Научная статья на тему 'Показатели, характеризующие готовность боевых пловцов к военно-профессиональной деятельности'

Показатели, характеризующие готовность боевых пловцов к военно-профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ / ПОДГОТОВКА БОЕВЫХ ПЛОВЦОВ / ВЫСОКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таймазов Владимир Александрович, Болотин Александр Эдуардович, Цветков Сергей Александрович, Михеев Валерий Евгеньевич

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению показателей, характеризующих готовность боевых пловцов к военно-профессиональной деятельности. В качестве основных показателей, респонденты отметили высокий уровень развития выносливости для плавания под водой, а также хорошо развитые навыки плавного прицеливания и производства выстрела под водой. Респонденты обратили внимание также на важность морально-психологической подготовленности боевых пловцов, а также грамотное использование подводных течений во время стрельбы и передвижения в водной среде. Важное место в готовности боевых пловцов к военно-профессиональной деятельности имеет высокий уровень развития специальной силы и ловкости для действий под водой, а также владение приемами рукопашного боя под водой, с использованием подручных средств. Значимое место занимают правильное дыхание во время выстрела и точное расположение оружия по отношению к цели. Важными показателями готовности к военно-профессиональной деятельности являются умения хорошо развитые навыки ориентироваться под водой и скрытно подходить к намеченной цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таймазов Владимир Александрович, Болотин Александр Эдуардович, Цветков Сергей Александрович, Михеев Валерий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicators characterizing the readiness of fighting swimmers for military and professionally activity

Results of researches of authors on identification of the indicators characterizing readiness of the fighting swimmers for the military professional activity are presented in the article. As the main indicators, respondents noted a high level of development of the endurance for swimming under water, and also well-developed skills of the smooth aiming and production of the shot under water. Respondents paid attention also to importance of the moral and psychological readiness of the fighting swimmers, and also competent use of undercurrents during firing and movement in the water environment. Important place in readiness of the fighting swimmers for the military professional activity is taken by high level of development of the special force and dexterity for the actions under water, and also possession of methods of hand-to-hand fight under water, with use of make-shifts. The significant place is taken by the correct breath during the shot and exact arrangement of the weapon in relation to the purpose. Important indicators of readiness for military professional activity are abilities, well developed skills to be guided under water and are reserved to approach the planned purpose.

Текст научной работы на тему «Показатели, характеризующие готовность боевых пловцов к военно-профессиональной деятельности»

Нарушения в неспецифическом звене иммунной системы подавляющего большинства обследованных спортсменов в периоды напряженной тренировочно-соревновательной деятельности являются логичными, т.к. именно это ее звено является первой линией защиты организма. В связи с этим, необходимо использование иммуностимуляторов в лечебных дозах у спортсменов с тендовагинитами. Контактная информация: sloukhai@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2014.

УДК 796.011

ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ГОТОВНОСТЬ БОЕВЫХ ПЛОВЦОВ К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург);

Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет; Сергей Александрович Цветков, доктор экономических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Валерий Евгеньевич Михеев, кандидат юридических наук, Государственная полярная академия, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению показателей, характеризующих готовность боевых пловцов к военно-профессиональной деятельности. В качестве основных показателей, респонденты отметили высокий уровень развития выносливости для плавания под водой, а также хорошо развитые навыки плавного прицеливания и производства выстрела под водой. Респонденты обратили внимание также на важность морально-психологической подготовленности боевых пловцов, а также грамотное использование подводных течений во время стрельбы и передвижения в водной среде. Важное место в готовности боевых пловцов к военно-профессиональной деятельности имеет высокий уровень развития специальной силы и ловкости для действий под водой, а также владение приемами рукопашного боя под водой, с использованием подручных средств. Значимое место занимают правильное дыхание во время выстрела и точное расположение оружия по отношению к цели. Важными показателями готовности к военно-профессиональной деятельности являются умения хорошо развитые навыки ориентироваться под водой и скрытно подходить к намеченной цели.

Ключевые слова: показатели готовности; подготовка боевых пловцов; высокая эффективность военно-профессиональной деятельности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p169-172

INDICATORS CHARACTERIZING THE READINESS OF FIGHTING SWIMMERS FOR MILITARY AND PROFESSIONALLY ACTIVITY

Vladimir Aleksandrovich Taymazov, the doctor of pedagogical sciences, professor, rector, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State Polytechnic University; Sergey Aleksandrovich Tsvetkov, the doctor of economical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Valery Evgenyevich Mikheyev, the candidate of jurisprudence, State

Polar Academy, St. Petersburg

Annotation

Results of researches of authors on identification of the indicators characterizing readiness of the fighting swimmers for the military professional activity are presented in the article. As the main indicators,

respondents noted a high level of development of the endurance for swimming under water, and also well-developed skills of the smooth aiming and production of the shot under water. Respondents paid attention also to importance of the moral and psychological readiness of the fighting swimmers, and also competent use of undercurrents during firing and movement in the water environment. Important place in readiness of the fighting swimmers for the military professional activity is taken by high level of development of the special force and dexterity for the actions under water, and also possession of methods of hand-to-hand fight under water, with use of make-shifts. The significant place is taken by the correct breath during the shot and exact arrangement of the weapon in relation to the purpose. Important indicators of readiness for military professional activity are abilities, well developed skills to be guided under water and are reserved to approach the planned purpose.

Keywords: readiness indicators, training of fighting swimmers, high efficiency of military professional activity.

В современных условиях значительно возросли требования к уровню готовности боевых пловцов к эффективной военно-профессиональной деятельности. Специфика военно-профессиональной деятельности боевых пловцов требует от них проявления специального мастерства по различным показателям готовности на самом высоком уровне. [3, 7]. Поэтому чрезвычайно важно знать показатели, характеризующие готовность боевых пловцов к эффективной военно-профессиональной деятельности. Имеющиеся научные данные свидетельствует, что при формировании готовности боевых пловцов к эффективной военно-профессиональной деятельности большое внимание должно уделяться комплексному применению средств технической, специальной, морально-психологической и физической подготовки [3].

Вместе с тем, практика показывает, что не все боевые пловцы обладают высокой степенью готовности к эффективной военно-профессиональной деятельности. [3, 7]. Многие боевые пловцы испытывают большие трудности при перенесении морально-психологических и физических нагрузок во время военно-профессиональной деятельности. Это негативно сказывается на меткости стрельбы под водой [3, 7]. Недостаточный уровень готовности к эффективной военно-профессиональной деятельности боевых пловцов требует новых подходов к организации учебно-тренировочной работы с ними. Данная проблема не нашла серьезного научного обоснования в методической литературе [1-7]. До настоящего времени не раскрыт механизм комплексного использования дидактических средств, форм и методов технической, специальной, морально-психологической и физической подготовки боевых пловцов к эффективной военно-профессиональной деятельности. Не исследованы и не определены показатели, характеризующие готовность боевых пловцов к эффективной военно-профессиональной деятельности. Таким образом, проведенный анализ проблемы позволил выделить следующие противоречия:

- между высокими требованиями, предъявляемыми к боевым пловцам и недостаточным научным обоснованием комплексного использования средств технической, специальной, морально-психологической и физической подготовки, с учетом показателей, характеризующих их готовность к военно-профессиональной деятельности;

- между необходимостью повышения готовности боевых пловцов к эффективной военно-профессиональной деятельности и недостаточным теоретическим обоснованием показателей, характеризующих их готовность к такой деятельности;

- между большими возможностями комплексного использования средств технической, специальной, морально-психологической и физической подготовки для формирования готовности боевых пловцов к эффективной военно-профессиональной деятельности и слабым эффектом их использования из-за недостаточного обоснования показателей, характеризующих их готовность к такой деятельности. Цель исследования - обосновать показатели, характеризующие готовность боевых пловцов к эффективной военно-профессиональной деятельности.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Современные условия военно-профессиональной деятельности предъявляют повышенные требования к уровню готовности боевых пловцов. Боевые пловцы во время военно-профессиональной деятельности, испытывают большие физические и морально-психологические нагрузки. Все это не лучшим образом сказывается на качестве их военно-профессиональной деятельности. [3].

Перед специалистами возникла необходимость повышения эффективности процесса подготовки боевых пловцов, к военно-профессиональной деятельности. При этом особое значение приобретают мероприятия, направленные на научное обеспечение тренировочного процесса и достижение оптимального физического состояния боевых пловцов. [1, 2]. Улучшение качества подготовки боевых пловцов предполагает также мероприятия по поддержанию их функциональных систем организма в оптимальном состоянии. Решение этих задач тесно связано с выявлением показателей готовности боевых пловцов к военно-профессиональной деятельности. Для выявления этих показателей проводился корреляционный анализ отдельных показателей готовности боевых пловцов и результатов эффективности их военно-профессиональной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе проведенного исследования была определена ранговая структура показателей готовности боевых пловцов к военно-профессиональной деятельности. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Анализ корреляционной связи эффективности военно-профессиональной

деятельности боевых пловцов в зависимости от показателей готовности к ней

Ранговое место Показатели готовности Эффективность деятельности

1 Высокий уровень развития выносливости для плавания под водой +0,72

2 Хорошо развитые навыки плавного прицеливания и производства выстрела под водой +0,69

3 Морально-психологическая подготовленность боевых пловцов +0,67

4 Грамотное использование подводных течений во время стрельбы и передвижения в водной среде +0,59

5 Высокий уровень развития специальной силы и ловкости для действий под водой +0,48

6 Владение приемами рукопашного боя под водой, с использованием подручных средств +0,41

7 Правильное дыхание во время выстрела и точное расположение оружия по отношению к цели +0,37

8 Умение хорошо ориентироваться под водой и скрытно подходить к намеченной цели +0,34

В качестве основных показателей, респонденты отметили высокий уровень развития выносливости для плавания под водой, а также хорошо развитые навыки плавного прицеливания и производства выстрела под водой. Респонденты обратили внимание также на важность морально-психологической подготовленности боевых пловцов, а также грамотное использование подводных течений во время стрельбы и передвижения в водной среде. Важное место в готовности боевых пловцов к военно-профессиональной деятельности имеет высокий уровень развития специальной силы и ловкости для действий под водой, а также владение приемами рукопашного боя под водой, с использованием подручных средств. Значимое место занимают правильное дыхание во время выстрела и точное расположение оружия по отношению к цели. Важными показателями готовности к военно-профессиональной деятельности являются умения хорошо развитые навыки ориентироваться под водой и скрытно подходить к намеченной цели.

Выводы. Проведенное исследование свидетельствует, что выявленные показатели готовности боевых пловцов к военно-профессиональной деятельности позволяют более

точно определить направленность педагогических воздействий в процессе их боевой подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.

2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 38-42.

3. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие высокую эффективность подготовки боевых пловцов / А.Э. Болотин, С.А. Цветков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 11 (117). - С. 12-15.

4. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.

5. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие физическую готовность личного состава горноспасательных подразделений / А.Э. Болотин, Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 27-31.

6. Новосельцев, О.В. Факторы, определяющие высокую эффективность обучения студентов плаванию брассом / О. В. Новосельцев, А. Э. Болотин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 112-115.

7. Спортивное и военно-прикладное плавание : учебник / под ред. проф. О.В. Новосельцева ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2014. - 601 с.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and A.N. Sivak, A.N. (2012), "Requirements imposed to university graduates of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.

2. Bolotin, A.E. and Zaytsev, O. S. (2012), "Pedagogical model of ensuring physical readiness of university graduates of air defense (VKO) to fighting activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 38-42.

3. Bolotin, A.E. and Tsvetkov, S.A. (2014), "The factors defining high learning efficiency of the fighting swimmers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 12-15.

4. Bolotin, A.E. and Chistyakov V.A. (2013), "Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.

5. Bolotin, A.E. and Rudenko G. V. (2013), "The factors defining physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, No. 11, pp. 27-31.

6. Novoseltsev, O.V. and Bolotin, A.E. (2013), "The factors determining high learning efficiency of students to swimming by a breast stroke", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 112-115.

7. Ed. Novoseltsev, О^. (2014), Sports and military and applied swimming, publishing house "VIFK", St. Petersburg.

Контактная информация: a_sdd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.01.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.