Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНЦИИ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЛИДЕРСТВА У РАБОТАЮЩИХ СУБЪЕКТОВ С РАЗЛИЧНОЙ ПЕРФЕКЦИОНИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ'

СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНЦИИ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЛИДЕРСТВА У РАБОТАЮЩИХ СУБЪЕКТОВ С РАЗЛИЧНОЙ ПЕРФЕКЦИОНИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC
174
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНЦИИ / КОМПОНЕНТЫ СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНЦИИ / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / ПЕРФЕКЦИОНИСТСКАЯ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЛИДЕРСТВО / РАБОТАЮЩИЕ / СУБЪЕКТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тузлукова Алиса Владимировна

В статье излагаются результаты исследования содержания стратегии конкуренции по достижению цели «лидерство» у работающих субъектов в связи с выраженностью у них перфекционистской направленности. Предмет исследования - стратегия конкуренции по достижению цели «лидерство» субъектов с различной выраженностью перфекционистской направленностью личности; объект - перфекционистская направленность работающих субъектов. Эмпирическим объектом исследования выступили 142 работающих субъекта (112 женщин, 30 мужчин). Определена перфекционистская направленность, рассматриваемая как комплекс мотивов и установок личности, устойчиво проявляющихся в различных видах деятельности в её осознанном стремлении к совершенству на основе высокой требовательности к другим, воспринимаемой от других, а также к себе самому, что может обеспечивать преимущества в достижении целей конкуренции. Установлено своеобразие содержания стратегии конкуренции у субъектов с Я-ориентированной (ЯОПН), ориентированной на других (ОДПН) и ориентированной на социальные предписания (ОСПН) перфекционистской направленностью, определены ведущие цели их стратегии конкуренции, в том числе выявлена сходная для всех групп цель «лидерство» и содержание компонентов стратегии по достижению этой цели. Установлено, что построение стратегии по достижению цели «лидерство» у субъектов с ЯОПН подкрепляется потребностями в безопасности и установкой на борьбу за лидерское положение в коллективе. Стремясь достигнуть этой же цели, субъекты с ОДПН руководствуются стремлением к принадлежности, концентрируют свою стратегию на клиенте и в поведении также имеют тенденцию к борьбе за достижение цели. Стратегия конкуренции субъектов с ОСПН поддерживается только мотивационным компонентом в виде внешней отрицательной мотивации деятельности. Новизна исследования заключается в исследовании достижения цели стратегии конкуренции «лидерство» в её комплексной обусловленности содержанием каждого из компонентов стратегии конкуренции, развертываемой в профессиональной деятельности субъектами с различными видами перфекционистской направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF COMPETITIVE STRATEGY FOR ACHIEVING LEADERSHIP AMONG EMPLOYEES WITH DIFFERENT PERFECTIONIST ORIENTATION

This article discusses the results of research on the content of competitive strategy for achieve the goal of “leadership” among employees due to distinct manifestation of perfectionist orientation. The subject of this research is the competitive strategy for achieving leadership among persons with different degree of perfectionist orientation of personality; while the object is the perfectionist orientation of employees. The empirical object includes 142 employed persons (112 women, and 30 men). The author reviews perfectionist orientation as a set of personal motives and attitudes, which consistently manifest in various types of activity in pursuit of perfection due to high expectations from the others, received from others, as well as imposed on themselves, which can contribute to achieving competitive goals. The author determines the peculiarities of content of competitive strategy among persons with the following perfectionist orientation: self-orientation, orientation towards others, and orientation towards social prescriptions; determine their primary goals of their competitive strategy, including the mutual goal for all groups - the “leadership” and strategic elements for its achievement. It is established that development of the strategy on achieving the goal of “leadership” in among the persons with perfectionist self-orientation is substantiated by the desire of security and fight for the leadership in the team. In an attempt to reach the same goal, the persons with perfectionist orientation towards others focus their strategy on the client and demonstrate a tendency to fight for achieving their goal. The competitive strategy of the persons with perfectionist orientation towards social prescriptions is supported by motivational component along in form of external negative motivation of the activity. The novelty of this work consists in comprehensive examination of each element of the competitive strategy of persons with various types of perfectionist orientation in achieving the goal of “leadership”.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНЦИИ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЛИДЕРСТВА У РАБОТАЮЩИХ СУБЪЕКТОВ С РАЗЛИЧНОЙ ПЕРФЕКЦИОНИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ»

Психология и Психотехника

Правильная ссылка на статью:

Тузлукова А.В. — Содержание стратегии конкуренции по достижению лидерства у работающих субъектов с различной перфекционистской направленностью // Психология и Психотехника. - 2021. - № 1. DOI: 10.7256/2454-0722.2021.1.34771 URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=34771

Содержание стратегии конкуренции по достижению лидерства у работающих субъектов с различной перфекционистской направленностью

Тузлукова Аписа Владимировна

аспирант, кафедра психологии личное™ и консультативной психологии, Южный Федеральный

344041, Россия, Ростовская область, г. Ростов-На-Дону, уп. Мичуринская, 62

El [email protected]

Статья из рубрики "Актуальный вопрос"

DOI:

10.7256/2454-0722.2021.1.34771

Дата направления статьи в редакцию:

29-12-2020

Дата публикации:

30-01-2021

Аннотация.

В статье излагаются результаты исследования содержания стратегии конкуренции по достижению цели «лидерство» у работающих субъектов в связи с выраженностью у них перфекционистской направленности. Предмет исследования - стратегия конкуренции по достижению цели «лидерство» субъектов с различной выраженностью перфекционистской направленностью личности; объект - перфекционистская направленность работающих субъектов. Эмпирическим объектом исследования выступили 142 работающих субъекта (112 женщин, 30 мужчин). Определена перфекционистская направленность, рассматриваемая как комплекс мотивов и установок личности, устойчиво проявляющихся в различных видах деятельности в её осознанном стремлении к совершенству на основе высокой требовательности к другим, воспринимаемой от других, а также к себе самому, что может обеспечивать преимущества в достижении целей конкуренции. Установлено своеобразие содержания стратегии конкуренции у субъектов с Я-ориентированной (ЯОПН), ориентированной на других (ОДПН) и ориентированной на социальные предписания (ОСПН) перфекционистской направленностью, определены ведущие цели их стратегии конкуренции, в том числе выявлена сходная для всех групп цель «лидерство» и

содержание компонентов стратегии по достижению этой цели. Установлено, что построение стратегии по достижению цели «лидерство» у субъектов с ЯОПН подкрепляется потребностями в безопасности и установкой на борьбу за лидерское положение в коллективе. Стремясь достигнуть этой же цели, субъекты с ОДПН руководствуются стремлением к принадлежности, концентрируют свою стратегию на клиенте и в поведении также имеют тенденцию к борьбе за достижение цели. Стратегия конкуренции субъектов с ОСПН поддерживается только мотивационным компонентом в виде внешней отрицательной мотивации деятельности.Новизна исследования заключается в исследовании достижения цели стратегии конкуренции «лидерство» в её комплексной обусловленности содержанием каждого из компонентов стратегии конкуренции, развертываемой в профессиональной деятельности субъектами с различными видами перфекционистской направленности.

Ключевые слова: конкуренция, стратегия, конкуренции, компоненты стратегии конкуренции, пе рфе кци о н из м, перфекционистская, направленность, лидерство, работающие, субъекты

Введение

Следствием увеличения конкуренции в мире, в том числе в профессиональной

деятельности, связанного с усилением «принуждения к совершенствованию»

результатов своего труда и особых отношений между людьми в обществе, является

понимание необходимости повышения требований к себе и другим качества продуктов деятельности и построения стратегии конкуренции ради получения больших преимуществ в деятельности в сравнении с другими.

Выступая объектом внимания представителей разных областей наук (экономики, биологии, социологии, юриспруденции, педагогики, психологии)в психологической науке конкуренция рассматривается по-разному в зависимости от области исследования: в социальной психологии - как один из главных способов организации межличностного и социального взаимодействия, подразумевающий социальные сравнения; в экономической психологии - как попытки опередить конкурента в чем-то новом, более перспективном вследствие столкновения и борьбы несовместимых интересов; в спортивной психологии - как ведущий тип отношений между конкурирующими субъектами

в спортивной деятельности в психологии личности - как мотивационно-

операциональная направленность субъектов деятельности на обретение желаемых преимуществ по сравнению с конкурентами. Исследовательский фокус внимания направлен на изучение стремления к преимуществу, соперничества, достижение лучшего результата вследствие сравнения, соотнесения своих результатов с результатами других. Анализ целей конкуренции, связанных с этими стремлениями, позволяет обозначить направленность их предметного содержания на самого себя как субъекта конкуренции (самосовершенствование, демонстрация индивидуальности), результаты деятельности (стабильность результатов, высокое качество) и её социально-психологические показатели, возникающие вследствие социального сравнения (высокая

должность, лидерство)

Стратегия конкуренции личности в профессиональной деятельности рассматривается как организованная целью конкуренции и устойчивыми способами ее достижения сознательная мотивированная активность, обеспечивающая субъекту деятельности желаемые преимущества в профессиональной деятельности на базе его представлений о

себе как субъекте деятельности, о её предмете и о ближайшем профессиональном окружении. В строении стратегии конкуренции выделяют мотивационно-целевой (цель и мотивы конкуренции, мотивы профессиональной деятельности), операциональный (инновационные (привнесение новых приемов), стабилизирующие (удержание достигнутых преимуществ) и адаптивные (копирование) конкурентные действия, обеспечивающие достижение в деятельности целей конкуренции, наряду с поведенческими установками в адрес конкурентов) и когнитивный (представления о коллегах, руководителе и о себе как сотруднике) компоненты

В рамках психологии личности исследователи конкуренции концентрируются на поиске ее личностных детерминант, находящими свое выражение в деятельности, изучая их в связи с целями деятельности, мотивами достижения успеха, идеалами, установками личности, ее отношением к себе как субъекту конкуренции и своим соперникам 6; 7;

Наряду с этим, авторами выделяется такое особое свойство личности, как конкурентоспособность, психологической основой которой выступает высокий уровень развития интегральных качеств личности, среди которых центральное место занимает направленность (Л.М. Митина), также имеющая особое значение в структуре личности в целом. Обусловливая индивидуальное и типическое своеобразие последней и находя выражение в самосознании личности, деятельности и общении, направленность

оказывает значительное влияние и на профессиональную деятельность личности Согласно С.Л. Рубинштейну, направленность личности представляет собой систему всех её мотивационных тенденций, установок и идеалов и обладает предметным содержанием, включающим общество, труд и самого себя, являясь важнейшей стороной психического облика личности. Направленность личности на конкретное предметное содержание усиливает её сознательную активность по овладению этими явлениями действительности, что приводит к закреплению отдельных личностных свойств. Широко известная концепция перфекционизма П.Л. Хьюитта и Г.Л. Флэтта предлагает рассматривать его как устойчивое свойство личности, наделенное предметным содержанием в виде стремления к личностному совершенствованию, высокому соответствию социальным нормам, и совершенствованию других, сопоставимыми с выделяемыми отечественными авторами тремя основными видами предметного содержания направленности как таковой: самой личностью, деятельностью и обществом

I10!. Полагаем, что перфекционизм может выступать в роли фактора, способствующего достижению целей конкуренции и задающего своеобразие построению стратегии по их достижению.

В значительном количестве исследований перфекционизма авторами были обнаружены связи между его типами (перфекционизмом, направленным на себя, на других или социальные предписания), и мотивацией достижения, а также представлениями о себе,

мире и других, проявляющимися в когнитивных установках —12—13— Исследователями подчеркивается взаимосвязь установок личности и её мотивов, среди которых главным выступает поощряемое социумом стремление к некоему идеалу, достижение которого позволяет ответить на требования современной мировой экономической ситуации об оказании лучших услуг и получении лучших результатов деятельности по сравнению с другими. Эта взаимосвязанность установок и мотивов, а также направленность их на некий предмет, позволяет говорить о перфекционистской направленности личности в контексте конкуренции в реальной профессиональной деятельности.

На основе результатов многочисленных исследований перфекционизма, посвященных

попыткам определения критериев для разделения его невротических и конструктивных проявлений, были выделены следующие критерии: сознательность и реалистичность при формировании высоких стандартов деятельности, настойчивая избирательность способа их реализации, подконтрольность личности переживаний, связанных с неудачей,

наличие мотивации для достижения цели и убеждений возможности ее достижения I10!. Выделение этих критериев, на наш взгляд, делает целесообразным введение термина перфекционистской направленности личности, отражающего интеграцию общего перфекционизма и составляющих его типов, мотивации достижения, выражающейся в потребности преодолевать препятствия и добиваться значимых результатов, соперничать с другими ради превосходства над ними (Г. Меррей), и установок личности, связанных с восприятием и оценкой себя, других и мира.

Перфекционистская направленность (ПН) рассматривается нами как комплекс мотивов и установок личности, устойчиво проявляющихся в различных видах деятельности в её осознанном стремлении к совершенству на основе высокой требовательности к другим, воспринимаемой от других, а также к себе самому, что может обеспечивать преимущества в достижении целей конкуренции.

Анализ исследований, посвященных изучению взаимосвязей общего перфекционизма, а также его типов, с личностными особенностями субъектов, проявляющихся в ситуациях

соревнования: мотивацией достижения, локусом контроля —161 (взаимосвязи обусловливания), постановкой целей по получению более высоких результатов по сравнению с другими 1131 и доминирования над ними -1171, а также - с особенностями восприятия других как соперников и взаимодействия с ними [16; 18; 191, особенностями

самооценивания -181 (функциональны взаимосвязи), с добросовестностью,

результативностью и эффективностью в работе 1201 (причинно-следственная взаимосвязь). Перечисленные взаимосвязи могут быть соотнесены с содержанием компонентов стратегии конкуренции (мотивационно-целевого, когнитивного и операционального). Из сказанного следует, что перфекционистская направленность, выражающаяся в ориентации работающих субъектов на достижение более высоких результатов и преимуществ в профессиональной деятельности, в оценивании себя как субъекта конкуренции и других ее субъектов, а также в особенностях выполнения деятельности, выступает фактором построения стратегии конкуренции в профессиональной деятельности.

Эмпирическим объектом изучения в большинстве исследований, посвященных поиску взаимосвязей между конкуренцией, лидерством и перфекционизмом выступают

спортсмены, врачи и сотрудники системы образования 122—23—24; 25;—261 При этом внимание исследователей направлено на изучение влияния перфекционизма лидера на

стиль лидерства [241, эффективность деятельности [261, восприятие лидера в связи с перфекционизмом других субъектов деятельности [231, а также на установление связей между перфекционизмом и различными факторами, влияющими на достижение лидерства: добросовестность выполнения деятельности, самопрезентация, самооценка,

реакция на стресс и копинговые стратегии I221. Однако работы, посвященные исследованию взаимосвязанности стратегии конкуренции субъектов профессиональной деятельности по достижению лидерства с их перфекционизмом, малочисленны. Новизна настоящего исследования заключается в рассмотрении перфекционистской направленности как одной из важных детерминант стратегии конкуренции по достижению лидерства у работающих субъектов.

Предмет, методы и процедура исследования

Целью исследования является установление своеобразия содержания адресованной достижению цели «лидерство» стратегии конкуренции в профессиональной деятельности для реализации у работающих субъектов с различной выраженностью перфекционистской направленности. Предметом исследования выступает стратегия конкуренции по достижению цели «лидерство» субъектов с различной выраженностью перфекционистской направленностью личности; объектом - перфекционистская направленность работающих субъектов.

Эмпирическим объектом исследования выступили 142 представителя различных профессий (112 женщин, 30 мужчин) в возрасте от 19 до 62 лет с общим стажем работы от полугода до 43 лет и со стажем работы в текущей должности от полугода до 39 лет, из них 118 человек являются штатными сотрудниками и 24 - руководителями среднего звена. Общий объем выборки составили 230 респондентов.

В качестве методов исследования были использованы анкетирование: авторская анкета (С.Т. Джанерьян, Е.А. Панина), включающая бланк оценки значимости целей конкуренции для реализации успешной стратегии конкуренции, ведущей цели конкуренции и способа ее достижения, а также ведущего конкурента; тестирование: методики «Многомерная шкала перфекционизм» (П.Л. Хьюитт, Г.Л. Флэтт), «Структура мотивации трудовой деятельности» (К. Замфир), шкала «Стремление к соперничеству» методики «МАС» (М. Кубышкина), «Q-сортировка» (В. Стефансон), опросник «Мотивация достижения» (А. Мехрабиан), «Методика иррациональных установок» (А. Эллис), «Методика диагностики межличностных отношений» (Т. Лири), методы математической статистики: критерий нормальности Колмогорова-Смирнова, множественный линейный регрессионный анализ; биномиальный критерий, процедура квартилирования; коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена, критерии Фридмана, Вилкоксона.

Интегральный характер перфекционистской направленности личности, включающей перфекционистские стремления, мотивы и установки личности выступил основой для определения в качестве критериев её видов следующих показателей: доминирующий тип перфекционизма (на себя, других и социальные предписания), мотив достижения и содержание когнитивных установок. В соответствие с этими критериями для выделения видов перфекционистской направленности устанавливался индивидуальный показатель выраженности перфекционистской направленности на основе выраженности каждого из типов перфекционизма и его общего показателя, согласно классификации П.Л. Хьюитта, Г.Л. Флэтта. Затем для установления мотивации достижения субъектов на следующем этапе определения их перфекционистской направленности была использована методика «Диагностика измерения мотивации достижения» (А. Мехрабиан). Определение уровня выраженности перфекционизма, а также уровня мотивации достижения происходило с помощью применения процедуры квартилирования и биномиального критерия. Выявление когнитивных установок осуществлялось с помощью «Методики иррациональных установок» (А. Эллиса), включающей такие иррациональные установки, как долженствование в отношении себя, в отношении других, катастрофизация, фрустрационная интолерантность, самооценка и рациональность мышления. Для определения доминирующей установки использовались критерии Фридмана и Вилкоксона.

В ходе корреляционного анализа связей между показателями, входящими в ПН и возрастно-стажевыми особенностями выборки обнаружено не было, поэтому на дальнейшее формирование групп данные характеристики не повлияли.

В результате были выделены и описаны виды ПН: Я-ориентированная ПН (ЯОПН), ориентированная на других ПН (ОДПН), ориентированная на социальные предписания ПН (ОСПН), высоко выраженная общая ПН (ВВПН) и низко выраженная общая ПН (НВПН). В статье мы рассмотрим содержание перфекционистской направленности субъектов с ЯОПН, ОДПН и ОСПН, а также содержание их стратегий конкуренции.

Таблица 1. Выраженность типа перфекционизма, мотивации достижения и доминирование иррациональной установки у субъектов с ЯОПН, ОДПН и ОСПН

Вид ПН Тип перфекционизма (р < 0,01) Мотивация достижения (р < 0,05) Доминирующая иррациональная установка (р <0,05)

Я- ориентированная ПН Очень высокие и высокие значения по шкале «Перфекционизм, направленный на себя» Очень высокие и высокие значения при р < 0,01 Долженствование по отношению к себе

Ориентированная на других ПН Очень высокие и высокие значения по шкале «Перфекционизм, направленный на других» Индивидуально-вариативные значения Долженствование по отношению к другим

Ориентированная на социальные предписания ПН Очень высокие и высокие значения по шкале «Социально-предписанный перфекционизм» Очень низкие и низкие значения Долженствование по отношению к себе, фрустрационная толерантность

Группу субъектов с ЯОПН составили 38 человек (32 женщины, 6 мужчин) в возрасте от 19 до 56 лет (средний возраст - 30,8 лет) со стажем работы от 4 месяцев до 23 лет (33 штатных сотрудника, 5 руководителей среднего звена), с высокой выраженностью перфекционизма, ориентированного на себя, и стремления к достижению успеха, доминирующей когнитивной установкой долженствования по отношению к себе.

Группу субъектов с ОДПН составили 20 человек (15 женщин, 5 мужчин) в возрасте от 26 лет до 61 года (средний возраст - 33,5 лет) со стажем работы от полугода до 37 лет (26 штатных сотрудников, 4 руководителя среднего звена), с высокой выраженностью перфекционизма, ориентированного на других, и стремления к достижению успеха, доминирующей когнитивной установкой долженствования других.

Группу субъектов с ОСПН составили 25 человек (17 женщин, 8 мужчин) в возрасте от 19 до 62 лет (средний возраст - 35,2 года) со стажем работы от 1 года до 35 лет (21 штатный сотрудник, 4 руководителя среднего звена), с выраженностью социально-предписанного перфекционизма, и стремлением к избегания неудачи, доминирующими когнитивными установками: долженствование по отношению к себе, фрустрационная интолерантность, установки, связанные с самооценкой и иррациональностью мышления.

Для описанных видов ПН было определено содержание стратегии конкуренции, в

которую входит мотивационно-целевой компонент (цель и мотивы конкуренции, мотивы деятельности), когнитивный (оценка субъектом руководителя, коллеги внутри и вне организации или клиента в качестве главного конкурента) и поведенческий (поведенческие установки в ситуациях общения на общительность, зависимость, принятие или избегание борьбы, а также адаптивные, стабилизирующие, инновационные конкурентные действия) компоненты.

В строении стратегии конкуренции субъектов с ЯОПН доминируют цели «лидерство» и «демонстрация индивидуального стиля деятельности», мотивы конкуренции безопасности, уважения и самоактуализации, внутренняя мотивация деятельности (мотивационно-целевой компонент); восприятие коллег внутри и вне компании в качестве конкурентов (когнитивный компонент); установки в поведении на зависимость и общительность, инновационные конкурентные действия (операциональный компонент).

В строении стратегии конкуренции субъектов с ОДПН доминируют цели «лидерство» и «высокое качество деятельности», мотивы конкуренции безопасности, уважения и самоактуализации, внешняя отрицательная мотивация деятельности (мотивационно-целевой компонент); восприятие коллег в другой компании и руководителя в качестве конкурентов (когнитивный компонент); установки в поведении на общительность, стабилизирующие и инновационные конкурентные действия (операциональный компонент).

В строении стратегии конкуренции субъектов с ОСПН доминируют цель «лидерство», самоактуализация в качестве мотива конкуренции, внешняя отрицательная и внутренняя мотивации деятельности (мотивационно-целевой компонент); восприятие коллег внутри компании и руководителя в качестве конкурентов (когнитивный компонент); установки в поведении на общительность, зависимость и избегание борьбы, стабилизирующие и инновационные конкурентные действия (операциональный компонент).

Установлено, что сходная цель конкуренции - «лидерство» - может быть достигнута различным содержанием компонентов стратегии конкуренции работающих субъектов в зависимости от вида их перфекционистской направленности.

Стратегия конкуренции по достижению цели «лидерство» субъектов с ЯОПН обеспечивается стремлением к безопасности в качестве мотива конкуренции (мотивационно-целевой компонент) и установкой в поведении на принятие борьбы (операциональный компонент), при этом влияние когнитивного компонента на выраженность цели лидерства не установлено. Таким образом, у субъектов с ЯОПН построение стратегии по достижению лидерства подкрепляется стремлением к безопасности и установкой на борьбу за лидерское положение в коллективе.

Стратегия конкуренции субъектов с ОДПН по достижению той же цели обеспечивается стремлением к принадлежности к группе в качестве мотива конкуренции (мотивационно-целевой компонент), восприятием клиента в качестве конкурента (когнитивный компонент) и поведенческой установкой на принятие борьбы (операциональный компонент). Таким образом, у субъектов с ОДПН построение стратегии по достижению лидерства подкрепляется социальными мотивами, установкой на борьбу за лидерское положение в коллективе и концентрацией стратегии конкуренции на клиенте.

Стратегия конкуренции субъектов с ОСПН по достижению цели «лидерство» включает в себя только мотивационный компонент в виде внешней отрицательной мотивации деятельности, проявляющейся в критике со стороны коллег и руководства или

возможных негативных последствиях предпринятых действий. При этом влияние ведущего содержания когнитивного компонента в виде осознавания конкретного конкурента, а также поведенческого в виде конкурентных действий и установок в общении не установлено.

Таблица 2. Влияние содержания компонентов (независимые переменные) на выраженность цели «Лидерство» (зависимая переменная) в структуре стратегии конкуренции субъектов с различной ПН (по результатам множественной линейной

регрессии)

Вид ПН Мотивационно-целевой компонент Когнитивный компонент Операциональный компонент

Я- ориентированная ПН Я = 0,67 р<0,01

Мотив конкуренции « Безопасность» Р = 0,522 Мотив деятельности «Внешняя отрицательная мотивация» р= -0,394 Не установлено Поведенческая установка «Принятие борьбы» в= 0,427

Ориентированная на других ПН Я = 0,95 р<0,0

Мотив конкуренции «Принадлежность» Р = 0,216 Восприятие в качестве конкурента клиента Р = 0,352 Поведенческая установка «Принятие борьбы» Р = 0,455

Ориентированная на социальные предписания ПН Я = 0,81 р<0,0001

Мотивы деятельности «Внешняя отрицательная мотивация» р = 0,490 «Внешняя положительная мотивация» р= -0,350 Не установлено Не установлено

Таким образом, достижение цели «лидерство» у субъектов с ЯОПН обеспечивается их стремлением к безопасности, у субъектов с ОДПН - к принадлежности к группе, а субъекты с ОСПН - внешней отрицательной мотивацией. При этом достижение цели «лидерство» в стратегии субъектов с ОДПН обеспечивается актуализацией в сознании другого субъекта как конкурента, в то время как у субъектов с ЯОПН и ОСПН осознание другого субъекта как конкурента не влияет на достижение лидерства. Субъекты с ЯОПН и ОДПН, в отличие от субъектов с ОСПН, реализуют свою стратегию конкуренции с помощью принятия борьбы за лидерскую позицию в коллективе.

В других исследованиях были установлены корреляционные связи между каждым из трех типов перфекционизма и различными стилями лидерства, а также сообщалось об опосредовании лидерством эффективности деятельности у субъектов с разными типами

перфекционизма [24; 25; 27]. Однако связи между лидерством и указанными переменными в приведенных исследованиях преимущественно функциональны, при этом содержание компонентов стратегии в их комплексном влиянии не учитывается. В настоящей работе содержание стратегии конкуренции рассматривается в единстве содержания каждого из компонентов. Достижение цели стратегии конкуренции «лидерство» изучено в её комплексной обусловленности содержанием каждого из компонентов стратегии конкуренции, развертываемой в профессиональной деятельности субъектами с различными видами перфекционистской направленности.

Выводы

На основе рассмотрения перфекционистской направленности как комплекса мотивов и установок личности, устойчиво проявляющихся в различных видах деятельности в её осознанном стремлении к совершенству на основе высокой требовательности к другим, воспринимаемой от других, а также к себе самому, и обеспечивающей преимущества в достижении целей конкуренции, и результатов проведенного эмпирического анализа были выделены субъекты с я-ориентированной (ЯОПН), ориентированной на других (ОДПН) и ориентированной на социальные предписания (ОСПН) перфекционистской направленностью.

Субъекты с ЯОПН обладают высокой выраженностью ориентированного на себя, стремления к достижению успеха и доминирующей когнитивной установкой долженствования по отношению к себе. Субъекты с ОДПН обладают высокой выраженностью перфекционизма, ориентированного на других, стремления к достижению успеха, доминирующей когнитивной установкой долженствования других. Субъекты с ОСП Н обладают высокой выраженностью социально-предписанного перфекционизма, стремлением к избегания неудачи и доминирующими когнитивными установками: долженствование по отношению к себе, фрустрационная интолерантность, установки, связанные с самооценкой и иррациональностью мышления.

Установлено своеобразие содержания стратегий конкуренции в профессиональной деятельности субъектов с различной выраженностью перфекционистской направленности.

Достижение цели конкуренции «лидерство» у работающих субъектов с ЯОПН, ОДПН и ОСПН обеспечивается различным содержанием компонентов их стратегии конкуренции.

В данной работе влияние возрастно-стажевых особенностей выборки на построение стратегии конкуренции работающих субъектов с различными видами ПН обнаружено не было. Перспективой дальнейшего исследования могло бы стать изучение стратегии конкуренции субъектов определенной возрастной группы в связи с видом их ПН, а также влияние этапов профессионального становления работающих субъектов с различными видами ПН на построение ими стратегии конкуренции в профессиональной деятельности.

Библиография

1. Curran, Т., Hill, A. P. Perfectionism is increasing over time: A meta-analysis of birth cohort differences from 1989 to 2016// Psychological bulletin - 2019 - 145(4), 410-429 - DOI: 10.1037/bul0000138

2. Шмелев, А.Г. Конкуренция как метакатегория современной психологии. Сообщение 1 // Психология. Психофизиология - 2014 - URL:

https ://cyberleninka.ru/article/n/konkurentsiya-kak-metakategoriya-sovremennoy-psihologii-soobschenie-1 (дата обращения: 14.11.2020)

3. Клюева, О.А. Проблема конкурентоспособности личности в современных социально-экономических условиях (психологический аспект) // Психология человека в современном мире. Т. 5: Личность и группа в условиях социальных изменений -Москва: 2009 - С. 333-337

4. Джанерьян, С.Т., Панина, Е. А. Ценностно-мотивационные основания типов конкурентных стратегий официантов // Известия вузов: северо-кавказский регион. Серия: общественные науки. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ - 2013 - 5, С.97-103.

5. Базаров, Т. Ю., Шевченко, Ю. С. Кооперативные стратегии поведения в конкурентной среде // Национальный психологический журнал - 2010 - 1(3), 80-85.

6. Fletcher, T. D., Major, D. A., Davis, D. D. The interactive relationship of competitive climate and trait competitiveness with workplace attitudes, stress, and performance. J. of Organizational Behavior - 2008 - 29, Pp. 899-922 -D0I:10.1016/j.paid.2008.04.020

7. Garcia, S., Tor, A., Schiff, T. The Psychology of Competition: A Social Comparison Perspective // Perspectives on Psychological Science. - 2013. - 8 (6), Pp. 634-650. -D0I:10.1177/1745691613504114

8. Kilduff , G.J., Elfenbein, H.A., Staw, B.M. The psychology of rivalry: A relationally dependent analysis of competition// Academy of Management Journal - 2010 - 53 (5), Pp. 943-969. - DOI: 10.5465/AMJ.2010.54533171

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности [Текст] / Л.М. Митина. Воронеж: «МОДЭК», 2002 - 400 с.

10. Ильин, Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень [Текст]/ Ильин Е. П. Санкт-Петербург: Питер, 2011 - 224 с.

11. Гаранян, Н.Г., Клыкова, А.Ю., Сорокова, М.Г. Перфекционизм, зависть и конкурентные установки в студенческой среде // Консультативная психология и пс ихоте ра пия - 2018 - 2 (26), C. 7-32

12. Blankstein, K., Dunkley, D. Evaluative concerns, self-critical and personal standarts perfectionism: A structural equation modeling strategy// G. Flett, P. Hewitt (eds.). Perfectionism: Theory, resrarch and treatment. Washington: American Psichological Association - 2002 - P. 285-317 - D0I:10.1037/10458-012

13. Rice, K.G. and Dellwo, J.P. Perfectionism and SelflDevelopment: Implications for College Adjustment. Journal of Counseling & Development. - 2002 - 80, 188-196 -DOI: 10.1002/j .1556-6678.2002.tb00182

14. Stoeber, J., Otto, K. Positive conceptions of perfectionism: Approaches, evidence, challenges. Personality and Social Psychology Review. - 2002. - 10, 295-319. - DOI: 10.1207/s15327957pspr1004_2

15. Виндекер, О.С., Иргашева, К.А. Исследование взаимосвязи перфекционизма и мотивации достижения (на примере студенческой выборки)//Приволжский научный вестник - 2014 - 5(33 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vzaimosvyazi-perfektsionizma-i-motivatsii-dostizheniya-na-primere-studencheskoy-vyborki (дата обращения: 14.11.2020)

16. Жербун, О.Я. Социальные установки как фактор формирования Я-образа студента-перфекциониста// Вестник Бурятского университета. - 2009. - 5, 20-24.

17. Stoeber, J., Davis, C. R., Townley, J. Perfectionism and workaholism in employees: The role of work motivation. Personality and Indi vidual Differences - 2013 - 55(7), 733-738 - DOI: 10.1016/j.paid.2013.06.001

18. Бескова, Т.В. Взаимосвязь перфекционизма со способами реагирования на успех и неудачу Другого// Современные проблемы науки и образования: электронный

журнал - 2012 - 2 - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id = 6046 (дата обращения: 14.11.2020)

19. Stoeber, J., Harris, R., Moon, P. Perfectionism and the experience of pride, shame, and guilt: Comparing healthy perfectionists, unhealthy perfectionists, and non-perfectionists//Personality and Individual Differences. - 2007 - 43 (1), 131-141 - DOI: 10.1016/j.paid.2006.11.012

20. Smith, M. M., Sherry, S. B., Vidovic, V., Saklofske, D. H., Stoeber, J., Benoit, A. Perfectionism and the five-factor model of personality: A meta-analytic review. Personality and social Psychology Review - 2019 - 23, 367-390 - DOI: 10.1177/1088868318814973

21. Дондоков, С. Б. Недобросовестное поведение вузов в образовательных отношениях // Современная конкуренция - 2011 - 2 - URL:

https ://cyberleninka.ru/article/n/nedobrosovestnoe-povedenie-vuzov-v-obrazovatelnyh-otnosheniyah (дата обращения: 14.11.2020).

22. Flett, G.L., Hewitt, P.L. Perfectionism as a detrimental factor in leadership-Inspiring leaders// Perfectionism: Theory, research, and treatment -2006 - Pp. 33-62 - DOI: 10.1037/10458-000

23. Aleksandra, А., Kamenka, Z. M., Lucija, M., Katarina, H. The relationship between perfectionism and perception of coaches' behavior in male athletes// XX Scientific Conference «Fis communications 2017» in physical education, sport and recreation / Pantelic, Sasa (ur.). Nis: Faculty of sport and physical education - University of Nis, 2017 - Pp. 112-115

24. Kleszewski, E., Otto, K. When Leaders Expect Perfection: Linking Other-Oriented Perfectionism, the Dark Triad and Servant Leadership// Personality and Individual Differences Conference: 11. Tagung der Fachgruppe Arbeits-, Organisations-und Wirtschaftspsychologie der Deutschen Gesellschaft für Psychologie, Project: Perfectionism in the workplace - 2019 - DOI: 10.13140/RG.2.2.35317.12004

25. Cheung, B.M.L. The Relationship Between Perfectionism and Leadership Style in US Military Veterans// Dissertation thesis. Chestnut Hill College - 2019 -PProQuest Number:13901105

26. Jaworski, M., Panczyk, M., Lenczuk-Gruba, M., Nowack, A., Gotlib, J. New trend of authentic leadership skills in nursing education: The key role of perfectionism and self-efficacy// Research Square, 2020 - DOI: 10.21203/rs.2.24583/v1

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензия на статью «Содержание стратегии конкуренции по достижению лидерства у работающих субъектов с различной перфекционистской направленностью» Предмет исследования - стратегия конкуренции по достижению цели «лидерство» субъектов с различной выраженностью перфекционистской направленностью личности. Название статьи отражает суть исследования, в котором решается цель - установление своеобразия содержания адресованной достижению цели «лидерство» стратегии конкуренции в профессиональной деятельности для реализации у работающих субъектов с различной выраженностью перфекционистской направленности. Методология исследования строится на анализе и обобщении литературных источников. Для теоретической части исследования применён метод обзора и анализа литературы. В

работе представлено качественное обобщение научных подходов к вопросам перфекционистской направленности, представлен ретроспективный анализ, сравнительный анализ, обобщение исследований о связи конкуренции, лидерства и перфекционизма. Эмпирическая часть исследования проведена с участием 83 испытуемых, которых автор разделили на 3 группы в зависимости от вида перфекционистской направленности: □ Я-ориентированная ПН □ Ориентированная на других ПН □ Ориентированная на социальные предписания ПН. К сожалению, автор не описывает принцип формирования выборки, в том числе по каким критериям отбирались испытуемые. Известно только, что это мужчины и женщины с возрасте от 19 до 61 лет и стажем работы от 4 месяцев до 37 лет. Непонятно, кем они работают, какой профессиональный путь имеют, что важно в связи с темой исследования - стратегии конкуренции по достижению лидерства. Например, если среди испытуемых есть руководители со сформированным стилем управления и большой численностью подчинённых, то их стратегия конкуренции может определяться не личностными особенностями, а спецификой трудовой деятельности. Кроме того, важным фактором, обуславливающим стратегии конкуренции, мотивации достижений и доминирования иррациональной установки, может быть возраст человека. Поэтому вызывает сомнение наличие в одной группе испытуемых в возрасте от 19 до 62 лет для проведения надёжного эмпирического исследования. Возможно эти сомнительные моменты могут быть сняты, если автор опишет, по какому принципу отбирались испытуемые для участия в исследовании. Основные методы исследования: 1. Анкетирование испытуемых (авторская анкета); 2. Тестирование: □ методика «Многомерная шкала перфекционизм» (П.Л. Хьюитт, Г.Л. Флэтт),П «Структура мотивации трудовой деятельности» (К. Замфир), □ шкала «Стремление к соперничеству» методики «МАС» (М. Кубышкина),П сортировка» (В. Стефансон), □ опросник «Мотивация достижения» (А. Мехрабиан), □ «Методика иррациональных установок» (А. Эллис), □ «Методика диагностики межличностных отношений» (Т. Лири), 3. Анализ статистических данных: критерий но рма льно с ти К о лмогоров а -С мир но в а , множ е с тв е нный лине йный ре г ре с с ио нный а на лиз ; биномиальный критерий, процедура квартилирования; коэффициент ранговой корреляции г-Спирмена, критерии Фридмана, Вилкоксона. Актуальность работы не вызывает сомнений. Вопросы лидерства, перфекционизма и типов личности, которые формируются и проявляются при их взаимосвязи вызывают теоретический и практический интерес. Важно понять, какие типы личности проявляются при взаимодействии данных особенностей и как это можно использовать в управлении коллективами и повышении их эффективности деятельности. Н овизна представленной статьи не вызывает сомнений. В работе представлены взаимосвязи изучаемых компонентов и описаны типы личности с разным поведением у работающих субъектов, Стиль, структура, содержание. Статья четко структурирована. Открывает статью введение с обоснованием темы. Во вводной части автор достаточно аргументированно раскрывает актуальность темы, и значимость ее изучения с точки зрения современной науки - и теории, и практики. В основной части автор описывает разные вопросы, которые в разной степени связаны с заявленной темой. Представлена хорошая аналитическая часть по теориям, связанным с перфекционизмом, лидерством, доминированием. Выводы, которые делает автор по результатам исследования достаточно обширные. Данные подтверждены статистическими материалами. Материалы сопровождены качественными таблицами для более наглядного представления данных. Оформление работы в целом соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям. По тексту статьи присутствуют ссылки на библиографию, есть привязка к фамилиям и именам авторов. Список литературы оформлен без нарушений нарушениями требований ГОСТа. Разные источники указаны в разном формате, много лишних точек и

т.д. Библиография насчитывает 26 литературных источников, среди которых книги, монографии, статьи в периодических изданиях. Литература содержит отечественные и зарубежные источники, в том числе на английском языке. В целом представленный подбор литературных источников достойный. Данный список можно рассматривать как подборку специализированной литературы на тему лидерства, конкурентных стратегий. Апелляция к оппонентам: Название статьи соответствует содержанию. В статье присутствует уникальность, достаточно научного обоснования заявляемых положений. В ней представлена мощная доказательная база, проведено многоэтапное и содержательное эмпирическое исследование. К работе есть замечание относительно описания выборки. В зависимости от характеристики критериев отбора результаты и интерпретация могут измениться. Поэтому статью необходимо доработать. Выводы, интерес читательской аудитории: интерес читательской аудитории данная статья вызовет однозначно. Она представляет интерес для учёных и практиков в области социальной, экономической и управленческой психологии. Замечания редактора от 26.01.2020: "Автор доработал статью в соответсвтии с замечаниями".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.