Gaskov Alexey Vladimirovich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of theory of physical culture, Buryat State University. Ulan-Ude, Smolin str., 24 a, tel. 8(3012)216989, 8-902-564-53-22. E-mail: [email protected]
УДК: 796.83
© А. В. Гаськов, Г. Я. Галимов, В. А. Кузьмин, М. Д. Кудрявцев, Ю. А. Копылов, В. А. Стрельников
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-БОКСЕРОВ КАК ОСНОВЫ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье обосновывается, что в процессе занятий в секции бокса у студентов высших учебных заведений достоверно улучшаются показатели интереса к занятиям физической культурой, эмоциональной устойчивости; уровня концентрации внимания и целеустремленности, коллективизма, уважения к окружающим, активности нравственной позиции, гражданственности, трудолюбия, творческой активности, целеустремленности. Занятия боксом предлагаются в качестве системы формирования личности как основы будущей профессиональной деятельности студентов высших учебных заведений.
Ключевые слова: боксеры, социальное здоровье, интерес к занятиям физической культурой, социально значимые качества личности.
A. V. Gaskov, G. Ya. Galimov, V. A. Kuzmin, M. D. Kudryavtsev, Y. A. Kopylov, V. A. Strelnikov
FEATURES OF FORMATION OF SOCIALLY SIGNIFICANT PERSONAL TRAITS OF STUDENTS BOXERS AS A BASIS OF FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY
The article proves that in the course of training in the boxing section of the students of higher educational institutions the indicators of interest is significantly improved in physical culture, emotional stability; the level of concentration and commitment, teamwork, respect for others, the activity of a moral position , civic consciousness, hard work, creativity, purposefulness. Boxing classes are offered as a system of personality formation and as a basis for future professional activities of university students.
Keywords: boxers, social health, interest in physical training, socially important personality traits.
Актуальность исследования. Высшее образование призвано обеспечивать не только профессиональную подготовку студентов, но и их способность к самостоятельному и сознательному выбору физкультурно-спортивной деятельности как элемента жизни и культуры. Такой выбор возможен только при сформированной физической культуре личности, которая обеспечивает возможность саморазвития, саморегуляции, самоконтроля, самосовершенствования, самопознания, самоопределения и самоактуализации в современном обществе. Необходимым условием культурного развития современного общества, его технического, экономического, политического, гуманитарного и других потенциалов является образование и высокий уровень овладения физической культурой
Основное противоречие заключается в несоответствии используемого содержания физического воспитания студенческой молодежи современным суждениям о личностно приемлемых методах и организации процесса усвоения физической культуры. Использующаяся в настоящее время организация учебно-
воспитательного процесса на занятиях физической культурой подчас игнорирует центральные установки социально-психологической парадигмы отношения к студенту высшей школы как к свободной личности, имеющей право на самостоятельный выбор содержания занятий физическими упражнениями. Одна из основных задач учебно-тренировочного процесса в высших учебных заведениях - формировать потребность студентов заниматься теми физическими упражнениями, которые им больше всего подходят. Возникает нестыковка между потребностью формирования гармонически развитой личности и возможностями осуществления этой потребности в современной высшей школе, между потребностью общества в подготовке высококвалифицированных, здоровых специалистов и возможностями удовлетворения этой задачи в современных вузах.
Теоретическая значимость. Выявлено, что «социальное здоровье» молодежи прогрессивно ухудшается. Рост психических и физических нагрузок на фоне интенсификации учебного процесса студентов ведет к очевидным пере-
грузкам [5]. Это приводит к ослаблению здоровья студентов [1], росту числа студентов, отнесенных к специальным медицинским группам, снижению среднего уровня физической и функциональной и физической подготовленности. Эти негативные тенденции вызывают необходимость поиска различных действенных мер, направленных на оптимизацию физического состояния студентов. Научные исследования, ориентированные на улучшение социального здоровья этого контингента, приобретают особую актуальность [4].
Для исправления негативных тенденций широко используются в том числе средства и методы физической культуры. В процессе спортивной деятельности осуществляется не только изучение специализированных знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие комплекса двигательных качеств, но и перестройка личности с устойчивой положительной структурой ценностных установок, мотивов и потребностей.
В процессе регулярных занятий спортом совершенствуется биологическая природа человека и его социально значимые качества, но происходит преобразование индивидуальных личностных потребностей в потребности, актуальные для общества.
Практическая значимость. Представленное содержание секционных занятий боксом со студентами, имеющими сниженный уровень двигательной подготовленности, позволяет успешно решать спектр задач, связанных с уровнем здоровья, интересом к спортивным занятиям и ведению здорового образа жизни, а также с успешностью профессиональной подготовленности выпускников высших учебных заведений.
Доказано, что тренировки в единоборствах, в том числе и в боксе, способствуют эффективному формированию ряда положительных качеств личности - целеустремленности, коллективизма, смелости, силы воли и других социально значимых качеств личности. Бокс - это специфический вид спорта, характеризующийся объективной необходимостью наиболее интенсивного проявления личностных качеств.
Занятия боксом, в сочетании с традиционными средствами физической культуры, открывают широкие перспективы для разработки новых технологий физического воспитания студентов высшей школы, что подтверждается проведенными исследованиями [6].
Гипотеза. Было выдвинуто предположение, что занятия боксом в секциях, в качестве альтернативы стандартным учебным занятиям по
физическому воспитанию, будут эффективны для коррекции личностных качеств у студентов высших учебных заведений. В пользу такого предположения выдвигаются следующие соображения. Доказано, что специфика содержания двигательной деятельности в боксе обусловлена высокой динамичностью, постоянной сменой ситуаций различного характера [2]. Ведение боя в условиях повышенной опасности мобилизует боксера и вырабатывает у него навыки к обдуманным, взвешенным и целенаправленным действиям. Это как раз те качества, которые необходимы для профессионального становления будущего специалиста в разных областях экономики страны. В этой связи была сформулирована цель настоящего исследования.
Цель исследования - формирование личностных качеств у студентов высших учебных заведений в процессе тренировочных занятий в секциях бокса.
В исследовании приняло участие в общей сложности 27 студентов 18-20 лет контрольной (14 человек) и экспериментальной (13 человек) групп. Все испытуемые относились к основной или подготовительной группам здоровья и не имели противопоказаний для занятий в секции бокса.
Экспериментальная группа занималась три раза в неделю в секции бокса по методике А.И. Булычева [3]. Контрольная группа в спортивных секциях не занималась. Тестирование участников проводилось в начале и в конце педагогического эксперимента, который продолжался в течение восьми месяцев.
Научная новизна. Впервые разработано содержание секционных занятий боксом в высших учебных заведениях со студентами, имеющими сниженный уровень двигательной подготовленности.
Получены следующие новые сведения: тревожность студентов, имеющих сниженный уровень двигательной подготовленности, значительно превышает уровень, необходимый для проведения полноценного учебно-педагогического процесса; мотивация к занятиям физической культурой и спортом у студентов, имеющих сниженный уровень двигательной подготовленности, находится на низком и критически низком уровне; учет индивидуальных психофизиологических особенностей студентов, имеющих сниженный уровень двигательной подготовленности, позволяет существенно улучшить спектр медико-биологических и психолого-педагогических показателей.
Методы исследования. Оценка уровня интереса к занятиям физической культурой. Для выявления уровня интереса студентов к физической культуре использована анкета из 15 вопросов, на которые они отвечали по пятибалльной системе. Проставленные баллы суммировались, вычислялась средняя величина для каждого испытуемого.
Для оценки успешности воспитательной работы использовался метод сбора и анализа показателей педагогической характеристики. С этой целью преподавателями высшего учебного заведения по пятибалльной системе оценивались: агрессивность, эмоциональная устойчивость, уровень концентрации внимания и целеустремленность.
Оценка уровня сформированности социально значимых качеств личности - коллективизма, уважения к окружающим, активности нравственной позиции, гражданственности, трудолюбия, творческой активности, целеустремленности - проводилась участниками эксперимента методом анкетирования. Каждое утверждение оценивалось по пятибалльной шкале. Всего в анкете было использовано 24 утверждения. После подсчета набранных каждым испытуемым баллов определяли уровень сформированности социально значимых качеств личности.
В ходе исследования были получены следующие результаты.
1. Оценка уровня интереса к занятиям физической культурой. Исходные данные не показали достоверных различий у студентов контрольной и экспериментальной групп. После проведения педагогического эксперимента выявлены достоверные (р < 0,001) различия, фиксирующие улучшение данных студентов экспериментальной группы (4,32 + 0,1 балла) по сравнению с данными студентов контрольной (3,72 + 0,1 балла) группы.
2. Оценка уровня сформированности показателей педагогической характеристики. В начале исследования уровень сформированности параметров педагогической характеристики статистически не различался (р>0,05) в двух сформированных группах. После проведения педагогического эксперимента показатели педагогической характеристики студентов контрольной и экспериментальной групп имели следующий вид: агрессивность - 2,96+0,1 и 2,12+0,1 балла; эмоциональная устойчивость - 3,4+0,2 и 4,25+0,3 балла; концентрация внимания - 3,26 +0,1 и 4,15+0,3 балла; целеустремленность -3,13+0,1 и 4,26+0,2 балла. Выявлено, что в экспериментальной группе все исследованные по-
казатели педагогической характеристики статистически достоверно (р < 0,01) выше по сравнению с данными контрольной группы.
3. Оценка уровня сформированности социально значимых качеств личности. В начале педагогического эксперимента уровень сформиро-ванности социально значимых качеств личности в контрольной и экспериментальной группе статистически достоверных различий не имел.
После проведения педагогического эксперимента были получены следующие результаты. В контрольной и экспериментальной группе, соответственно, социально значимые качества имели следующий уровень: активность нравственной позиции - 3,4+0,2 и 4,3+0,2 балла; коллективизм - 3,0+0,1 и 3,8+0,1 балла; осознание значимости своего учебного труда для общества - 2,7+0,1 и 3,6+0,1 балла; трудолюбие - 2,5+0,1 и 4,0+0,3 балла; творческая активность - 2,8+0,1 и 3,7+0,2 балла; уважение к окружающим -2,3+0,1 и 4,4+0,3 балла; целеустремленность -2,2+0,1 и 3,9+0,1 балла.
Выводы.
1. Все исследованные социально значимые качества личности статистически достоверно (р < 0,01) имеют более высокий уровень сфор-мированности в экспериментальной группе по сравнению с аналогичными показателями, полученными в контрольной группе.
2. Анализ полученных результатов демонстрирует, что тренировки способствуют эффективному формированию личностных качеств студентов высших учебных заведений. Испытуемые 18-20 лет, занимавшиеся в секции по боксу, статистически достоверно (р < 0,01) превосходят своих сверстников из контрольной группы по всем исследованным показателям.
3. Реализация в учебно-воспитательном процессе по физическому воспитанию студентов высших учебных заведений полученных данных позволит расширить представления о системе влияния средств и методов такого вида спорта, как бокс, на личность занимающихся.
Литература
1. Белкина Н.В. Здоровьеформирующая технология физического воспитания студентов вуза // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 2. -С. 7-11.
2. Блеер А.Н. Психологические факторы обеспечения устойчивости психомоторных действий в единоборствах // Теория и практика физ. культуры: тренер: журнал в журнале. - 2006. - № 6. - С.28-31.
3. Булычев А.И. Бокс: учебное пособие для секций коллективов физической культуры (для занятий с
начинающими). - М.: Физкультура и спорт, 1965. -200 с.
4. Галимов Г.Я. Корректировка технического арсенала боксера, направленная на увеличение эффективности его атакующих и защитных действий // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - Вып. 13. - С. 119-121.
5. Гаськов А.В. Структура тренировочных средств общей и специальной подготовки квалифицированных боксеров на разных стадиях макроцикла // Вюник Чершпвського нацюнального педагопчного ушверситету. —2012. - Випуск 98. - С. 10-14.
6. Григорьев В.И. Кризис физической культуры студентов и пути его преодоления // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 2. - С. 54-61.
7. Изаак С.И., Панасюк Т.В. Физическое развитие и физическая подготовленность в системе мониторинга состояния физического здоровья населения (возрастно-половые особенности студентов) // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 11. - С. 51.
8. Качурин А.И. Бокс в системе физической культуры студента: учеб. пособие. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 342 с.
Галимов Геннадий Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор, кафедра теоретических основ физического воспитания ФФКСиТ Бурятского государственного университета, мастер спорта по лыжам. Тел. (83012) 216989, е-mail: [email protected]
Кузьмин Владимир Андреевич, доцент военной кафедры Военно-инженерного института, доцент кафедры валеологии Торгово-экономического института Сибирского федерального университета, г. Красноярск. E-mail: [email protected]
Кудрявцев Михаил Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой валеологии Торгово-экономического института Сибирского федерального университета, г. Красноярск. Тел. 89048987547; 83912652763, e-mail: [email protected]
Копылов Юрий Анатольевич, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Учреждение Российской академии образования «Институт возрастной физиологии», Москва, ул. Погодинская, 8.
Гаськов Алексей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории физической культуры, Бурятский государственный университет. Тел. 8(3012)216989, 8-902-564-53-22, е-mail: [email protected]
Стрельников Валерий Александрович, доктор педагогических наук, профессор, кафедра спортивных дисциплин ФФКСиТ Бурятского государственного университета, академик ПАНИ, мастер спорта международного класса по боксу. Тел.: 268231, е-mail: [email protected]
Galimov Gennady Yakovlevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of theoretical foundations of physical education, faculty of physical culture, sport and tourism, Buryat State University, master of sports in skiing. Tel.: (8301-2) 216989 E-mail: [email protected].
Kuzmin Vladimir Andreevich, associate professor, military department, Military Engineering Institute, associate professor, department of valeology, Trade and Economic Institute, Siberian Federal University, Krasnoyarsk. E-mail: [email protected]
Kudryavtsev Mikhail Dmitrievich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of theory of valeology, Trade and Economic Institute, Siberian Federal University. Tel. 8 904 898 7547, 8-3912652763. E-mail: [email protected], str. Krasnoyarsk, ul. Lenin, 27-20. e-mail: [email protected]
Kopylov Yuri Anatolevich, candidate of pedagogical sciences, leading researcher, Russian Academy of Education, Institute of Developmental Physiology, Moscow, Pogodinskaya, 12.
Gaskov Alexey Vladimirovich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of theory of physical culture, Buryat State University. Tel. 8(3012)216989, 8-902-564-53-22. E-mail: [email protected]
Strelnikov Valery Alexandrovich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of sport disciplines, faculty of physical culture, sport and tourism, Buryat State University, academician of Petrovskaya Academy of Science and Arts, master of the international class in boxing. Tel.: (8 301-2) 216989.