Научная статья на тему 'Профессиографический анализ деятельности начальников отряда исправительного учреждения'

Профессиографический анализ деятельности начальников отряда исправительного учреждения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
107
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОГРАФИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONALONLINE / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сперанская А.В., Прокопьева С.А.

В статье представлены результаты исследования по анализу профессиональной деятельности начальников отряда, составлена профессиограмма начальника отряда на основе экспертных оценок, уточнен перечень профессионально важных качеств, необходимых для эффективного выполнения ими должностных обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Сперанская А.В., Прокопьева С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a study on the analysis of professional activities of the heads of the detachment, composed of professiogram of the head of the squad on the basis of expert estimates, the updated list of professionally important qualities, necessary for the effective discharge of their duties.

Текст научной работы на тему «Профессиографический анализ деятельности начальников отряда исправительного учреждения»

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (41) ■ Часть 5 ■ Ноябрь

DOI 10.18454/IRJ.2015.41.174 Сперанская А.В.1, Прокопьева С.А.2

1,2Кандидат психологических наук, Вологодский институт права и экономики ФСИН России ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНИКОВ ОТРЯДА ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования по анализу профессиональной деятельности начальников отряда, составлена профессиограмма начальника отряда на основе экспертных оценок, уточнен перечень профессионально важных качеств, необходимых для эффективного выполнения ими должностных обязанностей. Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиографирование, профессионально важные качества.

Speranskaya A.V.1, Prokopyeva S.A.2

1,2PhD in Psychology, Vologda Institute of law and Economics of the Federal penitentiary service of Russia OCCUPATIONAL STUDIES THE ACTIVITIES OF THE CAPTAINS OF THE CORRECTIONAL INSTITUTION

Abstract

The article presents the results of a study on the analysis of professional activities of the heads of the detachment, composed of professiogram of the head of the squad on the basis of expert estimates, the updated list of professionally important qualities, necessary for the effective discharge of their duties.

Keywords: professional activity, professionalonline, professionally important qualities.

В пенитенциарной психологической литературе фактически отсутствуют описания профессий и должностей сотрудников различных подразделений УИС. В то же время очевидна значимость профессиональной деятельности сотрудников отдела по воспитательной работе с осужденными исправительных учреждений, выполняющих задачи по ресоциализации осужденных. Необходимость тщательного профессионально -психологического отбора сотрудников на должность начальника отряда в ИУ не вызывает сомнений. Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность предопределили тему исследования.

Для профессиографирования в рамках эмпирического исследования нами была выбрана схема описания профессий, предложенная И.Л. Соломиным [1]. Для получения данных исследования мы использовали экспертную оценку профессиональной деятельности начальников отряда, выполненную сотрудниками отдела по воспитательной работе исправительного учреждения. Результаты исследования приведены в виде ранжирования полученных данных.

В качестве основного предмета труда 75% экспертов отмечена работа с людьми, с текстами (изучает личные дела осужденных, ведет различную документацию, ознакомляется с требованиями различных нормативных актов и т.п.). Целью работы определены обучение и воспитание (80%), защита прав (48%) и информационное обеспечение и обслуживание (44%). Средствами труда выступают собственные возможности человека (вербальные и невербальные средства общения, психические процессы, органы чувств - зрение и слух), в качестве вспомогательного автоматизированного средства труда была определена компьютерная статистическая программа АКУС.

Среди трудовых операций выделены:

1. Умственные (выстроены в порядке уменьшения значимости): оформление документов (100%); планирование (75%); анализ проблем; наблюдение и регулирование (по 62,5%).

2. Социальные (выстроены в порядке уменьшения значимости): воспитание и мотивирование (по 100%); поощрение и наказание (87,5%); консультирование; поддержка, забота (по 75%); руководство, управление людьми; сообщение и информирование (по 62,5); выполнение распоряжений (50%).

Среди обязанностей, выполняемых начальником отряда, эксперты отметили следующие: работа с документацией; коммуникация; контроль.

При описании ошибок были выделены следующие: ошибки или несвоевременное заполнение документов, отсутствие необходимых справок в личных делах осужденных; несвоевременное реагирование или игнорирование проблем, неблагополучного физического и психического состояния осужденных; всевозможные нарушения нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность начальника отряда; перенос своих проблем на осужденных, предвзятое отношение к осужденным.

При определении психологических характеристик эксперты оценивали психические процессы и функции, в наибольшей степени задействованные начальником отряда при выполнении работы.

Сенсорные: восприятие устной речи (50%); восприятие одновременно большого количества сигналов (12,5%). Двигательные: устная речь (62,5%); нахождение в статической позе сидя, письмо (по 50%); ходьба, быстрое реагирование на слуховые и зрительные раздражители (по 37,5%).

Интеллектуальные: концентрация внимания с быстрым переключением с одного объекта на другой (75%); выражение своих мыслей устно или письменно, аргументирование, запоминание, сохранение и воспроизведение информации (по 50%); рассуждение, оперирование отвлеченными понятиями, правилами, показателями, таблицами, выделение наиболее существенных признаков, сравнение, анализ, обобщение, абстрагирование, классификация, умозаключение (по 37,5%).

Коммуникативные: ориентирование в поведении и отношениях, понимание других людей, умение поддерживать контакт, выполнение указаний, соблюдение дисциплины (по 100%); воздействие на других, побуждение, убеждение, внушение (87,5%); работа в коллективе (62,5%); предупреждение и разрешение конфликтов (50%).

Волевые: принятие решения и ответственности на себя, проявление инициативы, готовность к риску (75%); сохранение работоспособности в критических ситуациях (62,5%); исполнение решений, преодоление препятствий, перенесение трудностей, необходимость заставлять себя (по 50%).

80

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (41) ■ Часть 5 ■ Ноябрь

Осуществляя анализ полученных данных профессиограммы на основе экспертных оценок, в которой были отражены наиболее значимые профессиональные качества сотрудников отдела по воспитательной работе с осужденными, мы составили перечень ПВК начальника отряда: коммуникативные и организаторские способности, профессиональное мышление, мнемические и атенционные процессы.

Полученный перечень ПВК необходимо эмпирически изучить, чтобы оценить уровень развития данных качеств у начальников отряда. По полученным результатам можно будет определить, насколько требования профессии совпадают с ПВК реально действующих субъектов труда.

Литература

1. Соломин И.Л. Современные методы экспресс-диагностики и профессионального консультирования. - СПб, 2006. - 280 с.

References

1. Solomin I.L. Modem methods of Express diagnostics and professional advice. - SPb, 2006. - 280 p.

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PHILOLOGY

DOI 10.18454/IRJ.2015.41.080 Демушкина Т.Н.

Аспирант, Череповецкий Государственный Университет ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ В РЕЧИ НОСИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И РУССКО-АНГЛИЙСКИХ БИЛИНГВОВ

Аннотация

В данной статье рассматривается использование междометий в речи носителей американского варианта английского языка и русскоязычных билингвов с учетом лингвокультурологических факторов. Практическая значимость исследования определяется актуальностью формирования русско-английского билингвизма взрослых людей.

Ключевые слова: междометие, согласие/несогласие, носитель языка, билингв.

Dyomushkina T.N.

Postgraduate student, Cherepovets State University THE USAGE OF INTERJECTIONS IN THE SPEECH OF NATIVE AMERICAN SPEAKERS AND RUSSIAN-SPEAKING BILINGUALS

Abstract

The usage of interjections by native speakers of American English and Russian-English bilinguals is studied in this article. The practical significance of this research is defined by the topicality of Russian-English bilingual development in adults. Keywords: interjection, agreement/disagreement, native speaker, bilingual.

В процессе диалогического взаимодействия участниками коммуникации активно используются как в ербальные, так и невербальные средства. Согласно традиционной грамматике, междометие - это служебная часть речи, относящаяся к вербальным средствам. Активное изучение междометий связано с «лингвистическим поворотом» в конце XX века. Американский исследователь С. Мюллер называет междометие наиболее емким и информативным элементом, способным выразить многие чувства и эмоции коммуникантов [5], поскольку основная функция междометий в речи - выражение экспрессивности и эмоциональности. Это определяет ситуативный характер междометий, использование их только в определенном контексте, определенной коммуникативной ситуации, что делает их схожими с невербальными элементами. Т.М. Николаева подчеркивает, что в повседневной речи междометия неотделимы от невербальных элементов [1].

Исследователи выделяют две группы междометий: первичные и вторичные [3]. Первичные междометия не являются другими частями речи в зависимости от контекста. Они представляют собой отдельные звуки или сочетания звуков. Например: ouch, wow, gee, oh, ooop. Вторичные междометия являются отдельными лексическими единицами и могут выражаться другими частями речи, т.к. имеют определенную семантику. В зависимости от контекста они могут выполнять роль служебных или знаменательных частей речи. Примеры подобных вторичных междометий следующие: help, fire! Careful! Damn! Hell! Heavens! Christ! Shame! Bother! Drats! Часть ученых относит к группе вторичных междометий также следующие английские лексические единицы: yes, ok, no, bye-bye, hi-hi, sorry, thank you.

А.П. Садохин подчеркивает биологическую природу многих междометий [2]. Биологическая природа связана с тем, что использование междометий является врожденной, практически не поддающейся контролю чертой речи. Каждой культуре свойственна своя совокупность первичных и вторичных междометий, часть из которых благодаря билингвам может переходить от одного языка к другому [4].

В нашем исследовании проводился анализ междометий, использованных в речи носителей американского варианта английского языка и русскоязычных билингвов, говорящих на английском языке в различных коммуникативных ситуациях. Нами было исследовано 592 диалогических единства, содержащих 1280 средств выражения согласия и 242 диалогических единства, содержащих 394 средства выражения несогласия.

Носители американского варианта английского языка достаточно часто используют как первичные, так и вторичные междометия для выражения согласия, и несогласия.

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.