Можно и дальше приводить бесконечные примеры корреляции задач и научной новизны, научной новизны и Положений, выносимых на защиту и т. д.
Итак, любая научная работа посвящается конкретной теме и проблеме, в которую автор погружается с головой, стараясь всесторонне ее изучить, а затем решить инновационным методом, показав его эффективность и реалистичность. Облегчает данную миссию понятийный аппарат, представляющий собой систему общих терминов, отражающих взаимосвязи в проекте и получаемые результаты [4, с. 3-19].
Понятийный аппарат позволяет конкретизировать главную задачу научного исследования. Благодаря Введению и его понятийному аппарату мы выясняем следующее [5, с. 100-102]:
Библиографический список
- актуальна ли выбранная тема, зачем нужно ее изучать именно сегодня, что этому предшествовало?
- Какова роль настоящего исследования в развитии той или иной отрасли, каковы цель и задачи?
- Какие фундаментальные и прикладные методы важно использовать для полного решения поставленных автором задач?
- Что предполагает и что хочет доказать автор, чем его исследование отличается от аналогичных проектов и предложений?
Другими словами, понятийный аппарат, как логично выстроенная система, представляет собой некий дайджест всей диссертации, ознакомление с которым позволяет оценить значимость проделанной работы, ее результаты для науки, и что диссертация дает ученым в плане перспективы.
1. Боуш ГД., Разумов В.И. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях. Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2023. Available at: https://znanium. com/catalog/document?id=427832&ysclid=llywzrlimg631586700
2. Способы сжатия текста. Available at: https://pandia.ru/text/77/504/2982.php?ysclid=llt9cbm2ie507562415
3. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. Москва: Издательский центр ИЭТ, 2013.
4. Громыко В.В. Методология написания диссертационной работы. Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2016. № 3 (87): 3-19.
5. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. Москва: Либроком. 2010. Available at: https://anovikov.ru/books/mni.pdf
References
1. Boush G.D., Razumov V.I. Metodologiya nauchnogo issledovaniya (v kandidatskih i doktorskih dissertaciyah. Moskva: NIC INFRA-M, 2023. Available at: https://znanium.com/ catalog/document?id=427832&ysclid=llywzrlimg631586700
2. Sposoby szhatiya teksta. Available at: https://pandia.ru/text/77/504/2982.php?ysclid=llt9cbm2ie507562415
3. Novikov A.M. Pedagogika: slovar'sistemy osnovnyh ponyatij. Moskva: Izdatel'skij centr I'ET, 2013.
4. Gromyko V.V. Metodologiya napisaniya dissertacionnoj raboty. Vestnik Rossijskogo 'ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plehanova. 2016. № 3 (87): 3-19.
5. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya nauchnogo issledovaniya. Moskva: Librokom. 2010. Available at: https://anovikov.ru/books/mni.pdf
Статья поступила в редакцию 11.10.23
УДК 378.02
Saenko L.A., Doctor of Sciences (Sociology), Senior Lecturer, Professor, Department of Theory, History of General Pedagogy and Social Practices,
Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: la-saenko@eandex.ru
Sitnikova A.D., teacher, Department of Defectology, Russian Language and Social Work, Stavropol State Medical University (Stavropol, Russia),
E-mail: sltnikova.alena01@yandex.ru
DEVELOPMENT OF SOCIAL RESPONSIBILITY IN STUDENTS AT DIFFERENT AGE STAGES. The article discusses a concept of "social responsibility" and substantiates the factors for the formation of social responsibility. The authors identify the main stages of the formation of social responsibility at each age period in the formation of the main indicators of social responsibility - preschool, primary school, adolescence and early adolescence. The features of the development of social responsibility at each age stage are highlighted, which allows predicting directions of educational work on the formation of social responsibility at each stage of development. Levels of development of social responsibility are proposed in accordance with age periods: elementary, utilitarian-pragmatic, normative-functional, creative-altruistic. It is concluded that social responsibility, as a personal quality, is purposefully formed at all stages of personal development.
Key words: social responsibility, development of social responsibility, age stages, factors in formation of social responsibility
Л.А. Саенко, д-р социол. наук, доц., проф. ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,
E-mail: la-saenko@eandex.ru
АД. Ситникова, преп., ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» г. Ставрополь,
E-mail: sitnikova.alena01@yandex.ru
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
В статье рассматривается понятие «социальная ответственность», обоснованы факторы формирования социальной ответственности. Авторами обозначены основные этапы формирования социальной ответственности на каждом возрастном периоде становления основных показателей социальной ответственности - дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста и периода ранней юности. Выделены особенности развития социальной ответственности на каждом возрастном этапе, что позволяет прогнозировать направления воспитательной работы по формированию социальной ответственности на каждой ступени развития. Предложены уровни развития социальной ответственности в соответствии с возрастными периодами: элементарный, утилитарно-прагматический, нормативно-функциональный, созидательно-альтруистический. Сделан вывод, что социальная ответственность, как личностное качество, целенаправленно формируется на всех этапах личностного развития.
Ключевые слова: социальная ответственность, развитие социальной ответственности, возрастные этапы, факторы формирования социальной ответственности
Происходящие трансформационные процессы в современном обществе определяют искажение и изменение социальных отношений, низкий уровень развития социальной ответственности, которые в дальнейшие периоды жизни человека приводят к проявлениям деструктивных процессов, таких как коррупция, насилие, алкоголизм, наркомания, терроризм, социальное сиротство, отсутствие ценностей семьи и др. Кризис общественного сознания и социальных отношений также проявляется в занижении требований личности к себе, в отсутствии чувства ответственности за свои поступки, за собственную жизнь, в инфантилизации современных молодых людей, в пролонгации подросткового и юношеского возраста, в отсутствии умения жить по общественным правилам и законам.
Наряду с выделенными особенностями трансформационных явлений современного общества со стороны государства в системе российского образования к выпускникам образовательных учреждений предъявляются достаточно высокие требования: у них должны быть сформированы высокий уровень социальной ответственности, способность к командной работе, умение принимать на себя ответственность за собственную жизнь, свои поступки, за отдельных членов общества, навыки гибкого взаимодействия с окружающими и др. Поэтому перед образовательными учреждениями поставлены не только образовательные, но и воспитательные задачи в соответствии с требованиями общества, что обусловливает острую актуальность проблемы изучения социальной ответственности в научно-педагогических исследованиях, необходимость определения закономер-
ностей формирования социальной ответственности на разных возрастных этапах, которые будут способствовать определению воспитательных задач образовательного учреждения.
Цель статьи - выявление закономерностей формирования социальной ответственности на разных возрастных этапах.
В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи исследования:
- провести анализ понятия «социальная ответственность», определить его структуру;
- рассмотреть условия формирования социальной ответственности;
- определить этапы формирования социальной ответственности у детей и подростков.
Научная новизна статьи определяется выделением этапов формирования социальной ответственности у детей и подростков. Теоретическая значимость состоит в расширении педагогического знания закономерностях развития социальной ответственности обучающихся на разных возрастных этапах. Практическая значимость представлена через раскрытие основных этапов формирования социальной ответственности, которые будут способствовать определению воспитательных задач образовательного учреждения. Методы исследования, используемые в данном исследовании, - теоретический анализ научной литературы, синтез, обобщение.
Понятие «социальная ответственность» в психолого-педагогических исследованиях характеризуется с разных точек зрения. Например, К.А. Абульхано-ва-Славская [1], Л.А. Барановская, В.В. Игнатов [3], Ф.Н. Нагой [8] рассматривают социальную ответственность с точки зрения соблюдения личностью нравственных норм. Д.А. Леонтьев [7] понимает социальную ответственность как особую потребность личности в помощи другим. И.А. Гладышева [4] характеризует социальную ответственность с точки зрения выполнения личностью должностных обязанностей.
ГГ Александрова [2], М.Н. Губачев [5] и другие отечественные исследователи рассматривают социальную ответственность как значимое личностное качество, стимулирующее человека к выполнению обязанностей перед социумом, определенных действий и социальных ролей. Именно социальная ответственность позволяет человеку адекватно реагировать на проблемы, возникающие при взаимодействии с социальным окружением, что должно соответствовать моральным нормам и ценностям общества.
В структуру социальной ответственности, по мнению А.В. Рукавишникова [11], входят следующие компоненты: ответственность перед собой; перед коллективом; ответственность за результаты своей и коллективной деятельности.
Социальная ответственность, как и другие качества личности, не является врожденной особенностью, а формируется на протяжении всего жизненного цикла человека. Рассмотрим закономерности формирования социальной ответственности на разных возрастных этапах. Условием формирования социальной ответственности, по мнению С.Л. Рубинштейна [10], являются волевые процессы, которые способствуют регуляции собственных действий и поступков в соответствии с общепринятыми нравственными ценностями и нормами поведения. При формировании социальной ответственности как антропологической характеристики личности воздействует комплекс факторов, влияющих на этот процесс, которые О.Е. Кусова [6] подразделяет на два типа. К первому типу автор относит внутренние факторы, к которым относятся особенности психических процессов личности, нравственные составляющие, специфика мировосприятия и т. д. Второй тип представляют внешние факторы, в той или иной степени воздействующие на личность извне: правовые основы общества, нормы и правила конкретного социума, способы взаимодействия и др.
А.Г Пашков и А.П. Трубников [9] выделяют следующие факторы, определяющие формирование социальной ответственности, которые взаимосвязаны и объективно существуют:
- социальные макрофакторы, воздействующие на каждую личность в зависимости от состояния жизнедеятельности общества;
- социокультурные мезофакторы, воздействующие на личность в зависимости от построения социальных отношений в обществе;
- социокультурная среда конкретного образовательно-воспитательного пространства.
Л.А. Саенко, ГН. Соломатина [13] определяют особую роль в формировании социальной ответственности воспитательного пространства. По мнению авторов, организованная среда воспитательного пространства, например, школа, учреждения дополнительного образования, через педагогическое воздействие оказывает непосредственное влияние на развивающуюся личность, усиливая позитивное влияние происходящих событий в жизни школьника, снижая воздействие на него негативных факторов. На личность школьника также оказывает влияние неорганизованная среда (социальные сети, сайты, форумы и др.), на которую педагоги не могут оказывать воздействие.
Формирование социальной ответственности проходит несколько этапов в своем становлении: подготовительный, начальный, основной, устойчивый.
Первый, подготовительный этап продолжается на протяжении всего дошкольного детства. Первоначально ребенок постепенно усваивает правила и нормы поведения, которые являются основными для его безопасности жизнедеятельности и для соблюдения санитарно-гигиенических норм. По мере взро-
сления ребенка постепенно расширяется круг правил, обязательных для соблюдения: правила речевого этикета, культуры общения, внешнего вида, правила бытовой культуры. Ребенок приучается соблюдать эти нормы и правила в кругу семьи, в общественных местах, что становится привычным для него. У ребенка появляются нравственные ориентиры. В случае, если ребенок оказывается в ситуации выбора, который осуществлен в пользу правильной формы поведения, можно считать, что в этой ситуации наблюдается проявление его ответственности [16]. По мнению ГН. Соломатиной [16], в основе формирования социально ответственного поведения лежит дисциплинированность, которую необходимо начинать прививать ребенку в дошкольном возрасте. Дисциплинированность человека направлена на соблюдение правил и норм, установленных сначала в микро-, а затем и в макросоциуме, таких как выдержка, доведение начатого дела до конца, организованность, пунктуальность, готовность подчиняться собственным и общественным целям, правилам и нормам. Они являются признаками социально ответственной личности. Ребенок в процессе различных видов деятельности, в первую очередь игровой, включается в систему взаимоотношений с другими детьми, учится регулировать эти отношения в соответствии с правилами и нормами детского коллектива. Формирование предпосылок социальной ответственности на данном этапе зависит от поощрения взрослыми проявлений ответственности у ребенка.
Второй этап формирования социальной ответственности, начальный, соотносится с младшим школьным возрастом, когда на основе ведущего вида деятельности закладываются основные качества социально ответственной личности. В этом возрасте ребенок должен научиться выстраивать социально ответственные взаимоотношения с большим числом людей, взрослых и сверстников. В младшем школьном возрасте на основе ведущего вида учебной деятельности проявляется большая степень ответственности, поскольку ребенок должен выстраивать социально ответственные взаимоотношения уже с большим числом людей, как сверстников, так и взрослых. В этом возрасте ребенок уже демонстрирует самостоятельный выбор способа поведения, например, при взаимодействии с учителем, при подготовке домашних заданий и т. д., в связи с чем ответственность начинает переходить на личностный уровень [16]. Младший школьник нуждается во внешнем контроле и оценке со стороны взрослых, поэтому при выборе поведенческого, ответственного действия он начинает прогнозировать сначала возможную реакцию окружающих на свой поступок, а затем и его последствия для самого себя. На протяжении всего младшего возраста происходит постепенный переход от необходимости подчинения правилам через внешний контроль поведения к необходимости следования правилам, устанавливаемым на основе сотрудничества с окружающими, и кооперации с ними, через внутренний контроль, волевые качества. При благоприятном развитии этот переход осуществляется к началу подросткового возраста.
Подростковый возраст соотносится с третьим этапом формирования социальной ответственности - основным. Именно в этом возрасте начинают активно развиваться основные сущностные характеристики социальной активности, проявляться ее когнитивные, мотивационные, эмоциональные, ценностные, волевые, рефлексивные, деятельностные признаки. Подростковый возраст характеризуется переходом от внешней ответственности к ответственности самостоятельной. В процессе ведущего вида деятельности - интимно-личностного общения - подросток в процессе общения со сверстниками начинает выстраивать свое поведение в соответствии с общественными морально-этическими нормами (Д.Б. Эльконина [18]). Проявления социальной ответственности формируют у подростка отношение к собственным поведенческим действиям, решениям, появляется способность соотносить свое поведение с условиями и потребностями окружающих. Он начинает прогнозировать положительные или отрицательные последствия своих поступков. В этом возрасте у школьников появляется стремление к познанию социальной ответственности на основе наблюдения за социальными действиями окружающих. В результате чего по завершении подросткового возраста возникает когнитивно-аналитическое осмысление сущности социальной ответственности как нравственного качества личности [14]. Условием для более интенсивного формирования социальной ответственности у подростков является их вовлечение в общественно значимую деятельность и партнерские отношения: волонтерское движение, разработка и реализация социальных проектов, деятельность общественных организаций и др. [15; 17].
Четвертый этап формирования социальной ответственности - устойчивый - является окончанием позитивной фазы подросткового возраста и соотносится с периодом обучения в старших классах, который обозначен Д.Б. Элько-ниным [18] как ранняя юность. В период ранней юности происходит переход от детства к периоду взрослого состояния. Старшеклассники интегрируются с культурой своего народа, постигают общечеловеческие и национальные ценности, представления, нормы, приобретают соответствующие социальные навыки, происходит профессиональное самоопределение (Л.А. Саенко, Е.И. Зритнева [12]). Устойчивые проявления социальной ответственности проявляются в социально полезную коллективную деятельность, включающую разнообразные формы, такие как художественная, спортивная, трудовая, общественно-организованная, досуговая. Коллективная деятельность способствует построению взаимоотношений с окружающими, пониманию собственных личностных особенностей, качеств других людей, соотнесению собственных интересов с интересами коллектива, сознательному соблюдению норм и правил конкретного социума (Д.Б. Эльконина
Рис.1.Развитиесоциальной ответственностивразныевозрастныепериодыразвития личности
[18]). Поэтому можно считать коллективную общественно значимую деятельность условие развития социальной ответственности, поскольку в ее результате поступки каждого участника этой деятельности имеют определенные последствия для всего коллектива и конкретного индивида. Социальная ответственность возникает из подчинения действий каждого участника общим мотивам коллективной деятельности. Содержание общественно полезной коллективной деятельности и эмоциональный фон, ее сопровождающий, определяет отношение молодого человека к разным сферам социальной жизни в будущем [17].
Таким образом, выделенные нами четыре этапа развития социальной ответственности, их взаимосвязь можно представить в виде схемы на рис. 1.
Библиографический список
Таким образом, результаты исследования позволяют заключить, что социальная ответственность представляет собой значимое личностное качество, стимулирующее к выполнению обязанностей перед социумом, определенных действий и социальных ролей. Развитие социальной ответственности происходит последовательно, в течение четырёх этапов - подготовительного, начального, основного и устойчивого. Формирование социальной ответственности происходит на протяжении всего периода развития личности. Наиболее значимыми периодами, когда устойчиво проявляются признаки социальной ответственности, являются подростковый возраст и период ранней юности.
1. Aбульханова-Cлавская КА Психология и сознание личности. Москва; Воронеж, 1999.
2. Aлександрова Г. Г Социальная ответственность личности в контексте её профессиональной деятельности. Образование и саморазвитие. 2015; № 3 (45): 104-109.
3. Барановская ЛА, Игнатов НА Ответственность черта социального характера личности. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2011; № 3: 25-29.
4. Гладышева ИА Педагогические условия воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Кострома, 2006.
5. Губачев М.Н. Социальная ответственность в системе ценностных ориентаций современного общества. Диссертация ... кандидата философских наук. Уфа, 2004.
6. Кусова О.Е. Социальная ответственность личности в современном российском обществе. Aвтореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Ростов-на-Дону, 2011.
7. Леонтьев ДА Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Москва: Смысл, 2003.
8. Нагой Н.Ф. Философское обоснование морали в современном мире: приоритеты и модели. Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2019; № 4 (32): 46-58.
9. Пашков A.T, Трубников A.n. Социально-педагогические и психологические механизмы формирования социальной ответственности старших школьников. Вестник Костромского государственного университета. 2011; № 4:141-145.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2005.
11. Рукавишников АВ. Организационно-педагогические условия развития социальной ответственности у военнослужащих войск национальной гвардии. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2022.
12. Саенко ЛА, Зритнева Е.И. Особенности формирования социальной активности подростков в системе образования. Kant. 2020; № 4 (37): 431-435.
13. Саенко ЛА, Соломатина ГН. Сущность и структура воспитательного пространства. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020; № 5 (80): 212-219.
14. Саенко ЛА, Соломатина ГН. Aналитические умения студентов: сущностные характеристики, уровни развития, факторы влияния. Научно-педагогическое обозрение. 2021; № 4 (38): 68-75.
15. Севрюкова A.A., Широченкова Н.В. Развитие социальной ответственности школьников средствами технологии кейс-study. КПЖ. 2018; № 6: 121-126.
16. Соломатина Г.Н. Воспитание позитивных форм поведения у приемных детей. Детский дом. 2012; № 2 (43): 30-36.
17. Трубников AA Развитие социальной ответственности старших школьников как проблема современной теории и практики социального воспитания. Вестник Костромского государственного университета. 2012; № 1: 177-180.
18. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. Москва: Aкадемия, 2011.
References
1. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Psihologiya i soznanie lichnosti. Moskva; Voronezh, 1999.
2. Aleksandrova G.G. Social'naya otvetstvennost' lichnosti v kontekste ee professional'noj deyatel'nosti. Obrazovanie isamorazvitie. 2015; № 3 (45): 104-109.
3. Baranovskaya L.A., Ignatov N.A. Otvetstvennost' cherta social'nogo haraktera lichnosti. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2011; № 3: 25-29.
4. Gladysheva I.A. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya social'noj otvetstvennosti u studentov negosudarstvennogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kostroma, 2006.
5. Gubachev M.N. Social'naya otvetstvennost' v sisteme cennostnyh orientacijsovremennogo obschestva. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Ufa, 2004.
6. Kusova O.E. Social'naya otvetstvennost'lichnosti v sovremennom rossijskom obschestve. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2011.
7. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti. Moskva: Smysl, 2003.
8. Nagoj N.F. Filosofskoe obosnovanie morali v sovremennom mire: prioritety i modeli. Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo. 2019; № 4 (32): 46-58.
9. Pashkov A.G., Trubnikov A.P. Social'no-pedagogicheskie i psihologicheskie mehanizmy formirovaniya social'noj otvetstvennosti starshih shkol'nikov. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; № 4:141-145.
10. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2005.
11. Rukavishnikov A.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya razvitiya social'noj otvetstvennosti u voennosluzhaschih vojsk nacional'noj gvardii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2022.
12. Saenko L.A., Zritneva E.I. Osobennosti formirovaniya social'noj aktivnosti podrostkov v sisteme obrazovaniya. Kant. 2020; № 4 (37): 431-435.
13. Saenko L.A., Solomatina G.N. Suschnost i struktura vospitatel'nogo prostranstva. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 5 (80): 212-219.
14. Saenko L.A., Solomatina G.N. Analiticheskie umeniya studentov: suschnostnye harakteristiki, urovni razvitiya, faktory vliyaniya. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2021; № 4 (38): 68-75.
15. Sevryukova A.A., Shirochenkova N.V. Razvitie social'noj otvetstvennosti shkol'nikov sredstvami tehnologii kejs-study. KPZh. 2018; № 6: 121-126.
16. Solomatina G.N. Vospitanie pozitivnyh form povedeniya u priemnyh detej. Detskijdom. 2012; № 2 (43): 30-36.
17. Trubnikov A.P. Razvitie social'noj otvetstvennosti starshih shkol'nikov kak problema sovremennoj teorii i praktiki social'nogo vospitaniya. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; № 1: 177-180.
18. 'El'konin D.B. Detskaya psihologiya: uchebnoe posobie dlya studentov uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2011.
Статья поступила в редакцию 28.10.23
УДК 37.02
Sultygova R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: romina.sultygova@mail.ru
Sultygova M.M., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: marifa.sultygova@mail.ru
Simonyan A.V., postgraduate, Department of Coordination of Research, Innovation and Project Activities in Specialist's, Master's and PhD Programs, Pyatigorsk State University (Pyatigorsk, Russia), E-mail: ooodruzhda@mail.ru
PREREQUISITES FOR THE STUDY OF NATIONAL EDUCATIONAL POLICY IN MODERN RUSSIA. The presented article contains the materials of the study of the correlation of the national educational policy and civic education. In the preamble to the study, its key categories are specified: civic consciousness, civic education, civic qualities, civic culture. The historical approach used by the authors made it possible to trace the dynamics of this process in the historical and pedagogical context. The starting point of the historical and pedagogical analysis was civic education in patriarchal Russia (9th century), it was considered up to the modern national educational policy. It is proved that civic education is determined by the above-mentioned policy for the strengthening of statehood, ideology, and organizations of law. The historical dynamics of this process have reflected the fact that national educational policy is changeable. In accordance with this, the standards of civic education are changing. Politics, by virtue of its purpose - the management of state authorities by people with the help of law and order, the regulation of power relations - is interested in educating the younger generation in a civic culture. It unites all the previously mentioned phenomena (citizen, civic consciousness, civic qualities), complementing them with knowledge, worldview, goals and values, rights and freedoms, and civic behavior.
Key words: correlation, national educational policy, civic education, historical approach, dynamics, historical and pedagogical analysis
Р.М. Султыгова, канд. пед. наук, ст. преп., Ингушский государственный университет, E-mail: romina.sultygova@mail.ru ММ Султыгова, д-р филол. наук, проф., Ингушский государственный университет, г. Магас E-mail: marifa.sutygova@mail.ru А.В. Симонян, аспирант, Департамент координации научно-исследовательской и инновационно-проектной деятельности в специалитете, магистратуре и аспирантуре ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск, E-mail: ooodruzhda@mail.ru
КОРРЕЛЯЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Представленная статья содержит материалы исследования корреляции отечественной национальной образовательной политики и гражданского воспитания. В преамбуле к исследованию уточнены его ключевые категории: гражданское сознание, гражданское воспитание, гражданские качества, гражданская культура. Используемый авторами исторический подход позволил проследить динамику этого процесса в историко-педагогическом контексте. Отправной точкой историко-педагогического анализа стало гражданское воспитание в патриархальной Руси (IX в.), оно рассмотрено вплоть до современной национально-образовательной политики. Произведено доказательство того, что гражданское воспитание детерминируется названной политикой для упрочения государственности, идеологии, организаций права. Историческая динамика этого процесса отразила то обстоятельство, что национальная образовательная политика изменчива. В соответствии с этим меняются стандарты гражданского воспитания. Политика в силу ее назначения - управление органами государственной власти людьми с помощью закона и правопорядка, регулирование властных отношений, заинтересованность в воспитании у подрастающего поколения гражданской культуры. Она объединяет все ранее упомянутые явления (гражданин, гражданское сознание, гражданские качества), дополняя их знаниями, мировоззрением, целями и ценностями, правами и свободами, гражданским поведением.
Ключевые слова: корреляция, национальная образовательная политика, гражданское воспитание, исторический подход, динамика, истори-ко-педагогический анализ
Актуальность исследования состоит в том, что военно-политические события 2023 г в Украинской Республике обнажили дефицит гражданского воспитания российской молодежи. В данной статье ее авторами предпринята попытка ответить на следующие вопросы: какое содержание вкладывается в понятие «гражданин»? Какова диалектическая связь национальной образовательной политики и гражданского воспитания? В чем состоит суть современного гражданского воспитания? Как оно коррелирует с национальной образовательной политикой? [1-10].
Цель статьи: обосновать корреляции отечественной национальной образовательной политики и гражданского воспитания.
Задачи статьи:
1) уточнить ключевые категории исследования,
2) выполнить историко-педагогический анализ динамики национальной образовательной политики и гражданского воспитания в России.
Методы исследования: историко-педагогический, обобщение историко-пе-дагогической литературы.
Научная новизна статьи состоит в расширении границ педагогического знания о национально-образовательной политике и гражданском воспитании в России.
Теоретическая значимость статьи заключается в применимости истори-ко-педагогического анализа к проблеме исследования, обобщении исторических фактов, касающихся отечественной национальной образовательной политики и гражданского воспитания.
Практическая значимость: представленные в статье материалы могут служить основанием для разработки педагогических технологий, рекомендаций по гражданскому воспитанию обучающихся в России.
Как отмечает В.И. Лутовинов [11], можно выделить целый ряд признаков, которые могут представлять собой основу отбора и структурирования содержания гражданского воспитания учащихся, теории и практики патриотически-ориентированного образования:
- чувство Родины (ощущение связи с Родиной) и преданности ей, основанное на традиционных стародавних навыках общинности, соборности, взаимопомощи, инициативы, ответственности;
- безграничная вера и деятельная, практическая любовь к Родине и народу как творческий акт духовного самоопределения;
- гордость за свое Отечество, символы государства, свой народ;
- служение сокровенным интересам Отечества (включающим защиту физической, территориальной, политической, культурной целостности государства, сбережение нации);
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, за их будущее;
- стремление использовать собственные силы в сохранении и приумножении великой державы;
- представление о своей стране как субъекте мировой системы, целостном, фундаментально неизменном государственном образовании;
- приверженность идеалам, ценностям и традициям своего народа;