Научная статья на тему 'Профессионально важные качества сотрудников специального отдела следственного изолятора'

Профессионально важные качества сотрудников специального отдела следственного изолятора Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
653
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОГРАММА / ПСИХОГРАММА / СОТРУДНИКИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОТДЕЛА / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПРОФЕССИИ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / PROFESSIOGRAM / THE MENTAL GRAPH / EMPLOYEES OF SPECIAL DEPARTMENT / EXPERT ASSESSMENT OF THE PROFESSION / PENITENTIARY SYSTEM / OFFICIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полякова Елена Александровна

Автором статьи представлено исследование, которое посвящено изучению профессионально важных качеств сотрудников специального отдела следственного изолятора. Тема исследования важна и актуальна в связи с тем, что на современном этапе развития пенитенциарной системы все большие требования предъявляются к профессионально важным качествам сотрудников. Вместе с этим требуется качественное и эффективное выполнение служебной деятельности в короткий временной промежуток. В статье рассматриваются подходы к определению понятия профессионально важных качеств. Автором статьи отмечается то, что для выделения конкретного перечня ПВК необходим психологический анализ профессиональной деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы. Эмпирическое исследование проводилось на базе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Целью исследования явилось изучение профессионально важных качеств сотрудников специального отдела следственного изолятора. Исследование включало в себя ряд этапов. На первом этапе был проведен отбор экспертов для заполнения методики экспертной оценки профессий И.Л. Соломина. На втором этапе была составлена профессиограмма и психограмма на основании полученных результатов по методике экспертной оценки И.Л. Соломина. На третьем этапе эксперты провели ранжирование психологических характеристик (профессионально важных качеств). Таким образом, в результате анализа исследования нами была составлена профессиограмма (по модели И.Л. Соломина), в которой мы описали должность сотрудника спецотдела следственного изолятора с помощью признаков, входящих в присвоенные категории: технологические, экономические, педагогические, медицинские, психологические. Наиболее важными профессиональными качествами сотрудника специального отдела следственного изолятора явились следующие: нервно-психическая устойчивость, организаторские способности, коммуникативные качества, умение прогнозировать, внимательность. По мнению автора, полученные данные целесообразно использовать с целью диагностики ПВК у сотрудников, а также для проведения мероприятий по их формированию, развитию и коррекции. В рамках психокоррекции возможно проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие коммуникативных качеств, организаторских способностей и внимательности, умения прогнозировать, а также нервно-психической устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionally important qualities of employees of the special Department of the remand prison

The author of the article presents a study that is devoted to the study of professionally important qualities of employees of the special Department of the remand prison. The research topic is important and relevant because at the present stage of development of the penitentiary system, more and more requirements are placed on the professionally important qualities of employees. At the same time, high-quality and effective performance of official activities in a short time period is required. The article considers approaches to the definition of professionally important qualities. The author of the article notes that in order to allocate a specific list of PVK, a psychological analysis of professional activity is necessary and the preparation of its professionogram and psychogram. The empirical study was conducted on the basis of the fku SIZO-1 of the Federal penitentiary service of Russia in St. Petersburg and the Leningrad region. The purpose of the study was to study the professionally important qualities of employees of the special Department of the remand prison. The study included a number of stages. At the first stage, the selection of experts was carried out to fill in the methodology of expert evaluation of professions of I.L. Solomin. At the second stage, a professionogram and a psychogram were compiled on the basis of the results obtained by the method of expert evaluation of I.L. Solomin. In the third phase, the experts conducted a ranking of the psychological characteristics (professionally important qualities). Thus, the analysis of the research, we have compiled job analysis (model I.L. Solomin), in which we described the position of the employee of the special Department of the remand prison by the characteristics included in the rated categories: technological, economic, pedagogical, medical, psychological. The most important professional qualities of the employee of the special Department of the remand prison were the following: neuropsychic stability, organizational skills, communication skills, ability to predict, attentiveness. According to the author, the obtained data should be used for the purpose of diagnosing PVK in employees, as well as for carrying out measures for their formation, development and correction. Within the framework of psychocorrection, it is possible to carry out a set of measures aimed at the development of communicative qualities, organizational abilities and attentiveness, the ability to predict, as well as neuropsychic stability.

Текст научной работы на тему «Профессионально важные качества сотрудников специального отдела следственного изолятора»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/112PSMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Полякова Е. А. Профессионально важные качества сотрудников специального отдела следственного изолятора // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/112PSMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Polyakova E.A. (2019). Professionally important qualities of employees of the special Department of the remand prison. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/112PSMN619.pdf (in Russian)

УДК 159.9 ГРНТИ 15.81.29

Полякова Елена Александровна

ФКОУ ВО «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России»

Вологда, Россия

Преподаватель кафедры «Юридической психологии и педагогики»

E-mail: misspolyakova@mail.ru

Профессионально важные качества сотрудников специального отдела следственного изолятора

Аннотация. Автором статьи представлено исследование, которое посвящено изучению профессионально важных качеств сотрудников специального отдела следственного изолятора. Тема исследования важна и актуальна в связи с тем, что на современном этапе развития пенитенциарной системы все большие требования предъявляются к профессионально важным качествам сотрудников. Вместе с этим требуется качественное и эффективное выполнение служебной деятельности в короткий временной промежуток. В статье рассматриваются подходы к определению понятия профессионально важных качеств. Автором статьи отмечается то, что для выделения конкретного перечня ПВК необходим психологический анализ профессиональной деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы.

Эмпирическое исследование проводилось на базе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Целью исследования явилось изучение профессионально важных качеств сотрудников специального отдела следственного изолятора. Исследование включало в себя ряд этапов. На первом этапе был проведен отбор экспертов для заполнения методики экспертной оценки профессий И.Л. Соломина. На втором этапе была составлена профессиограмма и психограмма на основании полученных результатов по методике экспертной оценки И.Л. Соломина. На третьем этапе эксперты провели ранжирование психологических характеристик (профессионально важных качеств).

Таким образом, в результате анализа исследования нами была составлена профессиограмма (по модели И.Л. Соломина), в которой мы описали должность сотрудника спецотдела следственного изолятора с помощью признаков, входящих в присвоенные категории: технологические, экономические, педагогические, медицинские, психологические. Наиболее важными профессиональными качествами сотрудника специального отдела следственного изолятора явились следующие: нервно-психическая устойчивость, организаторские способности, коммуникативные качества, умение прогнозировать,

https:// mir-nauki. com

внимательность. По мнению автора, полученные данные целесообразно использовать с целью диагностики ПВК у сотрудников, а также для проведения мероприятий по их формированию, развитию и коррекции. В рамках психокоррекции возможно проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие коммуникативных качеств, организаторских способностей и внимательности, умения прогнозировать, а также нервно-психической устойчивости.

Ключевые слова: профессионально важные качества; профессиограмма; психограмма; сотрудники специального отдела; экспертная оценка профессии; пенитенциарная система; служебная деятельность

На современном этапе развития пенитенциарной системы все большие требования предъявляются к профессионально важным качествам сотрудников, так как их профессиональная деятельность связана с высокими психическими и физическими нагрузками. С целью повышения эффективности профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы актуальной становится тема изучения профессионально важных качеств. Так, профессионально важные качества имеют отношение к профессиональному отбору, профессиональной подготовке, к проблемам профессиональной пригодности и психологической готовности к осуществлению конкретного вида деятельности. Профессионально важные качества составляют основу профессиональной успешности сотрудника и выступают ориентиром в подготовке будущих специалистов, поэтому их изучение в современной психологии имеет большое значение [1, с. 3].

По мнению В.Д. Шадрикова профессионально важные качества - это «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения» [2, с. 66]. К профессионально важным качествам автор относит и способности. Под профессионально важными качествами А.В. Карпов понимает «индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно связаны хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами - качеством, производительностью, надёжностью [3, с. 190-195]. Некоторые ученые считают, что профессионально важные качества представляют собой интегральные психофизиологические и психологические образования, которые в процессе конкретной профессиональной деятельности формируются в специальные (профессиональные) способности [4, с. 471].

Структура и содержание профессионально важных качеств определяются конкретными условиями профессиональной деятельности. Перечень ПВК (профессионально важных качеств) составляется индивидуально для каждой деятельности и для каждой профессии может быть описана своя совокупность профессионально важных качеств [5, с. 4]. Выделение конкретного перечня ПВК происходит в результате психологического анализа профессиональной деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы. А.В. Сперанская отмечает, что именно профессиографический подход позволяет выделить ПВК, соответствующие профессиональной деятельности в конкретном подразделении УИС [6, с. 57].

В деятельности исправительных учреждений выделяют три категории сотрудников, непосредственно обеспечивающие исполнение наказания: оперативный отдел, отдел безопасности и отдел охраны; осуществляющие воспитательную работу с осужденными (начальники отрядов), психологическую помощь (психологи); сотрудники отделов материально-технического снабжения и технических служб [7, с. 219]. Сотрудники специального отдела следственного изолятора относятся к категории сотрудников

технического снабжения и технических служб. Согласно классификации Е.А. Климова, по объекту труда в уголовно-исполнительной системе должность сотрудника специального отдела следственного изолятора можно отнести к типу «Человек-знаковая система» [8, с. 284-292].

Целью исследования явилось выявление профессионально важных качеств сотрудников специального отдела следственного изолятора с помощью составления профессиограммы и психограммы. Под руководством автора статьи на базе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области было проведено исследование (Афаневич Т.С.), в котором изучались профессионально важные качества сотрудников специального отдела следственного изолятора.

Исследование включало в себя ряд этапов. На первом этапе был проведен отбор экспертов для заполнения методики экспертной оценки профессий И.Л. Соломина. В качестве экспертов выступили наиболее опытные и подготовленные сотрудники в количестве 5 человек (1 заместитель начальника учреждения, курирующий вопросы оперативной работы и безопасности; 1 начальник спецотдела; 1 начальник психологической лаборатории; 2 старших инспектора спецотдела). Сотрудники имеют высшее образование и стаж работы более 10 лет.

На втором этапе была составлена профессиограмма и психограмма на основании полученных результатов по методике экспертной оценки И.Л. Соломина [9, с. 40]. На третьем этапе эксперты провели ранжирование психологических характеристик (ПВК).

В результате анализа исследования нами была составлена профессиограмма (по модели И.Л. Соломина), в которой мы описали должность сотрудника спецотдела следственного изолятора с помощью признаков, входящих в присвоенные категории: технологические, экономические, педагогические, медицинские, психологические.

Профессиограмма должности сотрудника специального отдела представлена в таблицах 1-5. Технологические характеристики должности представлены в таблице 1.

Таблица 1

Технологические характеристики должности

№ вопроса Вопрос Характеристики

1 На что направлена работа? Работа направлена на взаимодействие с отдельными людьми и с группами людей (с сотрудниками, с осужденными, адвокатами, следователями, прокурорами), на внутригрупповое взаимодействие (в составе учебной группы, спортивной команды). Работа направлена в том числе и на документы (работа с текстом и числами).

2 Каковы основные цели работы? Познавательная составляющая - информационное обеспечение и обслуживание (ведение документации и учета спецконтингента). Политическая составляющая - государственная служба, исполнительная власть.

3 Какие средства используются в процессе работы? Собственные возможности человека (органы чувств, движения, речи): зрение, слух, восприятие, внимание, мышление, взаимодействие в коллективе; опорно-двигательный аппарат. Ручные (инструменты, приборы): средства связи (телефон, интернет, специализированные базы).

4 Из каких трудовых операций состоит работа? Физические: служебно-боевая подготовка, самоподготовка (выполнение нормативов по огневой физической подготовке); тактико-специальные учения (отработка действий при ЧО). Умственные операции: запись и регистрация поступающей информации о спецконтингенте; сортировка информации, вычисления и расчеты; планирование; оформление документов; способность к обучению и саморазвитию. Социальные операции: сообщение и информирование; выполнение распоряжений; выполнение социального заказа.

№ вопроса Вопрос Характеристики

5 Какие обязанности выполняются в процессе работы? Осуществление персонального и количественного учета спецконтингента; учет, ведение и хранение личных дел спецконтингента; осуществление обязанностей, регламентируемых документацией; соблюдение требований и мер безопасности на службе, а также требований противопожарной безопасности; совершенствование своей физической подготовки, соблюдение правил личной и общественной гигиены; в пределах своей компетенции обеспечение соблюдения установленных законодательством Российской Федерации прав сотрудников УИС, соблюдение прав человека.

6 Какими бывают условия работы? Обычные: в помещении; на одном месте; в дневное время. Экстремальные: взаимодействие со спецконтингентом; при ненормированном рабочем времени; в вынужденном темпе; в условиях жесткой дисциплины.

7 Каковы критерии и показатели успешности работы? Вовремя предоставляемая оперативная информация по требованию.

8 Как часто встречаются ошибки в работе? Достаточно редко, но не исключены.

9 Какими могут быть последствия этих ошибок? Угроза нормальному функционированию учреждения.

10 Какие причины ошибок встречаются чаще всего? Технические: недостатки оборудования (недостаточное освещение, неисправность технических средств, связи, баз данных). Организационно-методические: недостатки условий труда (особые условия, вызывающие утомление). Кадровые: недостатки квалификации (несоответствие знаний и навыков, недостаточный опыт работы); недостаток волевого самоконтроля; недостатки познавательных способностей (внимания, памяти).

11 Особенности эмоционального состояния Утомление; психологическое напряжение; притупление чувства бдительности; апатия; торопливость.

12 Родственные профессии (должности) Инспектор по информационной безопасности ОВД; инспектор отделения информационно-аналитического обеспечения.

Экономические характеристики должности представлены в таблице 2.

Таблица 2

Экономические характеристики должности

№ вопроса Вопрос Характеристики

1 Какой характер работы является типичным для данной профессии? Постоянная.

2 Какие формы оплаты труда используются в данной профессии? Повременная оплата (месячное денежное содержание, включает в себя; должностной оклад по званию, надбавка за выслугу лет, надбавка за классность); премии.

3 Какие льготы бывают в данной профессии? Увеличенная продолжительность отпуска (в зависимости от выслуги лет); медицинское обслуживание в ведомственной поликлинике; оплачиваемый проезд в очередном отпуске; возможность раннего ухода на пенсию.

4 Каков диапазон уровня оплаты труда данной профессии? От 25000 рублей до 40000 рублей.

№ вопроса Вопрос Характеристики

5 Какова степень популярности данной профессии среди населения? В настоящее время достаточно привлекательная.

6 Какова степень распространенности данной профессии? Встречается достаточно часто.

7 В каких отраслях чаще всего используется данная профессия? Государственная служба.

Педагогические характеристики должности представлены в таблице 3.

Таблица 3 Педагогические характеристики должности

№ вопроса Вопрос Характеристики

1 Какие требования профессия предъявляет к уровню образования? На должности рядового и младшего начальствующего состава в УИС принимаются граждане, имеющие образование не ниже среднего общего; к самостоятельному несению службы сотрудники допускается после обязательного прохождения первоначальной подготовки.

2 Какие существуют дополнительные возможности обучения? Очное и заочное обучение; профессиональная переподготовка при необходимости.

3 Каковы ограничения в приеме на обучение? Годные по состоянию здоровья; не привлекавшиеся к уголовной ответственности.

4 Каковы условия приема на обучение? Психологическое тестирование; медицинское освидетельствование; физическая подготовка; психофизиологическое обследование; отсутствие судимости; сведения о доходах.

5 Какие знания и навыки требуются в данной профессии (что конкретно необходимо знать и уметь)? Юридические: знание нормативно-правовых актов, регулирующих службу в уголовно-исполнительной системе. Знание нормативно-правовых актов, регулирующих содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления. Медицинские: знать и уметь оказывать первую медицинскую помощь. Психологические: знание методов профилактики и преодоления стресса в повседневной жизни; особенности общения и установления психологического контакта с различными категориями граждан; методы разрешения конфликтных ситуаций; методы профилактики профессиональной деформации; учет этнической и возрастной психологии в процессе профессиональной деятельности; знание психологии личной безопасности. Математические: выполнять арифметические вычисления с простыми числами. Специальные: знания и навыки действия в экстремальных ситуациях.

6 Какова продолжительность профессиональной адаптации после обучения? Несколько месяцев.

Медицинские характеристики должности представлены в таблице 4.

Таблица 4

Медицинские характеристики должности

№ вопроса Вопрос Характеристики

1 Какие требования профессия предъявляет к уровню здоровья? Обычные требования, нормальное здоровье.

2 Какими медицинскими противопоказаниями характеризуется данная профессия? Заболевания опорно-двигательного аппарата; сердечнососудистые заболевания; заболевания головного мозга, органов чувств; психические заболевания; двигательные расстройства; заболевания позвоночника, суставов или конечностей; заболевания органов пищеварения и выделения; хронические инфекционные заболевания; эндокринные заболевания.

3 Какими неблагоприятными условиями труда характеризуется данная профессия? Недостаточное освещение; сквозняки; фиксированная поза или недостаточная подвижность; однообразие и монотонность деятельности; вынужденный темп; высокая интенсивность деятельности; дефицит времени; помехи и посторонние раздражители; неприятные впечатления; повышенная ответственность; вынужденные контакты.

4 Какие средства охраны труда и техники безопасности используются в данной профессии? Регулярный контроль санитарно-гигиенического состояния помещений.

5 Какие заболевания и травмы характерны для данной профессии? Довольно редко: ОРВИ; гипертоническая болезнь.

Психологические характеристики должности представлены в таблице 5.

Таблица 5

Психологические характеристики должности

№ вопроса Вопрос Характеристики

1. Какие психические процессы и функции в наибольшей степени задействованы в данной профессии? Сенсорные: восприятие зрительных сигналов, в том числе восприятие реальных предметов и явлений, изображений, обозначений и текстов. Восприятие звуковых сигналов, в том числе: устной речи; технических звуков. Восприятие одновременно большого количества сигналов. Интеллектуальная сфера: интеллектуальные качества (умение выбрать из нескольких вариантов решения оптимальный; умение определить объем информации, нужный для принятия решения); развитое внимание, наблюдательность (в том числе внимание к деталям); развитая способность к концентрации внимания. Коммуникативная сфера: уметь работать как в команде, так и в одиночку; оказывать воздействие на других людей, в то же время не подвергаться их влиянию; выполнять указания, соблюдать дисциплину; умение сдерживать свои чувства. Волевая сфера: сохранение работоспособности в критических ситуациях, исполнение решений, преодоление препятствий, достижение цели, борьба с усталостью, проявление инициативы.

Таким образом, в ходе опроса экспертов были выделены профессионально важные качества сотрудников специального отдела следственного изолятора. Данный перечень профессионально важных качеств является неким ориентиром для принятия сотрудников на службу в спецотдел.

На третьем этапе эксперты провели ранжирование психологических характеристик (ПВК). Респондентов просили отметить важность того или иного качества по 5-бальной шкале,

где 1 балл означал, что данное качество совсем не важно и 5 баллов - качество крайне необходимо. Данные о результатах ранжирования представлены в таблице 6.

Таблица 6

Данные о результатах ранжирования

Название качества Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3 Эксперт 4 Эксперт 5 Среднее значение

Волевые качества 4 4 5 5 5 4,6

Коммуникативные качества 5 5 5 5 4 4,8

Организаторские способности 5 4 5 5 5 4,8

Умение разрешать конфликты 4 4 4 5 5 4,4

Внимательность 5 5 4 5 5 4,8

Толерантность 4 4 4 4 5 4,2

Умение прогнозировать 5 5 5 4 4 4,6

Нервно-психическая устойчивость 5 5 5 5 5 5

В ходе анализа таблицы мы видим, что наиболее важными профессиональными качествами сотрудника специального отдела являются следующие: нервно-психическая устойчивость, организаторские способности, коммуникативные качества, умение прогнозировать, внимательность. В результате была получена модель деятельности сотрудника специального отдела следственного изолятора. Вместе с тем необходимо отметить, что это не жесткая схема квалификационной характеристики или профессиограммы, а живая модель личности, которая может быть использована в качестве эталона при проведении профессионального отбора, в профессиональном обучении, аттестации и расстановке персонала [10, с. 75].

Таким образом, в нашем исследовании мы рассмотрели профессиональную деятельность сотрудника специального отдела следственного изолятора уголовно-исполнительной системы. С помощью совместного обсуждения участниками экспертной группой была составлена профессиограмма, в которой подробно описаны пять блоков характеристик должности. Психологические характеристики данной деятельности показывают насколько она многогранна, сложна и какие высокие требования предъявляются к сотрудникам специального отдела следственного изолятора. Недостаточная готовность по различным причинам к профессиональной деятельности может приводить к межличностным конфликтам, отрицательным результатам труда, к развитию психосоматических расстройств, к профессиональной деформации, нарушению здоровья.

Полученные данные о профессионально важных качествах сотрудников специального отдела могут быть использованы психологами для диагностики ПВК у сотрудников, а также для проведения мероприятий по их формированию, развитию и коррекции. В рамках психокоррекции возможно проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие коммуникативных качеств, организаторских способностей и внимательности, умения прогнозировать, а также нервно-психической устойчивости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Профессионально важные качества личности сотрудника уголовно-исполнительной системы: Монография / Под общ. ред. О.Н. Ракитской. -Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. - С. 3. - ISBN 978-5-94991-207-2.

2. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие / В.Д. Шадриков. - 2-е изд. - М., 1996. - С. 66. - ISBN 5-88439-015-7.

3. Карпов А.В. Понятие профессионально важных качеств деятельности // Психология труда / Под ред. А.В. Карпова. М., 2003. - С. 190-195. - ISBN 5-30500111-0.

4. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: Словарь / под ред. Б.А. Бушкова. М., 2005. - С. 471. - ISBN 5-8291-0506-3.

5. Методика выявления и оценки профессионально важных качеств у сотрудников исправительных учреждений (на примере должности начальника отряда): практическое руководство / А.В. Сперанская, С.А. Прокопьева, М.С. Коданева; Федер. служба исполн. наказаний, Вологод. ин-т права и экономики. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2017. - С. 4: табл. - ISBN 978-5-94991-407-6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Сперанская А.В. Диагностика профессионально важных качеств у начальников отряда исправительных учреждений / Уголовное наказание в России и за рубежом: проблемы назначения и исполнения (к 10-летию принятия Европейских пенитенциарных правил): Сборник материалов международной научно-практической конференции. В 2-х частях / Под общей редакцией П.В. Голодова. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2017. - С. 57. - ISBN 978-5-94991-378-9.

7. Огородников А.В. Особенности деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы России // Вестник СамГУ. 2010. № 5 (79). - С. 219.

8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. М., 2010. - С. 284-292. - ISBN 5-7695-1506-6.

9. Соломин И.Л. Современные методы эксперессдиагностики и профессионального консультирования. Спб., 2006. - С. 40. - ISBN 5-9268-0441-8.

10. Сперанская А.В. Модель деятельности специалиста на примере начальников отряда исправительных учреждений / Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2016. - №3 (35). - С. 75.

Polyakova Elena Aleksandrovna.

The Vologda institute of law and economics of the federal penal service, Vologda, Russia

E-mail: misspolyakova@mail.ru

Professionally important qualities of employees of the special Department of the remand prison

Abstract. The author of the article presents a study that is devoted to the study of professionally important qualities of employees of the special Department of the remand prison. The research topic is important and relevant because at the present stage of development of the penitentiary system, more and more requirements are placed on the professionally important qualities of employees. At the same time, high-quality and effective performance of official activities in a short time period is required. The article considers approaches to the definition of professionally important qualities. The author of the article notes that in order to allocate a specific list of PVK, a psychological analysis of professional activity is necessary and the preparation of its professionogram and psychogram.

The empirical study was conducted on the basis of the fku SIZO-1 of the Federal penitentiary service of Russia in St. Petersburg and the Leningrad region. The purpose of the study was to study the professionally important qualities of employees of the special Department of the remand prison. The study included a number of stages. At the first stage, the selection of experts was carried out to fill in the methodology of expert evaluation of professions of I.L. Solomin. At the second stage, a professionogram and a psychogram were compiled on the basis of the results obtained by the method of expert evaluation of I.L. Solomin. In the third phase, the experts conducted a ranking of the psychological characteristics (professionally important qualities).

Thus, the analysis of the research, we have compiled job analysis (model I.L. Solomin), in which we described the position of the employee of the special Department of the remand prison by the characteristics included in the rated categories: technological, economic, pedagogical, medical, psychological. The most important professional qualities of the employee of the special Department of the remand prison were the following: neuropsychic stability, organizational skills, communication skills, ability to predict, attentiveness. According to the author, the obtained data should be used for the purpose of diagnosing PVK in employees, as well as for carrying out measures for their formation, development and correction. Within the framework of psychocorrection, it is possible to carry out a set of measures aimed at the development of communicative qualities, organizational abilities and attentiveness, the ability to predict, as well as neuropsychic stability.

Keywords: professionally important qualities; professiogram; the mental graph; employees of special Department; expert assessment of the profession; penitentiary system; official activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.