Kudryavtsev Mikhail Dmitrievich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of valeology, Trade and Economic Institute, Siberian Federal University, 8 904 898 7547, 8-3912652763. E-mail: [email protected], Krasnoyarsk; e-mail: [email protected]
Kopylov Yuri Anatolevich, candidate of pedagogical sciences, leading researcher, Russian Academy of Education, Institute of Developmental Physiology, Moscow.
Gaskov Alexey Vladimirovich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of theory physical culture, Buryat State University. Tel. 8(3012)216989, 8-902-564-53-22; е-mail: [email protected]
УДК: 796
© Г. Я. Галимов, В. А. Кузьмин, М. Д. Кудрявцев, Ю. А. Копылов, А. В. Гаськов
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ НА ПРИМЕРЕ ХАТХА-ЙОГИ
Статья посвящена исследованию динамики показателей сердечно-сосудистой системы студентов на выполнение антиортостатических поз системы хатха-йога.
Ключевые слова: физическое воспитание студентов, антиортостатические позы системы хатха-йога, тренировка с использованием нетрадиционных средств.
G. Ya. Galimov, V. A. Kuzmin, M. D. Kudryavtsev, Yu. A. Kopylov, A. V. Gaskov
EFFICIENCY OF THE USE OF UNCONVENTIONAL MEANS ON THE EXAMPLE OF HATHA YOGA IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS
The article investigates the dynamics of students' cardiovascular system indicators to perform antiorthostatic poses of Hatha Yoga system.
Keywords: physical education of students, antiorthostatic poses of Hatha Yoga system, workout with the use of unconventional means.
Актуальность исследования. В последние годы наметилась тенденция к использованию в системе физического воспитания нетрадиционных средств, в том числе системы хатха-йога, использующей статические позы («асаны») [2]. Полученные данные выявили высокую эффективность их использования для повышения функционального состояния дыхательной системы, мышечного аппарата, управления психической сферой [5].
Вместе с тем до настоящего времени остаются относительно малоисследованными вопросы улучшения функционального состояния сердечно-сосудистой системы в процессе занятий по системе хатха-йога со студентами высших учебных заведений. По мнению специалистов, существенный тренировочный эффект для сердечнососудистой системы оказывают антиортостати-ческие (вверх ногами) позы системы хатха-йога [4]. В этой связи целью исследования было выявление реакции сердечно-сосудистой системы студентов высших учебных заведений на выполнение антиортостатических поз системы хатха-йога.
Исследования проведены с участием студентов высших учебных заведений I (31 человек), II (34 человека) и III (30 человек) курса. Все испы-
туемые по состоянию здоровья отнесены к основной медицинской группе.
Методы исследования. В исследовании изучали показатели сердечно-сосудистой системы: частоту сердечных сокращений (ЧСС) в покое, время восстановления ЧСС после работы, время восстановления артериального давления после тренировочной нагрузки, коэффициент выносливости (КВ), который вычислялся по следующей формуле:
ЧСС х 10 Пульсовое давление
а также среднее артериальное давление (АД средн.), которое вычислялось по формуле:
(АД диаст + АД 2
.пульсовое.
)
ЧСС и АД определяли при помощи электронного тонометра. Все исследованные показатели тестировались до начала тренировочного периода (исходный уровень), а также после его окончания (итоговый уровень). Длительность тренировочного периода составила 12 недель. Занятия проводились 3 раза в неделю по 20 минут каждое, всего проведено 36 занятий.
Педагогический эксперимент. В комплекс антиортостатических поз включены упражнения, признанные специалистами наиболее эффективными для повышения функционального состояния ряда основных систем организма, и в первую очередь сердечно-сосудистой системы [3]. Применяли три ортостатические позы -«сиршасана» (стойка на голове с опорой о предплечья), «сарвангасана (стойка на лопатках) и «халасана» (заведение прямых ног за голову лежа на спине) [1].
Тренировка в выполнении антиортостатических поз строилась по следующей схеме. Для студентов I курса на каждое из упражнений отводилось 3 минуты, с 2-минутными периодами полного отдыха в положении лежа между упражнениями. По окончании тренировки использовали отдых в течение 7 минут в положении
Как демонстрируют данные, представленные в табл. 1, достоверно (р < 0,05) уменьшилось ЧСС в покое и время восстановления ЧСС после тренировочной нагрузки, так же как и достоверно улучшились (уменьшение КВ указывает на функциональное улучшение работы сердечнососудистой системы) показатели КВ (р < 0,05). По остальным исследованным показателям статистически достоверных изменений не выявлено.
лежа на спине. Для испытуемых II курса время выполнения каждого упражнения увеличивалось до 4 минут с периода отдыха между ними в 2 минуты. По окончании тренировки использовали отдых в течение 4 минут в положении лежа на спине. Для испытуемых III курса время выполнения каждого упражнения составило 5 минут с отдыхом между ними в 1 минуту. По окончании тренировки использовали отдых в течение 3 минут в положении лежа на спине.
Такой режим тренировочной работы рекомендован на начальных этапах тренировки по системе хатха-йога [1].
Результаты проведенного исследования. У испытуемых I курса под действием тренировочной нагрузки произошли следующие изменения в исследованных показателях сердечно-сосудистой системы (табл. 1).
Полученные данные указывают в целом на благоприятное воздействие тренировочной нагрузки с использованием антиортостатических поз на функциональное показатели сердечнососудистой системы студентов I курса.
У испытуемых II курса под действием цикла тренировочной нагрузки по системе хатха-йога с выполнением «перевернутых» (антиортостати-ческих) поз произошли следующие изменения в исследованных показателях сердечнососудистой системы (табл. 2).
Показатели Тестирование Различие Достоверность различия
Исходное Итоговое t Р
ЧСС в покое, уд/мин 81,3 + 1,6 73,9 + 1,8 7,4 3,07 < 0,01
АД средн. мм рт. ст. 69,9 + 2,2 66,4 + 2,0 3,5 1,18 > 0,05
Время восстановления 6,4 + 1,0 3,1 + 1,1 3,3 2,20 < 0,05
ЧСС, мин
Таблица 1
Показатели сердечно-сосудистой системы в процессе тренировки испытуемых I курса, М±т
Показатели Тестирование Различие Достоверность различия
Исходное Итоговое t Р
ЧСС в покое, уд/мин 91,2 + 1,5 86,6 + 1,8 4,8 2,05 < 0,05
АД средн, 68,7 + 2,2 67,3 + 2,3 1,4 0,44 > 0,05
мм рт. ст.
Время восстановления 7,3 + 1,1 3,5 + 1,5 3,8 2,04 < 0,05
ЧСС, мин
Время восстановления 8,2 + 2,0 7,8 + 2,2 0,4 0,13 > 0,05
АД средн., мин
Коэффициент выносли- 29,6 + 0,4 28,4 + 0,4 1,2 2,12 < 0,05
вости, усл. ед.
Таблица 2
Показатели сердечно-сосудистой системы в процессе тренировки испытуемых II курса, М + т
Время восстановления 7,7 + 1,3 3,5 + 1,4 4,2 2,19 < 0,05
АД средн., мин
Коэффициент выносли- 25,6 + 0,5 23,3 + 0,5 2,3 3,25 < 0,01
вости, усл. ед.
Данные, представленные в табл. 2, демонстрируют достоверное (р < 0,01) улучшение после тренировочного периода таких показателей, как ЧСС в покое, а также КВ. Несколько менее достоверны (р < 0,05) изменения в лучшую сторону показателей времени восстановления ЧСС и АД средн. Без статистически достоверного изменения остался показатель АД средн., что может указывать на недостаточный уровень нагрузки для текущей подготовленности данных испытуемых. Вместе с тем можно назвать реакцию сердечно-сосудистой системы в ответ на тренировочную нагрузку благоприятной, так как время восстановления ЧСС и АД к концу тренировочного периода достоверно сократилось.
Выводы исследования.
1. Полученные показатели у испытуемых III курса выявили высокодостоверное улучшение по большинству исследованных показателей. Исключение составил показатель АД средн., также как и у испытуемых I и II курса.
2. Полученные в ходе исследования данные позволяют уточнить представления о ряде изменений в показателях сердечно-сосудистой системы студентов.
3. Результаты исследования могут быть эффективно использованы в системе физического воспитания студентов с применением элементов системы хатха-йоги.
4. Полученные в исследовании данные указывают в целом на благоприятное воздействие тренировочной нагрузки с использованием ан-тиортостатических поз на функциональное по-
В целом, так же как и у первокурсников, произошедшие изменения в исследованных показателях сердечно-сосудистой системы можно квалифицировать как благоприятные. Сдвиги в показателях более существенны и достоверны, чем у первокурсников, что может указывать на более высокую функциональную подготовленность сердечно-сосудистой системы. При этом можно отметить достаточную высокую плотность полученных результатов в группах.
У испытуемых III курса в результате использования тренировочной нагрузки с «перевернутыми» позами произошли следующие изменения в показателях сердечно-сосудистой системы (табл. 3).
казатели сердечно-сосудистой системы студентов.
Литература
1. Галимов Г.Я. Реализация развивающего обучения в физическом воспитании с ограниченными физическими возможностями // Совершенствование боевой и физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений силовых ведомств: материалы междунар. науч.-практ. конф. -Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2013. -Т. II. - С. 127-131.
2. Гаськов А.В. Технология тренировочного процесса в боксе. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. - 140 с.
3. Верещагин В.Г. Физическая культура индийский йогов. - Минск: Полымя, 1982. - 144 с.
4. Копылов Ю.А. Средства оздоровительной направленности восточных систем физического воспитания // Человек, здоровье, физическая культура в
Таблица 3
Показатели сердечно-сосудистой системы в процессе тренировки испытуемых III курса, М + т
Показатели Тестирование Различие Достоверность различия
Исходное Итоговое t Р
ЧСС в покое, уд/мин 78,3 + 1,4 69,9 + 1,9 8,4 3,56 < 0,001
АД средн. , мм рт. ст. 65,2 + 2,6 64,3 + 3,1 0,9 0,22 > 0,05
Время восстановления 7,1 + 1,2 2,8 + 1,0 4,3 2,75 < 0,01
ЧСС, мин
Время восстановления 6,8 + 1,1 3,9 + 0,9 2,9 2,04 < 0,05
АД, мин
Коэффициент выносли- 22,4 + 0,6 20,2 + 0,5 2,2 2,81 < 0,01
вости, усл. ед.
изменяющемся мире: материалы III Науч.-практич. конф. по проблемам физического воспитания учащихся. - Коломна, 1993. - С. 29.
5. Brahmachari D. The science of Yogo. - Bombay: Asia house, 1970. - 313 p.
6. Iyengar B.K.S. Light on Yoga. - L.: Allen und Unwin, 1973. - 342 p.
7. Swami Vishnu-devananda. The complete illustrated book of Yoga. - Bombay, 1967. - 218 p.
Галимов Геннадий Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор, кафедра теоретических основ физического воспитания ФФКСиТ БГУ, мастер спорта по лыжам. Тел. (8301-2) 216989. E-mail: [email protected]
Кузьмин Владимир Андреевич, доцент военной кафедры Военно-инженерного института, доцент кафедры валеологии Торгово-экономического института ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» г. Красноярск. E-mail: [email protected]
Кудрявцев Михаил Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой валеологии Торгово-экономического института ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск; e-mail: [email protected]
Копылов Юрий Анатольевич, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Институт возрастной физиологии, г. Москва.
Гаськов Алексей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории физической культуры, Бурятский государственный университет. 8(3012)216989, 8-902-564-53-22. E-mail: [email protected]
Galimov Gennady Yakovlevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of theoretical foundations of physical education, faculty of physical culture, sport and tourism, Buryat State University, master of sports in skiing. Tel.: (8301-2) 216989 E-mail: [email protected].
Kuzmin Vladimir Andreevich, associate professor, military department, Military Engineering Institute, associate professor, department of valeology, Trade and Economic Institute, Siberian Federal University, Krasnoyarsk. E-mail: [email protected]
Kudryavtsev Mikhail Dmitrievich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of valeology, Trade and Economic Institute, Siberian Federal University, 8 904 898 7547, 8-3912652763. E-mail: [email protected], Krasnoyarsk; e-mail: [email protected]
Kopylov Yuri Anatolevich, candidate of pedagogical sciences, leading researcher, Russian Academy of Education, Institute of Developmental Physiology, Moscow.
Gaskov Alexey Vladimirovich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of theory physical culture, Buryat State University. Tel. 8(3012)216989, 8-902-564-53-22. E-mail: [email protected]
УДК 796:001
© А. Г. Галимова, В. М. Цинкер, А. А. Сахиулин ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В данной статье раскрывается развитие состояния проблемы научно-методического обеспечения и реализации профессиональной физической культуры в системе подготовки к профессиональной деятельности. Ключевые слова: адаптация, профессиональная физическая культура, профессиональный профиль.
A. G. Galimova, V. M. Tsinker, A. A. Sakhiulin
GENESIS AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL PHYSICAL CULTURE
This article reveals the development of the problem of scientific-methodological provision and implementation of professional physical culture in the system of training to professional activity. Keywords: adaptation, professional physical culture, professional profile.
Научные взгляды на возникновение физического воспитания связаны с утверждением о том, что потребности экономического развития общественных отношений, трудовая и военная деятельность послужили основой для воспитания подрастающего поколения. Н.И. Пономарев этот факт охарактеризовал так, что до сих пор
человечество не придумало ничего другого, кроме физической культуры, которая дает возможность готовить людей к производственной деятельности.
В производственной и трудовой деятельности человека спорт и физическая культура тесно связаны между собой. Метание копья, которое