ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 201071 2020, № 10 (октябрь) УДК 37.035
Социально-личностная жизнеспособность подростков:
технология формирования в общеобразовательных организациях1
Паатова Мария Эдуардовна2
Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия [email protected]
Аннотация. Российское государство испытывает острую необходимость в жизнеспособном подрастающем поколении - способном к конструктивному самоопределению в новых предъявляемых условиях «роста неопределенности общества». Формирование жизнеспособной личности приобретает все большую социальную значимость и становится необходимым условием для успешной адаптации подрастающего поколения в социуме, что обусловливает актуализацию исследований педагогических аспектов формирования жизнеспособности подростков для успешного функционирования их в социуме. Цель исследования - теоретически обосновать и разработать технологию формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с учетом социально-культурных и организационно-педагогических особенностей общеобразовательной организации. В статье представлены результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента по выявлению особенностей проявления социально-личностной жизнеспособности у подростков, обучающихся в общеобразовательной организации. В исследовании социально-личностная жизнеспособность подростков рассматривается как педагогический феномен, который является интегративным личностным качеством, характеризующим готовность индивида к самоопределению (нравственному, личностному, социальному, профессиональному) по собственному жизненному сценарию, а также готовность управлять этим сценарием и нести ответственность за результаты своих решений по жизненному самоопределению. Экспериментальная работа была проведена на базе общеобразовательных организаций среди подростков, обучающихся в 5-9-х классах (по параллелям 5-6-е, 7-8-е и 9-е классы). Теоретическая значимость результатов исследования позволяет решать актуальные проблемы теории проектирования педагогического процесса в результате введения новой категориально-понятийной базы (социально-личностная жизнеспособность подростков); уточнения принципов и функций процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков; выявления закономерностей формирования социально-личностной жизнеспособности подростков, которые раскрывают специфику данного процесса в общеобразовательных организациях; проектирования технологии формирования социально-личностной жизнеспособности подростков. Практическая значимость исследования заключается в том, что опора на установленную логику формирования социально-личностной жизнеспособности подростков содействует повышению эффективности методической рефлексии педагогов при организации процесса социализации подростков.
Ключевые слова: жизнеспособность, социально-личностная жизнеспособность, подростки, общеобразовательные организации, технология формирования.
Поступила в редакцию Received 15.08.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 17.09.20
Принята к публикации Accepted for publication 17.09.20 Опубликована Published 31.10.20
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07409мк «Социально-психологические ресурсы жизнеспособности человека в условиях неопределенности».
2 Паатова Мария Эдуардовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы и туризма ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп, Россия.
Введение
В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования и в Примерной программе воспитания, разработанной ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», основной задачей общеобразовательной организации является создание условий для формирования у молодых людей личностных качеств и способностей, помогающих им справляться с жизненными трудностями и проблемами и, соответственно, позитивно развиваться в будущем.
Формирование жизнеспособной личности, готовой к профессиональному самоопределению, способной работать в команде, принимать ответственные решения в неопределенных ситуациях, способной к социальным взаимодействиям в настоящее время является необходимым условием воспитания подрастающего поколения [1, 2].
Вместе с тем в образовательной практике целевым ориентиром деятельности педагогов и педагогических коллективов выступает декларативный характер формирования социально-личностной жизнеспособности, что в немалой степени обусловлено отсутствием фундаментальных теоретических оснований проектирования педагогического процесса формирования у подростков социально-личностной жизнеспособности и эффективных рекомендаций по организации и содержанию деятельности педагогов и педагогических коллективов.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Понятие «жизнеспособность» в педагогику ввел И. М. Ильинский. По его мнению, жизнеспособность - это уникальная способность человека выжить в самых сложных условиях, сохранив в себе при этом человеческое начало, в том числе «воспроизвести и воспитать жизнестойкое потомство в биологическом и социальном плане» [3]. Это способность человека стать индивидуальностью, готовность его к саморазвитию и самоопределению, реализации своих возможностей в процессе конструктивного взаимодействия с окружающей средой.
По мнению И. П. Бабочкина, жизнеспособность человека предполагает наличие специфических структурных элементов, определяющих ресурс жизнеспособности, в число которых входит психосоматическое здоровье, социально-психологическая устойчивость к воздействиям социоприродной среды и развитие способностей, наличие цели и смысла жизни, сформированного мировоззрения, самоопределения, активности и ответственности. Большое значение здесь имеет эффективное выполнение социальных ролей и функций в соответствии с современными требованиями общества, что выступает важнейшим фактором устойчивости к деструктивным воздействиям [4].
М. П. Гурьянова рассматривает жизнеспособность как интегративное личностное качество, которое является важным условием успешной социализации для детей и подростков: «Современный человек стоит перед необходимостью строить жизнь по собственному сценарию, управлять ею, нести ответственность за свой успех в жизни и справляться с возможными неудачами» [5]. Автор социокультурный феномен «жизнеспособность» рассматривает в рамках возрастного подхода. Так, жизнеспособность подростка М. П. Гурьянова изучает в контексте его способности к самоорганизации учебной, внешкольной деятельности, свободного времени, умения самостоятельно решать проблемы школьной и внешкольной жизни, коммуникативного взаимодействия. Одним из базовых институтов формирования жизнеспособности развивающейся личности автор рассматривает школу, которая должна, по ее мнению, выступать как социально активный
образовательный и культурный центр, инициатор целенаправленной консолидированной деятельности воспитательных институтов по обучению детей жизни в социуме.
Н. Е. Щуркова в своих исследованиях рассматривает процесс воспитания жизнеспособности школьников как одно из условий профилактики суицидального поведения. По мнению автора, «жизнеспособность приобретается ребенком в процессе напряжения его физических и духовных сил в ходе деятельности как взаимодействия с миром и благодаря складывающимся в процессе деятельности отношениям к ценностям общечеловеческой культуры» [6]. Основными факторами формирования жизнеспособности, по мнению Н. Е. Щурковой, выступают личностное и деятельностное отношение школьников к таким базовым ценностям, как «Жизнь», «Человек», отношение к своему «Я» как «Человеку человечества». Автор выделяет следующие уровни формирования жизнеспособности [7]: 1) жизнелюбие - ощущение причастности ко всему происходящему на земле; 2) жизнестойкость - умение противостоять жизненным трудностям; 3) жизнетвор-чество - умение проецировать характеристики жизни и целенаправленно выстраивать деятельность соответственно желаемому образу жизни; 4) жизнепонимание.
Ю. В. Науменко отмечает, что жизнеспособность является системным качеством личности, характеризующим органическое единство психофизиологических и социальных способностей человека к эффективному применению средств позитивного самовыражения и самореализации в рамках конкретного культурно-исторического социума [8]. Жизнеспособность, по мнению автора, может проявляться на двух уровнях: психофизиологическом и социально-личностном. Социально-личностную жизнеспособность Ю. В. Науменко рассматривает как интегральную характеристику личности, определяюшую ее устойчивость и эффективность в социуме.
По сути, социально-личностная жизнеспособность предполагает поведение, ориентированное на здоровый образ жизни, на обретение духовно-нравственных ценностей как в условиях повседневной реальности, так и в трудных жизненных ситуациях [9]. С позиции педагогического целеполагания формирование социально-личностной жизнеспособности индивида требует от него индивидуального ответа на экзистенциональный вопрос: «Что означает жить, выживать и развиваться?» Сущность процесса формирования социально-личностной жизнеспособности видится нам в воспитании ответственного отношения человека к собственной жизнедеятельности, формировании созидателя, творца собственной судьбы, человека мысли и действия [10].
Вместе с тем наиболее широко и полно феномен «жизнеспособность человека» представлен в психологических исследованиях. Так, М. Унгар жизнеспособность человека рассматривает как способность управлять ресурсами собственного здоровья и социально приемлемым способом использовать для этого семью, общество, культуру [11]. Э. С. Мастен отмечает в своих исследованиях, что общеобразовательные организации дают возможность детям развивать личностные качества, необходимые для жизнеспособности, в частности навыки конструктивного взаимодействия со взрослыми, навыки решения задач и др. [12]
А. И. Лактионова, изучая факторы жизнеспособности в индивидуально-личностном контексте, рассматривает жизнеспособность в совокупности свойств и качеств человека, позволяющих ему адаптироваться в неблагоприятных условиях жизни и деятельности [13]. Автор рассматривает жизнеспособность в качестве инте-гративной способности к социальной адаптации и саморегуляции, помогающей управлять собственными ресурсами (эмоциональной, мотивационно-волевой, когнитивной сферами) в контексте социальных, культурных норм и средовых условий [14].
В своих исследованиях А. И. Лактионова указывает на то, что уровень развития жизнеспособности соотносится со сформированностью ее компонентов (активность, сознание, способность к рефлексии, способность к саморегуляции, контроль поведения, психологические защиты, совладающее поведение).
А. В. Махнач в своих исследованиях жизнеспособность человека определяет как «способность человека к преодолению неблагоприятных жизненных обстоятельств с возможностью восстанавливаться и использовать для этого все внутренние и внешние ресурсы, способности к жизни во всех ее проявлениях, способности не только существовать, но и развиваться вопреки неблагоприятным жизненным событиям» [15]. По его мнению, жизнеспособность человека следует рассматривать как его когнитивные представления о присущем ему интегративном качестве, имеющем эмоциональное, нравственное, культурное, коммуникативное измерения в его жизни; как результат получения опыта жизнеспособности: научения, выживания, адаптации, взаимодействия в межличностных отношениях и т. д., составляющих материальную основу развития жизнеспособности.
Интересны исследования феномена «жизнеспособность» в рамках социально-психологического подхода, в котором жизнеспособность рассматривается как особое социально-психологическое качество (характеристика) личности, включающее в себя следующие компоненты: динамический; эмоциональный; когнитивный; продуктивный; регулятивный; мотивационный; рефлексивно-оценочный; установочно-целевой [16].
А. А. Нестерова рассматривает жизнеспособность как системное качество личности, характеризующее органическое единство индивидуальных и социально-психологических способностей человека к эффективному применению средств самореализации, оптимистического атрибутирования, саморегуляции, активности, конструктивного копинга и самодетерминации. Становление жизнеспособности как процесс в большей мере представляет собой взаимодействие равнозначных сторон (личности и ситуационных факторов), чем простое приспособление личности к среде [17].
Э. Ф. Зеер, изучая социально-психологические аспекты развития жизнеспособности человека, пришел к выводу о том, что «феномен жизнеспособности континуален личностной беспомощности» [18]. По мнению автора, жизнеспособность человека проявляется в адаптации к окружающей среде, саморегуляции, саморазвитии и самоактуализации. Социально-психологические качества личности (интернальность, оптимизм, целеустремленность, настойчивость, решительность и др.) автор относит к важным характеристикам жизнеспособного человека.
В контексте нашей проблемы наиболее интересными являются исследования автора, посвященные особенностям проявления жизнеспособности на разных стадиях становления личности. Так, Э. Ф. Зеер отмечает, что в школьном возрасте наиболее психологически уязвимым является подростничество, в связи с физиологической и психофизиологической перестройкой организма усиливается значение жизнеспособности: способности к сохранению своей целостности, внутренней согласованности быстро изменяющихся психофизиологических свойств, освоению дисгармонии развития телесности [19].
Жизнеспособность человека как интегральная характеристика является взаимосвязанной совокупностью следующих компонентов: способности к адаптации, саморегуляции, саморазвитию, осмысленности жизни и коммуникабельности. Ведущим механизмом жизнеспособности человека как саморазвивающейся системы является самоорганизация. В связи с этим в качестве частных механизмов функционирования жизнеспособности выступают адаптация, саморазвитие, саморегуляция и смыслообразование [20].
В результате анализа исследований, посвященных феномену «жизнеспособность», мы, опираясь на исследования И. П. Гурьяновой, А. В. Махнача, А. И. Лактионовой, Ю. В. Науменко, социально-личностную жизнеспособность человека рассматриваем как
социально-личностный феномен субъектного управления личностными и психологическими ресурсами в ситуации, определяемой социальными и культурными нормами, особенностями ближайшего социально-культурного окружения [21, 22]. Социально-личностная жизнеспособность как интегративное качество личности выполняет созидательную функцию, благодаря которой происходит ее саморазвитие как члена общества, свободно и ответственно определяющего свою позицию среди других людей.
Методологическая база исследования
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения личностного, системно-целостного, аксиологического, событийно-ситуационного, ком-петентностного и экзистенциального подходов.
При изучении особенностей формирования жизнеспособности подростков с де-виантным поведением нами теоретически обоснована и экспериментально апробирована концепция формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа (2018 год) [23]. В качестве теоретико-методологических и содержательно-технологических компонентов концепция содержит:
1) сущностные характеристики базового понятия (определение социально-личностной жизнеспособности и уровни его проявления):
- социально-личностная жизнеспособность рассматривается нами как интегра-тивное личностное качество, характеризующее готовность индивида к самоопределению (нравственному, личностному, социальному, профессиональному) по собственному жизненному сценарию, а также готовность управлять этим сценарием и нести ответственность за результаты своих решений по жизненному самоопределению;
- структура социально-личностной жизнеспособности подростков включает в себя системообразующий элемент - экзистенциональный - и соподчиненные ему интегрированные элементы - эмоционально-поведенческий и мотивационно-волевой;
- социально-личностная жизнеспособность может быть сформирована на следующих уровнях: а) уровень негативного отношения к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности; б) уровень нейтрально-приспособленческого отношения к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности; в) уровень неполного (частичного) принятия социально-культурных норм и правил жизнедеятельности; г) уровень принятия социально-культурных норм и правил жизнедеятельности [24];
2) законы, закономерности, функции, принципы, педагогические условия процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиа-нтным поведением;
3) подробное описание ведущего педагогического средства формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением (определение реабилитационно-воспитательной ситуации, ее типы, принципы проектирования содержания и организации, алгоритм разрешения и рекомендации по дифференцированному предъявлению различных типов реабилитационно-воспитатель-ных ситуаций подросткам с активной и пассивной формами девиантного поведения);
4) структурно-функциональную модель формирования социально-личностной жизнеспособности у подростков с девиантным поведением [25].
Задача данного исследования - корректное и педагогически целесообразное использование полученных раннее результатов для формирования социально-личностной жизнеспособности подростков, обучающихся в общеобразовательных организациях.
Результаты исследования
На первом этапе педагогического эксперимента мы провели констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированности социально-личностной жизнеспособности подростков, обучающихся в общеобразовательной организации.
Экспериментальная работа была проведена на базе МБОУ СОШ г. Майкопа (лицей № 19, школы № 2, 9). В исследовании приняли участие подростки, проходящие обучение в 5-9-х классах.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня сформированности социально-личностной жизнеспособности подростков нами была использована авторская анкета «Социально-личностная жизнеспособность подростков» [26], а также «Тест оценки жизнеспособности детей и подростков» (СУИМ), включающий в себя две части - «национальную» и «международную», которые созданы по единому стандарту в рамках международного проекта по исследованию жизнеспособности. В процессе исследования мы использовали «национальную» часть теста, включающую в себя 10 вопросов, разработанную и апробированную старшими научными сотрудниками института психологии РАН А. В. Махначом и А. И. Лактионовой [27]. Результаты исследования представлены в таблице.
Анализ результатов диагностики, представленных в таблице, позволяет сделать следующие выводы:
1) обе методики дали сопоставимый результат по группе обучающихся с высоким уровнем жизнеспособности (А. В. Махнач и А. И. Лактионова) или принимающих социально-культурные нормы и правила жизнедеятельности (М. Э. Паатова);
2) авторская методика позволяет более дифференцированно подойти к распределению обучающихся со средним и низким уровнями жизнеспособности за счет выделения подгрупп обучающихся с негативным отношением к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности, с нейтрально-приспособленческим отношением к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности и с неполным (частичным) принятием социально-культурных норм и правил жизнедеятельности;
3) самую многочисленную группу респондентов составляют обучающиеся с нейтрально-приспособленческим отношением к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности;
4) наименьшую группу респондентов составляют обучающиеся, полностью принимающие социально-культурные нормы и правила жизнедеятельности;
5) во всех общеобразовательных организациях с возрастом идет «негативное» перераспределение респондентов - увеличение числа респондентов с нейтрально-приспособленческим и негативным отношением к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проектирования технологии формирования социально-личностной жизнеспособности подростков в общеобразовательных организациях.
Так, технология формирования социально-личностной жизнеспособности подростков в общеобразовательных организациях включает в себя следующие этапы:
1) этап переоценки индивидуальных смысложизненных установок и принятия (хотя бы частично) социально ориентированных смысложизненных установок;
2) этап формирования практических умений соучастия в реализации социально ориентированных смысложизненных установок;
3) этап индивидуального совершенствования (корректирования) социально-личностной жизнеспособности.
Сравнение статистических результатов, полученных по авторской методике и методике Института психологии РАН (А. В. Махнач и А. И. Лактионова)
Анкета «Социально-личностная жизнеспособность подростков» Методика Института психологии РАН (А. В. Махнач и А. И. Лактионова)
5-6-е классы
Принимающие социально-культурные нормы и правила жизнедеятельности 14 (10,9%) Высокий уровень жизнеспособности 17 (13,3%)
С неполным (частичным) принятием социально-культурных норм и правил жизнедеятельности 41 (32%) Средний уровень жизнеспособности 85 (66,4%)
Нейтрально-приспособленческое отношение к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности 49 (38,3%)
Негативное отношение к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности 24 (18,8%) Низкий уровень жизнеспособности 26 (20,3%)
7-8-е классы
Принимающие социально-культурные нормы и правила жизнедеятельности 16 (13,6%) Высокий уровень жизнеспособности 17 (14,4%)
С неполным (частичным) принятием социально-культурных норм и правил жизнедеятельности 33 (28%) Средний уровень жизнеспособности 71 (60,2%)
Нейтрально-приспособленческое отношение к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности 42 (35,6%)
Негативное отношение к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности 27 (22,8%) Низкий уровень жизнеспособности 30 (25,4%)
9-е классы
Принимающие социально-культурные нормы и правила жизнедеятельности 6 (8,3%) Высокий уровень жизнеспособности 8 (11,1%)
С неполным (частичным) принятием социально-культурных норм и правил жизнедеятельности 10 (13,9%) Средний уровень жизнеспособности 37 (51,4%)
Нейтрально-приспособленческое отношение к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности 30 (41,7%)
Негативное отношение к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности 26 (36,1%) Низкий уровень жизнеспособности 27 (37,5%)
Задача первого этапа - принятие социально ориентированных смысложизненных установок (хотя бы частично) обучающимися с нейтрально-приспособленческим отношением к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности и по возможности перевод обучающихся с негативным отношением к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности на уровень нейтрально-приспособленческого отношения к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности.
Основная форма воспитательной работы на первом этапе - организация открытой дискуссии по жизненно важным проблемам для подростков (поведенческим, нравственным, социальным; проблемам, касающимся жизни школы, города, страны).
Оппонентами должны выступать две группы школьников: обучающиеся, принимающие полностью или частично социально-культурные нормы и правила жизнедеятельности, с одной стороны, и обучающиеся с негативным отношением к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности, с другой стороны.
Целевая аудитория открытой дискуссии - обучающиеся с нейтрально-приспособленческим отношением к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности.
Мониторинг эффективности качества общего образования на данном этапе предполагает оценку воспитательной работы, опирающуюся на значимое статистическое перераспределение обучающихся с нейтрально-приспособленческим отношением на
уровень частичного принятия социально-культурных правил и норм жизнедеятельности, а также возможного перехода обучающихся с уровня негативного отношения к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности на нейтрально-приспособленческий уровень.
Задача второго этапа формирования социально-личностной жизнеспособности подростков -формирование готовности к позитивному проявлению социально-личностной жизнеспособности в различных реальных ситуациях повседневной жизнедеятельности.
Основная форма воспитательной работы на втором этапе - социальные проекты (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума, и ключевые общешкольные дела, проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями обучающихся (спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям), которые открывают возможности для творческой самореализации подростков и включают их в деятельную заботу об окружающих.
На данном этапе является обязательным привлечение к участию в данных воспитательных мероприятиях обучающихся с негативным отношением к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности и создание специальных условий для проявления организаторских способностей обучающимися с нейтрально-приспособленческим отношением к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности и частичным их принятием.
Мониторинг эффективности качества общего образования на данном этапе предполагает оценку воспитательной работы, опирающуюся на фиксацию значимых объективных качественных изменений смысложизненных установок подростков в принятии ими социально ориентированных смысложизненных установок и в обязательном не ухудшении статистических результатов распределения по уровням сформирован-ности социально-личностной жизнеспособности по сравнению с первым этапом.
Задача третьего этапа формирования социально-личностной жизнеспособности подростков - внесение индивидуальных корректив в структуру социально-личностной жизнеспособности.
На данном этапе существенную роль играет психолого-педагогическая поддержка процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков через систему индивидуальных и групповых тренингов личностного роста.
Мониторинг эффективности качества общего образования на третьем этапе по целевому направлению содержания совпадает с мониторингом на предыдущем втором этапе.
На каждом этапе действует система актуальных принципов организации и функционирования процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков:
а) на первом этапе - принципы актуализации личностной и развивающей направленности процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков;
б) на втором этапе (в дополнение) - принцип актуализации компетентностной направленности процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков;
в) на третьем этапе принципы организации и функционирования процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков должны работать как единое целое.
На каждом этапе актуализируются определенные функции процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков:
а) на первом этапе - аксиологическая и развивающая функции;
б) на втором этапе (в дополнение) - образовательно-информационная функция и функция социальной адаптации;
в) на третьем этапе (в дополнение) - воспитательная функция.
Специфическая закономерность формирования социально-личностной жизнеспособности подростков в общеобразовательной организации - «размытые» границы этапов процесса формирования социально-личностной жизнеспособности, когда подростки с 5-го по 9-й класс одновременно участвуют в воспитательных мероприятиях для разных этапов, но актуальными остаются воспитательные мероприятия определенного этапа.
Данная закономерность обусловлена тем, что относительно длительное время с 5-го по 9-й класс подростки объединены в три стабильные группы (младшие подростки - 5-6-е классы, средние подростки - 7-8-е классы, старшие подростки - 9-е классы). В то же время ежегодно меняется состав 5-х классов (пополняется новыми обучающимися, окончившими 4-й класс) и состав 9-х классов (часть бывших девятиклассников уходит из школы, а оставшиеся переходят в новое качественное личностное состояние - молодые люди или старшеклассники). Поэтому в большинстве воспитательных мероприятий участвуют все подростки с 5-го по 9-й класс, но с разной психолого-педагогической смысловой нагрузкой.
Первый этап формирования социально-личностной жизнеспособности должен проходить в 5-6-х классах, но младшие подростки участвуют в открытой дискуссии по жизненно важным проблемам (поведенческим, нравственным, социальным; проблемам, касающимся жизни школы, города, страны) как целевая аудитория. В роли оппонентов выступают подростки 7-8-х классов, а организаторов - старшие подростки из 9-го класса.
Второй этап формирования социально-личностной жизнеспособности приходится на 7-8-е классы, на котором подростки этой группы должны пробовать свои силы в планировании и проведении социальных проектов (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности) и ключевых общешкольных дел, проводимых для микросоциума школы (спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям). Однако в этих мероприятиях могут и должны участвовать младшие подростки (5-6-е классы), а старшие подростки (9-е классы) должны выступать в роли организаторов разновозрастных микрогрупп из обучающихся 5-8-х классов.
Третий этап (индивидуальная коррекция совершенствования социально-личностной жизнеспособности) ориентирован на подростков 9-х классов, которые:
а) совершенствуют свою индивидуальную социально-личностную жизнеспособность, выступая в роли организаторов социально-культурной деятельности подростков 5-8-х классов;
б) корректируют ее под руководством социальных педагогов и педагогов-психологов через систему индивидуальных и групповых тренингов личностного роста.
Заключение
При апробации технологии формирования социально-личностной жизнеспособности подростков возможно решение двух задач:
- принятие социально ориентированных смысложизненных установок (хотя бы частично) подростками с нейтрально-приспособленческим отношением к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности и по возможности перевод с негативным отношением к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности на уровень нейтрально-приспособленческого отношения к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности;
- формирование у подростков готовности к позитивному проявлению социально-личностной жизнеспособности в различных реальных ситуациях повседневной жизнедеятельности.
Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы отметить, что в современных социокультурных условиях возникает острая потребность в формировании у подрастающего поколения устойчивости к негативным влияниям социума [28]. Для успешной социализации подростков необходимы личностные качества, которые позволят им не только справиться с трудностями, но и позитивно развиваться в будущем (А. И. Лактионова, А. В. Махнач). Проектирование педагогического процесса по формированию социально-личностной жизнеспособности обучающихся в общеобразовательных организациях позволит целенаправленно формировать эти качества у подростков, тем самым создав условия для их успешной адаптации в социуме.
Ссылки на источники
1. Лактионова А. И. Взаимосвязь жизнеспособности и социальной адаптации подростков: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. - М., 2010. - 184 с.
2. Махнач А. В. Международная конференция по проблемам жизнеспособности детей и подростков // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - № 2. - С. 129-131.
3. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М.: Голос, 2001. - С. 5.
4. Бабочкин И. П. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. - М.: Социум, 2000. - С. 159-160.
5. Гурьянова М. П. Сельская школа как базовый институт формирования жизнеспособности развивающейся личности // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / отв. ред. А. В. Махнач, Л. Г. Дикая. - М.: Изд-во Ин-та психол. РАН, 2016. - С. 195.
6. Щуркова Н. Е. Как воспитать жизнеспособность школьника // Народное образование. - 2012. - № 10. - С. 240.
7. Там же. - С. 246.
8. Науменко Ю. В. Методология, концепция и технология здоровьеформирующего образования // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2013. - № 5(14). - С. 122.
9. Паатова М. Э. Концепция формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиант-ным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа: дис. д-ра пед. наук / Адыгейский государственный университет. - Майкоп, 2018. - 429 с.
10. Гурьянова М. П. Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума. - М.: Пед. о-во России, 2005. - 48 с.
11. Ungar М. Resilience, trauma, contexst, andculture // Trauma, Violence, and Abuse. - 2013. - Vol. 14 (3). - P. 255-266.
12. Masten A. S., Cicchetti D. Developmental cascades // Development and Psychopathology. - 2010. - Vol. 22. - P. 491-495.
13. Лактионова А. И. Жизнеспособность человека: метакогнитивный подход: колл. монография // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / отв. ред. А. В. Махнач, Л. Г. Дикая. - М.: Изд-во Ин-та психол. РАН, 2016. - С. 90.
14. Лактионова А. И. «Жизнеспособность» в структуре психологических понятий // Вестник Московского государственного областного университета. - 2010. - № 3. - С. 14.
15. Махнач А. В. Исследование жизнеспособности человека: основные подходы и модели: колл. монография // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / отв. ред. А. В. Махнач, Л. Г. Дикая. - М.: Изд-во Ин-та психол. РАН, 2016. - С. 63.
16. Нестерова А. А. Социально-психологическая концепция жизнеспособности молодежи в ситуации потери работы: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05. - М., 2011. - 50 с.
17. Там же. - С. 15.
18. Зеер Э. Ф. Социально-психологические аспекты развития жизнеспособности и формирования жизнестойкости человека // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 8. - С. 70.
19. Там же. - С. 73-74.
20. Рыльская Е. А. Жизнеспособность человека: понятие и концептуальные основы исследования // Сибирский журнал. - 2009. - № 31. - С. 120.
21. Махнач А. В., Лактионова А. И. Личностные и поведенческие характеристики подростков как фактор их жизнеспособности и социальной адаптации // Психологический журнал. - 2013. - Т. 34. - № 5. - С. 69-84.
22. Науменко Ю. В., Паатова М. Э. Социально-личностная жизнеспособность подростков: психолого-педагогическая коррекция // Народное образование. - 2013. - № 7(1430). - С. 249-257.
23. Паатова М. Э. Концепция формирования социально-личностной жизнеспособности подростков ...
24. Паатова М. Э. Критерии и уровни формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением // Педагогика и психология образования. - 2018. - № 2. - С. 130-137.
25. Паатова М. Э., Науменко Ю. В. Педагогическая модель процесса формирования социально-личностной жизнеспособности // Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2017. -Т. 17. - Вып. 2. - С. 229-236.
26. Paatova M. E., Pakhmutova M. A. Formation of social and personal viability of adolescents with deviant behavior // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. - 2018. - Р. 1466-1473.
27. Махнач А. В. Жизнеспособность человека и семьи: социально-психологическая парадигма. - М.: Изд-во Инта психол. РАН, 2016. - 459 с.
28. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности: избр. труды: в 2 т. Т. 1. - М.; Воронеж: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та : Модэк, 2009. - 600 с.
Maria E. Paatova,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Social Work and Tourism Chair, Adygei State University, Maykop, Russia [email protected]
Social and personal viability of adolescents: technology of formation in educational institutions Abstract. The Russian state is experiencing an urgent need for a viable rising generation - capable of constructive self-determination in the new conditions of "increasing uncertainty of society." The formation of a viable person has increasing social significance and becomes a necessary condition for the successful adaptation of the younger generation in society, which makes it essential to study the pedagogical aspects of the of adolescents' viability formation for their successful functioning in society. The purpose of the study is to substantiate theoretically and develop a technology for the formation of the social and personal viability of adolescents, taking into account the socio-cultural, organizational and pedagogical characteristics of the educational institution. The article presents the results of the ascertaining stage of the pedagogical experiment to identify the features of the manifestation of social and personal viability in adolescents studying in an educational institution. The social and personal viability of adolescents is considered in the study as a pedagogical phenomenon, which is an integrative personality quality that characterizes the readiness of an individual for self-determination (moral, personal, social, professional) according to his/her own life scenario, as well as the readiness to manage this scenario and be responsible for the results of his/her decisions on life self-determination. The experimental work was carried out on the basis of general educational institutions among adolescents studying in grades 5-9 (in parallel, grades 5-6, grades 7-8, and grades 9). The theoretical significance of the research results allows us to solve urgent problems of the theory of designing the pedagogical process as a result of the introduction of a new categorical and conceptual base (social and personal viability of adolescents); clarification of the principles and functions of the process of forming the social and personal viability of adolescents; identification of the formation patterns of the social and personal viability of adolescents, which reveal the specifics of this process in general educational institutions; designing technology for the formation of social and personal viability of adolescents. The practical significance of the study lies in the fact that reliance on the established logic of the formation of social and personal viability of adolescents contributes to an increase in the effectiveness of methodological reflection of teachers in organizing the process of socialization of adolescents.
Key words: viability, social and personal viability, adolescents, educational institutions, technology of formation. References
1. Laktionova, A. I. (2010). Vzaimosvyaz'zhiznesposobnostiisocial'noj adaptaciipodrostkov: dis.... kand. psihol. nauk: 19.00.13, Moscow, 184 p. (in Russian).
2. Mahnach, A. V. (2006). "Mezhdunarodnaya konferenciya po problemam zhiznesposobnosti detej i podrostkov", Psihologicheskij zhurnal, t. 27, № 2, pp. 129-131 (in Russian).
3. Il'inskij, I. M. (2001). Molodezh'imolodezhnayapolitika. Filosofiya. Istoriya. Teoriya, Golos, Moscow, p. 5 (in Russian).
4. Babochkin, I. P. (2000). Stanovlenie zhiznesposobnoj molodezhi v dinamichno izmenyayushchemsya obshchestve, Socium, Moscow, pp. 159-160 (in Russian).
5. Gur'yanova, M. P. (2016). "Sel'skaya shkola kak bazovyj institut formirovaniya zhiznesposobnosti razvivayush-chejsya lichnosti", in Mahnach, A. V. & Dikaya, L. G. (eds.). Zhiznesposobnost' cheloveka: individual'nye, profession-al'nye i social'nye aspekty, Izd-vo In-ta psihol. RAN, Moscow, p. 195 (in Russian).
6. Shchurkova, N. E. (2012). "Kak vospitat' zhiznesposobnost' shkol'nika", Narodnoe obrazovanie, № 10, p. 240 (in Russian).
7. Ibid., p. 246.
8. Naumenko, Yu. V. (2013). "Metodologiya, koncepciya i tekhnologiya zdorov'eformiruyushchego obrazovaniya", Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, № 5(14), p. 122 (in Russian).
9. Paatova, M. E. (2018). Koncepciya formirovaniya social'no-lichnostnoj zhiznesposobnosti podrostkov s deviantnym povedeniem v special'nyh obrazovatel'nyh organizaciyah zakrytogo tipa: dis. d-ra ped. nauk, Adygejskij gosudar-stvennyj universitet, Majkop, 429 p. (in Russian).
10. Gur'yanova, M. P. (2005). Koncepciya formirovaniya zhiznesposobnoj lichnosti v usloviyah sel'skogo sociuma, Ped. o-vo Rossii, Moscow, 48 p. (in Russian).
11. Ungar, M. (2013). "Resilience, trauma, contexst, andculture", Trauma, Violence, and Abuse, vol. 14 (3), pp. 255266 (in English).
12. Masten, A. S. & Cicchetti, D. (2010). "Developmental cascades", Development and Psychopathology, vol. 22, pp. 491-495 (in English).
13. Laktionova, A. I. (2016). "Zhiznesposobnost' cheloveka: metakognitivnyj podhod: koll. monografiya", in Mahnach, A. V. & Dikaya, L. G. (eds.). Zhiznesposobnost' cheloveka: individual'nye, professional'nye i social'nye aspekty, Izd-vo In-ta psihol. RAN, Moscow, p. 90 (in Russian).
14. Laktionova, A. I. (2010). "Zhiznesposobnost'" v strukture psihologicheskih ponyatij", Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo oblastnogo universiteta, № 3, p. 14 (in Russian).
15. Mahnach, A. V. (2016). "Issledovanie zhiznesposobnosti cheloveka: osnovnye podhody i modeli: koll. monografiya", in Mahnach, A. V. & Dikaya, L. G. (eds.). Zhiznesposobnost' cheloveka: individual'nye, professional'nye i social'nye aspekty, Izd-vo In-ta psihol. RAN, Moscow, p. 63 (in Russian).
16. Nesterova, A. A. (2011). Social'no-psihologicheskaya koncepciya zhiznesposobnosti molodezhi v situacii poteri raboty: avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk: 19.00.05, Moscow, 50 p. (in Russian).
17. Ibid., p. 15.
18. Zeer, E. F. (2015). "Social'no-psihologicheskie aspekty razvitiya zhiznesposobnosti i formirovaniya zhiznestojkosti cheloveka", Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, № 8, p. 70 (in Russian).
19. Ibid., pp. 73-74.
20. Ryl'skaya, E. A. (2009). "Zhiznesposobnost' cheloveka: ponyatie i konceptual'nye osnovy issledovaniya", Sibirskij zhurnal, № 31, p. 120 (in Russian).
21. Mahnach, A. V. & Laktionova, A. I. (2013). "Lichnostnye i povedencheskie harakteristiki podrostkov kak faktor ih zhiznesposobnosti i social'noj adaptacii", Psihologicheskij zhurnal, t. 34, № 5, pp. 69-84 (in Russian).
22. Naumenko, Yu. V. & Paatova, M. E. (2013). "Social'no-lichnostnaya zhiznesposobnost' podrostkov: psihologo-ped-agogicheskaya korrekciya", Narodnoe obrazovanie, № 7(1430), pp. 249-257 (in Russian).
23. Paatova, M. E. (2018). Koncepciya formirovaniya social'no-lichnostnoj zhiznesposobnosti podrostkov s deviantnym povedeniem v special'nyh obrazovatel'nyh organizaciyah zakrytogo tipa: dis. d-ra ped. nauk.
24. Paatova, M. E. (2018). "Kriterii i urovni formirovaniya social'no-lichnostnoj zhiznesposobnosti podrostkov s deviantnym povedeniem", Pedagogika i psihologiya obrazovaniya, № 2, pp. 130-137 (in Russian).
25. Paatova, M. E. & Naumenko, Yu. V. (2017). "Pedagogicheskaya model' processa formirovaniya social'no-lichnostnoj zhiznesposobnosti", Izvestiya Saratovskogo universiteta. Ser. Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika, t. 17, vyp. 2, pp. 229-236 (in Russian).
26. Paatova, M. E. & Pakhmutova, M. A. (2018). "Formation of social and personal viability of adolescents with deviant behavior", The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, pp. 1466-1473 (in English).
27. Mahnach, A. V. (2016). Zhiznesposobnost' cheloveka i sem'i: social'no-psihologicheskaya paradigma, Izd-vo In-ta psihol. RAN, Moscow, 459 p. (in Russian).
28. Fel'dshtejn, D. I. (2009). Psihologiya razvitiya cheloveka kak lichnosti: izbr. trudy: v 2 t. T. 1, Izd-vo Mosk. psihol.-soc. in-ta : Modek, Voronezh, Moscow, 600 p. (in Russian).
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
Библиографическое описание статьи:
Паатова М. Э. Социально-личностная жизнеспособность подростков: технология формирования в общеобразовательных организациях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 10 (октябрь). - С. 32-43. - URL: http://e-kon cept. ru/2020/201071.htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11071
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Паатова М. Э., 2020
www.e-koncept.ru