Музыка и изобразительное искусство
УДК 784.75
СИНТЕЗ ИСКУССТВ В ПОДГОТОВКЕ ЭСТРАДНЫХ ВОКАЛИСТОВ ARTS SYNTHESIS IN POP SINGERS TRAINING
© О.Е. Алпатова Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
(Россия, Самара)
© O.Ye. Alpatova (Samara State Academy of Social Sciences and Humanities) (Russia, Samara)
В статье рассматривается понятие «образ» как важный компонент творческой деятельности эстрадного вокалиста, проводится сравнительный анализ методов и приемов создания художественного образа в вокальном и драматическом искусстве.
The article focuses on the term «image» as an important constituent of pop singer's creative activity. The comparative analysis of the methods and devices of image creation in vocal and dramatic art is also given.
Ключевые слова: художественный образ; синтез искусств; эстрадный вокал; индивидуальность артиста.
Keywords: artistic image; arts synthesis; pop vocalism; artist's personality.
Вокалист, как и любой представитель другого вида сценического зрелищного искусства, подразумевает в своем творчестве создание художественного образа [1]. Элементы создания могут включать в себя голос, интонацию, ритм, тембр, другие технические характеристики, пластику, мимику, внутреннюю «энергетику» артиста и другие. Таким образом, не стоит исключать очевидные моменты, говоря о том, что работа над совершенствованием одного из инструментов творческой деятельности эстрадного вокалиста подчиняется всем законам школы драматического и актерского искусства.
Интерес к этой теме обусловлен тем, что проблеме создания музыкально-сценического образа у эстрадных вокалистов в психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературе уделено недоста-
точно внимания. Активно рассматриваются особенности вокального исполнительства, технические аспекты в работе над постановкой голоса, проблемы развития музыкально-творческих способностей. Исследования посвящены специфике нравственно-эстетического воспитания средствами театрального искусства и другими. В театроведческой и искусствоведческой литературе преимущественно рассматриваются творческие процессы воплощения художественного замысла, интерпретации произведений.
Однако проблемным остается вопрос актерской подготовки вокалистов, особенно теоретические и методические аспекты их профессионального становления. В практической деятельности вокальная педагогика, помимо обучения специальным навыкам, не уделяет должного внимания процессу объединения технических задач музыкального
исполнительства и создания художественного образа.
Обратимся к определению понятия «художественный образ». Теория познания использует понятие «образ» в его гносеологическом аспекте. Психология трактует музыкально-художественный образ как аспект понятия «образ» в связи с восприятием человеком мира. В конкретных областях искусствознания понятие «художественный образ» раскрывается либо в специфической форме познавательного отношения, либо в метафорической форме или же рассматривается внутри системы понятий, где его содержание теряется. Общепринятой точкой зрения стало отождествление понятия «художественный образ» или с произведением искусства, или с субъективным процессом восприятия художественного произведения реципиентом, или с воплощенным в произведении замыслом художника. Обилие существующих концепций и принципов трактовки данного понятия раскрывает отдельные его грани, но не сводится к целостному определению многогранной сущности художественного образа.
Художественный образ - форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала [3].
Художественный образ - всеобщая категория художественного творчества, присущая искусству форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путем создания эстетически воздействующих объектов [6].
Художественный образ - всеобщая категория художественного творчества, способ и результат освоения жизни в искусстве [4].
Понятие «образ» является связующим звеном в процессе акта «перевоплощения» на сцене. Процесс перевоплощения, создание образа невозможен без определяющей основы жанра искусства эстрады - без «номера». В.М. Гребельная считает, что важная составляющая эстрадного номера - драма-
тургия - дает в вокальном номере возможность возникнуть и проявиться актерскому мастерству [2, с. 64].
В художественной структуре «номера» важной основой его создания является неповторимая индивидуальность артиста. Для сравнения - в театре первоосновой спектакля является произведение драматургии. Индивидуальность артиста служит отправным толчком к возникновению «образа». Одна из особенностей художественной структуры номера - постоянный, привычный для зрителей эстрадный образ (маска) исполнителя.
В понятие индивидуальности эстрадного артиста входит ряд специфических особенностей: жанр, средства выразительности жанра, уровень исполнительского мастерства, то есть «технологии» владения выразительными средствами этого жанра, мера владения навыками актерского мастерства (то есть способность или неспособность к «перевоплощению»).
Важной составляющей художественной структуры номера является драматургия - сюжетно-действенное построение номера, жанровые особенности, которым обязательно находят выражение в специфических выразительных средствах, используемых артистом для создания художественного образа. Чтобы удалось использовать в вокальном исполнительстве актерскую игру, важнейшим обстоятельством является точная, ярко выраженная драматургия номера [2, с. 65]. Номер исполняется в реальных обстоятельствах и непосредственно самим артистом, только в таком случае возникают «персонаж», «тема», «событие».
В эстрадном вокальном искусстве техника исполнения лежит вне плоскости техники актерского мастерства. Следовательно, существует проблема методологии создания и соединения специальной вокальной техники с выстраиванием драматургии эстрадного номера.
Нужно отметить, что особенности вокального жанра и вокальной техники
О.Е. Алпатова
диктуют способы выразительности в конкретном эстрадном номере. В этом контексте эстрадный вокальный репертуар можно разделить на две категории: 1) сюжетный материал (в котором возможно использование игровых приемов, вплоть до создания игровой сценки-песни); 2) репертуар-диалог, в ко -тором актерское мастерство исполнителя относится исключительно к внутренним процессам проживания песни, вне ярких внешних средств актерской выразительности.
В первом типе в текстовом материале содержится некое сюжетное построение, которое позволяет сыграть песню как маленький спектакль. В «песне-сценке» выстраивается взаимодействие действующих лиц. Чаще всего это песня, в тексте которой выписан диалог между героями песни. Однако не стоит понимать буквально синтез музыкальных средств выразительности и актерских, так как это влечет за собой угрозу примитивного «кривляния» либо «дотошного инсценирования» текста. В данном случае важно понять, насколько само текстовое и мелодическое содержание песни, ее жанр и стиль терпят привнесение в нее приемов собственно театральной выразительности.
Второй тип предполагает серьезное, драматическое содержание, песни гражданственные, патриотические и т. д. Это чаще всего песня от лица героя, песня-диалог. В песне от лица героя артист создает персонаж, от имени которого поется песня.
В основе этого приема решения эстрадной песни - перевоплощение, создание характера. Главная задача интерпретации заключается не в выстраивании подробного событийного ряда, как в песне-сценке, а скорее в слегка подчеркнутых обстоятельствах, заложенных в тексте песни. Основой создания художественного образа (в соответствии с типом репертуара) является сумма найденных исполнителем для данной песни отношений к ее содержанию. Сценическое отношение - путь к образу. Из основных отношений действующего лица и окружающей действительности и будет складываться самый его характер, то есть «образ».
Таким образом, важно отметить синтез развития эстрадного вокального искусства и актерского искусства. Сценическое мастерство приобретается в процессе теоретически усвоенных основных законов актерской техники и практических занятий [5]. Приобретение сценических навыков должно идти одновременно с работой над усовершенствованием голоса. Добиться сценического мастерства можно учебой, наблюдением за игрой выдающихся артистов и практическим осуществлением на сцене приобретенных в учебной обстановке познаний.
Дальнейшее подробное изучение проблемы роли образа в классе эстрадного вокала позволит глубже осмыслить пути, средства и возможности педагогической работы.
Литература
1. Богданов И.А., Виноградский И.А. Драматургия эстрадного представления : учебник. СПб. : Изд-во СПбГАТИ, 2009. 424 с. URL : http://www.theatre-library.ru/files/b/bogdanov_ia/ vinogradskiy_ia_bogdanov_ia_1.doc.
2. Гребельная В.М. Особенности художественной структуры эстрадного вокального номера // Известия Уральского государственного университета. 2010. № 5 (84). С. 63-71. (Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры).
3. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. М. : ООО «Издательство Вече 2000» : ООО «Издательство АСТ», 2003. 512 с. URL : http://dic.academic.ru/dic.nsf/ епс^икиге^^/Художественный.
4. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. М. : Советская энциклопедия, 1990. 672 с. URL : http://www.musdic.ru/html/h/hudojestvenn3y-obraz.html.
5. Станиславский К. С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. СПб. : Прайм-Еврознак, 2010. 416 с. URL : http://www.litres.ru/static/ trials/05/97/30/05973061.a4.pdf.
6. Электронная версия Большой Советской Энциклопедии. М. : Советская энциклопедия, 1969-1978 гг. URL : http://enc-dic.com/enc_sovet/Hudozhestvenn-obraz-97289.
Сведения об авторе
Алпатова Оксана Евгеньевна, старший преподаватель кафедры хорового дирижирования и сольного пения Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
E-mail: 4121154@mail.ru.
Почтовый адрес: 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67.
Телефон: 269-64-15.