Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗИ С УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ И ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗИ С УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ И ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / УСПЕВАЕМОСТЬ / САМООЦЕНКА / ФИЗИЧЕСКИЕ РАЗВИТИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авилова Инга Анатольевна

Младший школьный возраст является одним из самых важных возрастных периодов в развитии личностных качеств. В жизни ребёнка появляется новый социальный институт - школа, происходит резкое изменение развития в социальном контексте. Появляется новая общественно значимая и оцениваемая деятельность - учебная деятельность, в рамках которой расширяется круг общения, а учитель становится ведущим звеном взаимоотношений ребёнка с окружающим миром. В статье анализируются и рассматриваются особенности становления самооценки, указывается на этапность, периодизацию и существование динамичных интервалов формирования самооценки, изученных и описанных в отечественных и зарубежных психолого- педагогических исследованиях, на которых базировалась экспериментальная часть проведенного исследования. Целью работы являлось определение взаимосвязи формирования самооценки с успеваемостью и физическим развитием у детей младшего школьного возраста, основанное на анализе литературных данных психологических и педагогических исследований отечественных и зарубежных исследований, результатах тестирования и анкетирования учащихся. В экспериментальном исследовании приняли участие ученики младшего школьного возраста имеющие различный уровень успеваемости, физического развития, обучающиеся в средней общеобразовательной школе города Курска и посещающие спортивные секции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авилова Инга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF SELF-ESTEEM AND ITS RELATIONSHIP WITH THE LEVEL OF ACADEMIC PERFORMANCE AND PHYSICAL DEVELOPMENT

Primary school age is one of the most important age periods in the development of personal qualities. A new social institution - school-appears in the child's life, and a dramatic change in the development of the social context takes place. There is a new socially significant and evaluated activity-educational activity, in which the circle of communication expands, and the teacher becomes the leading link in the child's relationship with the world around him. The article analyzes and examines the features of the formation of self-esteem, indicates the phasing, periodization and existence of dynamic intervals of self-esteem formation, studied and described in domestic and foreign psychological and pedagogical studies, on which the experimental part of the study was based. The aim of the work was to determine the relationship between the formation of self-esteem with academic performance and physical development in primary school children, based on the analysis of the literature data of psychological and pedagogical studies of domestic and foreign studies, the results of testing and questionnaires of students. The experimental study involved students of primary school age with different levels of academic performance, physical development, studying in a secondary school in the city of Kursk and attending sports clubs.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗИ С УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ И ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ»

Карельский научный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772

АВИЛОВА Инга Анатольевна ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ...

VTTK" Ч г-ч fi!Wi\ 1©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

у A14 J ' J •J |(сс) tjJCSj This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license

DOI* 10 26140/knz4-2021 -1002-0001 lfcae^:^Mhttps://cieativecoimnons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗИ С УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ И ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 1573-5323 AuthorID: 521534 ResearcherID: AAM-5394-2021 ORCID: 0000-0003-2806-5896

АВИЛОВА Инга Анатольевна, доктор биологических наук, доцент кафедры «Физическая культура» Курский государственный медицинский университет (305033, Россия, Курск, ул. К.Маркса, 3, e-mail: avilova-inga@mail.ru) Аннотация. Младший школьный возраст является одним из самых важных возрастных периодов в развитии личностных качеств. В жизни ребёнка появляется новый социальный институт - школа, происходит резкое изменение развития в социальном контексте. Появляется новая общественно значимая и оцениваемая деятельность -учебная деятельность, в рамках которой расширяется круг общения, а учитель становится ведущим звеном взаимоотношений ребёнка с окружающим миром. В статье анализируются и рассматриваются особенности становления самооценки, указывается на этапность, периодизацию и существование динамичных интервалов формирования самооценки, изученных и описанных в отечественных и зарубежных психолого- педагогических исследованиях, на которых базировалась экспериментальная часть проведенного исследования. Целью работы являлось определение взаимосвязи формирования самооценки с успеваемостью и физическим развитием у детей младшего школьного возраста, основанное на анализе литературных данных психологических и педагогических исследований отечественных и зарубежных исследований, результатах тестирования и анкетирования учащихся. В экспериментальном исследовании приняли участие ученики младшего школьного возраста имеющие различный уровень успеваемости, физического развития, обучающиеся в средней общеобразовательной школе города Курска и посещающие спортивные секции.

Ключевые слова: обучение, успеваемость, самооценка, физические развитие, двигательная активность, личность, физическое здоровье, учебная деятельность.

FEATURES OF THE FORMATION OF SELF-ESTEEM AND ITS RELATIONSHIP WITH THE LEVEL OF ACADEMIC PERFORMANCE AND PHYSICAL DEVELOPMENT

© The Author(s) 2021

AVILOVA Inga Anatolyevna, doctor of biological sciences, associate professor of «Physical Culture» Kursk State Medical University (305000, Russia, Kursk, street K. Marksa 3, e-mail: avilova-inga@mail.ru) Abstract. Primary school age is one of the most important age periods in the development of personal qualities. A new social institution - school-appears in the child's life, and a dramatic change in the development of the social context takes place. There is a new socially significant and evaluated activity-educational activity, in which the circle of communication expands, and the teacher becomes the leading link in the child's relationship with the world around him. The article analyzes and examines the features of the formation of self-esteem, indicates the phasing, periodization and existence of dynamic intervals of self-esteem formation, studied and described in domestic and foreign psychological and pedagogical studies, on which the experimental part of the study was based. The aim of the work was to determine the relationship between the formation of self-esteem with academic performance and physical development in primary school children, based on the analysis of the literature data of psychological and pedagogical studies of domestic and foreign studies, the results of testing and questionnaires of students. The experimental study involved students of primary school age with different levels of academic performance, physical development, studying in a secondary school in the city of Kursk and attending sports clubs.

Keywords: learning, academic performance, self-esteem, physical development, motor activity, personality, physical health, educational activity.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Становление и формирование самооценки, являясь компонентом самосознания, происходит скачкообразно в период младшего школьного возраста, при переходе от дошкольного возраста к школьному. Происходит закладка основ самооценки, а сама она становится платформой, необходимой для дальнейшего органичного роста личности. Самооценка становится одним из ведущих качеств, которые получают своё развитие в этом возрасте. Оценки своих поступков и деятельности, получаемые ребёнком от окружающих людей, а так же постепенное становление самостоятельного оценивания ребенком результатов собственной деятельности составляют материал для развития самооценки [1]. При этом, наибольшее влияние у детей этого возраста на её формирование оказывает мнение учителей, относительно их успеваемости и поведения. Такое доминирование оценки учителя обосновывается тем, что для детей младшего школьного возраста учитель выступает носителем социальных норм и законов [2]. Важным является и феномен их взаимного влияния друг на друга. Хорошее физическое здоровье и

хорошие оценки повышают у ребёнка чувство уверенности в себе, что в свою очередь будет способствовать раскрытию его способностей и потенциала, что в свою очередь способствует формированию успешной личности. Напротив, неправильный подход учителя в оценивании неуспевающих учеников будет способствовать в развитии у них заниженной самооценки, что несомненно у подавляющего числа таких детей будет тормозить их творческий и познавательный потенциал[3]. Именно поэтому необходимо органичное и адекватное развитие уровня самооценки у младшего школьника, что обосновывает актуальность данной темы.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Этапы формирования и развития самооценки рассматриваются во многих исследованиях отечественных и зарубежных специалистов[4,5,6]. Различные методы формирования самооценки у детей школьного возраста рассматривают Витушкина Э. В., Кислицкая Л. А., Зайцева С. А., Смирнова А. А. [7,8,9]. Особенное значение самооценка имеет в формировании личности, что

AVILOVA Inga Anatolyevna

FEATURES OF THE FORMATION OF SELF-ESTEEM ...

Karelian Scientific Journal. 2021. T. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772

подчеркивается в работах А.Н. Леонтьева, являясь так же и одним из основных условий социализации школьника в современном обществе. В работах различных авторов рассматриваются особенности различных периодов формирования самооценки. Выделяются наиболее динамичные периоды и этапы оценивания себя и своих возможностей [10]. Отмечается, что в школе оценивание учителем успеваемости является оценкой личности как таковой, что формирует социальный статус ребёнка в коллективе класса [11]. Однако многими исследователями отмечается так же и большая роль физического развития в формировании и развитии самооценки. Авторами исследований проанализирована динамика приобретения и совершенствования двигательных умений в процессе жизни и указывается, что обладающие лучшими физическими качествами и развитием, имеющие большую координированность и ловкость уже в дошкольном возрасте имеют ярко выраженную уверенность в себе и высокий уровень самооценки, проявляя лидерские качества и большую заинтересованность в соперничестве, коммуникации, участии в играх[12,13].

На уроках физической культуры вместе с образованием, реализуется оздоровительная и воспитательная роль физической культуры, способствующая развитию межличностных, коммуникативных и многих других качеств, участвующих в формировании личности успешного человека с соответствующей самооценкой.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель работы заключается в исследовании взаимосвязи формирования самооценки с успеваемостью и физическим развитием у детей младшего школьного возраста.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо:

- изучить взаимосвязь уровня самооценки с уровнем успеваемости и физического развития на формирование самооценки у детей младшего школьного возраста.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Для реализации цели статьи проведено исследование с использованием методики трех оценок А.И. Липкиной и изучением уровня физического развития детей младшего школьного возраста, а так же анализ исследований отечественных и зарубежных авторов, так же собственных данных, полученных в результате эксперимента.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Для изучения взаимосвязи уровня самооценки с уровнем успеваемости был проведен анализ успеваемости детей младшего школьного возраста. Для проведения исследования была использована методика трех оценок А.И. Липкиной. В исследовании принимали участие учащиеся 4-го класса в количестве 22 человек: из них 12 мальчиков и 10 девочек. На первом этапе исследования был выявлен средний уровень успеваемости для каждого ученика по четырём основным предметам: русский язык, математика, литература, природоведение. Исходя из полученных результатов, учеников разделили на три группы, в соответствии с их средним баллом:

- учащиеся с низкой успеваемостью - 3-3,5 балла;

- учащиеся со средней успеваемостью - 3,6-4,2 балла;

- учащиеся с высокой успеваемостью - 4,3-5 баллов.

На втором этапе была проведена методика трех оценок А. И. Липкиной, для определения складывающейся у ученика оценочной позиции по отношению к своей работе.

В ходе исследования было подтверждено влияние уровня успеваемости в школе на уровень самооценки. Среди учеников с низким уровнем успеваемости 18% (4 человека): 75% (3 школьника) имеют заниженную самооценку по отношению к выполненной ими работе и 25% (1) - адекватный уровень самооценки. Полученные результаты соответствовали ожидаемым. С первых

классов у слабо успевающих младших школьников часто фиксируется заниженная самооценка, на основе ранжирования класса самими учащимися относительно их оценок на отличников, средних, слабых и т.д. При этом распределение на группы происходит с опорой на мнение учителя, который является для них несомненным авторитетом и образцом социальных норм. Исходя из этого, к 4 классу наблюдается сохранение и продолжение дальнейшего развития заниженной самооценки у учеников с низким уровнем успеваемости, что доказывают результаты исследования. Это корректируется, если начать сравнивать ребенка не с другими, а только с ним самим и с его достижениями на предыдущих этапах.

Среди учеников со средним уровнем успеваемости 55% (12 учащихся): 7 учеников (58%) имеют адекватный уровень самооценки, 2 (17%) - заниженный и 3 (25%) - завышенную самооценку. Преобладание адекватного уровня самооценки отражает постепенную стабилизацию самооценки, к концу периода младшего школьника. В данном случае играет роль и позиция учащихся в качестве средне успевающих. Для них не происходит явного разделения на отстающих и отличников, что способствует формированию условий для более быстрого перехода к адекватному уровню самооценки.

Среди учеников с высоким уровнем успеваемости 27% (6 человек): 2 ученика (33%) имеют адекватный уровень самооценки, только один (17%) - высокий уровень, а трое (50%) - заниженный. Такие результаты можно обосновать повысившимся к этому возрасту уровню притязаний по отношению к своей деятельности.

При исследовании связи физического развития и физических качеств с самооценкой были получены следующие результаты: у учеников с низким уровнем успеваемости (4 человека) - 3 обладали слабой физической подготовкой (они же и имели заниженную самооценку), а 1 обладал лучшими физическими данными и посещал секцию футбола (по данным опроса), что способствовало формированию адекватного уровня самооценки. Среди учеников со средним уровнем успеваемости и нормальным физическим развитием (12 человек) - 2 школьника, дополнительно к учебе, занимались музыкой, а еще два ученика посещали школьную спортивную секцию. Особенных физических данных и отличающегося физического развития у школьников выявлено не было. У учеников с высокой успеваемостью (6 человек) - 3 ученика занимались спортом и имели хорошую физическую подготовку (2 с адекватным уровнем самооценки и один с высоким уровнем самооценки). Полученные результаты согласуются с исследованиями, описанными в научной литературе.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. В исследованиях многих авторов отмечена взаимосвязь самооценки, физической подготовки, познавательной деятельности и успешности. Исследование Евсеева А. В. посвящено проблеме соотношения самооценки и успешности в спортивной деятельности [14]. Исследования, указывающие на роль физического воспитания в развития физических качеств и самооценки, как одного из важнейших для активизации учебной и познавательной деятельности школьников и освещающие методологические аспекты в педагогике и психологии отражены в работах Моисеевой К. С., Марсунова С. Н., Ондар А. Д., Дорджиева А. Э. и др. [15,16, 17]. О проблемах взаимосвязи и оказываемом влиянии самооценки на успешность обучения младших школьников указывается и в работах Савощенко О. А. и др. [18-20].

Данные о влиянии занятий общей физической подготовкой на формирование физического здоровья и развитие личности приводятся в работах Шелониной О. Б. [21], но особенное значение физическое воспитание и его влияние на повышение самооценки имеет для людей с ограниченными возможностями здоровья, способствующее активной социализации их в современном

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Карельский научный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772

АВИЛОВА Инга Анатольевна ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ...

мире[22,23,24]. ВЫВОДЫ.

Выводы исследования. Исходя из полученных результатов в исследовании и анализа литературных данных можно сделать вывод, что с возрастом адекватность самовосприятия повышается. К четвёртому классу уровень самооценки стабилизируется и приближается к адекватному. Это происходит как в процессе общения с другими, так и в процессе собственной оценочной деятельности ребенка. Однако, продолжает сохраняться заниженность самооценки у детей с низкой успеваемостью и слабой физической подготовкой.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Проведенное исследование показало, что необходимо вовремя корректировать формирование самооценки у детей с низкой успеваемостью и слабой физической подготовкой для дальнейшего гармоничного развития личности. Вовлечение в спортивные секции и повышение физической подготовки будет способствовать повышению самооценки, успеваемости и познавательной активности, что позитивно сказывается на развитии личностных качеств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Курбатова А. С., Пухова А. Г., Беляева Т. К. Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований// Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 251-261.

2. Алентьева Е.И. Формирование адекватной самооценки у младших школьников/Е.А. Алентьева, Ю.Ю. Курбангалиева, Н.О. Дубченкова//Гуманитарные исследования. 2014. № 4. С. 113-118.

3. Иванова Н.В. Эффективные средства и приемы формирования познавательного интереса у младших школьников//Н.В. Иванова, В.А. Калюлина, Е.В. Минаева. Перспективы науки и образования. 2017. №6 (30). С. 70-73.

4. Померанцева Т.А. Основные компоненты социализации и индивидуализации младших школьников в современном социокультурном обществе//Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №3. D0I:10.26795/2307-1281-2018-6-3-8

5. Виноградова Н.Ф. Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОСНОО//Начальная школа. 2006. №15.С.39-43.

6. Остапова С.Н. Развитие навыков самооценки и самоконтро-ля//Начальная школа. 2014. № 12. С. 42 — 45.

7. Витушкина Э.В. Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата образования/Э.В. Витушкина, Т.В. Кружилина//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 3. С. 48-59.

8. Кислицкая Л. А. Особенности самооценки первоклассников, готовых и не готовых к школьному обучению /Л. А. Кислицкая. М.:МГППУ, 2006. 320 с.

9. Зайцева С.А., Смирнова А.А. Изучение влияния самооценки младших школьников на академическую успеваемость//Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 467-469.

10. Грудинин В.А. Особенности самооценки детей на границах младшего школьного возраста//Студент. Аспирант. Исследователь. 2019. № 12 (54). С. 3-7.

11. Алентьева Е.И. Формирование адекватной самооценки у младших школьников/Е.А. Алентьева, Ю.Ю. Курбангалиева, Н.О. Дубченкова //Гуманитарные исследования. 2014. № 4. С. 113-118.

12. Авилова И.А. Возможность применения подвижных игр для повышения физических качеств и функциональных возможностей ор-ганизма//Карельский научный журнал. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 9-11.

13. Авилова И.А., Степанов Е.В., Ковтун Р.П., Козлов О.И. Самооценка студентов и формирование внутренней потребности в занятиях спортивной направленности//Региональный вестник. 2019. № 6 (21). С. 17-19.

14. Евсеев А.В. Как самооценка и тревожность соотносятся с успешностью в спортивной деятельности//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 12 (178). С. 117-120.

15. Моисеева К.С. Игра как средство активизации учебно - познавательной деятельности младших школьников//Новая наука: психолого-педагогический подход. 2017. № 1. С. 59-61.

16.Марсунов С.Н., Ондар А.Д., Дорджиев А.Э. Подвижные игры в физическом воспитании младших школьников//Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2017. Т. 1. № 2. С. 55-58.

17. Популо Г.М., Назаренко Н.Н. Социальная значимость и роль подвижных игр на занятиях физической культурой в начальной школе //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 155-158.

18. Савощенко О.А. К проблеме влияния самооценки на успешность обучения младших школьников//Научные исследованияXXI века. 2019. № 1 (1). С. 294-297.

19. Славчева-Андонова Г.В. Влияние виртуальной и школьной среды на самооценку и на самоуважение в юношеском возрасте // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 62-65.

20. Гогицаева О.У., Небежева А.В., Шибзухова Д.А. Детско-

родительские отношения и самооценка подростка // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 183-186.

21. Шелонина О.Б. Физическое воспитание детей раннего возрас-та//Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. № 1 (6). С. 123-126.

22. Авилова И.А. Торбол для реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях вуза//Региональный вестник. 2021. № 2 (58). С. 18.

23. Авилова И.А. Финансирование и популяризация адаптивного спорта среди молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов//Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 59-61.

24. Авилова И.А. Популяризация адаптивной физической культуры и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья// Региональный вестник. 2020. № 4(43). С. 27-28.

Статья поступила в редакцию 21.04.2021 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.