Научная статья на тему 'ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСОЗНАННОСТИ'

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСОЗНАННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1461
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОЗНАННОСТЬ / ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / AWARENESS / EMOTIONS AND FEELINGS / PERSONAL GROWTH / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / EMOTIONAL INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ланина Надежда Владимировна

Статья посвящена проблеме развития осознанности человека через работу с отрицательными эмоциями. Рассматриваются сущность и значимость переживаний, структура и функции эмоционального интеллекта. Приводятся данные изучения особенностей переживания неконструктивных эмоций и уровня развития эмоционального интеллекта среди студентов -будуших педагогов. Предлагаются направления работы по развитию осознанности через диалог с эмоциями.The article is devoted to the problem of developing human awareness through working with negative emotions. The essence and significance of experiences, the structure and functions of emotional intelligence are considered. The data of studying the characteristics of experiencing unconstructive emotions and the level of development of emotional intelligence among students, future teachers, are presented. The directions of work on the development of awareness through dialogue with emotions are suggested.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСОЗНАННОСТИ»

Литература:

1. Алпатова Н.С., Хвастунова Е.П., Варфоломеева Т.В. Социологическое исследование проблемы аддиктивного поведения среди учащихся школы-интерната VIII вида // ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет». - 2014. - №4. URL: https://science-education.ru/pdf/2014/4/46.pdf (дата обращения: 01.12.2019).

2. Гринина Е.С., Дергунова Ю.О. Изучение склонности к аддиктивному поведению у умственно отсталых подростков-сирот // Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. - 2015. - С. 139-147.

3. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Профилактика девиантного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью // Современные проблемы науки и образования. 2014. - № 6. - С. 1539.

4. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М., 2001. - 432 с.

5. Попова Т.М. Индивидуально-психологические предпосылки аддиктивного поведения у лиц с ограниченными возможностями здоровья // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 4-2 (111). -С. 407-411.

6. Рогов А.В. Профилактика аддиктивного поведения у школьников с нарушением интеллекта // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - №1 - С. 271-274.

7. Шипова Л.В. Особенности нарушений поведения у умственно отсталых школьников // Психология обучения. - 2015. - № 3. - С. 115-128.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Ланина Надежда Владимировна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж)

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ОСОЗНАННОСТИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития осознанности человека через работу с отрицательными эмоциями. Рассматриваются сущность и значимость переживаний, структура и функции эмоционального интеллекта. Приводятся данные изучения особенностей переживания неконструктивных эмоций и уровня развития эмоционального интеллекта среди студентов -будуших педагогов. Предлагаются направления работы по развитию осознанности через диалог с эмоциями.

Ключевые слова: осознанность, эмоции и чувства. эмоциональный интеллект, личностный рост.

Annotation. The article is devoted to the problem of developing human awareness through working with negative emotions. The essence and significance of experiences, the structure and functions of emotional intelligence are considered. The data of studying the characteristics of experiencing unconstructive emotions and the level of development of emotional intelligence among students, future teachers, are presented. The directions of work on the development of awareness through dialogue with emotions are suggested.

Keywords: awareness, emotions and feelings. emotional intelligence, personal growth.

Введение. Напряженность и непредсказуемость современной ситуации сопровождаются ростом среди людей фрустрированности, страхов и накалом неконструктивных негативных переживаний. При этом достаточное количество исследователей, рассматривая природу и механизмы эмоций, указывают на взаимосвязь эмоционально-чувственной составляюшей личности с жизненной эффективностью человека. В частности, негативные эмоции могут выполнять как функцию мобилизации (на начальном этапе стрессовой ситуации), так и дезорганизации (при длительном течении такого напряжения). Поэтому, если рассматривать отрицательно окрашенный эмоциональный фон человека как его типичное доминирующее состояние, можно прогнозировать невысокий уровень продуктивности, творчества и личностной эффективности такого человека. Таким образом, достаточно актуальной проблемой в настоящее время является проблема позитивного эмоционально-личностного развития современного человека и создание оптимальных условий для этого, включая систему образования.

Цель статьи - на основе исследования роли и смысла отрицательных эмоций для психической жизни человека рассмотреть отрицательные переживания как ресурс для развития у личности самопознания, осознанности и личностного роста.

Изложение основного материала статьи. Проблема психологии эмоций, эмоционального поведения и его регуляции рассматривается отечественными и зарубежными психологами все чаще (Д.В. Люсин, Н.В. Коврига, О.И. Власова, Г.В. Юсупова, Т.П. Березовская, А.П. Лобанов, А.С. Петровская и другие). Тем не менее, несмотря на определенны уровень научно-теоретической разработанности данной проблемы, большинство людей, включая педагогов, не умеют на практике конструктивно переживать и регулировать эмоции, что приводит к психологическому перенапряжению и к неэффективности поведения.

Известно, что эмоции - это отражение отношения субъекта к значимым объектам окружающего мира. Эмоция является субъективной формой существования потребностей, она сигнализирует субъекту о потребностной значимости объектов и побуждает на определенную форму активности. Эмоции в форме переживаний отражают отношение субъекту к миру, к самому себе, сигнализируют об удовлетворении или неудовлетворении потребности и о возможности/невозможности их удовлетворения [6].

Число отрицательных эмоций существенно превышают число положительных. Особенно популярна классификация эмоций К. Изарда, который выделил 10 базовых эмоций, имеющих самостоятельное значение. Это интерес, радость, удивление, печаль (горе), гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Удивление -это нейтральная эмоция, радость и интерес - положительные эмоции, все остальные относятся к отрицательным эмоциям.

Эмоции выполняют целый ряд функций, таких, как оценочная, побудительная, регулятивная, активирующая, коммуникативная, защитная. За любой эмоцией стоят определенные смыслы и тенденции к снятию внутренних конфликтов. Так, например, страх - отрицательное эмоциональное состояние,

появляющееся для устранения угрозы и избегания опасности, отражает биологическую защитную реакцию человека для здоровья и благополучия. Тревога как вариация эмоции страха направлена на будущее и связана с угрозой самоценности личности, она отражает внутренний конфликт между настоящим и будущим. Подавление страха и тревоги связано с уходом от осознания своих возможностей и конфликтов. Хроническое переживание тревоги и страхов несет свои смысловые нагрузки, неосознаваемые «выгоды».

Печаль (горе) - возникает в трудных ситуациях в ответ на стрессогенное событие. Осознанное переживание печали ведет к изменениям и личностному развитию.

Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта как реакция на действие фрустратора. Гнев в форме агрессии может выполнять защитную функцию. Осознанный и конструктивно пережитый гнев позволяет понять свои потребности, найти способы их удовлетворения.

Подобно вышеназванным эмоциям, все другие эмоции имеют свою специфику и возможности.

Отрицательные переживания более конкретны, разнообразны, более интенсивны и поэтому требуют больших энергетических затрат. Они являются сигналом тревоги и в этом их значимость в ситуациях опасности. Они мобилизуют человека и способствуют адаптации. Положительная эмоция является сигналом о возвращении благополучия и поэтому длится недолго.

Хотя отрицательные эмоции наделены важными функциями в целях адаптации и жизнедеятельности человека, тем не менее, например, среди всех страхов так называемых «нужных страхов» всего 5-10% [1]. Так, современные исследования показывают, что многие люди живут в постоянном «ненужном» страхе относительно будущих угроз или опасностей. Страхи направлены на будущее и указывают на оторванность переживаний и мыслей от настоящего момента. В связи с этим нарушается контакт с самим собой и с миром, блокируется адекватная психологическая и поведенческая активность. Более того, заряженные отрицательными эмоциями мысли материализуются и подкрепляют устойчивость страхов.

В связи с этим очень важно уметь правильно проживать все эмоции, особенно отрицательные. Способность осознавать и регулировать эмоции обозначается понятием «эмоциональный интеллект». Сегодня сосуществуют разные модели эмоционального интеллекта, основными из которых считаются модели П. Сэловея и Дж. Майера, Д. Гоулмана, Р. Бар-Она и др.

П. Сэловей и Д. Мэйер "эмоциональный интеллект" определили как когнитивное образование, как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий». В его структуре они выделили четыре компонента, которые работают как на внутриличностном, так и на межличностном уровне: 1) идентификация эмоций; 2) использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности; 3) понимание эмоций; 4) управление эмоциями [7].

Д. Гоулман под эмоциональным интеллектом понимает способность осознавать свою эмоциональную жизнь: «обладать большим самосознанием, уметь лучше справляться с беспокойными эмоциями, быть более восприимчивыми к эмоциям других — и быть в состоянии собрать все это вместе для достижения эффективных и полезных взаимодействий» [2].

Д.В. Люсин выделяет последовательные аспекты процессов понимания и управления эмоциями. В частности, способность к пониманию эмоций для него означает, что человек 1) может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека; 2) может идентифицировать эмоцию, т.е. определить, какую именно эмоцию испытывает он или другой человек, вербализовать ее; 3) понимает причины и следствия данной эмоции [3].Способность к управлению эмоциями означает, что человек 1) может контролировать интенсивность эмоций; 2) может контролировать внешнее проявление эмоций; 3) может произвольно вызвать ту или иную эмоцию [3].

Анализ разных моделей эмоционального интеллекта показывает, что данное образование понимается и как когнитивное образование, и как личностно-когнитивное. И это очевидно вытекает из неразрывной связи эмоций как с мышлением, так и со всеми сторонами психической и физической жизни человека.

На особенности и необходимость эмоционального развития будущих педагогов указывают результаты проведенного нами исследования. С помощью опросника Н. Холла « Диагностика эмоционального интеллекта» у студентов ВГПУ в количестве 50 чел были получены следующие данные (см. табл. 1).

С одной стороны, интегративный уровень эмоционального интеллекта соответствует среднему показателю. При этом ни у кого не выявлен высокий уровень эмоционального интеллекта, средний уровень его выраженности показали 64% студентов, низкий - 36 % студентов.

Анализ среднегрупповых значений по разным шкалам показывает, что самые низкие показатели выявлены по шкале «управление своими эмоциями» (УЭсв), данные по этой шкале отражают низкий уровень развития данного умения. Все другие шкалы, а именно «эмоциональная осведомленность» (ЭО), самомотивиция» (СМ), «эмпатия» (Эмп), «распознавание чужих эмоций» (РЭчуж) отражают средний уровень развития соответствующих способностей.

Таблица 1

Результаты диагностики эмоционального интеллекта у студентов ВГПУ

Шкалы ЭО УЭс См Эмп РЭч Интегральный ЭИ

балл 0,48 5,76 10,1 9,28 8,65 45,27

уровень средний низкий средний средний средний средний

Лучше всего у студентов развита эмоциональная осведомленность, самомотивация и эмпатия. Это означает, что большинство студентов умеренно владеют языком эмоций, способны на произвольном уровне пытаться самосовершенствоваться и регулировать свои эмоции, склонны сочувствовать и умеют воздействовать на других. Однако, эффективно работать с эмоциями и трансформировать их студенты не могут. На наш взгляд это указывает на то, что собственно осознанность как глубинный механизм и основа управления переживаниями через погружение в ситуацию «здесь и сейчас» на уровне тела, чувств и мыслей нуждается в своем развитии. И несмотря на то, что в целом понимание эмоций у студентов умеренно развито,

но больше это уровень распознавания и идентификации, чем понимания причин и следствий конкретной эмоции.

Такой вывод мы делам на основе проведенного опроса со студентами о проживании ими эмоций. Выявлено, что чаще студенты испытывают отрицательные эмоции, в первую очередь это тревоги и страхи. В качестве их причин чаще назывались конкретные ситуации, связанные с угрозой получения разного вида осуждения и критики, лишения социального одобрения и успеха. При этом студенты затруднялись понять, почему подобные ситуации воспринимаются ими как некая угроза, с какими потребностями связаны и на какой субъективной картине мира основаны. Только организованный после опроса диалог с такими переживаниями запускал процесс осознания причин тех или других переживаний. В итоге, с одной стороны, уменьшался отрицательный заряд эмоционального напряжения, с другой - включался процесс самопонимания и осознания, развенчания и коррекции иррациональных установок и убеждений.

Таким образом, при специально созданных условиях отрицательные эмоции можно использовать как ресурс для самопознания, самопонимания и развития осознанности. Важно, что исходной и ключевой составляющей процесса регуляции эмоций является осознание эмоций, и это является как проявлением, так и фактором развития общей осознанности. Сегодня развитие такой базовой человеческой способности как самоосознавание, в том числе эмоций и чувств, имеет фундаментальное значение. С точки зрения Ф. Перлза [5] осознанность означает способность жить в настоящем, концентрируясь не только на мыслях, но также на чувственных и телесных переживаниях. Чем более развита способность к осознаванию, чем шире диапазон осознавания, включающий в себя ощущения, чувства, желания, ценности, оценки с концентрацией на настоящем, тем более содержателен человек и выше его жизнеспособность.

Ясно, что эмоциональный интеллект не является врожденным образованием, для его развития важно создавать оптимальные условия. Эмоциональное развитие студентов в системе образования будет эффективным лишь в контексте организации условий для их целостного личностного роста. В частности, применение активных групповых форм взаимодействия и гуманистически-ориентированных технологий обучения с привнесением принципов личностно-ориентированной психотерапии показывает их эффективность с точки зрения развития у студентов личностной компетентности.

Сегодня выделяют три основных критерия личностно-ориентированной психотерапии, которые, органично вписываются в процесс организации активного обучения студентов и способствуют их личностному росту [5].

Во-первых, это проживание блокированного опыта. Подразумевается восстановление или материализация через действие подавленного и отчужденного переживания.

Второй критерий - это диалогичность отношений. Для разрешения личностного противоречия важно содействие освобождению внутренней диалогичности разных полярностей личности.

Третий критерий - активность, работа в ситуации «здесь и сейчас», с актуализацией реальных переживаний в реальных действиях.

Возвращаясь к отрицательным эмоциям и рассматривая их через призму феномена осознанности, следует обозначить следующие принципы работы с ними в конструктивном направлении.

1. Максимальное проживание эмоции в ситуации «Здесь и сейчас». Под проживанием понимается тотальное принятие эмоции и максимальное прочтение ее на разных уровнях: телесно - физическом, энергетическом и психическом через наблюдение. Ключевым моментом является возвращение из прошлого или будущего в настоящий момент.

2. Поскольку отрицательная эмоция выполняет информационную функцию относительно значимых потребностей, а психотерапия использует функцию диалогичности, эффективная трансформация негативной эмоции предполагает взаимодействие с ней через диалог. Важно задаться вопросом, зачем мы испытываем данную эмоцию и озвучить ответ с позиции конкретного переживания, например страха. Диалог с эмоцией на языке чувств способствует, с одной стороны, освобождению от нее, а с другой, осознанию своих потребностей через включение мышления.

3. Освобождение от хронического эмоционального напряжения или его ослабление расширяет диапазон когнитивных функций, поэтому важной фазой работы считаем поиск адекватного решения в ситуации «здесь и сейчас» через конкретные действия, на фоне эмоционального спокойствия.

Данные принципы работы являются приоритетными относительно таких методов, как уход от эмоций (может использоваться как временное средство) или подавление эмоций (чаще всего является неконструктивным и порождает психосоматические нарушения). Указанные положения по работе с негативными эмоциями методологически можно обосновать, опираясь на принципы гештальт-терапии, а также принципы личностно-ориентированной психотерапии.

Выводы. Эмоции - язык подсознания, который важно понимать и конструктивно использовать. Любая негативная эмоция несет свой смысл и несет отзвук в мыслях и в теле. Будучи важным ресурсом для адекватного взаимодействия с самим собой и миром, эмоции, в случае недостаточности их осознания, напротив, приводят к конфликтному взаимодействию и ошибочным решениям.

Исходя из связи эмоций с мышлением, поведением и здоровьем, важно научиться отслеживать эту неразрывную связь как можно чаще в настоящий момент. Через раскрытие скрытых выгод отрицательных переживаний открывается путь к самопониманию, самоисцелению и личностной зрелости.

Осознанная регуляция эмоций предполагает не простое избавление от отрицательных эмоций, а их внимательное изучение, считывание их смысла и отзвука в телесных и поведенческих реакциях. Именно такую способность к жизни в настоящем с концентрацией внимания не только на мыслях, но и на чувственных и телесных переживаниях Ф. Перлз обозначил как осознавание [5]. Регулировать стоит интенсивность и длительность переживания той или другой эмоции, не игнорируя поиск и понимание причин возникновения проблем и негативных эмоций. В том случае, когда регуляция эмоций будет сводиться лишь к поверхностному формированию позитивных эмоций и мыслей, без осознания вытесненных проблем и жизненных сценариев, поведение человека не станет гибким и осознанным, а личность не достигнет зрелости.

Литература:

1. Блект Р. Восточная психология. - М.: АСТ, 2019. - 320 с.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2008. - 478 с.

3. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика, 2006. № 4. С. 3-22.

4. Немиринский О.В. Личностный рост в психотерапевтической группе. - М.: Смысл, 1999. - 112 с.

5. Перлз Ф.С. Гештальт-подход и Свидетель терапии. - М.: Академический проект, 2019. - 207 с.

6. Саенко Ю.В. Регуляция эмоций. Тренинги управления чувствами и настроениями. - Спб: Речь, 2010. - 232 с.

7. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotional Intelligence as Zeitgeist, as Personality, and as a Mental Ability. In: R. Bar-On, J.D.A. Parker (Eds.), Handbook of emotional intelligence: Theory, development, assessment, and application at home, school, and in the workplace. San Francisco, CA: Jossey-Bass. 2000. - pp. 92-117.

Психология

УДК 159.923.3

старший преподаватель Макарова Оксана Александровна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

СТРУКТУРА ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ОПЕРАТОРОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КВАЛИФИКАЦИОННОГО РАЗРЯДА

Аннотация. В статье рассматриваются структуры психолого-акмеологических условий профессионального роста операторов получения непрерывного стекловолокна разных квалификационных разрядов. Раскрываются структурообразующие личностные характеристики в операторском труде. Приводятся отличия в структурах операторов 5-6, 4 и 3 разрядов.

Ключевые слова: профессиональный рост, психолого-акмеологические условия, оператор, операторский труд.

An^tatton. The article discusses the structure of psychological and acmeological conditions for the professional growth of operators producing continuous fiberglass of various qualification categories. The structure-forming personality characteristics in operator work are revealed. Differences in the structures of operators 5-6, 4 and 3 digits are given.

Keywords: professional growth, psychological and acmeological conditions, operator, operator work.

Введение. Операторский труд сегодня является максимально автоматизированным. Но это не означает, что в нем исключено влияние личностных факторов. На современном этапе развития науки и техники изучение личностных характеристик рабочего, задействованного на автоматизированном или конвейерном производстве, становится достаточно актуальным. Интерес к данному вопросу вызван поверхностным отношением к профессии людей в ней находящихся, и в связи с этим большой текучестью кадров в целом. Сложившуюся ситуацию можно объяснить тем, что, с одной стороны, оператор, как правило, имеет небольшой набор профессиональных операций, выучить которые можно очень быстро, следовательно, и его заработную плату назвать высокой не возможно, с другой стороны, задерживаться на таком производстве не каждый сотрудник желает в связи с разного рода вредностями (продукты нефтегазовой, химической промышленности), которым он подвергает свое здоровье. Существует большое количество научных трудов, изучающих те или иные психологические аспекты операторского труда или личности самого оператора (психофизиологические состояния [1], [10], [11], стрессоустойчивость, эмоциональную или нервно-психическую устойчивость [2], [3], [6], [7], [9], копинг-стратегии [4], адаптивные способности [5], профессиональные риски [8], коммуникативные способности [9], психологические особенности личности оператора в целом [10], [11].

Мы же считаем, что для того, чтобы определить факторы успешности или профессионального роста в операторском труде необходимо рассматривать личность сотрудника структурировано. Профессиональный рост - это направление работы, основной задачей которого является не только развитие человека в профессиональной сфере, за счет приобретения необходимых знаний и опыта, практических навыков, но и развития соответствующих образцов мышления и поведения, качеств и характеристик личности. Основой же профессионального роста личности выступают его психолого-акмеологические условия, это коммуникационная, организационная, познавательная, социально-перцептивная, когнитивная составляющие. В свою очередь, личность, погруженная в социально-психологическую реальность, реализуется через профессиональный выбор, профессиональную мотивацию, адаптацию к профессии, удовлетворенность условиями труда. С помощью этих явлений раскрываются закономерности профессионального роста личности. Операторский труд разнообразен в своих проявлениях, изучать его необходимо в зависимости от сферы деятельности, особенностей производства. В связи с этим характеризовать структуру психолого-акмеологических условий профессионального роста оператора и распространять эту характеристику на абсолютно все виды операторского труда невозможно. Это заставляет нас внести некую конкретику в дизайн исследования.

Изложение основного материала статьи. Объектом исследования стали 72 оператора получения непрерывного стекловолокна (мужчин) ООО «П-Д Алабуга - Татнефть Стекловолокно» (Республика Татарстан, г. Елабуга, Свободная экономическая зона), имеющих различный уровень квалификации. Это сотрудники промышленного предприятия нефтегазохимического комплекса, выполняющие в зависимости от разряда простые или более сложные работы: подготовка бобин для намотки стекловолокна, установка их на бобинодержатели и снятие намотанных бобин; отмотка нитей с каждой намотанной бобины, маркировка и подвешивание их на конвейер; ликвидация возникающих технологических нарушений и перерывов процесса вытягивания; соединение элементарных волокон при технологических перерывах, увеличение цикла наметки за счет непрерывного снятия капель от оборвавшихся волокон в допускаемых пределах; предупреждение и устранение мелких неисправностей в работе обслуживаемого оборудования. Производство стекловолокна одно из самых перспективных производств в России и во всем мире, так как материалы из стекловолокна используются сегодня практически во всех сферах жизнедеятельности. Но также оно является и вредным производством, потому большой проблемой остается то, что сотрудники задерживаются на подобного рода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.