriculum on winter poliathlon for groups of initial preparation, for athletes at the age of 9-10 years has been presented in article. Based on the researches the author proved an optimum ratio of alterna-