Мы считаем, что такая воспитательная политика в большей мере содействует повышению заинтересованности подростков в обучении и социализации в рамках семейных и дружеских отношений.
В целом можно отметить, что за последние три года усилиями педагогического коллектива были возвращены к учебе (без учета первых курсов), а некоторые и в семью, пять человек из семи. Конечно, в работе возника-
ют трудности — вернув в колледж одного подростка, мы сталкиваемся с новыми случаями бродяжничества, в основном среди студентов 1-го курса, поэтому говорить о результативности программы рано. Но мы считаем, что сочетание традиционных критичных методов работы и метода гуманистического диалога является современным и эффективным и планируем продолжать свою деятельность в данном направлении.
Библиографический список
1. Анализ динамики наркомании, хронического алкоголизма и алкогольных психозов по показателям социально-гигиенического мониторинга в Челябинской области за 2014 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://74.rospotrebnadzor.ru/bytag6/-/asset_publisher/0Cfn/ content.
2. О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав [Электронный ресурс] : Закон Челябинской области от 22 сент. 2005 г. № 403-ЗО (с изм. от 28 авг. 2008 г.) // Консуль-тантПлюс.
3. О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области [Электронный ресурс] : Закон Челябинской области от 28 нояб. 2002 г. № 125-ЗО. — Режим доступа: http://minsoc74.ru/sites/default/files/zakon_chelyabinskoy_oblasti_ ot_28_noyabrya_2002_g.pdf.
УДК 378 Л. П. Разумова, аспирант Челябинского
государственного университета (ЧелГУ), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
В статье рассмотрено формирование системы патриотического воспитания студентов вуза в Республике Казахстан. На основе анализа психолого-педагогической литературы выделены основные причины, препятствующие формированию системы патриотического воспитания, и определено педагогическое условие, которое играет главенствующую роль в формировании патриотизма. В статье предложены и описаны основные формы работы со студентами по воспитанию патриотизма.
Ключевые слова: патриотизм, психолого-педагогические условия, патриотическое воспитание, высшее учебное заведение.
Воспитание патриотизма является одним из ведущих направлений деятельности всех учебных заведений Республики Казахстан. Лидер страны Н. А. Назарбаев в своем выступлении подчеркнул: «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, духовное и физическое развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности» [1].
Патриотическое воспитание — это одно из приоритетных и актуальных направлений работы с молодежью. Патриотизм в казахстанском обществе понимается как преданность своей стране, любовь к своему народу, гражданственность и служение обществу. Патриотизм как общая и неотъемлемая часть национального самосознания граждан может и должен служить возрождению духовно-нравственных устоев общества [2].
Инновационное развитие профессионального образования
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами была выделена основная суть понятия «патриотизм»:
- чувство гордости за свое Отечество, его историю, свершения;
- стремление сделать родину процветающей;
- готовность служить своей стране и защищать ее;
- любовь к необъятным просторам родины, ее героическому прошлому и сегодняшним ценностям, природным богатствам, населяющим ее народам и их национальному достоинству, культуре и традициям;
- осознание каждым гражданином страны своей ответственности за судьбу, безопасность и будущее Отечества;
- осознанное взаимоуважение всех соотечественников вне зависимости от их национальности, конфессий, обычаев, традиций, истории и культуры;
- уважение каждого гражданина к государственным символам и государственному языку.
Утратив патриотизм, связанную с ним национальную гордость и достоинство, можно потерять себя как народ, способный на великие свершения [3].
Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев подчеркивает важность патриотического воспитания молодежи. В своем ежегодном Послании народу Казахстана «Стратегия "Ка-захстан-2050" — новый политический курс состоявшегося государства» он отметил, что «новый казахстанский патриотизм — основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества. Наша главная цель в данном направлении проста и понятна: мы должны сохранить и укрепить общественное согласие. Это непреложное условие нашего существования как государства, как общества, как нации. Фундамент казахстанского патриотизма — это равноправие всех граждан и их общая ответственность за честь Родины» [4].
В высших учебных заведениях Казахстана проводится работа по патриотическому воспитанию. Планы работы факультетов, институтов содержат воспитательные мероприятия патриотического характера по следующим причинам:
- в вузах нашей страны практически отсутствуют молодежные организации, кружки, клубы, которые имели бы патриотическую направленность;
- фактически прекращен показ фильмов, программ патриотической направленности, учитывая тот факт, что СМИ оказывает огромное влияние на молодежь;
- казахстанские книжные издательства выпускают литературу, которая активно продается и, соответственно, приносит доход, однако книги, носящие патриотический характер, население покупает очень редко;
- патриотическое воспитание, начатое в общеобразовательных школах, следует систематически, целенаправленно и организованно продолжать в организациях среднего и высшего профессионального образования.
В педагогических вузах при изучении дисциплин «Педагогика», «Теория и методика воспитательной работы» студенты изучают теоретические и практические положения организации патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ и во время педагогических практик учатся применять теорию в профессиональной деятельности.
На учебных занятиях со студентами преподаватели вузов имеют возможность на практике применять теорию компетентностной педагогики при изучении основ научных знаний по истории, математике, педагогике и другим дисциплинам, развивать следующие компетенции:
- уметь общаться на родном языке;
- использовать при изучении дисциплин такие принципы, как культуросообразность и народность;
- развивать диджитальные навыки и другие.
Эффективным является использование на
учебных занятиях аудио- и видеоматериалов, фрагментарный просмотр документальных и художественных фильмов патриотического характера.
Различные кружки, клубы, молодежные организации патриотической направленности решают воспитательные задачи. Так, например, в Костанайском государственном университете им. А. Байтурсынова создана Студенческая межэтническая ассамблея (СМА), которая является сообществом студентов, включающим в план работы мероприятия, способствующие целенаправленному формированию системы патриотического воспитания.
Как уже было отмечено ранее, воспитание патриотизма у студенческой молодежи является одной из основных задач, которую преподаватели высшей школы должны решать совместно со студентами в процессе учебно-воспитательной работы. Поэтому помимо рекомендаций по осуществлению процесса формирования патриотизма мы на основе анализа литературы сформулировали педагогическое условие эффективного повышения уровня патриотизма у студентов казахстанских вузов. При разработке данного
педагогического условия мы опирались на закон РК «Об образовании» от 27.07.2012 г. [5].
Активное вовлечение студентов в патриотическую сферу посредством воспитательных мероприятий — мы полагаем, что именно данное педагогическое условие является эффективным для патриотического воспитания студенческой молодежи в учебно-воспитательном пространстве вуза.
Развитию патриотических чувств и гражданских качеств студентов способствуют мероприятия, ежегодно организуемые в университете: торжественное празднование Дня Конституции,
Библиографический список
Дня Независимости, Наурыз мейрамы, Дня Победы в Великой Отечественной войне, встречи с ветеранами, тематические книжные выставки, посещение тематических экспозиций и многое другое.
Творческий подход к преподаванию изучаемых дисциплин, привлечение студентов к диалогу, опора на их художественный потенциал, формирование у них положительной самооценки, похвала и одобрение — все эти элементы внутренней и внешней мотивации способствуют активизации процесса патриотического воспитания молодежи.
1. Ишмухамедов, К. Символ гордости и патриотизма [Текст] / К. Ишмухамедов // Казахстанская правда. — 2008. — 11 дек. — № 208.
2. Абдрашитова, Т. А. Передовой опыт по патриотическому воспитанию граждан [Текст] : метод. пособие / Т. А. Абдрашитова, Я. Н. Оспанова. — Астана : Изд-во ТОО «Агроиздат», 2009. — 236 с.
3. Большой словарь иностранных слов в русском языке [Текст]. — М., 1998.
4. Стратегия «Казахстан-2050» — новый политический курс состоявшегося государства [Электронный ресурс] : Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана за 2012 г. — Режим доступа: http://www.almaty.kz/page.php?page_ id=950&lang=1&article_id=11654.
5. Об образовании [Электронный ресурс] : Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 г. № 319-Ш [с изм. и доп. по состоянию на 04.12.2015 г.]. — Режим доступа: http://online.zakon.kz/ Document/?doc id=30118747.
УДК 376.2 В. В. Сидоров, директор Златоустовского
индустриального колледжа им. П. П. Аносова (ЗлатИК), канд. пед. наук, Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: [email protected] О. С. Куницына, и. о. зам. директора по УМР
ЗлатИК
ДВИЖЕНИЕ «АБИЛИМПИКС» КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье раскрыты основные этапы становления и развития движения «Абилимпикс», его значение в повышении мотивации лиц с ограниченными возможностями здоровья к профессиональному становлению.
Ключевые слова: чемпионат «Абилимпикс», профессиональное самоопределение, профориентация.
Сегодня в России около 15 млн инвалидов — практически каждый десятый. Статистика фиксирует неутешительный факт: среди лиц с ограниченными возможностями здоровья всего 20 % трудоустроенных.
Инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья крайне важно найти свою трудовую стезю, чтобы успешно интегрироваться в современное общество, поэтому данную категорию населения необходимо