Научная статья на тему 'Переоценка смысложизненных установок как детерминант формирования жизнеспособности подростков с девиантным поведением'

Переоценка смысложизненных установок как детерминант формирования жизнеспособности подростков с девиантным поведением Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
128
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жизнеспособность / девиантные подростки / смысложизненные установки / социально-личностная жизнеспособность / viability / deviant adolescents / meaning- based attitudes / social and personal viability.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Паатова Мария Эдуардовна

В статье перестройка в ценностно-смысловой сфере личности подростка с девиантным поведением рассматривается в качестве единственного залога его реабилитации, а, значит, и формирования его социально-личностной жизнеспособности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Паатова Мария Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASSESSMENT OF MEANING-LIFE ATTITUDES AS A DETERMINANT OF THE FORMATION OF VIABILITY OF ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR

In the article, the perestroika in the value -semantic sphere of the personality of a teenager with deviant behavior is considered as the only guarantee of his rehabilitation, and, therefore, the formation of his social and personal viability

Текст научной работы на тему «Переоценка смысложизненных установок как детерминант формирования жизнеспособности подростков с девиантным поведением»

соотвественно). При этом темыденег и популярности занимают последние позиции в выявленной иерархии интересов (15,7% и 28,7% соответственно). Косвенным образом, это может указывать на то, что подростков с более и менее осмысленным будущим не очень много среди пользователей социальных сетей. Обращает на себя внимание и то, что осмысленность будущего носит в определенной мере прагматический характер у наших подростков: деньги и популярность.

Далее. Осмысленность жизни наиболее низка у тех, кто ищет в социальных сетях контент на темы жизни и смерти (р=17,6) как по сравнению с теми, кто ни разу не выбрал эту тему(р=20,6) и теми, кто выбрал другие темы.Это, в целом, ожидаемо: именно он внутри предложенной на выбор тематики семантически отражает поиски смысла жизни.

Что касается тем любви и юмора, то эти темы, по-видимому, нейтральны по отношению к проблеме смысла жизни и выбирающие их подростки либо безразличны к данной проблеме, либо психологически защищаются от нее путем обращения к контенту с эмоционально возбуждающим содержанием. Хотя, если сравнить средние показатели осмысленности будущего выбравших эти темы подростков, то они будут все же ниже, чем у выбравших темы денег и популярности (р=19,5 и р=19,7 против р=20,3 и р=20,7 соответственно), но выше, чем у выбравших тему жизни и смерти (р=17,6) подростков.При всем при этом темы любви и юмораоказались у нас самыми популярными (70,3% и 43,3% соответственно).

Таким образом, мы делаем вывод о том, что осмысленность подростками своего будущего влияет на их выбор тематики контента в социальных сетях. Мы осознаем ограниченность полученных данных заданным для выбора спектром тем и шкалой для оценки осмысленности будущего. В будущем представляются перспективными исследования влияния осмысленности жизни на выбор подростками контента в социальных сетяхпри помощи более широкого спектра тем и методик.

Литература

1. Леонтьев Д.А. Тест смысложизенных ориентаций (СЖО). М.: «Смысл», 1992. -

16с.

2. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни. // Мир психологии. 1999. № 2. С. 74-80.

УДК 37.025

ПЕРЕОЦЕНКА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ УСТАНОВОК КАК ДЕТЕРМИНАНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ

ПОВЕДЕНИЕМ

Паатова Мария Эдуардовна - доктор педагогических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Адыгейский государственный университет»; Майкоп, ул. Первомайская, 208, e-mail: mpaatova@mail.ru

Аннотация.

В статье перестройка в ценностно-смысловой сфере личности подростка с девиантным поведением рассматривается в качестве единственного залога его реабилитации, а, значит, и формирования его социально-личностной жизнеспособности.

Ключевые слова: жизнеспособность, девиантные подростки, смысложизненные установки, социально-личностная жизнеспособность.

REASSESSMENT OF MEANING-LIFE ATTITUDES AS A DETERMINANT OF THE FORMATION OF VIABILITY OF ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR

Paatova Maria Eduardovna-doctor of pedagogical Sciences , associate Professor , Federal state budgetary educational institution of higher education «Adygea state University»; Maykop, 208 Pervomayskaya street,e-mail: mpaatova@mail.ru

Abstract.

In the article, the perestroika in the value -semantic sphere of the personality of a teenager with deviant behavior is considered as the only guarantee of his rehabilitation, and, therefore, the formation of his social and personal viability.

Key words: viability, deviant adolescents, meaning- based attitudes, social and personal viability.

Большинство исследователей отмечают, что для ценностных ориентаций подростков, находящихся в условиях социальной изоляции, характерно отсутствие содержательной ориентации на жизнь после выпуска из учреждения. Подростки фактически не имеют дальнейших жизненных планов и перспектив (Ю.А. Дмитриев, Б.Б. Казак, В.Ф. Пирожков и др.), более того, несовершеннолетние, оказавшиеся в условиях ограничения свободы, достаточно быстро обмениваются криминальным опытом, стремятся максимально соответствовать «ожиданиям криминальной среды» и субкультуры преступного сообщества (Ю.А. Алферов, Ю.М. Антонян, А.И. Долгова, К.Е. Игошев, В.Е. Эминов, В.Ф.Пирожков и др.). В результате существующая система исправления и перевоспитания несовершеннолетних вместо ресоциализации инициирует десоциализацию личности (В.Т. Волов, В.В. Волов и др.). В связи с этим возникает потребность в формировании у подрастающего поколения устойчивости к негативным влияниям социума (Фельдштейн, 2003).

Жизнеспособность - важнейшая индивидуально-личностная характеристика человека -представляет собой способность человека управлять собственными ресурсами (здоровьем, эмоциональной, мотивационно-волевой, когнитивной сферами) и строить нормальную, полноценную жизнь в трудных условиях, преодолевать серьезные проблемы, восстанавливаться, развиваться и ставить перед собой новые цели (А.И. Лактионова, А.В. Махнач и др.). Некоторые исследователи (Л.Г. Дикая, А.И. Лактионова, А.В. Махнач, А.А. Нестерова, Е.А. Рыльская др.) рассматривают жизнеспособность как личностное качество, характеризующее субъектность человека по отношению к собственной жизни. Другие исследователи (М.П. Гурьянова, Ю.В. Науменко и др.) рассматривают жизнеспособность как свойство личности, проявляющееся в созидательной деятельности, активной работе по разумному и бережному преобразованию самого себя и окружающей среды.

Социально-личностная жизнеспособность предполагает поведение, ориентированное на здоровый образ жизни, на обретение духовно-нравственных ценностей, как в условиях повседневной реальности, так и в трудных жизненных ситуациях [5]. С позиции педагогического целеполагания, формирование социально-личностной жизнеспособности индивида требует от него индивидуального ответа на экзистенциональный вопрос: «Что означает жить, выживать и развиваться?». Сущность процесса формирования социально-личностной жизнеспособности видится нами в воспитании ответственного отношения человека к собственной жизнедеятельности, формировании созидателя, творца собственной судьбы, человека мысли и действия [1].

Опираясь на исследования, посвященные феномену «жизнеспособность», мы сформулировали авторское понимание сущности социально-личностной жизнеспособности как интегративного личностного качества, характеризующего готовность индивида к самоопределению (нравственному, личностному, социальному, профессиональному) по

собственному жизненному сценарию, а также готовность управлять этим сценарием и нести ответственность за результаты своих решений по жизненному самоопределению [7].

Анализ научной литературы позволил выделить следующую структуру социально-личностной жизнеспособности:

- системообразующий компонент - экзистенциональный- включает в себя социально ориентированные и позитивно развивающие личность смысложизненные установки;

- соподчиненные ему интегрированные компоненты - эмоционально-поведенческий (позитивное отношение к другим людям и к себе; принятие социально-культурных норм, ценностей, законов и готовность пересматривать в соответствии с ними смысл своего существования) и мотивационно-волевой (устойчивая и осознанная мотивация к длительным усилиям по изменению себя для достижения личного благополучия в соответствии с осознанными и принятыми существующими социально-культурными ценностями и нормами) [7].

Необходимо отметить, что перестройка в ценностно-смысловой сфере личности подростка с девиантным поведением является единственным залогом его реабилитации, а значит, и формирования его социально-личностной жизнеспособности. Именно поэтому при определении структуры социально-личностной жизнеспособности нами был выделен системообразующий компонент - экзистенциальный - включающий в себя социально-ориентированные и позитивно развивающие личность смысложизненные установки. При выделении данного компонента мы опирались на исследования Д.А. Леонтьева, который рассматривая понятие «смысложизненные ориентации», конкретизирует ту деятельность, которая способна корректировать направленность личности, содействовать ей в мобилизации жизненных ресурсов [3].

Основной идеей экзистенциального подхода к воспитанию является выделение идеальной цели - формирование человека, умеющего прожить свою жизнь на основе сделанного им экзистенционального выбора, осознающего смысл жизни и реализующего себя в соответствии с этим выбором [9]. Экзистенциональный анализ исходит из того, что жизнь, наполненная смыслом, непременно связана с нахождением и проживанием ценностей. При этом выделяются три категории ценностей: ценности «созидания» (реализующиеся в продуктивных творческих действиях), «переживания», «отношения» (реализующиеся в позиции, занимаемой человеком) ценностно-смысловых отношений к себе, другим людям, к миру, которые реализуются в соответствующем характере социального поведения и деятельности человека.

Изменения в экзистенциональном компоненте, подкрепленные соответствующими изменениями в эмоционально-поведенческом и мотивационно-волевом, приводят к системным изменениям в социально-личностной жизнеспособности как целостности. Следовательно, в основе девиантного поведения подростков лежат системные нарушения в развитии их социально-личностной жизнеспособности, проявляющиеся в отсутствии способности к позитивному саморазвитию в конкретных жизненных обстоятельствах. Социально-личностную жизнеспособность мы рассматриваем как личностный ресурс, способствующий возвращению подростка в социум и успешную дальнейшую социализацию [8].

При работе с девиантными подростками на этапе переоценки смысложизненных установок - решается задача формирования у подростков-девиантов социально ориентированных и позитивно развивающих личность смысложизненных установок.

А.М. Новиков считает, что сущностью процесса воспитания является формирование у детей, подростков и молодежи ценностных ориентаций как избирательного отношения к материальным и духовным ценностям, выражающихся в их поведении и деятельности. А.М. Новиков рассматривает систему ценностных ориентаций личности как некоторую «ось сознания, обеспечивающую ее устойчивость, преемственность определенного типа поведения и деятельности» [6].

Ценностные ориентации являются одной из главных, «глобальных» характеристик личности, а их развитие - основной задачей гуманистической педагогики и важнейшим путем развития общества.

По мнению М.П. Гурьяновой, «основной вектор поступков и деяний, которые человек совершает, проходя жизненный путь, определяет именно смысл жизни» [1, с.18]. И.В. Ульянова отмечает, что «структура смысложизненных ориентаций обучающихся каузальна, трехэлементна: «ценности жизни» ((абсолютные) (Жизнь, Здоровье,) «цели жизни» (будущее, переживаемое личностью на основе уверенности самостоятельно осуществлять жизненный выбор с ориентацией на смыслообразы), «ориентации» (обусловленный знаниями процесс самостоятельной деятельности учащихся (самовоспитания, самообучения, саморазвития в условиях воспитания, обучения, развития) по достижению целей, освоению социоэкзистенциальных ролей на уровне Я-концептов: Я-сын (дочь), Я-ученик (ученица), Я-друг (подруга), Я-гражданин)»[10].

В основе девиантного (общественно опасного) поведения подростков лежат ложные смысложизненные установки, не позволяющие им позитивно самореализоваться и достичь благополучия (физического, психического, социального и духовного).

Результатом работы с подростками на данном этапе должны стать следующие изменения в структуре социально-личностной жизнеспособности подростков-девиантов: 1) в экзистенциональном компоненте -социально-ориентированные смысложизненные установки при оценке большинства событий будут играть определяющую роль; 2) в эмоционально-поведенческом компоненте - в большинстве ситуаций начнет проявляться: а) позитивная критичность к себе и своей жизнедеятельности во всех ее формах и проявлениях, а также к ее результатам; б) способность уточнять смысл своего существования в зависимости от смены жизненных обстоятельств и в соответствии с социально-ориентированными смысложизненными установками; 3) в мотивационно-волевом компоненте - появится желание по изменению себя для достижения личного благополучия в соответствии с осознанными и принятыми существующими социально-культурными ценностями и нормами.

Главным воспитательным результатом мы считаем позицию подростка как систему его доминирующих ценностно-смысловых отношений к себе, другим людям, к миру. Позиция реализуется в соответствующем характере социального поведения и деятельности человека.

Литература

1. Гурьянова, М.П. Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума. - М.: Пед. общество России, 2005. - 48 с.

2. Лактионова, А.И. Факторы жизнеспособности девиантных подростков / А.И. Лактионова, А.В. Махнач // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29, № 6. - С. 39-47.

3. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 2-е изд., испр. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

4. Махнач, А.В. Личностные и поведенческие характеристики подростков как фактор их жизнеспособности и социальной адаптации / А.В. Махнач, А.И. Лактионова // Психологический журнал. - 2013. - Т. 34, № 5. - С. 69-84.

5. Науменко, Ю.В. Методология, концепция и технология здоровьеформирующего образования. // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2013. - № 5 (14). - С. 115-146.

6. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Изд. Центр ИЭТ, 2013. - 268 с.

7. Паатова М.Э. Педагогическая модель процесса формирования социально-личностной жизнеспособности / М.Э. Паатова, Ю.В. Науменко // Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2017. - Т. 17. вып. 2. - С. 229-236.

8. Паатова, М.Э. Формирование социально-личностной жизнеспособности

девиантных подростков в процессе социально-педагогической реабилитации: теоретико-методологические основы: монография. - М., 2017. - 135 с.

9. Рожков, М.И. Экзистенциальный подход к организации воспитательного процесса // Известия ВГПУ. - 2005. - № 1. - С. 35-38.

10. Ульянова, И.В. Воспитательная система формирования смысложизненных ориентаций учащихся средней школы: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Ульянова Ирина Валентиновна. - Владимир, 2012. - 401 с.

УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ «КРУГА ЧТЕНИЯ» НА ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ

СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Бушмина Анастасия Андреевна - студентка магистратуры, Московский педагогический государственный университет, Факультет педагогики и психологии; Москва, Малый Сухаревский пер., 6, e-mail a.bushmina@yandex.ru

Аннотация.

Настоящая статья рассматривает влияние «круга чтения» на формирование смысловой сферы личности. Данная работа описывает «круг чтения» как личностный феномен, объясняет взаимосвязь «круга чтения» с личностными характеристиками, а также анализирует влияние «круга чтения» на смысложизненные ориентации и смысловую сферу личности.

Ключевые слова: «круг чтения», личностные характеристики, смысложизненные ориентации

INFLUENCE OF THE "CIRCLE OF READING" ON THE FORMATION OF THE SEMANTIC SPHERE OF PERSONALITY

Bushmina Anastasiya Andreevna - master student, Moscow state pedagogical University, Faculty of pedagogy and psychology; Moscow, the Malyy Suharevsky per., 6, e-mail a.bushmina@yandex.ru

Abstract.

This article examines the influence of the «circle of reading» on the formation of the semantic sphere of personality. This work describes the «circle of reading» as a personal phenomenon, explains the relationship between the «circle of reading» and personal characteristics, and analyzes the influence of the «circle of reading» on life-sense orientations and the semantic sphere of personality.

Keywords: «circle of reading», personal characteristics, life-sense orientations

Значительное снижение интереса к чтению, незаинтересованность в освоении школьной программы по литературе - распространенный стереотип о современной молодежи. Такой вывод базируется на результатах проведенных исследований, которые демонстрируют неосведомленность в авторах классической мировой литературы, незнание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.