Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
149
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Узденова Елена Газизовна

В статье рассмотрены основные психологические особенности формирования представлений о здоровье в различные возрастные периоды; рассмотрены подходы к описанию феноменологии категорий: «здоровье», «физическое здоровье», «психологическое здоровье»; выделены гендерные особенности отношения к здоровью в процессе онтогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Узденова Елена Газизовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF HEALTH CONCEPTS IN THE PROCESS OF ONTOGENESIS

The article considers the main psychological features of the formation of ideas about health in different age periods; approaches to the description of the phenomenology of the categories: "health", "physical health", "mental health" are considered; the gender features of the attitude to health in the process of ontogenesis are highlighted.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА»

значимости в коллективе. Особое внимание на себя обращает то, что для субъектов с ОДИН не только характерно наличие большего в сопоставлении с субъектами с иными видами ПН количества целей конкуренции, отличающихся направленностью на качество и постоянство достигнутых показателей, и признание членами профессионального сообщества, но также и то, что цели субъектов с ОДПН более взаимосвязаны с мотивами конкуренции и трудовой деятельности по сравнению с иными субъектами.

Выводы. Стратегия конкуренции у субъектов с различными видами ПН характеризуется нацеленностью на достижение как разных, так и сходных целей конкуренции. Нацелены на первенство в коллективе субъекты с каждым из видов ПН, на хорошую должность - субъекты с ОДПН, ГиперПН и ГипоПН, на проявление индивидуальности в деятельности - субъекты с ЯОПН, ОДПН и ГипоПН. При этом выраженность стремления к сходным целям конкуренции отличается у субъектов в связи с видом их ПН. Более всего нацелены на первенство в коллективе субъекты с ЯОПН и ОСПН, на хорошую должность - субъекты с ГипоПН. Только субъекты с ОДПН нацелены на постоянство достигнутых показателей деятельности, лучшее качество работы и признание коллег.

Взаимосвязанность целей конкуренции с мотивами конкуренции и мотивами деятельности характерна для субъектов с ОДПН, ОСПН и ГиперПН. У субъектов с ОДПН обнаружена взаимосвязь между нацеленностью на первенство в коллективе и мотивами конкуренции - удовлетворение физиологических потребностей и стремление к принадлежности; у субъектов с ГиперПН - между нацеленностью на первенство в коллективе и мотивом конкуренции самоактуализации в трудовой деятельности; у субъектов с ОСПН обнаружена положительная взаимосвязь между нацеленностью на первенство в коллективе и внешней отрицательной мотивацией деятельности и отрицательная - с внутренней.

У субъектов с ОДПН также обнаружены взаимосвязи между нацеленностью на хорошую должность и внутренней мотивацией деятельности и отрицательная - между нацеленностью на хорошую должность и внешнюю положительную мотивацию деятельности. Также выявлена отрицательная взаимосвязь между нацеленностью на получение поддержки коллег и мотивами конкуренции физиологическими и принадлежности.

Литература:

1. Вьюнова, Н.И. Обзор исследований, посвященных интерперсональному аспекту перфекционизма / Н.И. Вьюнова // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. - 2015. - № 59. - С. 22-27.

2. Клименко, И.В. Динамика мотивационно-ценностной направленности студентов на профессиональную деятельность: диссертация ... канд. психолог. наук: 19.00.03 / Клименко Илона Васильевна. - Москва, 2014. - 243 с.

3. Усова, Н.В. О взаимосвязи зависти и перфекционизма / Н.В. Усова // Страховские Чтения. - 2019. - № 27. -С. 371-377.

4. Ясная, В.А. Современные модели перфекционизма / В.А. Ясная, С.Н. Ениколопов // Психологические исследования. - 2013. - Т. 6. - № 29. - С. 1.

5. Curran, T. Young people's perceptions of their parents' expectations and criticism are increasing over time: Implications for perfectionism / T. Curran, A.P. Hill // Psychological Bulletin. - 2022. - Vol. 148. - No. 1-2. - P. 107-128.

6. Hill, A.P. Conceptualizing perfectionism: An overview and unresolved issues / A.P. Hill // The psychology of perfectionism in sport, dance and exercise / A.P. Hill (Ed.). - London: Routledge, 2016. - P. 3-30.

7. Madigan, D.J. Does burnout affect academic achievement? A meta-analysis of over 100,000 students / D.J. Madigan, T. Curran // Educational Psychology Review. - 2021. - No. 33. - P. 387-405.

8. Multidimensional perfectionism turns 30: A review of known knowns and known unknowns / Smith M.M., Sherry S.B., S. Ge [et al.] // Canadian Psychology/Psychologie canadienne. - 2022. - V. 63. - No. 1. - P. 16-31.

9. The role of goal-related autonomy / Moore E., Holding A., Moore A.M. [et al.] // Journal of Counseling Psychology. -2020. - Vol. 68. - No.1. - P. 88-97.

10. Shim, S.S. Perfectionism and social goals: What do perfectionists want to achieve in social situations? / S.S. Shim, K.L. Fletcher // Personality and Individual Differences. - 2012. - V. 52. - No. 8. - P. 919-924.

11. Stoeber, J. Perfectionism / J. Stoeber, J.H. Edbrooke-Childs, L.E. Damian // Encyclopedia of adolescence / R. Levesque (Ed.). - New York: Springer, 2018. - Vol. 4. - P. 2732-2739.

12. Stoeber, J. Perfectionism and interpersonal problems revisited / J. Stoeber, M.M. Smith, D. Saklofske, S.B. Sherry // Personality and Individual Differences. - 2021. - Vol. 169. - No. 110106.

13. Tuzlukova, A.V. Content of the competition strategy to achieve social goals among working subjects / A.V. Tuzlukova // Social and cultural transformations in the context of modern globalism. Vol. 117. European proceedings of social and behavioural sciences / D.K. Bataev, S.A. Gapurov, A.D. Osmaev [et al.] (Eds.). - European Publisher, 2021. - P. 1612-1620.

14. Vicent, M. Perfectionism profiles and motivation to exercise based on self-determination theory / M. Vicent, R. Sanmartín, O. Vásconez-Rubio, J.M. García-Fernández // International Journal of Environmental Research and Public Health. - 2020. - Vol. 17. No. 9. - No. 3206.

Психология

УДК 159.99

аспирант кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии и социальной работы Узденова Елена Газизовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА

Аннотация. В статье рассмотрены основные психологические особенности формирования представлений о здоровье в различные возрастные периоды; рассмотрены подходы к описанию феноменологии категорий: «здоровье», «физическое здоровье», «психологическое здоровье»; выделены гендерные особенности отношения к здоровью в процессе онтогенеза. Ключевые слова: здоровье, физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье, показатели здоровья. Annotation. The article considers the main psychological features of the formation of ideas about health in different age periods; approaches to the description of the phenomenology of the categories: "health", "physical health", "mental health" are considered; the gender features of the attitude to health in the process of ontogenesis are highlighted. Key words: health, physical health, mental health, social health, health indicators.

Введение. Современное состояние экономики, экологии, социальных условий неблагоприятно отражается на здоровье человека, выдвигая проблему здоровья на повестку дня во всем мире. Вопросы здоровья человека на разных этапах жизни

человека приобретают сегодня особую остроту и в российских условиях, поскольку высокая стрессогенность жизнедеятельности человека, детские болезни и смертность, хронические болезни, которые обострились после пандемии Covid 19, качество медицинского обслуживания в регионах, ухудшение экологической ситуации и т.д. отражаются в первую очередь на физическом и психологическом на здоровье человека [3].

В современных условиях мы становимся свидетелями снижения продолжительности жизни в связи с нехваткой продуктов питания и питьевой воды во многих странах мира, с экологическими катастрофами и глобальным потеплением, с факторами, вызывающим социальные деструкции, такие как наркомания, алкоголизм, аномия, апатия и т.д.

Также актуальным является тот факт, что в современных условиях стремительно повышаются требования общества не только к представителям молодёжи, но и к зрелым людям. Перед людьми в любом возрасте встает вопрос о конкурентных преимуществах, которое определяется во многом способностью достигать максимальных результаты в короткие сроки. Базовым ресурсом для достижения успешности в жизнедеятельности выступает здоровье, которое рассматривается как процесс и результат мобилизации работоспособности на фоне влияния стрессогенных факторов, утомления и заболеваний.

Соответственно, с учетом психологических новообразований, основных видов деятельности, на разных возрастных этапах жизни человека должна вестись целенаправленная работа по пополнению знаний о здоровье, о его ресурсах и механизмах, о факторах, влияющих на процесс формирования ценностного отношения человека к своему здоровью. Данные представления трансформируются в зависимости от окружения, условий социализаций, личностных качеств, которые выступают источником активности, а также индивидуальных особенностей характера человека [1].

Но какие бы здоровьесберегающие условия для не создавались в обществе различными государственными структурами, деятельностью социальных институтов, ожидаемого эффекта не будет, если у самих людей не будут сформированы цельные, непротиворечивые представления о ценности здоровья, о его ресурсах, культивированы потребности в ежедневных занятиях физической культурой и спортом, здоровьесохранное поведение, выработаны умения и навыки в ежедневном уходе за собой, в введении здорового образа жизни.

Важно, чтобы формирование культуры здоровья стало стратегическим направлением работы во всех социальных институтах, а также приоритетной ценностью самого человека [2].

Изложение основного материала статьи. «Здоровье» является междисциплинарным феноменом. В современном междисциплинарном поле научных исследований после нескольких лет пандемии, трактовка феномена «здоровье» сильно изменился. Взгляды на природу здоровья различны и меняются из возраста к возрасту, и единого и устойчивого мнения не может быть достигнуто, главным образом потому, что здоровье является сложным феноменом, характеристики и важные аспекты которого трудно поддаются описанию, так как они очень индивидуальны, зависят от культуры и стандартов общества, от требований, которых выдвигает жизнь перед человеком и являются неоднозначными.

Исследование здоровья человека как ценности не может оставаться вне внимания психологии, поскольку именно здоровье выступает индикатором устойчивого развития нации, а с психологической точки зрения - фактором сохранности и саморазвития личности. Сегодня именно сам человек должен и может стать важнейшим субъектом формирования и укрепления здоровья.

Традиции исследования здоровья в психологии имеет свои аспекты, обусловленные спецификой проблемного поля психологической науки и выражается как в понимании одного человека, так и в оценке роли для семьи, страны, общества и даже всего человечества.

Начало осознания и реального ценностного отношения к здоровью как особой категории трудно установить. В процессе становления через познание боли, болезней, физических и психологических травм и благополучия начинает формироваться определенное отношение человека к здоровью, начинается процесс наполнения его смыслом, содержанием и личностным отношением.

В современных условиях, когда конкурентоспособность является существенным ресурсным показателем , здоровье приобретает рыночный характер и имеет для человека ценность не только с точки зрения здоровья-болезни, но и с точки рения индивидуальной траектории жизнедеятельности, обеспечивая представительство человека в обществе.

Психология здоровья - относительно новое направления в психологической науке, необходимость разработки данного направления формировалось в результате изучения различных видов здоровья на разных этапах становления психологической науки. Были выделены и изучены следующие виды здоровья: психическое (Б.С. Братусь, И.В. Дубровиной, Н.Д. Левитов, Г.С. Никифоров и др.); нравственное-моральное (А.В. Сахно); душевное (ментальное) (О.И. Даниленко); эмоциональное (Л.В. Тарабрина); духовное (Н.Д. Творогова, В.А. Пономаренко); профессиональное (А.Г., Маклаков, С.М. Шингаев).

«Представление о здоровье» и «отношение к здоровью» целенаправленно сформированные конструкты, проявляющиеся как отношение и взаимодействие человека с окружающей средой, способствующей укреплению или, наоборот, ухудшению здоровья, а также как оценка собственного состояния организма (физического и психологического) и организуемой жизнедеятельности, способствующая также поддержке здоровья, личностному и профессиональному росту, творческой реализации, или деструкциям и деформациям личности (И.В. Журавлёва, Н.Л. Коновалова, В.Н. Мясищев, А.А. Реан и др.).

Обусловленное объективной средой и определяемое движущей силой деятельности, субъективными личностными качествами, отношение к здоровью находит отражение в суждениях, в поведении и деятельности людей, переживаниях и осознаниях факторов, влияющих на здоровье (физическое и психическое).

Психическое и физическое здоровье тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, и в основном, определяют общее психосамотическое состояние и статус человека. К описанию феноменологии психического здоровья в психологической научной литературе подходят исходя с разной методологической основы. Р. Ассаджиоли описывает психическое здоровье как равновесие между психологическими структурами человека; С. Фрайберг определяет как гармонию между потребностями личности и общества, которая требует постоянной работы человека; Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Б.С. Братусь, И.В. Дубровина рассматривают психическое здоровье как процесс, который проявляется во всех сферах жизни, и в котором уравновешиваются рефлекторная, чувственная, когнитивная,коммуникативная и поведенческая стороны; О.И. Мотков, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, П. Бейкер отмечают важность функций здоровья: поддержание равновесия в конструкте «человек- окружающая среда», регуляция поведения и деятельности человека, противостояние жизненным трудностям без деструкций, Ф.О.Семенова отмечает, что для реализации себя в профессии, для построении профессиональной карьеры особо важна гармония и выделяет гендерный аспект в данной проблеме [8].

Итак, здоровье определяется как динамическая совокупность физических, психологических и психических свойств и качеств личности, обеспечивающая гармонию между индивидуальными и общественными потребностями, являющаяся необходимым условием реализации жизненных целей и задач, самореализации в жизни и профессии. Учитывая, что данный феномен носит междисциплинарный характер, и что переживание своего здоровья или нездоровья являются значимым в контексте общей самооценки личности, особенностью психологического подхода к понятию «здоровье» является то, что

многие исследователи считают понятие «здоровье» и «психическое здоровье» тождественными, подчеркивая сложность и неоднозначность научного статуса рассматриваемой категории.

Важным фактором здоровья является собственное сознательное и ответственное поведение человека в онтогенезе. В работе с подрастающим поколением важна среда, пространство семьи, образовательных учреждений и трудовых коллективов, где вырабатываются основные стратегии поведения в болезни, в стрессах и т.д. [6].

Психологи отмечают возрастную динамику формирования понятия о здоровье и его важности. В дошкольном и младшем школьном возрасте вопросы укрепления и сохранения здоровья ребенка полностью зависит от родителей, которые организовывают жизнедеятельность ребенка, пространство его роста и развития. Важно, начиная с самого раннего возраста начать работу по формированию осознанного отношения к здоровью, прививать гигиенические навыки и навыки самообслуживания, что в последующим выступит основой здорового образа жизни подрастающего ребенка.

В подростковом возрасте данную работу нужно проводить систематически и комплексно, т.к. именно в этом возрасте подростки склонны начать курить, употреблять психотропные вещества, алкоголь, а также снизить двигательную нагрузку за счет увлечения компьютерными играми, появлением гаджет-зависимости. Статистические данные подтверждают, что данная проблема актуальна как никогда: из шести миллионов школьников в возрасте до 18 лет, более чем у 90% выявлены различные хронические заболевания и текущие болезни. Диагностированы болезни, ограничивающие выбор профессии, более 30% респондентов имеют ограничение по здоровью для службы в Вооруженных Силах, достаточно широко распространено среди подростков отставание от паспортного возраста [9].

Тапилина В.С., анализируя в своем исследовании пишет, что для молодежи характерен низкий уровень культуры здоровья. Ею выделены два типа отношения к своему здоровью. Первый тип ориентирован на осуществление целенаправленных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья молодыми людьми. Юноши и девушки данного типа имеют высокие оценки своего здоровья. Второй тип ориентируется главным образом на «жизненные ситуации, объективные условия», отводя личную активность в сфере здоровья на второй план. Характеризуется данный тип низким уровнем самооценки личного здоровья. В зрелости приоритетность здоровья в ранге ценностей повышается, происходит полное понимание личностью, что успешность жизнедеятельности зависти от ресурсов здоровья (физического и психического) [10].

На формирование осознанного отношения к здоровью в различные возрастные периоды оказывает существенное влияние и такой социальный фактор как гендер. В юности юноши меньше, чем девушки, заботятся о своем здоровье. Данный факт психологами объясняется двойной психоэмоциональной нагрузкой, которую испытывают в юности мужчины: необходимость заниматься профессией, строить карьеру и содержать семью (материально). Отношение к здоровью у мужчин и женщин выравниваются в среднем возрасте.

В пожилом возрасте мужчины более уязвимы; они меньше занимаются своим здоровьем, более эмоционально тяжело переживают уход на пенсию, прекращение активной преобразующей деятельности, сужение социальных контактов. Женщины более гибки, они начинают более активно заниматься семейными делами, принимают более активное участие в жизни внуков, хобби и т.д. в данном возрасте у мужчин чаще диагностируется заместительная деятельность, обуславливающая деструктивное поведение, направленное на ухудшение и разрушение здоровья: алкоголизм, депрессия и т.д. [4].

Возрастной аспект является важным параметром, определяющим степень регулярности и активности в заботе человека о своем здоровье.

Юность является важным этапом формирования самосознания, мировоззрения, отношения к себе и к окружающему миру. Идет процесс активной профессионализации [7].

До 30 лет в отношении здоровья активность обусловлена потребностью самосохранения, формирования красивого тела, имиджа, а после 50 лет - фактическим физиологическим и физическим состояниями человека. С возрастом уровень осознания значимости и ценности здоровья повышается, забота о здоровье становиться вынужденной, связанной с необходимостью коррекции болезни, улучшения плохого самочувствия, устранения явных нарушений в физическом и психическом самочувствии.

Для молодых людей понятие здоровья часто ассоциируется с такими понятиями, как физические упражнения, красота, сила, радость, радость, жизнь и др. В ценностной структуре здоровье часто является целью достижения социального статуса, социального и материального благополучия, условием счастливой семейной жизни. Анализ поведения молодых людей часто выявляет несоответствие между декларируемыми ценностями и реальными поведенческими стратегиями [5].

Анализ результатов психологических исследований по рассматриваемой проблеме показывает, что отношение к здоровью имеет особенности, обусловленные возрастом, постепенно становясь более осознанным, но противоречивым личностным конструктом. Постепенно, в зависимости от субъективных и объективных факторов проходит этапы осознания значимости своего здоровья, его влияния на успешность и благополучие человека. Этап укрепления здоровья ради статуса, престижа «красивого тела» постепенно меняется на этап понимания, что только здоровье является ресурсом успешности: в семье, в профессии и, в целом, в жизни.

Выводы. Таким образом, здоровье являясь междисциплинарным феноменом. В психологии осознание личностью здоровья как значимого личностного конструкта представлено в понимании его как процесса и состояния, способствующего гармонии человека с самим собой и с окружающей средой; физическое, ментальное и социальное долгожительство при сохранной способности адекватного восприятия окружающей жизни, осознанного совершения поступков, целеустремленности, работоспособности, активности, полноценной семейной жизни (Казначеев В.П., Кузнецов О.Н., Лебедев В.И., Семенова Ф.О. и др.). Показателями физического здоровья являются физиологические и морфологические параметры, а показателями психического здоровья являются принятие ответственности за свою жизнь, способность к пониманию и принятию себя и других.

В разные возрастные периоды в зависимости от субъективных и объективных факторов существенно меняется характер и структура отношения человека к своему здоровью. Фактором, влияющим на повышение значимости здоровья, является осознание его ценности, которое выступает детерминантом мотивированной активности человека.

Литература:

1. Березовская, Р.А. Исследование отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии / Р.А. Березовская // Вестник СПбГУ. - 2011. - № 12. - С. 221-226.

2. Енокаева, С.С. Формирование культуры здоровья подрастающего поколения как стратегическое направление развития физической культуры и спорта / С.С. Енокаева, М.М. Эбзеев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2011. - № 4 (74). - С. 59-63.

3. Китова, Д.А. Динамика интереса к коронавирусной инфекции в международном информационном пространстве / Д.А. Китова, Ф.О. Семенова, М.М. Эбзеев // Вестник Университета Российской академии образования. - 2021. - № 2. -С. 4-12.

4. Никифоров, Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2002. - 256 с.

5. Пашин, А.А. Сравнительный анализ отношения к здоровью и здоровому образу жизни подростков младшего и среднего возраста / А.А. Пашин // Вестник спортивной науки. - 2009. - №3. - С. 44-47

6. Рахимова, Е.А. Отношение к здоровью учащейся молодежи / Е.А. Рахимова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 134-139.

7. Семенова, Ф.О. Психологические особенности влияния семьи на формирование образа мира ребенка / Ф.О. Семенова, М.Д. Семенова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 282-285

8. Семенова Ф.О. Психологические особенности процесса профессионализации студентов в вузе / Ф.О. Семенова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11-4. - С. 918-923.

9. Семенова Ф.О. Психология женской карьеры: личностный и этнический модусы: монография: в 2 ч. / Ф.О. Семенова. - Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО. - 2010.

10. Статистический сборник: Здравоохранение в России. - 2019: Стат. сб. / Росстат. - М. - 2019. - 170 с.

11. Тапилина, В.С. Социально-экономический статус и здоровье населения / В.С. Тапилина // Социологические исследования. - 2004. - № 3 (239). - С. 126-137.

Психология

УДК 159.99

аспирант кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии и социальной работы Узденова Елена Газизовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности ценностного отношения к здоровью в разных периодах жизнедеятельности: в детстве, в младшем школьном возрасте, в подростковом возрасте, в юности и зрелости и в период старения; выделены типичные характеристики, присущие представителям разных возрастных групп. В заключении отмечается, что исследование особенностей ценностного отношения к здоровью в разных возрастных группах представляется весьма перспективным направлением изучения личностных конструктов здоровья.

Ключевые слова: здоровье, ценности, ценностное отношение, детство, младший школьный возраст, подростничесво, юность, зрелость, геронтогенез.

Annotation. The article discusses the features of the value attitude to health in different periods: in childhood, in primary school age, adolescence, youth, maturity and aging. in different age periods; typical characteristics inherent in representatives of different age groups are highlighted. In conclusion, it is noted that the study of the characteristics of the value attitude to health in different age groups seems to be a very promising direction in the study of personal health constructs.

Key words: health, values, value attitude, childhood, primary school age, adolescence, youth, maturity, gerontogenesis.

Введение. В современных условиях жизнедеятельность человека связано с множеством противоречий, связанных как с внутриличностными и межличностными проблемами, а также с вопросами, связанными с взаимодействием с окружающей средой. Проблемы достигли такого масштаба, что уже на повестке появились такие вопросы, от ответов на которые зависит не только качество жизни, но и сама жизнь человека.

Человечество находится в сложных условиях, обусловленные экологическими проблемами, снижением продолжительности жизни, ростом детской смертности, огромным количеством хронических болезней и инфекционных заболеваний. Пандемия Covid 19 за последние два года также показала насколько актуальны проблемы, связанные со здоровьем людей, с соблюдением ими санитарно-гигиенических требований, ведением здорового образа жизни. Социально-экономические процессы существенно влияют на благополучие всех групп населения [9].

В сложившейся ситуации достаточно остро встал вопрос, как сами люди относятся к своему здоровью, какой ранг в шкале ценностей занимает здоровье, насколько современный человек готов работать над сохранением и улучшением своего здоровья, над своим физическим и социальным благополучием [8].

Изложение основного материала статьи. В теоретических и эмпирических психологических исследованиях подчеркивается, что одним из важнейших категорий в процессе сохранения и укрепления здоровья является конструкт «отношение к здоровью». Отношение к здоровью - это система индивидуальных избирательных связей человека с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или наоборот угрожающими его здоровью, а также определенная оценка личностью своего физического и психического состояния [2].

Проблема здоровья имеет социальный, психологический и моральный аспект. Очевидно, что отношение к здоровью и осмысление его как жизненной ценности во многом определяют субъективную оценку здоровья человеком. Субъективно важно знать, какой ранг занимает здоровье в иерархии личностных ценностей, какова динамика этого конструкта. Данные об отношении к здоровью и его места в структуре ценностей личности могут помочь построить субъективную картину здоровья и самочувствия личности, уровень осознания влияния здоровья на удовлетворенность жизнью в целом. Л.С. Драгунская пишет, что ценности здоровья могут быть известны, т.е. «знаемыми», но не обязательно признаны или приняты человеком [3].

Для принятия и осознания ценности здоровья необходимо систематически проводить работу на всех этапах жизнедеятельности человека, начиная с самого раннего возраста. Отношение к здоровью как процесс имеет несколько уровней. В.П. Петренко выделяет четыре уровня отношения к своему здоровью в зависимости от того, как воспринимается ценность здоровья человеком. На первом уровне здоровье воспринимается человеком на эмоциональном уровне, концепции личного здоровья характеризуется отсутствием явных здоровьесберегающих потребностей и направленной активности человека по его сохранению или укреплению; на втором уровне человек осознает потребность в здоровье, но не осознает его социальной значимости, возможно, имеет оздоровительную установку, но неустойчив и не осознает изменения обстоятельств; третий уровень характеризуется тем, что ценность здоровья рассматривается человеком как важная социальная потребность в укреплении здоровья, требующая новых знаний, но ценностная направленность находится больше на вербальном уровне; четвертый уровень - здоровье как ценность воспринимается на уровне убеждений, потребность в укреплении здоровья сформировала устойчивую социальную установку, а поведение человека полностью соответствует ценностной ориентации, что осознанно проявляется в активной оздоровительной деятельности [6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.