Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ОПЕРАТОРОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КВАЛИФИКАЦИОННОГО РАЗРЯДА'

СТРУКТУРА ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ОПЕРАТОРОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КВАЛИФИКАЦИОННОГО РАЗРЯДА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОПЕРАТОР / ОПЕРАТОРСКИЙ ТРУД / PROFESSIONAL GROWTH / PSYCHOLOGICAL AND ACMEOLOGICAL CONDITIONS / OPERATOR / OPERATOR WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макарова Оксана Александровна

В статье рассматриваются структуры психолого-акмеологических условий профессионального роста операторов получения непрерывного стекловолокна разных квалификационных разрядов. Раскрываются структурообразующие личностные характеристики в операторском труде. Приводятся отличия в структурах операторов 5-6, 4 и 3 разрядов.The article discusses the structure of psychological and acmeological conditions for the professional growth of operators producing continuous fiberglass of various qualification categories. The structure-forming personality characteristics in operator work are revealed. Differences in the structures of operators 5-6, 4 and 3 digits are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Макарова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ОПЕРАТОРОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КВАЛИФИКАЦИОННОГО РАЗРЯДА»

3. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика, 2006. № 4. С. 3-22.

4. Немиринский О.В. Личностный рост в психотерапевтической группе. - М.: Смысл, 1999. - 112 с.

5. Перлз Ф.С. Гештальт-подход и Свидетель терапии. - М.: Академический проект, 2019. - 207 с.

6. Саенко Ю.В. Регуляция эмоций. Тренинги управления чувствами и настроениями. - Спб: Речь, 2010. - 232 с.

7. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotional Intelligence as Zeitgeist, as Personality, and as a Mental Ability. In: R. Bar-On, J.D.A. Parker (Eds.), Handbook of emotional intelligence: Theory, development, assessment, and application at home, school, and in the workplace. San Francisco, CA: Jossey-Bass. 2000. - pp. 92-117.

Психология

УДК 159.923.3

старший преподаватель Макарова Оксана Александровна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

СТРУКТУРА ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ОПЕРАТОРОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КВАЛИФИКАЦИОННОГО РАЗРЯДА

Аннотация. В статье рассматриваются структуры психолого-акмеологических условий профессионального роста операторов получения непрерывного стекловолокна разных квалификационных разрядов. Раскрываются структурообразующие личностные характеристики в операторском труде. Приводятся отличия в структурах операторов 5-6, 4 и 3 разрядов.

Ключевые слова: профессиональный рост, психолого-акмеологические условия, оператор, операторский труд.

An^tatton. The article discusses the structure of psychological and acmeological conditions for the professional growth of operators producing continuous fiberglass of various qualification categories. The structure-forming personality characteristics in operator work are revealed. Differences in the structures of operators 5-6, 4 and 3 digits are given.

Keywords: professional growth, psychological and acmeological conditions, operator, operator work.

Введение. Операторский труд сегодня является максимально автоматизированным. Но это не означает, что в нем исключено влияние личностных факторов. На современном этапе развития науки и техники изучение личностных характеристик рабочего, задействованного на автоматизированном или конвейерном производстве, становится достаточно актуальным. Интерес к данному вопросу вызван поверхностным отношением к профессии людей в ней находящихся, и в связи с этим большой текучестью кадров в целом. Сложившуюся ситуацию можно объяснить тем, что, с одной стороны, оператор, как правило, имеет небольшой набор профессиональных операций, выучить которые можно очень быстро, следовательно, и его заработную плату назвать высокой не возможно, с другой стороны, задерживаться на таком производстве не каждый сотрудник желает в связи с разного рода вредностями (продукты нефтегазовой, химической промышленности), которым он подвергает свое здоровье. Существует большое количество научных трудов, изучающих те или иные психологические аспекты операторского труда или личности самого оператора (психофизиологические состояния [1], [10], [11], стрессоустойчивость, эмоциональную или нервно-психическую устойчивость [2], [3], [6], [7], [9], копинг-стратегии [4], адаптивные способности [5], профессиональные риски [8], коммуникативные способности [9], психологические особенности личности оператора в целом [10], [11].

Мы же считаем, что для того, чтобы определить факторы успешности или профессионального роста в операторском труде необходимо рассматривать личность сотрудника структурировано. Профессиональный рост - это направление работы, основной задачей которого является не только развитие человека в профессиональной сфере, за счет приобретения необходимых знаний и опыта, практических навыков, но и развития соответствующих образцов мышления и поведения, качеств и характеристик личности. Основой же профессионального роста личности выступают его психолого-акмеологические условия, это коммуникационная, организационная, познавательная, социально-перцептивная, когнитивная составляющие. В свою очередь, личность, погруженная в социально-психологическую реальность, реализуется через профессиональный выбор, профессиональную мотивацию, адаптацию к профессии, удовлетворенность условиями труда. С помощью этих явлений раскрываются закономерности профессионального роста личности. Операторский труд разнообразен в своих проявлениях, изучать его необходимо в зависимости от сферы деятельности, особенностей производства. В связи с этим характеризовать структуру психолого-акмеологических условий профессионального роста оператора и распространять эту характеристику на абсолютно все виды операторского труда невозможно. Это заставляет нас внести некую конкретику в дизайн исследования.

Изложение основного материала статьи. Объектом исследования стали 72 оператора получения непрерывного стекловолокна (мужчин) ООО «П-Д Алабуга - Татнефть Стекловолокно» (Республика Татарстан, г. Елабуга, Свободная экономическая зона), имеющих различный уровень квалификации. Это сотрудники промышленного предприятия нефтегазохимического комплекса, выполняющие в зависимости от разряда простые или более сложные работы: подготовка бобин для намотки стекловолокна, установка их на бобинодержатели и снятие намотанных бобин; отмотка нитей с каждой намотанной бобины, маркировка и подвешивание их на конвейер; ликвидация возникающих технологических нарушений и перерывов процесса вытягивания; соединение элементарных волокон при технологических перерывах, увеличение цикла наметки за счет непрерывного снятия капель от оборвавшихся волокон в допускаемых пределах; предупреждение и устранение мелких неисправностей в работе обслуживаемого оборудования. Производство стекловолокна одно из самых перспективных производств в России и во всем мире, так как материалы из стекловолокна используются сегодня практически во всех сферах жизнедеятельности. Но также оно является и вредным производством, потому большой проблемой остается то, что сотрудники задерживаются на подобного рода

предприятиях в среднем от нескольких месяцев до 2,5-3 лет. Это значит, что как только сотрудник в полной мере овладел необходимыми навыками и компетенциями, когда адаптировался к условиям труда, он уходит в другую сферу деятельности, а его место занимает другой неопытный сотрудник, которого необходимо обучать. Соответственно, актуальным вся администрации всегда остается вопрос набора и подготовки кадров. Целью исследования было изучение у операторов получения непрерывного стекловолокна (далее операторов ПНС) структуры психолого-акмеологических условий их профессионального роста. В соответствии с задачами эмпирического исследования, были сформированы три группы операторов: первая группа - высококвалифицированные операторы, имеющие 5-6 разряды, - 27 человек; вторая -среднеквалифицированные операторы, имеющие 4 разряд, - 24 человека; третья группа -низкоквалифицированные, имеющие 3 разряд, - 21 человек.

В качестве психолого-акмеологических условий профессионального роста операторов ПНС были взяты такие личностные и психофизические характеристики как склонность к тем или иным видам профессиональной деятельности; проявления монотоноустойчивости, состояний сниженной работоспособности; мотивационная система, удовлетворенность трудом; координация движений; переключаемость внимания; адаптивные способности; быстрота движений; оперативная память; реакции на движущийся объект; психоэмоциональная устойчивость и тип нервной системы. Всего было изучено 96 характеристик при помощи 14 психодиагностических методик. Полный список характеристик и методик представлен в таблице 1.

Таблица 1

Список психолого-акмеологических условий профессионального роста и методик их выявляющих

«Карта склонностей к различным видам деятельности» Склонность к работе с людьми

Склонность к работе умственного характера

Склонность к практическому производству

Склонность к работе эстетического характера

Склонность к работе подвижного характера

Склонность к работе экономического характера

Тест на монотоноустойчивость личности (А. Э. Петросян) Чувствительность к фактору монотонности

Деятельностное целеполагание

Деятельностное предпочтение

Эмоциональное состояние

Потребность в разнообразии

Личностная мотивация

Стремление к эффективности

Общая шкала монотоноустойчивости

Опросник «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности» ДОРС (А.Б. Леонова, С.Б. Величковская) Индекс утомления

Индекс монотонии

Индекс пресыщения

Индекс стресса

Анкета «Мотивы выбора профессий и удовлетворенность своей работой», составленная А.И. Фукиным Мотивы выбора профессии

Довольны ли Вы своей работой?

Удовлетворенность организацией Вашего рабочего места, его удобство

Удовлетворенность уровнем автоматизации трудовых процессов

Удовлетворенность обеспеченностью рабочим инструментом

Удовлетворенность качеством инструментов

Удовлетворенность обеспеченностью сырьем, материалами работы

Удовлетворенность санитарно-гигиеническими условиями на участке

Удовлетворенность организацией работы на протяжении смены

Удовлетворенность ритмичностью работы (сверхурочные работы, работа в выходные дни)

Удовлетворенность наличием неоправданных ручных работ

Удовлетворенность растрачиванием времени, не связанным с основной деятельностью

Удовлетворенность равномерностью нагрузки работы

Удовлетворенность системой коллективного поощрения

Удовлетворенность системой коллективно-морального поощрения

Удовлетворенность заработной платой

Удовлетворенность правильностью присуждения премий

Удовлетворенность процедурой поощрения

Удовлетворенность техникой безопасности на рабочем месте

Удовлетворенность предоставлением отпусков (своевременностью)

Удовлетворенность соотношением поощрения и взыскания

Удовлетворенность возможностью повышения квалификации

Удовлетворенность перспективой продвижения по службе

Удовлетворенность специальностью, по которой работаете

Удовлетворенность отношениями в Вашем коллективе

Удовлетворенность срабатываемостью рабочих

Удовлетворенность наличием делового и личного контакта в группе

Удовлетворенность вниманием к росту и нуждам рабочих со стороны руководства

Удовлетворенность вниманием к предложениям и нуждам рабочих

Удовлетворенность правильностью применяемых расценок

Удовлетворенность умением мастера организовать работу, четко объяснить задания

Удовлетворенность технической грамотностью мастера

Удовлетворенность уважением к себе со стороны мастера

Удовлетворенность оценкой Вашего труда мастером

Удовлетворенность соответствием Ваших способностей и возможностей в данной специальности

Удовлетворенность возможностью удовлетворить свои интересы (спортивные, музыкальные, художественные и т.д.)

Положительное отношение к профессии

Отсутствие конфликтов с бригадиром

Отсутствие конфликтов с мастером

Отсутствие конфликтов со старшим мастером

Отсутствие конфликтов с начальником участка

Отсутствие конфликтов с начальником цеха

Отсутствие конфликтов с товарищем по работе

Отсутствие конфликтов с начальником смены

Трудности в начале работы в цехе

Наиболее значимые мотивы профессиональной деятельности:

Внимательное отношение администрации

Хорошие отношения с товарищами

Хорошая техника безопасности

Хорошие санитарно-гигиенические условия

Равномерное обеспечение работой (ритмичность)

Хорошая организация труда

Хорошее оборудование

Удобная сменность

Хороший заработок

Работа дает возможность повышать квалификацию

Работа не вызывает физического переутомления

Работа требует смекалки

Важность продукции, которую выпускает наш цех (завод)

Перспективы в работе

Место, с которого пришел на предприятие

Методика изучения мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир в модификации А.А. Реана) Внутренняя мотивация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внешняя положительная мотивация

Внешняя отрицательная мотивация

Методика диагностики координации движений в модификации Ю.А. Цагарелли Общий коэффициент координации движений

Методика диагностики переключаемости внимания в модификации Ю.А. Цагарелли Переключение внимания

Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» (А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин) Поведенческая регуляция

Коммуникативный потенциал

Моральная нормативность

Личностный адаптационный потенциал

Условия, препятствующие профессиональному росту:

Астенические реакции и состояния

Психотические реакции и состояния

Интегративная оценка «Дезадаптационные нарушения»

«Теппинг-тест» Е.П. Ильина в модификации Ю.А. Цагарелли Быстрота движений

Методика «Оперативная память» Оперативная память

Методика диагностики реакции на движущийся объект в модификации Ю.А. Цагарелли Точность реакции на движущийся объект

Методика диагностики психоэмоциональной устойчивости в модификации Ю.А. Цагарелли Психоэмоциональная устойчивость

Тест на удовлетворенность работой (Р. Кунин) Удовлетворенность трудом

«Теппинг-тест» Е.П. Ильина в модификации Ю.А. Цагарелли Тип нервной системы

В ходе исследования был проведен анализ корреляционных структур (при помощи коэффициента корреляции Пирсона), образованных психологическими условиями профессионального роста операторов с разным уровнем квалификации. Данные результаты свидетельствуют о том, что с продвижением по карьерной лестнице изменяются и структура личностных характеристик операторов.

Рассмотрим структуру высококвалифицированных операторов. Представленная структура психологических условий профессионального роста образована большим количеством взаимосвязей, обнаружена 61 связь, из них 42 взаимосвязи на уровне р<0,05; 10 - на уровне р<0,01; 9 - на уровне р<0,001.

Наиболее сильные положительные связи в данной группе наблюдаются по диагностическим шкалам «Удовлетворенность уровнем автоматизации трудовых процессов» и «Удовлетворенность оценкой Вашего труда мастером» (г=0,63). Производство стекловолокна имеет высокий уровень автоматизации, это в полной мере удовлетворяет операторов, что влечет за собой, по всей видимости, достаточно высокие оценки и положительные отзывы мастера. Сильные положительные связи наблюдаются между показателями: «Поведенческая регуляция» и «Личностный адаптационный потенциал» (г=0.86); «Коммуникативный потенциал» и «Личностный адаптационный потенциал» (г=0,77); «Моральная нормативность» и «Личностный адаптационный потенциал» (г=0,78); «Психотические реакции и состояния» и «Интегративная оценка «Дезадаптационные нарушения» (г=0,94).

Поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал и моральная нормативность являются составляющими адаптационного потенциала личности, поэтому вполне объяснимо, что их повышение влечет за собой повышение адаптированности оператора к условиям труда. При этом дезадаптационные нарушения являются противоположностью адаптивных способностей, выступают «антиусловиями» профессионального роста сотрудника, и повышаются в том случае, если повышаются психотические реакции личности (негативные реакции на психотравмирующую ситуацию). И, соответственно, наиболее сильные отрицательные связи в этой группе обнаружены по показателям: «Поведенческая регуляция» и «Психотические реакции и состояния» (г=-0,68); «Поведенческая регуляция» и «Интегративная оценка «Дезадаптационные нарушения» (г=-0,78); «Личностный адаптационный потенциал» и «Психотические реакции и состояния» (г=-0,62); «Личностный адаптационный потенциал» и «Интегративная оценка «Дезадаптационные нарушения» (г=-0,73). Все перечисленные характеристики во взаимосвязях являются взаимоисключающими. Так, чем выше у операторов оказываются поведенческая регуляция в частности и личностный адаптационный потенциал в целом, тем в меньшей степени у них можно будет наблюдать психотические реакции, а, следовательно, и дезадаптационные нарушения.

Структуры, образованные психологическими условиями профессионального роста в группах операторов средне- и низкоквалифицированных, значительно отличаются от структуры высококвалифицированных операторов и количественно и качественно.

По группе операторов среднеквалифицированных насчитывается 27 взаимосвязей на уровне р<0,05; 10 - на уровне р<0,01; 6 - на уровне р<0,001; всего 43 взаимосвязи. Это меньше чем по выборке высококвалифицированных операторов. При этом количество положительных связей достаточно велико (29), при гораздо меньшем количестве отрицательных связей (14).

Наиболее тесные связи по выборке среднеквалифицированных операторов выявлены по показателям: «Удовлетворенность организацией рабочего места, его удобством» и «Удовлетворенность организацией работы на протяжении смены» (г=0,85); «Удовлетворенность организацией работы на протяжении смены» и «Удовлетворенность срабатываемостью рабочих» (г=0,63); «Чувствительность к фактору монотонности» и «Общая шкала монотоноустойчивости» (г=0,85). Так для среднеквалифицированных операторов ПНС важно удобство рабочего места и организация работы в течение всего рабочего дня, а также комфортное общение с коллегами по цеху. Но при этом, чем более операторы чувствительны к монотонии, тем более монотоноустойчивыми они оказываются.

Так же в группе среднеквалифицированных операторов, как и в первой группе, есть положительные взаимосвязи по показателям адаптационных способностей: «Поведенческая регуляция» и «Личностный адаптационный потенциал» (г=0,95); «Коммуникативный потенциал» и «Моральная нормативность» (г=0,65); «Моральная нормативность» и «Личностный адаптационный потенциал» (г=0,62). Отрицательных связей на уровне р<0,001 в группе среднеквалифицированных операторов не наблюдается.

По группе низкоквалифицированных операторов насчитывается 28 взаимосвязей на уровне р<0,05; 7 - на уровне р<0,01; 5 - на уровне р<0,001; всего 40 взаимосвязей. Из всех трех групп, это наименьший результат. При этом половина (20) связей положительных и столько же отрицательных.

Наиболее сильные положительные связи по выборке операторов 3 разряда представлены следующими связями: «Чувствительность к фактору монотонности» и «Общая шкала монотоноустойчивости» (г=0,86); «Поведенческая регуляция» и «Коммуникативный потенциал» (г=0,72); «Поведенческая регуляция» и «Личностный адаптационный потенциал» (г=0,95); «Коммуникативный потенциал» и «Личностный адаптационный потенциал» (г=0,85). Нужно отметить, что первая связь наблюдается и в группе среднеквалифицированных операторов, а взаимосвязи между показателя адаптивности встречаются во всех 3 выборках, то есть они не зависят от квалификационного разряда и являются обязательными абсолютно для всех операторов ПНС. Высокие адаптационные способности (моральная устойчивость, подчинение своего поведения нормам и правилам, действующим в данном трудовом коллективе, способность устанавливать коммуникацию с коллегами и администрацией в рамках производственного процесса) необходимы им для успешного выполнения профессиональных обязанностей в условиях вредного производства.

Всего одна связь имеет отрицательный характер - «Удовлетворенность соответствием способностей мастера и возможностей в данной специальности» и «Общая шкала монотоноустойчивости» (г=-0,7). Это значит, что в ситуации, когда оператора устраивают квалифицированность мастера, он оказывается менее монотоноустойчивым. По всей видимости операторы ПНС с высокой монотоноустойчивостью попросту не обращают внимания на сопутствующие факторы, в том числе на способности и возможности своего мастера, а просто выполняют свои однотипные операции.

Выводы. Таким образом, качественный анализ результатов трех выборок операторов ПНС показывает, что существуют универсальные взаимосвязи, характерные для трех или двух выборок, это такие как: «Поведенческая регуляция» и «Личностный адаптационный потенциал»; «Коммуникативный потенциал» и «Личностный адаптационный потенциал»; «Моральная нормативность» и «Личностный адаптационный потенциал»; «Чувствительность к фактору монотонности» и «Общая шкала монотоноустойчивости».

Обращает на себя внимание тот факт, что в выборке высококвалифицированных операторов существуют уникальные взаимосвязи, не повторяющиеся в двух других группах: «Удовлетворенность уровнем автоматизации трудовых процессов» и «Удовлетворенность оценкой Вашего труда мастером»; «Психотические реакции и состояния» и «Интегративная оценка «Дезадаптационные нарушения» (положительные связи); «Поведенческая регуляция» и «Психотические реакции и состояния»; «Поведенческая регуляция» и «Интегративная оценка «Дезадаптационные нарушения»; «Личностный адаптационный потенциал» и «Психотические реакции и состояния»; «Личностный адаптационный потенциал» и «Интегративная оценка «Дезадаптационные нарушения» (отрицательные связи).

Литература:

1. Волков С.С. Подход к определению психофизиологического состояния и идентификации личности человека-оператора эргатической системы // XVII Всероссийская научная конференция «Нейрокомпьютеры и их применение». Тезисы докладов. М. 2019. - С. 265-267.

2. Иргит В.В. Особенности психологического сопровождения по развитию стрессоустойчивости личности операторов служебной деятельности // Профессиональное образование в современном мире. Новосибирск: Издательство Сибирского отделения РАН. Т. 9. №4. 2019. - С. 3328-3335.

3. Кишиков Р.В., Суховершина Ю.В. Исследование нервно-психической устойчивости кандидатов на должность оператора АЗС // Человеческий капитал. М.: Объединенная редакция, № S4 (136), 2020 С. 353-359.

4. Лодде О.А. Взаимосвязь психологических защит операторов электронно-вычислительной техники (ЭВТ) и стратегий копинг-поведения // Сборник трудов V Международной дистанционной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития социально-экономических и общественных наук: психология, экономика, педагогика, социология, юриспруденция, политология» / Под общей редакцией О.П. Чигишевой. Ростов-на-Дону: ООО Международный исследовательский центр "Научное сотрудничество". 2014. - С. 44-55.

5. Лодде О.А. Исследование адаптивности личности в профессиональной деятельности оператора по сопровождению программных продуктов // Материалы XIX краевого конкурса молодых ученых и аспирантов «Молодые ученые - Хабаровскому краю». Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 13-20 января 2017 г. С. 64-70.

6. Нежданова Н.В., Пузанова А.Г., Псядло Э.М., Гарюшкин Д.С., Горячева Ю.В. Стрессоустойчивость как неотъемлемый компонент профессионально важных качеств операторов ОМТП // Вюник одеського нацюнального ушверситету. Психолопя. Одесса: Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова. Т.19, № 3 (33). 2014. - С.73-84.

7. Сокольская М.В. Взаимосвязь профессионально-важных качеств и стрессоустойчивости личности машиниста локомотива как показателя(ей) профессионального здоровья // Материалы III-й Международной научно-практической конференции. гл. ред. И.О. Логинова «Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал». Красноярск: Версо. 2016 С. 121-129.

8. Сокольская М.В. Профессиональные риски операторов железнодорожного транспорта как психологическая проблема // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. Владивосток: Центр клинической и прикладной психологии. № 5. 2015. - С. 359-365.

9. Хваловская Ж.С., Филиппченкова С.И. Исследование взаимосвязи коммуникативных склонностей и эмоциональной устойчивости операторов-консультантов контакт-центра // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: науки об обществе и гуманитарные науки. Тверь: Тверской государственный технический университет, № 1, 2017. - С. 165-171.

10. Яценко Н.А. Психофизиологические и психологические особенности операторов телекоммуникационных сетей в экстремальных условиях профессиональной деятельности // Российский психологический журнал. М.: ООО "Кредо". Т. 7, № 2, 2010. - С. 33-39.

11. Ljdokova G.M., Talysheva I.A., Gaifullina N.G. Psychophysiological and psychological characteristics of young drivers. Life Science Journal 2014; 11(10): 694-696.

Психология

УДК 159.923+612.821

доцент кафедры педагогики и психологии ДПО Малютина Татьяна Владимировна

Омский государственный медицинский университет (г. Омск);

доцент кафедры педагогики и психологии ДПО Педан Татьяна Николаевна

Омский государственный медицинский университет (г. Омск)

ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРИ АТТЕСТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ, НА ПРИМЕРЕ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

Аннотация. В статье авторами представлен алгоритм проведения психофизиологического обследования при аттестации специалистов службы медицины катастроф. Определяется значимость проведения психологического и психофизиологического обследования специалистов, в связи со сложностью профессиональной деятельности и необходимостью овладения специальными профессиональными умениями.

Ключевые слова: психофизиологическое обследование, аттестация кадров, служба медицины катастроф, медицинские формирования.

Annotation. In the article the authors introduce the algorithm of a psychophysiological examination of Disaster Medicine Service specialists in their certification. It is determined the significance of psychological and psychophysiological examination of the specialists due to the professional difficulty and the necessity of the acquirement of special professional skills.

Keywords: psychophysiological examination, certification of the staff, Disaster Medicine Service, medical organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.