Научная статья на тему 'Особенности формирования системы патриотического воспитания студентов в учебно-воспитательном процессе вуза'

Особенности формирования системы патриотического воспитания студентов в учебно-воспитательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разумова Л.П.

В статье рассмотрено формирование системы патриотического воспитания студентов вуза в Республике Казахстан. На основе анализа психолого-педагогической литературы выделены основные причины, препятствующие формированию системы патриотического воспитания, и определено педагогическое условие, которое играет главенствующую роль в формировании патриотизма. В статье предложены и описаны основные формы работы со студентами по воспитанию патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF SYSTEM OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGH SCHOOL

The article deals with the formation of the system of patriotic education of high school students in the Republic of Kazakhstan. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature there were highlighted the main causes, which were prevented to the development of system of patriotic education and the pedagogical conditions, that were played a major role in the formation of patriotism. The author suggests and describes the main forms of work with students on patriotism.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования системы патриотического воспитания студентов в учебно-воспитательном процессе вуза»

Мы считаем, что такая воспитательная политика в большей мере содействует повышению заинтересованности подростков в обучении и социализации в рамках семейных и дружеских отношений.

В целом можно отметить, что за последние три года усилиями педагогического коллектива были возвращены к учебе (без учета первых курсов), а некоторые и в семью, пять человек из семи. Конечно, в работе возника-

ют трудности — вернув в колледж одного подростка, мы сталкиваемся с новыми случаями бродяжничества, в основном среди студентов 1-го курса, поэтому говорить о результативности программы рано. Но мы считаем, что сочетание традиционных критичных методов работы и метода гуманистического диалога является современным и эффективным и планируем продолжать свою деятельность в данном направлении.

Библиографический список

1. Анализ динамики наркомании, хронического алкоголизма и алкогольных психозов по показателям социально-гигиенического мониторинга в Челябинской области за 2014 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://74.rospotrebnadzor.ru/bytag6/-/asset_publisher/0Cfn/ content.

2. О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав [Электронный ресурс] : Закон Челябинской области от 22 сент. 2005 г. № 403-ЗО (с изм. от 28 авг. 2008 г.) // Консуль-тантПлюс.

3. О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области [Электронный ресурс] : Закон Челябинской области от 28 нояб. 2002 г. № 125-ЗО. — Режим доступа: http://minsoc74.ru/sites/default/files/zakon_chelyabinskoy_oblasti_ ot_28_noyabrya_2002_g.pdf.

УДК 378 Л. П. Разумова, аспирант Челябинского

государственного университета (ЧелГУ), г. Челябинск, e-mail: razumova_lidia@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

В статье рассмотрено формирование системы патриотического воспитания студентов вуза в Республике Казахстан. На основе анализа психолого-педагогической литературы выделены основные причины, препятствующие формированию системы патриотического воспитания, и определено педагогическое условие, которое играет главенствующую роль в формировании патриотизма. В статье предложены и описаны основные формы работы со студентами по воспитанию патриотизма.

Ключевые слова: патриотизм, психолого-педагогические условия, патриотическое воспитание, высшее учебное заведение.

Воспитание патриотизма является одним из ведущих направлений деятельности всех учебных заведений Республики Казахстан. Лидер страны Н. А. Назарбаев в своем выступлении подчеркнул: «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, духовное и физическое развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности» [1].

Патриотическое воспитание — это одно из приоритетных и актуальных направлений работы с молодежью. Патриотизм в казахстанском обществе понимается как преданность своей стране, любовь к своему народу, гражданственность и служение обществу. Патриотизм как общая и неотъемлемая часть национального самосознания граждан может и должен служить возрождению духовно-нравственных устоев общества [2].

Инновационное развитие профессионального образования

На основе анализа психолого-педагогической литературы нами была выделена основная суть понятия «патриотизм»:

- чувство гордости за свое Отечество, его историю, свершения;

- стремление сделать родину процветающей;

- готовность служить своей стране и защищать ее;

- любовь к необъятным просторам родины, ее героическому прошлому и сегодняшним ценностям, природным богатствам, населяющим ее народам и их национальному достоинству, культуре и традициям;

- осознание каждым гражданином страны своей ответственности за судьбу, безопасность и будущее Отечества;

- осознанное взаимоуважение всех соотечественников вне зависимости от их национальности, конфессий, обычаев, традиций, истории и культуры;

- уважение каждого гражданина к государственным символам и государственному языку.

Утратив патриотизм, связанную с ним национальную гордость и достоинство, можно потерять себя как народ, способный на великие свершения [3].

Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев подчеркивает важность патриотического воспитания молодежи. В своем ежегодном Послании народу Казахстана «Стратегия "Ка-захстан-2050" — новый политический курс состоявшегося государства» он отметил, что «новый казахстанский патриотизм — основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества. Наша главная цель в данном направлении проста и понятна: мы должны сохранить и укрепить общественное согласие. Это непреложное условие нашего существования как государства, как общества, как нации. Фундамент казахстанского патриотизма — это равноправие всех граждан и их общая ответственность за честь Родины» [4].

В высших учебных заведениях Казахстана проводится работа по патриотическому воспитанию. Планы работы факультетов, институтов содержат воспитательные мероприятия патриотического характера по следующим причинам:

- в вузах нашей страны практически отсутствуют молодежные организации, кружки, клубы, которые имели бы патриотическую направленность;

- фактически прекращен показ фильмов, программ патриотической направленности, учитывая тот факт, что СМИ оказывает огромное влияние на молодежь;

- казахстанские книжные издательства выпускают литературу, которая активно продается и, соответственно, приносит доход, однако книги, носящие патриотический характер, население покупает очень редко;

- патриотическое воспитание, начатое в общеобразовательных школах, следует систематически, целенаправленно и организованно продолжать в организациях среднего и высшего профессионального образования.

В педагогических вузах при изучении дисциплин «Педагогика», «Теория и методика воспитательной работы» студенты изучают теоретические и практические положения организации патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ и во время педагогических практик учатся применять теорию в профессиональной деятельности.

На учебных занятиях со студентами преподаватели вузов имеют возможность на практике применять теорию компетентностной педагогики при изучении основ научных знаний по истории, математике, педагогике и другим дисциплинам, развивать следующие компетенции:

- уметь общаться на родном языке;

- использовать при изучении дисциплин такие принципы, как культуросообразность и народность;

- развивать диджитальные навыки и другие.

Эффективным является использование на

учебных занятиях аудио- и видеоматериалов, фрагментарный просмотр документальных и художественных фильмов патриотического характера.

Различные кружки, клубы, молодежные организации патриотической направленности решают воспитательные задачи. Так, например, в Костанайском государственном университете им. А. Байтурсынова создана Студенческая межэтническая ассамблея (СМА), которая является сообществом студентов, включающим в план работы мероприятия, способствующие целенаправленному формированию системы патриотического воспитания.

Как уже было отмечено ранее, воспитание патриотизма у студенческой молодежи является одной из основных задач, которую преподаватели высшей школы должны решать совместно со студентами в процессе учебно-воспитательной работы. Поэтому помимо рекомендаций по осуществлению процесса формирования патриотизма мы на основе анализа литературы сформулировали педагогическое условие эффективного повышения уровня патриотизма у студентов казахстанских вузов. При разработке данного

педагогического условия мы опирались на закон РК «Об образовании» от 27.07.2012 г. [5].

Активное вовлечение студентов в патриотическую сферу посредством воспитательных мероприятий — мы полагаем, что именно данное педагогическое условие является эффективным для патриотического воспитания студенческой молодежи в учебно-воспитательном пространстве вуза.

Развитию патриотических чувств и гражданских качеств студентов способствуют мероприятия, ежегодно организуемые в университете: торжественное празднование Дня Конституции,

Библиографический список

Дня Независимости, Наурыз мейрамы, Дня Победы в Великой Отечественной войне, встречи с ветеранами, тематические книжные выставки, посещение тематических экспозиций и многое другое.

Творческий подход к преподаванию изучаемых дисциплин, привлечение студентов к диалогу, опора на их художественный потенциал, формирование у них положительной самооценки, похвала и одобрение — все эти элементы внутренней и внешней мотивации способствуют активизации процесса патриотического воспитания молодежи.

1. Ишмухамедов, К. Символ гордости и патриотизма [Текст] / К. Ишмухамедов // Казахстанская правда. — 2008. — 11 дек. — № 208.

2. Абдрашитова, Т. А. Передовой опыт по патриотическому воспитанию граждан [Текст] : метод. пособие / Т. А. Абдрашитова, Я. Н. Оспанова. — Астана : Изд-во ТОО «Агроиздат», 2009. — 236 с.

3. Большой словарь иностранных слов в русском языке [Текст]. — М., 1998.

4. Стратегия «Казахстан-2050» — новый политический курс состоявшегося государства [Электронный ресурс] : Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана за 2012 г. — Режим доступа: http://www.almaty.kz/page.php?page_ id=950&lang=1&article_id=11654.

5. Об образовании [Электронный ресурс] : Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 г. № 319-Ш [с изм. и доп. по состоянию на 04.12.2015 г.]. — Режим доступа: http://online.zakon.kz/ Document/?doc id=30118747.

УДК 376.2 В. В. Сидоров, директор Златоустовского

индустриального колледжа им. П. П. Аносова (ЗлатИК), канд. пед. наук, Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: zlatik@anosov.ru О. С. Куницына, и. о. зам. директора по УМР

ЗлатИК

ДВИЖЕНИЕ «АБИЛИМПИКС» КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье раскрыты основные этапы становления и развития движения «Абилимпикс», его значение в повышении мотивации лиц с ограниченными возможностями здоровья к профессиональному становлению.

Ключевые слова: чемпионат «Абилимпикс», профессиональное самоопределение, профориентация.

Сегодня в России около 15 млн инвалидов — практически каждый десятый. Статистика фиксирует неутешительный факт: среди лиц с ограниченными возможностями здоровья всего 20 % трудоустроенных.

Инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья крайне важно найти свою трудовую стезю, чтобы успешно интегрироваться в современное общество, поэтому данную категорию населения необходимо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.