УДК 159.922.76-056.34
Т. Н. Матанцева
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В статье представлены эмпирические данные, касающиеся особенностей развития базовых ценностных ориентаций подростков с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися и подростками с умственной отсталостью. Обоснована динамика развития базовых ценностей возраста с 11 до 15 лет. Раскрыты общевозрастные и специфические особенности ценностных ориентаций подростков с ЗПР.
In article the empirical data, concerning features of development of base valuable orientations of teenagers with a delay of mental development in comparison with normally developing and teenagers with intellectual backwardness is presented. Dynamics of development of base values from eleven-year to fifteen-year age is proved. Features, characterized for all ages and specific features of valuable orientations of teenagers with a delay of mental development are opened.
Ключевые слова: задержка психического развития, умственная отсталость, ценностные ориентации, Я-ценность, Другой-ценность, общественно полезная деятельность, ответственность, личная саморегуляция, познание, ценностно-смысловая сфера.
Keywords: delay of mental development, mental retardation, valuable orientations, value - me, value -him, social actiwty, responsibility, personal self regulation, cognition, valuable sense sphere.
Наше исследование направлено на расширение научно-практического знания об особенностях возрастного онтогенеза подростков с задержанным психическим развитием. В контексте изучения личностной саморегуляции подростков с задержкой психического развития мы исследовали их ценностные ориентации. Ценностные ориентации, являясь структурным компонентом саморегуляции, определяют то, на основе каких ценностей личности строится регуляция поведения [1].
Целью нашего экспериментального исследования явилось изучение особенностей базовых ценностных ориентаций подростков 11-15 лет с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками и подростками с умственной отсталостью.
Планируя и проводя экспериментальное исследование, мы опирались на основные теоретико-методологические положения изучения отклоняющегося развития, разработанные в специальной психологии.
В качестве экспериментальной методики мы применили анкету М. И. Лукьяновой «Ценностные ориентации школьников». Её выбор обусловлен тем,
МАТАНЦЕВА Татьяна Николаевна - старший преподаватель кафедры психологии ВятГГУ © Матанцева Т. Н., 2009
что анкетирование является наиболее адекватным методом исследования подростков [2], формулировки вербального материала данной анкеты не требуют модификации и последующего объяснения, ясность и конкретность вопросов делает возможным её применение на выборке подростков с отклонениями в развитии, при этом методика валидна и надёжна [3]. Её содержание полностью отвечает цели нашего исследования, анкета позволяет оценить, насколько значимыми для подростков являются такие базовые ценности, как познание, собственная ценность, ценность другого, ценность общественно полезной деятельности и ответственности.
Мы предполагаем, что базовые возрастные ценности, входящие в структуру ценностно-смысловой сферы подростков, будут иметь определённую специфику в условиях задержанного развития, и ожидаем специфические особенности в степени выраженности данных ценностей, их содержательной наполненности, динамике развития и иерархической значимости.
В эксперименте приняли участие подростки 11— 15 лет нормы, с задержанным развитием и с умственной отсталостью, обучающиеся в общеобразовательных и специальных школах г. Кирова и области,всего 270 человек.
Результаты, полученные нами на выборке подростков 11-15 лет с нормативным развитием, представлены в табл. 1.
Полученные нами количественные результаты позволяют зафиксировать следующие феномены ценностных ориентаций подростков нормы:
1. Для подростков нормы характерна высокая и средняя степень выраженности базовых возрастных ценностей. Отсутствие низких значений позволяет сделать вывод о достаточной сформиро-ванности у подростков с нормативным развитием базовых ценностей подросткового возраста.
2. Снижение ценности «Познание» с высокого уровня у младших подростков до среднего уровня у старших подростков. Различия статистически значимы (Н=0,000, р<0,01), что позволяет судить о возрастной динамике ценности и изменении отношения подростков к познанию.
3. Средний уровень выраженности «Я-ценнос-ти» на каждом этапе подросткового онтогенеза. Критерий Крускала-Уоллиса показывает, что уровень значимо не изменяется при переходе из одной возрастной группы в другую.
4. Средний уровень выраженности «Другой-ценность» с понижением ценности к 15 годам. Выявленные различия статистически значимы (Н=0,001, р<0,01), что свидетельствует о возрастной динамике ценности.
5. Снижение ценности «Общественно полезная деятельность» к 15 годам (Н=0,000, р<0,01).
6. Ценность «Ответственность» имеет средний уровень выраженности, с возрастом значимо не изменяется.
Результаты, полученные на выборке подростков 11-15 лет с задержанным психическим развитием, представлены в табл. 2.
Анализ количественных данных показал, что для ценностных ориентаций подростков с ЗПР свойственны следующие особенности:
1. Для подростков с ЗПР характерны средние и низкие значения выраженности возрастных ценностей, что свидетельствует о более низком уровне их развития по сравнению с нормой.
2. Ценность «Познание» снижается со среднего до низкого уровня (Н=0,000, р<0,01). Мы видим в этом сложную педагогическую проблему: подростки с ЗПР обучаются по программам общеобразовательной массовой школы, которая трудна для них. Хроническая неуспешность, непонимание таких предметов, как физика, химия, геометрия; неэффективность педагогического взаимодействия приводят к обесцениванию познания как ценности и протестным реакциям.
3. В количественных результатах «Я-ценность» преобладают средние (11-12 лет) и низкие (13-15 лет) значения. Подросток с ЗПР не уделяет должного внимания самовосприятию, самовыражению и собственной индивидуальности. Критерий Крускала-Уоллиса показывает, что уровень значимо не изменяется при переходе из одной возрастной группы в другую.
4. «Другой-ценность» возрастает (Н=0,013, р<0,05), что противоречит закрытости подростков с ЗПР, отмеченной в ряде исследований [4], [5], а потому и способности к быстрому установлению
тесных эмоциональных контактов с другими людьми. По данному показателю мы в большей степени можем говорить об их безусловном, не критичном восприятии других людей, тогда значимость «другого», ориентация на его индивидуальные особенности, при слабом вычленении своих особенностей, очевидна. Значимый другой является для подростка с ЗПР ориентиром в поведении и взаимоотношениях.
5. Ценность «Общественно полезная деятельность» снижается (Н=0,016, р<0,05). Возможно, это проявление психологической защиты, связанное с неверием в свою социальную значимость.
6. У подростков с ЗПР преобладают средние и низкие значения ценности ответственности. В реальной жизни ценность реализуется не всегда.
Результаты, полученные на выборке подростков 11-15 лет с умственной отсталостью, представлены в табл. 3.
Количественные показатели возрастных ценностей на выборке подростков с умственной отсталостью отличны как от нормы, так и от ЗПР. Для них характерно:
1. Средний уровень выраженности зафиксирован по всем базовым ценностям. Статистически достоверных различий при переходе из одной возрастной группы в другие не выявлено (за исключением «Другой-ценность»), что свидетельствует о том, что ценностные ориентации подростков с умственной отсталостью не являются динамично развивающейся системой.
2. Ценность другого повышается (Н=0,002, р<0,01). Мы связываем это с тем, что для пятнадцатилетнего подростка с умственной отсталостью образ сверстника является своеобразным возраст-
Таблица 1
Базовые ценности подростков 11-15 лет с нормативным развитием
Возраст подростков Базовые ценности (средний балл)
Познание Я-ценность Др.-ценность Общ. полезн. деятельность Ответственность
11-12 8,07 5,25 6,42 7,72 6,97
13-14 5,82 5,42 5,17 5,89 6,30
15 5,64 5,89 5,07 6,20 6,41
"■Критерий Н 0,000 0,266 0,001 0,000 0,201
^Коэффициент достоверности различий Крускала-Уоллиса.
Таблица 2
Базовые ценности подростков 11-15 лет с задержанным развитием
Возраст подростков Базовые ценности (средний балл)
Познание Я-ценность Другой-ценность Общ. полезн. деятельность Ответственность
11-12 6,79 5,20 5,71 6,74 5,58
13-14 5,20 4,92 4,97 6,3 4,92
15 4,27 4,82 6,05 5,65 4,80
*Крит. Н ,000 ,652 ,013 ,016 ,068
^Коэффициент достоверности различий Крускала-Уоллиса.
Таблица 3
Базовые ценности подростков 11-15 лет с умственной отсталостью
Возраст подростков Базовые ценности (средний балл)
Познание Я-ценность Другой-ценность Общ. пол. деятельн. Ответственность
11-12 7,60 4,05 5,65 6,93 6,65
13-14 7,43 4,73 6 7,05 6,50
15 7,85 4,69 6,15 7,03 6,90
*Крит. Н. ДОЗ ,485 ,002 ,908 ,650
ным эталоном желания соответствовать современному социуму. Подобный факт зафиксирован и на выборке подростков с ЗПР.
3. Средний уровень выраженности ценностей «Познание», «Общественно полезная деятельность», «Ответственность», «Я-ценность» отражает знаемый характер ценностей, они культивируются в практике обучения умственно отсталых школьников [6].
Представленный нами анализ ценностных ори-ентаций подростков отразил особенности их формирования в зависимости от возраста и уровня развития подростков. Чтобы сформулировать окончательные выводы, необходимо убедиться в достоверности различий подростков нормы, с ЗПР, с умственной отсталостью на каждом возрастном этапе. Сводные результаты представлены в табл. 4.
Таблица 4 Базовые ценности подростков 11-15 лет
Базовые ценности *11-12/н,зпр,уо *13-14/н,зпр,уо *15/н,з пр,уо
Познание ,038 ,000 ,000
Я-ценность ,002 ,433 ,011
Др.-ценность ,065 ,023 ,023
Общ. пол. д. ,117 ,006 ,008
Ответственность ,001 ,000 ,000
^Коэффициент достоверности различий Крускала-Уоллиса.
Абсолютно по всем ценностям выявлены значимые различия между подростками нормы, с ЗПР и с умственной отсталостью на выборке пятнадцатилетних подростков. Эмпирически выявленный возраст различий не случаен, старший подросток выходит на качественно иной уровень развития, связанный с формированием не только более сложной ценностно-смысловой сферы, но и мировоззрения. Выявленные нами особенности ценностных ориентаций подростков с ЗПР и с умственной отсталостью позволяют предположить, что направление различий связано с более низкой значимостью базовых ценностей для подростков в условиях дизонтогенетического развития.
Конкретизировать специфику развития базовых ценностей при задержанном развитии позволяет
метод ранжирования. Иерархия ценностей подростков нормы, с задержанным развитием и умственной отсталостью представлена следующим образом.
Иерархия ценностей с этапами подросткового онтогенеза в норме изменяется, это свидетельствует о процессе развития личности и внутренней активности подростков. Наиболее значимыми ценностями младших подростков являются «познание» и «общественно полезная деятельность». Данный факт давно зафиксирован в ряде исследований подросткового возраста [7], [8]. Общественно полезная деятельность как значимая ценность свидетельствует о том, что младшие подростки вступили в качественно новый этап развития - подростковый. У младшего подростка наблюдается положительное отношение к любым видам общественно полезной деятельности, так как она создаёт возможность для реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя потребность в социальной активности. Общественно полезная деятельность - кульминационный пункт в усвоении норм социального общения [9]. Поэтому логичной является «ответственность» как третья значимая ценность младшего подросткового возраста. Исследования показывают, что чувство взрослости подростков связано с появлением чувства социальной ответственности как возможности отвечать за себя и за общее дело. «Другой-ценность» и «Я-ценность» занимают 4-ю и 5-ю позиции при среднем уровне выраженности. На их основе развивается положительное отношение к социальному окружению и к самому себе. В иерархии ценностей «Я-ценность» при среднем уровне сформированности занимает последнее место. Мы связываем это с тем, что младшие подростки ещё только встали на путь раскрытия своей индивидуальности и личностного взросления.
В 13-14 лет познание уже не является самой значимой ценностью. Данный факт связывают с формальным усвоением школьных знаний, а также с тем, что ведущей деятельностью в этом возрасте становится общение и общественно полезная деятельность. Мы придерживаемся второй точки зрения, так как она отражает произошедшие с подростком внутренние изменения. Самой значимой ценностью для 13-14-летних является ответ-
ственность. Это говорит о росте самостоятельности и развитии саморегуляции. По уже понятным причинам второй значимой ценностью является «Другой-ценность». Значимой ценностью остаётся общественно полезная деятельность, но она занимает третье место. Дело в том, что к 15 годам отношение к ней становитися более дифференцированным: к одним делам отношение активно положительное, к другим - пассивное.
Значимым фактом для 15-летних подростков является усиление иерархической значимости Я-ценности. В структуре ценностно-смысловой сферы эта ценность становится ведущей. Она является определяющей в развитии личностной саморегуляции, так как значимая цель превращает активность в деятельность.
Таким образом, на протяжении подросткового возраста происходит закономерная перестройка иерархии ценностей, она осуществляется в заданном направлении в соответствии с логикой развития данного этапа онтогенеза.
В условиях задержки психического развития сохраняется значимость данных ценностей, об этом свидетельствуют средние и близкие к ним значения выраженности ценностей у подростков с ЗПР. На протяжении подросткового онтогенеза ценностные ориентации изменяются, сохраняя общую логику развития, близкую к описанной нами возрастной модели. Общественно полезная деятельность
как значимая ценность свидетельствует о том, что младшие подростки с ЗПР также вступили в качественно новый этап развития - подростковый. Подростки с ЗПР чувствуют потребность в социальной активности и самовыражении, это хорошая предпосылка для личностного развития, но третьей значимой ценностью является не ответственность, а «Другой-ценность».
В возрасте 13-14 лет потребность в социальной активности и самовыражении сохраняется, так как общественно полезная деятельность остаётся значимой ценностью, но ценность ответственности не выходит на первый план иерархии ценностей, создавая препятствие для развития самостоятельности и социального взросления.
К 15 годам актуализируется «Я-ценность», при её низком значении, так же, как и в норме, начинает оформляться индивидуальность, но ценность ответственности у пятнадцатилетних подростков с ЗПР не приобретает высокой иерархической значимости. В этом мы видим влияние задержанного развития на становление ценностно-смысловой сферы подростков с ЗПР.
Осознания себя как самостоятельной личности в достаточном объёме не происходит. Это подтверждается и более высокой иерархической значимостью «Другой-ценности». У пятнадцатилетних подростков эта ценность является самой значимой. Иерархически она более значима, чем «Я-ценность»,
НПР ЗПР УО
11-12 лет
1. Познание 1. Познание 1. Познание
2. Общественно полезная дея- 2. Общественно полезная деятель- 2. Общественно полезная деятель-
тельность ность ность
3. Ответственность 3. Другой-ценность 3. Ответственность
4. Другой-ценность 4. Ответственность 4. Другой-ценность
5. Я-ценность 5. Я-ценность 5. Я-ценность
13-14 лет
1. Ответственность 1. Общественно полезная деятельность 1. Познание
2. Другой-ценность 2. Познание 2. Общественно полезная деятельность
3. Общественно полезная дея- 3. Другой-ценность 3. Ответственность
тельность
4. Познание 4. Ответственность 4. Другой-ценность
5. Я-ценность 5. Я-ценность 5. Я-ценность
15 лет
1. Ответственность 1. Другой-ценность 1. Познание
2. Общественно полезная дея- 2. Общественно полезная деятель- 2. Общественно полезная деятель-
тельность ность ность
3. Я-ценность 3. Я-ценность 3. Ответственность
4. Познание 4. Ответственность 4. Другой-ценность
5. Другой-ценность 5. Познание 5. Я-ценность
Таблица 5
Иерархия ценностей подростков с НПР, ЗПР и умственной отсталостью
что, с одной стороны, подчёркивает большую зависимость подростка с ЗПР от значимого другого, а с другой стороны, подавляет развивающуюся индивидуальность, являясь препятствием к личностному развитию.
Таким образом, специфика ценностных ориентаций подростков с ЗПР в том, что такая базовая ценность, как ответственность, не достаточно актуализируется в иерархической структуре ценностей, а значит, она не может быть эффективным регулятором поведения.
В условиях умственной отсталости иерархия ценностей с этапами подросткового онтогенеза не изменяется, это свидетельствует о тормозящем влиянии умственной отсталости на процесс развития ценностно-смысловой сферы личности и внутренней активности подростков. Специфической особенностью ценностных ориентаций умственно отсталых подростков является стабильно низкая иерархическая значимость «Я-ценности». С нашей точки зрения, это единственная ценность из анализируемых ценностей, которая не может быть искусственно сформированной, она связана с развитием самосознания и личностной индивидуальности.
Таким образом, проведенное нами экспериментальное исследование позволило проанализировать такой структурный компонент личностной саморегуляции подростков с ЗПР, как ценностные ориентации, проследить возрастную динамику их развития с 11 до 15 лет. Удалось сравнить полученные данные с результатами нормально развивающихся и умственно отсталых подростков. Таким образом, собранный нами экспериментальный материал и его анализ позволяют выявить, какие особенности и тенденции в развитии ценностных ори-ентаций подростков с ЗПР являются:
- возрастными, присущими как подросткам с ЗПР, так и их нормально развивающимся сверстникам;
- специфическими только для подростков с ЗПР, отличающими их как от нормально развивающихся, так и от умственно отсталых подростков;
- характерными для дизонтогенетического развития, то есть общими для подростков с ЗПР и с умственной отсталостью.
Общевозрастные тенденции:
1. Ценностные ориентации подростков представляют собой динамично развивающуюся систему, что свидетельствует о внутренней активности подростков.
2. На протяжении подросткового возраста происходит перестройка иерархии ценностей, она осуществляется в заданном направлении в соответствии с логикой развития подросткового этапа онтогенеза.
Специфические тенденции:
1. В динамике ценностей подростков с ЗПР выявлены феномены: с 11 до 15 лет происходит снижение ценности познания, ценности общественно полезной деятельности, ценности ответственности; повышение «Другой-ценности» и «Я-ценнос-ти». Причём «Другой-ценность» превосходит «Я-ценность».
2. Средние и низкие значения ценностей подростков с ЗПР свидетельствуют о более низком уровне развития ценностно-смысловой сферы по сравнению с подростками нормы.
3. К 15 годам происходит усиление иерархической значимости «Я-ценности» и «Другой-ценности».
4. Ценность ответственности у подростков с ЗПР к 15 годам не становится ведущей.
Характерны для дизонтогенетического развития:
1. Более низкий уровень значимости базовых ценностей относительно нормы.
2. Ценность ответственности к 15 годам не становится ведущей, препятствуя развитию личностной саморегуляции и социальной активности.
3. Преобладание «Другой-ценности» над «Я-ценностью», что можно отнести к механизму социальной адаптации в условиях дизонтогенеза.
Выделеные нами тенденции развития ценностных ориентаций подростков с ЗПР необходимы для разработки научно обоснованных путей и средств оптимизации процесса становления ценностно-смысловой сферы, а также исследуемой личностной функции.
Примечания
1. Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. С. 85.
2. Левченко И. Ю., Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика. М.: Изд. центр «Академия», 2005. С. 155-167.
3. Лукьянова М. И. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии диагностики. М.: ТЦ Свера, 2004. 208 с.
4. Конева И. А. Особенности образа я младших подростков с задержкой психического развития: дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2002. 175 с.
5. Талипова О. А. Особенности самоотношения старших подростков с задержкой психического развития: дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2007. 192 с.
6. Мозговой В. М. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. завед. М.: Изд. центр «Академия», 2006. С. 143.
7. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. С. 292-315.
8. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: Изд. «Академия», 2000. 184 с.
9. Фельдштейн Д. И. Психология современного подростка. М.: Педагогика, 1987. С. 84-87.