Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ'

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
179
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ДЕТСТВО / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПОДРОСТНИЧЕСВО / ЮНОСТЬ / ЗРЕЛОСТЬ / ГЕРОНТОГЕНЕЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Узденова Елена Газизовна

В статье рассматриваются особенности ценностного отношения к здоровью в разных периодах жизнедеятельности: в детстве, в младшем школьном возрасте, в подростковом возрасте, в юности и зрелости и в период старения; выделены типичные характеристики, присущие представителям разных возрастных групп. В заключении отмечается, что исследование особенностей ценностного отношения к здоровью в разных возрастных группах представляется весьма перспективным направлением изучения личностных конструктов здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF VALUE ATTITUDE TO HEALTH IN DIFFERENT AGE GROUPS

The article discusses the features of the value attitude to health in different periods: in childhood, in primary school age, adolescence, youth, maturity and aging. in different age periods; typical characteristics inherent in representatives of different age groups are highlighted. In conclusion, it is noted that the study of the characteristics of the value attitude to health in different age groups seems to be a very promising direction in the study of personal health constructs.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ»

4. Никифоров, Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2002. - 256 с.

5. Пашин, А.А. Сравнительный анализ отношения к здоровью и здоровому образу жизни подростков младшего и среднего возраста / А.А. Пашин // Вестник спортивной науки. - 2009. - №3. - С. 44-47

6. Рахимова, Е.А. Отношение к здоровью учащейся молодежи / Е.А. Рахимова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 134-139.

7. Семенова, Ф.О. Психологические особенности влияния семьи на формирование образа мира ребенка / Ф.О. Семенова, М.Д. Семенова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 282-285

8. Семенова Ф.О. Психологические особенности процесса профессионализации студентов в вузе / Ф.О. Семенова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11-4. - С. 918-923.

9. Семенова Ф.О. Психология женской карьеры: личностный и этнический модусы: монография: в 2 ч. / Ф.О. Семенова. - Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО. - 2010.

10. Статистический сборник: Здравоохранение в России. - 2019: Стат. сб. / Росстат. - М. - 2019. - 170 с.

11. Тапилина, В.С. Социально-экономический статус и здоровье населения / В.С. Тапилина // Социологические исследования. - 2004. - № 3 (239). - С. 126-137.

Психология

УДК 159.99

аспирант кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии и социальной работы Узденова Елена Газизовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности ценностного отношения к здоровью в разных периодах жизнедеятельности: в детстве, в младшем школьном возрасте, в подростковом возрасте, в юности и зрелости и в период старения; выделены типичные характеристики, присущие представителям разных возрастных групп. В заключении отмечается, что исследование особенностей ценностного отношения к здоровью в разных возрастных группах представляется весьма перспективным направлением изучения личностных конструктов здоровья.

Ключевые слова: здоровье, ценности, ценностное отношение, детство, младший школьный возраст, подростничесво, юность, зрелость, геронтогенез.

Annotation. The article discusses the features of the value attitude to health in different periods: in childhood, in primary school age, adolescence, youth, maturity and aging. in different age periods; typical characteristics inherent in representatives of different age groups are highlighted. In conclusion, it is noted that the study of the characteristics of the value attitude to health in different age groups seems to be a very promising direction in the study of personal health constructs.

Key words: health, values, value attitude, childhood, primary school age, adolescence, youth, maturity, gerontogenesis.

Введение. В современных условиях жизнедеятельность человека связано с множеством противоречий, связанных как с внутриличностными и межличностными проблемами, а также с вопросами, связанными с взаимодействием с окружающей средой. Проблемы достигли такого масштаба, что уже на повестке появились такие вопросы, от ответов на которые зависит не только качество жизни, но и сама жизнь человека.

Человечество находится в сложных условиях, обусловленные экологическими проблемами, снижением продолжительности жизни, ростом детской смертности, огромным количеством хронических болезней и инфекционных заболеваний. Пандемия Covid 19 за последние два года также показала насколько актуальны проблемы, связанные со здоровьем людей, с соблюдением ими санитарно-гигиенических требований, ведением здорового образа жизни. Социально-экономические процессы существенно влияют на благополучие всех групп населения [9].

В сложившейся ситуации достаточно остро встал вопрос, как сами люди относятся к своему здоровью, какой ранг в шкале ценностей занимает здоровье, насколько современный человек готов работать над сохранением и улучшением своего здоровья, над своим физическим и социальным благополучием [8].

Изложение основного материала статьи. В теоретических и эмпирических психологических исследованиях подчеркивается, что одним из важнейших категорий в процессе сохранения и укрепления здоровья является конструкт «отношение к здоровью». Отношение к здоровью - это система индивидуальных избирательных связей человека с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или наоборот угрожающими его здоровью, а также определенная оценка личностью своего физического и психического состояния [2].

Проблема здоровья имеет социальный, психологический и моральный аспект. Очевидно, что отношение к здоровью и осмысление его как жизненной ценности во многом определяют субъективную оценку здоровья человеком. Субъективно важно знать, какой ранг занимает здоровье в иерархии личностных ценностей, какова динамика этого конструкта. Данные об отношении к здоровью и его места в структуре ценностей личности могут помочь построить субъективную картину здоровья и самочувствия личности, уровень осознания влияния здоровья на удовлетворенность жизнью в целом. Л.С. Драгунская пишет, что ценности здоровья могут быть известны, т.е. «знаемыми», но не обязательно признаны или приняты человеком [3].

Для принятия и осознания ценности здоровья необходимо систематически проводить работу на всех этапах жизнедеятельности человека, начиная с самого раннего возраста. Отношение к здоровью как процесс имеет несколько уровней. В.П. Петренко выделяет четыре уровня отношения к своему здоровью в зависимости от того, как воспринимается ценность здоровья человеком. На первом уровне здоровье воспринимается человеком на эмоциональном уровне, концепции личного здоровья характеризуется отсутствием явных здоровьесберегающих потребностей и направленной активности человека по его сохранению или укреплению; на втором уровне человек осознает потребность в здоровье, но не осознает его социальной значимости, возможно, имеет оздоровительную установку, но неустойчив и не осознает изменения обстоятельств; третий уровень характеризуется тем, что ценность здоровья рассматривается человеком как важная социальная потребность в укреплении здоровья, требующая новых знаний, но ценностная направленность находится больше на вербальном уровне; четвертый уровень - здоровье как ценность воспринимается на уровне убеждений, потребность в укреплении здоровья сформировала устойчивую социальную установку, а поведение человека полностью соответствует ценностной ориентации, что осознанно проявляется в активной оздоровительной деятельности [6].

А.М. Иванюшкин рассматривая вопросы «здоровья», «болезни» человека подходит к классификации уровней осознания ценности здоровья с другой позиции и выделяет следующие уровни ценности здоровья: биологический, физический уровень - здоровье рассматривается как согласованность физиологических процессов, как саморегулирующаяся адаптивная система; социальный уровень - здоровье как активность личности, деятельное, преобразующееся отношение к окружающему миру и к самому себе; психологический уровень - здоровье рассматривается не как отсутствие болезни, а как стратегия ее преодоления, сохранения и умножение здоровья [5].

Эбзеев М.М., Чермит К.Д. в своих исследованиях особо подчёркивают роль физической культуры в укреплении здоровья [12]. Взаимосвязь психологических и физических процессов, их взаимообусловленность определяют психосоматический статус человека [11].

Важным фактором понимания ценности здоровья является положительное эмоциональное стремление человека к укреплению здоровья. В данном направлении определяющим является работа по формированию желания заботиться о своём здоровье, выработке отношения к здоровью, как к ценности, как к условию личностного роста на ранних этапах возрастного развития. Детство, включая в себя младенчество, раннее и дошкольное детство обозначает начальный период онтогенеза от рождения до младшего школьного возраста. Запорожец А.В. совершенно справедливо писал, что складывающиеся в детстве новообразования имеют непреходящее значение для развития способностей и формирования личности [4].

Период с рождения и до 6-7 лет характеризуется быстрым и поступательным развитием; активным процессом восприятия окружающей действительности и началом выработки отношения к ней. Взрослый выступает источником социального и эмоционального подкрепления деятельности маленького ребёнка. Благодаря и под руководством родителей и взрослых дети начинают усваивать нормы и правила бытового поведения, культурные и санитарно- гигиенические нормы, а также именно, начиная с детства у ребенка формируются личные качества, такие как забота, сопереживание, сочувствие, ребёнок стремиться расширить контакты с окружающими людьми. Все это в последующем переформатируясь в качества характера человека выступает основой физического и психологического здоровья.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится доминирующей, и дети безгранично доверяют взрослым, в основном учителям, слушаются и подражают им. В этом возрасте меняется характер общения, что в свою очередь занимает больше времени, младшие школьники становятся все более самостоятельными, расширяются и углубляются знания, совершенствуются навыки и умения.

В подростковом возрасте ребенок проходит противоречивый и сложный путь в своём развитии, через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через влияния внешних факторов и рефлексию. Именно в этом возрасте, который характеризуется бурным физиологическим ростом и изменениями подросток начинает обращать внимание на здоровье как на отдельную категорию, но больше связывая здоровье с внешним видом, чем с отсутствием болезней и недугов. Современные междисциплинарные исследования показывают, что здоровье детей подросткового возраста является уязвимой категорией, так как дети в этот период плохо следят за своим здоровьем и приобретают много вредных привычек. Особое опасение вызывает рост венерических заболеваний, количество детей, употребляющих алкоголь, наркотики и психотропные вещества.

Юность как возрастной период характеризуется формированием мировоззрения, нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и идеалов, а также установки сложной системы социальных конструктов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Начинается активный процесс профессионализации юношей и девушек, который требует концентрации физических и психических ресурсов [7]. Рыночная экономика диктует свои правила, адаптация к которым вызывает у молодежи утомление, стрессы, необходимость быть конкурентоспособным [10].

Психологи именно данный период отмечают как начала практической реализации жизненных планов.

В молодости человек строит планы на будущее, профессиональная карьера и семья главные приоритеты в иерархии ценностей. Юноши и девушки редко задумываются о здоровье, думая, что до болезней и недугов еще очень далеко.

Зрелость является наиболее продолжительным периодом онтогенеза, характеризующимся стремлением к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных, физических способностей, акмэ. Главный критерий зрелости - это наличие смысла жизни, умение не только ставить цель, но и нести ответственность за поступки и действия. Понимание уязвимости здоровья, уход из жизни старшего поколения выводит ценность здоровья на первое место в иерархии ценностей. Именно во взрослости люди чаще всего становятся сторонниками здорового образа жизни, правильного и сбалансированного питания и активного отдыха.

Геронтогенез объединяя в себе пожилой и старческий возрасты, а также долгожительство характеризуется сменой ценностных ориентаций и смысла жизни, так как уход на пенсию, уход из жизни одного из супругов, сужение социальных связей, болезни и неудовлетворительное самочувствие оказываются факторами, существенно меняющими мировоззрение человека, его отношение к себе и к окружающим.

Рассматривая наиболее типичные характеристики человека в пожилом возрасте, психологи отмечают такие проявления, как снижение общего самочувствия и самооценки, усиление чувства неполноценности, неуверенности и тревожности, появляются страхи одиночества, беспомощности и смерти. Люди становятся пессимистичными, раздражительными, пропадает интерес к внешнему миру, возникают жалобы, усиливается концентрация внимания к собственному телу, регрессируют многие когнитивные процессы. Процесс старения сопровождается изменениями на всех уровнях функционирования организма. Этому способствуют и негативные социальные факторы, заставляющие людей стареть быстрее [1].

Выводы. Таким образом, анализ в результате анализа научной литературы, а также полученных данных по итогам эмпирических исследований по рассматриваемой проблеме мы пришли к следующим выводам. В современных условиях развития общества проблемы здоровья являются как никогда актуальными; психология здоровья является формирующейся отраслью психологических знаний. Данное направление психологической науки динамично развивается, так как стандарты здоровья, восприятия ценности здоровья постоянно меняются в зависимости от социальных, экономических и психологических факторов. Здоровье является междисциплинарным понятием, содержательное наполнение которого зависит от объективных и субъективных факторов, а структурное - представлен физическим, психологическим и социальным компонентами.

Несомненно, здоровье входит в ценностную структуру человека. Важно то, как проходил процесс формирования ценностного отношения к здоровью на разных возрастных этапах, на каком этапе и уровне находится процесс формирования ценностного отношения к здоровью. Исследователями выявлено, что с возрастом иерархия ценностей меняется, а по мере изменения социальной ситуации (поступления в школу, учеба в вузе, создание семьи и т.д.) возникают противоречия, которые обуславливают изменения в убеждениях, взглядах и ценностях.

Осознание ценностного характера здоровья, жизненно важных норм и принципов здоровьесберегающей жизнедеятельности являются необходимыми условиями формирования у человека на всех возрастных этапах развития

способности нести ответственность за здоровье. Ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, формируется у человека в определенной системе мировоззренческих установок, волевых качеств, положительных эмоциональных стремлений к совершению активных действий для сохранения и укрепления здоровья.

Литература:

1. Геронтопсихология / О.И. Дорогина, Ю.В. Лебедева, Л.В. Токарская, Е.В. Хлыстова; под общ. ред. Ю.В. Лебедевой. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. - 131 с.

2. Димов, В.М. Здоровье как социальная проблема / В.М. Димов // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - №6. -С. 170-186.

3. Драгунская, Л.С. Медицинская психология, аксиология и проблемы психодиагностики / Л.С. Драгунская // Психологический журнал. - 1989. - Т. 10. - № 3. - С. 34-40.

4. Запорожец, А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. В кн.: Принцип развития в психологии / Под ред. Анцыферовой А.И. - М.:Наука, 1978. - С. 243-267.

5. Иванюшкин, А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А.Я. Иванюшкин // Вестн. АМН. - 1982. - Т. 45. - № 4. - С. 29-33.

6. Петренко, В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. - СПб.: Питер, 2005. - 480 c.

7. Семенова, Ф.О. Психологические особенности процесса профессионализации студентов в вузе / Ф.О. Семенова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11-14. - С. 918-923.

8. Semenova, F.O. Formation peculiarities of students readiness to social self-determination / F.O. Semenova, S.N. Bostanova, M.K. Tetuyeva, L.A. Apanasyuk, A.E. Ilyin, N.G. Atayanz // Man in India. - 2017. - Т. 97. - № 3. - С. 77-87.

9. Семенова, Ф.О. Психологические особенности отношения к безработице как социальному явлению / Ф.О. Семенова, Д.А. Китова, О.В. Рунец // Психологический журнал. - 2021. - Т. 42. - № 6. - С. 111-120.

10. Эбзеев, М.М. Отрасль "физическая культура" в условиях рыночной экономики и подготовка будущих работников к решению ее задач в процессе вузовского обучения: автореферат дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04; 13.00.08 / Эбзеев Мурат Магометович. - Майкоп, 2009. - 50 с.

11. Эбзеев, М.М. Подготовка работников отрасли «физическая культура и спорт»: идеи и решения: монография / М.М. Эбзеев. - СПб: ООО «Копи-Р», 2009. - 378 с.

12. Чермит, К.Д. Требования отрасли "физическая культура и спорт" к личностной подготовленности работников и их учет в процессе подготовки специалистов в вузе (обоснование концепции исследования) / К.Д. Чермит, М.М. Эбзеев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2009. - № 3. - С. 332-338.

Психология

УДК 378

кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела разработки методологии социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными Фёдоров Александр Фёдорович

Центр исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы ФКУ НИИ ФСИН России (г. Москва),

доцент кафедры социальной педагогики и психологии

Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых (г. Владимир)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ СОТРУДНИКУ ДЛЯ

УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

Аннотация. Личные качества, помноженные на опыт, во многом отражают актуальность в современном воспитательном процессе для сотрудников пенитенциарной системы. Для сотрудников пенитенциарной системы блок характеристик во многом выражается в различных «способностях» и «умениях». Способность выстроить с коллективом здоровые и способствующие развитию отношения, умение развивать переговорные навыки, способность вычленять из огромного потока информации суть и гибко подходить к решениям на фоне меняющихся условий играют важную роль в успешности профессионального роста сотрудников. А наличие определенных психологических профессионально важных качеств (и их соотношение), которое позволяет выстраивать эффективную коммуникацию между окружающими, между отделами и между сотрудниками позволяет создать благоприятные условия для развития успешности в служебной деятельности. Ситуация выглядит здоровой, когда между собой и другими отделами у сотрудников взаимоотношения отличные. Над личными качествами можно и нужно работать. Профессиональные качества характеризуют то, насколько сотрудник разбирается в той предметной области, с которой он работает. Также весьма полезно, когда за сотрудником есть определенный авторитет как профессионала, имеется соответствующий уровень образования и опыт работы, критическое мышление и способность учиться новому, готовность менять процессы, системность мышления. Метод. Проводили опрос испытуемых сотрудников уголовно-исполнительной системы. Цель: определить профессионально важные качества и профессионально значимые качества, которые способствуют профессиональному росту сотрудникам уголовно-исполнительная системы. Вывод. Значимыми для их профессиональной деятельности, являются требования, предъявляемые к личности специалиста. Для достижения высоких результатов в своей работе необходимо создать соответствующие условия.

Ключевые слова: профессиональный рост, профессионально важные качества, сотрудник, эффективность, профессионал, уголовно-исполнительная система.

Annotation. Personal qualities, multiplied by experience, largely reflect the relevance in the modern educational process for employees of the penitentiary system. For employees of the penitentiary system, the block of characteristics is largely expressed in various "abilities" and "skills". The ability to build healthy and developmental relationships with the team, the ability to develop negotiation skills, the ability to isolate the essence from a huge flow of information and to flexibly approach decisions against the backdrop of changing conditions play an important role in the success of the professional growth of employees. And the presence of certain psychological professionally important qualities (and their correlation), which allows you to build effective communication between others, between departments and between employees, allows you to create favorable conditions for the development of success in your work. The situation looks healthy when employees have excellent relationships between themselves and other departments. Personal qualities can and should be worked on. Professional qualities characterize how much an employee understands the subject area with which he works. It is also very useful when an employee has a certain authority as a professional, has an

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.