Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ / ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ / БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапов Иван Николаевич, Светличный Евгений Григорьевич, Хамгоков Мурадин Мухамедович

Статья посвящена процессу формирования в современных условиях профессиональных компетенций и опыта сотрудников органов внутренних дел, связанных с обеспечением их личной безопасности при выполнении задач во время несении службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в особых условиях. На основе анализа имеющихся данных сформулированы предложения по повышению качества знаний и практических навыков, получаемых сотрудниками органов внутренних дел при обучении в образовательных организациях системы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапов Иван Николаевич, Светличный Евгений Григорьевич, Хамгоков Мурадин Мухамедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPING PROFESSIONAL COMPETENCES OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS TO PERFORM TASKS IN SPECIAL CONDITIONS

The article is devoted to the process of formation in modern conditions of professional competencies and experience of employees of internal affairs bodies related to ensuring their personal safety in the performance of tasks in the service of protecting public order and ensuring public safety in special conditions. Based on the analysis of the available data, proposals are formulated to improve the quality of knowledge and practical skills acquired by employees of the internal affairs bodies during training in educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ»

7. Просолупова, Н.А. Формирование исследовательских умений студентов посредством проектирования и реализации системы учебно-исследовательских заданий / Н.А. Просолупова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2020. - №4 (56).

8. Фролова, С.В. Концептуальные основы создания цифровой платформы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов/ С.В. Фролова, Е.Н. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2022. - №4(10).

9. Царева И.А. Организация научно-исследовательской деятельности / И.А. Царева, Т.И. Пядина // Инновационная наука. 2020. №7.

10. Шимширт Н.Д., Копилевич В.В. Теоретические основы и проблемы реализации программ повышения финансовой грамотности студентов в вузах современных условиях / Н.Д. Шимширт, В.В. Копилевич // Global and Regional Research. -2019. - Т. 1. - № 4. - С. 186-194

Педагогика

УДК 623.5

старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Лапов Иван Николаевич

Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар); кандидат педагогических наук Светличный Евгений Григорьевич Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); начальник кафедры, кандидат юридических наук Хамгоков Мурадин Мухамедович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Статья посвящена процессу формирования в современных условиях профессиональных компетенций и опыта сотрудников органов внутренних дел, связанных с обеспечением их личной безопасности при выполнении задач во время несении службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в особых условиях. На основе анализа имеющихся данных сформулированы предложения по повышению качества знаний и практических навыков, получаемых сотрудниками органов внутренних дел при обучении в образовательных организациях системы МВД России.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, компетентность, квалификация, личная безопасность, охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, образовательные организации системы МВД России, тактико-специальная подготовка, специальная операция, беспилотные летательные аппараты, сотрудники органов внутренних дел.

Annоtation. The article is devoted to the process of formation in modern conditions of professional competencies and experience of employees of internal affairs bodies related to ensuring their personal safety in the performance of tasks in the service of protecting public order and ensuring public safety in special conditions. Based on the analysis of the available data, proposals are formulated to improve the quality of knowledge and practical skills acquired by employees of the internal affairs bodies during training in educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Key words: professional competence, competence, qualification, personal security, protection of public order, ensuring public security, educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, tactical and special training, special operation, unmanned aerial vehicles, employees of internal affairs bodies.

Введение. Современные реалии, неразрывно связанные с нестабильной обстановкой во вновь присоединенных регионах Российской Федерации (Запорожская и Херсонская области, а также ЛНР и ДНР), заставили «силовые» ведомства уделить особое внимание совершенствованию профессиональной подготовки правоохранителей, касающейся деятельности в особых условиях. Правоохранители, несущие службу в вышеуказанных регионах и в приграничных зонах, испытывают повышенные экстремальные нагрузки, ежедневно рискуя своей жизнью и здоровьем.

Изучением вопросов профессиональной подготовки к действиям в экстремальных ситуациях подробно изучен такими авторами, как В.И. Майоров, В.Е. Севрюгин, А.А. Левченко, С.В. Калинин, А.Р. Шевченко, Д.А. Аникин, В.А. Овчинников, И.Л. Гросс, Л.В. Густова, Д.О. Усанов, А.Р. Аблаев, Р.Р. Аблаев, А.Ш. Шевченко, А.А. Беженцев, Л.С. Кравчук, С.А. Селиверстов, Е.Г. Светличный, А.С. Гричанов и многими другими. Работы авторов посвящены порядку отбора для различных подразделений полиции, особенностям их дальнейшей подготовки и повышения квалификации, в том числе, для осуществления деятельности в сложной оперативной обстановке [9, 11].

Изложение основного материала статьи. Возлагаемые на сотрудников полиции служебные задачи, их высокая социальная значимость, ограниченность времени на повышение квалификации, необходимые специфические информационные и интеллектуальные ресурсы, задают определенный вектор в профессиональной подготовке.

22 февраля 2023 года В.А. Колокольцев отметил, учитывая сложную ситуацию в стране и в мире, каждый сотрудник полиции на вверенной ему территории несения службы должен принимать все необходимые меры, направленные на обеспечение защиты населения. Для этого необходимо сначала развить свой личностный потенциал [5].

Анализ педагогической и юридической литературы позволил выявить факторы, регулирующие процесс формирования профессиональных компетенций кадров, которые подразделяются на объективные, в том числе факторы педагогической среды и требований к уровню образования, а также субъективные. те, что обусловлены личностно-психологическими особенностями работника. Это положение отражает дуализм педагогического процесса и его зависимость от личностных качеств ученика и учителя.

Следует учитывать тот факт, что в современном, постоянно меняющемся мире правоохранителям приходится обрабатывать большой объем информации и в кратчайшее время учиться применять передовые технологии, в том числе, технологии с использованием искусственного интеллекта. В этих условиях компетенции, приобретаемые стражами закона, проявляются как во время обучения в образовательных организациях, так и в практической деятельности.

Основываясь на вышеизложенном, необходимо выделить такие профессиональные качества, как способность к быстрому самообучению, дисциплинированность, психо- и стрессоустойчивость, ответственность. При этом возрастает роль формирования психологической устойчивости, в связи с тем, что экстремальными условиями, в которых неоднократно

оказывается сотрудник полиции на протяжении всей службы, являются «напряженные, внезапные, длительные, опасные для жизни и здоровья обстоятельства или за пределами обычной ситуации, в которой живут люди» [3, С. 4]. Находясь в кризисной ситуации, правоохранитель испытывает сильный стресс и не всегда способен адекватно противостоять ему, не теряя самообладания.

Выявлено, что в основе процесса повышения уровня профессиональных компетенций лежат взаимосвязанные аспекты: преемственность методики формирования современных профессиональных компетенций и повышения квалификации, целенаправленная реализация профессионально значимых компетенций; оптимальность решений, принимаемых в трудовой деятельности, системность и самостоятельность в их формировании и анализе.

При обучении важно обращать внимание на формирование необходимых компетенций (базовых знаний, навыков и умений) и их закрепление на практике. Важное значение, в становлении правоохранителя как профессионала, имеют дальнейшие этапы совершенствования: всевозможные стажировки, повышение квалификации, приобретения новой квалификации.

Исследователи отмечают, что деятельностный подход в процессе осуществления начальной подготовки, стажировки и повышения квалификации основывается на постулатах психолого-педагогической диагностики тех качеств, которые необходимы для изучения базовых мотиваций [12, С. 129].

Ведомственные нормативные акты, регламентируют основы профессиональной подготовки сотрудников полиции, закрепляют её цели, определяют перечень компетенций, необходимых для выполнения задач в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, компетенций, способствующих качественному выполнению операционной деятельности (нового вида оперативной деятельности) у работников, проходящих профессиональную подготовку по программам переподготовки [6].

Также, ведомственные нормативные акты, закрепляют перечень минимальных профессиональных знаний и навыков, которыми должен владеть сотрудник полиции [7].

На данном этапе, чрезвычайно актуальной становится проблема подготовки профессионалов, способных конструктивно действовать в кризисной обстановке и оперативно решать внезапно возникающие задачи. Особо важный характер приобретает процесс повышения квалификации таких специалистов [4, С. 38]. При подготовке сотрудников полиции к выполнению возложенных на них задач в особых и постоянно меняющихся в связи с вновь возникающими обстоятельствами условиях, учитываются такие факторы, как:

- готовность руководителей управлять силами и средствами;

- качество обучения сотрудников (теоретические знания и практические навыки действий в экстремальных условиях);

- уровень взаимодействия и степень согласованности;

- стрессоустойчивость и психофизиологическая устойчивость к действиям в кризисных ситуациях.

В дальнейшем сотрудник полиции, приобретая необходимые компетенции, сможет более профессионально справляться с различными жизненными и служебными ситуациями.

Несмотря на то, что за последние десятилетия МВД России накопило определенный опыт участия в спецоперациях, остается еще много нерешенных вопросов, связанных с необходимостью дальнейшей трансформации имеющихся профессиональных компетенций, особенно в части обеспечения личной безопасности в современные условия.

Результаты различных ведомственных проверок свидетельствуют о недостаточном уровне индивидуальной и групповой профессиональной подготовки правоохранителей [1, С. 405]. Отсутствует должное взаимодействие между образовательными организациями МВД России и территориальными органами МВД России, формирующими сводные отряды полиции, в части изучения опыта нахождения последних в зоне контртеррористических операций. Это обстоятельство важно для контроля качества профессиональной подготовки (обучения) при реализации соответствующих базовых программ. В результате зачастую тактические приемы, используемые для отработки практических навыков на тренировках, не соответствуют реалиям сегодняшнего дня.

Организационно-методические основы профессиональной служебной и физической подготовки в органах внутренних дел возникали в зависимости от задач, поставленных руководством страны в тот или иной исторический период развития общества. В ходе решения задач административные функции работы милиции (полиции) сочетались и продолжают сочетаться с военными, что неоднократно встречалось и нашло отражение в нормативной ведомственной литературе [14, С. 51-57]. В свое время Л.М. Розин обратил внимание, что правовое положение органов внутренних дел близко к положению Вооруженных Сил, но с несколько иными принципами комплектования [8, С. 122].

Учет вышеприведенных особенностей позволит правоохранителям быстро адаптироваться к выполнению задач в особых условиях, должным образом обеспечить свою безопасность и сформировать актуальную теоретическую и практическую базу знаний, призванную формировать необходимые правоохранителю компетенции.

Для развития необходимых умений и навыков, а также способности профессионально выполнять поставленные перед стражами порядка задачи (в том числе в сложных кризисных ситуациях), считаем необходимым использовать в обучении компетентностный подход.

Одним из важных элементов такого подхода является использование игровой и обучающей форм обучения. Тренинг представляет собой многоступенчатую систему практических занятий, конечной целью которых является формирование, закрепление и совершенствование умений и практических навыков, а также повышение эффективности деятельности [10].

В процессе подготовки сотрудников полиции необходимо решить ряд важных задач:

- повысить профессиональное самосознание;

- развить способность к самоанализу (своих чувств, эмоций, мыслей, поведения и их последствий) и эмпатии (сознательное сопереживание другому; умение слушать);

- развить навыки взаимодействия и интуиции;

- развить навыки действовать в конкретных, порой экстремальных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности (формирование стрессоустойчивости, уверенного владения оружием, средствами активной защиты и индивидуальной бронезащиты, своевременного анализа и дальнейшего прогнозирования нештатных ситуаций и так далее);

- ознакомить с приемами и методами обеспечения личной безопасности.

После овладения базовыми знаниями в рамках отдельных дисциплин, целесообразно проведение междисциплинарных практических занятий, включающих все необходимые для работы в особых условиях элементы.

Необходимость проведения таких занятий подтверждается результатами анкетирования обучающихся Краснодарского университета МВД России, а также сотрудников, прибывающих в университет для переподготовки и повышения квалификации, в том числе для действий в особых условиях.

Ряд респондентов (85%) считают, что увеличение количества и качества практических занятий, особенно выездных, в рамках изучения таких дисциплин, как «Тактико-специальная подготовка» и «Личная безопасность сотрудника органов внутренних дел», позволит лучше и быстрее овладеть необходимыми компетенциями. При этом 75% респондентов

пояснили, что существенную роль в проведении практических занятий играет привлечение к занятиям узких специалистов и материально-техническая составляющая. Например, привлечение к занятиям сотрудников подразделений специального назначения, специалистов в области тактической медицины, специалистов по взрывным устройствам и взрывчатым веществам, операторов беспилотных летательных аппаратов, вооружения, специальной техники, активной защиты и средств индивидуальной бронезащиты, специальных транспортных средств полиции и беспилотных воздушных транспортных средств.

Непременным условием высокой эффективности работы отрядов и функциональных групп является наличие навыков и умений выполнять те или иные тактические действия, подготовка личного состава органов внутренних дел с целью формирования компетенций, позволяющих успешно выполнять профессиональные задачи в условиях чрезвычайных ситуаций [13, С. 39], сохраняя при этом свою жизнь и здоровье.

В частности, при изучении теоретического материала на лекциях и семинарах возможно использование проблемно-диалогового метода, деловой игры, метода критических ситуаций и метода ситуационного моделирования [2, С. 260].

Выводы. В заключение следует отметить, что при формировании специальных профессиональных компетенций сотрудников полиции для действий в особых условиях особое внимание следует уделить таким вопросам, как: тактика применения огнестрельного оружия в различных условиях (населенный пункт, равнинная и горно-лесистая местность); основы топографии; основы взрывобезопасности; действия в условиях радиационного, химического и биологического заражения местности; порядок и правила радиообмена; оказание первой доврачебной помощи; управление беспилотными летательными аппаратами; тактика передвижения в районе проведения специальной операции.

Литература:

1. Агошков, А.И. Педагогические основы повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки вузов МВД России: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2012. - 223 с.

2. Кавецкий, Д.Б. О подготовке учебной литературы для изучения тактико-специальной подготовки в образовательных организациях системы МВД России / Д.Б. Кавецкий // Подготовка кадров силовых структур: современные направления и образовательные технологии: Материалы двадцать первой всероссийской научно-методической конференции. - Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. - С. 260.

3. Лысаков, Н.Д. Психология труда в экстремальных условиях. Монография / Н.Д. Лысаков, Д.В. Гандер, Е.Н. Лысакова. - М.: Изд-во СГУ, 2013. - 176 с.

4. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел / под ред. Б.Г. Бовина. - М., 1997. - 85 с.

5. Пресс-центр МВД России. Владимир Колокольцев поздравил руководителей подразделений с присвоением очередных специальных званий высшего начальствующего состава. - URL: https://mvdmedia.ru/news/official/vladimir-kolokoltsev-pozdravil-rukovoditeley-podrazdeleniy-s-prisvoeniem-ocherednykh-spetsialnykh-zv/ (дата обращения: 25.02.2023)

6. Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 14 августа 2018 года, 14 января, 24 ноября 2020 года, 25 января 2021 года, 10 января 2022 года). Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2018 года. Регистрационный № 51459. Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 28 июня 2018 года.

7. Приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 24 ноября 2020 года). Зарегистрирован в Минюсте РФ 22 марта 2018 года. Регистрационный № 50460. Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 23 марта 2018 года.

8. Розин, Л.М. Место органов внутренних дел в советском государственном аппарате в свете ленинского учения о социалистическом государстве / Л.М. Розин // Труды ВШ МВД СССР. - М., 1970. - №. 27. - С. 122.

9. Светличный, Е.Г. Необходимость модернизации огневой подготовки, направленной на формирование навыков стрельбы из автомата, в образовательных организациях МВД РФ / Е.Г. Светличный, А.А. Жамборов, А.В. Петров // Проблемы современного педагогического образования. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 77. - Ч. 1. - С. 254-256

10. Светличный, Е.Г. Формирование профессиональной культуры будущих юристов на основе контекстного обучения: дис. ... канд. пед. наук / Е.Г. Светличный. - Воронеж., 2018. - 227 с.

11. Светличный, Е.Г. Формирование навыка стрельбы из автомата с «неудобного плеча» стоя в рамках огневой подготовки образовательных организаций МВД РФ / Е.Г. Светличный, А.А. Хараев, Д.С. Крылов // Проблемы современного педагогического образования. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 77. - Ч. 1. - С. 256-260

12. Система вооруженной борьбы в тактическом звене (военнослужащий, боевая группа, отделение, взвод, рота, батальон): методическое пособие. - М., 2014. - 596 с.

13. Сысоев, А.А. Особенности тактической подготовки сотрудников ОВД / А.А. Сысоев, А.А. Каримов // Полицейская деятельность. - 2020. - № 1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-takticheskoy-podgotovki-sotrudnikov-ovd (дата обращения: 26.02.2023)

14. Ткаченко, С.Н. Повстанческая армия: тактика борьбы / С.Н. Ткаченко. - Минск, 2000. - 170 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.