ли ИЭУП проходили стажировку в сентябре 2011 года. Курсы были посвящены вопросам повышения качества обслуживания в отеле. Занятия проводились на английском языке высококвалифицированными российскими и иностранными преподавателями. Был приглашен преподаватель Илкка Лехтола из Финского Университета Saima University of Applied Sciences. Слушатели также прошли тренинг от всемирно известного отеля «W».
Все вышесказанное еще раз подчеркивает необходимость тесного сотрудничества и взаимодействия работодателей и учебных заведений для формирования новых профессиональных требований к работникам индустрии гостеприимства для выполнения своих главных задач -повышения качества, как обучения, так и обслуживания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Солнышкина М. И. Профессиональный морской язык/ М.И. Солнышкина. - М.: Academia, 2005. - 256с., библ.- (Монографические исследования: лингвистика).
2. Коровушкин В. П. Контрастивная социодиалек-тология как автономная лингвистическая дисциплина / В. П. Коровушкин // Язык в современныхобществен-ных структурах (социальные варианты языка - IV): ма-
териалы междунар. науч. конф., 21-22 апреля 2005 г., н. Новгород, 2005. - С. 7-13.
3. Солнышкина М. И. Словарь морского языка / М-во образования и науки РФ. Казанский гос. ун-т. - М.: Academia, 2005. - 280 с., библ. - (Справочники. Энциклопедии. Словари).
4. Исмаева Ф. Х. Словарь профессинального спортивного языка / Ф.Х. Исмаева. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2006. - 108 с.
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ
1. Соколова Е. [ сообщение на сайте [hotellink]. [Электронный ресурс].- 18.02.2011.- Режим доступа: http://www.hoteUink.ru/blog/gostinichnyj-sleng-chto-i-kak-govoryat-v-otelyax/.html, свободный.
2. Чернышев Д. [сообщение на сайте [frontdesk]. [Электронный ресурс].- 14.12.2011, 12:37.- Режим доступа: http://www.frontdesk.ru/vetka.cgi?vetkaid=38502.html.
3.Ресторанный бизнес [Электронный ресурс].-28.11.2011.- Режим доступа: http://restoran-ua.blogspot. ru/2011/11/blog-post.html, свободный.
4. Блог Ростова [Электронный ресурс].- 25.09.2012.-Режим доступа: http://blogrostova.ru/lyudi-rostova/s-dru-goj-storony-rabota-barmena.html, свободный.
© 2013
THE SPECIFICITY OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN THE HOSPITALITY INDUSTRY
L.B. Timiryasova, assistant professor of the chair of foreign languages and translation
Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: The article denotes the problems of foreign language teaching in the professional sphere. There are: isolation of theory and praxis; lack of due regard to professional sublanguages. The author offers the ways of their solutions.
Keywords: quality of education, additional education, hospitality industry, professional sublanguages, postgraduate studies.
УДК 159.99
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В ОТНОШЕНИИ
ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
© 2013
Т.А. Трифонова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология труда и
предпринимательства»
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: В статье анализируются феномен экологической культуры, рассматривается роль установок. Приводятся результаты исследования экологических установок школьников. Показано, что прагматическая установка по отношению к природе усиливается с возрастом школьников.
Ключевые слова: экологическое сознание, экологическая культура, экологическая установка, экологизация индивидуального сознания.
Глобальной проблемой современности выступает проблема резкого ухудшения взаимоотношений общества и природы, называемой экологическим кризисом. Разрешение этого кризиса пролегает через область социальной психологии. Многие ученые совершенно верно считают, что «экологический кризис есть внешнее проявление кризиса ума и духа. Не может быть большего заблуждения, чем трактовать его только как угрозу дикой природе и загрязнение. Это частности, наиболее же важным является то, что кризис касается нас самих и ставит вопрос о том, что мы должны изменить в себе, чтобы выжить» (Л.К. Колдуэлл). Следовательно, изменить отношение людей к природе можно только изменив направленность сознания граждан. Осознание людьми серьёзности проблемы экологии влияет на индивидуальное сознание, определяя восприятие, мышление, ценности, установки, эмоции, культуру. Известный отечественный психолог В.П. Зинченко пишет: «Актуальны проблемы формирования экологического, гуманитарного сознания, с помощью которого возможно преодоление технократических ориентаций. Эволюцию и изменение сознания связывают с выживаемостью человечества, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы. Словом, человечеству пора проснуться. Ему нужно бодрствующее сознание, а не только бодрствую-
щий мозг» [1].
Если личность развивалась под влиянием современных экологических проблем, экологического образования и воспитания, у неё может быть сформировано специфичное экологическое сознание, которое проявляется в особой системе ценностей, установок, структуре мотивов и потребностей, интересов личности к проблемам взаимоотношений с природой, повышенной эмоциональной чувствительности при обсуждении проблем экологического характера.
В психологии, по мнению Е.И. Чердымовой, под экологическим сознанием понимается «сложное образование, состоящее из структурных (экологическое внимание, экологическая память, экологическая перцепция, экологический аффект, экологическое мышление, экологическая воля) и функциональных компонентов (экологическое целеполагание, экологическое знание, экологическое планирование, экологическое программирование, экологическое прогнозирование, экологическое отношение, экологическое самосознание, экологическая оценка, экологическая самооценка, экологический самоконтроль)» [2].
Экологизация индивидуального сознания происходит двумя путями: через формирование экологического мышления и формирование экологической культуры. В
первом случае речь идет о накоплении человеком экологических знаний, овладении им особой интеллектуальной деятельности, определяемой экологическим императивом. С точки зрения психологии экологическое мышление является мыслительным процессом, протекающем в человеческом сознании, проявляемом в том, что человек, анализируя ситуацию, сопоставляя её с экологическими законами и природными закономерностями, принимает решение, целесообразное балансу интересов общества и природы. Чем больше деятельность человека связана с профессиональным воздействием на природу, тем более значим для общества высокий уровень его экологического мышления. Особую важность это мышление приобретает для людей, разрабатывающих и реализующих стратегию развития страны, региона, отрасли хозяйства.
Экологическая культура определяет установки, идеалы, направленность сознания, развивает особое отношение к окружающей природной среде и проблемам, связанным с ней. Экологическое образование формирует экологическое мышление, экологическое воспитание - экологическую культуру. Очевидно, экологическая культура и экологическое мышление тесно взаимосвязаны между собой.
В нашей стране реализуются различные программы, направленные на развитие экологического мышления и культуры. Это и учебные дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, и научно-популярные статьи, передачи в средствах массовой информации, и масштабные акции, пропагандирующие охрану окружающей среды, и научные исследования, ставящие своей целью не только изучение, но и формирование бережного отношения к природе.
На современном этапе в психолого-педагогической литературе имеются работы, непосредственно посвященные проблеме формирования и развития положительного отношения школьников к природе: Н.М. Верзилин, Н.В. Добрецова, И.Д. Зверев, И.Н. Пономарева, Н.А.Рыков, Л.П. Салеева, И.Т. Суравегина и др., а так же и в зарубежных источниках прослеживается эта тема: Р.С. Stern, Einsiedler, Wolfgang, Oerter. Как правило, ученые обозначают следующие взаимосвязанные формы отношения человека как общественного существа к природе: практическое, теоретическое, эстетическое и нравственное. Разрабатываются методы и методики, определяющие отношение школьников к природе, апробируются педагогические меры по преобразованию повседневного взаимодействия с природой в целостный воспитательный процесс (В.С. Громыко, С.Д. Дерябо, Д.Ф. Петяева, А.П. Сидельковский, Г.В. Шейнис, В.А. Ясвин).
Актуальным направлением в рамках изучения психологии экологического сознания выступает изучение психологических установок людей в отношении природных объектов. Изучение педагогом-психологом экологических установок школьников с последующим совместным обсуждением результатов формирует основу для коррекции этих установок в контексте экологизации индивидуального сознания.
В соответствии с позицией отечественной «теории установки» под экологической установкой понимается готовность личности к восприятию, осознанию, оценке и взаимодействию с объектами природной среды. В экологической установке можно выделить следующие компоненты:
а) когнитивный компонент (осознание объекта экологической установки);
б) аффективный компонент (эмоциональная оценка природного объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему);
в) поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к природному объекту).
К функциям экологической установки относят: 106
- приспособительную функцию (утилитарную, потребительскую, адаптивную) - экологическая установка направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;
- когнитивную функцию (знание) - экологическая установка дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному природному объекту;
- ценностную функцию - экологическая установка выступает как средство выражения себя как личности, освобождения субъекта от внутреннего напряжения;
- функцию защиты (охраны) - экологическая установка способствует разрешению внутренних конфликтов личности.
По типу доминирования С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин условно выделяют четыре типа экологических установок [3]:
1) Эстетическая экологическая установка - личность воспринимает природу как объект красоты;
2) Когнитивная экологическая установка - личность воспринимает природу как объект изучения, знаний;
3) Этическая экологическая установка - личность воспринимает природу как объект охраны;
4) Прагматическая экологическая установка - личность воспринимает природу как объект пользы.
Наиболее масштабное изучение экологических установок было проведено Е.И. Чердымовой, разработавшей модель связи экологических установок школьников с исследуемыми формами экологического поведения. Автор установила, что в становлении экологического сознания можно выделить два «кризисных периода»: младший школьный возраст и старший подростковый возраст. В данные возрастные периоды происходят переходы между прагматическим экологическим сознанием и антропоцентрическим экологическим сознанием. Они сопровождаются так же переходами между прагматической и непрагматической направленностью отношений к природе.
Сравнительному анализу экологических установок подростков мегаполиса (г. Санкт-Петербург) и малого города (г. Гатчина) посвящена работа И.А. Ефимовой [4]. Ею были определены отличительные особенности экологических установок: у подростков мегаполиса особенностью направленности экологических установок является более выраженный аффективный компонент, в то время как у подростков малого города - когнитивный компонент. У подростков малого города в большей степени, нежели у подростков мегаполиса выражены готовность к активности и устойчивость экологических установок.
Целью нашего исследование было выявление и сравнение экологических установок школьников разного возраста. Исследование проводилось в 2013 году. В нем приняли участие 175 школьников одной из казанских школ.
Психодиагностическим инструментарием выступила методика «ЭЗОП» - аббревиатура от слов, обозначающих установки: «эмоции», «знания», «охрана», «польза» (авторы В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо). Высокая надежность методики обеспечивается невозможностью испытуемыми предъявлять социально желательный ответ. Тестирование сводится к тому, что испытуемый на стимульное слово выбирает одно из пяти предложенных слов по принципу ассоциаций («больше всего к нему подходит»). Слова предъявляются в крайне высоком темпе, у испытуемого не остается времени осмыслить варианты, и он вынужден выбирать тот, который «первым пришел в голову», как раз и характеризующий доминирующую у него установку. Содержание методики доступно для детей начальной школы, что расширяет возможности её применения в разные возрастные периоды.
В целях сравнительного анализа и в соответствии с возрастными этапами развития мы разделили выборку Карельский научный журнал. 2013. № 4
на 3 группы: 57 учащихся начальной школы (3-е классы), 59 школьников среднего звена (7-е классы) и 59 старшеклассников (10-11-е классы).
го мировоззрения в старшем возрасте.
Рис. 1 Экологические установки учащихся начальной школы
По результатам данного исследования выявилось, что чуть более трети учащихся младших классов (36%) имеют эстетическую экологическую установку, т.е. воспринимают природу как объект красоты и практически равные показатели по остальным типам установок (когнитивная и этическая установки - по 21 %, прагматическая - 22%). Можно предположить, что для третьеклассников не выявлена какая-то одна доминирующая экологическая установка (рис. 1).
Эстетическая экологическая установка становится доминантной в старшем возрасте. Так, 56% семиклассников и 52% старшеклассников ориентированы на восприятие и оценку красоты природы (рис. 2, 3).
Рис.2. Экологические установки учащихся средней школы
Когнитивная экологическая установка более характерна для старшеклассников, в отличие от школьников среднего звена (19% и 6% соответственно). Прагматическая экологическая установка в большей степени присуща старшеклассникам (25% - у старшеклассников, 12% - у семиклассников). Эти отличия можно объяснить возрастанием роли познания в связи с актуализацией профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте. Учащиеся склонны рассматривать природу и как объект изучения, и как объект потребления в контексте профильного обучения и подготовки к профессиональному выбору. Вероятно, происходит общее взросление и стабилизация ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте, закрепляется потребительское мировосприятие.
Этическая экологическая установка (восприятие природы как объект охраны) в целом мало характерна для школьников. В начальной школе в условиях города учащиеся еще слабо ориентируются в проблемах экологического кризиса и не способны демонстрировать выраженную этическую экологическую установку. Школьники среднего звена наиболее восприимчивы и отзывчивы в области защиты окружающей среды (26%). Для старшеклассников выраженность этической экологической установки минимальна - 4%. Возможно также связать данный результат с упрочением потребительско-
Этическая
4% ГНИТИБН ая
19%
Рис.3. Экологические установки старшеклассников
Обобщая результаты данного исследования можно отметить, что для большинства современных школьников характерна эмоциональная, эстетическая экологическая установка - восприятие природы как объекта красоты. Данную экологическую установку при всей её привлекательности можно назвать пассивной, поскольку она предполагает исключительно созерцательное и эмоциональное отношение к природным объектам. Наиболее восприимчивы к формированию экологического сознания учащиеся начальной и средней школы. Следовательно, в этом возрасте стоит усилить экологическую составляющую в преподавании учебных дисциплин и организации воспитательной работы с целью развития этической экологической установки. В старших классах и в студенческой среде также имеет смысл корректировать отношение учащихся к экологическим проблемам.
Результаты нашего исследования во многом согласуются с результатами исследований Е.И. Чердымовой [2]. Учащиеся обладают разным отношением к объектам природы и различной готовностью к восприятию знаний, связанных с природой: для младшего и среднего возраста в целом характерен субъективно-непрагматический тип экологического сознания; в старшем возрасте при сохранении эстетической установки набирает обороты прагматический тип экологического сознания. В подростковом и юношеском возрасте ведущим является перцептивно-аффективный компонент экологической установки.
Таким образом, изучение экологических установок школьников позволяет рекомендовать пути диагностирования уровня экологического сознания учащихся разного возраста и затем вести экологическое просвещение по становлению положительного эмоционального и ответственного отношения к окружающему миру.
Список литературы
1. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть 1. Живое Знание. Самара: 1998. 216 с.
2. Чердымова Е.И. Социально-психологическое исследование модели соотношения экологической установки и экологического поведения школьников. Автореф.кандидат.дисс. Самара. 1999.
3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М.: ЦКФЛ РАО. 1995. 147 с.
4. Ефимова И.А. Особенности экологических установок современных подростков мегаполиса и малого города / The Emissia.Offline Letters // Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал). Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ART 1796. Май 2012. http://www. emissia.org/offline/2012/1796.htm
PSYCHOLOGICAL ATTITUDE OF SCHOOL STUDENTS CONCERNING
NATURAL OBJECTS
© 2013
T.A. Trifonova, candidate of psychological sciences, associate professor of the chair «Psychology of work and business psychology»
Institute of economy, management and law, Kazan (Russia)
Annotation: The article considers a phenomenon of ecological culture, the role of attitude. Results of research of ecological attitude of school students are given. It is shown that pragmatical attitude in relation to the nature amplifies with age school students.
Keywords: ecological consciousness, ecological culture, ecological attitude, greening of individual consciousness.
УДК 37. 015.3
КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРОЕКТИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
© 2013
Е.Б. Цагарелли, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии
Институт экономики управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: Использование квалиметрических методов при проектировании системы психолого-педагогической диагностики и коррекции личности в образовательном процессе высшей профессиональной школы позволило разработать целостную технологию мониторинга развития и формирования профессионально важных качеств будущих специалистов, эффективности педагогических воздействий, обеспечивая количественную оценку на каждом этапе профессионального становления.
Ключевые слова: квалиметрический подход, система психолого-педагогической диагностики и коррекции личности, принцип континуума, принцип моделируемости, принцип стандартизации.
В современной России, в период ее интеграции в мировое образовательное пространство, глобальной модернизации системы образования, принятия закона «Об образовании», введения новых государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования существенно возрастает актуальность проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов на рынке труда. Профессиональная подготовка таких специалистов - сложная и наиболее значимая проблема среднего и высшего профессионального образования.
Система психолого-педагогической диагностики и коррекции (СППДК) личности в образовательном процессе позволяет продвинуть решение этой проблемы. Ее реализация в системе высшего и среднего профессионального образования способствует индивидуализации, адресности профессиональной подготовки специалистов, оптимизации педагогического процесса, существенно повышая его эффективность. Фундаментом для ее построения послужили основные положения системного подхода (системно-функционального, системно-структурного, системно-генетического) [1]. Теоретическим основанием для создания СППДК личности в образовательном процессе послужили также личностно-ориентированный, интегративный и квали-метрический подходы в педагогике [2,3].
Под квалиметрическим подходом понимается методологическое направление научного исследования, которое обеспечивает разработку комплексных, количественных оценок качества любых объектов, явлений или процессов.
В настоящее время сформировались различные направления квалиметрии: географическая квалиметрия, социальная квалиметрия и т.п. В качестве самостоятельного направления можно определить и педагогическую квалиметрию, которая понимается как область научного знания по применению квалиметрических методов к оценке психолого-педагогических объектов. Основные идеи современной квалиметрии в педагогике заложены в работах как отечественных (С.И. Архангельский, Н.В. Акинфиева, И.Б. Ительсон, В.П. Мизинцев, Н.М. Розенберг и др.) так и зарубежных (Р. Аткинсон, Г. Бауэр, Э. Кроттерс, Дж. Гласс, Дж. Стэнли и др.) ученых.
Педагогическая квалиметрия тесно связана с такими науками как педагогика, психология, социология, мате-
матика, кибернетика и др. В частности, для получения достоверных результатов педагогических научных исследований она привлекает математические методы многомерного статистического, факторного и корреляционного анализа.
Рассмотрим реализацию основных положений ква-лиметрии в проектируемой нами СППДК личности в образовательном процессе.
Так первое положение квалиметрии утверждает, что подход к качеству как к единому динамическому сочетанию отдельных свойств, каждое из которых в силу своего характера и взаимосвязей с другими свойствами (с учетом их весомости и важности) оказывает влияние на формирование иерархической структуры этого качества [4]. Предметом проектируемой нами СППДК личности в образовательном процессе является психологическая структура личности, в которой иерархически представлены следующие уровни: психофизиологические свойства, психические состояния, психические процессы, психологические свойства личности, социально-психологические свойства, которые в свою очередь имеют подуровни. Эта психологическая структура личности основана на положениях системно-генетического анализа процесса эволюции живой природы и человека. Последующее научное исследование с помощью ква-лиметрических методов взаимосвязей между ее структурными компонентами, выявление детерминант, сим-птомокомплексов, удельного веса каждого компонента позволяет построить научно обоснованную, а не умозрительную иерархию уровней психологической структуры личности [5].
Второе положение квалиметрии касается теоретического признания практической возможности измерения в количественной форме, как любых отдельных свойств, так и их сочетаний, в том числе комплексного или интегрального качества. Реализация проектируемой нами системы СППДК личности в образовательном процессе осуществляется двумя основными путями: с помощью аппаратурных и бланковых методов. В качестве основных предполагается использование аппаратурных методик, осуществляемых с помощью аппаратурно - программного комплекса (АПК) «Активациометр». Общеизвестными достоинствами аппаратурных методик является их высокая точность, достоверность, ва-лидность, надежность, а также быстрота проведения.