Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ-КАДЕТ НА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ'

ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ-КАДЕТ НА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / КАДЕТ / СИТУАЦИИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асламов Иван Федорович

В современных социокультурных условиях всё большую социальную значимость представляет проблема формирования жизнеспособности обучающихся, готовых после выпуска из образовательных организаций к жизненному самоопределению (профессиональному, социальному, личностному), к проявлению свойств субъекта жизнедеятельности, готовых самостоятельно принимать решения, нести ответственность за принятые решения в процессе жизнедеятельности. Обосновывается особая важность изучения и решения проблем формирования социально-личностной жизнеспособности подростков-кадет. Выпускники кадетских образовательных организаций призваны пополнять кадровый резерв для несения государственной гражданской и военной службы, что будет способствовать улучшению качества управления государством и содействовать укреплению его политической мощи. Однако небольшая часть выпускников кадетских образовательных организаций демонстрирует субъектное отношение к военно-профессиональной деятельности и к государственной службе. В статье проанализирован опыт формирования социально-личностной жизнеспособности подростков-кадет на гражданско-патриотической основе как необходимого условия воспитания готовности подростков к гражданской и военной службе. Автором рассматриваются особенности формирования социально-личностной жизнеспособности подростков-кадет на гражданско-патриотической основе, определены задачи формирования социально-личностной жизнеспособности подростков-кадет в образовательных организациях, обоснованы основные этапы формирования социально-личностной жизнеспособности подростков-кадет. Для каждого этапа описаны формы воспитательного взаимодействия с обучающимися, направленные на формирование их социально-личностной жизнеспособности. Социально-личностная жизнеспособность подростков-кадет рассматривается как интегративное качество личности, представляющее собой систему характеристик, обеспечивающих преодоление подростком жизненных трудностей во взаимодействии с социумом, самоопределение и разработку конструктивных стратегий субъектного развития будущей государственной и военно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асламов Иван Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF SOCIAL-PERSONAL VIABILITY FORMATION IN TEENAGERS-CADETS ON CIVIL-PATRIOTIC BASIS

In modern sociocultural conditions, the problem of forming the viability of students is of increasing social importance. After graduation from educational organizations they should be ready for life self-determination (professional, social, personal), for the manifestation of the properties of the subject of life activity, as well as to make decisions independently, and to be responsible for the decisions made in the process of life activity. The special importance of studying and solving the problems of forming the socio-personal viability of cadet adolescents is justified. Graduates of cadet educational organizations aimed at replenishing the personnel reserve for state civil and military service contribute to improving the quality of government and strengthening its political strength. However, some graduates of cadet educational organizations demonstrate a subjective attitude to military-professional activities and to public service. The article analyzes the experience of forming the socio-personal viability of cadet adolescents on a civil-patriotic basis as a necessary condition for raising the readiness for civil and military service. The author considers the peculiarities of formation of social-personal viability of teenagers-cadets on a civil-patriotic basis, defines the tasks of formation of social-personal viability of teenagers-cadets in educational organizations, and substantiates the main stages of formation of social-personal viability of teenagers-cadets. For each stage, the author describes the forms of educational interaction with students, aimed at the formation of their socio-personal viability. The social and personal viability of cadet adolescents is considered as an integrative quality of the person, which is a system of characteristics that ensure that the teenager overcome life difficulties in interaction with society, self-determination and the development of constructive strategies for the subjective development of future state and military-professional activities.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ-КАДЕТ НА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ»

И.Ф. Асламов

Адыгейский государственный университет, кафедра социальной работы и туризма, факультет социальных технологий и туризма, Майкоп, Россия, aslamov1@rambler.ru

ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ

ПОДРОСТКОВ-КАДЕТ НА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ

(Рецензирована)

Аннотация. В современных социокультурных условиях всё большую социальную значимость представляет проблема формирования жизнеспособности обучающихся, готовых после выпуска из образовательных организаций к жизненному самоопределению (профессиональному, социальному, личностному), к проявлению свойств субъекта жизнедеятельности, готовых самостоятельно принимать решения, нести ответственность за принятые решения в процессе жизнедеятельности. Обосновывается особая важность изучения и решения проблем формирования социально-личностной жизнеспособности подростков-кадет. Выпускники кадетских образовательных организаций призваны пополнять кадровый резерв для несения государственной гражданской и военной службы, что будет способствовать улучшению качества управления государством и содействовать укреплению его политической мощи. Однако небольшая часть выпускников кадетских образовательных организаций демонстрирует субъектное отношение к военно-профессиональной деятельности и к государственной службе. В статье проанализирован опыт формирования социально-личностной жизнеспособности подростков-кадет на гражданско-патриотической основе как необходимого условия воспитания готовности подростков к гражданской и военной службе. Автором рассматриваются особенности формирования социально-личностной жизнеспособности подростков-кадет на гражданско-патриотической основе, определены задачи формирования социально-личностной жизнеспособности подростков-кадет в образовательных организациях, обоснованы основные этапы формирования социально-личностной жизнеспособности подростков-кадет. Для каждого этапа описаны формы воспитательного взаимодействия с обучающимися, направленные на формирование их социально-личностной жизнеспособности. Социально-личностная жизнеспособность подростков-кадет рассматривается как интегративное качество личности, представляющее собой систему характеристик, обеспечивающих преодоление подростком жизненных трудностей во взаимодействии с социумом, самоопределение и разработку конструктивных стратегий субъектного развития будущей государственной и военно-профессиональной деятельности.

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

УДК 371.485:355.233.11 ББК 74.005.23 А 90

Ключевые слова: жизнеспособность, формирование, воспитание, граждан-ско-патриотическое воспитание, социально-личностная жизнеспособность, кадет, ситуации, воспитательные ситуации.

I.F. Aslamov

Adyghe State University, Department of Social Work and Tourism, Faculty of

Social Technology and Tourism, Maykop, Russia, aslamov1@rambler.ru

PRACTICE OF SOCIAL-PERSONAL VIABILITY FORMATION IN TEENAGERS-CADETS ON CIVIL-PATRIOTIC BASIS

Abstract. In modern sociocultural conditions, the problem of forming the viability of students is of increasing social importance. After graduation from educational organizations they should be ready for life self-determination (professional, social, personal), for the manifestation of the properties of the subject of life activity, as well as to make decisions independently, and to be responsible for the decisions made in the process of life activity. The special importance of studying and solving the problems of forming the socio-personal viability of cadet adolescents is justified. Graduates of cadet educational organizations aimed at replenishing the personnel reserve for state civil and military service contribute to improving the quality of government and strengthening its political strength. However, some graduates of cadet educational organizations demonstrate a subjective attitude to military-professional activities and to public service. The article analyzes the experience of forming the socio-personal viability of cadet adolescents on a civil-patriotic basis as a necessary condition for raising the readiness for civil and military service. The author considers the peculiarities of formation of social-personal viability of teenagers-cadets on a civil-patriotic basis, defines the tasks of formation of social-personal viability of teenagers-cadets in educational organizations, and substantiates the main stages of formation of social-personal viability of teenagers-cadets. For each stage, the author describes the forms of educational interaction with students, aimed at the formation of their socio-personal viability. The social and personal viability of cadet adolescents is considered as an integrative quality of the person, which is a system of characteristics that ensure that the teenager overcome life difficulties in interaction with society, self-determination and the development of constructive strategies for the subjective development of future state and military-professional activities.

Keywords: viability, formation, upbringing, civil-patriotic education, social-personal viability, cadet, situations, educational situations

Проблема исследования. До недавнего времени военное профессиональное образование в России отличалось от гражданского профессионального образования отсутствием начального компонента (профессиональных училищ и/или колледжей). Именно этот пробел и свободную нишу в профессиональном военном образовании призваны занять кадетские корпуса, суворовские, нахимовские училища. В Концепции развития кадетского образования в России, разработанной рабочей группой Совета Министерства образования и науки

Российской Федерации по кадетскому образованию в 2017 году, отмечается, что «кадетское образование в современной России призвано реализовать государственный и социальный запрос на воспитание граждан России как убежденных патриотов, готовых служить Отечеству. Выпускники кадетских образовательных организаций призваны пополнять кадровый резерв для несения государственной гражданской и военной службы, что будет способствовать улучшению качества управления государством и содействовать укреплению его политической

мощи, безопасности, суверенитета и территориальной целостности» [1: 4]. Однако лишь небольшая доля выпускников кадетских образовательных организаций демонстрирует субъектное отношение к военно-профессиональной деятельности и к государственной службе.

Цель исследования. В рамках данной работы нами предпринята попытка проанализировать опыт по формированию социально-личностной жизнеспособности кадет на гражданско-патриотической основе как необходимого условия воспитания готовности подростков к гражданской и военной службе.

Теоретическое обоснование. В современной педагогике и психологии существует достаточно много исследований, рассматривающих жизнеспособность как системообразующую характеристику субъ-ектности человека (К.А. Абуль-ханова-Славская, П.И. Бабочкин, М.П. Гурьянов, А.И. Лактионова, Ю.В. Науменко, А.А. Нестере-ова, М.Э. Паатова, Е.А. Рыльская, Е.Г. Шубникова и др.) [2].

Во все этих исследованиях отмечается, что воспитание у подростков жизнеспособности способствует формированию высокого уровня осмысленности жизни, самооценки, саморегуляции, активности. Подростки с высоким уровнем жизнеспособности ориентированы на позитивное социальное и личностное будущее, принимают ответственность за происходящее в своей жизни, способны продумывать способы своих действий и поведения для достижения поставленных целей, стремятся к саморазвитию на основе самоанализа [2].

В зарубежных исследованиях жизнеспособность человека рассматривается как метаспособность человека управлять собственными ресурсами и просоциальными способами использовать для этого внешние ресурсы: семью, общество и др. [3].

Постановка проблемы воспитания жизнеспособности подростков

в педагогической практике предполагает создание соответствующей воспитательно-образовательной среды. Е.Г. Шубникова предлагает формировать жизнеспособность на основе волонтерской деятельности

[4], Л.В. Фалеева - в контексте культурно-нравственного воспитания

[5]. В своей работе в структурно-организационном и методологическом аспектах мы опирались на представления о социально-личностной жизнеспособности подростков и модель ее формирования по М.Э. Паатовой [6; 7], а в содержательном плане на основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России [8].

Анализ практики воспитания социально-личностной жизнеспособности у кадет. Цель нашей педагогической деятельности - формирование социально-личностной жизнеспособности подростков-кадет как интегративного качества личности, представляющего собой систему характеристик, обеспечивающих преодоление подростком жизненных трудностей во взаимодействии с социумом, самоопределение и разработку конструктивных стратегий субъектного развития будущей государственной и военно-профессиональной деятельности.

Задачи формирования социально-личностной жизнеспособности подростков-кадет:

- формирование осознанного самовосприятия себя как гражданина России;

- формирование готовности руководствоваться в повседневной личной и общественной жизни национальными нравственными ценностями и защищать их от внутренних и внешних угроз;

- формирование законопослушности и готовности сознательно поддерживать правопорядок;

- формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, государственных делах, укреплению национальной безопасности.

Основным средством формирования социально-личностной жизнеспособности подростков-кадет выступают воспитательные ситуации гражданско-патриотической направленности как целенаправленно спланированные жизненные ситуации на основе социально-личностных противоречий взаимодействия общества и индивидуума [9].

Содержательными источниками для проектирования воспитательных ситуаций гражданско-патри-отической направленности выступают: история России и семейные истории подростков; сюжеты произведений литературы и искусства; СМИ, отражающие современную жизнь во всем ее многообразии.

Управление процессом формирования социально-личностной жизнеспособности подростков-кадет происходит в несколько этапов.

1. На подготовительном при наборе нового курса происходит оценка проявления отдельных характеристик социально-личностной жизнеспособности вновь поступивших подростков-кадет, а также оценка гражданско-патриотической направленности самосознания и установок личности.

2. На стратегическом - планирование системы воспитательных ситуаций гражданско-патриотиче-ской направленности в соответствии с логикой развития социально-личностной жизнеспособности подростков-кадет с расчетом на 5 лет, подбор форм их представления (мероприятий) и методов реализации.

3. На основном - организация и проведение запланированных мероприятий, стимулирование активного участия в них воспитанников, совместное обсуждение содержания мероприятий и оценка участия каждого; мониторинг сфор-мированности социально-личностной жизнеспособности подростков-кадет гражданско-патриотической направленности.

4. На оценочно-аналитическом -оценка эффективности воспитания

социально-личностной жизнеспособности подростков-кадет граж-данско-патриотической направленности за отчетный период и в целом за время обучения в училище.

Процесс формирования социально-личностной жизнеспособности подростков-кадет гражданско-па-триотической направленности осуществляется в несколько этапов.

Цель первого этапа (самопознание) - формирование интереса к самопознанию, определение самооценки в жизненных ситуациях социально-личностных противоречий взаимодействия общества и индивидуума.

Диагностический инструментарий: методика «Кто Я?» (М. Кун и Т. Макпартленд в модификации Т.В. Румянцевой), методика «Изучение общей самооценки» Г.Н. Казанцевой; методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева; тест оценки тревожности Спилберга; 16-факторный личностный опросник Кеттела (подростковый вариант).

Формы воспитательного взаимодействия: элементы тренинга; арт-терапия; дискуссия в группах и проективное сочинение.

Цель второго этапа - развитие навыков целеполагания ответственного участия в общественной жизни, государственных делах, укреплении национальной безопасности.

Диагностический инструментарий: опросник М. Рокича «Ценностные ориентации» по определению ценностей-целей, ценностей-средств; опросник Э. Штейна «Якоря карьеры» (выявление предпочтения в выборе профессионального пути и построения карьеры); эссе «Что такое жизненная цель? И нужно ли планировать свою жизнь?».

Формы воспитательного взаимодействия: ролевые игры, соответствующие поднимаемым темам; индивидуальная и групповая рефлексия; групповые дискуссии; разбор конкретных ситуаций; метафорические притчи и истории; мини-лекции.

Цель третьего этапа - формирование готовности к ответственному участию в общественной жизни, государственных делах, укреплению национальной безопасности.

Диагностический инструментарий: методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс); опросник М. Рокича «Ценностные ориентации»; тест креативности Торренса.

Формы воспитательного взаимодействия: тренинговые упражнения (навыки самоконтроля, самопознания), позволяющие проявить свои возможности; психологические игры; работа с информационными источниками СМИ.

Цель четвертого этапа - разработка стратегий развития субъ-ектности гражданина-патриота (формирование умения выбора оптимального способа деятельности, направленного на достижение поставленной цели).

Диагностический инструментарий: тест интеллекта Амтхауэра (когнитивный компонент, оптимальность выбора, своевременность); тест креативности Торренса; ценностные ориентации Рокича; эссе «Я и моя карьера».

Формы воспитательного взаимодействия: тренинговые упражнения, кейс-ситуации.

Цель пятого этапа - профессиональное самоопределение (формирование готовности связать свою жизнь с военной сферой).

Диагностический инструментарий: опросник Э. Штейна «Якоря карьеры» (акцент на карьерной ориентации служения); ценностные ориентации Рокича.

Формы воспитательного взаимодействия: встречи (мини-конференции) с офицерами различных военных специальностей, специалистами военкоматов, представителями военных вузов, выпускниками военных вузов; обсуждение документальных и художественных фильмов; работа с информационными источниками СМИ.

Цель шестого этапа - коррекция личностных качеств, необходимых для построения карьеры в военной сфере.

Диагностический инструментарий: 16-факторный личностный опросник Кеттела (подростковый вариант).

Формы воспитательного взаимодействия: тренинговые упражнения; проективные методики; консультативные беседы; метафорические притчи и истории.

Цель седьмого этапа - развитие личности как субъекта граждан-ско-патриотической деятельности (формирование умения принимать на себя активные социальные роли и проектировать линию поведения, соответствующую принятой роли).

Диагностический инструментарий: 16-факторный личностный опросник Кеттела (подростковый вариант).

Формы воспитательного взаимодействия: тренинговые упражнения; проективные методики; кейс-ситуации.

Цель восьмого этапа - определение эффективности развития граж-данско-патриотической деятельности субъектности.

Диагностический инструментарий: опросник М. Рокича «Ценностные ориентации» (определение ценностей-целей, ценностей-средств); опросник Э.Штейна «Якоря карьеры» (выявление предпочтения в выборе профессионального пути и построения карьеры); эссе «Я и моя карьера».

Формы воспитательного взаимодействия: проективные методики, тренинговые упражнения, ролевые игры.

Заключение. Дальнейшее исследование предполагает: а) выделение уровней сформированности социально-личностной жизнеспособности подростков-кадет гражданско-патриотической направленности; б) систематизацию типов воспитательных ситуаций гражданско-па-триотической направленности и

уточнение логики их развития по уровням сформированности социально-личностной жизнеспособности подростков-кадет; в) определение педагогических условий, способствующих повышению эффективности процесса формирования

социально-личностной жизнеспособности подростков-кадет граж-данско-патриотической направленности. Мы планируем также проведение масштабного формирующего эксперимента на базе нескольких образовательных учреждений.

Примечания:

1. Концепция кадетского образования в России. URL: http://edu.gov.ru/ activity/main_activities/general_edu/cadets/

2. Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты: кол. монография / отв. ред. А.В. Махнач, Л.Г. Дикая. М.: Ин-т психологии РАН, 2016. 755 с.

3. Ungar М. Resilience, trauma, contexst, andculture // Trauma, Violence, and Abuse. 2013. Vol. 14 (3). P. 255-266.

4. Шубникова Е.Г. Формирование жизнеспособности личности будущих педагогов на основе волонтерской деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=13458.

5. Фалеева Л.В. Организованность и самоорганизация как качество личности: сравнительный анализ понятий // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6896.

6. Paatova M.E., Pakhmutova M.A. Formation of social and personal viability of adolescents with deviant behavior // The European Proceedings of Social &Be-havioural Sciences EpSBS. 2018. С. 1466-1473.

7. Паатова М.Э. Концепция формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа: дис. ... д-ра пед. наук. Майкоп, 2018. 429 c.

8. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 30 с.

9. Паатова М.Э. Реабилитационно-воспитательные ситуации как средство формирования социально-личностной жизнеспособности девиантных подростков: принципы проектирования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2019. Выпр. 3 (243). С. 88-94.

References:

1. The concept of cadet education in Russia. URL: http://edu.gov.ru/activity/ main_activities/general_edu/cadets/

2. Human vitality: individual, professional and social aspects: a collective monograph / executive ed. by A.V. Makhnach, L.G. Dikaya. Moscow: Institute of Psychology of the RAS, 2016. 755 pp.

3. Ungar M. Resilience, trauma, contexst, andculture // Trauma, Violence, and Abuse. 2013. Vol. 14 (3). P. 255-266.

4. Shubnikova E.G. Formation of the vitality of the personality of future teachers on the basis of volunteer activities // Modern problems of science and education. 2014. No. 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13458.

5. Faleeva L.V. Self-discipline and self-organization as a person quality: the comparative analysis of definitions // Modern problems of science and education. 2012. No. 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6896.

6. Paatova M.E., Pakhmutova M.A. Formation of social and personal viability of adolescents with deviant behavior // The European Proceedings of Social &Behavioural Sciences EpSBS. 2018. P. 1466-1473.

7. Paatova M.E. The concept of the formation of social and personal vitality of adolescents with deviant behavior in special educational institutions of a closed type: Diss. for the Dr. of Pedagogy degree. Maikop, 2018. 429 pp.

8. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. The concept of spiritual and moral development and education of a citizen of Russia. M.: Prosveshchenie, 2009. 30 pp.

9. Paatova M.E. Rehabilitation and educational situations as a means of shaping social and personal viability of deviant adolescents: design principles // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2019. Iss. 3 (243). P. 88-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.