Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА ЭСТРАДЫ'

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА ЭСТРАДЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
149
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функции / творчество / музыкант / искусство эстрады / вокальное исполнительство / functions / creativity / musician / variety art / vocal performance / функциялар / шығармашылық / музыкант / эстрада өнері / вокалдық-орындаушылық

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Джердималиева Р.Р., Смагулова З.Т.

В исследовании рассмотрены теоретические аспекты функционального анализа творческой природы вокально-исполнительского искусства эстрады. Изучение данной проблемы непосредственно связывалось с ведущими положениями различных областей научного знания: философии, социологии, культурологии, эстетики, музыкознания, теории музыкального исполнительства, психологии творчества, музыкального образования. Функционирование творческого процесса вокально-эстрадного исполнительства получает свою реализацию в художественном самовыражении со стороны таких специфических функций, как: познавательная, ценностно-ориентационная, творчески-преобразовательная, коммуникативная при условии достаточно широкого варьирования между ними. Познавательная функция вокалиста эстрады представляет собой целенаправленное, дифференцированное отражение музыкальной действительности, являясь стимулом для творческого осмысления познанных свойств художественных ресурсов произведения. Ценностно-ориентационная функция выступает своеобразным регулятором переработки познанных свойств вокально-эстрадного исполнительства в процессе творчества. Творчески-преобразовательная функция неразрывно связана с познанием и оценкой, представляя собой прочный фундамент для реализации творческого потенциала исполнителя вокально-эстрадного искусства. Коммуникативная функция направлена к объекту-аудитории, становясь средством общения между людьми, благодаря творческому исполнительству вокалиста эстрады. Представленные функции творческой природы вокально-эстрадного искусства определяют многоаспектность содержания деятельности музыканта-исполнителя и разнообразие форм ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL ANALYSIS OF THE CREATIVE NATURE OF VOCAL AND PERFORMING VARIETY ARTS

The research considers theoretical aspects of the functional analysis of the creative nature of the vocal and performance art of pop vocal. The study of this problem was directly associated with the leading positions of various areas of scientific knowledge: philosophy, sociology, cultural studies, aesthetics, musicology, theory of musical performance, psychology of art, and musical education. The functioning of the creative process of vocal pop performance is artistically self-expressed through such specific functions as: cognitive, value-oriented, creative and transformative, and communicative, provided there is a fairly wide variation between them. The educational function of pop vocalist is a purposeful, differentiated reflection of musical reality and also a stimulus for creative thinking on the cognized properties of the artistic resources of the work. The valueoriented function acts as a kind of regulator of processing of the known properties of vocal variety performance in the creative process. Creative-transforming function is inextricably linked with knowledge and assessment, and also represents a solid foundation for the realization of the creative potential of the performer of vocal pop art. The communicative function is directed to the object of audience, becoming a means of communication between people due to the creative performance of pop singer. The presented functions of the creative nature of vocal variety art determine the multidimensionality of the content of the performing musician’s activities and the variety of its implementation.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА ЭСТРАДЫ»

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ

АНАЛИЗ

ТВОРЧЕСКОЙ

ПРИРОДЫ

ВОКАЛЬНО-

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО

ИСКУССТВА

ЭСТРАДЫ

ш

(сл <

МРНТИ 18.15.65

Р.Р. Джердималиева 1 ,З.Т. Смагулова 1

1,1 Казахская национальная академия искусств им.Т.К. Жургенова (Алматы, Казахстан)

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА ЭСТРАДЫ

Аннотация

В исследовании рассмотрены теоретические аспекты функционального анализа творческой природы вокально-исполнительского искусства эстрады. Изучение данной проблемы непосредственно связывалось с ведущими положениями различных областей научного знания: философии, социологии, культурологии, эстетики, музыкознания, теории музыкального исполнительства, психологии творчества, музыкального образования. Функционирование творческого процесса вокально-эстрадного исполнительства получает свою реализацию в художественном самовыражении со стороны таких специфических функций, как: познавательная, ценностно-ориентационная, творчески-преобразовательная, коммуникативная при условии достаточно широкого варьирования между ними. Познавательная функция вокалиста эстрады представляет собой целенаправленное, дифференцированное отражение музыкальной действительности, являясь стимулом для творческого осмысления познанных свойств художественных ресурсов произведения. Ценностно-ориентационная функция выступает своеобразным регулятором переработки познанных

свойств вокально-эстрадного исполнительства в процессе творчества. Творчески-преобразовательная функция неразрывно связана с познанием и оценкой, представляя собой прочный фундамент для реализации творческого потенциала исполнителя вокально-эстрадного искусства. Коммуникативная функция направлена к объекту-аудитории, становясь средством общения между людьми, благодаря творческому исполнительству вокалиста эстрады. Представленные функции творческой природы вокально-эстрадного искусства определяют многоаспектность содержания деятельности музыканта-исполнителя и разнообразие форм ее реализации.

Ключевые слова: функции, творчество, музыкант, искусство эстрады, вокальное исполнительство.

Введение

Творческая природа вокально-эстрадного исполнительства, определяясь уровнем профессиональной подготовки музыканта, выступает поистине сложным и многоаспектным образованием, до сих пор оставаясь неразработанной областью научного знания. К ней обращались представители немецкой классики - Кант, Гегель, Фейербах, Шеллинг и другие ученые, обозначая ее сущность как духовно-практическую «самодеятельность», где основными характеристиками являются целесообразность, свобода, универсальность, целостность, органическая связь с развитием личности. К творчеству примыкают исследования философов Н. А. Бердяева, В. В. Розанова, О. П. Флоренского, В. В. Налимова и др.; музыковедов В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, В. Цуккермана,

B. Кандинского и др.; психологов А.

C. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Я. А. Пономарева, Б. М. Теплова, Д. Б. Богоявленской, А. А. Мелик-Пашаева и др.; музыкантов-педагогов В. Г. Ражникова, В. Ю. Григорьева, Г. Г. Нейгауза, Г. М. Цыпина и др.

Стремление «управлять собой», максимально реализовать

свой творческий потенциал на пути восхождения к вершинам исполнительского мастерства, обрести собственное чувственно-эмоциональное освоение окружающей действительности, характеризует музыканта-вокалиста эстрадного-искусства, содержащего в себе широкий круг творческих проявлений от создания нового в качестве результата до процесса поиска эффективных решений. Вокально-исполнительское искусство эстрады немыслимо без способности находить наиболее целесообразные решения, видеть целостность в том, что преобразуется и в том, что получается в результате преобразования, не существует без образного мышления, интуиции, без определенного эмоционального настроя. Иными словами, в исполнительском искусстве вообще, вокалиста эстрады, в частности отмечаются особые условия функционирования творческих процессов. «Воспроизводящее» творчество находится как бы между первичным творчеством автора художественной идеи и вторичным творчеством исполнителя. В частности, П. И. Чайковский называет высшей целью исполнителя «верную интерпретацию общей идеи исполняемого» [1, с. 14]

Каковы же внутренние источники творчества, побуждающие Художника творить? По заключению исследователей ХХ века, цель непрерывного творчества всего живого является энерговыйгрыш, а сущность-опосредование механизма психофизиологической и психологической жизнедеятельности человека. Нахождение нового опосредования в переживаниях художника-есть момент творчества, индивидуального акта творческого сознания. Как правило,значительную роль в творчестве играет предвидение, выдвижение и проверка гипотез, догадка, интуиция, предвосхищение будущего, эмоциональное ожидание творческих решений той или иной проблемы. Вопросы интуиции с точки зрения ее влияния на творчество, выявление условий, обеспечивающих работу воображения, поиска механизма совершенствования исследовательского процесса занимали внимание Н. М. Амосова [2], В. Ф. Асмус [3], Я.А. Пономарева [4] и др.

Отечественное научное знание рассматривает исполнительство как творческий процесс с учетом того, что каждый музыкант, включая вокалиста эстрады,- есть неповторимая творческая природа, обладающая свойственными только ей вокальными, психическими, физическими особенностями. Отсюда - разнообразие приемов, методов в подготовке специалиста, основанного на постоянном совершенствовании, требующего непрерывности и равномерной интенсивности обучения, предельно возможной для каждого исполнителя. Не следует забывать о том, что гибкость голоса нужно все время развивать и поддерживать, так как его подвижность сама не приходит, а

достигается в систематической работе, на что обращает внимание А. Г. Рубинштейн: «Один день не играю-я замечаю, два дня не играю- замечают друзья, три дня не играю- замечают все слушатели» [5, с. 71].

Логика развития искусствоведческой науки привела к утверждению о том, что любой объект исследования, в нашем случае- творческая природа вокально-эстрадного исполнительства специалиста-музыканта может быть рассмотрена с помощью понятия -«функция» как феномена проявлений личности в процессе решения профессиональных задач. Причем, согласно положениям о функциях искусства в трудах исследователей по эстетике (Ю. Б. Борев, Е. С. Громов,

A. Я. Зись, М. С. Каган, Н. Л. Столович и др.), музыка несет все социальные функции, которые установлены эстетической наукой по отношению

к искусству как общественному институту: коммуникативную, отражения действительности, этическую, катарсическую, гедонистическую, эстетическую, каноническую, эвристическую и познавательно-просветительскую.

Выявление необходимых и достаточных для осуществления целостности функции искусства, М. С. Каган считает возможным, если подойти к искусству как к части некой метасистемы, то есть извне, из среды, в которую оно вписано. Такой средой для искусства, по утверждению исследователя, является человеческая личность, как связующее звено между философией и искусством (А.

B. Новиков). В частности, цитируя М. Чехова, Андрей Миронов отмечает: «Есть секрет, который, к сожалению, не все актеры знают. Он заключается в том,

что публика всегда сознательно или бессознательно, за образом, созданным актером, видит того человека, который создал этот образ, оценивает его. И от того, приняла или не приняла она этого человека зависит возможность возникновения и самого характера связи между артистом и публикой... Вот почему актер будущего, постигнув этот секрет, станет работать не только над полученной ролью, но начнет развивать себя как личность, ибо его человеческие свойства и свойства излучения являются определяющими для каждой роли на протяжении всей его жизни» ... [6, с. 74]

Методы

Развитие творческой природы исполнителя вокально-эстрадной музыки, являясь обязательным и необходимым компонентом его сценической подготовки, закладывает в нем практический фундамент к самостоятельной исполнительской деятельности (развитие слуха, «пение с листа», разучивание музыкальных произведений, аккомпанемент себе, умение транспонировать музыку в удобную тональность и др.). Для совершенствования технических навыков в исполнительской практике целесообразны следующие методы работы: систематическое исполнение гамм, арпеджио, различных упражнений, вокализов и др., не превращая их в бессмысленное повторение, так как данный процесс не приносит пользы и может лишь вызвать у вокалиста эстрады отсутствие творческого состояния во время исполнения. Творческий процесс получает свою реализацию в художественном самовыражении и использовании метода музыкального моделирования, главное достоинство которого -

многократное усвоение материала как-бы «изнутри», целостно: со временем приобретается опыт конструирования новых моделей по аналогии с изученным, активизируя творческий подход в работе. Причем система моделей обладает прагматическими, прогностическими и эвристическими функциями.

В соответствии с прагматической функцией все модели связаны между собой единым музыкальным материалом, который варьируется и предстает каждый раз новой гранью. В прогностической функции все модели выступают в качестве образца по исходным характеристикам изучаемого материала, становясь стержневой, способствуя осуществлению принципов систематичности и последовательности, доступности и прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода, активности и сознательности исполнителя. В свою очередь, эвристическая функция наиболее ярко проявляется в интенсификации развития творческих задатков вокалиста эстрады, создавая реальные предпосылки для комплексного подхода в организации творческого процесса:

- выработке сознательного отношения к вокально-исполнительскому искусству;

- овладении рациональными приемами в работе с произведениями;

- освоении разностороннего репертуара;

- развитии художественно-образного восприятия музыки;

- освоении различных видов исполнительской техники;

- формировании музыкально-слуховых представлений;

- овладении самостоятельностью действий.

Среди общих функций музыкального

исполнительства преимущественное значение приобретают:

- мотивационная, выраженная в потребности осуществлять и формулировать более частые, конкретные и, наоборот, более общие выводы, заново «открывать» для себя известные положения и вновь обнаруживать известные истины, убеждаться в достоверности своих суждений;

- синтезирующая, способствующая обретению обобщающих навыков в становлении личностной позиции и выявлении общих способностей, связей, закономерностей;

- логическая, вырабатывая способность к мыслительным операциям в ходе анализа музыкально-исполнительских проблем, разрешению тех или иных противоречий, уточнению разных мнений и точек зрения.

Результаты.

Морфологический анализ творческого вокально-эстрадного исполнительства, направленный на художественно-образное отражение окружающей действительности и воплощение ее в произведениях искусства, характеризуется такими ведущими функциями музыкального искусства, как: познавательной, ценностно-ориентационной, творчески-преобразовательной и коммуникативной, слияние которых, по мнению М. С. Каган, выступает определяющей особенностью творчества в музыкальном исполнительстве с точки зрения ее структуры, создавая «весьма широкое варьирование отношений» между ними [7, с. 123].

В реализации познавательной функции вокалиста эстрады огромное

значение имеет объект окружающей действительности. Отражая ее в произведении искусства, исполнитель с максимально возможной полнотой и глубиной стремится воссоздать ее важнейшие особенности, где психическую основу данного процесса составляют предметные ассоциации, связывающие те или иные явления, независимые от субъекта и его к ним отношения. Следовательно, познавательная функция музыкального искусства предполагает такую взаимосвязь объекта с субъектом, при которой ведущая роль принадлежит объекту как к источнику познания, а творческие возможности субъекта направлены на адекватное отражение этого источника [8].

Материалистическое понимание познавательной функции человеческого сознания дает возможность глубже проникнуть в сущность творящего исполнителя вокально-эстрадной музыки. Характерно, что в современных исследованиях философов и эстетиков (М. Каган, З. Оруджев и др.) данной функции уделяется большое внимание. В частности, З. Оруджев считает, что идеальное познание, будучи являясь свойством материального, отражает все свойства материи, в том числе и самого себя [9, с. 309]. Вместе с тем, познание музыкальной действительности в сознании исполнителя-вокалиста эстрады - это основа реализации его творческого потенциала и «заготовка» для будущего произведения искусства, так как «субъект не создает и не может создать художественного сочинения независимо от объекта даже в тех случаях, когда он и познает «только» себя, являясь совокупностью общественных отношений.

Необходимо подчеркнуть, что важнейшим стимулом для вокалиста эстрадного искусства является направленность продуктов его творчества на восприятие общественного потребителя художественных ценностей. В реализации познавательной функции музыкального исполнительства это выражается в том, что познавая объект, он отражает его в произведении так, чтобы познанное им самим стало доступным познанию других людей. Музыкант-исполнитель потому и становится художником, что видит и воспроизводит свое образное познание мира не только как познавательную ценность, но и так, чтобы структура образов стала настройкой для зрителей или слушателей.

Таким образом, процесс творческого познания вокально-эстрадного исполнительства представляет собой целенаправленное, дифференцированное отражение характерных свойств объекта с установкой на такое его преобразование, которое соответствует социальным условиям восприятия музыкального искусства, где мера объективности (в данном случае-познавательной адекватности) в отражении действительности не может исчерпать художественных ресурсов произведения, скорее являясь стимулом для творческой переработки познанных свойств отраженного объекта, в процессе которого наряду с познавательными факторами вступают в действие другие, не менее важные факторы, обуславливающие соответственно и другие функции искусства. Так, одной из основных выступает ценностно-ориентационная функция, которая служит своеобразным

регулятором переработки познанных свойств вокально-эстрадного исполнительства в процессе творчества и тесно связана с воспитательной, а иногда даже отождествляется с ней, осуществляя воздействие музыкального искусства, призванного правильно и глубоко оценивать то или иное произведение с точки зрения достоинств его содержания и формы, мастерства и т.д., что вполне правомерно, когда речь идет об общественном его функционировании, о творческом процессе, субъектом которого является вокалист эстрады.

Ценностно-ориентационная функция находится в тесной связи с познавательной, в творческом процессе, то есть от зарождения замысла музыкального произведения исполнитель так или иначе руководствуется необходимыми оценочными критериями в выборе определенного объекта отражения, в вычленении тех его содержательных особенностей, структура которых отвечает актуальным общественно-эстетическим запросам и индивидуальным потребностям творческого исполнительства

Вследствие этого творческая инициатива исполнителя музыкального искусства имеет ярко выраженное социальное призвание- отразить действительность так, чтобы она, не утратив своей «реальности», стимулировала его мысль и чувства к оценке- как красоты и совершенства, так и, ущербности и убогости окружающих явлений. Воздействие музыкального искусства будет тем сильнее и эффективнее, чем выразительнее воплощена в нем оценка музыканта-исполнителя, определяющая творческий характер в приобщении слушателей-

зрителей к тем или иным социальным идеалам общественного сознания [10, с. 236].

Творчески-преобразовательная функция неразрывно связана с познанием и оценкой, представляющими собой прочный фундамент для реализации специфического творческого потенциала вокально-эстрадного исполнителя, который имеет синтетический объективно-субъективный характер, поскольку объективный характер познанной реальности сочетается в нем с субъективной оценкой познанных данностей и явлений, на основе чего становится возможным яркое проявление его музыкально-творческого исполнительства. Данная функция проявляется в том, что композиторское произведение помимо точной передачи музыкально-текстовой ткани получает своеобразное художественное преломление в сознании исполнителя, а затем- в звуковом воплощении. Поэтому в результате борьбы противоречий в вокально-эстрадном исполнительстве появляется единое по стилю, монолитное по форме, высокопрофессионального по использованию художественно-выразительных приемов звучащее произведение, в котором запечатлено и собственно творческое начало, отражающее индивидуальность автора музыки, качество исполнения артиста.

Концентрация творческих сил вокалиста музыкальной эстрады регулируется его специфическими художественными способностями и задатками, позволяющими реализовать процесс исполнительства в определенных формах сценической деятельности, где художественно-образное мышление представляет собой универсальную способность,

свойственную творчеству как специфической разновидности человеческой деятельности.

Коммуникативная функция более, чем все другие, направлена за пределы звена «объект-субъект», к новому объекту-аудитории, для которой создаются художественные ценности, когда творчество вокально-эстрадного исполнителя связывает его со зрителями-слушателями в стремлении быть понятным, где субъективная творческая активность всегда детерминируется объективными требованиями «общительности» художественных произведений. Вследствие своего коммуникативного характера творческое исполнительство становится средством общения между людьми, ибо язык искусства в большей или меньшей мере понятен всем, благодаря обобщенности его образов, общезначимым идеям, которые оно выражает, а также возвышенной символике и эстетической характерности его содержания и формы. Эту особенность подчеркивает

B. В. Медушевский: «...Искусство стремится найти общезначимые точки соприкосновения с массовой аудиторией, опереться на них и, притянув к себе, подобно магниту, повести за собой к вершинам человеческого духа» [11, с. 25].

Дискуссия

Характеризуя исполнительскую деятельность субъекта-музыканта, М.

C. Каган со своей стороны определяет ряд направлений реализации творческого потенциала личности. В частности, гносеологический потенциал включает количество информации о внешнем мире; аксиологический -реализуется в системе ценностных

ориентаций; творческий - определяется способностью субъекта к активной преобразовательной деятельности; коммуникативный - мерой и формами социального общения личности; художественный - выявляется специфическими потребностями субъекта и способностями к их удовлетворению. Представляется целесообразным, в музыкальном исполнительстве вокалиста-эстрады, не разделять творческий и художественный потенциалы,поскольку они в процессе исполнительского творчества синтезируются в специфическую способность, обуславливая творчество субъекта не только его индивидуальными художественно-эстетическими возможностями, но и духовными потребностями современной социальной музыкальной действительности. Поэтому в достижении творческого потенциала исполнителя вокально-эстрадной музыки проявляются его специфические созидательные способности, которые направлены на образное отражение существующей «картины» мира.

Несомненно, сценическое воплощение вокального произведения в передаче художественного замысла его характера и содержания, связано с проживанием и переживанием исполнительского образа в действии, заключая в себе творческие возможности для индивидуальных проявлений, в процессе которых артист-вокалист эстрады включает в работу весь музыкальный и жизненный опыт, определяя свои творческие подходы к познанию искусства, а через него- окружающей действительности, тем самым утверждая себя как «индивидуальность». Функция творчества, имея преимущественное значение среди других функций,

выступает с точки зрения Б. В. Асафьева, Н. Бердяева, Л. С. Выготского, Б. А. Яворского и других искусствоведов как основополагающая в восприятии музыки. Эту особенность подчеркивает Е. В. Назайкинский: «На наш взгляд, музыкальное восприятие современного и будущего слушателя должно больше развиваться как разновидность творчества. Уже сейчас функция творчества может стать одной из центральных в функциональном комплексе восприятия и уподобиться функции интерпретации» [12, с. 103].

Первоначальная стадия исполнительского творчества вокалиста музыкальной эстрады- проникновение в специфическую природу замысла автора произведения, его художественную концепцию, идею, придающих конкретно идейно-эстетическое содержание. По наблюдениям С. Скребкова: «.именно в творческом замысле концентрируется все элементы музыкального искусства, художественно отображается действительность., в нем находят живой отклик запросы исполнительской практики своего времени и интерес слушательской аудитории» [13, с. 45]. Последующая функция творчества-воплощение в реализации замысла, вступающего в стадию «инкубации» (Т. Рибо), одна из основных проблем процесса творчества, где важен выбор средств исполнительства, включающих воображение, память, образные ассоциации и т.д. В частности, Б. В. Асафьев утверждает: «Из созерцаний мира музыкант выносит все как звучащее, и, черпая из полотна явлений ему желанное, претворяет это желанное в стройные процессы- состояния звучаний. Он «озвучивает» мир или заполняет безмолвие звучанием, ибо процесс музыкального творчества- есть

процесс творения звучащего мира» [3, с. 74].

Следовательно, мнение разных ученых свидетельствует о том, что феномен творческой природы исполнительства имеет сложную структуру, исходя из индивидуально-личностных особенностей человека, в сознании которого возникает так называемое видение художника, фиксируются образы-представления, события, размышления и волнения, в результате чего рождается высшая доминанта творчества исполнителя - вдохновение. А это, как правило, наиболее характерно для профессиональной деятельности вокалиста музыкальной эстрады.

Заключение

Итак, представленные функции творческой природы вокально-исполнительского искусства эстрады, определяют многоаспектность содержания деятельности музыканта и разнообразие форм ее реализации. Функции внешней направленности связаны с достижением личностных потребностей в творческом становлении специалиста, а функции внутренней направленности отражают ценностный потенциал в преобразовании личностных качеств вокалиста эстрады. Раскрывая сущность творческого процесса как художественного явления, мы сталкиваемся с диалектическим взаимодействием в нем двух различных моментов: с одной стороны, создание музыкального произведения - сугубо творческий индивидуальный процесс, а с другой, - психология исполнительского творчества подчиняется действию объективных факторов, отражающих деятельность каждого артиста и находящих свое выражение в

закономерной стадийности творческого акта.

Существование и активное творчество исполнителя вокально-эстрадной музыки является объективно-необходимым как в отношении к исполняемому произведению, так и в отношении к слушателю-зрителю. Поэтому и практика исполнительства, имеющая в данном случае ярко выраженный эстетический смысл, может рассматриваться двояко: во-первых, как индивидуально-творческая музыканта, деятельность которого направлена на освоение и воспроизведение сочинения - объекта, и во-вторых, как творчество, направленное на воспроизведение публики. Причем проникновение в авторский текст в определенном смысле - исследовательская работа, в которой активно взаимодействуют интеллектуальная и творческая интуиция, в контексте которой создание оригинального исполнительского решения требует от вокалиста эстрады целостного представления своей позиции, базируемой на доскональном знании материала, понимании и ощущении формы и образного строя произведения.

Воссоздавая в своем истолковании музыки ее авторское содержание, исполнитель эстрадного искусства часто пересоздает его, то есть переосмысливает в соответствии со своим мировоззрением, эстетическим идеалом, личностным опытом и т.д. Привнося в исполнение свою индивидуальность, он тем самым видоизменяет авторский замысел, создавая в интерпретации художественно-творческий акт.

Следует иметь в виду, что слушатель-зритель способен понять и пережить содержание музыки, преподнесенные

исполнителем-вокалистом только в том случае, если поток звучащего произведения он воспринимает не как хаотичный, а как организованный и осмысленный, в котором ощущается взаимосвязь и взаимозависимость элементов музыкального языка. Ищущий специалист-вокалист эстрадного искусства должен стремиться к максимальному расширению своего творческого исполнительского потенциала, готовый переступить за рамки устоявшихся стереотипов. В этом смысле аксиология, которая

в буквальном переводе означает «наука о ценностях» применительно к музыкальному исполнительству может быть обозначена как теория ориентации личности в мире художественных ценностей, где он, вступая в живое взаимодействие с изучаемым произведением, создает иное пространство окружающей действительности, где как нигде действует закон «взаимообратимость прошлого и будущего», чтобы понять причинные связи во всех явлениях жизни искусства.

Список использованной литературы:

1. Чайковский П. И. О композиторском творчестве и мастерстве. - М.: Музыка, 1964. - 272 с.

2. Амосов Н. М. Моделирование мышления и психики. - Киев, 1965. - 306 с.

3. Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике. Очерк истории: XVII — начало XX вв. / 2-ое изд. - М.: Мысль, 1965. - 312 с.

4. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. / 2-е изд. - Л.: Музыка, 1971. - Кн. 1, 2. - 376 с.

5. Пономарев Я. А. Психология творчества: перспективы развития // Психологический журнал. - 1994. - № 6. - С. 42-49.

6. Рубинштейн А. Г. О музыке в России. - СПб.: Союз художников, 1889. - 93 с.

7. Вислова А. В. Андрей Миронов: неоконченный разговор. - М.: Искусство, 1993. - 222 с.

8. Каган М. С. Морфология искусства. - М.: Искусство, 1972. - 440 с.

9. Джердималиева Р. Р. Психология музыкального процесса: теория и практика: уч. пос. - Алматы, 2016. - 144 с.

10. Оруджев З. Диалектика как система. - М.: Политиздат, 1973. - 352 с.

11. Богоявленская Д. Б. К вопросу о музыкальном творчестве/ Педагогика

и психология музыкального образования: Прошлое. Настоящее. 2

о

Будущее: Материалы IX международной научно-практической

2

конференции- М.: Граф-Пресс, 2010. - С. 231-237. «

тЗ

12. Медушевский В. В. Двойственность музыкальной формы и восприятие | музыки. - М., 1980. - 194 с. 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. - М.: « Музыка, 1972. - 384 с. I

с

14. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. - М.: | Музыка, 1973. - 446 с. |

Джердималиева Р.Р., Смагулова З.Т.

Т. К. Жургенов атындазы Казак, Улттык, Энер академиясы, Алматы, Казакстан

ЭСТРАДА ВОКАЛДЬЩ - ОРЫНДАУШЫЛЬЩ 6НЕР1НЩ ШЫГАРМАШЫЛЫК ТАБИГАТЫНЫЦ ФУНКЦИОНАЛДЫК ТАЛДАУЫ

Ацдатпа

Зерттеуде эстрада вокалдык-орындаушылык eHepiHiK шыгармашылык табигатыныц функционалды талдауыныц теориялык аспектiлерi карастырылган. Бул мэселенщ зерттелуi гылыми бЫмнщ эртYPлi салаларыныц жетекшi ережелерiмен тiкелей байланысты: философия, элеуметтану, мэдениеттану, эстетика, музыкатану, музыкалык орындаушылык теориясы, шыгармашылык психологиясы, музыкалык бiлiм. Вокалдык-эстрадалык орындаушылыктыц шыгармашылык процесшщ жумыс iстеуi, вздершщ арасында кец тYPшiгерлiк жагдайда: танымдык, кундылык-багдарлы, шыFармашылык-тYPлендiргiш, коммуникативтiк функциялары взiн-взi квркем таныту жаFынан взшщ iске асырылуын алады. Эстрада вокалисшщ танымдык функциясы - шы^арманыц квркем ресурстарыныц таным касиеттерiн шыFармашылык тYрFыдан YFынуFа ынталандырылFан, музыкалык шындыктыц максатты, сараланFан кврМа болып табылады. K1ундылык-баFдар функциясы-шыFармашылык процесшде вокалдык-эстрадалык орындаушылыктыц танымдык касиеттерiн кайта вцдеудщ взiндiк реттеушiсi болып табылады. Шь^армашылык-кайта куру функциясы - вокалдык-эстрадалык внердi орындаушыныц шыFармашылык элеуетiн юке асыру Yшiн таным мен баFалаудын тыFыз байланысыныц берiк iргетасы болып табылады. Коммуникатив^к функциясы - эстрада вокалисшщ шыFармашылык орындауыныц аркасында адамдар арасындаFы объект-аудиторияFа баFытталFан карым-катынас куралы болып табылалады. Вокалдык-эстрадалык внердщ шыгармашылык табиFатынын усынылFан функциялары, орындаушы-музыкант кызметшщ мазмуныныц квп аспектiлiгiн жэне оны жYзеге асыру нысандарыныц эртYрлiлiгiн аныктайды.

Т1рек свздер: функциялар, шыFармашылык, музыкант, эстрада внер^ вокалдык-орындаушылык.

Dzherdimalieva R.R, Smagulova Z.T.

T.K. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts Almaty, Kazakh&an

FUNCTIONAL ANALYSIS OF THE CREATIVE NATURE OF VOCAL AND PERFORMING VARIETY ARTS

Abstract

The research considers theoretical aspects of the functional analysis of the creative nature of the vocal and performance art of pop vocal. The study of this problem was directly associated with the leading positions of various areas of scientific knowledge: philosophy, sociology, cultural studies, aesthetics, musicology, theory of musical performance, psychology of art, and musical education. The functioning of the creative process of vocal pop performance is artistically self-expressed

through such specific functions as: cognitive, value-oriented, creative and transformative, and communicative, provided there is a fairly wide variation between them. The educational function of pop vocalist is a purposeful, differentiated reflection of musical reality and also a stimulus for creative thinking on the cognized properties of the artistic resources of the work. The value-oriented function acts as a kind of regulator of processing of the known properties of vocal variety performance in the creative process. Creative-transforming function is inextricably linked with knowledge and assessment, and also represents a solid foundation for the realization of the creative potential of the performer of vocal pop art. The communicative function is directed to the object of audience, becoming a means of communication between people due to the creative performance of pop singer. The presented functions of the creative nature of vocal variety art determine the multidimensionality of the content of the performing musician's activities and the variety of its implementation.

Key words: functions, creativity, musician, variety art, vocal performance.

Сведения об авторах:

Джердималиева Р.Р., доктор педагогических наук, профессор кафедры «Эстрадный вокал» Казахской национальной академии искусств имени Т.К. Жургенова (Алматы, Казахстан).

Смагулова З.Т., магистрант кафедры «Эстрадный вокал» Казахской национальной академии искусств имени Т.К. Жургенова (Алматы, Казахстан). e-mail: zulfiya-smagulov@mail.ru

Авторлар туралы мэл1меттер:

Джардималиева Р. Р., педагогика гылымдарыныц докторы, Т.К. ЖYPгенов атындагы Казак, ¥лттык, Онер академиясыныц «Эстрадалык вокал» кафедрасыныц профессоры. (Алматы, Казакстан).

Смагулова З. Т., Т. К. ЖYPгенов атындагы Казак ¥лттык, Онер академиясыныц «Эстрадалык вокал» кафедрасыныц магистранты. (Алматы, Казакстан). e-mail: zulfiya-smagulov@mail.ru

Author's bio:

Dzherdimalieva RR, doctor of pedagogical sciences, professor of the «Variety vocal» department of the Kazakh National Academy of Arts named after T.K. Zhurgenov. (Almaty, Kazakhstan).

Z.T. Smagulova, master candidate of the «Variety vocal» department of the Kazakh National Academy of Arts named after TK Zhurgenov. (Almaty, Kazakhstan).

e-mail: zulfiya-smagulov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.