10. Problems of development of regional infrastructure [Electronic resource]. - Access mode: http: // www.5rik.ru/na5/1392-1.htm
11. Totorkulov Sh.M., Etlukhov OAG, Misakov VS Actual problems of small business development in modern conditions. Issues of economics and law. 2011. № 42. P. 123-127.
12. Shevlokov VZ, Misakov VS Guidelines for improving the investment and business climate in the CBD. Izvestiya of the Kabardino-Balkarian Science Center of the Russian Academy of Sciences. 2014. No. 2 (58). Pp. 110-113.
13. Expert-Ra [Electronic resource]. - Access mode: http://raexpert.ru
14. Misakov V.S., Kuyantsev A.I., Dikinov A.H., Kazancheva H.K., Misakov A.V. National agriculture on the basis of import substitution. International Business Management. 2016. 10. 10. № 10. P. 1946-1951.
Б.М. Мусаева
ассистент кафедры «Экономика предприятий», Чеченский государственный университет
B.M. Musaeva
Assistant of the Department of "Economics of Enterprises " Chechen State University ([email protected] 8-928-789-17-35)
Х.А. Битоков
Аспирант, Кабардино-Балкарский научный центр РАН
H.A. Bitokov
Post-graduate student, Kabardino-Balkarian Science Center of RAN
([email protected] 8-905-436-50-90)
МОБИЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕПРЕССИВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы инновационно-ориентированного сбалансированного развития регионов, обеспечения требуемых объемов и качества ресурсов, оптимального координирования движения ресурсных потоков. Предложены пути мобилизации экономико-ресурсного потенциала депрессивных территорий, в частности, обосновано, что при разработке алгоритма выработки управленческих решений с целью отбора модели ресурсного обеспечения инновационно-ориентированной стратегии сбалансированного развития территориального хозяйственного комплекса в качестве его целевого ориентира целесообразно выделять сбалансированность исследуемой воспроизводственной системы.
Annotation. In article problems of the innovative focused balanced development of regions, ensuring the required volumes and quality of resources, optimum coordinating of the movement of resource streams are considered. Ways of mobilization of economical and resource capacity of depressive territories are offered, in particular, it is proved that when developing an algorithm of development of administrative decisions for the purpose of selection of model of resource ensuring the innovative focused strategy of the balanced development of a territorial economic complex as his target reference point it is expedient to mark out balance of the studied reproduction system.
Ключевые слова: региональная экономическая система, депрессивные территории, пространственное развитие, социально-экономический потенциал, инновации, ресурсные потоки, сбалансированное развитие региона.
Key words: regional economic system, depressive territories, spatial development, social and economic potential, innovations, resource streams, balanced development of the region.
В последние годы довольно часто применяется понятие «пространственное развитие», под которым понимается, что количественные представления о векторе прохождения социально-экономических процессов необходимо дополнить иссле-
дованием пространственных взаимосвязей. При таком подходе устойчивое развитие региональной экономической системы целесообразно исследовать как пропорциональное развитие территориального пространства (региона), в котором происходят необходимые инновационные преобразования во всех сферах производственно-финансовой, социальной, культурной и иной деятельности населения [1, 6, 8].
Естественно, что всю гамму отношений, образующихся между элементами региональной экономической системы, нельзя свести лишь к проблемам взаимодействия между различными субъектами хозяйствования.
При анализе элементов экономической системы региона необходимо учитывать все возможные последствия для устойчивого развития территории, к которым может привести их функционирование. Структура региональной социо-экономической системы состоит из множества связей, соединяющих ее элементы, в числе которых можно обособленно выделить объекты инновационной инфраструктуры. Региональный воспроизводственный комплекс действует в виде механизма трансформации ресурсов в материальные и нематериальные блага, производимые для потребителей с целью обеспечения комфортной жизнедеятельности конкретного территориального субъекта [4, 10, 14].
В ходе осуществления различных целевых программ социально-экономического развития региону всегда требуется решать противоречия между комплексными интересами территории (которые ориентированы на обеспечение в долгосрочном периоде социально-экономического эффекта) и приватными интересами владельцев разнопрофильных предприятий, желающих в основном, обеспечение прибыли в краткосрочном периоде. В ходе исследования мы довольно часто выявляли такие факты, когда предприятие в ходе конкурентной борьбы за задействование ресурсов инновационного развития, практически полностью игнорирует стратегические интересы территории. Следствием этого является вывод финансового капитала, трудовых и иных ресурсов за пределы территорий, что, в конечном итоге, приводит к разбалансировке воспроизводственной социально-экономической системе региона, снижению его потенциала... Все это требует жесткого учета характера движения ресурсных потоков, с целью ресурсного обеспечения инновационно-ориентированной стратегии устойчивого и сбалансированного развития регионального хозяйственного комплекса.
Сегодня особо остро стоит задача - обеспечить требуемый объем и качество ресурсов, оптимальное координирование движения ресурсных потоков. Ресурсный поток предлагается рассматривать как результат приложения к ресурсам процессов по созданию, перемещению (во времени и пространстве), преобразованию и поглощению [13]. Мы разделяем данный подход, ибо он позволяет исследовать сущность функций регулирования ресурсных потоков на уровне территории, определить объемы, структуру и источники потока, стимулировать перемещение в нужном направлении, количественно и качественно преобразовывать ресурсы в направлении мобилизации процессов инновационного развития региональной экономической системы.
Естественно все это требует формирования достоверной полноценной информации, организации проведения тотального мониторинга и т.д., что позволит установить не только точную направленность, состав и структуру, но и вносить своевременно требуемые корректировки. Все это в совокупности должно обеспечить конкурентоспособность и устойчивость процессов социо-эколого-экономического развития региона, а также обеспечить сбалансированное пространственное размещение ресурсов, рационально задействовать экономико-ресурсный потенциал территории [2, 3, 12, 17].
Если вспомнить территориальное планирование в советский период времени - надо отметить, что при этом всегда происходило одностороннее распределение производительных сил, а именно от общего к частному, и что характерно ресурсная обеспеченность тогда воспринималась абсолютно безграничной. В нынешних же условиях в российской экономике имеется острый дефицит качественных ресурсов, необходимых для достижения инновационного развития.
В специальной литературе довольно детально исследованы отдельные аспекты формирования и распределения ресурсных потоков на микроуровне, в частности, прогнозирование параметров ресурсопотоков и необходимых им финансовых поступлений. Довольно успешно показал себя логистический подход управления ресурсными потоками. Его использование дает возможность смоделировать структуру инновационного территориально-хозяйственного кластера, комбинировать муниципальными образованиями, входящими в его состав, определять параметры и формы интегрированных между ними ресурсов и т.д. На ме-зоуровне эти методы довольно эффективны при решении задач достижения эффективного взаимодействия разнопрофильных предприятий. Вместе с тем, эти методы в целом замыкаются на исследовании информационных и транспортных потоков, что уже крайне недостаточно. Особо остро, на наш взгляд, стоит проблема исследования принципов формирования и пространственного перемещения ресурсных потоков на основе исследования возможностей инновационного потенциала территории. В последние годы в регионах СКФО были предприняты попытки минимизировать трансакционные издержки путем игнорирования оптимизации структуры на базе перераспределения финансовых потоков, что не решило, да, впрочем, и не могла, решить комплекс проблем восстановления депрессивных республик Северного Кавказа. Все это убедительно говорит, что в рамках осуществления инновационно-ориентированной стратегии устойчивого и сбалансированного развития региональной экономической системы при разработке и принятии необходимых управленческих решений касательно ресурсных потоков необходимо учитывать различные возможные варианты изменения социально-экономического потенциала территории, что позволит превентивно предусмотреть вероятные последствия от намечаемых структурных изменений в экономике региона [5, 9, 11]. При этом, также надо всегда учитывать, что реализация инвестиционных проектов всегда сопряжена со значительными затратами средств и времени, что в конечном счете, говорит об особой значимости рассматриваемой проблемы.
Проблему формирования инновационно-ориентированного управления региональным стратегическим развитием необходимо рассматривать в аспекте двух составляющих: 1. территориальный аспект; 2. отраслевой аспект.
В случае отсутствия пространственного регулирования ресурсных потоков в регионе неизбежно образуется ситуация, когда в одном муниципальном образовании присутствует значительная концентрация отдельных ресурсов на конкретную дату, а в другом муниципальном образовании их не хватает, что негативно сказывается на конкурентоспособности территории. Все это требует вернуться к одному из незаслуженно забытых функций управления - к планированию осуществления территориальных инновационных проектов. Его использование также позволяет выделить те муниципальные образования, которые не имеют необходимого потенциала, но, тем не менее, наиболее остро нуждаются в ускорении социально-экономического развития путем задействования ресурсов, которые необходимо привлечь с других муниципальных образований [15, 16]. Все это позволяет под эффектом стратегии устойчивого и сбалансированного развития территории подразумевать оптимальное пространственное и целевое размещение ресурсов территории. Ресурсные потоки нужно распределять в региональную социо-
экономическую систему только таким методом, чтобы они несли лишь положительные изменения, т.е. выводили региональную экономическую систему на траекторию инновационного развития. В нашем случае - при исследовании депрессивных республик СКФО в качестве положительного результата распределения ресурсного потока можно рассматривать отклонение региональной экономической системы от устойчивого депрессивного состояния.
При разработке алгоритма выработки управленческих решений с целью отбора модели ресурсного обеспечения инновационно-ориентированной стратегии сбалансированного развития территориального хозяйственного комплекса в качестве его целевого ориентира можно выделять сбалансированность исследуемой воспроизводственной системы. Такой подход позволяет одновременно оптимизировать два направления:
- анализ и решение социо-эколого-экономических проблем депрессивных республик;
- анализ и решение проблем отраслевого развития территориального хозяйственного комплекса депрессивных республик.
Для решения подобных задач разработаны различные методы, в частности, такие как метод использования матричной структуры. При этом методе строится таблица - в левой части приводятся муниципальные образования, а в правой -приоритетные направления отраслевого развития. В ходе построения матричной структуры появляется возможность выбрать источники ресурсов для осуществления каждого инвестиционного проекта именно в духе обеспечения максимально полного задействования ресурсов муниципальных образований региона. При этом необходимо составить интегральный показатель, состоящий из природных, материальных, финансовых, трудовых и иных групп ресурсов. В депрессивных республиках, особенно, в горных территориях муниципальные образования, как правило, испытывают острую нехватку всех ресурсов, что не позволяет им самим ре-ализовывать планируемый объект. При этом, в лучшем случае необходимые ресурсы могут быть рассредоточены в других муниципальных образованиях республики.
Осуществление проекта в отдельной республике возможно лишь в ходе задействования механизма управления ресурсными потоками, при этом, требуется наличие минимально необходимо уровня социо-экономического потенциала для выполнения отраслевых интересов, с одной стороны, и выдерживание разнонаправленных интересов развития республики с позиции достижения его сбалансированности.
В ходе исследования появляется ряд альтернативных вариантов распределения ресурсных потоков, что требует принятия оптимального решения. При этом, исследователи отмечают, что в качестве критериев оптимизации целесообразно использовать не только факторы сугубо экономической эффективности, но и факторы социо-эколого-экономического развития региона, ибо лишь только такой подход позволит обеспечить наращивание социально-экономического потенциала, как самого муниципального образования, так и территории в целом. Причем, при равнозначных вариантах распределения ресурсов предпочтение необходимо отдавать варианту, который гарантирует наибольший социально-экономический эффект. В качестве общего критерия формирования кластера целесообразно соблюдать Парето-оптимальность, при котором наращивание потенциала и показатели социо-эколого-экономического развития одного муниципального образования в рамках созданного инновационно-ориентированного территориально-производственного кластера не должен сопровождаться ухудшением положения других муниципальных образований региона. При этом в качестве обязательных условий формирования и развития кластера выступает доступность необходимого
объема ресурсов для осуществления проекта инновационного развития территории и взаимоувязанность и взаимосогласованность разных интересов разнопрофильных предприятий, образующих структуру кластера, со стратегией устойчивого сбалансированного развития региональной экономической системы.
Процессы трансформации ресурсных потоков между отдельными муниципальными образованиями можно исследовать в виде цепочки переходов значений экономического потенциала из прежнего состояния в новое. В ходе анализа данных переходов выявляются количественных характеристики интенсивного воздействия процессов инновационного развития на социо-экономический потенциал территории, в том числе среднее время пребывания территории в одной группе состояний; сила влияния перехода обособленного муниципального образования из одного состояния в другое на интегральный показатель развития региональной социо-экономической системы.
При статистическом описании отнесение территории к тому или иному типу по степени его развития подразумевает построение временных рядов и исследование изменений уровня социо-эколого-экономического развития обособленного муниципального образования. Такой подход дает возможность установить вероятностные значения показателей социально-экономического развития территории в перспективе при относительном сохраняющихся тенденциях изменения ключевых факторов. При этом наиболее предпочтительный вектор наращивания социально-экономического потенциала территорий можно определить посредством формирования его инновационного профиля, выявления его слабых и сильных сторон.
Интересным представляется следующий факт - существенное различие в степени наличи экономико-ресурсоного потенциала в отдельных муниципальных образованиях не выступают как препятствие развития интеграционных связей между ними, более того, эффективное задействование сильных сторон каждого муниципального образования, входящего в кластер, будет активизировать процесс регионального роста. При этом разнопрофильные субъекты инновационно-ориентированного развития одного региона способны эффективно формировать новые взаимодополняющие инфраструктурные элементы в обход на создание собственных обособленных элементов. Так, в частности, некогда моногород Тыр-ныауз сегодня характеризуется крайне низким значением всех социально-экономических показателей. Тем не менее, он имеет большие ресурсы, которые можно задействовать в проектах инновационного развития Эльбрусского муниципального образования - это, в частности, простаивающий капитал закрытых или нерентабельных предприятий в виде производственных фондов и площадей, земельных участков, пригодных для гражданского и промышленного строительства и т.д. Иными словами - даже в каждом депрессивном образовании можно увидеть ростки синергетического эффекта.
Конечно, все это возможно лишь при наличии четкой согласованности целевых программ и установок стратегического развития муниципальных образований республики. Система ресурсного обеспечения требует формирования своеобразной сетевой структуры, предполагающей решение комплекса сложных задач, в том числе таких, как разработка механизма стратегического управления движением ресурсных потоков; формирование позитивных условий с целью активизации процесса взаимодействия между элементами регионального хозяйственного комплекса; разработка приоритетных стратегических направлений регионального и отраслевого развития и т.д., что, в конечном итоге, позволит обеспечить эффективную мобилизацию экономико-ресурсного потенциала депрессивных субъектов РФ в процессы расширенного и инновационного производства.
Источники:
1. Абаев А.Л. Региональный уровень инновационной политики // Региональная экономика: теория и практика. 2008. №21 (78)
2. Бабурин В.Л. Инновационные циклы в российской экономике. - М.: Эдиториал УРСС, 2002.
3. Балакина Г.Ф. Применение программно-целевого метода в управлении развитием депрессивного региона // Региональная экономика: теория и практика. 2009. №36 (129).
4. Бекова О.О., Оздоева Д.М., Мисаков В.С. Интеграция как основа формирования регионального производственного комплекса. Экономические науки. 2011. № 85. С. 163167.
5. Гаужаев А.З., Маиров А.Ю., Мисаков В.С. Институционально-организационный контекст стратегии модернизации развития региональных производственных комплексов. Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 2-2. С. 62-66.
6. Зобова Л.Г. Территория и пространство: близнецы или двойняшки? // Региональная экономика: теория и практика. 2009. №33 (90).
7. Калинникова И.О. Управление социально-экономическим потенциалом региона. СПб: Питер, 2012. - 234 с.
8. Клейнер Г.Б. Новая теория экономических систем и ее приложения // Вестник РАН. 2011.
9. Лексин В., Карачаровский В. Причины и последствия сверхконцентрации экономического и социального потенциала России в ее крупнейших городах // Российский экономический журнал. 2007. №1-2.
10. Мисаков В.С. Методологические основы моделирования процесса экономического анализа состояния бизнеса. Кабардино-Балкарский научный центр РАН, Институт информатики и проблем регионального управления. Нальчик, 2006.
11. Мисаков В.С., Черкесов С.Х. Социально-экономические последствия коррумпированности теневых отношений в региональной экономике. Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 6-2 (56). С. 176-181.
12. Мисаков В.С.Проблемы обеспечения социо-эколого-экономической безопасности горных территорий Юга России. Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2016. № 1 (69). С. 113-120.
13. Фоменко А.В. Эффективность применения логистического подхода в системе управления трудовыми ресурсами // Проблемы современной экономики, №1 (13).
14. Шевлоков В.З., Мисаков В.С. Ориентиры улучшения инвестиционного и предпринимательского климата в КБР. Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2014. № 2 (58). С. 110-113.
15. Шеховцева Л.С. Стратегическое целеполагание региона как субъекта развития // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 19(76). - с.61.
16. Шлычков В.В. Теоретико-методологические аспекты управления ресурсным потенциалом региона / Йошкар-Ола: МГТУ, 2007. - 392 с.
17. Misakov V.S., Kuyantsev A.I., Dikinov A.H., Kazancheva H.K., Misakov A.V. National agriculture modernization on the basis of import substitution. International Business Management. 2016. Т. 10. № 10. С. 1946-1951
Sources:
1. Abaev A.L. Regional level of innovation policy // Regional economy: theory and practice. 2008.
№ 21 (78)
2. Baburin V.L. Innovative cycles in the Russian economy. - Moscow: Editorial URSS, 2002.
3. Balakina G.F. Application of the program-target method in managing the development of the de-
pressed region // Regional economy: theory and practice. 2009. № 36 (129).
4. Bekova OO, Ozdoeva DM, Misakov VS Integration as the basis for the formation of a regional
production complex. Economic sciences. 2011. № 85. P. 163-167.
5. Gauzhaev AZ, Mairov A.Yu., Misakov VS Institutional and organizational context of the modern-
ization strategy for the development of regional production complexes. Terra Economicus. 2013. Vol. 11. № 2-2. Pp. 62-66.
6. Zobova LG Territory and space: twins or twins? // Regional economy: theory and practice. 2009.
№ 33 (90).
7. Kalinnikova I.O. Management of social and economic potential of the region. St. Petersburg: Pe-
ter, 2012. - 234 p.
8. Kleiner G.B. New theory of economic systems and its applications // Bulletin of the Russian
Academy of Sciences. 2011.
9. Leksin V., Karacharovsky V. Causes and consequences of the superconcentration of Russia's eco-
nomic and social potential in its largest cities // Journal of Russian Economics. 2007. № 1-2.
10. Misakov VS Methodological bases of modeling of process of the economic analysis of a condition of business. Kabardino-Balkarian Science Center of the Russian Academy of Sciences, Institute of Informatics and Problems of Regional Management. Nalchik, 2006.
11. Misakov VS, Cherkesov S.Kh. Socio-economic consequences of the corruption of shadow relations in the regional economy. Izvestiya of the Kabardino-Balkarian Science Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. No. 6-2 (56). Pp. 176-181.
12. Misakov VS Problems of ensuring socio-ecological and economic security of mountain areas in the South of Russia. Izvestiya of the Kabardino-Balkarian Science Center of the Russian Academy of Sciences. 2016. No. 1 (69). Pp. 113-120.
13. Fomenko A.V. Efficiency of application of the logistical approach in the system of labor resources management // Problems of modern economy, №1 (13).
14. Shevlokov VZ, Misakov VS Guidelines for improving the investment and business climate in the CBD. Izvestiya of the Kabardino-Balkarian Science Center of the Russian Academy of Sciences. 2014. No. 2 (58). Pp. 110-113.
15. Shekhovtseva L.S. Strategic goal-setting of the region as a subject of development // Regional economy: theory and practice. 2008. № 19 (76). - p.61.
16. Shlychkov V.V. Theoretical and methodological aspects of resource potential management in the region / Yoshkar-Ola: MSTU, 2007. - 392 p.
17. Misakov V.S., Kuyantsev A.I., Dikinov A.H., Kazancheva H.K., Misakov A.V. National agriculture on the basis of import substitution. International Business Management. 2016. 10. 10. № 10. P. 1946-1951
В.С. Новиков
доцент кафедры государственного и муниципального управления, к.э.н., доцент, Кубанский государственный технологический университет
V.S. Novikov
associate professor Department of State and Municipal Management,
Kuban State Technological University (vs. novikov@mail. ru, 89094601810)
Д.Ф. Согова
аспирант 3 курса очной формы обучения Южного института менеджмента
D.F. Sogova 1st year graduate student Southern institute of management (dianasogova@mail ru, 89628709098)
ВНЕДРЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТА УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация. В настоящее время для достижения успеха в динамичном окружении компаниям необходимо уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и превосходить своих конкурентов по качеству, скорости предоставления услуг, широте ассортимента и цене продукции. Все большее распространение и применение получают стратегические системы управленческого учета, одной из которых является система сбалансированных показателей. Основное назначение системы заключается в обеспечении функций сбора, систематизации и анализа информации необходимой для принятия стратегических управленческих решений для последующего внедрения результатов в деятельность компании. Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard) - это система измерения эффективности деятельности всего предприятия (система стратегиче-