Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ СОТРУДНИКОВ ОВД'

ФОРМИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ СОТРУДНИКОВ ОВД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
166
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА» / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ПИСТОЛЕТ / АВТОМАТ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МВД РОССИИ / СТРЕЛОК / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хамгоков Мурадин Мухамедович, Чобитько Сергей Петрович, Сергеев Эдуард Виталиевич

В статье рассмотрены отдельные элементы мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием. Отмечено наличие пробелов в нормативных правовых актах МВД РФ, регулирующих рассматриваемую проблему. Предложены пути совершенствования навыков и умений сотрудников правоохранительных органов безопасному обращению с табельным огнестрельным оружием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хамгоков Мурадин Мухамедович, Чобитько Сергей Петрович, Сергеев Эдуард Виталиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ADDITIONAL SKILLS FOR THE SAFE HANDLING OF FIREARMS BY ATS EMPLOYEES

Тhe article discusses the individual elements of security measures when handling firearms. The presence of gaps in the normative legal acts of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation regulating the problem under consideration is noted. The ways of improving the skills and abilities of law enforcement officers in the safe handling of service firearms are proposed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ СОТРУДНИКОВ ОВД»

Педагогика

УДК 623.5

кандидат юридических наук Хамгоков Мурадин Мухамедович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); старший преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Чобитько Сергей Петрович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Сергеев Эдуард Виталиевич

Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар)

ФОРМИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ

ОРУЖИЕМ СОТРУДНИКОВ ОВД

Аннотация. В статье рассмотрены отдельные элементы мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием. Отмечено наличие пробелов в нормативных правовых актах МВД РФ, регулирующих рассматриваемую проблему. Предложены пути совершенствования навыков и умений сотрудников правоохранительных органов безопасному обращению с табельным огнестрельным оружием.

Ключевые слова: «Огневая подготовка», огнестрельное оружие, пистолет, автомат, обучающийся, образовательная организация МВД России, стрелок, экстремальная ситуация, меры безопасности.

Annоtation. The article discusses the individual elements of security measures when handling firearms. The presence of gaps in the normative legal acts of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation regulating the problem under consideration is noted. The ways of improving the skills and abilities of law enforcement officers in the safe handling of service firearms are proposed.

Keywords: «Fire training», firearms, pistol, machine gun, student, educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, shooter, extreme situation, security measures.

Введение. Работа сотрудников правоохранительных органов является важной составляющей в поддержании порядка и безопасности любого государства.

Профессиональное выполнение обязанностей полицейского зависит от ряда факторов, в том числе, качественного профессионального обучения [4].

Выполнение профессиональных обязанностей сотрудником органов внутренних дел всегда связано с риском для жизни и здоровья, который может возникать при самых непредвиденных обстоятельствах.

Любой сотрудник ОВД может стать участником огневого контакта с вооруженным преступником или группой таковых. Не редко сотрудники ОВД становятся объектами вооруженных нападений преступников по различным причинам: попытки повлиять на принципиального сотрудника в выполнении им своих профессиональных обязанностей, желание завладеть табельным огнестрельным оружием полицейского, из хулиганских побуждений и т.д.

В таких условиях, наряду с хорошими стрелковыми навыками, актуальными становятся навыки личной безопасности и мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием. К таким навыкам можно отнести: способы ухода с линии огня противника до открытия ответной стрельбы, стрельба из ручного стрелкового оружия из-за различных укрытий, из различных положений для стрельбы, в условиях возможного огневого противостояния, навык быстрого извлечения табельного огнестрельного оружия из кобуры и быстрое приведение его в готовность, защита от попыток преступника завладеть оружием и др. Особую актуальность перечисленные навыки приобретают для сотрудников ОВД, деятельность которых связана с несением службы при откомандировании в регионы с высоким уровнем террористической опасности (Северо-Кавказский регион России, Донецкую и Луганскую народные республики, Херсонскую и Запорожскую области, и другие). Несение службы в этих регионах связано с большой вероятностью вступления в огневой контакт с подготовленными диверсионно-разведывательными группами, вооруженными самым различным оружием и хорошо экипированными.

Целью огневой подготовки является не только научить точной стрельбе, или выполнению упражнений стрельб из ручного стрелкового оружия, а и навыкам безопасного обращения с различными видами оружия, уверенной стрельбе из различных положений в усложненных условиях несения службы, изготовке ручного стрелкового оружия в боевой обстановке, работе с ним в экстремальных ситуациях, выбору укрытий, расположению за ними, стрельбе в сложных условиях.

Несение службы с огнестрельным оружием в вышеуказанных регионах осуществляется постоянно, вероятность огневого контакта с противником возрастает многократно, по сравнению с несением службы в более спокойных регионах Российской Федерации, поэтому рассматриваемые навыки при работе с ручным стрелковым оружием должны быть закреплены на высоком уровне.

Любая ситуация, в которой сотрудник полиции применяет огнестрельное оружие (есть вероятность, что оно будет применено) может считаться экстремальной, следовательно, и готовить полицейского в рамках огневой подготовки необходимо к действиям в таких ситуациях [6].

Навык точной стрельбы из пистолета в стрессовой ситуации это не только умение выполнять различные приемы и действия с оружием, но и серьезная работа, связанная с необходимостью ответственного отношения к занятиям. Чтобы не стать мишенью в условиях огневого противостояния, сотруднику ОВД необходимо оперативно и правильно оценить обстановку, в случае необходимости, уйти из области вероятного поражения, занять безопасное место, привести оружие в боевую готовность, произвести точный выстрел. Для этого необходимо приобрести и закрепить навыки правильного выполнения всех стрелковых приемов с неукоснительным соблюдением мер личной безопасности.

Изложение основного материала статьи. В нашем исследовании мы детально коснемся мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием и обратим внимание на необходимость изучения и закрепления элементов безопасности, которые не закреплены нормативными актами, а исходят из практического опыта преподавателей, инструкторов и практических сотрудников ряда правоохранительных органов.

Прежде чем приступить к обучению навыкам стрельбы из огнестрельного оружия, необходимо выработать навык безопасного обращения с ним. Существует высказывание: «Для обеспечения безопасного обращения с оружием служит предохранитель, но в боевой обстановке лучший предохранитель - это навыки сотрудника».

При огневом контакте с преступником стрельба из пистолета может вестись из различных положений: стоя, с колена, лёжа, с руки и с упора, при передвижении пешим порядком или в движении из автомобиля и т.п. Все приемы работы с оружием (изготовка к стрельбе, выстрел, смена магазина, устранение задержки и т.п.) стреляющий должен выполнять быстро, не прекращая визуального контроля цели.

При огневом контакте огонь из оружия открывается и ведется самостоятельно, оценка обстановки и принятие решения целиком и полностью на совести вооруженного сотрудника ОВД.

Каждый сотрудник должен вырабатывать в себе навык стрельбы из самых различных, в том числе неудобных, положений для стрельбы, так как при противостоянии вооруженному преступнику принимать классическую стрелковую стойку бывает крайне неуместно и опасно для жизни.

Существует ряд положений Мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием, которые должны быть доведены до автоматизма, к ним следует отнести:

- постоянный контроль «рабочего пальца»;

- постоянный контроль безопасного направления ствола;

- своевременное включение предохранителя;

- недопущение неприцельного спуска курка, после разряжания или перед убиранием оружия в кобуру или переводом в походное положение;

- тактические повороты головы при выполнении нормативов с производством выстрела вхолостую.

Стрелок в этих ситуациях не должен задумываться над тем, как поступить в конкретной ситуации, а выполнять все необходимое манипуляции «на автомате».

При выполнении вышеуказанных элементов безопасного обращения с оружием: не следует терять контроль за действиями противника (например, смотреть на оружие при смене магазина или смене изготовки); досылать патрон в патронник на вытянутых вперед руках, предоставляя противнику возможность завладения табельным оружием и др.

Следует обращать особое внимание на пресечение нарушения мер безопасности при выполнении обучающимися нормативов по огневой подготовке. Не соблюдение Мер безопасности при выполнении нормативов может привести в последующем к их нарушению при проведении стрельб либо при работе с оружием в служебной обстановке.

Детально остановимся на рассмотрении отдельных элементов Мер безопасности, которые не упомянуты в нормативных правовых актах МВД России, но рассмотрены нами выше.

Несмотря на то, что рассматриваемые нами элементы Мер безопасности не закреплены нормативно, их невыполнение при несении службы с оружием может привести к несчастным случаям.

В процессе обучения работе с пистолетом необходимо требовать от обучающегося удержания выпрямленного рабочего пальца до момента прицеливания и стрельбы не на спусковой скобе, а на затворе (ближе к окну выбрасывателя). На вооружении полиции стоит много различных образцов, у которых спусковая скоба может располагаться на достаточном удалении от рукоятки. Поэтому, в процессе обучения необходимо пользоваться тем методом обращения с оружием, который обеспечит безопасность обращения со всеми возможными видами ручного стрелкового оружия. Для безопасного обращения с пистолетом рабочий палец рекомендуется удерживать на затворе, а не на спусковой скобе («вне скобы спускового крючка»), по следующим причинам:

- необходимость его перемещения для нажатия на спусковой крючок по вертикали и горизонтали одновременно увеличивает контролируемость выстрела;

- у разных стрелков кисть сильной руки имеет различные размеры и рабочий палец разной длины, поэтому он может просто не доставать до спусковой скобы;

- спусковые скобы или их аналоги у различных пистолетов, с которыми возможно несение службы, располагаются на разном расстоянии от рукояти и имеют различную форму, следовательно, рабочий палец может до них не доставать или с них соскальзывать [1, 5];

- удержание рабочего пальца под спусковым крючком, практикуемое некоторыми сотрудниками ОВД, делает последующий выстрел в состоянии стресса сложным и занимающим время, так как перенос рабочего пальца на спусковой крючок из-под него физиологически и физически сильно затруднен.

К ошибкам следует отнести переключение взгляда на оружие во время его извлечении из кобуры, приведения в готовность, смене магазина.

Отвлечение внимания на работу с оружием, ошибки работы с ним, приведут к потере контроля обстановки и могут дать возможность нападающему обойти позицию сотрудника ОВД с фланга, совершить неожиданное нападение или выстрел и стать причиной гибели правоохранителя при огневом контакте [7]. Поэтому нарушение данного условия, должно влиять на общую оценку при выполнении норматива.

Направление оружия при досылании патрона в патронник в сторону противника (в цель) может привести к непроизвольному выстрелу. При этом право извлекать оружие и готовить его к применению у сотрудника ОВД возникает уже тогда, когда оснований для его применения еще нет, но могут возникнуть в сложившейся ситуации [2]. Случайный выстрел в направлении противника при досылании патрона в патронник, может причинить вред невиновному человеку. Соответственно, направление оружия в сторону цели (угрозоносителя) при досылании патрона в патронник нельзя признать безопасным. Такие манипуляции, несут угрозу случайного выстрела в противника, который отказался от своих намерений и планировал выполнить все требования правоохранителя. Вместе с тем, норматив № 1 предусматривает то обстоятельство, что у сотрудника ОВД уже есть основания для применения огнестрельного оружия на поражение цели, поэтому направление ствола пистолета в цель при досылании патрона в патронник при выполнении этого норматива нельзя считать ошибкой.

Обратим внимание на заряжание пистолета с вытянутыми вперед руками. Такой способ допустим при стрельбе в тире, но совершенно неприемлем при угрозе нападения. Обучать сотрудников ОВД необходимо таким способам работы с пистолетом, которые повышают безопасность и эффективность его применения при выполнении служебных задач в экстремальных условиях вероятного его применения. Поэтому, при изучении и отработке этого элемента следует обращать внимание на правильность и безопасность его выполнения.

Время выполнения норматива № 1 учитывает то обстоятельство, из какого положения ведется изготовка и выстрел. Соответствующее положение для стрельбы (с колена, лёжа из-за укрытия) занимается после начала выполнения норматива по команде «Огонь» [3]. Принятие положения для стрельбы с колена и лёжа из-за укрытия преследует цель научить сотрудника ОВД при угрозе огневого контакта минимизировать площадь поражения. Поэтому, при смене положения для стрельбы «Стоя» в положение «С колена», необходимо уйти на шаг влево, что обеспечит уход с линии огня одновременно по диагонали и по вертикали - влево вниз или вправо вниз (под сильную руку нападающего).

При обучении скоростной изготовке пистолета к применению в рамках норматива № 1 с пистолетом Макарова следует запрещать:

- сосредоточение взгляда на извлечении и приготовлении пистолета к применению, а не на противнике (месте его возможного появления);

- досылание патрона в патронник на вытянутых вперед руках;

- касание спускового крючка «рабочим пальцем» до момента прицеливания и производства выстрела вхолостую и после него;

- направление пистолета при работе с ним до или после выстрела вхолостую в случайных лиц или места возможного их появления;

- направление пистолета в себя, например, пронос слабой (обслуживающей) руки перед стволом.

Несоблюдение любого из перечисленных запретов следует признавать нарушением мер безопасности с выставлением за выполнение норматива неудовлетворительной оценки.

Выводы. Выполнение рассмотренных в нашем исследовании требований по соблюдению мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием позволит не допускать сотрудниками правоохранительных органов фатальных ошибок в своей профессиональной деятельности, обеспечит личную безопасность и безопасность третьих лиц в экстремальных условиях применения огнестрельного оружия, а также, пополнит арсенал полицейского необходимыми профессиональными навыками.

Литература:

1. Крючин, В.А. Практическая стрельба: практическое руководство / В.А. Крючин. - Челябинск: Аркаим, 2006.

2. О полиции [Электронный ресурс]: федер. закон: [от 07.02.2011 № З-ФЗ]. - URL: http://www.zakonrf.info/zakon-o-policii/23

3. Приказ МВД России № 880 от 23.11.2017 (ред. от 25.01.2021) «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_292172/ (дата обращения 02.11.2022 г.)

4. Светличный, Е.Г. Сравнительный анализ организации профессиональной (огневой) подготовки полицейских Российской Федерации и США / Е.Г. Светличный, О.С. Панова, В.В. Шанько, А.А. Жамборов // Бизнес. Образование. Право. - Волгоград. - 2021. - № 1 (54). - С. 413-417

5. Светличный, Е.Г. Обучение сотрудников полиции по месту службы тактическим приемам безопасного обращения с огнестрельным оружием / Е.Г. Светличный, Р.Е. Токарчук // Вестник Краснодарского университета МВД России. -Краснодар. - 2019. - № 4 (46). - С. 138-144

6. Светличный, Е.Г. Условия формирования готовности курсантов и слушателей к применению огнестрельного оружия в экстремальных ситуациях / Е.Г. Светличный, В.В. Шанько, Д.А. Поштарук // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2020. - Выпуск 67 (2). - С. 184-187

7. Токарчук, Р.Е. Актуальные аспекты обучения безопасному обращению с оружием при выполнении первого норматива по огневой подготовке с пистолетом Макарова / Р.Е. Токарчук // Актуальные вопросы совершенствования тактико-специальной, огневой и профессионально-прикладной физической подготовки в современном контексте практического обучения сотрудников органов внутренних дел: Материалы международной научно-практической конференции 21-22 мая 2021 г. - Санкт-Петербург. - 2021. - Издательство: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации (Санкт-Петербург). - С. 568-572

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Харабаджах Мелия Наримановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ВЫСШЕМ

ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассматриваются преимущества и риски использования искусственного интеллекта в высшем образовании. Проведя теоретический обзор исследований по заявленной теме, стоит отметить следующее: с одной стороны, искусственный интеллект обладает набором бесспорных преимуществ, в число которых входят идеи персонализации обучения, свободный доступ к данным из многочисленных источников, их проверка и анализ с применением передового инструментария - машинного обучения и прогнозной аналитики. Предоставляемые возможности могут раскрыть многообещающий потенциал инновационных технологий в образовательном пространстве высшей школы, в связи с чем их использование запустит трансформацию системы образования, затронув всех участников образовательных отношений. С другой стороны, несмотря на бурное развитие и перспективы искусственного интеллекта, некоторые весьма серьезные проблемы по-прежнему остаются нерешенными и сопровождаются множеством рисков. Главные вызовы затрагивают проблему цифрового равенства, соблюдения этических аспектов, возникновения зависимости от технологий и непрерывного повышения квалификации.

Ключевые слова: искусственный интеллект, идеи персонализации обучения, высшее образование.

Annotation. The article discusses the advantages and risks of using artificial intelligence in higher education. Having conducted a theoretical review of research on the stated topic, it is worth noting the following: on the one hand, artificial intelligence has a set of indisputable advantages, which include the ideas of personalization of training, free access to data from numerous sources, their verification and analysis using advanced tools - machine learning and predictive analytics. The opportunities provided can reveal the promising potential of innovative technologies in the educational space of higher education, and therefore their use will trigger the transformation of the education system, affecting all participants in educational relations. On the other hand, despite the rapid development and prospects of artificial intelligence, some very serious problems still remain unresolved and are accompanied by many risks. The main challenges concern the problem of digital equality, compliance with ethical aspects, the emergence of dependence on technology and continuous professional development.

Key words: artificial intelligence, ideas of personalization of learning, higher education.

Введение. Современный мир погружен в четвертую промышленную революцию, предполагающую качественно новый подход к производству, в основе которого находится массовое внедрение информационных технологий не только в экономической отрасли, но и в других сферах жизнедеятельности. Соответственно, ядром данного процесса является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.