Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 3D ПРОГРАММ-КОНСТРУКТОРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 3D ПРОГРАММ-КОНСТРУКТОРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА» / «ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА» / «ОСНОВЫ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ» / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ПИСТОЛЕТ / АВТОМАТ / КУРСАНТ / СЛУШАТЕЛЬ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МВД РОССИИ / СТРЕЛОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светличный Евгений Григорьевич, Хамгоков Мурадин Мухамедович, Чобитько Сергей Петрович

В статье рассмотрены возможные варианты использования 3D программ-конструкторов в образовательных организациях правоохранительных органов Российской Федерации. Обосновано применение указанных программ при проведении таких дисциплин, как: «Огневая подготовка», «Тактико-специальная подготовка», «Основы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел». Отмечены преимущества программ «Дизайнер упражнений IPSC» и Дизайнер упражнений - Спецназ», работающих в составе лазерного тира «Рубин».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светличный Евгений Григорьевич, Хамгоков Мурадин Мухамедович, Чобитько Сергей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF 3D CONSTRUCTION SOFTWARE IN PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE LAW ENFORCEMENT STAFF

The article considers possible options for using 3D software constructors in educational organizations of law enforcement agencies of the Russian Federation. The use of these programs is substantiated when conducting such disciplines as: “Fire training”, “Tactical and special training”, “Fundamentals of personal security of employees of internal affairs bodies”. The advantages of the IPSC Exercise Designer and the Exercise Designer - Spetsnaz programs operating as part of the Rubin laser shooting range are noted.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 3D ПРОГРАММ-КОНСТРУКТОРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

а) потребность в применении специальных методов, приемов и средств обучения и коррекционно-логопедической работы; использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания); применение специфических приемов и методов логопедической коррекции при различных по формах речевой патологии (формирование всех компонентов речевой деятельности (у детей с ОНР), нормализация темпо-ритмической организации речи (у детей с заиканием), развитие фонематического восприятия (у детей с ФФНР) и т.д.);

б) потребность в концентрическом подходе при изучении учебного материала, позволяющем один и тот же материал излагать многократно, с усложнением, расширением и обогащением содержания образования.

4. Образовательные потребности, связанные с преодолением трудностей в развитии, социализации и адаптации:

а) потребность в формирование социальной компетентности, в первую очередь коммуникации, в связи с несформированность коммуникативных умений и навыков, невысокой коммуникативной мотивацией, сниженной потребностью и в общении, неумением конструктивно коммуницировать с ровесниками и взрослыми;

б) потребность в формировании навыков социального взаимодействия за счет расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов, формирования навыков коллективной и индивидуально-подгрупповой работы и внеучебного взаимодействия.

Выводы. Таким образом, представляется очевидным, что реализация обучения, воспитания и развития детей с ТНР возможна только с учетом их образовательных потребностей. Только в этом случае коррекционная составляющая образовательного процесса будет в полной мере способствовать преодолению многочисленных сложностей, возникающих у данной категории школьников, в том числе в сфере их полноценной социальной адаптации и личностного становления.

В примерной адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи перечислен перечень особых образовательных потребностей, к которым относят организацию образовательного процесса, адаптацию содержания образовательных программ, адаптацию способов подачи учебного материала, преодоление трудностей в развитии, социализацию и адаптацию данной категории детей. Предложенная авторами их классификация по четырем основаниям и расширенный их анализ с учётом выделенных отправных положений позволяет более глубоко и системно осмыслить содержание данных составляющих образовательного процесса, конкретизировать их в аспекте реализации обучения детей с тяжелыми нарушениями речи в современной школе.

Литература:

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - Москва: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Большой толковый словарь русского языка: А-Я / РАН. Ин-т лингв. исслед.; Сост., гл. ред. канд. филол. наук С.А. Кузнецов. - Санкт-Петербург: Норинт, 1998. - URL: gramota.ru/slovari/dic/?word=потребность&all=x&lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x (дата обращения 12.04.2022).

3. Новоторцева, Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь. Издание четвертое, переработанное и дополненное / Н.В. Новоторцева. - Санкт-Петербург: КАРО, 2006. - 144 с.

4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи: [одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)1 // Реестр примерных основных общеобразовательных программ. - URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-obuchayushhixsya-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598] // СПС «Консультант-плюс». - URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175495/

Педагогика

УДК 623.5

кандидат педагогических наук Светличный Евгений Григорьевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат юридических наук Хамгоков Мурадин Мухамедович Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); старший преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Чобитько Сергей Петрович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 3D ПРОГРАММ-КОНСТРУКТОРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ

СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Аннотация. В статье рассмотрены возможные варианты использования 3D программ-конструкторов в образовательных организациях правоохранительных органов Российской Федерации. Обосновано применение указанных программ при проведении таких дисциплин, как: «Огневая подготовка», «Тактико-специальная подготовка», «Основы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел». Отмечены преимущества программ «Дизайнер упражнений IPSC» и Дизайнер упражнений - Спецназ», работающих в составе лазерного тира «Рубин».

Ключевые слова: «Огневая подготовка», «Тактико-специальная подготовка», «Основы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел», огнестрельное оружие, пистолет, автомат, курсант, слушатель, обучающийся, образовательная организация МВД России, стрелок.

Annоtation. The article considers possible options for using 3D software constructors in educational organizations of law enforcement agencies of the Russian Federation. The use of these programs is substantiated when conducting such disciplines as: "Fire training", "Tactical and special training", "Fundamentals of personal security of employees of internal affairs bodies". The advantages of the IPSC Exercise Designer and the Exercise Designer - Spetsnaz programs operating as part of the Rubin laser shooting range are noted.

Key words: "Fire training", "Tactical and special training", "Fundamentals of personal security of employees of the internal affairs bodies", firearms, pistol, machine gun, cadet, student, student, educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, shooter.

Введение. Деятельность полицейского всегда связана с опасностью для жизни и здоровья. Иногда опасность может возникать внезапно и правоохранитель всегда должен быть готов к отражению нападения, либо предотвращению любой другой угрозы.

Прежде чем попасть в ряды полицейских, желающий должен пройти ряд необходимых процедур и этапов, таких, как проверка на пригодность к службе в органах внутренних дел (состояние здоровья, отсутствие «проблем с законом»). Далее -прохождение соответствующей подготовки, в результате которой, будущий правоохранитель должен овладеть рядом необходимых компетенций. Наряду с получением знаний в различных отраслях права (уголовное, гражданское, административное, трудовое), освоением навыков и умений в криминалистической сфере (умение исследовать различные следы преступлений и правонарушений - отпечатки пальцев; следы, оставляемые различными орудиями противоправных деяний; техника проведения осмотра мест совершения преступлений и т.д.), ему необходимо получить ряд навыков и умений, позволяющих профессионально действовать в экстремальных ситуациях, которыми наполнена его непосредственная деятельность по охране общественного порядка и обеспечения безопасности граждан.

К таким дисциплинам можно отнести: тактико-специальную, физическую и огневую подготовку, основы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел и другие.

Преподаватель/инструктор образовательной организации любого «силового» ведомства обязан постоянно заниматься мониторингом практики применения огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов, для выработки алгоритмов поведения в экстремальных ситуациях, с целью максимально эффективного применения мер физического воздействия, специальных средств, огнестрельного оружия, а так же обеспечения личной безопасности. Одна из задач преподавателя/инструктора при организации и проведении занятий, максимально создать условия приближенные к реальным экстремальным ситуациям. Такие условия позволяют вывести обучающегося из состояния равновесия и показать его слабые стороны, чтобы в дальнейшем работать над совершенствованием необходимых компетенций.

Существует ряд нормативных правовых актов, регламентирующих действия полицейского в различных профессиональных ситуациях. Одним из таких приказов является приказ МВД РФ от 23.11.2018 № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации», который предусматривает перечень практических упражнений стрельбы из боевого оружия, направленных на приобретение необходимых стрелковых умений и навыков, а так же совершенствование имеющихся [3].

Даже если преподаватель имеет большой практический опыт, невозможно предусмотреть все возможные ситуации применения огнестрельного оружия и специальных средств, а так же возможные тактические ситуации в огневом контакте с противником.

В рамках практических занятий по огневой и тактической подготовке, а так же, на занятиях по закреплению навыков и умений в области личной безопасности, необходимо моделировать возможные ситуации противоборства с преступником или правонарушителем, прогнозировать возможные варианты поведения, как противника, так и свои собственные.

Как показывают результаты исследования Д.В. Карабаша и А.Н. Тарана, у сотрудников полиции почти никогда нет времени на подготовку выстрела, он осуществляется скоротечно, около 50% случаев - «навскидку», и столько же с незначительными элементами прицеливания. По большей части огнестрельное оружие применяется при нахождении рядом посторонних людей (60%), в общественных местах (88%), в более чем 50% случаев в условиях оказываемого вооруженного сопротивления [1, С. 12-13, 18]. При таких условиях очень важно быть способным мгновенно и правильно оценить обстановку и применить меры физического принуждения в рамках своих полномочий, то есть правомерно, чтобы не причинить необоснованный вред противнику и случайным свидетелям. Упражнения огневой подготовки сотрудников полиции не в полной мере удовлетворяют требованиям подготовки к таким ситуациям [5].

Изложение основного материала статьи. Ранее в наших исследованиях отмечалось, что по результатам стрелковых упражнений можно оценить меткость стрельбы полицейского, его навыки занятия различных положений для стрельбы, умение менять магазин, но не готовность к применению оружия в экстремальной ситуации. Эти упражнения не учат первостепенному навыку ухода с линии огня до открытия стрельбы, несмотря на то, что основанием для этого часто является именно нападение на сотрудника полиции [4].

Решением рассматриваемого вопроса может служить моделирование различных стрелковых ситуаций и обстановки. Информация для такого моделирования может браться из материалов практики применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не только подразделений МВД, но и материалов других правоохранительных органов (находящихся в открытом доступе), как отечественных, так и зарубежных.

С учетом практики применения огнестрельного оружия, преподаватели образовательных организаций на занятиях по дисциплинам «Тактико-специальная подготовка», «Огневая подготовка» и «Основы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел» могут моделировать возможную обстановку огневого контакта, путем комбинации разных стрелковых упражнений, порядка и последовательности их выполнения, имитации интерьера разных помещений и сооружений.

В процессе подготовки сотрудника полиции к применению огнестрельного оружия не стоит останавливаться на механическом изучении и запоминании правовых основ. При обучении необходимо моделировать примерные ситуации, связанные с применением оружия в ходе выполнения служебных задач, так как это позволяет произвести детальный анализ действий сотрудника полиции в стрессовой ситуации и исправить ошибки с целью недопущения гибели полицейских [6].

Хорошим инструментом при моделировании обстановки возможного применения огнестрельного оружия может послужить использование 3D программ-конструкторов.

В качестве примера таковой, рассмотрим программу «Дизайнер упражнений IPSC».

Программа работает на базе лазерного тира «Рубин», который уже довольно давно используется в рамках проведения занятий по профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов, позволяет проектировать различные стрелковые упражнения, в том числе, упражнения в соответствии с правилами Конфедерации Практической стрельбы, а также отрабатывать технику практической стрельбы (прицеливание, перенос оружия, смена скоростей прицеливания, выхватывание пистолета и первый выстрел, прицеливание в движении, стрельба при смене стоек и т.д.).

Мгновенно меняющаяся в несколько «кликов» мишенная обстановка представляет собой комплекс стационарных, качающихся, появляющихся мишеней и различной конфигурации падающих мишеней. И всё это разнообразие усложняется наличием штрафных мишеней (поражение которых снижает общую оценку за выполнение упражнения) или «заложников» (поражение которых предусматривает выставление негативной оценки в целом за упражнение, независимо от результата поражения зачетных мишеней и правильности выполнения упражнения). Также можно воспроизвести мишенную

обстановку с любых соревнований, представляющую интерес для профессиональной подготовки курсантов и слушателей [2].

Такая программа позволяет:

- во-первых, моделировать любую придуманную обстановку;

- во-вторых, отрабатывать навыки обращения с огнестрельным оружием без использования боеприпасов;

- в-третьих, сводит к нулю негативные последствия, в случае нарушении мер безопасности;

- в-четвертых, отсутствие отдачи и звука выстрела, позволяет сконцентрироваться на качественном выполнении необходимых элементов задания.

Для закрепления умений и навыков, полученных при помощи вышеприведенной программы, можно использовать программу «Дизайнер упражнений - Спецназ». Эта программа направлена на закрепление навыков с использованием уже боевого оружия. Такая методика позволит сократить случаи нарушения мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием, сократит расход боеприпасов и снизит износ огнестрельного оружия, выделенного для учебного процесса.

3D программа-конструктор упражнений МВД с поддержкой системы адаптивного взаимодействия. Программа разработана на основе 3d-движка, поддерживает работу с разрешением 1920x1080, а также поддерживает многоэкранный режим работы и совместима с системой адаптивного взаимодействия (САВ) [2].

При подключении адаптера движения во время перемещения стрелка автоматически меняется и направление обзора мишенной обстановки (что позволяет скрыть мишень, до выхода стрелка на очередной огневой рубеж), контролируется положение и скорость движения обучающегося, с целью дальнейшей корректировки необходимых навыков и умений.

Программа обеспечивает:

• Проведение тренировок до трех обучающихся одновременно.

• Выполнение готовых упражнений, созданных в трехмерном пространстве с использованием 3D макетов реального участка местности.

• Трёхплоскостной обзор всех огневых рубежей мишеней и объектов перед выполнением упражнения и при его конструировании.

Выводы. 3D программы-конструкторы возможно применять на всех этапах обучения, начиная от прививания элементарных навыков переноса оружия с одной мишени на другую, заканчивая сложными упражнениями, включающими моделирование различных мишенных обстановок, имитации помещений различного назначения (квартира, ресторан, банковские помещения и т.д.), нападение одного/нескольких противников, наличие заложников и случайных свидетелей огневого контакта. Также появляется возможность выстраивания последовательности передвижения по различным виртуальным помещениям.

Использование рассмотренных программ в учебном процессе позволит привить будущему правоохранителю ряд необходимых умений и навыков. Будет способствовать обеспечению личной безопасности на должном профессиональном уровне, так как правоохранитель научится контролировать обстановку вокруг себя и своевременно принимать решение о применении того или иного инструмента в разрешении возникающих экстремальных ситуаций.

Положительной стороной внедрения указанных технологий является значительная экономия боеприпасов, что позволит использовать их при отработке практических упражнений с боевым оружием.

Вероятность негативных последствий при нарушении мер безопасности - сведена к нулю (в случае с использованием 3D программы-конструктора «Дизайнер упражнений IPSC»).

Появляется возможность отработать сценарий вновь разработанного упражнения с использованием 3D программ, после чего, в рамках этого же занятия, закрепить с использованием боевого оружия. В таком формате обучения арсенал полицейского пополнится дополнительными навыками, необходимыми в экстремальных ситуациях.

Научит использовать элементы зданий и сооружений (интерьер помещений) в качестве укрытия.

Использование «не поражаемых» целей (заложников, случайных свидетелей противостояния) снизит риск ранения и гибели, а так же случаев неправомерного применения огнестрельного оружия.

Работа с использованием рассмотренных программ поднимет тактическую готовность к действиям в экстремальных ситуациях на качественно новый уровень, научит планировать свои действия максимально быстро и правильно (будь то решение о использовании нужного «инструмента» решения возникшей ситуации или необходимость в первую очередь принять меры по обеспечению личной безопасности и безопасности третьих лиц), а так же прогнозировать возможные действия противника.

Немаловажным фактором является то, что использование таких программ и методик позволяет организовать междисциплинарное взаимодействие. Следовательно, знания, умения и навыки, полученные на разных дисциплинах и совершенствованные изолированно (в рамках отдельных дисциплин), можно применять в совокупности.

Литература:

1. Карабаш, Д.В. Стрельба из пистолета (пистолета-пулемета) в ограниченном пространстве: учебно-практическое пособие / Д.В. Карабаш, А.Н. Таран. - Краснодар: КрУ МВД России, 2010. - С. 12-13, 18.

2. Обучающие программы для лазерных и боевых тиров. «Дизайнер упражнений IPSC» // http://w HYPERLINK "http://www.lasertools.m/products/tir/soft-ilthtml#dizajner-ipsc"w HYPERLINK "http://www.lasertools.ru/products/tir/soft-ilt.html#dizajner-ipsc"w.lasertools.ru/products/tir/soft-ilt.html#dizajner-ipsc

3. Приказ МВД России от 23.11.2018 № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Гарант» URL: https HYPERLINK "https://www.garant.ru/":// HYPERLINK "https://www.garantru/"www HYPERLINK "https://www.garant.ru/". HYPERLINK "https://www.garant.ru/"garant HYPERLINK "https://www.garant.ru/". HYPERLINK "https://www.garant.ru/"ru (последняя редакция)

4. Светличный, Е.Г. Практико-ориентированный подход в огневой подготовке обучающихся в образовательных организациях МВД России / Е.Г. Светличный, А.С. Веремьев // Проблемы современного педагогического образования. -Ялта. - 2018. - Выпуск 58 (1). - С. 211-214

5. Светличный, Е.Г. Актуальные проблемы обеспечения физической безопасности сотрудников полиции при несении службы (часть 1) / Е.Г. Светличный, Р.Е. Токарчук, О.С. Панова, А.С. Фетисов // Глобальный научный потенциал - 2022. -№ 3 (132). - С. 177-181.

6. Ураков, Д.И. Моделирование ситуаций, связанных с применением огнестрельного оружия сотрудниками полиции / Д.И. Ураков, И.В. Ураков // Сетевое издание. Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. - 2020, № 4 (13). - С. 36-38.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления Старовойтова Жанна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ОПЫТ ГЕНДЕРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье обоснована актуальность гендерных исследований в системе профессионального образования. Раскрыты потенциальные причины снижения научного интереса к гендерной проблематике. Отмечены угрозы нивелирования ценностного отношения к гендерному равенству как ведущему принципу современного образовании. Раскрыта ведущая роль педагога в гендерном просвещении обучающихся с целью развития у них эгалитарного мировоззрения. Актуализирована проблема внедрения специализированных курсов по гендерной тематике. Обоснована необходимость включения в содержание гуманитарных дисциплин тем по гендерным исследованиям в соответствие с профилем подготовки. Осуществлен анализ проблемы развития гендерной чувствительности будущих педагогов. Предложено содержание гендерного просвещения студентов вуза на примере дистанционного общеуниверситетского курса. Представлены примеры учебных заданий по гендерной экспертизе учебных занятий и воспитательных мероприятий. Продемонстрированы критерии гендерного анализа учебно-воспитательной деятельности. Представлены результаты диагностики гендерных характеристик студентов. Выявлены отношение студентов к гендерным исследованиям и их ориентация к самообразованию в данной области научного знания. Выявлены потребности и готовность студентов к опытно-экспериментальной деятельности по гендерной проблематике для дальнейшего привлечения к ней на уровне вуза. Качественный анализ полученных данных позволил выявить направления в развитии профессионально-педагогической компетентности будущих педагогов в реализации образовательного процесса на основе гендерного похода. Сделаны выводы об значимости общеуниверситетского курса как способа приобщения студентов к рефлексии гендерных стереотипов и установок, активизации потребности к их учету в будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: гендер, гендерный подход, гендерная идентичность, гендерные стереотипы, гендерное просвещение.

Annotation. The article substantiates the relevance of gender studies in the system of vocational education. The potential reasons for the decline in scientific interest in gender issues are revealed. The threats of leveling the value attitude to gender equality as the leading principle of modern education are noted. The leading role of the teacher in the gender education of students in order to develop their egalitarian worldview is revealed. The problem of introducing specialized courses on gender issues has been actualized. The necessity of including gender research topics in the content of humanities disciplines in accordance with the profile of training is substantiated. The analysis of the problem of the development of gender sensitivity of future teachers is carried out. The content of gender education of university students is proposed on the example of a distance university-wide course. Examples of training tasks on gender expertise of training sessions and educational activities are presented. The criteria of gender analysis of educational activity are demonstrated. The results of diagnostics of gender characteristics of students are presented. The attitude of students to gender studies and their orientation to self-education in this field of scientific knowledge are revealed. The needs and readiness of students for experimental activities on gender issues for further involvement in it at the university level are identified. A qualitative analysis of the data obtained made it possible to identify directions in the development of professional and pedagogical competence of future teachers in the implementation of the educational process based on a gender campaign. Conclusions are drawn about the importance of the university-wide course as a way of introducing students to the reflection of gender stereotypes and attitudes, activating the need to take them into account in future professional activities.

Key words: gender, gender approach, gender identity, gender stereotypes, gender education.

Введение. Гендерная проблематика в научном дискурсе носит сложный междисциплинарный характер. Гендер как научная категория рассматривается в социологии, политологии, юриспруденции, психологии, педагогике. Очевидным является то, что гендер как социально-психологический конструкт «преследует» человека на протяжении всей жизни, определяя его социальный статус, особенности общения и взаимодействия между мужчинами и женщинами разного уровня образования, материального положения, принадлежности к сфере профессиональной деятельности, должности, национальности. Анализируя периодизацию развития гендерной психологии и педагогики, напомним, что гендерные измерения как научное направление сформировалась в 1975 году. С 2000-ых годов наблюдался активный всплеск гендерных исследований. В 2000 году был проведен Всемирный конгресс по гендерным вопросам. Обсуждались результаты кросс-культурных исследований гендерных особенностей личности, факторов и условий их формирования; рассматривались проблемы концептуализации полового и гендерного воспитания, конструирования гендера через СМИ, законодательство и образование; раскрывались разнообразные аспекты влияния гендера на профессиональную успешность мужчин и женщин, межличностные отношения в рабочих коллективах. Практически все исследования содержали результаты констатации изучаемых феноменов. В отечественных работах раскрывались механизмы развития гендерных характеристик личности посредством формирования общественного мнения средствами массовой информации, трансляции семейных ценностей и национальных традиций, «скрытый учебный план» образовательной системы. Научный интерес вызывают работы В.С. Агеева и В.Е. Каган о гендерных установках и поло-ролевых стереотипах; исследования гендерной социализации и самоактуализации И.С. Клециной и Л.Н. Ожиговой; проблемы гендерных аспектов материнства, отцовства, семейных отношений Е.А. Антонюк, Г.Г. Филипповой. Анализ диссертационных работ по гендерной тематике в Российской государственной библиотеке доказывает активность исследователей с 1996 года до 2020 года. При этом за последние 3 года превалируют исследования в области филологии и медицины, нежели по психологии или по педагогике. Данная тенденция позволяет предположить, что крупномасштабные гендерные исследования отпугивают исследователей в виду отсутствия выстроенной концептуальной базы гендерного подхода, четких различий полоролевого и гендерного подхода, отсутствия доказанной валидности и надежности диагностического инструментария, его устаревания. Субъективно считаю, что ситуация усугубилась активностью движения ЛГБТ-сообщества, провозглашением идеи о множественности полов. На сегодняшний момент насчитывается от 50 до 300 видов пола, официально на Западе уже определено 3 пола: мужской, женский и «Х» (недифференцированный, или небинарный). В Америке в 2021 году интерсексуал, бывший моряк, по имени Дана Ззиим, уже получил паспорт, в котором указан «Х» пол. Ориентируясь на собственный опыт, затрагивая вопросы гендерного подхода к воспитанию и учету половых различий детей в процессе обучения, у педагогов и родителей возникает острое неприятие темы. Отсутствие должного просвещения по гендерной проблематике в обществе в целом, и педагогическом сообществе, в частности, может привести к трагической судьбе гендерной психологи и педагогики как области научного знания. Так же как в свое время было загублено направление в педагогической науке - педология, которое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.