Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ СЦЕНАРИИ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНЫХ ДИСПРОПОРЦИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕПРЕССИВНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ'

НЕКОТОРЫЕ СЦЕНАРИИ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНЫХ ДИСПРОПОРЦИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕПРЕССИВНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мировой экономический кризис / пандемия / муниципальная экономика / структурные диспропорции / трансформация / оптимизация / world economic crisis / pandemic / municipal economy / structural imbalances / transformation / optimization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М И. Чажаев, М Г. Бицуева

Глобализация и бурные трансформационные процессы формируют новые направления отраслей, образуют новые взаимосвязи и взаимоотношения в экономике национального хозяйства. Изменения структуры национальной экономики вызывают необходимость проведения регулярного структурного мониторинга, позволяющего, в т.ч. соизмерять реальную структуру с ее предстоящим развитием. Понятно, что структура любой национальной экономики формируется под воздействием множества разнонаправленных факторов экономического, социального, географического, психологического и т.п. характера и обладает своими особенностями и спецификой. Необходимость проведения структурных преобразований, как правило, обусловливается очередным мировым или национальным финансово-экономическим кризисом. Однако, государство в подобных условиях, чтобы избежать политического кризиса, вынуждено трансформировать национальную экономику, осуществлять соответствующие структурные преобразования. Для этих целей государственный аппарат разрабатывает комплекс долгосрочных целевых программ. Содержание подобных программ, их цели и задачи, сроки и методы реализации соответствуют специфике национальной экономики рассматриваемой страны. Достигнутые результаты реализации стратегических программ, проводимых структурных реформаций отражаются в их действенности и эффективности. В нашей статье мы предприняли попытку рассмотреть структурные реформирования в муниципальных образованиях в условиях очередного мирового экономического кризиса, крайне осложненного пандемией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME SCENARIOS FOR NEUTRALIZING STRUCTURAL IMBALANCES IN THE TERRITORIAL AND ECONOMIC POTENTIAL OF DEPRESSED MUNICIPALITIES

Globalization and rapid transformation processes form new directions of industries, form new interconnections and relationships in the economy of the national economy. Changes in the structure of the national economy necessitate regular structural monitoring, which allows, incl. commensurate the real structure with its forthcoming development. It is clear that the structure of any national economy is formed under the influence of many multidirectional factors of economic, social, geographic, psychological, etc. character and has its own characteristics and specifics. The need for structural transformations, as a rule, is due to the next world or national financial and economic crisis. However, the state in such conditions, in order to avoid a political crisis, is forced to transform the national economy, to carry out appropriate structural reforms. For these purposes, the state apparatus is developing a set of longterm targeted programs. The content of such programs, their goals and objectives, timing and methods of implementation correspond to the specifics of the national economy of the country in question. The results achieved in the implementation of strategic programs and ongoing structural reforms are reflected in their effectiveness and efficiency. In our article, we made an attempt to consider structural reforms in municipalities in the context of the next world economic crisis, extremely complicated by a pandemic.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ СЦЕНАРИИ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНЫХ ДИСПРОПОРЦИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕПРЕССИВНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»

является одной из главных причин длительности процесса перехода к применению новшеств в сфере Internet-технологий.

Результаты проведенного исследования показали, что современное состояние банковского сектора в России указывает на наличие перспектив его дальнейшего развития в сторону цифровизации. Наряду с преимуществами внедрения информационных технологий в банковскую систему, существуют и определенные риски, связанные с гарантированием безопасности проводимых транзакций (в первую очередь - предотвращением кибер-атак). Безусловно, российские банки отражают большую часть атак и предотвращают многие мошеннические операции благодаря уже существующим средствам, однако общество развивается, меняются потребности клиентов банка. В связи с этим необходимо изучить возможности внедрения новых технологий для удовлетворения требований потребителей.

Источники:

1. Болотнова Е.А. Совершенствование и модернизация выставочных железнодорожных путей необщего пользования в городе темрюк/ Болотнова Е.А., Тыртышная Л.Н., Гусаков В.В.// Естественно-гуманитарные исследования. 2019. № 26(4). С. 19.

2. Васильева Н.К. Эффективность производства риса на кубани/Васильева Н.К., Коврякова Е.А.// Москва, 2016.

3. Колесник В.С. Эффективность использования производственных ресурсов в сельском хозяйстве/ Колесник В.С., Ха-лявка И.Е., Юрченко А.А.// Коллективная монография / Краснодар, 2014.

4. Omarov R.S. Innovative approaches to the development of new food products based on secondary raw materials of animal origin/ Omarov R.S., Shlykov S.N., Khramchenko A.A.// Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2018. Т. 9. № 6. С. 1824-1831.

5. Храмченко А.А. К вопросу ускорения оборачиваемости оборотных средств и улучшения финансового состояния в целом на примере молочно-товарной фермы краснодарского края/ Храмченко А.А// Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-3 (77). С. 561-567.

References:

1. Bolotnova EA. Improvement and modernization of non-public exhibition railways in Temryuk/Bolotnova E.A., Tyrtyshnaya L.N., Gusakov V.V.//Humanities research. 2019.No 26 (4). S. 19.

2. Vasilyeva N.K. Efficiency of rice production in the Kuban / Vasilyeva N.K., Kovryakova E.A. // Moscow, 2016.

3. Kolesnik V.S. Efficiency of the use of production resources in agriculture / Kolesnik V.S., Khalyavka I.E., Yurchenko A.A. // Collective monograph / Krasnodar, 2014.

4. Omarov R.S. Innovative approaches to the development of new food products based on secondary raw materials of animal origin / Omarov R.S., Shlykov S.N., Khramchenko A.A. // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2018.Vol. 9. No. 6. P. 1824-1831.

5. Khramchenko A.A. On the issue of accelerating the working capital turnover and improving the financial condition as a whole by the example of the dairy farm of the Krasnodar Territory / A. Khramchenko // Economics and Entrepreneurship. 2016. No. 12-3 (77). S. 561-567.

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10561

М.И. Чажаев - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», marinabitsueva@yan-dex.ru,

M.I. Chazhaev - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chechen State University";

М.Г. Бицуева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова»; mari-nabitsueva@yandex.ru,

M.G. Bitsueva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova".

НЕКОТОРЫЕ СЦЕНАРИИ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНЫХ ДИСПРОПОРЦИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕПРЕССИВНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ SOME SCENARIOS FOR NEUTRALIZING STRUCTURAL IMBALANCES IN THE TERRITORIAL AND ECONOMIC POTENTIAL OF DEPRESSED MUNICIPALITIES

Аннотация. Глобализация и бурные трансформационные процессы формируют новые направления отраслей, образуют новые взаимосвязи и взаимоотношения в экономике национального хозяйства. Изменения структуры национальной экономики вызывают необходимость проведения регулярного структурного мониторинга, позволяющего, в т.ч. соизмерять реальную структуру с ее предстоящим развитием.

Понятно, что структура любой национальной экономики формируется под воздействием множества разнонаправленных факторов экономического, социального, географического, психологического и т.п. характера и обладает своими особенностями и спецификой.

Необходимость проведения структурных преобразований, как правило, обусловливается очередным мировым или национальным финансово-экономическим кризисом.

Однако, государство в подобных условиях, чтобы избежать политического кризиса, вынуждено трансформировать национальную экономику, осуществлять соответствующие структурные преобразования. Для этих целей государственный аппарат разрабатывает комплекс долгосрочных целевых программ.

Содержание подобных программ, их цели и задачи, сроки и методы реализации соответствуют специфике национальной экономики рассматриваемой страны. Достигнутые результаты реализации стратегических программ, проводимых структурных реформаций отражаются в их действенности и эффективности.

В нашей статье мы предприняли попытку рассмотреть структурные реформирования в муниципальных образованиях в условиях очередного мирового экономического кризиса, крайне осложненного пандемией.

Abstract. Globalization and rapid transformation processes form new directions of industries, form new interconnections and relationships in the economy of the national economy. Changes in the structure of the national economy necessitate regular structural monitoring, which allows, incl. commensurate the real structure with its forthcoming development.

It is clear that the structure of any national economy is formed under the influence of many multidirectional factors of economic, social, geographic, psychological, etc. character and has its own characteristics and specifics.

The need for structural transformations, as a rule, is due to the next world or national financial and economic

crisis.

However, the state in such conditions, in order to avoid a political crisis, is forced to transform the national economy, to carry out appropriate structural reforms. For these purposes, the state apparatus is developing a set of long-term targeted programs.

The content of such programs, their goals and objectives, timing and methods of implementation correspond to the specifics of the national economy of the country in question. The results achieved in the implementation of strategic programs and ongoing structural reforms are reflected in their effectiveness and efficiency.

In our article, we made an attempt to consider structural reforms in municipalities in the context of the next world economic crisis, extremely complicated by a pandemic.

Ключевые слова: мировой экономический кризис, пандемия, муниципальная экономика, структурные диспропорции, трансформация, оптимизация.

Key words: world economic crisis, pandemic, municipal economy, structural imbalances, transformation, optimization.

Характерной особенностью развития рыночных отношений в РФ стала смена централизованного планового развития населенных пунктов (в контексте политики «рациональное размещение производительных сил») на концепцию инициативного экономического развития муниципальных образований, ориентированную на формирование качественно новой среды проживания населения. Под качественно новой средой проживания мы понимаем возможность найти работу, комплекс услуг муниципального характера и т.п.

Обеспечение этих задач требует проведения комплекса различных экономических преобразований, позволяющих обеспечить устойчивую деятельность предприятий; сформировать эффективную систему занятости местных жителей; построить надежную налоговую базу; эффективно задействовать ресурсы муниципального об-разования.[1,5,10]

Как видно из вышесказанного, речь идет о необходимости комплексного изменения организации функционирования и развития муниципальной экономики, позволяющей формировать ее инвестиционную привлекательность.

Социо-эколого-экономическая система всегда есть результат многолетнего воздействия массы факторов, ее текущее состояние, как правило, отражает управляемость процесса развития. В случае стабильного устойчивого развития системы все образующиеся проблемы успешно решаются через механизмы, обеспечивающие ее гибкость и адаптируемость к новым явлениям.

Однако, на определенном этапе эти механизмы способны давать сбой - это означает начало так называемого системного кризиса, одним из основных элементов которого выступают структурные диспропорции. [2,6,12]

Нарушение соотношения составляющих экономического потенциала можно рассматривать как следствие двух факторов:

- управленческие действия (поступки);

- новые рыночные отношения.

Соотношение социо-эколого-экономической системы демонстрирует динамический ряд ее статичных положений. Любая внешняя или внутренняя трансформация разрешается внутри системы, меняя состав и структуру ее частей и взаимосвязей между частями.

Системный кризис национальной экономики особо остро отразился на территориальной экономической системе муниципальных формирований, ибо основная нагрузка финансирования хозяйствующих субъектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, пришлась на местные бюджеты, где и без этого собственные доходы едва составляли ничтожную долю бюджета муниципального образования. [3,11]

В сегодняшних реалиях местное самоуправление отвечает за деятельность ЖКХ, образования, культуры и спорта и социальной защиты населения. Они также функционально ответственны за решение проблем занятости, общественной безопасности и других вопросов касательно надлежащего жизнеобеспечения населения. Такое положение позволяет рассматривать управление и организацию муниципального формирования в подобии производственной корпорации, характеризуемой наличием своих собственных экономических интересов.

В любом случае, надо отметить, что развитие территориально-пространственного образования в сегодняшних реалиях является одной из самых актуальных проблем экономического управления и планирования. Надо также отметить, что эта проблема крайне остро стоит в депрессивных, экономически отсталых регионах, таких, как республики Северного Кавказа. Все республики данного региона отличаются неразвитостью производственной, социальной и экономической сфер, особенно, в горных районах. Причем, это относится не только к сельским территориям, но и к монотерриториям, как правило, тяготеющим к одному предприятию. В качестве подобного примера можно привести город Тырныауз (КБР). Весь город, все производство, вся инфраструктура и т.п. - все замыкалось на некогда крупнейшем (всесоюзного значения) вольфрамо-молибденовом комбинате. Сегодня этот, еще недавно цветущий и развивающийся город, влачит жалкое существование - комбинат разорен, специалисты уехали, инфраструктура разрушена.

Для характеристики социального положения населения достаточно привести такой пример: трехкомнатная квартира в девятиэтажном доме стоит меньше 300 тыс. рублей, целые подъезды стоят заколоченными...

Сельские депрессивные территории также находятся в ненадлежащем состоянии - острая нехватка инженерной и дорожной инфраструктуры, крайне низкий уровень доходов населения, системная неблагоустроенность.

Понятно, что невозможно эти проблемы устранить одним лишь управленческим решением, ибо стоит сложнейшая задача - устранить структурные диспропорции депрессивных муниципальных образований. Заметим, речь идет о еще недавно благополучных территориях, некогда имевших довольно высокую социальную, экономическую и территориально-производственную систему и полноценную инфраструктуру.

Безусловно, кризисное состояние депрессивных муниципальных образований региона крайне негативно сказывается на безработице, на динамике товарного производства, на доходах местного бюджета, на качестве и уровне жизни местного населения. Все это говорит о необходимости ускорения процессов структурной реорганизации территориальной экономики, нейтрализации или смягчения его сложных последствий для общества и наиболее пострадавших в структурном отношении муниципальных формирований. [4,8,13]

Выделение депрессивных территорий, нуждающихся в поддержке при реализации структурных преобразований, может происходить на базе структурного и статистического подходов. Так, при статистическом подходе на основе заранее заданных единых формализованных критериях дается диагностирование комплекса оценочных показателей, характеризующих качество социально-экономического положения в территориальных образованиях. Для этого используются отчетные данные промпроизводства в динамике за последние 8-10 лет; уровень социальной и фактической в территории безработицы; номинальные и реальные доходы населения; экологическое состояние в регионе и др.

Для выявления уровня депрессивности муниципального образования необходимо проводить горизонтальный анализ (в сравнении с другими подобными образованиями) и вертикальный анализ (по динамике развития исследуемых процессов). [9,14]

При структурном анализе акцент делается на диагностирование структуры занятости и состояния территориальных хозяйственных комплексов. Такой подход позволяет выделить депрессивные подотрасли и сферы производства. Понятно, что рассматриваемый подход более трудозатратен в сравнении со стратегическим подходом. Но есть и более существенная проблема - отсутствие возможностей выявления причинно-следственных связей и установления источников экономического роста исследуемой территории.

Для устранения структурных диспропорций депрессивных муниципальных образований мы предлагаем следующую модифицированную методику, состоящую из 6 алгоритмов.

На первом этапе идет общая диагностика муниципального образования путем зонирования ее территории и установления типа текущих ограничений.

На втором этапе выявляем структурные диспропорции в экономике муниципального образования, их характер и возможный ущерб.

На третьем этапе разрабатываем подходы и методы нейтрализации и сокращения действующих ограничений.

На четвертом этапе идет обоснованное предложение восстановления экономики депрессивной территории на основе инновационно-инвестиционного развития.

На пятом этапе формируем территориальные преференции посредством установления приоритетов освоения ресурсов муниципального образования.

На шестом этапе предлагаются механизмы и инструментарии обеспечения устойчивого социо-эколого-экономического развития исследуемого муниципального формирования.

В целом, можно заключить, что структурные диспропорции есть результат сбоя систем более высокого уровня, а также трансформации факторов внешнего воздействия.

Касательно Российской Федерации - можно отметить, что формирование рыночных отношений (речь идет о построении радикально иной социально-экономической формации) охватило всю иерархию социально-экономической системы.

Анализ и обобщение специальной литературы по рассматриваемой проблематике позволяет выделить основные решения нейтрализации и смягчения структурных диспропорций в экономической системе [2,7,15]:

- Увеличение коэффициента задействования факторов экономического потенциала должно стать основным курсом развития экономического блока муниципального формирования. Речь идет, в первую очередь, об эффективном размещении и организации производительных сил, о задействовании инновационных процессов. Для этого необходимо:

- разработать антикризисную программу для убыточных предприятий;

- реструктуризовать соответствующие предприятия;

- сконцентрировать ресурсный потенциал на производство востребованной продукции;

- наладить межтерриториальную кооперацию, создать агропромышленные группы;

- активнее задействовать человеческий капитал.

2. Необходимо трансформировать соотношения производства товарной продукции по структурообразующим элементам. Речь идет о подведении имеющейся структуры территориального производства потребностям и условиям рыночной конъюнктуры.

3. Наращивание количества структурообразующих компонентов. Надо отметить, что проблемы построения новых элементов предполагает экономическую проработку, ибо это затем потребует перераспределения ресурсов муниципального образования, а значит, и ослабит ряд иных элементов.

4. Объединение составляющих исследуемой системы посредством организации горизонтальных и вертикальных корпораций.

5. Разумное (обоснованное) разукрупнение системных элементов посредством диверсификации крупных хозяйственных формирований.

6. Нейтрализация системных статичных и процессных динамичных ограничений.

В заключение мы хотим сказать, что представленными сценариями решения структурных диспропорций территориально-экономического потенциала муниципального образования не исчерпываются возможности формирования интеграционной, инвестиционной, институциональной и социальной привлекательности подобных территорий.

Источники:

1. Агафонов Н.Т., Исаев Р.А. Основные положения концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития. - СПб: Изд-во «Центр регионально-политических исследований и проектирования»,1995. - 117 с.

2. Ахполова В.Б. Механизмы интеграционных взаимодействий социально-экономических систем субъектов РФ в пространстве макрорегиона. - Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ,2007. - 149 с.

3. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. - М.: Финансы и статис-тика,2002. - 176 с.

4. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. - М.: Наук,2006. - 396 с.

5. Данилов-Данильян В.И. Устойчивое развитие и экономическое равновесие //Экос-информ. - 1997. - №4. - С.77-81

6. Добрынин И.М. Региональные пропорции воспроизводства. - СПб: СПбГУЭФ,1999. - 154 с.

7. Дьякова Е.Б. и др. Межбюджетное регулирование м распределение финансовой помощи регионам: опыт, проблемы, пути совершенствования: монография. - Волгоград: ВИУ,2007. - 155 с.

8. Лексин В.И. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М.: УРСС,2000. - 415 с.

9. Механизм регулирования экономики в Германии: как он функционирует и чему учит /Под общ. ред. В.П. Гутник. -М.: Владос,2013. - 320 с.

10. Мисаков А.В. Некоторые аспекты развития институциональной среды агропродовольственного комплекса //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2015. - № 4 (66). - С. 92-98.

11. Мисаков В.С. Развитие финансового анализа на стадии инвестирования //Вопросы статистики. - 2002. - № 2. - С. 47.

12. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16

13. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. - №8. - С.0

14. Пенюгалова А.В., Кочесокова Т.Е. Горизонтальное и вертикальное выравнивание как механизмы обеспечения сбалансированности местных бюджетов //Научный журнал КубГАУ. - 2010. - №63. - С. 16-21

15. Уянаев Б.Б., Мисаков В.С. Новая модель развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - № 3 (65). - 135-140.

16. Чениб Р.Ш. Об эффективности использования средств высокодотационных бюджетов //Финансы. - 2005. - №11. -С.32-36

References:

1. Agafonov N.T., Isaev R.A. Basic provisions of the concept of the transition of the Russian Federation to the model of sustainable development. - SPb: Publishing house "Center for Regional Political Research and Design", 1995. - 117 p.

2. Akhpolova VB Mechanisms of integration interactions of socio-economic systems of the constituent entities of the Russian Federation in the space of the macroregion. - Rostov-on-Don: SKNTs VSh, 2007. - 149 p.

3. Voronin A.G. Municipal economy and management: problems of theory and practice. - M .: Finance and Statistics, 2002. -176 p.

4. Golichenko O.G. National innovation system of Russia: state and development paths. - M .: Nauk, 2006. - 396 p.

5. Danilov-Danilyan V.I. Sustainable development and economic equilibrium // Ecos-inform. - 1997. - No. 4. - S.77-81

6. Dobrynin I.M. Regional proportions of reproduction. - SPb: SPbGUEF, 1999. - 154 p.

7. Dyakova E.B. and others. Interbudgetary regulation and distribution of financial aid to regions: experience, problems, ways of improvement: monograph. - Volgograd: VIU, 2007. - 155 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Leksin V.I. State and regions. Theory and practice of state regulation of territorial development. - M .: URSS, 2000. - 415 p.

9. The mechanism for regulating the economy in Germany: how it functions and what it teaches / Under total. ed. V.P. Gutnik. -M .: Vlados, 2013. - 320 p.

10. Misakov A.V. Some aspects of the development of the institutional environment of the agri-food complex // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2015. - No. 4 (66). - S. 92-98.

11. Misakov V.S. Development of financial analysis at the investment stage // Statistics issues. - 2002. - No. 2. - P. 47.

12. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - p.16

13. Misakov V.S. Functional and cost analysis of construction time frames // Accounting. - 1985. - No. 8. - C.0

14. Penyugalova A.V., Kochesokova T.E. Horizontal and vertical alignment as mechanisms to ensure the balance of local budgets // Scientific journal of KubSAU. - 2010. - No. 63. - S.16-21

15. Uyanaev B.B., Misakov V.S. A new model for the development of rural areas and ensuring food security // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - No. 3 (65). - 135-140.

16. Chenib R.Sh. On the efficiency of using funds from highly subsidized budgets // Finance. - 2005. - No. 11. - S.32-36

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10562

М.И. Чажаев - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», mbc_@mail.ru,

M.I. Chazhaev - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chechen State University";

М.Р. Дышекова - студентка 2 курса факультета «Экономика и управление» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», mbc_@mail.ru,

M.R. Dyshekova - 2nd year student of the Faculty of Economics and Management, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova ".

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ РАЙОНАМИ И ОБРАЗОВАНИЯМИ КАК ОТКРЫТЫМИ СЛОЖНЫМИ СИСТЕМАМИ (СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД) STRATEGIC MANAGEMENT OF MUNICIPAL DISTRICTS AND FORMATIONS AS OPEN COMPLEX SYSTEMS (STRATEGIC APPROACH)

Аннотация. В условиях возрастающей макроэкономической нестабильности и неопределенности, в условиях тотальной цифровизации экономики кратно возросли внутренние и внешние потоки информации. Необходимые для анализа и диагностирования состояния, планирования, разработки и задействования управленческих решений.

Открывающиеся возможности своевременного получения и использования соответствующей информации, ее оперативной аполитической обработки посредством математических инструментариев и информационно-коммуникативных технологий стали одним из наиболее значимых элементов поддержки и принятия обоснованных решений по эффективному управлению сложными организационными системами (регионами, комплексами, предприятиями и т.д.)

Использование системного подхода к управлению муниципальными районами и образованиями и системного анализа как эффективного метода исследования всевозможных социально-экономических явлений и процессов предполагает задействования специальных качественно-категориальных и количественных оценочных показателей.

Безусловно, системное изучение региона и анализ его подсистем в долгосрочной перспективе вызывает массу вопросов, сопряженных со стратегическим управлением территориальным образованием. Муниципальный район как объект стратегического исследования порождает необходимость поэтапного их изучения посредством использования системы категорий как логических понятий, а также установления и диагностирования количественных значений.

Эксперты отмечают необходимость оперативной разработки методов, которые могли бы способствовать разработке обоснованных стратегических и оперативных решений, направленных на удовлетворение возрастающих потребностей населения, наращивание конкурентных преимуществ региональной территориальной системы, совершенствование и адаптацию современных методик стратегического анализа, планирования и прогнозирования.

Все это и сподвигло нас на исследование данной проблематики в нашей статье.

Abstract. In the context of increasing macroeconomic instability and uncertainty, in the context of total digital-ization of the economy, internal and external information flows have multiplied. Necessary for the analysis and diagnosis of the state, planning, development and implementation of management decisions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.