Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ИНТЕГРИРОВАННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ИНТЕГРИРОВАННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономический кризис / территориально-пространственные образования / регион / муниципальное формирование / конкуренция / интеграция / ресурсный потенциал / устойчивое развитие / управление / economic crisis / territorial-spatial formations / region / municipal formation / competition / integration / resource potential / sustainable development / management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М М. Чажаева, Т Л. Магомадова

В сегодняшних реалиях одним из самых популярных терминов в экономической науке выступает понятие «интеграция». Вместе с тем, надо отметить, что до сих пор нет четкого определения е понятийной базы. Эксперты такое положение объясняют емкостью этого понятия, наличием всевозможных ее производных, большой возможностью е использования в научной и практической деятельности. Анализ специальной литературы по рассматриваемой проблематике позволяет выделить две основополагающие формы интеграции: макроэкономическую и микроэкономическую. Первая форма предполагает интеграцию на институциональной основе (она еще называется региональной интеграцией) проявляется в процессах взаимопроникновения и сращивания национальных воспроизводственных процессов, приводящих к сближению социальных и политических институциональных структур объединяющихся стран. Микроэкономическая интеграция происходит на основе интеграции капиталов и активов различных компаний. Она может проявляться в формате горизонтальной интеграции и конгломеративной (неорганической) вертикальной интеграции на уровне предприятий. В современных условиях экономической неопределенности и нарастающей конкуренции особо остро стоит проблема обеспечения конкурентоспособности экономической системы регионов, что предполагает рассмотрение и разработку различных сценариев стратегического развития пространственной социально-экономической системы на основе выявления и надлежащего задействования всего потенциала ресурсной интеграции территориального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF THE TERRITORIAL RESOURCE POTENTIAL OF INTEGRATED REGIONAL AND MUNICIPALITIES

In today's realities, one of the most popular terms in economic science is the concept of "integration". At the same time, it should be noted that there is still no clear definition of the conceptual base. Experts explain this situation by the capacity of this concept, the presence of all kinds of its derivatives, the great possibility of using it in scientific and practical activities. An analysis of the specialized literature on the issues under consideration makes it possible to single out two fundamental forms of integration: macroeconomic and microeconomic. The first form presupposes integration on an institutional basis (it is also called regional integration) manifests itself in the processes of interpenetration and merging of national reproductive processes, leading to the convergence of the social and political institutional structures of the uniting countries. Microeconomic integration takes place based on the integration of the capitals and assets of various companies. It can manifest itself in the format of horizontal integration and conglomerative (inorganic) vertical integration at the enterprise level. In modern conditions of economic uncertainty and increasing competition, the problem of ensuring the competitiveness of the economic system of the regions is especially acute, which implies the consideration and development of various scenarios for the strategic development of the spatial socio-economic system based on the identification and proper use of the entire potential of resource integration of a territorial entity.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ИНТЕГРИРОВАННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10564

М.М. Чажаева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление региональной экономикой» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», mbc_@mail.ru,

M.M. Chazhaeva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Regional Economy Management, Chechen State University;

Т.Л. Магомадова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория и государственное управление» ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им. М.Д. Миллионщикова», mbc_@mail.ru,

T.L. Magomadova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Public Administration of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Grozny State Oil Technical University named after M.D. Millionshchikova".

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ИНТЕГРИРОВАННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ FEATURES OF THE FORMATION OF THE TERRITORIAL RESOURCE POTENTIAL OF INTEGRATED

REGIONAL AND MUNICIPALITIES

Аннотация. В сегодняшних реалиях одним из самых популярных терминов в экономической науке выступает понятие «интеграция». Вместе с тем, надо отметить, что до сих пор нет четкого определения е понятийной базы. Эксперты такое положение объясняют емкостью этого понятия, наличием всевозможных ее производных, большой возможностью е использования в научной и практической деятельности.

Анализ специальной литературы по рассматриваемой проблематике позволяет выделить две основополагающие формы интеграции: макроэкономическую и микроэкономическую.

Первая форма предполагает интеграцию на институциональной основе (она еще называется региональной интеграцией) проявляется в процессах взаимопроникновения и сращивания национальных воспроизводственных процессов, приводящих к сближению социальных и политических институциональных структур объединяющихся стран.

Микроэкономическая интеграция происходит на основе интеграции капиталов и активов различных компаний. Она может проявляться в формате горизонтальной интеграции и конгломеративной (неорганической) вертикальной интеграции на уровне предприятий.

В современных условиях экономической неопределенности и нарастающей конкуренции особо остро стоит проблема обеспечения конкурентоспособности экономической системы регионов, что предполагает рассмотрение и разработку различных сценариев стратегического развития пространственной социально-экономической системы на основе выявления и надлежащего задействования всего потенциала ресурсной интеграции территориального образования.

Abstract. In today's realities, one of the most popular terms in economic science is the concept of "integration". At the same time, it should be noted that there is still no clear definition of the conceptual base. Experts explain this situation by the capacity of this concept, the presence of all kinds of its derivatives, the great possibility of using it in scientific and practical activities.

An analysis of the specialized literature on the issues under consideration makes it possible to single out two fundamental forms of integration: macroeconomic and microeconomic.

The first form presupposes integration on an institutional basis (it is also called regional integration) manifests itself in the processes of interpenetration and merging of national reproductive processes, leading to the convergence of the social and political institutional structures of the uniting countries.

Microeconomic integration takes place based on the integration of the capitals and assets of various companies. It can manifest itself in the format of horizontal integration and conglomerative (inorganic) vertical integration at the enterprise level.

In modern conditions of economic uncertainty and increasing competition, the problem of ensuring the competitiveness of the economic system of the regions is especially acute, which implies the consideration and development of various scenarios for the strategic development of the spatial socio-economic system based on the identification and proper use of the entire potential of resource integration of a territorial entity.

Ключевые слова: экономический кризис, территориально-пространственные образования, регион, муниципальное формирование, конкуренция, интеграция, ресурсный потенциал, устойчивое развитие, управление.

Key words: economic crisis, territorial-spatial formations, region, municipal formation, competition, integration, resource potential, sustainable development, management.

Территориально-пространственная организация РФ проявляется в разнообразных видах территориальных образований, в которых происходит непрерывное формирование различных территориальных структур, развиваются социальные, экономические и хозяйственные взаимоотношения. Развитие подобных взаимоотношений

направлено на обеспечение необходимых потребностей для построения различных видов территориально-пространственных образований и их взаимоотношений при реализации единой территориально-пространственной политики.

В условиях активизации международного интегрирования экономических отношений появилась относительно свободного перемещения капитала, рабочей силы и товаров, идущих с различных уровней организации торгово-экономических взаимоотношений.

Понятно, что подобное положение ускорило процесс разработки и принятия новых условий к эффективности хозяйственных отношений и устойчивости экономического развития пространственной социо-эколого-экономической системы территориального образования.[1,10,17]

В условиях Российской Федерации, обладающей 85 мегатерриториально-пространственными образованиями, характерна глубокая дифференциация природно-ресурсной зависимости и поляризации территориальной экономической системы, что привело к появлению множества разнообразных форм организации территориально-пространственных образований, таких, как межтерриториальные, межрегиональные и иные...

Построение и организация территориально-пространственного образования начинается с разработки стратегического планирования. При этом, особое внимание возможностям максимального использования территориально-пространственного потенциала с целью обеспечения устойчивого экономического роста посредством образования новых организационных форм разнопрофильных предприятий. Результатом должно стать достижение эффективной новой структурно-организованной системы территориально-пространственного образования.

[1.8.13]

Создание территориально-пространственных образований как пространственно-экономической системы происходит посредством взаимопроникновения и взаимодействия разнонаправленных и, при этом, дополняющих друг друга в условиях реализации интеграционного процесса системы. Данный интеграционный процесс проявляется в объединении территорий, приводит к усилению дифференциации внутри территориальной экономической системы, но, в то же время расширяет возможности эффективного задействования совокупного ресурсного потенциала, способствует выравниванию экономики на территории данной системы, что, бесспорно, позитивно скажется на благосостоянии населения.

Такой подход также позволяет компенсировать неразвитость природно-ресурсной экономики совершенствованием организационно-системной и инфраструктурной составляющими.

В условиях необходимости рационального задействования ресурсных потоков возрастает роль управленческого учета всех территориально-пространственных ресурсов с выделением проблемных вопросов касательно территориально-пространственной системы.

Другой проблемой является несовершенство институциональных ограничений, что требует четкого определения требований к инвесторам. Что позволит эффективно использовать совокупный потенциал территориально-пространственного образования.

Непосредственно, потенциал территориального устойчивого экономического роста позиционируется в виде емкой величины, формирующейся из разных потенциалов. Ресурсный потенциал можно оценивать как коэффициент эффективности использования ресурсов определенной территориальной экономической системы.

[2.7.14]

Эксперты в качестве особо отличительного признака социально-экономической системы выделяют ее однородность. Речь идет о технологической однородности территориально-производственных систем территориального образования.

Говоря о ресурсном потенциале территориальных образований (регион, муниципальное формирование), однородность проявляется как соответствие, тождественность составляющих и связей систем касательно друг друга. При отсутствии однородности систем происходят противоречия и конфликтные ситуации, обостряются проблемы взаимоотношений и взаимопроникновений интеграционных процессов. Такое может происходить при задействовании инновационного, инвестиционного и структурного управления системой.

Информационный учет территориального ресурсного потенциала муниципальных образований обладает разными качествами и свойствами, это:

- соответствие ресурсов муниципальных формирований информационному учету;

- наличие реальных возможностей их задействования в хозяйственной деятельности;

- реальная стоимость, эффективность и рациональность их использования;

- сдерживающие факторы их использования;

- возможные способы их рационального задействования в хозяйственном процессе.

Нам представляется возможным использовать следующую модель диагностирования результативности развития социо-эколого-экономического пространства муниципальных образований, состоящую из трех этапов:

На первом этапе сравниваем ресурсные, организационно-процессные и предпринимательские составляющие пространственного потенциала муниципального образования со среднерегиональным уровнем.

На втором этапе исследуем комплекс частных интересов субъектов социально-экономического пространства муниципального образования.

На третьем этапе исследуем социальные (общественные) интересы посредством анализа возможных потерь при реализации соответствующих проектов инновационно-интеграционного развития социально-экономического пространства муниципального образования.

Надо отметить, что в условиях цифровизации экономики информационный элемент системы способен не только задавить технологическую процессную составляющую совокупного потенциала муниципального формирования, но и формировать его инновационный характер. [3,6,12]

Понятно, что крайне сложно методологически установить точные значения совокупных ресурсов. Такое положение на современном этапе предполагает рассмотрение этой проблемы на уровне так называемой достоверной определенности, состоящей из двух составляющих:

- наличествующая определенность информации о территориальных ресурсах муниципальных образований;

- диагностирование определенности имеющегося пространственного потенциала ресурсов муниципальных образований. [4]

Если говорить кратко - речь идет о финансовой (стоимостной) информационной неопределенности, взаимосопряженной с нестабильностью цены и спроса ресурсов на рынке и т.п.; технологической (инновационной) информационной неопределенности, вызванной обстоятельствами трансформации задействования ресурсов вследствие НТП; инвестиционно-интеграционной неопределенности, связанных с образованием интересов к муниципальным ресурсам. [5,11,16]

Надлежащее использование обоснованных территориально -пространственных интеграционных проектов позволяет сократить диспропорции ресурсного характера в муниципальных образованиях путем компенсации сдерживающих факторов в виде ограничений на использование части определенных видов ресурсов (за счет их обоснованной замены другими) в процессе интеграции экономических отношений. Так, например, в северокавказских республиках множество особо охраняемых природных территорий, строго регулируемых жесткими институциональными ограничениями, в принципе, исключающими экономическое развитие территорий. Вместе с тем, разумное использование интеграционных процессов позволит территориально-интегрированным муниципальным образованиям развивать другие виды деятельности, в т.ч. экологический этноту-ризм и т.п. В горных территориях депрессивных республик Северного Кавказа, на наш взгляд, целесообразно организовать межтерриториальные пространственные кластеры. Это позволит задействовать внешний и внутренний пространственный потенциал, рационально объединить экономические ресурсы при реализации межтерриториальных инвестпроектов.

В рассматриваемом депрессивном регионе особо остро стоит проблема организации инновационной диверсификации социально-экономического пространства муниципальных образований, ориентированной на формирование конкурентных преимуществ и повышение инвестиционной привлекательности. Нам представляется, что ее реализация позволит сформировать качественно новую структуру социально-экономического пространства интегрированных муниципальных образований.

В этом же убеждает опыт экономически развитых территорий, где посредством межрегиональной интеграции субъекта успешно выводятся на новый уровень договорных экономических отношений, что не удается сделать в условиях обыденной корпорации касательно поставок ресурсов. Надо также отметить, что межрегиональная интеграция сопровождается ростом инвестпроектов, реализуемых в соответствии с целевыми программами социально-экономического развития муниципальных формирований. Также очень важно, что межрегиональная интеграция активно способствует экономическому выравниванию различных по уровню развития территорий посредством выхода на новые рыночные принципы, уходя от дотационной поддержки, за счет стимулирования активности малого и среднего бизнеса. [6,9,15]

Для формирования определенности территориально-пространственного потенциала целесообразно рассматривать косвенные характеристики, раскрывающие сдерживающий фактор (ограничения) на реализуемые интеграционные процессы муниципальных формирований. Такой подход позволяет сформировать базу сравнительных показателей эффективности организации и функционирования структуры потенциала. Речь идет о таких структурных показателях потенциала - о структурной производительности и структурных ограничениях. Касательно внешних ресурсов - их можно рассматривать в двух плоскостях:

- внешние (прикрепленные к муниципальным образованиям ресурсы - это финансовые, инфраструктурные, энергетические и т.п.);

- внешние поисковые ресурсы (это, например, финансовые ресурсы в виде инвестиций; инфраструктурные - в виде сетей и т.п.)

В заключение можно отметить, что интегральное исследование и диагностирование эффективности развития социально-экономического пространства региональных и муниципальных формирований целесообразно проводить на основе комплекса макроэкономических и аналитических показателей, отражающих социальную и инвестиционную привлекательность территориальных образований, а также действий субъектов при задействовании пространственного потенциала в процессе интеграции.

Источники:

1. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства. - М.: Федера-лизм,1996. - 243 с.

2. Адуков Р.Х., Адукова А.Н. Проблемы и пути совершенствования местного самоуправления на селе //Местное самоуправление в Российской Федерации. - 2007. - №7. - С.6-11

3. Балабанов А.Е., Генисаретский О.И. Стратегическое планирование в муниципальном управлении. Вып.19. - М.: Московский общественный научный фонд,2000. - 292 с.

4. Беломестнов В.Г., Зубарев Н.М. Формирование ресурсно-инновационной политики хозяйствующих субъектов как фактор устойчивого роста инвестиционного потенциала сложных социально-экономических систем муниципального образования. - Иркутск: Изд-во БГУЭП,2003. - 176 с.

5. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. - М.: Финансы и статис-тика,2002. - 176 с.

6. Гранберг А.Г. О программе фундаментальных исследований пространственного развития России //регион: экономика и социология. - 2009. - №2. - С.166-178

7. Гурков И. и др. Конкурентоспособность и инновационность российских промышленных муниципальных образований //Вопросы экономики. - 2003. - №12. - С.4-22

8. Кальдора И. Важнейшие модели экономического роста. национальная экономика /Под ред. В.А. Шульги. - М.: Изд-во Российской экон. академии,2002. - 592 с.

9. Ланцов В.А. и др. Потенциал территории: экономические, социальные, экологические. - СПб: СПбГУЭФ,1994. -216 с.

10. Марача В.Г. Региональное стратегирование как метод повышения эффективности государственного управления региональным развитием: Сб. научн. тр. ИСА РАН. - М.: УРСС,2008. - С.147-158

11. Мисаков А.В. Некоторые аспекты развития институциональной среды агропродовольственного комплекса //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2015. - № 4 (66). - С. 92-98.

12. Мисаков В.С. Развитие финансового анализа на стадии инвестирования //Вопросы статистики. - 2002. - № 2. - С. 47.

13. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16

14. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. - №8. - С.0

15. Савельев В.В., Шишкин А.И. Современное территориальное стратегическое планирование: состояние, проблемы и организация. - Петрозаводск,2009. - 357 с.

16. Уянаев Б.Б., Мисаков В.С. Новая модель развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - № 3 (65). - 135-140.

17. Федоров Н.В., Кураков Л.П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации. - М.: Изд-во Пресс-сервис,1998. - 688 с.

References:

1. Abdulatipov R.G. Russia on the threshold of the XXI century: state and prospects of the federal structure. - M .: Federalism, 1996. - 243 p.

2. Adukov R.Kh., Adukova A.N. Problems and ways of improving local self-government in rural areas // Local self-government in the Russian Federation. - 2007. - No. 7. - P.6-11

3. Balabanov A.E., Genisaretskiy O.I. Strategic planning in municipal government. Issue 19. - M .: Moscow Public Science Foundation, 2000. - 292 p.

4. Belomestnov V.G., Zubarev N.M. Formation of resource and innovation policy of economic entities as a factor of sustainable growth of the investment potential of complex socio-economic systems of the municipality. - Irkutsk: BSUEP Publishing House, 2003. - 176 p.

5. Voronin A.G. Municipal economy and management: problems of theory and practice. - M .: Finance and Statistics, 2002. -176 p.

6. Granberg A.G. About the program of fundamental research of spatial development of Russia // region: economics and sociology. - 2009. - No. 2. - S.166-178

7. Gurkov I. et al. Competitiveness and innovativeness of Russian industrial municipalities // Economic Issues. - 2003. -No. 12. - P.4-22

8. Kaldora I. The most important models of economic growth. national economy / Ed. V.A. Shulgi. - M .: Publishing house of the Russian Econ. academies, 2002. - 592 p.

9. Lantsov V.A. etc. Potential of the territory: economic, social, ecological. - SPb: SPbGUEF, 1994. - 216 p.

10. Maracha V.G. Regional strategizing as a method of increasing the efficiency of state management of regional development: Sat. scientific. tr. ISA RAS. - M .: URSS, 2008. - S. 147-158

11. Misakov A.V. Some aspects of the development of the institutional environment of the agri-food complex // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2015. - No. 4 (66). - S. 92-98.

12. Misakov V.S. Development of financial analysis at the investment stage // Statistics issues. - 2002. - No. 2. - P. 47.

13. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - p.16

14. Misakov V.S. Functional and cost analysis of construction time frames // Accounting. - 1985. - No. 8. - C.0

15. Saveliev V.V., Shishkin A.I. Modern territorial strategic planning: state, problems and organization. - Petrozavodsk, 2009. -357 p.

16. Uyanaev B.B., Misakov V.S. A new model for the development of rural areas and ensuring food security // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - No. 3 (65). - 135-140.

17. Fedorov N.V., Kurakov L.P. Forecasting the socio-economic development of the regions of the Russian Federation. - M .: Publishing house Press service, 1998. - 688 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.