Научная статья на тему 'Динамика становления ценностного отношения к здоровью на этапе взросления'

Динамика становления ценностного отношения к здоровью на этапе взросления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
98
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николаева Н. А.

В статье рассматривается проблема ценностного отношения к здоровью школьников подросткового и юношеского возраста. Автор отмечает, что процесс взросления характеризуется возрастанием адекватности и интенсивности ценностного отношения к здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика становления ценностного отношения к здоровью на этапе взросления»

34. Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду. - М., 2009.

35. Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / Сост. Л.В.Третьякова и др. - Волгоград, 2009.

36. Ситкина И.Г., Савельева В.А. Создание клуба для детей и родителей как вариант комплексной психолого-педагогической помощи // Бюллетень. - 2005. - № 3.

37. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. -СПб., 1992.

38. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей / Авт. Н.М. Бутырина, С.Ю.Боруха, Т.Ю. Гущина и др. - Белгород, 2004.

39. Щербич Л.А. Психолого-педагогическая поддержка как позитивная модель взаимодействия семьи и Дома детского творчества // Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи. - 2004. - № 8.

40. Яничева Т. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки // Журнал практического психолога. - 1999. - № 3.

ДИНАМИКА СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ НА ЭТАПЕ ВЗРОСЛЕНИЯ © Николаева Н.А.*

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

В статье рассматривается проблема ценностного отношения к здоровью школьников подросткового и юношеского возраста. Автор отмечает, что процесс взросления характеризуется возрастанием адекватности и интенсивности ценностного отношения к здоровью.

В настоящее время ухудшение состояния здоровья детей школьного возраста все чаще связывают с социальными и поведенческими факторами. Специалисты отмечают, что это является особенно актуальным для детей подросткового возраста, так как, выходя из-под опеки взрослых, они, как правило, оказываются неподготовленными к соблазнам взрослой жизни. Подобная неподготовленность проявляется в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто проследить за своим здоровьем. В свою очередь, вредные привычки, закрепляясь под негативным влиянием социальной среды, неизбежно приобретают форму чрезвычайно опасных заболеваний. Среди последних - различные виды зависимости. Не меньшую

* Доцент кафедры Возрастной и педагогической психологии, кандидат психологических наук.

угрозу для здоровья представляют и другие факторы, присущие современному обществу: гиподинамия, избыточный вес, повышенная стрессогенность, информационные перегрузки и пр. [5].

По утверждению специалистов, ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу. «Около половины младших школьников и более 80 % учащихся старших классов имеют хронические заболевания, то есть процесс обучения в школе также может быть отнесен к одному из факторов риска для здоровья учащихся», отмечает

Н.В. Сократов [7].

Как указывает Г.С. Никифоров, здоровье человека на 40-50 % зависит от его образа жизни, т.е. - от поведения [4]. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья - это, прежде всего, проблема изменения поведения человека, то есть, проблема психологическая. По мнению большинства исследователей, здоровье невозможно объяснить только с точки зрения психологических факторов, но, как показывает практика, сохранение и поддержание здоровья зависит, в конечном итоге, от психологии человека, его специфической активности в решении данной проблемы.

В настоящее время в науке насчитывается около 300 различных определений здоровья, причем и в отечественной, и в зарубежной литературе понятия «здоровье» и «норма» часто объединяют. В Толковом словаре С.И. Ожегова под здоровьем понимается «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие» [3].

Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения. Специалисты ВОЗ рассматривают психическое здоровье как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза [2].

Дубровина И.В. ввела в научный оборот новый термин «психологическое здоровье». Она утверждает, что термин «психическое здоровье» имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов [6].

В нашей работе мы предприняли попытку изучить психологические особенности ценностного отношения к здоровью на этапе перехода от подросткового к раннему юношескому возрасту. В экспериментальном исследовании принимали участие школьники 7, 9 и 11 классов. Были использованы методики Е.Б. Фанталовой, Р. А. Березовской, С.Д. Дерябо.

Как показывают полученные данные, уровень ценности и доступности здоровья имеет тенденцию к снижению от 7 к 11 классу. (см. табл. 1). Результа-

ты позволяют предположить, что именно в этот период у учащихся происходят определенные изменения в понимании ценностного значения здоровья.

Таблица 1

Соотношение «Ценности» и «Доступности» здоровья по методике «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» здоровья в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой

Категории Классы

7 9 11

Ценность здоровья 69 % 47 % 55 %

Доступность здоровья 50 % 65 % 40 %

Эти изменения могут быть связаны с переходом от пассивной к активной форме освоения социального опыта, что у некоторых учащихся выражается в стремлении к самостоятельности и независимости от внешних воздействий. На это указывает и И.В. Дубровина в работе «Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту» [8]. Кроме того, она отмечает, что изменения также могут обусловливаться возрастными психологическими закономерностями формирования самих ценностных ориентаций, их механизмов.

Иными словами, если в 7 классе школьники еще прислушиваются к взрослым, то в 9 классе подростки переживают пик полового созревания, самой главной ценностью для них является общение со сверстниками, все наставления взрослых о значимости здоровья воспринимаются негативно (в лучшем случае нейтрально). Кроме того, они полагают, что здоровье всегда будет доступно для них. К 11 классу ценность здоровья несколько повышается, а вот доступность снижается. Возможно, к этому моменту происходит осознание того, что здоровье является ценностью, которая не вполне доступна в современном мире.

Результаты методики «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской, свидетельствуют о том, что все исследованные компоненты отношения к здоровью (когнитивный, эмоциональный, поведенческий, ценностно-мотивационный) у большинства испытуемых имеют, в основном, адекватные показатели.

Однако следует отметить, что неадекватный уровень отношения к здоровью наиболее проявился у респондентов 7 класса, и, в несколько меньшей степени, у опрошенных 9 класса. Возможно, это связано с возрастными особенностями данных групп испытуемых, т.к. в силу возраста они не обладают достаточным социальным опытом, который позволяет воспринимать здоровье как ценность, и относиться к нему соответственно.

Но возможны и иные причины, поскольку в 10 % случаев этот уровень проявился и у учащихся 11 класса. Рассмотрим некоторые характеристики данной группы респондентов. Итак, 66 % учеников из всей выборки с неадекватным уровнем отношения к здоровью воспитываются в неполных семьях,

83 % - учатся на «удовлетворительно», 58 % испытуемых данной группы не посещают ни спортивных секций, ни иных внешкольных занятий. Заметим, что все эти дети относятся ко II группе здоровья. По-видимому, отсутствие серьезных заболеваний позволяет не задумываться о его ценности.

Основываясь на показателях среднего значения, можно отметить, что в целом от 7 к 11 классу наблюдается возрастание показателей адекватного отношения к здоровью по когнитивной и поведенческой шкалам. Используя Н критерий Крускалла-Уоллиса, мы подтвердили статистическую значимость различий (р < 0,01). Таким образом, по нашим данным одним из факторов адекватности отношения к здоровью является возраст человека, т.е. чем меньше возраст, тем менее адекватно отношение к здоровью.

В целом результаты исследования указывают, что адекватность отношения к здоровью может зависеть как от возрастных особенностей, так и от иных социально-демографических характеристик, таких как: состав семьи; успеваемость в школе; посещение секций, кружков; отсутствие или наличие заболеваний и т.д.

Результаты данных общей шкалы теста «Индекс отношения к здоровью» С.Д. Дерябо позволили выявить уровень интенсивности отношения испытуемых к здоровью [1]. Высокий показатель наблюдается в 11 классе (35 %), затем в 7 (15 %) и менее всего представлен в 9 (12 %). Эти показатели говорят о высокосформированном отношении к здоровью и здоровому образу жизни у этих учащихся. Наиболее низкий показатель интенсивности отмечен в 7 классе (27 %), у одиннадцатиклассников (20 %) и у учащихся 9 класса (12 %), что, скорее всего, говорит о несформированности отношения к здоровью у этих испытуемых, практически, они находятся в «зоне риска», велика вероятность того, что в дальнейшем они не склонны вести здоровый образ жизни, что в свою очередь, может привести к заболеваниям.

Таким образом, полученные данные позволяют утверждать, что на этапе взросления, при переходе от подросткового к раннему юношескому возрасту, уровень адекватности и интенсивности ценностного отношения к здоровью возрастает. Также полученные результаты позволили выявить интересную особенность, указывающую на снижение показателей у испытуемых 9 класса, в отличие от семи- и одиннадцатиклассников. В первую очередь, это может быть связано с особенностями взросления, поскольку именно в 9ом классе наступает пик полового созревания, меняется мировоззрение школьника, его ценностные ориентации, которые отнюдь не связаны с заботой о здоровье. Кроме того, это может быть связано с накоплением такого жизненного опыта, который, в отдельных случаях может опираться на отрицательные стороны действительности. Подобную особенность отмечает в своем исследовании И.В. Дубровина [8].

Наличие ценностного отношения к здоровью свидетельствует об определенном этапе формирования личности школьника, об определенном этапе

в становлении мировоззрения. Вместе с тем, этот процесс отмечен лишь у части учеников старших классов.

Если принять во внимание, что юношеский возраст определяется как период закрепления основных психологических структур личности, то обнаруженные в нашем исследовании возрастные особенности ценностного отношения к здоровью открывают перед психологами возможность целенаправленного развития подобного отношения и убеждают в необходимости этого. Причем начинать эту работу стоит еще в период обучения детей в начальной школе, но особое внимание необходимо уделять учащимся подросткового возраста, исходя из психологических особенностей взросления на данном возрастном этапе.

Настоящее исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы. Полученные данные позволяют выделить ряд направлений дальнейшей ее разработки:

- создание эффективных программ по развитию ценностного отношения к здоровью, ориентированных на различные социальные группы;

- создание концепции развития культуры здоровья личности учителя и учащегося и др.

Список литературы:

1. Дерябо С.Д. Как вы к себе относитесь? / С.Д. Дерябо // Здоровье детей. - 2010. - № 1. - С. 58-69.

2. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности / И.В.Дубровина // Вестник практической психологии образования. - 2009. - № 3. - С. 17-21.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

4. Панькова И.И. Философско-педагогическая тематизация связи воспитания и здоровья школьников / И.И.Панькова // Мир образования - образование в мире. - 2008. - № 2. - С. 158-166.

5. Родионов В.А. Психология здоровья школьников: технология работы. Курс лекций / В.А.Родионов // Школьный психолог. - 2007. - № 17. -С. 56-61.

6. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 2005. - 123 с.

7. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учеб. пособие / Под. общ. ред. Н.В.Сократова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с.

8. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1987. -184 с.

9. Шувалов А.В. Психологическое здоровье человека: антропологический подход / А.В.Шувалов // Вестник практической психологии образования. - 2008. - № 4. - С. 18-24.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ © Симатова О.Б.*, Прокопьева Е.В.*

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита

Проблемы, связанные с формированием человека как субъекта труда, постоянно находятся в центре внимания психологов. При этом вопросы, связанные с профессиональной направленностью личности, приобрели в настоящее время особую значимость. Профессиональная направленность выступает важнейшим компонентом профессионального самоопределения. Поэтому необходимо содействовать развитию профессиональной направленности на ранних этапах онтогенеза.

Вопросы, связанные с профессиональной направленностью личности, приобрели в настоящее время особую значимость. Это связано с тем, что сегодня общество и постоянно появляющиеся новые профессии, выдвигают все новые требования к человеку, такие как способность к самостоятельной постановке жизненных целей, независимость, возможность осуществлять свободный выбор, ответственность, способность к творчеству.

Профессиональная направленность - система эмоционально-ценностных отношений, задающих соответственную их содержанию структуру доминирующих мотивов личности и побуждающих личность к их утверждению в профессиональной деятельности [5, с. 8]. Развитие профессиональной направленности и собственно выбор профессии - длительный и сложный процесс, в котором можно выделить определенные стадии. Эти стадии определяются особенностями возрастного развития человека.

Определенные возрастные тенденции обнаруживают себя в предпочтениях типа профессии. Так, в исследовании, выполненном под руководством Е.Ф. Рыбалко, было показано, что в 6-м и 7-м классах наибольшее количество учащихся (51 и 50 % от общего числа обследованных) ориентируются на профессии типа «Человек - Техника». Дети, как правило, хотят стать шоферами, монтажниками, космонавтами, полярниками, летчиками и т.д. Наименьший процент учащихся выбирает профессии, относящиеся к типу «Че-

* Доцент кафедры Психологии образования, кандидат психологических наук.

* Магистрант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.