Научная статья на тему 'ОЦЕНКИ СЕБЯ КАК СУБЪЕКТА КОНКУРЕНЦИИ И ОЖИДАЕМЫЕ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОВ У РАБОТАЮЩИХ СУБЪЕКТОВ С РАЗНОЙ ПЕРФЕКЦИОНИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ'

ОЦЕНКИ СЕБЯ КАК СУБЪЕКТА КОНКУРЕНЦИИ И ОЖИДАЕМЫЕ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОВ У РАБОТАЮЩИХ СУБЪЕКТОВ С РАЗНОЙ ПЕРФЕКЦИОНИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНКУРЕНЦИЯ / СТРАТЕГИЯ КОНКУРЕНЦИИ / КОМПОНЕНТЫ СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНЦИИ / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / ПЕРФЕКЦИОНИСТСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ОЦЕНКИ СЕБЯ / ОЖИДАЕМЫЕ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тузлукова Алиса Владимировна, Джанерьян Светлана Тиграновна

В статье представлены результаты исследования, посвященного установлению своеобразия оценок себя как субъекта конкуренции и ожидаемых оценок конкурентов у работающих субъектов с различной перфекционистской направленностью. Дано определение перфекционистской направленности личности. Установлена оценка ведущего конкурента при построении стратегии конкуренции, включающая руководителя и коллег, у субъектов с различными видами перфекционистской направленности. Выявлены дифференцированность и согласованность оценок себя этими субъектами и оценок, ожидаемых от конкурентов в свой адрес, характерные для субъектов с различными видами перфекционистской направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тузлукова Алиса Владимировна, Джанерьян Светлана Тиграновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENTS OF ONESELF AS A SUBJECT OF COMPETITION AND EXPECTED ASSESSMENTS OF COMPETITORS BY WORKING ENTITIES WITH DIFFERENT PERFECTIONIST ORIENTATIONS

The article presents the results of a study devoted to establishing the originality of assessments of oneself as a subject of competition and the expected assessments of competitors by working subjects with different perfectionist orientations. The definition of the perfectionist orientation of the personality is given. The assessment of the leading competitor in the construction of a competition strategy, including the leader and colleagues, was established for subjects with various types of perfectionist orientation. Differentiation and consistency of assessments of themselves by these subjects and assessments expected from competitors in their address, characteristic of subjects with different types of perfectionist orientation, are revealed.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКИ СЕБЯ КАК СУБЪЕКТА КОНКУРЕНЦИИ И ОЖИДАЕМЫЕ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОВ У РАБОТАЮЩИХ СУБЪЕКТОВ С РАЗНОЙ ПЕРФЕКЦИОНИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ»

При организации учебного процесса особенно важно заботится о формировании у студентов зрелой учебной мотивации, о создании у студентов позитивной установки на учебную деятельность и на создание ситуаций успешности в учебе. Специально для первокурсников может быть разработана система мероприятий, которая поможет разнообразить учебный процесс: предметные конкурсы, соревнования между подгруппами, коллективные мероприятия, экскурсии, встречи с интересными людьми и многое другое может сделать коллектив преподавателей во главе с администрацией университета.

Выводы. Полученные результаты исследования позволяют полагать, что состояния слабого психического напряжения оказываются недостаточными для обеспечения высокой степени продуктивности учебной деятельности. Психическое напряжение в обучении не только полезно, но и необходимо, и его следует оценивать как конструктивную способность направлять активность на решение учебных задач. Именно умеренное психическое напряжение следует считать наиболее оптимальным с точки зрения эффективности многих видов выполняемой человеком деятельности, в том числе и учебной.

Чрезмерное психическое напряжение, изнуряющее напряжение составляют риски возникновения не только «неоптимальных», но и откровенно «деструктивных» последствий. При этом деструкция касается, как деятельности, когда и процесс, и результат деятельности оказывается неудовлетворительным, так и деятеля, когда человек испытывает настолько сильный дискомфорт, что это нарушает его физическое здоровье. Поэтому состояния «неконструктивного» напряжения, наряду с состояниями неадекватной «расслабленности», должны стать предметом своевременного выявления и коррекции.

Литература:

1. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.

2. Гареева, Л.Р. Регуляция состояний и поведения методами физической активности / Л.Р. Гареева // Психология психических состояний: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов (Казань, 25-26 февраля 2021 г.) / сост. А.В. Климанова; под общ. ред. Б.С. Алишева, А.О. Прохорова. - Казань: Издательство Казанского университета, 2021. - Вып. 15. -С. 165-171.

3. Захарова, Е.В. Исследование учебного стресса у студентов медицинского университета / Е.В. Захарова // Молодой ученый. - 2018. - № 46. - С. 251-252. - URL https://moluch.ru/archive/232/53736/ (дата обращения: 21.10.2019).

4. Комолкина, О.И. Психические состояния студентов-первокурсников медицинского колледжа / О.И. Комолкина, Н.И. Чернецкая // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». - 2018. - Т. 23. - С. 59-67.

5. Крушельницкая, О.И. Мотивация к получению высшего образования и ее структура / О.И. Крушельницкая, М.В. Полевая, А.Н. Третьякова // Психолого-педагогические исследования. - 2019. - Том 11. - № 2. - С. 43-57. - URL: https://psyjournals.ru/files/107660/Krushelnitskaya_et_al.pdf (дата обращения: 11.11.2021).

6. Наенко, Н.И. Психическая напряженность / Н.И. Наенко // Психическая напряженность. Фрустрация: Хрестоматия / сост. И.В. Герасимова. - Владивосток: Морской государственный университет, 2001. - 101 с.

7. Натаров, В.И. Индивидуально-психологические особенности у студентов-заочников и успешность их обучения / Натаров В.И., Соловьев А.С. // Вопросы психологии. - 1989. - №5. - С. 52-56.

8. Немчин, Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. - Л.: ЛГУ, 1983. - 166 с.

9. Прохоров, А.О. Ментальные механизмы саморегуляции психических состояний и развития регуляторных способностей студентов / А.О. Прохоров, А.В. Чернов, М.Г. Юсупов // Психология психических состояний: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов (Казань, 25-26 февраля 2021 г.) / сост. А.В. Климанова; под общ. ред. Б.С. Алишева, А.О. Прохорова. - Казань: Издательство Казанского университета, 2021. - Вып. 15. - С. 446-450.

10. Солдатов, Д.В. Нервно-психическое напряжение студентов-первокурсников / Д.В. Солдатов // Вестник МГОГИ. -Орехово-Зуево: МГОГИ. - 2012. - №2. - С. 107-112.

11. Юсупов, М.Г. Взаимосвязь составляющих системы «Я» и саморегуляции психических состояний в разных ситуациях учебной деятельности / М.Г. Юсупов, Л.М. Сайфуллина // Психология психических состояний: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов (Казань, 25-26 февраля 2021 г.) / сост. А.В. Климанова; под общ. ред. Б.С. Алишева, А.О. Прохорова. - Казань: Издательство Казанского университета. - 2021. - Вып. 15. - С. 595-600.

12. Koebele, J. Stress in School. A Parent, Teacher & Student Guide to Symptoms & Solutions / J. Koebele. - URL: https://www.accreditedschoolsonline.org/resources/student-stress/ (дата обращения: 23.11.2019).

Психология

УДК 159.96

аспирант, преподаватель Тузлукова Алиса Владимировна

Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону);

доктор психологических наук,

профессор Джанерьян Светлана Тиграновна

Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону)

ОЦЕНКИ СЕБЯ КАК СУБЪЕКТА КОНКУРЕНЦИИ И ОЖИДАЕМЫЕ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОВ У РАБОТАЮЩИХ СУБЪЕКТОВ С РАЗНОЙ ПЕРФЕКЦИОНИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, посвященного установлению своеобразия оценок себя как субъекта конкуренции и ожидаемых оценок конкурентов у работающих субъектов с различной перфекционистской направленностью. Дано определение перфекционистской направленности личности. Установлена оценка ведущего конкурента при построении стратегии конкуренции, включающая руководителя и коллег, у субъектов с различными видами перфекционистской направленности. Выявлены дифференцированность и согласованность оценок себя этими субъектами и оценок, ожидаемых от конкурентов в свой адрес, характерные для субъектов с различными видами перфекционистской направленности.

Ключевые слова: конкуренция, стратегия конкуренции, компоненты стратегии конкуренции, перфекционизм, перфекционистская направленность, оценки себя, ожидаемые оценки.

Annotation. The article presents the results of a study devoted to establishing the originality of assessments of oneself as a subject of competition and the expected assessments of competitors by working subjects with different perfectionist orientations. The definition of the perfectionist orientation of the personality is given. The assessment of the leading competitor in the construction of a competition strategy, including the leader and colleagues, was established for subjects with various types of perfectionist orientation.

Differentiation and consistency of assessments of themselves by these subjects and assessments expected from competitors in their address, characteristic of subjects with different types of perfectionist orientation, are revealed.

Key words: competition, competition strategy, components of competition strategy, perfectionism, perfectionist orientation, self-assessments, expected assessments.

Введение. Значительное увеличение конкуренции в России и мире, наиболее затрагивающее сферу профессиональной деятельности, связано с усилением «принуждения к совершенствованию» продуктов своей деятельности и взаимоотношений между субъектами профессиональной деятельности [9]. Следствием этого является постоянное стремление субъектов к получению больших преимуществ и лучшего положения в профессиональной деятельности по сравнению с другими субъектами конкуренции, которое воплощается в построении стратегии конкуренции.

Конкуренция в психологии определяется по-разному в соответствии со спецификой ее отрасли. В психологии личности под ней понимают мотивационно-операциональную направленность субъекта деятельности на овладение желаемыми преимуществами по сравнению с конкурентами [5]. В работе под конкуренцией субъектов в профессиональной деятельности понимается сознательная мотивационно-операциональная активность, результат и процесс которой направлен на достижение желаемых преимуществ в профессиональной деятельности по сравнению со своими конкурентами. Под конкурентами понимаются соперники, стремящиеся к достижению тех же возможностей, что и сам субъект конкуренции (коллеги и непосредственный руководитель).

Стратегия конкуренции рассматривается как организованная целью конкуренции и устойчивыми способами ее достижения сознательная мотивированная активность субъекта, обеспечивающая ему желаемые преимущества в профессиональной деятельности на базе его представлений о себе как субъекте деятельности, о её предмете и о ближайшем профессиональном окружении [5].

Изложение основного материала статьи. Исследования конкуренции в области психологии личности, главным образом, направлены на определение ее личностных детерминант [1; 10]. Особое внимание авторы уделяют конкурентоспособности, которая опирается на высокий уровень развития интегральных качеств личности, среди которых особую роль играет направленность [7]. Согласно С.Л. Рубинштейну, она представляет собой систему всех мотивационных тенденций, установок и идеалов личности и обладает неким предметным содержанием. Направленность личности на то или иное предметное содержание увеличивает её осознанную деятельность по освоению этого предметного содержания, следствием чего становится укрепление отдельных свойств личности.

Определяя перфекционизм как устойчивую черту личности, П.Л. Хьюитт и Г.Л. Флэтт характеризуют ее как содержательно выражающуюся в виде нацеленности личности на совершенствование себя и других, а также высокое соответствие общественным требованиям. Одновременно, в отечественной психологии принято говорить о трех главных типах предметного содержания направленности: личность субъекта, социально-профессиональное окружение и деятельность [6]. Каждый из этих видов направленности личности можно соотнести с тремя типами перфекционизма по их содержанию. Поэтому нами была выдвинута идея, что перфекционизм может играть роль психологического фактора, детерминирующий достижение целей конкуренции и особенности создания стратегии конкуренции для их обретения.

Следствием трех десятилетий изучения перфекционизма стало обнаружение тесных связей между его типами и мотивацией достижения успеха, а также представлениями субъекта других, мире и о себе самом, которые могут выражаться когнитивных установках ([4; 12]. В течение всей истории изучения перфекционизма предпринимаются попытки определения критериев для разграничения его невротических и конструктивных проявлений [10; 11].

В настоящее время ряд авторов [8] предлагают отказаться от такого разделения, отмечая нарушение пропорций изучения перфекционизма на клинических и «здоровых» выборках респондентов, континуальность перфекционизма и общую исследовательскую тенденцию к изучению его как целостного образования. В продолжение этой тенденции мы считаем целесообразным введение термина перфекционистской направленности личности, делающего возможным объединение общего перфекционизма и составляющих его типов с мотивацией достижения личности и ее установками.

Под перфекционистской направленностью (ПН) мы подразумеваем комплекс мотивов и установок личности, устойчиво проявляющихся в различных видах деятельности в её осознанном стремлении к совершенству на основе высокой требовательности к другим, ожидаемой от других, а также к себе самому, что может обеспечивать преимущества в достижении целей конкуренции.

В ряде работ установлены взаимосвязанности общего перфекционизма, а также его типoв, с особенностями личности субъектов, которые находят выражение в ситуациях конкуренции: с мотивацией достижения, с постановкой целей по получению лучших результатов по сравнению с другими и доминирования над ними, особенностями самооценивания и восприятия других как соперников, результативностью и эффективностью в работе [8-12]. Содержание каждой из перечисленных сторон взаимосвязей можно сопоставить с содержанием компонентов стратегии конкуренции. Вследствие этого, по нашему мнению, перфекционистская направленность, проявляющаяся в ориентации на достижение лучших по сравнению с другими результатов и преимуществ в профессиональной деятельности, в оценивании себя как субъекта конкуренции и других ее субъектов, а также в особенностях выполнения деятельности, выступает фактором построения стратегии конкуренции работающих субъектов.

Нацеленность субъекта конкуренции на достижение преимуществ по сравнению с другими акцентирует внимание на важности понимания особенностей оценивания перфекционистами себя и восприятия ими оценок от других при построении стратегии конкуренции [2; 3].

В контексте построения стратегии конкуренции у субъектов с различной перфекционистской направленностью изучение характера отношения к другим субъектам целесообразно дополнить выявлением оценок перфекционистами себя как конкурента и ожидаемых от своих конкурентов, что обусловливает новизну данной работы.

В связи с этим были сформулированы гипотезы:

1. Оценка ведущего конкурента при построении стратегии конкуренции в профессиональной деятельности может быть обусловлена видом ПН.

2. Дифференцированность и согласованность оценок себя этими перфекционистами и оценок, ожидаемых от конкурентов в свой адрес, обусловлены видом ПН.

Целью исследования является установление своеобразия оценок себя как субъекта конкуренции и ожидаемых оценок конкурентов у работающих субъектов с различной перфекционистской направленностью.

Эмпирическим объектом исследования выступили 142 представителя различных профессий (30 мужчин, 112 женщин) от 19 до 62 лет со стажем работы от года до 43 лет, из них 118 человек являются штатными сотрудниками и 24 -руководителями среднего звена. Общий объем выборки составили 230 респондентов.

Для идентификации конкурента (коллеги или руководителя) и оценки его значимости была использована авторская анкета [5]. С помощью квартилирования были установлены градации выраженности восприятия тех или иных субъектов в

качестве конкурентов. Для установления оценок субъектом себя как конкурента и оценок, которые, по мнению субъектов, приписывают им конкуренты (коллега и руководитель) использовался модифицированный вариант методики «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири).

В него вошли восемь личностных черт: подозрительность, дружелюбность, зависимость, агрессивность, авторитарность, подчиняемость, альтруистичность, эгоистичность. Далее был установлен комплекс личностных черт, оценка выраженности которых отличалась у субъектов с различными видами ПН. Исследовались две группы оценок -оценки себя как субъекта конкуренции и ожидаемые оценки себя конкурентом - в соответствии с выраженностью тех или иных личностных черт. Выраженность оценок внутри каждой группы определялась с помощью критерия Фридмана и Вилкоксона.

Оценки, приписываемые себе как субъекту конкуренции и ожидаемые оценки конкурентов у субъектов с различной перфекционистской направленностью. Ранее нами были описана процедура выделения и содержание выделяемых нами видов ПН:

• Я-ориентированная ПН (ЯОПН),

• ориентированная на других ПН (ОДПН),

• ориентированная на социальные предписания ПН (ОСПН),

• гиперперфекционистская направленность (ГиперПН),

• гипоперфекциоинстская направленность (ГипоПН).

Так же было рассмотрено содержание стратегии конкуренции, направленной на достижение целей субъектами в их профессиональной деятельности в зависимости от вида их перфекционистской направленности.

В данной работе мы сосредоточимся на содержании когнитивного компонента стратегии конкуренции.

У субъектов с разной выраженностью ПН были определены содержание и размерность каждой из составляющих когнитивного компонента стратегии конкуренции: представления субъекта о ведущем конкуренте и два вида оценок -оценки, приписываемые себе как субъекту конкуренции и оценки, ожидаемые от конкурентов (Таблица 1). Размерность отражает дифференцированность представлений о себе, эмпирически проявляясь по числу личностных характеристик, которые респондент относит к себе или приписывает мнению конкурента о нем. На основе совпадения содержания оценок себя и ожидаемых оценок конкурентов оценивалась согласованность этих оценок.

Таблица 1

Содержание оценок себя как субъекта конкуренции и ожидаемых оценок конкурента у работающих субъектов с

разной ПН (критерии Фридмана, Вилкоксона р<0,05)

Вид ПН Конкурент Оценки, ожидаемые от конкурента Оценки, приписываемые себе

ЯОПН Коллеги зависимый зависимый

ОДПН Коллеги эгоистичный, агрессивный агрессивный, зависимый

Руководитель эгоистичный, агрессивный,зависимый

ОСПН Коллеги эгоистичный, агрессивный, подчиняемый, зависимый эгоистичный, подчиняемый, зависимый

Руководитель зависимый, эгоистичный

ГиперПН Коллеги зависимый эгоистичный, зависимый

Руководитель

Коллеги зависимый зависимый

ГипоПН

Руководитель зависимый, подчиняемый

Субъекты с ОДПН, ОСПН, ГиперПН и ГипоПН в качестве ведущих конкурентов воспринимают всех представителей профессионального сообщества - коллег и руководителя. Субъекты с ЯОПН считают своими конкурентами только коллег, исключая руководителя из числа своих конкурентов при построении стратегии конкуренции. Это может быть связано с особенностями направленности их перфекционизма и когнитивных установок долженствования только на себя, что может приводить к выбору в качестве конкурентов только субъектов, близких по социальному статусу, «таких же, как я».

Содержание и дифференцированность оценок себя и ожидаемых от конкурента различается у субъектов в связи с видом ПН.

Для субъектов с ОДПН характерна дифференцированность оценок себя и ожидаемых от конкурентов при несогласованности содержания этих оценок. Субъекты с ОДПН характеризуют себя как агрессивных и зависимых. При этом конкуренты - руководитель и коллеги - оценивают их ещё и как эгоистичных. То есть субъекты с ОДПН считают, что все другие конкуренты оценивают их хуже, чем они думают о себе сами. Эгоизм и враждебность в отношении других наиболее часто выделяются исследователями как личностные черты, присущие перфекционистам, предъявляющим высокие требования к другим. Согласно перфекционистской модели социального отвержения (PSDM), для всех перфекционистов характерно стремление достичь совершенства, чтобы быть значимыми для других [12].

При этом перфекционисты, ориентированные на других, чаще используют для этого отталкивающее, враждебное поведение. Возможно, следствием этого может стать ожидание субъектами с ОДПН негативных оценок со стороны руководителя и коллег.

Для субъектов с ОСПН также характерна дифференцированность и несогласованность содержания оценок себя и оценок, ожидаемых от конкурентов. Сами субъекты с ОСПН оценивают себя как эгоистичных, подчиняемых и зависимых и считают, что руководитель и коллеги оценивают их так же. При этом коллеги считают их еще и агрессивными. Существующие представления о перфекционистах, ориентированных на социальные предписания, согласуются с этими результатами: для них характерен конформизм, стремление выполнять требования, что сочетается с агрессией в ответ на эти требования и высокомерием в поведении [12]. Согласно полученным нами данным, в ситуации конкуренции, агрессивность оценивается этими субъектами только как приписываемая им коллегами, а не как актуально присущая черта.

Для субъектов с ГиперПН характерна дифференцированность оценок себя как субъекта, недифференцированность оценок, ожидаемых от конкурентов, и несогласованность содержания оценок себя и ожидаемых оценок: себя эти субъекты характеризуют как эгоистичных и зависимых конкурентов, считая, что коллеги и руководитель оценивают их только как зависимых. Сочетание эгоистичности и зависимости в актуальных самооценках субъектов с ГиперПН может отражать проблему амбивалентности, возникающую в ситуации вынужденного повиновения вопреки внутреннему протесту. Однако, по мнению самих субъектов, этот внутренний конфликт остается незамеченным их коллегами в ситуации конкуренции.

Для субъектов с ЯОПН характерна согласованность содержания оценок себя как субъекта конкуренции и ожидаемых оценок конкурентов. Себя они характеризуют как зависимых и считают, что коллеги оценивают их аналогично, что говорит об адекватности и непротиворечивости образа Я этих субъектов при недифференцированности представлений о себе как конкурентах в профессиональной деятельности.

Для субъектов с ГипоПН характерна согласованность содержания оценок себя как субъекта конкуренции и ожидаемых оценок конкурентов. Себя они характеризуют как зависимых и считают, что коллеги оценивают их аналогично, при этом руководитель оценивает их еще и как подчиняемых. Содержание этих оценок (зависимость, подчиняемость) свидетельствует о непротиворечивости образа Я этих субъектов при недифференцированности представлений о себе как конкурентах в профессиональной деятельности.

Характерная для субъектов с ЯОПН и ГипоПН ограниченность оценок своих реальных и ожидаемых конкурентами черт, может оказывать отрицательное влияние на построение этими субъектами стратегии конкуренции.

Выводы. Исходя из рассмотрения перфекционистской направленности как комплекса мотивов и установок личности, устойчиво проявляющихся в её осознанном стремлении к совершенству на основе высокой требовательности к другим, ожидаемой от других, а также к себе самому, и обеспечивающей преимущества в достижении целей конкуренции в профессиональной деятельности, в результате проведенного эмпирического анализа были выявлены особенности оценки себя как субъекта конкуренции и ожидаемые оценки конкурентов у субъектов с различными видами ПН.

Оценка ведущего конкурента при построении стратегии конкуренции в профессиональной деятельности различается у субъектов в связи с видом ПН. Субъекты с ОДПН, ОСПН, ГиперПН и ГипоПН в качестве конкурентов выделяют коллег и руководителя, а субъекты с ЯОПН только коллег.

Дифференцированность и согласованность оценок себя как субъекта конкуренции и ожидаемых оценок от ведущих конкурентов различаются у субъектов в связи с видом ПН.

Для субъектов с ОДПН характерна высокая дифференцированность и несогласованность оценок. Субъекты с ОДПН оценивают себя как зависимых и агрессивных, ожидая, что коллеги и руководитель будут оценивают их не только как зависимых и агрессивных, но и как эгоистичных.

Субъектам с ОСПН свойственна дифференцированность и несогласованность своих оценок и оценок, ожидаемых от конкурентов. Оценки себя и ожидаемые оценки руководителя и коллег включают черты субъектов с ОСПН: эгоистичность, подчиняемость, зависимость. Субъекты с ОСПН считают, что коллеги оценивают их ещё и как агрессивных.

Для субъектов с ГиперПН характерна дифференцированность оценок себя как субъекта конкуренции, недифференцированность оценок, ожидаемых от конкурентов, а также несогласованность содержания оценок себя и ожидаемых оценок. Субъекты с ГиперПН оценивают себя как зависимых и ожидают аналогичных оценок от коллег и руководителя. При этом они сами оценивают себя как эгоистичных.

Для субъектов с ЯОПН характерна недифференцированность и согласованность оценок себя как субъекта конкуренции и ожидаемых оценок коллегами этих субъектов как зависимых.

Для субъектов с ГипоПН характерна недифференцированность и согласованность оценок себя как субъекта конкуренции и ожидаемых оценок коллегами этих субъектов. Субъекты с ГипоПН оценивают себя как зависимых и ожидают, что коллеги оценивают их также. При этом руководитель оценивает субъектов с ГипоПН и как зависимых, и как подчиняемых.

Дальнейшее уточнение результатов может быть связано с уточнением списка характеристик, входящих в содержание оценок субъектами себя как конкурентов при построении ими стратегии конкуренции.

Литература:

1. Базаров, Т.Ю. Кооперативные стратегии поведения в конкурентной среде / Т.Ю. Базаров, Ю.С. Шевченко // Национальный психологический журнал. - 2010. - №1. - 80-85.

2. Бескова, Т.В. Взаимосвязь перфекционизма со способами реагирования на успех и неудачу Другого / Т.В. Бескова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6046

3. Виндекер, О.С. Исследование взаимосвязи перфекционизма и мотивации достижения (на примере студенческой выборки) / О.С. Виндекер, К.А. Иргашева // Приволжский научный вестник. - 2014. - 5(33). - С. 44-49

4. Гаранян, Н.Г. Перфекционизм, зависть и конкурентные установки в студенческой среде / Н.Г. Гаранян, А.Ю. Клыкова, М.Г. Сорокова, // Консультативная психология и психотерапия. - 2018. - 2 (26). - С. 7-32.

5. Джанерьян, С.Т. Ценностно-мотивационные основания типов конкурентных стратегий официантов / С.Т. Джанерьян, Е.А. Панина // Известия вузов: северо-кавказский регион. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ. - 2013. - №5. -С. 97-103.

6. Ильин, Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 224 с.

7. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л.М. Митина. - Воронеж: «МОДЭК», 2002. - 400 с.

8. Broman-Fulks, J.J. Is perfectionism categorical or dimensional? / J.J. Broman-Fulks, R.W. Hill, B.A. Green // Journal of Personality Assessment. - 2008. - №90(5). - P. 481-490.

9. Curran, T. Perfectionism is increasing over time: A meta-analysis from 1989 to 2016 / T. Curran, A.P. Hill // Psychological Bulletin. -2019. - 145(4). - P. 410-429.

10. Garcia, S. The psychology of competition: A social comparison perspective. / S. Garcia, A. Tor, T. Schiff // Perspectives on Psychological Science. - 2013. - 8 (6). - P. 634-650.

11. Stoeber, J. How Other-Oriented Perfectionism Differs from Self-Oriented and Socially Prescribed Perfectionism: Further Findings / J. Stoeber // Journal Psychopathological Behavior. - 2015. - №37. - Р. 611-623.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Tuzlukova, A.V. The content of the competition strategy to achieve social goals among working subjects with varying degrees of perfectionist orientation / A.V. Tuzlukova // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. - 2021.

Психология

УДК 159.922

кандидат психологических наук Усцева Мария Николаевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Проблема трудностей адаптации к школе является до сих пор одной из актуальных в современном начальном образовании. Известно, что именно к первоклассникам предъявляются новые требования, связанные с физическими, умственными и эмоциональными перегрузками. Несоответствие данных требований возможностям ребенка приводит к возникновению школьной дезадаптации. В современных условиях приоритетными задачами школы являются создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Эмоциональное благополучие детей младшего школьного возраста является важным показателем эффективной социально-психоло-педагогической адаптации обучающихся в общеобразовательной организации. Гармонизация эмоционального самочувствия важное условие в преодолении трудностей усвоения программы начального обучения и успешной психосоциальной адаптации первоклассников на последующих этапах возрастного развития [4]. При общем понимании важности проблем гармонизации эмоционального самочувствия младших школьников на этапе адаптации, особенно первоклассников, нередко существуют методические и организационные трудности решения данной задачи в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной организации. Важным является разработка и применение мер психолого-педагогической поддержки младшему школьнику, особенно первокласснику, на этапе его адаптации к школе посредством интеграции усилий всех субъектов образовательных отношений. В статье представлены результаты исследования особенностей эмоционального самочувствия первоклассников с различной степенью адаптации к школе. Получены данные, что большинство диагностированных первоклассников адаптированы. При этом в классе с высоким уровнем успеваемости выявлено значительное количество адаптированных школьников. Рассмотрены также общие и индивидуальные показатели эмоционального самочувствия первоклассников. Отмечено, что школьников с нейтральным и негативным эмоциональным отношением больше в классе с низкой успеваемостью. Проанализированы показатели эмоционального самочувствия обучающихся 1 классов с различной степенью адаптации. Получены результаты, что младшие школьники с повышенной (серьёзной) степенью дезадаптации обнаруживают индивидуальные зоны эмоционального дискомфорта и негативное отношение к урокам и ребятам в классе.

Ключевые слова: младшие школьники, адаптация, дезадаптация, эмоциональное самочувствие, эмоциональное благополучие.

Annotation. The problem of difficulties in adapting to school is still one of the most relevant in modern primary education. It is known that new requirements related to physical, mental and emotional overload are imposed on first-graders. The inconsistency of these requirements with the capabilities of the child leads to the emergence of school maladaptation. In modern conditions, the priority tasks of the school are to create conditions for maintaining, preserving and strengthening the health of schoolchildren. The emotional well-being of primary school children is an important indicator of the effective socio-psychological and pedagogical adaptation of students in a general education organization. Harmonization of emotional well-being is an important condition in overcoming the difficulties of mastering the primary education program and successful psychosocial adaptation of first-graders at subsequent stages of age development [4]. With a general understanding of the importance of the problems of harmonizing the emotional well-being of younger schoolchildren at the stage of adaptation, especially first-graders, there are often methodological and organizational difficulties in solving this problem in the educational process of a general education organization. It is important to develop and apply measures of psychological and pedagogical support to a younger student, especially a first-grader, at the stage of his adaptation to school through the integration of efforts of all subjects of educational relations. The article presents the results of a study of the features of the emotional well-being of first-graders with varying degrees of adaptation to school. Data have been obtained that most of the diagnosed first graders are adapted. At the same time, a significant number of adapted schoolchildren were identified in a class with a high level of academic performance. The general and individual indicators of emotional well-being of first-graders are also considered. It is noted that there are more students with neutral and negative emotional attitudes in a class with low academic performance. The indicators of emotional well-being of 1st grade students with varying degrees of adaptation are analyzed. The results were obtained that younger schoolchildren with an increased (serious) degree of maladaptation discover individual zones of emotional discomfort and a negative attitude towards lessons and children in the classroom.

Key words: younger students, adaptation, maladaptation, emotional well-being, emotional well-being.

Введение. Проблема гармонизации эмоционального благополучия младших школьников особенно актуальна, поскольку именно на данном возрастном этапе эмоциональная сфера особенно восприимчива, а ребёнок переживает трудности адаптации к новым социально-общественным условиям, физиологические перегрузки, связанные с изменением режима дня и длительным пребыванием в школе, а также изменения социального окружения.

Известно, что адаптация - это динамично меняющий состояние человека процесс приспособления личности к новой среде, характеризующийся принятием новых условий жизнедеятельности, новых установок, норм, ценностей социума, новых взаимодействий, контактов, социальных ролей и пр. Адаптация тесно связана с развитием и становлением личности и степенью социализированности в обществе [9]. Адаптация является составной частью социализации. Школа, включающая различных участников образовательных отношений, является вторичным институтом социализации и адаптации, поскольку на вторичных уровнях социальная адаптация в большей степени определяется уровнем индивидуального взаимодействия самого индивида. При этом отмечается нелинейный характер процесса школьной адаптации, что определяется наличием критических периодов в процессе обучения. Отсюда наиболее важным является первый класс - как начальный этап школьной жизни, связанный с принятием новых социальных ролей и статусов, а также связанных с ними прав и обязанностей [9].

Известно, что эмоции выполняя побудительную функцию, влияют на поведение, деятельность и образ жизни человека. Ф.Б. Березин, В.И. Медведев и другие исследователи отмечают, что нередко процесс адаптации детерминируется эмоциями, поскольку направленность последних мобилизует вегетативную и способствует адекватности формирования двигательной и поведенческой составляющих адаптации.

В процессе адаптации личности к условиям среды подчеркивается роль физического, психологического и эмоционального самочувствия. Отмечается, что если взрослый человек способен самостоятельно контролировать, опираясь на собственные ощущения и чувства, уровень адаптированности к условиям среды, то для ребёнка наиболее благоприятной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.