является неким профессиональным вызовом и способствует повышению значимости деятельности.
Информирование и обратная связь. Разрозненная информация, которую могут получать работники из разных, далеко не надежных источников, не оптимальна. Важно налаживать «каналы внутренней информированности», и это легко в век технологий. Информирование необходимо для того чтобы ознакомить всех работников со стратегией организации. Она может быть реализована в рамках системы «Интранет», собраний, совещаний, конференций, обратной вязи и т.д.
Образование. Предлагать работникам возможность получения дополнительного образования важно по двум основным причинам: это позволяет им удовлетворить их потребность в развитии, и позволяет развить таланты внутри организации, и окружить себя компетентными работниками, вместо то го что бы искать их во вне [5].
В заключение можно сказать, что успех всех предприятий зависит, прежде всего, от оптимального вклада в своих работников всех уровней. Важно гармонично применять факторы, которые не дают возникнуть демотивации и в тоже время повышают мотивацию персонала. Мотивация имеет общегрупповые и индивидуальные особенности. Поэтому в своем основном исследовании эффективности деятельности и моти-вационных и личностных особенностей работников банковской сферы мы ставим целью понять, как они соотносятся [2].
Для реализации поставленной цели уже было изучено соотношение уровня профессиональной эффективности, который мы рассматриваем как совокупность факторов, отражающих профессиональную компетентность работников, и показателей их личностно-психологических характеристик [2]. В дальнейшем мы панируем изучение мотивационной картины данных работников в сравнении с их профессиональной эффективностью и личностными особенностями.
Литература
[1]. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2011.
[2]. Кужненкова А.С., Новикова И.А. Соотношение показателей профессиональной эффективности и психологических характеристик работников банковской сферы // Акмеология. 2014. № 3-4S. С. 97-98.
[3]. Beaulieu G. Développer le soutien aux besoins psychologiques des employés: Évaluation des effets affectifs, comportementaux et motivationnels d'une formation destinée aux gestionnaires. - Université de Montréal - these de Philosophiae Doctor (Ph.D.) en psychologie du travail et des organisations - Montréal, 2012.
[4]. Lemoine C. La motivation, chaînon psychologique manquant à l'économie du travail // Pyramides. - 2001. - No4 - P. 57-74.
[5]. Uwamungu B., Minder C. Comment améliorer la motivation du personnel ou éviter sa démotivation au travail? // Revue économique et sociale bulletin de la Société d'Etudes Economiques et Sociales. - 2003. -No 61. - P. 141-148.
PERSONNEL MOTIVATION PROBLEM IN MODERN FRANCOPHONE PSYCHOLOGY
Anastasiia S. Kuzhnenkova - Post Graduate, Social and Differential Psychology Chair, Peoples' Friendship University of Russia; 10/2, Miklukho-Maklay str., Moscow, Russia, 117198
Abstract
The article describes the results of the research of the personnel motivation and its influence on workers' efficiency which are presented in the modern French-speaking scientific literature. Key words: professional efficiency, motivation of the personnel, factors of motivation, management, education, working conditions.
УДК 159.922.1
О РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК РЕСУРСА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ЧЕЛОВЕКА
Ланина Надежда Владимировна (Воронеж, Россия) - кандидат психологических наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет, ул.Ленина, 86, пadlan@list.ru
Аннотация
Статья посвящена проблеме развития личностной зрелости через осознание эмоций и чувств. Анализируется содержание, значи-
мость и пути развития эмоционального интеллекта как важного ресурса личностного роста человека.
Ключевые слова: эмоции, осознанность, личностный рост, регуляция эмоций, эмоциональный интеллект.
Способность человека устанавливать адекватный контакт с миром, со своими мыслями и чувствами в каждый момент жизни лежит в основе личностной зрелости, психологического здоровья и сопоставима с понятием «осознанность» (А.Маслоу, К Роджерс, Ф. Перлз и др.).
Между тем большинство людей в современном мире имеют дисбаланс в развитии интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни, ментальная сфера явно преобладает в жизни общества и в психической жизни человека. Низкий уровень осознания и регуляции эмоций и чувств, отсутствие контакта с телом являются причиной нервно-психических перегрузок, деструктивного поведения и дисгармоничного развития личности. В этом контексте актуальна проблема развития эмоционального интеллекта, способности к осознанности как составляющей личностной зрелости человека [2].
Эмоциональный интеллект понимается как способность осознавать свою эмоциональную жизнь: «обладать большим самосознанием, уметь лучше справляться с беспокойными эмоциями, быть более восприимчивыми к эмоциям других -и быть в состоянии собрать все это вместе для достижения эффективных и полезных взаимодействий» (Дэниел Гоулман, 2014). Понятие эмоциональный интеллект также соотносится с понятием перцептивная компетентность, которая складывается из умений адекватно воспринимать и интерпретировать поведение, личностные особенности и внутренние состояния как других людей, так и свои собственные. М. Комеда-Лутц в данном контексте использует понятие «интеллектуальная эмоциональность», раскрывая его как «гармоничное сочетание мыслей, чувств и поступков, которое позволяет удовлетворять потребности и желания в гармонии с окружающим миром, а также преследовать личные и общественные цели» [1].
Хотя сегодня накоплено достаточное количество работ в направлении проблемы регуляции эмоций, в психологии данная проблема не является глубоко проработанной. Научная неразработанность данной сферы отражается на практике формирования зрелого эмоционального поведения человека, контроля, регуляции и управления эмоций.
Исходным условием здоровой эмоциональной жизни человека является изменение ценностного отношения к эмоциям и снятие запрета на чувства, понимание их важной роли в жизни человека, развенчание стереотипов обыденного сознания, принижающих и запрещающих определенные эмоции.
Эмоции отражают отношения субъекта к значимым объектам окружающего мира, являются субъективной формой существования потребностей и сообщают об удовлетворенности / неудовлетворенности, возможности / невозможности их удовлетворения в будущем. Эмоции выполняют целый ряд функций, способствующих здоровому способу взаимодействия человека с миром и с самим собой (функция оценки, побуждения, регуляции, активации, экспрессии и др.) [1, 3].
Эмоции - язык подсознания, который важно понимать и конструктивно использовать. Будучи важным ресурсом для адекватного взаимодействия с самим собой и миром, эмоции, напротив, зачастую приводят к конфликтному взаимодействию, ошибочным решениям. Это является следствием недостаточности осознания и регуляции эмоций, когда человек либо болезненно фиксируется на негативной эмоции, либо подавляет ее, не распознав ее смысл и отзвук в мыслях и теле.
Низкий уровень осознания и регуляции эмоций проявляет себя в блокировании важных функций эмоций, в отсутствии эмоционального отреагирования и оптимизации негативных психических состояний. Человек утрачивает контакт со своими душевными состояниями и, соответственно, возможность их понимать и управлять ими. Это имеет ряд тяжелых последствий для физического и психического здоровья, в том числе: возрастает число психосоматических заболеваний как следствие подавленных, неотреагированных во внешнем плане эмоций; растет состояние неудовлетворенности человека собой и своей жизнью; игнорирование эмоций, тесно связанных с потребностями, желаниями, мотивами, приводит к ошибочным жизненным выборам, усугублению проблем.
Сегодня согласно отечественной теории межличностного общения осознание эмоций означает: 1) отчетливую фикса-
цию человеком своего состояния, что создает возможность управления и контроля за этим состоянием; 2) способность адекватно выразить это состояние в знаковой форме. Регуляция эмоций предполагает осознание и внешнее выражение, разрядку эмоций конструктивными способами, которые не нарушают права и свободы других, а способствуют продуктивному общению и деятельности. Среди основных способов регуляции эмоций можно выделить [3]:
A) Эмоциональное отреагирование. Является самым оптимальным способом, эмоция осознается и конструктивно разряжается в поведении, деятельности и общении, направленных на решение проблемы.
Б) Эмоциональная трансформация. Внутренний мир меняется через конструктивное переструктурирование негативных эмоций.
B) Эмоциональное подавление (отвлечение, переключение, регуляция через другие эмоции, физическая разрядка, релаксация). Происходит уход от решения проблемы, отказ от собственных эмоций, игнорирование их оценочной и ак-тивационной функций. Данный способ не является конструктивным, хотя может быть предпосылкой для последующего оптимального осознания эмоций и поведения.
Следует подчеркнуть, что осознанная регуляция эмоций предполагает не простое избавление от отрицательных эмоций, а их внимательное изучение, считывание их смысла и отзвука в телесных и поведенческих реакциях. Именно такую способность к жизни в настоящем с концентрацией внимания не только на мыслях, но и на чувственных и телесных переживаниях Ф. Перлз обозначил как осознавание [4]. Регулировать стоит интенсивность и длительность переживания той или другой эмоции, не игнорируя поиск и понимание причин возникновения проблем и негативных эмоций. В том случае, когда регуляция эмоций будет сводится лишь к поверхностному формированию позитивных эмоций и мыслей, без осознания вытесненных проблем и жизненных сценариев, поведение человека не станет гибким и осознанным, а личность не достигнет зрелости.
Важно помнить, что способности к осознанной регуляции эмоций и поведения не являются врожденными, они формируются через специально организованный опыт, использование широкого спектра методов и технологий как на уровне психогигиены и профилактики, так и на более глубоком уровне психологической и психотерапевтической помощи. И сегодня востребованным является организация условий для формирования осознанного и эффективного эмоционального поведения человека.
Литература:
[1]. Комеда-Лутц М. Интеллектуальная эмоциональность. Как обращаться со своими чувствами / пер. с нем. - Харьков.: «Гуманитарный центр», 2014.
[2] Ланина Н.В. Проблемы развития личностной зрелости в условиях социальных перемен /науч-практ. журнал «Акмеология», 2014, № 1-2 (спец.выпуск). - с. 132-133.
[3]. Саенко Ю.В. Регуляция эмоций. Тренинги управления чувствами и настроениями. - Спб: Речь, 2010.
[4]. Перлз Ф.С. Гештальт-подход и Свидетель терапии. - М.: Класс, 2007.
ON THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A HUMAN PERSONAL GROWTH
RESOURCE
Lanina Nadegda Vladimirovna (Voronez, Russia)- candidate of psychological sciences, docent, Voronezh State Pedagogical University, s. Lenina, 86, ^d^^istm
ABSTRACT
The article deals with the development of personal maturity through the understanding of emotions and feelings. In this article we also analyze the content and significance of the development of emotional intelligence as an important resource of personal growth of man. Keywords: emotions, awareness, personal growth, regulation of emotion, emotional intelligence.
УДК 159.923.2
ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Лебедева Светлана Андреевна - логопед, детский центр развития «Умники и умницы»; ул. Перекопская, 1а, Тула, 300045, e-mail: ls.a@bk.ru
Хаидов Сергей Курбанович - кандидат психологических наук, кафедра специальной психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (ТГПУ им. Л.Н. Толстого); пр. Ленина, 125, Тула, 300026; e-mail: tgpu@tula.net
Аннотация
статья посвящена анализу особенностей самоотношения у подростков с задержкой психического развития. В данной работе понятие самоотношения рассматривается с точки зрения подхода В.В. Столина и С.Р. Пантилеева. В статье приводятся количественные и качественные результаты исследования особенностей самоотношения у подростков 12-14 лет, имеющих задержку психического развития. Результаты исследования позволяют обосновать необходимость формирования позитивного, устойчивого к негативным воздействиям внешней среды самоотношения у подростков с задержкой психического развития, тем самым создавая возможности успешной социальной адаптации личности к требованиям социума и устойчивости к неблагоприятным факторам социальной действительности.
Ключевые слова: самоотношение, подростки, задержка психического развития, самовосприятие, самопринятие, социальная адаптация.
Введение
К настоящему моменту проблема научного исследования самоотношения в психологии является традиционной. Проблема самоотношения является важнейшим теоретическим и прикладным вопросом психологии личности. Это обусловлено тем, что ни одно из проявлений человека как сознательного субъекта не обходится без включения в эти процессы его отношения к самому себе.
В отечественной и зарубежной психологии описана не только сложная структура самоотношения, но и показано его значение в формировании активной жизненной позиции, направленности личности на самовыражение и самореализацию. Актуальность исследования возможностей формирования позитивного самоотношения у детей с задержкой психического развития (ЗПР) обусловлена его направленностью на решение одной из фундаментальных проблем специальной психологии и коррекционной педагогики - раскрытие психологических условий оптимизации процесса социальной адаптации ребенка как активного субъекта, имеющего адекватные представления о себе и владеющего необходимыми навыками саморегуляции.
В отечественной психологии феноменом отношения человека к себе изучали В.С. Агапов, М.А. Басин, С.Р. Пантилеев, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др. Термин «самоотношение» был введен грузинским психологом Н.И. Сарджвеладзе [1;2;3;4;5;6;12;13;16].
Исследование особенностей самоотношения подростков с ЗПР и возможностей коррекционно-развивающей работы с ними, имеющей цель формирование адекватного самоотношения, является необходимым условием оказания помощи подростку с трудностями в развитии в преодолении сложностей личностного становления, а также мерой пропедевтики (профилактики) психологического неблагополучия и социальной дезадаптации подростков с ЗПР.
Специальных исследований по проблеме самоотношения у детей и подростков с ЗПР небольшое количество. Среди них исследования Н.Л. Белопольской, Н.А. Жулидовой, М.Н. Кропачевой, И.В. Сычевич, О.А. Талиповой и др.[9;15].
Методика и выборка исследования
В основе данного исследования лежит понимание самоотношения, предложенное В.В. Столиным в русле концепции о личностном смысле «Я» [14].
Исследование было осуществлено с использованием метода тестирования при помощи опросников С.Р. Пантилеева (методика исследования самоотношения - МИС) [11]. Мето-