Научная статья на тему 'Особенности формирования региональной молодежной политики в условиях модернизации современного российского общества'

Особенности формирования региональной молодежной политики в условиях модернизации современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
933
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / МОЛОДЕЖЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / REGIONAL YOUTH POLICY / MODERN SOCIETY / YOUTH / REGIONAL COMPONENT OF SOCIO- ECONOMIC DEVELOPMENT / OPTIMIZATION / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Елисеева Галина Валерьевна

В данной статье анализируются основные особенности формирования региональной молодежной политики в условиях модернизации современного российского общества. Рассматриваются роль и участие молодежи в формировании региональной политики. Проводится анализ мер по оптимизации региональной политики на примере Омской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF THE REGIONAL YOUTH POLICY IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION OF RUSSIAN SOCIETY

This article analyzes the main features of the formation of the regional youth policy in the context of modernization of Russian society. Considers the role and participation of young people in the formation of regional policy. The analysis of measures to optimize regional policy on the example of the Omsk region

Текст научной работы на тему «Особенности формирования региональной молодежной политики в условиях модернизации современного российского общества»

УДК 374.3 © Г. В. Елисеева

Г. В. Елисеева

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

В данной статье анализируются основные особенности формирования региональной молодежной политики в условиях модернизации современного российского общества. Рассматриваются роль и участие молодежи в формировании региональной политики. Проводится анализ мер по оптимизации региональной политики на примере Омской области.

Ключевые слова: региональная молодежная политика, современное общество, молодежь, региональный компонент, социально-экономическое развитие, оптимизация, модернизация.

В условиях модернизации современного российского общества, основным элементом его развития, безусловно, становится молодое поколение. На сегодняшний день мы можем наблюдать такую картину: молодежь как социальная группа и молодой человек как гражданин стали более активно проявлять себя как социальные и политические субъекты, внедряя новые идеи и активно участвуя в реализации собственных, государственных и общественных интересов. Следует также отметить качественное улучшение волевых и деятельностных характеристик молодежи, положительную динамику в процессе ее включения в общественно-политическую жизнь. У нового поколения усиливаются такие качества, как самостоятельность, восприимчивость к новому, адаптивность к жизненным переменам и т.д. Наблюдается стабилизирующая тенденция, которая должна перейти и уже переходит в позитивные и конструктивные формы проявления активности молодежи.

Развитие государственной молодежной политики в РФ проходит в единстве двух составляющих: федеральной и региональной. Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека.

Формирование регионального компонента происходит опережающими темпами, так как органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации поставлены перед необходимостью решать молодежные проблемы, которые в постсоветском пространстве не только не утратили, а приобрели более острый характер. К ним относятся качество образования и профессиональной подготовки; трудоустройство выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; конкурентность на рынке труда; обеспечение жильем; поддержка функционирования молодых семей; профилактика деструкций в молодежной среде и формирование здорового образа жизни; преодоление трудных жизненных ситуаций; социальная адаптация и интеграция молодежи с «особым статусом» (безработная и малообеспеченная молодежь, выпускники интернатных учреждений, молодые люди с инвалидностью и др.), а также юношей и девушек «группы риска» (склонные к зависимому поведению, отбывали наказание и т. д.) [2].

Инфраструктура молодежной политики в субъектах Федерации складывается как система государственных и муниципальных учреждений региональных и муниципальных

органов по делам молодежи (социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и др.) с направленностью на реализацию потребностей молодежного социума в государственных (общественно-государственных) услугах (образовательных, досуговых, социальных, психологических, оздоровительных, социозащитных, правозащитных и т. д.).

В современном обществе - в том, которое мы имеем сейчас, разработка и реализация молодежной политики, учитывающей как национальные и мировые тенденции общественного развития, так и стратегические ориентиры развития субъектов Российской Федерации, становится необходимой социальной инновацией, ключевым фактором развития территорий. Одновременно активизируется роль социальных институтов, связанных с осуществлением этой политики, в трансформации социальной структуры общества, поскольку здесь возникают эффекты регулирования положения молодежи на рынке труда, перспектив ее трудоустройства на региональном уровне [2].

Приоритеты государственной региональной политики представляют собой обоснованные и наиболее значимые для регионального развития, общие для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации главные направления их совместной деятельности по реализации целей и задач государственной региональной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Выбор приоритетов основывается на проведении в соответствии с целями и задачами государственной региональной политики комплексной оценки текущей ситуации, прогнозе её развития на 5 и 10 лет, исходя из ресурсных, включая бюджетные, возможностей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Приоритеты государственной региональной политики взаимоувязываются с направлениями внутренней и внешней политики Российской Федерации и учитываются в программах социально-экономического развития в сфере регионального развития.

Для того, чтобы региональная молодежная политика в действительности была эффективной в условиях современного трансформирующегося общества, процессы формирования цели этой политики должны исходить из требований и возможностей новых социальных условий, в которых оказалось общество и молодежь, потребностей и интересов молодых людей, нужд и интересов общества в нормальном социальном развитии молодого поколения. В связи с этим необходимо переосмысление концептуального ядра современной региональной молодежной политики. Должен произойти существенный сдвиг от усилий, которые долгие годы были направлены прежде всего на формирование, воспитание, социализацию молодежи, в сторону перестройки самого общества, устранения в нем элементов иррациональности и социальной несправедливости в отношении к молодому поколению [3].

Таким образом, молодежную политику в субъектах федерации необходимо рассматривать как особый феномен, необходимый для правильного и эффективного социально-экономического развития регионов.

Почему именно молодежь должна стать основным развивающим фактором региональной молодежной политики? Во-первых, молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несет функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества. Во-вторых, как и любая социальная группа, молодежь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества. В-третьих, в силу объективных причин молодежь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодежь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации. В-четвертых, с одной стороны, молодежь является главным участником социальной мобильности и экономической

инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения. В-пятых, молодежь - это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряженности.

В зависимости от качества реализации этих функций, молодежь может явиться фактором как ускорения, так и торможения общественного развития.

Это зависит от того, насколько молодежь, во-первых, знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы; во-вторых, обладает необходимыми качествами (физическими, личностными, образовательными, профессиональными) для решения стоящих задач; в-третьих, обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями для активного включения в решение задач повышения конкурентоспособности страны.

Особую значимость данной проблеме придают динамизм и противоречивость социально-экономических процессов в нашем обществе в период его реформирования. Наиболее уязвимой социальной группой в этих процессах вновь оказывается молодежь. Именно она наименее экономически самостоятельна, наименее консолидирована, испытывает сильный прессинг со стороны различных политических сил и движений, не обладает четкими социальными ориентирами, сама находится в ситуации жизненного самоопределения. В то же время, только молодое поколение способно преодолеть идеологические и психологические стереотипы, сформировать новые системы ценностных ориентаций, создать идеалы гражданского общества будущего. Для этого у молодых людей есть все объективные предпосылки: творческий характер мышления и деятельности, высокая социальная и экономическая мобильность, психологическая гибкость, стремление к поискам ответов на актуальные вопросы, желание практически воплощать в жизнь систему новых ценностей, открытость к восприятию новых нетрадиционных массивов знания и т.п.

Таким образом, социальные особенности молодежи определяются спецификой позиций, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Это основная социальная функция молодежи. [3]

Эффективная региональная молодежная политика является одной из оптимальных форм социально-экономических, политических отношений. Она позволяет не только достигать соглашения между различными субъектами молодежной политики, но и контролировать их выполнение. Однако эффективная реализация региональной молодежной политики, предполагает согласованные действия всех субъектов, действенную государственную активность, а также активную поддержку со стороны общественных молодежных организаций региона.

Молодежная политика предполагает равноправное сотрудничество всех субъектов этой политики, наличие у всех субъектов молодежной политики готовности к диалогу. Но при этом молодежные организации далеко не всегда воспринимаются государством в качестве равноправного партнера, а гораздо чаще рассматриваются как структура, полностью зависимая от воли государственных чиновников, государства в целом.

Актуальной является проблема оптимизации отношений между молодежными организациями и движениями региона и соответствующими государственными учреждениями, отвечающими за работу среди молодежи.

Главная трудность заключается в слабой согласованности целевых установок основных субъектов молодежной политики: федерального государства по причине свертывания многих его социальных функций, региональных органов власти, у которых нет необходимых ресурсов на молодежную политику, самих молодежных организаций, многие из которых все еще находятся в стадии становления.

Эффективность социальных реформ определяется степенью удовлетворенности социальных групп молодежи своим социальным положением, уровнем социальной защищенности, в конечном счете, уровнем и качеством жизни молодого поколения.

Молодежная политика в узком смысле рассматривается как перераспределение на основе действующего законодательства финансовых ресурсов между различными социальными группами молодежи с использованием механизмов государственной налоговой и бюджетных систем, а также региональных управленческих кадров.

Социальная поддержка ряда социальных слоев молодежи, таких, как малообеспеченных слоев детей, подростков, учащихся, студентов, молодых рабочих, молодых специалистов в конечном счете экономически, социально эффективна. Спустя некоторое время эти объекты социальной политики станут активными субъектами рыночных отношений и будут вносить свой вклад в увеличение национального богатства страны.

Молодежная политика в регионах включает комплекс мер, направленных на формирование активных граждан, имеющих навыки жизни в условиях рыночного общества, успешно сочетающих общественные интересы и личные устремления. Ориентация руководителей молодежных структур, прежде всего, на региональную политическую конъюнктуру стала неизбежной. Молодежную политику в регионах в решающей степени определяют региональные политические элиты и руководители.

Наиболее оптимальным решением молодежных проблем в настоящее время является достижение определенного социального равновесия между общими целями молодежной политики и социокультурной средой в конкретном регионе.

Основными особенностями формирования региональной молодежной политики является развитие законодательства на уровне субъектов федерации в области развития молодежной политики. Если проследить эту тенденцию на примере конкретного региона, можно увидеть, что развитие государственной молодёжной политики в Омской области является приоритетным направлением ее социально-экономического развития. Региональный подход к государственной молодёжной политике состоит, прежде всего, в признании её частью общей социальной политики Омской области. Эта политика - не прерогатива какого-то отдельного ведомства, а целостная скоординированная стратегия совместной работы различных учреждений и ведомств, которая обеспечит молодому поколению полноценное вхождение в социальное пространство.

Реализация и формирование региональной молодежной политики Омской области происходит на основе Закона Омской области о молодежной политике на территории Омской области. Данный закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с формированием и осуществлением молодежной политики на территории Омской области органами государственной власти Омской области, определяет принципы и основные меры по реализации молодежной политики, а также компетенцию органов государственной власти Омской области в данной сфере.

Согласно данному закону молодежная политика на территории Омской области осуществляется в соответствии с основными направлениями молодежной политики в Российской Федерации и строится на основе следующих принципов:

- сочетания государственных, общественных и личных интересов в формировании и реализации молодежной политики;

- привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;

- обеспечения правовой и социальной защищенности детей и молодых граждан;

- предоставления молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечить необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.[1]

Если же мы обратимся к целевым программам, успешно осуществляемым на территории Омской области, то здесь можно выделить Долгосрочную целевую программу Омской области «Новое поколение (2009-2013 годы)».

В рамках данного вопроса необходимо отметить и Программу Территориального общественного объединения «Федерация омских профсоюзов» по работе с молодежью на 2012-2015 годы. Программа Территориального общественного объединения «Федерация омских профсоюзов» по работе с молодежью на 2012-2015 годы разработана на основе Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 997-р, Закона Омской области «О молодежной политике на территории Омской области», резолюции VII съезда ФНПР «Эффективная молодежная политика - современные профсоюзы», решений V отчетно-выборной конференции ТОО «ФОП».

Что касается комплексных программ, проводимых на территории Омской области, то здесь, конечно же, необходимо сказать о долгосрочной целевой программе города Омска «Молодежь города Омска» на 2009-2013 годы. Концепция долгосрочной целевой программы города Омска "Молодежь города Омска" на 2009-2013 годы (далее - целевая программа) разработана на основе Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р, Закона Омской области «О молодежной политике на территории Омской области», Указа Губернатора Омской области от 28 ноября 2005 года № 143 «О Концепции молодежной политики в Омской области на 2006-2010 годы».

И это далеко не полный перечень программ, реализуемых на территории Омской области. Здесь представлены наиболее важные, на основе которых и формируется социально-экономическая региональная молодежная политика региона.

Таким образом, в современных условиях модернизации российского общества актуальной остается потребность в разработке и формировании эффективной молодежной политики на уровне регионов Российской Федерации. Одним из важнейших направлений этой деятельности должна стать работа по оптимизации молодежной региональной политики для создания качественных условий развития и успешной социализации российской молодежи.

Библиографический список

1. Закон Омской Области от 26.07.2006 № 786-ОЗ «О молодежной политике на территории Омской Области» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

2. Глухова, М. Ф. Инфраструктура региональной молодежной политики: основные признаки и типологии [Текст] / М.Ф. Глухова // Регионология. - 2011. - № 2.

3. Козина, Г. Ю. Социально-экономическая роль молодежи в развитии региона Россия: путь к социальному государству [Текст] / Г. Ю. Козина // Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008 г.). - М.: Научный эксперт, 2008. - С. 1008.

FEATURES OF THE FORMATION OF THE REGIONAL YOUTH POLICY IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION OF RUSSIAN SOCIETY

Galina V. Eliseyeva

assistant, Siberian Institute of Business and Information Technologies

Abstract. This article analyzes the main features of the formation of the regional youth policy in the context of modernization of Russian society. Considers the role and participation of young people in the formation of regional policy. The analysis of measures to optimize regional policy on the example of the Omsk region.

Keywords: regional youth policy, modern society, youth, regional component of socioeconomic development, optimization, modernization.

Сведения об авторе

Елисеева Галина Валерьевна - ассистент кафедры теории и истории государства и права Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: margosmokyeyes@mail.ru. Статья поступила в редакцию 09.06.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.