Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2613
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЛЕКС ПРИЕМОВ И УПРАЖНЕНИЙ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесова Оксана Вячеславовна, Зайцева Светлана Александровна, Захарычева Наталья Владимировна

Введение стандартов второго поколения является значимой инновацией для начальной ступени образования, фундаментом которого является достижение качественно новых образовательных результатов, влияющих на развитие гармоничной личности. В младшем школьном возрасте происходит формирование учебной деятельности как ведущей, поэтому в нашем исследовании особое место уделяется самооценке. В статье анализируются различные подходы, связанные с изучением самооценки в отечественной и зарубежной психологии и педагогике, что позволило определить основу экспериментальной части исследования. Целью статьи являлось использование анализа психолого-педагогической и методической литературы для проведения исследование самооценки у детей младшего школьного возраста на предметах «Русский язык» и «Литературное чтение»; разработка и апробирование комплекса заданий и упражнений, направленного на формирование самооценки младших школьников в учебной деятельности. В эмпирическом исследовании приняло участие 80 детей 9-10 лет школ Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Результаты констатирующего этапа исследования показали, что большинство третьеклассников имеют завышенную (60%) или заниженную самооценку (24%), адекватной самооценке соответствуют 16% учащихся. Формирующий этап реализовался на уроках русского языка и литературного чтения. В комплексе рассматривались приёмы, упражнения и задания, используемые в учебной деятельности для формирования самооценки у младших школьников. Эффективность формирующих воздействий подтвердили результаты контрольного этапа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесова Оксана Вячеславовна, Зайцева Светлана Александровна, Захарычева Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE FORMATION OF SELF-ESTEEM IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The introduction of second generation standards is a significant innovation for the initial stage of education, the foundation of which is the achievement of qualitatively new educational results that affect the development of a harmonious personality. At the primary school age, the formation of educational activity as the leading one takes place, therefore, in our study, a special place is given to self-esteem. The article analyzes various approaches related to the study of self-esteem in domestic and foreign psychology and pedagogy, which made it possible to determine the basis of the experimental part of the study. The purpose of the article was to use the analysis of psychological, pedagogical and methodological literature to conduct a study of self-assessment in children of primary school age on the subjects "Russian language" and "Literary reading"; development and testing of a set of tasks and exercises aimed at forming self-esteem of younger students in educational activities. The empirical study involved 80 children aged 9-10 years from schools in Nizhny Novgorod and the Nizhny Novgorod region. The results of the ascertaining stage of the study showed that the majority of third graders have an overestimated (60%) or underestimated self-esteem (24%), 16% of students correspond to adequate self-esteem. The formative stage was realized in the lessons of the Russian language and literary reading. The complex considered techniques, exercises and tasks used in educational activities to form self-esteem in younger students. The effectiveness of the shaping influences was confirmed by the results of the control stage.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.3

DOI: 10.26140/knz4-2021-1001-0006

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Автор(ы) 2021 SPIN:1398-4420 AuthorlD: 57194268062 ResearcherlD: J-7901-2017 ORCID ID: 0000-0003-4493-4588

КОЛЕСОВА Оксана Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования

SPIN: 6318-5868 AuthorlD: 658282 ResearcherlD: J-1883-2017 ORCID: 0000-0002-4514-5890

ЗАЙЦЕВА Светлана Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д. 7, корпус 2, e-mail: sz10473@yandex.ru) ЗАХАРЫЧЕВА Наталья Владимировна, учитель начальных классов

высшей категории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №27» (606033 Россия, Дзержинск, пр-т Свердлова, д.88а, e-mail: mouse2008.68@mail.ru) Аннотация. Введение стандартов второго поколения является значимой инновацией для начальной ступени образования, фундаментом которого является достижение качественно новых образовательных результатов, влияющих на развитие гармоничной личности. В младшем школьном возрасте происходит формирование учебной деятельности как ведущей, поэтому в нашем исследовании особое место уделяется самооценке. В статье анализируются различные подходы, связанные с изучением самооценки в отечественной и зарубежной психологии и педагогике, что позволило определить основу экспериментальной части исследования. Целью статьи являлось использование анализа психолого-педагогической и методической литературы для проведения исследование самооценки у детей младшего школьного возраста на предметах «Русский язык» и «Литературное чтение»; разработка и апробирование комплекса заданий и упражнений, направленного на формирование самооценки младших школьников в учебной деятельности. В эмпирическом исследовании приняло участие 80 детей 9-10 лет школ Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Результаты констатирующего этапа исследования показали, что большинство третьеклассников имеют завышенную (60%) или заниженную самооценку (24%), адекватной самооценке соответствуют 16% учащихся. Формирующий этап реализовался на уроках русского языка и литературного чтения. В комплексе рассматривались приёмы, упражнения и задания, используемые в учебной деятельности для формирования самооценки у младших школьников. Эффективность формирующих воздействий подтвердили результаты контрольного этапа.

Ключевые слова: самооценка, учебная деятельность, комплекс приемов и упражнений, младший школьник, развитие личности, системно-деятельностный подход, начальная школа, развивающее обучение, субъект-субъектное обучение.

MODERN APPROACHES TO THE FORMATION OF SELF-ESTEEM IN PRIMARY

SCHOOL CHILDREN

© The Author(s) 2021

KOLESOVA Oksana Vyacheslavovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor

of the department of psychology and pedagogy of preschool and primary education ZAITSEVA Svetlana Aleksandrovna, candidate of psychological sciences, associate professor of the department of psychology and pedagogy of preschool and primary education Nizhny Novgorod State Pedagogical University after Kozma Minin (Minin University) (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Minin and Pozharsky square, 7, building 2, e-mail: sz10473@yandex.ru) ZAKHARYCHEV Natalia Vladimirovna, the teacher of initial classes

of the highest category Municipal budgetary educational institution "Secondary school No. 27" (606033, Russia, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod region, 88a Sverdlov Ave., e-mail: mouse2008.68@mail.ru) Abstract. The introduction of second generation standards is a significant innovation for the initial stage of education, the foundation of which is the achievement of qualitatively new educational results that affect the development of a harmonious personality. At the primary school age, the formation of educational activity as the leading one takes place, therefore, in our study, a special place is given to self-esteem. The article analyzes various approaches related to the study of self-esteem in domestic and foreign psychology and pedagogy, which made it possible to determine the basis of the experimental part of the study. The purpose of the article was to use the analysis of psychological, pedagogical and methodological literature to conduct a study of self-assessment in children of primary school age on the subjects "Russian language" and "Literary reading"; development and testing of a set of tasks and exercises aimed at forming self-esteem of younger students in educational activities. The empirical study involved 80 children aged 9-10 years from schools in Nizhny Novgorod and the Nizhny Novgorod region. The results of the ascertaining stage of the study showed that the majority of third graders have an overestimated (60%) or underestimated self-esteem (24%), 16% of students correspond to adequate self-esteem. The formative stage was realized in the lessons of the Russian language and literary reading. The complex considered techniques, exercises and tasks used in educational activities to form self-esteem in younger students. The effectiveness of the shaping influences was confirmed by the results of the control stage.

Keywords: self-esteem, learning activity, a set of techniques and exercises, junior schoolchild, personality development, system-activity approach, primary school, developmental learning, subject-subject learning.

ВВЕДЕНИЕ В динамично развивающемся мире основным на-

КОЛЕСОВА Оксана Вячеславовна и другие СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ...

правлением развития современного отечественного общего образования является реализация нового федерального государственного общеобразовательного стандарта (ФГОС). Это значимая инновация, особенно для начальной ступени общего образования, фундаментом которого является достижение качественно новых образовательных результатов, влияющих на развитие гармоничной личности.

Основные стандарты претерпели ряд изменений, связанных и с системой оценивания, которая должна быть выстроена таким образом, чтобы школьники включались в контрольно-оценочную деятельность и приобретали навыки самооценки и взаимооценки, рассматриваемые в Федеральных государственных общеобразовательных стандартах (ФГОС) как метапредметные результаты [1]. Ребёнок должен научиться оценивать себя сам, критически оценивать результаты своей учебной деятельности, что позволит ему двигаться вперед. Именно в младшем школьном возрасте происходит формирование учебной деятельности как ведущей, поэтому в нашем исследовании особое место уделяется самооценке, которая является системообразующим ядром личности и определяет жизненную позицию человека, характеризует её активность, направленность.

Уже в период поступления в начальную школу, по мнению Л.С. Выготского, у ребёнка начинает формироваться самооценка как устойчивое, внеситуативное и дифференцированное отношение к себе, что позволяет контролировать собственную деятельность относительно нормативных критериев [2]. По мнению, А.Н. Леонтьева, самооценка является одним из условий формирования личности [3].

А.В. Захарова определяет самооценку как системное образование, являющееся компонентом самосознания [4]. Американский психолог Р. Бернс на основе анализа исследований зарубежных авторов доказал, что происходит качественный скачок в развитии самооценки в период перехода от дошкольного возраста к младшему школьному [5]. Современный школьник сегодня не в состоянии адекватно оценить свой уровень притязаний и собственные реальные возможности. Такое расхождение провоцирует эмоциональные срывы, повышенную тревожность, неадекватность поведения. Следовательно, самооценка влияет на организацию результативного управления поведением человека.

Проблему формирования самооценки рассматривали в своих трудах многие отечественные и зарубежные ученые. Эти исследования ведутся в разных направлениях, например, изучение самооценки в общетеоретическом и методологическом аспектах, самооценка исследуется как социально-психологическая и философская проблема существования и развития личности. Курбатова А.С., Пухова А.А., Беляева Т.К. изучали самооценку как актуальное направление психолого-педагогических исследований [6]. Проблему самооценки личности рассматривали Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Дж. Брунер, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Э.А. Голубева, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А.Р. Лурия, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, А.И. Липкина и др. Самооценка может определяться с различных сторон: как устойчивое структурное образование, компонент самопознания и как процесс самооценивания.

Для нашей темы исследования особенно важны работы, посвященные анализу проблемы формирования самооценки у младших школьников (Л.М. Фридман, Л.В. Ковинько, Е.Е. Данилова, А.А. Люблинская, Е.И. Рогов, Г.М. Бреслав, К.М. Гуревич).

Младший школьный возраст является сензитивным для формирования, в частности, самооценки. В этом возрасте дети учатся правильно оценивать себя и свои возможности. Самооценка младшего школьника достаточно динамична. Дети с правильной адекватной самооценкой активны и бодры, находчивы и общительны, доброжелательны. Чаще всего они самостоятельно разбирают

ошибки в своих заданиях, ставят перед собой цели, соответствующие своим возможностям. Если ребенок решил задачу правильно, то он не выберет более легкую, а возьмет сложнее. И если вначале ученик не способен адекватно оценить результаты своей деятельности, считая оценку учителя как личное отношение к себе, а не результатам деятельности, то впоследствии осуществляет контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

По мнению Е.И. Алентьевой, учащиеся младших классов чаще всего принимают оценку учителя как руководство к общению и выстраивают свои отношения с одноклассниками как с отличниками и хорошистами, троечниками и двоечниками, то есть оценка учителя представляет собой оценку личности в целом, что влияет на социальный статус ребёнка в классе [7]. Соответственно, более успевающие учащиеся переносят оценку учителя, как показателя неуспеха других учеников и в другие сферы деятельности.

В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями к условиям организации обучения учащиеся первых классов обучаются без оценивания по бальной шкале [8]. Администрация школы строго отслеживает процесс безотметочного обучения. Однако уже второклассники с первых учебных дней получают отметки и испытывают недоумение за неожидаемый результат. О такой проблеме предупреждал Б.Г. Ананьев, в своих исследованиях он доказал, что долгое отсутствие оценок может негативно отразиться на учениках и привести к осознанию собственной неуверенности, что может влиять на личностное развитие ребёнка [9]. Следовательно, уже в первом классе учитель должен приучать ребёнка к объективной словесной оценке, которая отражает определённые критерии.

С.Н. Фрондзей отмечает, что взаимосвязь школьной оценки и самооценки часто не является определяющей. Предположим, в семье нет ориентировки на бальную оценку, тогда и самооценка младшего школьника не определяется успехами обучения в школе [10]. К. Роджерс обратил внимание на формирование самооценки у ребёнка не только при взаимодействии с учителем, но и с одноклассниками [11].

Н.В. Иванова, Е.В. Минаева заметили, что существует динамика в объективном оценивании себя и собственных успехов у детей: чем выше себя оценивает сам ребёнок, тем лучше его будут оценивать одноклассники (сверстники) [12].

Н.Н. Деменева, О.В. Колесова обращают внимание на взаимосвязь компетентностного подхода в обучении младших школьников и формированием самооценки [13]. Т.А. Померанцева выделяет самооценку как основной компонент социализации младшего школьника в современном обществе [14].

В динамике от первого к четвертому классу рассматривали самооценку Э.В. Витушкина и Т.В. Кружилина. Они выявили, что самооценка первоклассников чаще всего завышена и неадекватна. Семилетние дети оценивают собственные усилия по выполнению задания, а не качество его выполнения. Кроме того, первоклассники могут оценивать свои моральные качества, и осознание себя как «я хороший», также будет влиять на самооценку. Авторы обращают внимание на то, что у первоклассников самооценка формируется под воздействием взрослых [15].

Л.А. Кислицкая, изучая самооценку первоклассников, обращает внимание на доминирующую позицию завышенной самооценки, однако постепенное взросление детей будет способствовать формированию более адекватной самооценки младших школьников [16].

А.А. Реан связывает заниженную самооценку младшего школьника с тем, что система школьного образования односторонне относится к формированию самооценки, связывая её с интеллектуальными способностями ребёнка [17].

С.А. Зайцева обратила внимание на связь самооцен-

ки и успешности младшего школьника по общеобразовательным предметам. На основе использования коэффициента Спирмена, автор пришла к выводу о влиянии успешности обучения на формирование более высокой самооценки: «чем лучше ребенок учится в школе, тем выше его самооценка и, наоборот, чем ниже успеваемость младшего школьника, тем ниже его самооценка» [18, 469]. Анализ успеваемости в данном возрасте является, по сути, оценкой личности школьника.

Н.Ф. Виноградова рассматривает в практическом аспекте различные способы развития самооценки у младших школьников[19].

В некоторых исследованиях, направленных на изучение самооценки в начальной школе, подчеркивается взаимодействие самооценки и развитие регулятивных универсальных учебных действий [20; 21]. По мнению авторов, полноценное развитие в младшем школьном возрасте подразумевает развитие чувства компетентности. В случае, если школьник не ощущает себя осведомленным в учебной деятельности, то его личностное развитие искажается.

МЕТОДОЛОГИЯ

Анализ различных подходов к пониманию сути самооценки, её критериев позволил нам выбрать для нашей работы основу, на которую мы будем ориентироваться в экспериментальной части. Наиболее подходящим вариантом для нас является характеристика самооценки как адекватной, завышенной и заниженной.

Несмотря на достаточно существенное число исследований и методических публикаций по проблеме формирования самооценки младшего школьника, эта тема является не до конца изученной, сохраняет свою актуальность и практическую значимость.

Цель статьи: на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы провести исследование самооценки у детей младшего школьного возраста на предметах «Русский язык» и «Литературное чтение»; разработать и апробировать комплекс заданий и упражнений, направленный на формирование самооценки младших школьников в учебной деятельности.

В исследовании приняло участие 80 третьеклассников школ Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Для реализации этапов констатирующего этапа нами были отобраны следующие диагностические методики:

• Модификация методики «Какой я?» (М.Кун, модификация Т.В. Румянцевой);

• Методика Т.В. Дембо - С.Я Рубинштейн;

• Методика «Лесенка» В.Г. Щур.

Анализ результатов диагностических методик показал, что большинство третьеклассников имеют завышенную (60%) или заниженную самооценку (24%). Следует отметить тот факт, что девочки в возрасте 9-10 лет практически все имеют завышенную самооценку. Адекватной самооценке соответствуют 16% учащихся.

Таким образом, данные результатов исследования самооценки у третьеклассников показали, что достаточно большое количество учащихся имеет завышенную самооценку. Эти дети не проявляют критичность по отношению к себе, считают себя идеалом и видят в себе только положительные качества.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Нами была разработана программа формирующего этапа, включающая в себя комплекс заданий и упражнений, направленных на формирование самооценки третьеклассников на уроках русского языка и литературного чтения.

Цель формирующего этапа: разработать и апробировать комплекс заданий и упражнений, направленный на формирование самооценки младших школьников в учебной деятельности (на предметах «Русский язык» и «Литературное чтение»).

На уроках литературного чтения мы проводили работу, связанную не только с формированием самооценки

учеников самих себя, но и направленную на оценивание поступков литературных героев, на выявление отношения к этим поступкам. Учащиеся должны уметь ориентироваться на различные примеры, некоторые их них в дальнейшем могут стать эталоном поведения. Нами были проведены следующие упражнения:

• направленные на обогащение словаря нравственных понятий (прием «Слово-магнит»);

• упражнения, связанные с выявлением нравственной основы фольклорных произведений (индивидуальные задания на анализ, сравнение, классификацию нравственных категорий);

• чтение и анализ художественных произведений и научно-популярных текстов по нравственным проблемам (задания на осмысление нравственной идеи текста, формирование опыта поведения в разных социальных ролях);

• обсуждение в группах ситуаций поведения из жизни детей («Найдите ошибки», «Предложите свой вариант поведения»; «Придумайте ситуации для обсуждения в классе»);

• самопознание учащимися собственных качеств личности, познания своих ценностных ориентации в реальной действительности и в будущем («Сравни себя с героем сказки, мультфильма», «Чем я отличаюсь от других?»).

Кроме того, используя опыт С.Н. Остаповой [22], мы ориентировали учащихся на четкие приёмы оценивания:

1. «Дорожка успеха». Перед выполнением задания ученик прогнозирует успешность выполнения работы, фиксируя предположения в блокноте.

2. «Волшебные линеечки». Использование оценочной шкалы, предполагающей отражение на себе результатов деятельности учащихся непосредственно после выполнения работы. Возможен выбор различных критериев самооценивания. Самооценка выражается в постановке знака на самой шкале (верх шкалы - выполнено отлично, низ шкалы - работы не соответствует критериям)

3. «Цветная оценка». Выбираются цвета, обозначающие качество выполненного задания, например, синий - отлично справился с работой, всё получилось, нет вопросов; зелёный - есть небольшие недочёты, жёлтый -возникли проблемы, коричневый - не понял материал, с работой не справился. Один круг рисует ученик, другой учитель. После выполнения задания ученик оценивает свою работу, закрашивая определенным цветом первый круг. Работа сдаётся для проверки учителю, и уже учитель закрашивает второй круг сам. На следующий урок ребёнок сравнивает результаты оценивания.

4. «Кто сможет?». Фронтально на доске учитель предлагает задание для класса. Спрашивает: «Кто сможет?», дети оценивают свои возможности и поднимают руку, затем задание проверяется, и ученик должен оценить свою работу.

5. «Обоснованный отказ». Приём похож на вышеописанный, однако ученик должен обосновать свой отказ от выполнения задания

6. Фронтальная самооценка». Учитель после выполнения определенной работы на уроке задаёт вопросы: Какую работу выполняли? Чему научились? Кому легко было справиться с заданием? Кому пока сложно? Какие трудности возникли? Кто доволен своей работой?

7. «Индивидуальная самооценка». Ребёнок самостоятельно оценивает собственное выполнение по определенным критериям.

8. «Взаимооценка». Такой приём предполагает сначала самооценивание, затем обмен тетрадями и уже оценивание в паре.

Кроме вышеописанных, на уроках русского языка мы использовали следующие приёмы:

1. «Моя оценка» (изобретение оценочных шкал самими школьниками). Дети чаще всего предлагают такие критерии выполнения работ: правильность, красота, по-

КОЛЕСОВА Оксана Вячеславовна и другие

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ...

нимание темы, сложность, увлекательность.

2. «Прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения задачи). Пример:

Учитель предлагает написанное в транскрипции слово [варишка].

Третьеклассники в параллельном классе по-разному записали это слово с выделением (пропуском) орфограмм слабых позиций. Обведи вариант, с которым ты согласен:

1) варе-ка, 2)вар—ка, 3)вар - -шк -.

Оцени себя, умеешь ли ты находить орфограммы в слове?

3. «Задания - ловушки» и составление заданий - ловушек.

Задания - ловушки мы использовали на разных уроках в начальной школе. Эффективнее всего такие задания применять на уроках русского языка и математики. Иногда мы готовили презентации с подобными заданиями с целью активизировать полученные ранее знания или, наоборот, проверить, насколько прочно усвоен новый материал.

4. «Обнаружение ошибки».

1) Прочитайте. Спишите, исправляя ошибки.

Шъет костюм, подъём флага, подехал к дому, седоб-

ный грип, лъёт воду подьёмный кран.

2) Найдите в тексте ошибки. Оцените их.

3) Проверь правильно ли выполнено задание?

5. «Создание помощника». В данном приеме дети используют следующий вариант работы: среди слов подбери синонимы и запиши слова в два столбика: в первый те, в написании которых ты уверен, во второй запиши те слова, написание которых вызывает у тебя вопросы. Обратись к соседу по парте за помощью. Обсудите варианты, если есть сложность, то обратитесь к учителю.

6. «Многоступенчатый выбор». Пример задания. Детям предлагается слово ДВЕ -. Вопрос: согласен ли ты с данным утверждением?

- Последний звук в слове -[ р '] :

а) обозначу буквой р ;

б) обозначу буквами рь;

в) поставлю пропуск.

7. «Орфографические софизмы». Этот приём позволяет нацелить учащихся на размышления, так как в самом приёме содержатся умышленно ложные посылки, которые кажутся верными. Задача ученика опровергнуть неверные размышления.

8 Взаимооценка. На уроках русского языка мы постоянно организовывали работу в парах и предлагали детям выставить друг другу оценку. Критерии оценки готовили заранее. Например, при написании проверочного диктанта мы учитывали количество ошибок на конкретное правило. При написании словарных слов обращали внимание на количество правильно написанных слов. Причем можно договориться, что за каждое правильно написанное слово ученик будет получать 1 балл.

При обучении третьеклассников созданию речевых высказываний мы использовали так называемые рефлексивные сочинения, при написании которых ребёнок оценивает, что он узнал и чему научился.

На русского языка, где предусматривалось изучение новой темы, нами использовались оценочные листы, которые включали в себя следующие вопросы:

-Какая была тема нашего урока?

- Решили ли мы задачу, которую ставили перед собой?

- Чему научились на уроке?

- Кто доволен (недоволен) своей работой на уроке?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что нового мы узнали на уроке, что ещё хотелось бы

узнать по этой теме, что удивило вас при изучении этой темы?

Далее предлагалось поставить отметку за каждый этап работы.

ВЫВОДЫ

Цель контрольного этапа: определить эффективность

формирующих воздействий. На контрольном этапе мы провели те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе. Данные, полученные в ходе контрольного этапа, позволяют увидеть положительную динамику в формировании самооценки третьеклассников.

Анализ сравнительных результатов позволяет сделать следующие выводы:

1. Количество учащихся с адекватной самооценкой увеличилось (на констатирующем этапе 24%, на контрольном уже 52%) почти в два раза.

2. Учащихся с завышенной самооценкой хоть и осталось чуть меньше половины класса, но сократилось число детей с заниженной самооценкой. Многие исследователи считают возможным иметь завышенную оценку в начальной школе у детей, так как это является важным для психоэмоционального состояния школьников.

Таким образом, полученные данные позволяют увидеть положительную динамику в формировании самооценки третьеклассников. Адекватную самооценку показали 52 % учащихся, что на 28% выше, чем на этапе констатирующего эксперимента. Однако 48% школьников имеют заниженную или завышенную самооценку, что стимулирует нас на продолжение работы и поиск новых путей формирования самооценки в учебной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования третьего поколения. М.: Просвещение, 2018. 53 с.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах: Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ. 1972. 576 с.

4. Захарова А.В. Формирование самооценки в учебной деятельности. Психологические проблемы в учебной деятельности школьник/А.

B. Захарова. М.: Просвещение, 1997. 176 с

5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.

6. Курбатова А. С., Пухова А. Г., Беляева Т. К. Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований //Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 251-261. doi: 10.32744/pse.2019.1.18

7. Алентьева Е.И. Формирование адекватной самооценки у младших школьников / Е.А. Алентьева, Ю.Ю. Курбангалиева, Н.О. Дубченкова //Гуманитарные исследования. 2014. № 4. С. 113-118.

8. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 об утверждении САНПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» //Российская газета. 2011. № 54.

9. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.

10. Фрондзей С.Н. Роль учителя в формировании самооценки младшего школьника // В сб.: Актуальные проблемы начального образования. Ростов-на-Дону, 2016. С. 36-40.

11. Роджерс К. Становление человека. Взгляд на психотерапию /К. Роджерс. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 437 с.

12. Иванова Н.В. Эффективные средства и приемы формирования познавательного интереса у младших школьников //Н.В. Иванова, В.А. Калюлина, Е.В. Минаева. Перспективы науки и образования. 2017. №6 (30). С. 70-73

13. Деменева Н.Н., Колесова О.В. Оценка эффективности реализации компетентностного подхода в обучении математике в начальной школе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 3 (24).

C. 7.

14. Померанцева Т.А. Основные компоненты социализации и индивидуализации младших школьников в современном социокультурном обществе // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №3. D0I:10.26795/2307-1281-2018-6-3-8

15. Витушкина Э.В. Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата образования / Э.В. Витушкина, Т.В. Кружилина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 3. С. 48-59.

16. Кислицкая Л. А. Особенности самооценки первоклассников, готовых и не готовых к школьному обучению /Л. А. Кислицкая. М.: МГППУ, 2006. 320 с.

17. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с.

18. Зайцева С.А., Смирнова А.А. Изучение влияния самооценки младших школьников на академическую успеваемость // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 467-469.

19. Виноградова Н.Ф. Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО//Начальная школа. 2006. №15.С.39-43

_20. Колесова О.В., Тивикова С.К., Деменева Н.Н. Формирование у

учащихся регулятивного действия планирования на уроках русского языка // Сибирский учитель. 2019. № 1 (122). С. 81-87.

21. Тивикова С.К., Колесова О.В. Технологии формирования действий целеполагания у младших школьников в процессе работы с текстом //Нижегородское образование. 2018. № 2. С. 63-68.

22. Остапова С.Н. Развитие навыков самооценки и самоконтроля //Начальная школа. 2014. № 12. С. 42 — 45

Статья поступила в редакцию 18.10.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.