Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ СОТРУДНИКУ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ СОТРУДНИКУ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
216
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / СОТРУДНИК / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фёдоров Александр Фёдорович

Личные качества, помноженные на опыт, во многом отражают актуальность в современном воспитательном процессе для сотрудников пенитенциарной системы. Для сотрудников пенитенциарной системы блок характеристик во многом выражается в различных «способностях» и «умениях». Способность выстроить с коллективом здоровые и способствующие развитию отношения, умение развивать переговорные навыки, способность вычленять из огромного потока информации суть и гибко подходить к решениям на фоне меняющихся условий играют важную роль в успешности профессионального роста сотрудников. А наличие определенных психологических профессионально важных качеств (и их соотношение), которое позволяет выстраивать эффективную коммуникацию между окружающими, между отделами и между сотрудниками позволяет создать благоприятные условия для развития успешности в служебной деятельности. Ситуация выглядит здоровой, когда между собой и другими отделами у сотрудников взаимоотношения отличные. Над личными качествами можно и нужно работать. Профессиональные качества характеризуют то, насколько сотрудник разбирается в той предметной области, с которой он работает. Также весьма полезно, когда за сотрудником есть определенный авторитет как профессионала, имеется соответствующий уровень образования и опыт работы, критическое мышление и способность учиться новому, готовность менять процессы, системность мышления. Метод. Проводили опрос испытуемых сотрудников уголовно-исполнительной системы. Цель: определить профессионально важные качества и профессионально значимые качества, которые способствуют профессиональному росту сотрудникам уголовно-исполнительная системы. Вывод. Значимыми для их профессиональной деятельности, являются требования, предъявляемые к личности специалиста. Для достижения высоких результатов в своей работе необходимо создать соответствующие условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фёдоров Александр Фёдорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES THAT AN EMPLOYEE NEEDS FOR SUCCESSFUL PROFESSIONAL GROWTH

Personal qualities, multiplied by experience, largely reflect the relevance in the modern educational process for employees of the penitentiary system. For employees of the penitentiary system, the block of characteristics is largely expressed in various “abilities” and “skills”. The ability to build healthy and developmental relationships with the team, the ability to develop negotiation skills, the ability to isolate the essence from a huge flow of information and to flexibly approach decisions against the backdrop of changing conditions play an important role in the success of the professional growth of employees. And the presence of certain psychological professionally important qualities (and their correlation), which allows you to build effective communication between others, between departments and between employees, allows you to create favorable conditions for the development of success in your work. The situation looks healthy when employees have excellent relationships between themselves and other departments. Personal qualities can and should be worked on. Professional qualities characterize how much an employee understands the subject area with which he works. It is also very useful when an employee has a certain authority as a professional, has an appropriate level of education and work experience, critical thinking and the ability to learn new things, a willingness to change processes, and systematic thinking. Method. Conducted a survey of the tested employees of the penitentiary system. Purpose: to determine professionally important qualities and professionally significant qualities that contribute to the professional growth of employees of the penitentiary system. Conclusion. Significant for their professional activities are the requirements for the personality of a specialist. To achieve high results in your work, you must create the appropriate conditions.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ СОТРУДНИКУ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА»

способности нести ответственность за здоровье. Ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, формируется у человека в определенной системе мировоззренческих установок, волевых качеств, положительных эмоциональных стремлений к совершению активных действий для сохранения и укрепления здоровья.

Литература:

1. Геронтопсихология / О.И. Дорогина, Ю.В. Лебедева, Л.В. Токарская, Е.В. Хлыстова; под общ. ред. Ю.В. Лебедевой. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. - 131 с.

2. Димов, В.М. Здоровье как социальная проблема / В.М. Димов // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - №6. -С. 170-186.

3. Драгунская, Л.С. Медицинская психология, аксиология и проблемы психодиагностики / Л.С. Драгунская // Психологический журнал. - 1989. - Т. 10. - № 3. - С. 34-40.

4. Запорожец, А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. В кн.: Принцип развития в психологии / Под ред. Анцыферовой А.И. - М.:Наука, 1978. - С. 243-267.

5. Иванюшкин, А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А.Я. Иванюшкин // Вестн. АМН. - 1982. - Т. 45. - № 4. - С. 29-33.

6. Петренко, В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. - СПб.: Питер, 2005. - 480 с.

7. Семенова, Ф.О. Психологические особенности процесса профессионализации студентов в вузе / Ф.О. Семенова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11-14. - С. 918-923.

8. Semenova, F.O. Formation peculiarities of students readiness to social self-determination / F.O. Semenova, S.N. Bostanova, M.K. Tetuyeva, L.A. Apanasyuk, A.E. Ilyin, N.G. Atayanz // Man in India. - 2017. - Т. 97. - № 3. - С. 77-87.

9. Семенова, Ф.О. Психологические особенности отношения к безработице как социальному явлению / Ф.О. Семенова, Д.А. Китова, О.В. Рунец // Психологический журнал. - 2021. - Т. 42. - № 6. - С. 111-120.

10. Эбзеев, М.М. Отрасль "физическая культура" в условиях рыночной экономики и подготовка будущих работников к решению ее задач в процессе вузовского обучения: автореферат дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04; 13.00.08 / Эбзеев Мурат Магометович. - Майкоп, 2009. - 50 с.

11. Эбзеев, М.М. Подготовка работников отрасли «физическая культура и спорт»: идеи и решения: монография / М.М. Эбзеев. - СПб: ООО «Копи-Р», 2009. - 378 с.

12. Чермит, К.Д. Требования отрасли "физическая культура и спорт" к личностной подготовленности работников и их учет в процессе подготовки специалистов в вузе (обоснование концепции исследования) / К.Д. Чермит, М.М. Эбзеев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2009. - № 3. - С. 332-338.

Психология

УДК 378

кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела разработки методологии социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными Фёдоров Александр Фёдорович

Центр исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы ФКУ НИИ ФСИН России (г. Москва), доцент кафедры социальной педагогики и психологии

Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых (г. Владимир)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ СОТРУДНИКУ ДЛЯ

УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

Аннотация. Личные качества, помноженные на опыт, во многом отражают актуальность в современном воспитательном процессе для сотрудников пенитенциарной системы. Для сотрудников пенитенциарной системы блок характеристик во многом выражается в различных «способностях» и «умениях». Способность выстроить с коллективом здоровые и способствующие развитию отношения, умение развивать переговорные навыки, способность вычленять из огромного потока информации суть и гибко подходить к решениям на фоне меняющихся условий играют важную роль в успешности профессионального роста сотрудников. А наличие определенных психологических профессионально важных качеств (и их соотношение), которое позволяет выстраивать эффективную коммуникацию между окружающими, между отделами и между сотрудниками позволяет создать благоприятные условия для развития успешности в служебной деятельности. Ситуация выглядит здоровой, когда между собой и другими отделами у сотрудников взаимоотношения отличные. Над личными качествами можно и нужно работать. Профессиональные качества характеризуют то, насколько сотрудник разбирается в той предметной области, с которой он работает. Также весьма полезно, когда за сотрудником есть определенный авторитет как профессионала, имеется соответствующий уровень образования и опыт работы, критическое мышление и способность учиться новому, готовность менять процессы, системность мышления. Метод. Проводили опрос испытуемых сотрудников уголовно-исполнительной системы. Цель: определить профессионально важные качества и профессионально значимые качества, которые способствуют профессиональному росту сотрудникам уголовно-исполнительная системы. Вывод. Значимыми для их профессиональной деятельности, являются требования, предъявляемые к личности специалиста. Для достижения высоких результатов в своей работе необходимо создать соответствующие условия.

Ключевые слова: профессиональный рост, профессионально важные качества, сотрудник, эффективность, профессионал, уголовно-исполнительная система.

Annotation. Personal qualities, multiplied by experience, largely reflect the relevance in the modern educational process for employees of the penitentiary system. For employees of the penitentiary system, the block of characteristics is largely expressed in various "abilities" and "skills". The ability to build healthy and developmental relationships with the team, the ability to develop negotiation skills, the ability to isolate the essence from a huge flow of information and to flexibly approach decisions against the backdrop of changing conditions play an important role in the success of the professional growth of employees. And the presence of certain psychological professionally important qualities (and their correlation), which allows you to build effective communication between others, between departments and between employees, allows you to create favorable conditions for the development of success in your work. The situation looks healthy when employees have excellent relationships between themselves and other departments. Personal qualities can and should be worked on. Professional qualities characterize how much an employee understands the subject area with which he works. It is also very useful when an employee has a certain authority as a professional, has an

appropriate level of éducation and work experience, critical thinking and the ability to learn new things, a willingness to change processes, and systematic thinking. Method. Conducted a survey of the tested employees of the penitentiary system. Purpose: to determine professionally important qualities and professionally significant qualities that contribute to the professional growth of employees of the penitentiary system. Conclusion. Significant for their professional activities are the requirements for the personality of a specialist. To achieve high results in your work, you must create the appropriate conditions.

Key words. Professional growth, professionally important qualities, employee, efficiency, professional, penitentiary system.

Введение. Сложно представить себе такого человека, который не стремился бы достичь высоких результатов в своей работе, стать успешным. И совершенно не важно, каким видом и родом деятельности человек занимается. Даже если профессия не является престижной, индивид, посвятивший некоторый промежуток своей жизни какой-то работе, старается выполнить качественно.

Роль человеческого фактора является определяющей во многих профессиях, даже с учетом использования современных технологий, новшеств, и это влияет на то, за какие психологические особенности можно ценить своего сотрудника. Выявление психологических факторов становления успешного специалиста может обеспечить более эффективный профессиональный отбор и качественное психологическое сопровождение уже работающих специалистов.

Эту мысль подчеркивают все представители психологии труда, занимавшиеся изучением данного вопроса. Профессиональный рост значимая характеристика любой профессиональной деятельности. Его изучению посвящены работы таких отечественных и западных психологов, как Бодров В.А. [1], Зеер Э.Ф. [2], Климов А.Е. [3], Родина О.Н. [4], Пряжников Н.С. [5], Толочек В.А. [6]. В их трудах раскрываются также и смежные понятия: «профессиональная успешность», «эффективность труда», «результативность» и др., предлагаются различные подходы к их оценке.

Действительно, в современной психологии постоянно осуществляются попытки описать успешность в той или иной профессии. Но можно обозначить некий дефицит работ, посвященных изучению факторов и критериев роста в профессиях, связанных с воспитанием осужденных. В этом направлении достаточно распространенными являются работы по исследованию профессионального труда водителей или пилотов, есть также работы по труду работников пенитенциарной системы. Однако работ, в которых изучались бы особенности профессионального роста сотрудников пенитенциарной системы, пока не достаточно. А в имеющихся работах не описан механизм достижения профессионального роста и не найден ответ на вопрос, что заставляет сотрудника связывать себя с условиями воспитания осужденных. Профессия включает в себя компоненты взаимодействия с коллегами. Преимущественно же доминирующими в труде сотрудника оказываются признаки профессии педагога.

Изложение основного материала статьи. Нами было проведено исследование, включавшее в себя следующие этапы: анализ литературы и изучение нормативных документов, инструкции на основе, которой в последующем и был создан опрос. В рамках опроса выяснялось, какие личностные или психофизиологические особенности помогают сотруднику выполнить служебные обязанности.

Количество испытуемых сотрудников - 50 человек, которые занимаются воспитательной деятельностью осужденных.

Результаты опроса испытуемых показали следующие результаты (критерии успешного выполнения действий сотрудника).

Быстрота реакций в сложной ситуации (10%), высокая ответственность (14%), точность в выполнении действий в чрезвычайной ситуации (10%), терпеливость - (6%), аккуратность - (10%), исполнительность (10%), трудолюбие (14%), опыт (20%), активность (6%). Следует заметить, что наши респонденты были достаточно единодушны. Наличие опыта выполнения профессиональных действий отметили 20% респондентов.

Изученные труды свидетельствуют, что эти качества часто оказываются полезными для воспитательного процесса.

Профессиональный опыт важен как единство компетенций, полученных во время служебной деятельности. Все вышеназванное должно характеризовать служебную деятельность. Но особенно как необходимое качество для любого сотрудника в ответах экспертов нами была выделена высокая ответственность, трудолюбие и наличия опыта. Считается, что трудолюбие - это желание жертвовать своими временем, силами и энергией; способность заниматься долго своим трудом с удовольствием и не отвлекаться даже на личные потребности. Формирование трудолюбия обеспечивается через понимание смысла и результатов своего труда.

Одним из важнейших условий успешной работы является точность в выполнении действий в чрезвычайной ситуации быстрота принятия важных решений. Нужно учесть также, что высокая быстрота может граничить с нарушениями и тогда могут возникнуть ошибки [7]. Поэтому, возможно, что более значимым фактором является все-таки точность, чем быстрота. Сотрудник, выполняющий свою деятельность, должен быть сосредоточен на последовательности выполняемых действий, а также уметь быстро реагировать на непредвиденные обстоятельства.

Для того чтобы контролировать воспитательный процесс, сотрудник должен уметь быстро реагировать на всевозможные изменения.

Исполнительность была отмечена у 10% испытуемых. Это волевое качество человека, которое предполагает активное, старательное и систематическое выполнение принимаемых решений. Исполнительный сотрудник всегда стремится полностью завершить начатое дело. Сотрудник-исполнитель должен ответственно подходить к выполнению своей функции. В науке помимо исполнительности есть исполнительское действие, это умение решать задачу. Исполнительское действие входит в структуру деятельности и может быть и целью, и средством ее достижения. О важности терпеливости и активности заявили 6% респондентов. Качества, которые звучали немного реже.

Порядочность и монотоноустойчивость не прозвучали. Порядочность относится к интеллектуальному труду. А вот, склонность к однообразию или, иначе говоря, монотоноустойчивость, очень часто ассоциируют с трудом. В изучении труда сотрудника важным является именно анализ ошибок, поэтому экспертам был также задан вопрос о возможностях предотвращения ошибок в деятельности сотрудника через его личностные качества. Ошибка - это результат неправильно совершаемой деятельности. В психологии труда также говорят о так называемых промахах. Промахом называют грубые, случайные ошибки, которые являются следствием, как правило, недостаточного внимания сотрудника. Общеизвестно, что любые оплошности в работе сотрудника ведут к замедлению воспитательного процесса. Даже мастер-профессионал своего дела совершает ошибки в сложных служебных условиях. Любая ошибка воспринимается отрицательно. С ошибкой связывают страх и переживание вины, которые уже выходят за пределы случая, в котором она совершена. Последствиями ошибки могут быть различные ситуации.

Факторами, приводящими к ошибке, чаще всего, выступают интеллект, возраст, квалификация, образование, дисциплинированность, рассеянность, нервозность, усталость.

Многое из прозвучавшего выше было отмечено и респондентами в ходе опроса (качества сотрудника, приводящие к ошибкам, группы качеств, приводящих к ошибкам). Результаты опроса испытуемых показали следующие результаты: недостаточная профессиональная подготовка (100%), измененное состояние человека (96%), индивидуальные

интеллектуальные профессионально нежелательные качества (100%), Индивидуальные личностные профессионально нежелательные качества (83%). Называемые качества объединили в некие группы: недостаточная профессиональная подготовка (неустойчивость сформированного навыка, недостаток опыта) была отмечена как одна из главных причин совершения ошибок в профессиональной деятельности (100%), индивидуальные интеллектуальные профессионально нежелательные качества (были названы в основном недостатки также единодушно отмечают 100% экспертов; измененное состояние человека (состояние утомления, перенапряжения), подобные, не зависящие от сотрудника факторы могут приводить к серьезным ошибкам (их отметили 96% испытуемых); индивидуальные личностные профессионально нежелательные качества сотрудника (недисциплинированность, халатность, небрежность, неаккуратность, безответственность) выделены в качестве возможных причин ошибок у 83% экспертов.

Особенно значимыми для профессиональной деятельности, действительно, являются требования, предъявляемые к личности специалиста, к его психологическим и функциональным возможностям (ресурсам) и являются предопределяющими критериями эффективности деятельности. Большое значение имеют индивидуальные черты субъекта деятельности, их своеобразие и неповторимость, необходимость для профессии, взаимозаменяемость. Вероятно, некоторые из этих психологических качеств (работоспособность, когнитивные процессы, эмоциональная устойчивость и др.) выступают как способствующие профессиональному росту, другие - как качества, мотивирующие на успех (дисциплинированность, ответственность и др.), составляющие индивидуальный стиль деятельности и поведения, а третьи качества определяют характер принятия решений, психомоторика, монотоноустойчивость [8].

Повышение профессионального мастерства часто связано с преодолением ошибок. Способами профилактики и снижения числа ошибок в труде сотрудника могут стать повышение удовлетворенности трудом и чувства ответственности, хорошие условия труда, осознание ошибок, отбор на должность и обучение.

Выводы. Результаты нашего исследования констатируют перечень основных психологических качеств, необходимых сотруднику для успешного профессионального роста. По мнению экспертов к ним относятся ответственность, наличие опыта, выполнения действий, аккуратность, точность в выполнении действий, трудолюбие, быстрота реакций, исполнительность, терпеливость. Исследуя критерии профессионального роста сотрудника, не рассматривали такие общие характеристики профессиональной деятельности как удовлетворенность трудом, мотивация труда, их также можно отнести к факторам успешной профессиональной деятельности, но акцент делали лишь на личностных качествах, необходимых для успешного выполнения воспитательного процесса. К тому же данные критерии имеют свой характер, так как их оценка производилась со стороны. Безусловно, для того, чтобы утверждать абсолютную объективность полученных результатов необходимо сопоставление их с результатами самооценки профессионального роста в труде, то есть с собственными оценками своей личности и особенностей выполняемой деятельности. В этом направлении есть перспективы исследования в будущем.

Литература:

1. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. - М.: ПЕРСЭ. -2001. - 511 с.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф. Зеер. - М.: Издательский центр «Академия». - 2006. - 240 с.

3. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. - М. - 1998. - 225 с.

4. Родина, О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» / О.Н. Родина // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1996. - №3. - С. 27-28.

5. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова - М.: Издательский центр «Академия». - 2005. - 216 с.

6. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. Изд.2, испр. и доп. -2011. - 320 с.

7. Пейсахов, Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы / Н.М. Пейсахов. - Казань: Издательство Казанского университета. - 1974. - 253 с.

8. Фукин, А.И. Психологические особенности монотонии в конвейерном труде / А.И. Фукин // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 4 / Под ред. В.А. Бодрова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН». - 2012. - С. 459-477.

9. Прядеин, В.П. Исполнительность, мотивация, стиль реагирования / В.П. Прядеин // Научный диалог. - 2012. - №6. -С. 23-25.

Психология

УДК 159.9

психолог Черная Софья Евгеньевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЗАДАПТАЦИИ И МАРГИНАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования отношения иностранных студентов-медиков к жизни и обучению в Республике Крым, ожидания, переживания и трудности, с которыми они сталкиваются в процессе социокультурной адаптации. Описаны отличия разных форм маргинализации. Обозначены как общие для студентов проблемы - независимо от их культурной конфессиональной и региональной принадлежности, так и особенности, характерные для обучающихся из стран Центральной и Южной Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), а также из стран Африки и Ближнего Востока (Нигерия, Зимбабве, Конго, Гана, Египет). Определение проблем и запросов, позволило сформулировать основные задачи психологической службы и формы их реализации в рамках соответствующей деятельности психолога.

Ключевые слова: социокультурная адаптация/дезадаптация, маргинализация, инокультурная среда, индивидуальное консультирование.

An^tat^. The article presents the results of a study of the attitude of foreign medical students towards life and education in the Republic of Crimea. It is also about the expectations, experiences and difficulties they face in the process of socio-cultural adaptation. Differences in various forms of marginalization are described. The problems that are common for students, regardless of their cultural confessional and regional affiliation, as well as the features characteristic of students from the countries of Central and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.