Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА У ПОДРОСТКОВ КАК ОСНОВЫ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА У ПОДРОСТКОВ КАК ОСНОВЫ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный опыт / социально-личностный опыт / жизнеспособность / социализация / социальные нормы / социальные отношения / жизнестойкость / социальная адаптация / социальная интеграция / social experience / social and personal experience / socialization / social norms / social relationships / vitality / resilience / social adaptation / social integration

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мария Эдуардовна Паатова, Константин Васильевич Корольков, Жанна Геннадьевна Химич

Проведен анализ понятий «социально-личностный опыт» и «жизнеспособность личности». Выявлена зависимость данных понятий. На основании нормативно-правовых документов представлено обоснование необходимости формирования социально-личностного опыта и жизнеспособности в системе образования, в том числе у учащихся общеобразовательных учреждений. Цель статьи — выявление особенностей формирования социально-личностного опыта у учащихся подросткового возраста как основы их жизнеспособности. Задачи статьи: рассмотреть понятия «социально-личностный опыт», «жизнеспособность личности», выявить подходы к формированию социально-личностного опыта и жизнеспособности личности, выделить основные особенности формирования социально-личностного опыта, развивающие жизнеспособность учащихся в подростковом возрасте, определить этапы формирования социально-личностного опыта и жизнеспособности учащихся. Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение и систематизация научных данных. Результаты: представлено понятие «социально-личностный опыт», выделены этапы формирования социально-личностного опыта и жизнеспособности в подростковом возрасте; определены и охарактеризованы компоненты социально-личностного опыта как основы жизнеспособности личности, выявлена специфика формирования социальноличностного опыта и жизнеспособности в образовательном процессе школы, дана оценка роли учителя в накоплении социально-личностного опыта и жизнеспособности учащихся подросткового возраста. Вывод: накопленный социально-личностный опыт в подростковом возрасте становится основой жизнеспособности личности, определяет ее успешность при взаимодействии с обществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF SOCIAL AND PERSONAL EXPERIENCE IN ADOLESCENTS AS A BASIS FOR PERSONAL VITALITY

The article analyzes the concepts of “social and personal experience” and “personal resilience” and reveals their interdependence. Based on regulatory documents, the article justifies the need for forming social and personal experience and vitality in the education system, particularly among students of general education institutions. The aim of the article is to identify the features of the formation of social and personal experience in adolescent students and to determine the basis for the viability of the individual in the life of society. The article aims to achieve the following objectives: 1) consider the concepts of “social and personal experience”, “personal vitality”, 2) identify approaches to the formation of social and personal experience and personal viability, 3) highlight the main features of the formation of social and personal experience that develop the vitality of students in adolescence, 4) determine the stages of formation of social and personal experience and vitality of students. The research methodology encompasses an analysis of scholarly literature; along with the synthesis and systematization of scientific data. The findings present the concept of “social and personal experience,” highlighting the developmental stages of social and personal experience and vitality during adolescence. Additionally, the components of social and personal experience are identified and characterized as foundational elements for individual vitality. The specifics of the formation of social and personal experience and vitality in the educational process of school are identified; the role of the teacher in the accumulation of social and personal experience and the vitality of adolescent students is assessed. It is concluded that the accumulated social and personal experience in adolescence becomes the basis for the vitality of the individual and determines their success in interacting with society.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА У ПОДРОСТКОВ КАК ОСНОВЫ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 373.035:316.612 ББК 74.6 П 12

DOI: 10.53598/2410-3004-2024-2-338-24-28

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА У ПОДРОСТКОВ КАК ОСНОВЫ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ личности

(Рецензирована)

Мария Эдуардовна ПААТОВА

Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия mpaatova@mail.ru, http://orcid.org/ 0000-0003-2168-2576

Константин Васильевич КОРОЛЬКОВ

Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь, Россия kur_er@bk.ru, http://orcid.org/ 0009-0002-6765-9777

Жанна Геннадьевна ХИМИЧ

Морздокский механико-технологический техникум, Моздок, Россия jannakrav@maii.ru, http://orcid.org/0009-0006-9832-3239

Аннотация. Проведен анализ понятий «социально-личностный опыт» и «жизнеспособность личности». Выявлена зависимость данных понятий. На основании нормативно-правовых документов представлено обоснование необходимости формирования социально-личностного опыта и жизнеспособности в системе образования, в том числе у учащихся общеобразовательных учреждений. Цель статьи — выявление особенностей формирования социально-личностного опыта у учащихся подросткового возраста как основы их жизнеспособности. Задачи статьи: рассмотреть понятия «социально-личностный опыт», «жизнеспособность личности», выявить подходы к формированию социально-личностного опыта и жизнеспособности личности, выделить основные особенности формирования социально-личностного опыта, развивающие жизнеспособность учащихся в подростковом возрасте, определить этапы формирования социально-личностного опыта и жизнеспособности учащихся. Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение и систематизация научных данных. Результаты: представлено понятие «социально-личностный опыт», выделены этапы формирования социально-личностного опыта и жизнеспособности в подростковом возрасте; определены и охарактеризованы компоненты социально-личностного опыта как основы жизнеспособности личности, выявлена специфика формирования социально-личностного опыта и жизнеспособности в образовательном процессе школы, дана оценка роли учителя в накоплении социально-личностного опыта и жизнеспособности учащихся подросткового возраста. Вывод: накопленный социально-личностный опыт в подростковом возрасте становится основой жизнеспособности личности, определяет ее успешность при взаимодействии с обществом.

Ключевые слова: социальный опыт, социально-личностный опыт, жизнеспособность, социализация, социальные нормы, социальные отношения, жизнестойкость, социальная адаптация, социальная интеграция.

Для цитирования: Паатова М.Э., Корольков К.В., Химич Ж.Г. Особенности формирования социально-личностного опыта у подростков как основы жизнеспособности личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2024. Вып. 2(338). С. 24-28. DOI: 10.53598/2410-3004-2024-2-338-24-28.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

FEATURES OF FORMATION OF SOCIAL AND PERSONAL EXPERIENCE IN ADOLESCENTS AS A BASIS FOR PERSONAL VITALITY

Maria E. PAATOVA

Adyghe State University, Maykop, Russia mpaatova@maii.ru, http://orcid.org/ 0000-0003-2168-2576

Konstantin V. KOROLKOV

Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol, Russia

kur_er@bk.ru, http://orcid.org/0009-0002-6765-9777

Zhanna G. KHIMICH

Morzdok Mechanical and Technological College, Mozdok, Russia

jannakrav@mail.ru, http://orcid.org/0009-0006-9832-3239

Abstract. The article analyzes the concepts of "social and personal experience" and "personal resilience" and reveals their interdependence. Based on regulatory documents, the article justifies the need for forming social and personal experience and vitality in the education system, particularly among students of general education institutions. The aim of the article is to identify the features of the formation of social and personal experience in adolescent students and to determine the basis for the viability of the individual in the life of society. The article aims to achieve the following objectives: 1) consider the concepts of "social and personal experience", "personal vitality", 2) identify approaches to the formation of social and personal experience and personal viability, 3) highlight the main features of the formation of social and personal experience that develop the vitality of students in adolescence, 4) determine the stages of formation of social and personal experience and vitality of students. The research methodology encompasses an analysis of scholarly literature; along with the synthesis and systematization of scientific data. The findings present the concept of "social and personal experience," highlighting the developmental stages of social and personal experience and vitality during adolescence. Additionally, the components of social and personal experience are identified and characterized as foundational elements for individual vitality. The specifics of the formation of social and personal experience and vitality in the educational process of school are identified; the role of the teacher in the accumulation of social and personal experience and the vitality of adolescent students is assessed. It is concluded that the accumulated social and personal experience in adolescence becomes the basis for the vitality of the individual and determines their success in interacting with society.

Keywords: social experience, social and personal experience, socialization, social norms, social relationships, vitality, resilience, social adaptation, social integration

For citation: Paatova M.E., Korolkov K.V., Khimich Zh.G. Features of formation of social and personal experience in adolescents as a basis for personal vitality // Bulletin of Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2024. Iss. 2(338). P. 24-28. DOI: 10.53598/2410-3004-2024-2-33824-28.

Стратегические цели образовательной политики — это создание условий для адаптации молодого поколения к современным социальным, экономическим, политическим требованиям жизни в обществе. В связи с этим процессы обучения и воспитания рассматриваются как средство развития личности — члена общества.

Задачи системы образования, отраженные в государственных документах (ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС НО, ФГОС СОО), связаны с созданием условий для приобретения и освоения личностью социального опыта, необходимого для функционирования в обществе и обеспечивающего жизнеспособность личности. Социально-личностный опыт, по мнению Е.И. Зритневой [1: 27], Я.В. Кувае-вой, Л.А. Саенко [2: 201], — это своеобразный синтез ощущений и переживаний, знаний и умений, деятельности и поведения личности, интериоризированных в социальные установки и социальные ценности.

Данные задачи системы образования приобретают особую важность в подростковом возрасте. В научной психолого-педагогической литературе (С.Н. Верещагина, И.А. Зимняя, А.В. Мудрик и др.) подростковый возраст характеризуется как значимый в освоении социального опыта. Авторы отмечают, что социально-личностный опыт следует рассматривать как результат социализации подростка, что выражается в освоении социальной действительности: знании о социальных явлениях, проявлении социальных умений.

С.А. Хазова [3: 110] отмечает, что основным условием формирования социально-личностного опыта является педагогическое взаимодействие. Автор пишет, что «современные школьники характеризуются недостатком социально-личност-

ного опыта, что выступает препятствием для их дальнейшей жизнедеятельности. В связи с чем проблема формирования социально-личностного опыта у подростков является актуальной, поскольку опыт формирует жизнеспособность личности, жизнестойкость к различным социальным явлениям.

Результатами формирования социально-личностного опыта учащихся подросткового возраста в общеобразовательных школах являются:

— нравственные и демократические ориентации социальной направленности (социальная справедливость, социальная ответственность, свобода, равенство и т.д.);

— интериоризация норм нравственного и гуманного поведения, принятого в обществе;

— развитие навыков сотрудничества с участниками образовательного процесса на основе уважения, доверия, понимания, помощи;

— умение вести конструктивный диалог, реализовывать субъект-субъектное взаимодействие, предупреждать и решать конфликтные ситуации;

— личностные качества учащихся: доброта, активность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Исследователи (Е.И. Зритнева, М. Э. Паатова, Л.А. Саенко, С.А. Хазова и др.) [3-5] выделяют основные особенности формирования социально-личностного опыта, развивающие жизнеспособность учащихся в подростковом возрасте:

— бессознательную активность подростков в образовательном процессе на основе осознания целей: обучения, общения, трудовой и внеучебной деятельности;

— социально-личностный опыт, имеющий различную степень выраженности, обусловленный индивидуальными особенностями учащихся-подростков;

— учащийся рассматривается как участник активной социальной деятельности, проявляет себя как субъект социализации, субъекта познания;

— социальное развитие зависит от влияния внешних и внутренних факторов: воздействия общества, среды воспитания, социальной деятельности, осознания себя как части общества.

Вышеизложенное позволяет заключить, что социально-личностный опыт является результатом активной деятельности подростков, его взаимодействия с обществом и выступает основой для проявления их социально-личностной жизнеспособности. В работе З.К. Малиевой, Е.Т. Фриевой [6: 112] указано, что социально-личностный опыт накапливается в процессе индивидуальной или совместной деятельности, направленной на удовлетворение общий потребностей. Индивидуальные потребности способствуют формированию социально-личностного опыта, а групповые потребности — общественного опыта, который отражает систему общественных норм и ценностей: норм поведения, ценностей, отношений. Общественный опыт «опредмечивается» в опыте каждой личности индивидуально, в его духовной культуре: манере общения, способах деятельности, форме мышления.

Таким образом, среди компонентов социально-личностного опыта как основы жизнеспособности личности можно выделить следующие.

1. Знаниевый компонент (когнитивный): знание основных социальных понятий, суждений, ориентаций, представлений.

2. Ценностный компонент (аксиологический): ценностные ориентации, социальная направленность личности; составные элементы системы ценностей.

3. Деятельностный компонент: различные виды социальной активности, поступки, направленность личности.

4. Коммуникативный компонент: навыки социального общения, отношение личности к событиям и явлениям.

Исследователи (И.Я. Верещагина, И.С. Гришина, А.Е. Земсков, Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатина и др.) отмечают, что формирование социально-личностного опыта с точки зрения основы жизнеспособности личности характеризуется этапностью (выделено четыре основных этапа).

Первый этап — социальная адаптация, когда подросток наблюдает, подражает, происходит имитация поведения, копирование форм деятельности.

Второй этап — социальная идентификация: фиксирование подростком каких-либо реакций, результатов действий, проявление самостоятельности.

Третий этап — социальное научение: подросток проявляет селекцию различных реакций на собственные действия и действия других людей на аналитическом (мысленном)уровне.

Четвертый этап — воспроизводство собственного социального опыта: воспроизведение освоенного опыта на личностном уровне.

Г.Н. Соломатина, Л.А. Саенко [7: 214] отмечают, что социально-личностный опыт у учащихся подросткового возраста осуществляется под воздействием двух основных социальных институтов — семьи и образования. Авторами указано, что данные институты оказывают целенаправленное и контролируемое влияние на формирование социально-личностного опыта, особенно на этапе социального научения.

Следует отметить, что формирование социально-личностного опыта происходит в образовательном процессе, когда учащегося привлекают к различным видам деятельности: учебной, познавательной, общественно-полезной, трудовой, исследовательской. С.А. Хазова [3: 116] выделяет учебную деятельность, когда, по мнению автора, закладываются основы знаний о социальных явлениях, социальной жизни, формируются моральные качества подростков, нравственные основы взаимодействия с окружающим миром, осуществляется опыт социальных действий, что в целом формирует социально-личностный опыт личности и его дальнейшую жизнеспособность. Автор отмечает, что эффективность процесса формирования социально-личностного опыта и жизнеспособности в подростковом возрасте зависит от типа взаимоотношений между участниками образовательного процесса в системе «учитель-ученик». Демократический тип общения, опора на технологии педагогики сотрудничества способствуют усвоению учащимися социальных установок и ценностей.

Таким образом, сущность накопления социально-личностного опыта состоит в том, что в процессе освоения социальных знаний человек формируется как член общества, он осваивает нормы и ценности на личностном уровне, «пропускает их через себя». Накопленный социально-личностный опыт позволяет сформировать социально-личностную жизнеспособность, что проявляется в адекватном восприятии своей социальной роли и статуса, понимании специфики социальных отношений, принятии норм и ценностей общества, правил общественного взаимодействия.

Примечания:

1. Зритнева Е.И., Юринок Е.А. Этнокультурный анализ формирования личности в процессе педагогического общения // Научный альманах стран Причерноморья. 2023. Т. 9, №2. С. 26-31.

2. Саенко Л.А., Куваева Л.В. Межкультурная грамотность как индикатор социокультурного развития личности // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 6(81). С. 199-203.

3. Хазова С.А. Роль современных педагогов в формировании метакогнитивных компетенций у школьников // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2023. Вып. 2(318). С. 110-121.

4. Паатова М.Э. Формирование социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением // Педагогика. 2020. Т. 84, №10. С. 69-75.

5. Саенко J1.А., Зритнева Е.И. Особенности формирования социальной активности подростков в системе образования // Kant. 2020. № 4(37). С. 431-435.

6. Малиева З.К., Фриева Е.Т. Проблема изучения конфликтных ситуаций в образовательном учреждении среди подростков // Приднепровский научный вестник. 2023. Т. 10, №1. С. 110114.

7. Саенко Л.А.,Соломатина Г.Н. Сущность и структура воспитательного пространства // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 5(80). С. 212-219.

8. Паатова М.Э. Педагогическая модель процесса формирования социально-личностной жизнеспособности // Известия Саратовского университета. Новаясерия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, №2. С. 229-236.

References:

1. Zritneva, E.I, Yurinok E.A. Ethnocultural analysis of personality formation in the process of pedagogical communication 11 Scientific almanac of the Black Sea region countries. 2023. Vol. 9, No. 2. P. 26-31.

2. Saenko, L.A. Intercultural literacy as an indicator of sociocultural development of the individual / L.A. Saenko, L.V. Kuvaeva // Bulletin of the North Caucasus Federal University. 2020. No. 6(81). P. 199-203.

3. Khazova, S.A The role of modern teachers in the formation of metacognitive competencies in schoolchildren / S.A. Khazova // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3: Pedagogy and Psychology. 2023. No. 2(318). P. 110-121.

4. Paatova, M.E. Formation of the social and personal viability of adolescents with deviant behavior / M.E. Paatova// Pedagogy. 2020. Vol. 84, No. 10. P. 69-75.

5. Saenko, L.A., Zritneva E.I. Features of the formation of social activity of adolescents in the education system / L.A. Saenko, E.I. Zritneva // Kant. 2020. No. 4(37). P. 431-435.

6. Malieva, Z.K., Frieva E.T. The problem of studying conflict situations in the educational institution among adolescents // Pridneprovsky Scientific Bulletin. 2023. Vol. 10, No. 1. P. 110-114.

7. Saenko, L.A., Solomatina G.N. Essence and structure of the educational space 11 Newsletter of the North-Caucasus Federal University. 2020. No. 5(80). P. 212-219.

8. Paatova, M.E. Pedagogical model of the process of formation of social and personal viability // News of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2017. Vol. 17, No. 2. P. 229-236.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 11.03.2024; одобрена после рецензирования 25.03.2024; принята к публикации 08.04.2024.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 11.03.2024; approved after reviewing 25.03.2024; accepted for publication 08.04.2024.

© Паатова М.Э., Корольков K.B., Химич Ж.Г., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.