6. Крылова, Н.Н. Самосознание: строение и взаимодействие структурных компонентов / Н.Н. Крылова // Вестник ПГУ. - 2015. - № 1 (9). - С. 36-40.
7. Лушина, Е.В. Самосознание и самопознание как основные компоненты духовно-нравственного воспитания личности студента / Е.В. Лушина // Молодой ученый. - 2009. - № 12 (12). - С. 383-387. - URL: https://moluch.ru/archive/12/904/ (дата обращения: 30.04.2022).
8. Орлов, Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера / Ю.М. Орлов. - М.: Просвещение, 1987. - 224 с.
9. Повшедная, Ф.В. Профессиональная культура и профессиональная компетентность будущего учителя / Ф.В. Повшедная. О.В. Лебедева // Известия ВУЗа. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - № 2 (34). -С. 148-156.
10. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 288 с.
11. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. - М.: Наука, 1977. - 144 с.
Психология
УДК 159.99
старший преподаватель Макарова Оксана Александровна
Елабужский институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)
ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ОПЕРАТОРОВ
ПОЛУЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО СТЕКЛОВОЛОКНА
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию психологических свойств, умений и навыков рабочих нефтегазохимического производства, в частности операторов получения непрерывного стекловолокна (далее - операторы ПНС). Установлено, что данные характеристики могут выступить в качестве внешних условий профессионального роста. Также описаны возможные личностные факторы, способствующие возникновению ошибок на производстве на основе опроса экспертов. В качестве экспертов выступили мастера, старшие мастера, технологи производства и сотрудники отдела труда. По мнению экспертов, оператору ПНС для успешного выполнения рабочих функций необходима высокая концентрация внимания, позволяющая отслеживать технологический процесс. Ответственность позволит осознать высокую значимость производимого продукта для человечества. Наличие опыта выполнения действий, аккуратность и точность в выполнении действий обеспечат безошибочную деятельность. Быстрота реакций поможет оперативно устранить неполадки на производстве. Трудолюбие и исполнительность оператора могут многое сказать о его стремлении выполнить свою работу качественно. Терпеливость и склонность к однообразной работе могут предотвратить наступление негативных психоэмоциональных состояний. К ошибкам на производстве могут приводить недостаточная профессиональная подготовка и измененное состояние оператора. Отмечено, что опасными для производства могут быть низкий уровень интеллектуальных и некоторых личностных профессионально важных качеств. В этой части исследования эксперты были достаточно единодушны. Особенностью данного исследования является именно внешняя оценка успешности оператора. В перспективе данное исследование может развиваться в направлении сравнения самооценок и оценок со стороны.
Ключевые слова: нефтегазохимическое производство, операторский труд, профессиональный рост, быстрота реакций, концентрация внимания, критерии успешности, внешние критерии успеха, внутренние критерии успеха.
Annotation. This article is devoted to the study of the psychological properties, skills and abilities of workers in the petrochemical industry, in particular, operators for the production of continuous fiberglass. It has been established that these characteristics can act as external conditions for professional growth. It also describes possible personal factors that contribute to the occurrence of errors in production based on a survey of experts. Foremen, senior foremen, production technologists and employees of the labor department acted as experts. According to experts, in order to successfully perform work functions, the operator needs a high concentration of attention, which allows him to monitor the technological process. Responsibility will make it possible to realize the high significance of the product for humanity. Having experience in performing actions, accuracy and accuracy in performing actions will ensure error-free activity. The speed of response will help to quickly eliminate problems in production. The diligence and diligence of the operator can say a lot about his desire to do his job efficiently. Patience and a tendency to monotonous work can prevent the onset of negative psycho-emotional states. Insufficient training and an altered state of the operator can lead to errors in production. It is noted that a low level of intellectual and some personal professionally important qualities can be dangerous for production. In this part of the study, the experts were quite unanimous. A feature of this study is precisely the external assessment of the success of the operator. In the future, this study can develop in the direction of comparing self-assessments and assessments from the outside.
Key words: petrochemical production, operator's work, professional growth, speed of reactions, concentration of attention, success criteria, external success criteria, internal success criteria.
Введение. Сложно представить себе такого человека, который не стремился бы достичь высоких результатов в своей работе, стать успешным. И совершенно не важно, каким видом и родом деятельности человек занимается. Даже если профессия не является престижной, индивид, посвятивший некоторый промежуток своей жизни какой-то работе, старается выполнить качественно.
Роль человеческого фактора является определяющей во многих профессиях, даже с учетом использования современных технологий, новшеств, и это влияет на то, за какие психологические особенности работодатель будет ценить своего сотрудника. Выявление психологических факторов становления успешного специалиста может обеспечить более эффективный профессиональный отбор и качественное психологическое сопровождение уже работающих специалистов. Эту мысль подчеркивают все представители психологии труда, занимавшиеся изучением данного вопроса.
Профессиональный рост значимая характеристика любой профессиональной деятельности. Его изучению посвящены работы таких отечественных и западных психологов, как Бодров В.А. [1], Зеер Э.Ф. [2], Климов А.Е. [3], Родина О.Н. [4], Пряжников Н.С. [5], Толочек В.А. [8], Graham Р. [13], Reeser L.C. [14], Rodriguez J.J. [15]. В их трудах раскрываются также и смежные понятия: «профессиональная успешность», «эффективность труда», «результативность» и др., предлагаются различные подходы к их оценке.
Действительно, в современной психологии постоянно осуществляются попытки описать успешность в той или иной профессии. Но можно обозначить некий дефицит работ, посвященных изучению факторов и критериев роста в профессиях, связанных с управлением техническими средставами. В этом направлении достаточно распространенными являются работы по исследованию профессионального труда водителей или пилотов, есть также работы по операторскому труду. Однако
работ, в которых изучались бы особенности профессионального роста оператора ПНС, пока не достаточно. А в имеющихся работах не описан механизм достижения профессионального роста и не найден ответ на вопрос, что заставляет сотрудника связывать себя с вредными условиями труда и выполнять монотонную работу.
Изложение основного материала статьи. Профессия оператора ПНС включает в себя компоненты социального взаимодействия с коллегами (хотя на первый взгляд может показаться, что они несущественны, или их нет вообще). Преимущественно же доминирующими в труде оператора ПНС оказываются признаки технической профессии -характеристики контактов с техникой. Именно поэтому мы сосредоточили внимание на техническом аспекте операторской деятельности, т.е. процессе получения непрерывного стекловолокна. Нами было проведено исследование, включавшее в себя следующие этапы: анализ специализированной литературы и изучение локальных нормативных документов (рабочей инструкции оператора получения непрерывного стекловолокна ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно»); создание на основе рабочей инструкции анкеты для экспертного оценивания, в ходе которого необходимо было указать психологические характеристики, необходимые оператору ПНС для успешного выполнения той или иной операции, а также особенности личности, способные помешать безошибочному выполнению операций. В качестве экспертной выборки исследования выступили сотрудники ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» Республики Татарстан в количестве 24 человек (8 мастеров, 4 старших мастера, 2 технолога производства, 10 сотрудников отдела труда). Среди них 8 респондентов - женского пола, 16 - мужчины в возрасте 24-49 лет. Высшее образование имеют 18, среднее специальное - 6 человек. Лица, принявшие участие в исследовании, являются профессионалами и ориентированы в особенностях технологического процесса получения непрерывного стекловолокна, а также ежедневно выступаю прямыми наблюдателями профессиональной деятельности операторов ПНС. Это и стало основанием для изучения рабочей инструкции оператора ПНС, на основе которой в последующем и был создан экспертный опрос. В рамках опроса выяснялось, какие личностные или психофизиологические особенности помогают оператору ПНС выполнить ряд последовательных операций (экспертам был предложен перечень операций, взятых из рабочей инструкции по технологии получения непрерывного стекловолокна). Экспертный опрос носил проективный характер, поэтому респонденты сами формулировали ответы, которые в последующем были обобщены и представлены в таблице 1:
Таблица 1
Результаты экспертного опроса
Критерии успешного выполнения действий Количество испытуемых (Процентное соотношение)
Быстрота реакций 12 (50%)
Высокая концентрация внимания 24 (100%)
Точность в выполнении действий 13 (54%)
Терпеливость 6 (25%)
Ответственность 24 (100%)
Аккуратность 18 (75%)
Исполнительность 7 (29%)
Трудолюбие 12 (50%)
Опыт 24 (100%)
Порядочность 1 (4%)
Склонность к однообразной работе 3 (12,5%)
Активность 2 (8%)
Следует заметить, что наши респонденты были достаточно единодушны в ряде случаев. Высокую концентрацию внимания, большую ответственность и наличие опыта выполнения профессиональных действий отметили все респонденты. Изученные труды свидетельствуют, что эти качества часто оказываются полезными для любого технологического процесса. Концентрация внимания или, сосредоточенность - это выделение силой сознания объекта и направление индивидом своего внимания на него. Роль концентрированного внимания в деятельности оператора может быть различна. Прежде всего, оно необходимо для более полного и глубокого восприятия определенного участка конвейера, но важно, что бы чрезмерная концентрация внимания не приводила к чрезмерному сужению поля внимания, это может привести к проблемам в восприятии других важных участков, на которых может, например, произойти обрыв нити. Отвлечение внимания от участка прядения нити, к сожалению, возможно в деятельности оператора. В любых ситуациях важно этого не допустить. Профессиональный опыт оператора же важен как единство компетенций, полученных во время практических действий и операций при получении непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, в отличие от знания, полученного посредством простого абстрактного мышления, лишенного реальной основы. 75% экспертов назвали такое общее личностное качество как аккуратность (в ответах употреблялись такие характеристики как точность, упорядоченность и тщательность в исполнении движений; склонность к опрятности; добросовестность, исполнительность, исправность, педантичность, подобранность, подтянутость). Все вышеназванное должно характеризовать деятельность оператора, а точнее отдельные его операции. Но особенно как необходимое качество для любого оператора в ответах экспертов нами была выделена точность в выполнении действий (встречалась в ответах в 54% случаев). Ровно половина респондентов (50%) - назвали быстрые реакции и трудолюбие. Считается, что трудолюбие - это желание жертвовать своими временем, силами и энергией для создания социально-значимого продукта; способность заниматься долго своим трудом с удовольствием и не отвлекаться даже на личные потребности. Трудолюбие считается благом с эгоистической (как залог личного успеха) и этической точки зрения (труд на благо общества). Формирование трудолюбия обеспечивается через понимание смысла и результатов своего труда. Важно заметить, что труд оператора ПНС не считается привлекательным, он реализуется на вредном производстве, а значит, является опасным, прежде всего, для организма работника. А это значит, что в таких условиях трудолюбие работника и осознание им значимости производимого продукта будет очень существенным фактором его успехов. Что же касается быстроты реакций, то в самых общих чертах она является умением индивида совершать операции в короткие сроки. Это значит, что одним из важнейших условий успешной работы оператора
является быстрота и точность его реакций. Нужно учесть также, что высокая быстрота реакции оператора может граничить с нарушениями ее точности, и тогда вследствие утомления могут возникнуть ошибки [9]. Поэтому, возможно, что более значимым фактором является все-таки точность, чем быстрота в реакциях оператора.
Описание технологического процесса получения непрерывного стекловолокна говорит о том, что сотрудник, выполняющий операторскую деятельность, должен быть сосредоточен на последовательности выполняемых действий, а также уметь быстро реагировать на непредвиденные обстоятельства, поломки и устранять их с высокой степенью точности. Для того чтобы контролировать процесс, оператор ПНС должен уметь быстро реагировать на всевозможные изменения. Исполнительность была отмечена у 29% испытуемых. Это волевое качество человека, которое предполагает активное, старательное и систематическое выполнение принимаемых решений. Исполнительный сотрудник всегда стремится полностью завершить начатое им или порученное ему дело. Можно предположить, что экспертам (заметим, управленцам) удобен сотрудник-исполнитель, однако оператор действительно достаточно ответственно, без промедлений и отклонений от технологического процесса должен подходить к выполнению своего функционала. В науке помимо исполнительности есть исполнительское действие, это умение решать трудовую задачу. Исполнительское действие входит в структуру деятельности и может быть и целью, и средством ее достижения. В данном исследовании речь идет, по-видимому, именно об исполнительском действии. [11].
О важности терпеливости заявили 25% респондентов. Качества, которые звучали немного реже: склонность к однообразной работе (12,5%), активность (8%), порядочность (4%). Эксперты не придали значения активности, по всей видимости, из-за отсутствия значительной двигательной подвижности в работе оператора. Порядочность же чаще относят к интеллектуальному труду, чем к физическому. А вот, склонность к однообразию или, иначе говоря, монотоноустойчивость, очень часто ассоциируют с операторским трудом [10], но при этом эксперты такой точки зрения не придерживаются.
В изучении труда оператора важным является именно анализ ошибок, поэтому экспертам был также задан вопрос о возможностях предотвращения ошибок в деятельности оператора через его личностные качества. Ошибка - это результат неправильно совершаемой деятельности с отступлением от плана; этот результат отличается от общепринятых стандартов. В психологии труда также говорят о так называемых промахах. Промахом называют грубые, случайные ошибки, которые являются следствием, как правило, недостаточного внимания оператора. Общеизвестно, что любые оплошности в работе сотрудника производства ведут к остановке или замедлению производственного процесса. Даже мастер своего дела совершает ошибки в сложных трудовых условиях. Любая ошибка воспринимается отрицательно. С ошибкой связывают страх и переживание вины, которые уже выходят за пределы случая, в котором она совершена. Последствиями ошибки на производстве могут быть различные травмы, несчастные случаи, аварии и катастрофы. Встречаются ошибки оператора по их месту в структуре деятельности: ошибки неправильного восприятия - не обнаружил, не различил, не узнал; ошибки внимания - не сосредоточился, не переключился, не смог удержать в поле внимания, устал; ошибки памяти - пробелы в сохранении, ошибки в воспроизведении оперативной или долговременной информации; ошибки мышления и принятия решения - не понял, не предусмотрел, не проанализировал, не разобрался; механические ошибки - случайно нажал не на ту клавишу, отпустил трос или шнур; ошибки из-за отсутствия навыка; из-за усталости, стресса, вредной среды.
Статистически отмечается, что 45% аварий на атомных станциях, 60% на воздушном, 80% на водном и 90% на сухопутном транспорте происходит по вине обслуживающего персонала. Человеческая ошибка в них выходит на первое место. Факторами, приводящими к ошибке, чаще всего, выступают опыт, интеллект, возраст, квалификация, образование, дисциплинированность, рассеянность, нервозность, усталость [12]. Многое из прозвучавшего выше было отмечено и респондентами в ходе опроса.
Таблица 2
Качества оператора, приводящие к ошибкам на производстве
Группы качеств, приводящих к ошибкам Количество испытуемых (процентное соотношение)
Недостаточная профессиональная подготовка 24 (100%)
Измененное состояние человека 23 (96%)
Индивидуальные интеллектуальные профессионально нежелательные качества 24 (100%)
Индивидуальные личностные профессионально нежелательные качества 20 (83%)
Как видно из таблицы 2, называемые качества мы объединили в некие группы: недостаточная профессиональная подготовка (неустойчивость сформированного навыка, «недоученность», недостаток опыта) была отмечена как одна из главных причин совершения ошибок на производстве, да и в любой профессиональной деятельности (100%); индивидуальные интеллектуальные профессионально нежелательные качества оператора (были названы в основном недостатки внимания, точности восприятия) также единодушно отмечают 100% экспертов; измененное состояние человека (всевозможные болезни, состояние утомления, перенапряжения), подобные, не зависящие от оператора факторы могут приводить к серьезным ошибкам (их отметили 96% испытуемых); индивидуальные личностные профессионально нежелательные качества оператора (недисциплинированность, халатность, небрежность, неаккуратность, безответственность) выделены в качестве возможных причин ошибок у 83% экспертов.
Особенно значимыми для профессиональной деятельности, действительно, являются требования, предъявляемые к личности специалиста, к его психологическим и функциональным возможностями (ресурсам) и являются предопределяющими критериями эффективности деятельности. Большое значение имеют индивидуальные черты субъекта деятельности, их своеобразие и неповторимость, необходимость для профессии, взаимозаменяемость. Вероятно, некоторые из этих психологических качеств (работоспособность, когнитивные процессы, эмоциональная устойчивость и др.) выступают как способствующие профессиональному росту, другие - как качества, мотивирующие на успех (концентрация внимания, ответственность и др.), составляющие индивидуальный стиль деятельности и поведения, а третьи качества определяют характер конкретных операций, их нормативные или ошибочные проявления (восприятие информации, принятие решений, психомоторика, монотоноустойчивость и др.) [8].
Повышение профессионального мастерства часто связано с преодолением ошибок в том числе. Опыт не может возникнуть из одного только знания правил. Сама ошибка - это активность, направленная на обрисовывание границ и пределов допустимого или нормального результата.
Способами профилактики и снижения числа ошибок в труде оператора могут стать повышение удовлетворенности трудом и чувства ответственности, хорошие условия труда, анализ происшествий, осознание ошибок, отбор на должность, тренировки и обучение, действия, отрабатываемые на тренажере.
Выводы. Результаты нашего исследования констатируют перечень основных психологических качеств, необходимых оператору ПНС для успешного выполнения рабочих инструкций, а соответственно, способствующих профессиональному росту. По мнению наших экспертов к ним относятся высокая концентрация внимания, ответственность, наличие опыта выполнения действий, аккуратность, точность в выполнении действий, трудолюбие, быстрота реакций, исполнительность, терпеливость, склонность к однообразной работе и т.д. Справедливым будет заметить, что, исследуя критерии профессионального роста оператора ПНС, мы не рассматривали такие общие характеристики профессиональной деятельности как удовлетворенность трудом, мотивация труда и т.д., их также можно отнести к факторам успешной профессиональной деятельности, но акцент делали лишь на личностных качествах, необходимых для успешного выполнения трудовых операций в технологическом процессе. К тому же данные критерии имеют характер внешних, так как их оценка производилась со стороны. Безусловно, для того, чтобы утверждать абсолютную объективность полученных результатов нам необходимо сопоставление их с результатами самооценки профессионального роста в операторском труде, т.е. с собственными оценками своей личности и особенностей выполняемой деятельности операторами ПНС. В этом направлении видятся перспективы исследование в будущем.
Литература:
1. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров - М.: ПЕРСЭ, 2001. - 511 с.
2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф. Зеер -М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с.
3. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов - М., 1998. - 225 с.
4. Родина, О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» / О.Н. Родина // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1996. - №3. - С. 27-28.
5. Пряжников, Н.С., Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 216 с.
6. Толочек, В.А. Современная психология труда: Учебное пособие / В.А. Толочек. - СПб.: Питер, 2005. - 479 с.
7. Соколова, А.С. Критерии профессиональной успешности специалистов службы технической поддержки / А.С. Соколова // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 64-65.
8. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности /О.А. Конопкин. Изд.2, испр. и доп., 2011. - 320 с.
9. Пейсахов, Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы / Н.М. Пейсахов - Казань: Издательство Казанского университета, 1974. - 253 с.
10. Фукин, А.И. Психологические особенности монотонии в конвейерном труде / А.И. Фукин // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 4 / Под ред. В.А. Бодрова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - C. 459-477.
11. Прядеин, В.П. Исполнительность, мотивация, стиль реагирования / В.П. Прядеин // Научный диалог. - 2012. - №6. - URL: http://cyberleninka.rU/article/n/ispolnitelnost-motivatsiya-stil-reagirovaniya (дата обращения: 4.05.2022).
12. Муратов, О.Э. Человеческий фактор на ядерных объектах / О.Э. Муратов, М.Н. Тихонов. - 2008. - URL: http://www.proatom.ru/modules.php?file=print&name=News&sid=1555 (дата обращения: 3.05.2022).
13. Graham, P. Reconceptualizing professional development: A case study of professional learning community activities and teacher improvement in a first-year middle school / P. Graham. - The University of North Carolina at Chapel Hill. Cop. 2006 - 283 p.
14. Reeser, L.C. Professionalization and social activism / L.C. Reeser. - Bryn Mawr College. Cop.1986 - 167 p.
15. Rodriguez, J.J. Predicting the career success of Air Force Academy cadets / J.J. Rodriguez. - The University of Nebraska -Lincoln. Cop. 2008 - 308 p.
Психология
УДК 159.946
кандидат педагогических наук, доцент Павлова Ольга Станиславовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРОЯВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности проявления социальной адаптации подростков с ДЦП в условиях интегрированного обучения. Данная специфика раскрывается сначала в рамках рассмотрения теоретических предпосылок, затем описываются результаты исследования влияния интеграции на процесс адаптации подростков с ДЦП к обучению в школе. Уточняется сущность понятий «интеграция» и «интегрированное обучение». Описываются психологические проблемы подростков с ДЦП, связанные с негативными воздействиями их микросоциального окружения, психогенной травматизацией в связи с наличием физического дефекта. Раскрываются базовые принципы интегрированного обучения. Наряду с вышеперечисленными особенностями, в статье анализируется степень разработанности рассматриваемой проблемы в различных теоретических источниках отечественных и зарубежных авторов. В связи с тем, что многим подросткам с ДЦП свойственны дезадаптационные срывы и кризы, в данной статье особое внимание уделяется анализу условий, необходимых для организации психологического комфорта в рамках интегрированного обучения.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, подростковый период, социальная адаптация, интеграция, интегрированное обучение, психогенная травматизация.
Annotation. The article discusses the features of the manifestation of social adaptation of adolescents with cerebral palsy in the conditions of integrated learning. This specificity is revealed first in the framework of the consideration of theoretical prerequisites, then the results of the study of the influence of integration on the process of adaptation of adolescents with cerebral palsy to school are described. The essence of the concepts of "integration" and "integrated learning" is clarified. Psychological problems of adolescents with cerebral palsy associated with the negative effects of their microsocial environment, psychogenic traumatization due to the presence of a physical defect are described. The basic principles of integrated learning are revealed. Along with the above