Научная статья на тему 'Формирование готовности сотрудников исправительных учреждений к воспитательной работе с осужденными (на примере начальников отрядов)'

Формирование готовности сотрудников исправительных учреждений к воспитательной работе с осужденными (на примере начальников отрядов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
662
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВЛЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ / CORRECTION AND TRAINING THOSE CONDEMNED / ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION / PEDAGOGICAL PREPARATION / EDUCATIONAL PROCESS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL METHODS / PEDAGOGICAL ACTIVITY / READINESS TOWARD EDUCATIONAL WORK WITH THOSE CONDEMNED

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гагарин Юрий Владимирович

В статье приводятся основные результаты диссертационного исследования «Формирование готовности сотрудников исправительных учреждений к воспитательной работе с осужденными (на примере начальников отрядов)». Даются рекомендации по качественному изменению образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования начальников отрядов исправительных учреждений, непосредственно реализующих задачи, поставленные перед ними обществом по воспитанию и дальнейшей ресоциализации осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гагарин Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article are given the basic results of a dissertation study Molding of the readiness of the colleagues of penitentiary for educational work with those condemned (based on the example of the chiefs of forces). They are given to recommendation regarding a qualitative change of the educational process in the system of the additional vocational education of the chiefs of the forces of the penitentiary, which directly realize the problems, stated before them by society on the training and further the reverse socialization of those condemned.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности сотрудников исправительных учреждений к воспитательной работе с осужденными (на примере начальников отрядов)»

4. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич - Мн.: «Соврем. слово» , 2005. - 720с.

5. Современная буржуазная философия / А.С.Богомолов и др.: под ред. А.С.Богомолова и др. - М.: Высшая школа. 1978. С.503.

6. Современный философский сло-

варь / под общей ред. В.Е.Кемерова. М. -Бишкек - Екатеринбург, 1996. С. 166.

7. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6т. М.: Педагогика, 1990. 528с. Т.5, С. 511.

8. М.Хайдеггер. Введение в метафизику / Пер. с нем.; предисл. А.ГЧернякова. -СПб.: Высшая религиозно-философская школа Санкт-Петербурга, 1997. - С.130.

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ (на примере начальников отрядов)

Ю.В. Гагарин

В статье приводятся основные результаты диссертационного исследования «Формирование готовности сотрудников исправительных учреждений к воспитательной работе с осужденными (на примере начальников отрядов)». Даются рекомендации по качественному изменению образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования начальников отрядов исправительных учреждений, непосредственно реализующих задачи, поставленные перед ними обществом по воспитанию и дальнейшей ресоциализации осужденных.

Ключевые слова: исправление и воспитание осужденных, дополнительное профессиональное образование, педагогическая подготовка, образовательный процесс, психолого-педагогические методы, педагогическая деятельность, готовность к воспитательной работе с осужденными.

In the article are given the basic results of a dissertation study "Molding of the readiness of the colleagues of penitentiary for educational work with those condemned (based on the example of the chiefs of forces) ". They are given to recommendation regarding a qualitative change of the educational process in the system of the additional vocational education of the chiefs of the forces of the penitentiary, which directly realize the problems, stated before them by society on the training and further the reverse socialization of those condemned.

The keywords: correction and training those condemned, additional vocational education, pedagogical preparation, educational process, psychological and pedagogical methods, pedagogical activity, readiness toward educational work with those condemned.

В последние годы государство прдпринимает активные меры по борьбе с преступностью, реализуются антикоррупционные и антитеррористические законодательные инициативы, благодаря которым уже нанесен серьезный удар по организованной преступности. Вместе с тем стабильно высоким продолжает оставаться процент преступлений, совершенных лицами, уже отбывавшими уголовные наказания.

Необходимо отметить, что основной социальной целью исполнения уголовного наказания является исправление и воспитание осужденных для возвращения их к нормальной жизни в обществе. Если эта цель не достигается - уголовно-исполнительная система работает практически вхолостую. Более того, она приносит даже вред, «нахождение в местах лишения свободы, постоянный обмен криминальным опытом между осужденными превращает эти места зачастую в «академию преступности»» [1, с. 3].

Естественно, что сам факт частичной или полной изоляции осужденных, вызванный необходимостью защиты общества от преступных элементов, отражается на воспитательном процессе. Изоляция как воспитательное средство весьма противоречиво, это отмечают в своих трудах по пенитенциарной педагогике многие исследователи (Ю.А. Алферов, А.Д. Глоточкин, А.И. Зубков, В.Ф. Пирожков, М.П. Стурова, Н.А. Тюгаева и другие).

С одной стороны, изоляция нарушает сложившиеся криминальные связи осужденного, препятствует продолжению преступной деятель-

ности, пьянству и наркомании, с другой - ведет к нарушению социально-полезных связей, что затрудняет адаптацию освободившихся граждан к жизни на свободе.

Анализ современного уголовно-исполнительного законодательства показывает, что Россией взят курс на гуманизацию исполнения наказаний, поэтому воспитательно-педагогическая функция, реализуемая в исправительном учреждении, выводится на первый план» [2, ст.1]. Такой подход вполне объясним: государство, изолировавшее граждан, совершивших преступления, заботится об их жизнеобеспечении, образовании, профессиональной подготовке (в учреждениях функционируют вечерние общеобразовательные школы, профессиональные училища, осуществляется дистанционное обучение в вузах) и ожидает возвращения в общество людей, изменивших свои антисоциальные установки, мировоззрение в результате целенаправленной воспитательной работы в исправительном учреждении.

В рамках становления новой модели исполнения наказаний актуальным остается поиск средств и методов воспитания людей, в той или иной степени отторгнутых обществом и зачастую противостоящих ему. Поэтому «именно воспитательная работа с осужденными призвана занимать ведущее место в деятельности органов, исполняющих наказания. При этом ее главными принципами должны стать отход от любых видов подавления личности, использование, в первую очередь, психолого-педагогических методов воздействия» [3, с.3].

В связи с этим в системе исправительных учреждений должен быть реализован качественно новый подход к воспитанию осужденных. Это, в свою очередь, требует иного уровня системы дополнительного профессионального образования сотрудников исправительных учреждений, ответственных за организацию и осуществление воспитательного процесса.

Воспитательная функция возложена законодателем на весь персонал исправительного учреждения, однако, ведущая роль в осуществлении воспитательного воздействия на осужденных отводится начальникам отрядов (как правило, в исправительном учреждении может быть до 10 и более отрядов, в зависимости от лимита наполнения учреждения; в отряде содержится 50-100 осужденных). На основе психолого-педагогических методов в индивидуальных, групповых и массовых формах начальники отрядов организуют воспитательную работу с осужденными, направленную на их исправление, формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение образовательного и культурного уровня. Помимо воспитательной работы начальникам отрядов приходится решать организационные, производственные, бытовые, административные и другие задачи, т.е. отвечать за организацию всей жизни и деятельности осужденных, их групп, как формальных (самодеятельных организаций), так и неформальных. Поэтому «именно к этой категории сотрудников предъявляются повышенные педагогические требования» [4, 1].

Вместе с тем, на сегодняшний день уровень подготовки начальников отрядов к воспитательной работе с осужденными остается очень низким, что отмечают многие исследователи пенитенциарных проблем (С.Н. Болтков, А.А. Аксенов, М.Г. Де-больский, А.М. Никитин, С.К. Ред-ков, А.М. Столяренко, Ф.Р. Сундуров, А.И. Ушатиков, В.П. Шупилов и др.). Большинство начальников отрядов не имеет педагогического образования, поэтому их профессиональное совершенствование чаще происходит в процессе практической деятельности (методом проб и ошибок). Система дополнительного профессионального образования слабо ориентирована на развитие готовности начальников отрядов к воспитательной работе, основное внимание уделяется их правовой (юридической) подготовке. В результате исправительное учреждение получает неплохих юристов-правоведов, но слабо подготовленных к работе с осужденными воспитателей.

Проведенное исследование позволило выявить сложившееся в уголовно-исполнительной системе противоречие между потребностью исправительных учреждений в начальниках отрядов, способных оказывать позитивное влияние на процесс исправления осужденных, и недостаточным научно-педагогическим обоснованием содержания и методов их обучения. Этот факт определил актуальность поиска педагогических условий эффективного формирования у начальников отрядов исправительных учреждений готовности к воспитательной работе с осужденными.

Исследование осуществлялось по следующим направлениям:

1. Изучение и анализ профессиональной деятельности начальников отрядов исправительных учреждений с целью выявления ее особенностей, в том числе психолого-педагогических.

2. Анализ основной образовательной программы, по которой осуществляется обучение начальников отрядов с целью изучения содержания и его соответствия потребностям их профессиональной деятельности.

3. Изучение и анализ педагогической деятельности преподавательского состава Федерального бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Учебный центр ГУФ-СИН России по Республике Татарстан с целью изучения форм и методов, применяемых в обучении начальников отрядов.

4. Поиск форм и методов, позволяющих эффективно формировать готовность начальников отрядов к воспитательной работе с осужденными.

Благодаря изучению и анализу профессиональной деятельности начальников отрядов были выявлены особенности, которые значительно отличают профессиональную деятельность в уголовно-исполнительной системе от деятельности в других социальных системах общества. К ним мы отнесли: воспитательно-педагогические, социально-психологические, правовые, организационные особенности, а также повышенные требования к физическому и психическому здоровью сотрудников. Данный анализ помог определить понятие «готовность начальника отряда к воспитательной работе с осужденными» как интегративное психолого-педаго-

гическое новообразование личности начальника отряда, обусловленное: мотивацией на осуществление этой деятельности; устойчивыми знаниями в области педагогики, психологии, философии, права, организации и управления процессом воспитательной работы в исправительном учреждении; умениями и навыками их применения в воспитательном процессе с различными категориями осужденных; сформированными качествами личности, значимыми для воспитательно-педагогической деятельности в исправительном учреждении, такими, как: справедливость, доброжелательность, расположенность к людям, общительность, педагогический такт и др. Кроме того на основе анализа практической деятельности было уточнено блочное содержание учебных дисциплин, необходимых для формирования готовности начальников отрядов к воспитательной работе с осужденными.

Анализ основной образовательной программы показал, что в ней наблюдается явный недостаток часов по основным блокам, отвечающим за педагогическую, психологическую, философскую подготовку начальников отрядов, т.е. именно тех блоков, в которых формируются: социальное мировоззрение; знания психологии личности осужденных; знания форм и методов воспитательной работы; умения и навыки организации воспитательного процесса в исправительном учреждении.

Изучение и анализ педагогической деятельности преподавательского состава Федерального бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального об-

разования Учебный центр ГУФСИН России по Республике Татарстан показал, что на должности преподавателей назначаются, как правило, сотрудники, имеющие высшее образование, большой опыт работы в уголовно-исполнительной системе и склонность к педагогической деятельности, но только единицы из них имеют педагогическое образование. Для подготовки сотрудников исправительных учреждений по направлениям: организация охраны и конвоирования осужденных, организация режима в исправительном учреждении такой подход себя оправдывает, когда опытные практики передают свои знания начинающим сотрудникам, имеющим среднее (полное) общее или среднее специальное образование. В случае с начальниками отрядов, каждый из которых имеет, как правило, высшее непедагогическое образование, но должен решать задачи воспитательного характера, необходимо профессиональное преподавание, организованное в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования.

В ходе дальнейшего исследования была разработана модель формирования готовности начальника отряда к воспитательной работе с осужденными, включающая:

1. Содержание: блок философских дисциплин; блок психолого-педагогических дисциплин; блок правовых дисциплин; блок организационно-управленческих дисциплин; блок специальной подготовки (по каждому блоку разработан тематический план);

2. Формы и методы подготовки начальников отрядов к индивидуаль-

ной и групповой работе с осужденными: проблемные лекции и семинары, ролевые и деловые игры, моделирование педагогических ситуаций, тренинг педагогического общения; педагогический анализ, педагогические дискуссии, «круглые столы», научно-практические конференции, выездные занятия в исправительные учреждения с решением практических задач, педагогический консилиум и др.;

3. Критерии определения эффективности формирования готовности начальников отрядов к воспитательной работе с осужденными, а именно: сформированность знаний, умений и навыков, соответствующих содержанию «готовности»; сформированность конструктивных видов взаимоотношений с осужденными; сформиро-ванность компонентов «готовности» (мотивационный, нравственно-ори-ентационный, познавательно-операционный, эмоционально-волевой, рефлексивно-оценочный). Для определения критериев сформированнос-ти готовности начальников отрядов применялись специально разработанные анкеты, опросник, тест, экспертная оценка педагогических действий начальников отрядов в специально созданных ситуациях, встречающихся в практической деятельности.

Предложенная модель явилась основанием для разработки экспериментальной программы обучения начальников отрядов, где содержание каждого из выделенных блоков было сориентировано на организацию воспитательной работы с осужденными, а психолого-педагогический блок - на индивидуализацию воспитательной работы и психолого-педагогической

поддержки осужденных. По разработанной программе в 2006-2008 гг. было осуществлено обучение трех групп начальников отрядов (всего 108 чел.) с привлечением к преподаванию профессорско-преподавательского состава Казанского филиала ФГОУ ВПО «Владимирский юридический институт ФСИН России», применявшего вышеперечисленные современные формы и методы обучения, а также использовавших такие формы организации внеучебной деятельности, как встречи с действующими опытными сотрудниками воспитательной службы и ветеранами Уголовно-исполнительной системы, посещение музеев МВД Республики Татарстан и ГУФСИН России по Республике Татарстан, выставочных залов, музеев и театров г. Казани.

В результате проведенной опытно-экспериментальной работы была отмечена тенденция более быстрого роста сформированности выделенных критериев готовности начальников отрядов к воспитательной работе с осужденными в экспериментальной группе в сравнении с контрольной группой (67 чел.). Экспертная оценка специалистов подтвердила высокий уровень сформированности знаний, умений и навыков по блоку психолого-педагогических дисциплин в экспериментальной группе. Кроме того начальники отрядов, обучавшиеся по новой программе, по всем блокам дисциплин показали высокое качество знаний, так средний балл экзаменационных оценок полученных на итоговых экзаменах по окончанию курса обучения в ФБОУ ДПО Учебный центр ГУФСИН РФ по РТ составил 4,8 балла в эксперименталь-

ной группе и 3,4 балла в контрольной группе.

По отзывам руководства исправительных учреждений у начальников отрядов, обучавшихся по экспериментальной программе, хороший коммуникативный контакт с осужденными и их родственниками, высокие показатели в воспитательной работе с осужденными (уменьшилось количество нарушений режима содержания, конфликтов между осужденными), грамотное оформление и ведение карточек индивидуальной работы с осужденными, высокая включенность в проведение массовых воспитательных мероприятий.

Таким образом, система дополнительного профессионального образования, нацеленная на формирование готовности начальников отрядов к воспитательной работе с осужденными, позволяет повысить их педагогическую компетентность, подготовить творческих, неординарно мыслящих, активных сотрудников, способных в процессе профессиональной деятельности законно и педагогически грамотно решать задачи, поставленные перед ними обществом по воспитанию и дальнейшей ресоциализации осужденных.

Литература:

1. Редкое С. К. Формирование педагогических умений будущих специалистов уголовно-исполнительной системы в процессе изучения правовых дисциплин: авто-реф. дис. .. .канд. пед. наук. / С. К. Редков. -Ярославль, 2005. - 24 с.

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: [Федер. Закон: принят Гос. Думой 18 дек. 1996 г.: по состоя-

нию на 12 февраля 2007 г.] - М.: Маркетинг, 2007. - 186 с.

3. Ялунин В. У. Нормальное функционирование УИС будет обеспечено / В. У. Ялунин // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2002. - № 2. - С. 3-4.

4. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» от 30 декабря 2005 года №259.

СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (на примере молодежных объединений)

Л.Г. Сахарова

В данной статье рассматривается суть понятия «культура межконфессиональных отношений» и современные подходы к формированию у студенческой молодежи культуры межконфессиональных отношений в деятельности молодежных объединений.

Ключевые слова: культура межконфессиональных отношений, молодежное объединение, студенчество, молодежь.

The article is dedicated to the modern approaches to the upbringing the culture of interconfessional relations among student youth. The author turns her attention to the role of the youth organizations in this pedagogical process.

Key words: culture of interconfessional relations, public youth organization, students, youth.

Рубеж ХХ-ХХ1 вв. - это возврат России к традиционным ценностям в новых социальных условиях. Особо важное место в комплексе традиционных ценностей занимают ценности религиозные, определяющие духовно-нравственное развитие общества и различные направления воспитания подрастающего поколения. Рост интереса к религии у людей порождает множество проблем в социально-правовом и психолого-педагогическом планах. Возникает вопрос: «Какие образовательные учреждения и педагоги, какой квалификации могут

осуществлять преподавание предметов, направленных на изучение основ религий и религиозной истории?» Одновременно возникает и проблема формирования бесконфликтных межконфессиональных отношений в обществе.

Российская Федерация - сложное в конфессиональном и национальном планах образование. Каждый российский регион имеет свой специфический состав и традиции поддержания конфессионального мира. Значительная доля современных российских корпораций и коллективов имеют по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.