Научная статья на тему 'Личностная саморегуляция как фактор саморазвития подростков с задержкой психического развития'

Личностная саморегуляция как фактор саморазвития подростков с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1362
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОНТОГЕНЕЗ / ДИЗОНТОГЕНЕЗ / ВНУТРЕННЯЯ АКТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС РАЗВИТИЯ / СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД / ОБЩЕВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СПЕЦИФИКА В РАЗВИТИИ / PERSONAL SELF-REGULATION / DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT / ONTOGENY / INTERNAL ACTIVITY / AGE PECULIARITIESONAL REFLECTION / VALUE ORIENTATION / AGE CRISIS DEVELOPMENT / SENSITIVE PERIOD / THE SPECIFICS OF THE DEVELOPMENT / DISONTOGENY / PARTICULAR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Матанцева Татьяна Николаевна

В статье представлен анализ специфики становления личностной саморегуляции подростков с задержанным психическим с 11 до 16 лет. Личностная саморегуляция рассматривается как фактор саморазвития данной категории подростков. Даются рекомендации по оптимизации становления личностной саморегуляции в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal self-regulation as a factor of self-development adolescents with mental retardation

The article presents the analysis of the specificity of formation of the personality self-regulation of adolescents with detainees with mental 11 to 16 years. Personal self-regulation is considered as a factor in the development of this category of adolescents. Recommendations for optimizing the development of personal self-regulation in the educational process.

Текст научной работы на тему «Личностная саморегуляция как фактор саморазвития подростков с задержкой психического развития»

elder preschoolers with mental retardation depending on the nature of the relations in the family] // SHesti-letnie deti. Problemy issledovaniya - Six-year-old children. Problems of research. N. Novgorod. 1993. Pp. 98109.

9. Petrovsky A. V., Turevskiy M. A. Dejstvennaya gruppovaya ehmocional'naya identifikaciya [Effective group emotional identification] // Psihologicheskaya teoriya kollektiva - Psychological theory of the team. Moscow. Prosveschenie. 1979. Pp. 74-79.

10. Kuzmina V.P. EHmpatiya v detsko roditel'skih otnosheniyah... [Empathy in children-parent relationships... ]

11. Freud Z. Psihoanaliticheskie ehtyudy [Psychoanalytic studies]. Minsk. "Belarus". 1991.

12. Vygotsky L. S. Problemy obshchej psihologii [Problems of General psychology] // Proc. art.: in 6 vols. Moscow. 1982. Vol. 2, 4.

13. Kuzmina V.P. EHmpatiya v detsko roditel'skih otnosheniyah... [Empathy in children-parent relationships... ]

УДК 812

Т. Н. Матанцева

Личностная саморегуляция как фактор саморазвития подростков с задержкой психического развития

В статье представлен анализ специфики становления личностной саморегуляции подростков с задержанным психическим с 11 до 16 лет. Личностная саморегуляция рассматривается как фактор саморазвития данной категории подростков. Даются рекомендации по оптимизации становления личностной саморегуляции в образовательном процессе.

The article presents the analysis of the specificity of formation of the personality self-regulation of adolescents with detainees with mental 11 to 16 years. Personal self-regulation is considered as a factor in the development of this category of adolescents. Recommendations for optimizing the development of personal self-regulation in the educational process.

Ключевые слова: личностная саморегуляция, задержка психического развития, онтогенез, ди-зонтогенез, внутренняя активность, личностная рефлексия, ценностные ориентации, возрастной кризис развития, сензитивный период, общевозрастные особенности, специфика в развитии.

Keywords: personal self-regulation, a delay of mental development, ontogeny, disontogeny, internal activity, age peculiaritiesonal reflection, value orientation, age crisis development, sensitive period, particular, the specifics of the development.

Понятие «личностная саморегуляция» связано со способностью личности регулировать свою активность: эмоции, чувства, поведение, общение. Личностная саморегуляция проявляется в активно-действенном отношении личности к себе и другим, в нравственных и социальных установках. В целом, «данное понятие отражает параметры социального поведения и межличностных отношений, обеспечивающие преобразование деятельности и общения» [1]. В отечественной психологии адекватно сформированная саморегуляция представляется одним из факторов развития личности, который ведет к самодетерминации и самореализации человека в жизни.

Структурными компонентами личностной саморегуляции являются личностные образования, участвующие в регуляции, в первую очередь ценностные ориентации, активность и рефлексия [2]. Каждый структурный компонент в целостном процессе регуляции выполняет свою роль. Ценностные ориентации указывают на значимые для личности социальные ценности. Активность выполняет функцию реализации значимого как во внешнем, так и во внутреннем мире и включает в себя все виды и формы реализации активности: труд, учёбу, общение, поведение. Внутренняя активность находит свое выражение в самопознании и саморуководстве. Рефлексия осуществляет контроль за правильностью выбранных форм и ви-

© Матанцева Т. Н., 2014

дов активности, а также осуществляет обратную связь, обращая психическую активность на себя. В результате происходит переоценка и переосмысление активности, изменение ценностно-смысловых образований. Благодаря обратной связи идет приобретение внутреннего регуляторного опыта.

Процесс формирования личности подростка проявляется «в увеличении роли внутренних факторов и совершенствовании механизмов личностной саморегуляции», при этом эффективность личностного становления подростков с отклонениями в развитии, особенно в современных образовательных условиях, во многом зависит от пробуждения стимулов к развитию, квалифицированной помощи специалистов и оптимизации условий развития [3].

Собранный нами экспериментальный материал и его анализ позволили выявить специфические особенности в становлении личностной саморегуляции подростков с задержанным психическим развитием от 11 до 16 лет [4].

Мы пришли к выводу, что на протяжении подросткового возраста происходят динамические прогрессивные изменения всех структурных компонентов личностной саморегуляции: внутренней активности, базовых ценностей и рефлексии, что свидетельствует о качественных сдвигах в её развитии и повышающихся возможностях подростков в плане регуляции. Это обеспечивает к старшему подростковому возрасту смещение регуляции вовнутрь и позволяет считать подростковый возраст сензитивным к её развитию. Благодаря личностному регулированию в подростковый период закладываются основы социально-нравственного поведения, формируется общая направленность нравственных представлений и установок, обеспечивается становление нравственной активности и в целом социального развития подростка, что обусловливает поступательное развитие его как личности [5]. Развитие личностной саморегуляции не ограничивается подростковым возрастом, так как в систему регуляции недостаточно интегрированы важные составляющие: уверенность в себе, саморуководство и ценность-Я, кроме того, значительного усложнения структурных компонентов личностной саморегуляции к окончанию подросткового онтогенеза не происходит, что отражает дальнейшие возможности развития данной функции в юношеском возрасте.

Становление личностной саморегуляции носит процессуальный характер, динамика развития её показателей указывает на связь с этапами подросткового онтогенеза. В соответствии с точкой зрения К. Н. Поливановой, в развитии личностной саморегуляции можно выделить стабильный период (11-12 лет) и кризисный период (13-16 лет), что соответствует хронологии подросткового возраста [6].

Стабильный период совпадает с младшим подростковым возрастом. Личностная саморегуляция характеризуется ведущими показателями активности: открытостью младших подростков во взаимоотношениях с самим собой, мотивацией социального одобрения в регуляции поведения, при этом у части подростков уже доминирует ориентация на себя. Но младшие подростки не ощущают себя уверенными, самостоятельными и волевыми, следовательно, ещё не могут осуществлять саморуководство и саморегуляцию в полном объёме, они во многом зависят от средовых влияний. Несмотря на достаточно развитые базовые ценности и рефлексию, у младших подростков преобладают внешние регуляторы поведения. В нравственных представлениях младших подростков звучит зависимость от взрослых, а ответственность в этом возрасте ещё не является смыслообразующей ценностью, хотя уже включена в структуру регуляции.

Анализ своеобразия личностной саморегуляции подростков в кризисный период обнаруживает следующие характеристики. Прогрессивное развитие временно приостанавливается, доминируют противоречия: нежелание раскрывать себя сочетается с повышением уверенности в себе, способность к самоконтролю сочетается со склонностью подчиняться сре-довым влияниям; в отношениях с самим собой, в саморуководстве, в отражённом самоотношении выражена избирательность. Ценность ответственности не приводит к ответственному поведению, а усложняющиеся нравственные представления не являются значимыми регуляторами.

Развитие совершает больше разрушительную, чем созидательную работу: повышается закрытость подростков, причины трудностей, заключающиеся в самом подростке, отрицаются, переживание «Я» сопровождается внутренним напряжением, ожидаются негативные чувства от окружающих по отношению к себе. Но к концу кризисного периода, к 15-16 годам, подростки изменяются, появляются новообразования: личность становится источником ак-

тивности, проявляется сила «Я», возрастают регулирующие возможности «Я», формируется внутренний стержень личности, ответственность становится ведущей ценностью, свидетельствующей о социальной зрелости старших подростков, совершенствуется личностная рефлексия. Ведущими механизмами регуляции становятся рефлексия и ценностные ориентации.

Таким образом, кульминационной точкой в формировании личностной саморегуляции подростков является возраст 15-16 лет, в этом возрасте происходит качественный сдвиг в её развитии, связанный с формированием возрастных новообразований. Центр тяжести регуляции смещается извне вовнутрь. Личность подростка на основе внутренней активности становится способной регулировать свою внешнюю активность.

Проанализированные нами особенности и тенденции развития личностной саморегуляции являются показателем психологического взросления подростков с задержанным психическим развитием. Тесная взаимосвязь личностной саморегуляции с этапами подросткового онтогенеза доказывает, что данный возраст сензитивен к её развитию. Подростки с ЗПР внутренне изменяются, выходя на качественно новый личностный уровень. Положительно то, что к 15-16 годам по ряду структурных компонентов личностной саморегуляции подростки с ЗПР выравниваются относительно нормы, это свидетельствует о достаточных возможностях подростков в плане личностного регулирования.

Высказанные соображения служат для нас отправной точкой для рассмотрения проблем саморазвития подростков с задержкой психического развития в процессе образования.

В парадигме современного образования XXI в. всё большую роль играет личностно-ори-ентированное образование, оно рассматривает механизмы личностного регулирования и развития - рефлексию, смыслотворчество, избирательность, ответственность, автономность и др. - как самоцель образования, достижению которой, в конечном счете, подчинены его содержательные и процессуальные компоненты. Эффективность усвоения при этом собственно предметного содержания возрастает благодаря тому что это содержание обретает качественно новый личностный смысл, выступает как содержание и среда становления личностного опыта ученика.

С целью оптимизации становления личностной саморегуляции у подростков с задержкой психического развития в образовательном процессе необходимо учитывать следующие положения:

1. ЗПР затрагивает всю психическую сферу ребёнка и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс формирования личностной саморегуляции должен выстраиваться с позиций системного подхода. С дошкольного возраста необходимо формировать полноценный базис для становления личностных структур, участвующих в регуляции. Для этого важно обеспечивать специальные психолого-педагогические условия для их формирования в дошкольном и младшем школьном возрасте:

- в дошкольном возрасте - развитие познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности; повышение самостоятельности и автономности ребёнка, развитие личной позиции; привитие нравственных ориентиров в деятельности и поведении; воспитание положительных личностных качеств;

- в младшем школьном возрасте - формирование общей способности к учению, самоконтроль в учебной деятельности; умение анализировать свою активность; закреплять осознание социальной роли школьника;

- формирование предпосылок к становлению личностной саморегуляции должно осуществляться параллельно с развитием когнитивных способностей детей с ЗПР, так как они напрямую связаны с уровнем интеллектуального развития.

Эффективность реализации данных условий будет зависеть от аналитико-диагности-ческой и контрольно-оценочной составляющей педагогического процесса и пронизывать все направления педагогической деятельности.

2. Развитие личностной саморегуляции детей и подростков с ЗПР должно строиться по принципу «замещающего онтогенеза», суть которого в доформировании каждой психической функции, участвующей в регуляции с учётом их взаимодействия и взаимовлияния, прежде всего рефлексии и всех видов активности.

Данные задачи эффективно решать как на каждом образовательном занятии, так и на специальных и индивидуальных занятиях. Кроме того, коррекционно-развивающие задачи,

направленные на развитие личностной саморегуляции, могут планироваться и осуществляться в свободной или специально спроектированной деятельности, а также в режимных моментах.

3. Формирование личностной саморегуляции подростков должно идти поэтапно с учетом возрастных возможностей и зоны ближайшего развития:

- На этапе младшего подросткового возраста уделять внимание развитию показателям внутренней активности, так как они составляют регуляторный механизм поведения подростков в 11-12 лет. Когнитивный компонент активности личности следует направлять на создание позитивного образа индивидуальных качеств, способностей, внешности и социальной значимости подростка. Эмоциональный компонент - на формирование самоуважения. Оценочно-волевой - на повышение самооценки, авторитетности и саморуководства. Мотивационный компонент направлять на осознанный выбор линии поведения и ответственности за него. Поведенческий компонент определяется внешней стороной активности.

Процесс формирования активности подростков с ЗПР неоднороден на разных возрастных этапах, но основной путь развития - это участие в общественно полезной деятельности с последующей рефлексией, анализом себя, умений, способностей, а также регулярные и сис-тематичесие, индивидуальные и групповые занятия-тренинги с психологом «Познай себя», направленные не только на преодоление закрытости, но и на позитивное самовосприятие:

- в 13-14 лет на основе предпосылок к абстрактно-логическому мышлению следует уделять внимание развитию рефлексивных способностей подростков, а также критичности к себе и окружающим. Уроки нравственности для подростков с ЗПР позволят активизировать развитие нравственных представлений, нравственного самосознания и поведения и послужат базой для профилактики девиантного поведения;

- на каждом возрастном этапе основой регуляции являются ценностные ориентации. Включение подростка в социальные процессы во многом определяется информационным полем, в котором он находится, поэтому успех формирования ценностных ориентаций зависит от того, в какой степени формируемые ценности утвердились в системе отношений конкретного образовательного учреждения, присутствуют ли они реально в поведении педагогов, в характере осуществляемой деятельности. Образовательная среда должна соответствовать декларируемым и реально действующим ценностям. От этого зависит эффективность воспитательного процесса в школе. При этом необходимо учитывать факторы социального окружения подростка, семью и личные усилия подростка.

В развитии ценностных ориентаций необходимо обращать внимание на формирование базовых, смыслообразующих ценностей подросткового возраста:

- внутренним стимулом для подростков с ЗПР является ценность познания. Познавать значит обретать собственный внутренний опыт. Необходимо, чтобы у подростков была возможность успешно действовать в образовательной среде, что создаст в познавательном процессе устойчивый положительный эмоциональный фон, укрепит внутреннюю мотивацию обучения и желание образовывать себя. Важно, чтобы создавались педагогические условия, при которых подросток чувствует себя первооткрывателем знания, обнаруживает новое в знакомой информации, вовлекается в эксперимент, эмоционально переживает процесс познания: радость, удивление, интерес. Подросток должен быть субъектом познавательного поиска.

Формируя ценность познания, следует учитывать психологические особенности подростков с ЗПР, прежде всего избирательное отношение к познавательной деятельности и зависимость от эмоционального аспекта процесса познания. Поэтому учёба должна эмоционально приниматься подростком, вызывать интерес и положительные эмоции, а конкретные знания - быть осмысленными и востребованными деятельностью. В учебной деятельности следует поощрять инициативу и самостоятельность;

- особое внимание необходимо уделять становлению ценности-Я. Развитие ценностного отношения к себе ориентирует на самоактуализацию, активизацию возможностей организма, самостоятельность и личностный рост. Я-ценность обретается посредством формирования позитивного отношения к себе, целостного восприятия себе как индивидуальности, положительной Я-концепции. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для познания учащимися собственного Я, своих индивидуальных характеристик; развития потребности в признании; возникновения интереса к своей жизни и стремления преобразовывать себя, выражать себя; развития потребности воплотить в жизнь свой личностный потенциал.

Ценность-Я эффективно развивать через включение подростков с ЗПР в спортивно-соревновательную, творческую, интеллектуальную деятельность в соответствии с индивидуальными способностями в форме коллективных общешкольных мероприятий, классных вечеров, клубной деятельности;

- у подростков с ЗПР выражена ценность Другого, которая важна для принятия окружающих, но в условиях задержанного развития она является несовершенным механизмом саморегуляции, мешая развитию регулирующих возможностей «Я». Поэтому в ценности другого надо развивать критичность и одновременно следует создавать условия для осознания значимости другого человека, принятия его индивидуальности и осознания причастности к поступкам окружающих для взаимопонимания в межличностном взаимодействии. Действенным фактором совершенствования ценности другого является «Школа общения», проводимая психологом в форме социально-психологического тренинга;

- общественно полезная деятельность является значимой для подростков с ЗПР. Стимулирование социальной активности возможно через различные формы социально значимой деятельности и целенаправленное участие подростков в доступном преобразовании окружающего мира;

- наиболее проблемной у подростков с ЗПР является ценность ответственности. Её можно развивать через включение подростка в сложную систему разнообразных отношений, коллективной зависимости в какой-либо совместной деятельности. Условием воспитания ответственных форм поведения, по Л. И. Божович, является продуманная организация поведения подростков, обеспечение тех мотивов, при которых ответственное поведение становится фактом, поскольку ответственность важна не только перед другими, но и перед собой [7]. Необходимо обучать подростков способам организации поведения. Целенаправленное формирование ответственного поведения предполагает профилактику и преодоление социального инфантилизма, это предполагает выработку ряда важных способностей: принимать решения и оценивать их последствия, критически мыслить, самовыражаться приемлемыми способами, осознанно делать выбор и взвешивать свои возможности. Ответственность - это главная составляющая социальной зрелости, необходимо поощрять самостоятельность и поддерживать инициативу. Педагогические усилия должны быть направлены на переориентацию подростков с экстернального на интернальный контороль через развитие рефлексивных способностей;

- в старшем подростковом возрасте работу по развитию структур, участвующих в саморегуляции, следует продолжить, но на более сложном уровне жизненного самоопределения, целепола-гания, проектирования будущего и формирования осознанных мировоззренческих установок.

4. Составной частью формирования личностной саморегуляции подростков с ЗПР должна стать профилактика вредных привычек и зависимостей: курения, токсикомании, нецензурной лексики, грубости, пивного алкоголизма. Они ослабляют личность подростка, приводя к становлению неадаптивных регуляторных механизмов и, как следствие, к деви-антному поведению.

Можно сделать вывод, что развитие потребности в личностном регулировании представляет процесс качественных изменений мотивационно-ценностных структур, усложнения их системного взаимодействия и, как следствие, механизмов саморазвития. В процессе взросления происходит изменение структуры, компонентов и функциональных возможностей саморазвития личности подростка путем реализации на каждой новой возрастной стадии задач внешней и внутренней активности, ценностно-смысловых ориентаций, рефлексивных способностей. Обозначенные нами средства активности могут быть использованы для стимуляции саморазвития в подростковом возрасте.

Примечания

1. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. С. 110.

2. Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. С. 54.

3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. С. 324.

4. Матанцева Т. Н., Смирнова С. И. Психология саморегуляции и самооценки подростков с задержкой психического развития. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. С. 163.

5. Матанцева Т. Н. Возрастные и специфические особенности личностной саморегуляции подростков с задержкой психического развития // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. № 1(1). С. 162-166.

6. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: Изд. центр «Академия», 2000. С. 32.

7. Божович Л. И. Указ. соч.

Notes

1. Konopkin O. A. Psihologicheskie mekhanizmy regulyacii deyatel'nosti [Psychological mechanisms of regulation of activity]. Moscow. 1980. P. 110.

2. Mislavskiy Y. A. Samoregulyaciya i aktivnost' lichnosti vyunosheskom vozraste [Self-regulation and activity of personality in adolescence]. Moscow. Pedagogika. 1991. P. 54.

3. Bozhovich L. I. Lichnost' i eyo formirovanie v detskom vozraste [Identity and its formation in childhood]. Moscow. Prosveschenie. 1968. P. 324.

4. Matantseva T.N., Smirnova S. I. . Psihologiya samoregulyacii i samoocenki podrostkov s zaderzhkoj psi-hicheskogo razvitiya [Psychology of self-regulation and self-esteem of adolescents with mental retardation]. Kirov. VyatSHU Publ. 2010. P. 163.

5. Matantseva T. N. Vozrastnye i specificheskie osobennosti lichnostnoj samoregulyacii podrostkov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya [Age and specific features of personal self-regulation of adolescents with mental retardation] // Herald of the Vyatka State University of Humanities. 2012, No. 1(1), pp. 162-166.

6. Polivanova K. N. Psihologiya vozrastnyh krizisov [Psychology of age crises]. Moscow. Publ. center "Academiya". 2000. P. 32.

7. Bozhovich L. I. Op. cit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.